Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Процесс становления и развития военной психологии в нашей стране

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

Глава I. Становление  и развитие военной психологии в  России до Великой Отечественной  войны 

1.1 Становление  и развитие военной психологии  в Российской империи до 1917 г. 

1.2 Развитие советской  военной психологии в довоенный  период 

Глава II. История становления и развития военной психологии в России 

2.1 Развитие советской  военной психологии в годы  войны и послевоенное время 

2.2 Современная  военная психология: состояние и  перспективы развития 

Заключение 

Список используемой литературы 

Приложения 

Введение 
 

Актуальность  рассмотрения таких вопросов как  вопросы становления и развития военной психологии в нашей стране обусловлена прежде всего важностью  самой военной психологии в системе  знаний будущего офицера ФСБ.. Необходимость  исследования проблем и истории военной психологии состоит в следующем: 

1. Во - первых, опыт  участия частей и подразделений  российской армии в боевых  действиях в последние годы  выявил настоятельную необходимость  разработки реальных, а не надуманных  проблем психологического обеспечения боевой деятельности. Характер современных боевых операций, в которых принимали участие российские военнослужащие, оказывался принципиально отличным от того, к чему их готовили. Отсюда необходимость оперативного решения основных психологических проблем повышения эффективности боевой деятельности войск в процессе локальных и эпизодических военных конфликтов. 

2. Во-вторых, целый  комплекс важнейших психологических  вопросов ставит процесс реформирования  Вооруженных Сил. Как повысить  позитивные и блокировать негативные последствия непрерывных и радикальных преобразований на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях управления? Как обеспечить принятие руководителями всех рангов оптимальных решений, связанных с реорганизацией Вооруженных Сил в современных условиях? В поисках ответов на эти и другие актуальные вопросы современного строительства российских Вооруженных Сил самое активное участие должны принять военные психологи. 

3. В-третьих,  изменение системы идеологических  и, как следствие, ценностных основ проведения научных изысканий всех уровней по-новому ставит проблему содержания военно-психологических исследований, корректировки научных стандартов их организации и оценки результатов. Для военных психологов данное требование реализуется во внедряемых гуманистически ориентированных подходах в их работе с военнослужащими и воинскими коллективами, оптимизации прежних методов исследования и творческом поиске новых.Все эти факторы показываю важность рассмотрения выбранной мной темы. 

Цель исследования - рассмотреть процесс становления и развития военной психологии в нашей стране, а также основные закономерности присущие данному процессу. Достичь цели целесообразно решением следующих исследовательских задач: 

· Дать понятие, назвать предмет, метод и задачи военной психологии. 

· Рассмотреть  поэтапно процесс становления и  развития военной психологии в России. 

· Упомянуть  тенденции и перспективы развития данной науки в современный период 

· Систематизировать  знания и сделать вывод. 

Метод. В процессе исследования использовались конкретно-исторический, структурно логический методы исследования, а также общелогические методы: анализ синтез, дедукция , индукция 

Объект исследования - исторический процесс становления  и развития психологического знания в военной области. 

Предмет - конкретные вехи и этапы развития военной  психологии в России, а также закономерности им присущие. 

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Также приведены приложения. 

Глава I. Становление  и развитие военной психологии в  России до Великой Отечественной  войны 
 

1.1 Становление  и развитие военной психологии  в Российской империи до 1917 г. 
 

Прежде чем  непосредственно приступать к рассмотрению вопросов становления и развития военной психологии в России необходимо определиться, что же такое военная психология, что входит в предмет ее изучения, какие ее основные задачи. 

Военная психология как наука нацелена на военнослужащего  и воинский коллектив. Они являются её объектом. Но военнослужащие и воинские коллективы интересуют и другие виды науки: военную историю, тактику и др. Специфичным же для каждой из этих наук является предмет исследования, т.е. те закономерности, на изучение которых нацелена та или иная наука. В этом плане военная психология имеет предметов, во-первых, закономерности формирования и проявления личности, психики воина в условиях службы, учебы и боевой деятельности.  

Во-вторых, военная  психология как наука имеет предметом  закономерности проявления психологии воинского коллектива и его развитие. Таким образом, военная психология-это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития (проявления) психологии личности и проявление психологии воинского коллектива в условиях службы и был в целях выработки практических рекомендаций и обобщений, позволяющих офицеру в обучении и воспитании подчиненных Абдурахимов Р.А. «Военная психология: методология, теория, практика. УМП».М: 1996г.ст 24..  

Военная психология решает комплекс задач, основными среди них являются следующие: изучение влияния воинского труда на воинский коллектив, психологический анализ деятельности воинов и воинских коллективов в различных условиях, определение психологической характеристики личности воина, исследование психологических закономерностей подготовки воина к боевой деятельности. разработка психологических основ обеспечения высокой готовности и поддержания постоянной военной и политической бдительности; характеристика психологических возможностей воинов при конструировании новой техники  

Наука начинается с того момента, когда метафизическое, описательное, а тем более мифическое объяснение явлений уступают место  естественно-историческому их объяснению, исследованию естественных и социальных причин их происхождения и развития. Военная психология в России в своем развитии прошла этап эмпирического развития (IX -- начало XIX века) и научного развития (середина XIX -- начало XX века Абдурахимов Р.А. «Военная психология: методология, теория, практика. УМП».М: 1996г.ст 123).  

С созданием  регулярной армии в России потребность  в психологических обобщениях приобретает  практический характер. Поэтому военно-психологическая  мысль начинает развиваться как  система обобщений, непосредственно  вплетаясь в практику обучения, руководства  и боевой деятельности войск. Феденко Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. - М.: ВПА., 1966. - С.9. Это были военно-психологические идеи передовых полководцев. Так, у Петра I подробно говорится о системе качеств, которыми должен обладать солдат: честь, товарищество, патриотизм, сообразительность, безконцузство. Для Румянцева П.П. характерно требование к офицерам как руководителям и воспитателям подчиненных: знать индивидуальные особенности подчиненных. А.В.Суворов создает и подтверждает практикой систему военно-психологических обобщений, в котором раскрываются требования боя к солдату, его облик как патриота и профессионала, процесс подготовки к бою и управление действиями личного состава в бою. Суворовская система получила развитие в трудах его последователей. М.И.Кутузов обобщенно представил облик русского солдата-освободителя, те его качества, которые создают превосходство на поле боя и обеспечивают победу. В частности, основываясь на опыте Отечественной войны, он утверждал: «Не численность войск, а именно их храбрость, рвение, дух по большей части решают успех « Кутузов М.И. Сборник документов. - М.: Воениздат, 1952. - Т.2, С.57.. Нахимов П.С. приближался к пониманию общественной сущности природы личности воина, он считал матроса «главным двигателем на корабле" Нахимов П.С. Документы и материалы. - М.: Воениздат, 1954. - C.613..  

Период начала в середине XIX века, связанный с  большим боевым опытом русской армии  на южных рубежах страны, в Средней  Азии, отражением агрессии на Камчатке, Архангельске. Этот опыт позволил нашим передовым военным теоретикам и практикам в развитии военно-психологической мысли выйти на такой уровень обобщений, что можно говорить о разработке военно- психологических систем, где наравне с выделением широкого круга психологических проблем они представляются уже системно. Здесь в первую очередь следует назвать Л.Н.Толстого, которого некоторые зарубежные специалисты называют отцом военной психологии. Целостные системы получают закладку в трудах Бутовского Н.Д., Маслова И, Драгомирова М.И. и др. 

Формирование  военной психологии как самостоятельной  отрасли психологической науки  характеризовалось определенными  условиями и предпосылками: 

1. Получает развитие  мысль необходимости самостоятельного  развития военной психологии, что  связано со спецификой психических явлений, происходящих на поле боя, в период обучения и воспитания военнослужащих. 

2. Научные идеи, теории не являются спонтанным  творением ума, а зарождаются  и преобразуются под воздействием  социальной практики, материальных потребностей общества, на базе ранее достигнутых знаний. См.: Шумков Г.Е. Психика бойцов во время сражений. - СПб., 1905. - С.11.  

Все эти изменения  исходили из серьезных изменений  базисного порядка. Ведь рост производства, железнодорожного транспорта изменили экономическую структуру общества. Они привели к изменениям в государственной и правовой системе. Это отмена крепостного права, земская, городская, судебная, военная и другие реформы 60-70-х гг. XIX века. Важнейшими составными военной реформы были: введение всеобщей воинской повинности и новых сроков службы, улучшение системы подготовки офицерских кадров, совершенствование боевой подготовки. 

К 1914 году Россия имела армию численностью свыше 1,4 млн. человек. На ее вооружении находилось 7088 орудий, из них 240 тяжелых, 4157 пулеметов, 263 самолетов, 4000 автомобилей. Главным родом войск была пехота. Ее удельный вес в сухопутных войсках составляют 70%, артиллерии 15%, кавалерии 8%. Большая Советская энциклопедия.- т.22. - Ст.Русская армия. 

В России во второй половине XIX века, наряду с общественно-историческими, экономическими и военными, сложились и научные предпосылки оформления военной психологии как науки . Эти предпосылки выразились в высоком уровне развития общей психологии, дифференциальной, прикладной отраслей, таких как педагогическая психология, психология мышления, юридическая, медицинская, инженерная 

На такой базе военная психология в России в  период середины XIX - начала XX века превратилась в динамическую систему знаний о  психологии воинской деятельности, личности воина, воинских групп и массовых явлений и приобрела самостоятельный статус. Развитие военной психологии как системы знаний, исследований, поисков и навыков можно представить на следующих уровнях: Асмолов А.Г. Психология личности.: Учебник. - М.,: Изд-во МГУ, 1990. - С.10. 

1. Методологии; 

2. Общенаучных  принципов исследований; 

3. Конкретно-научной  методологии; 

4. Методик и  техник исследований.  

Превращение военной  психологии в самостоятельную отрасль  науки характеризовалось вычленением и определением своего предмета, методов и задач и воплощением раскрытых закономерностей в практике военного дела. Такое воплощение выразилось: 

- в появлении  первых программ построения военной  психологии (Корф Н.А., Нечаев А.П.., Шумков Г.Е.); 

- в создании  специальных психологических научно-исследовательских  учреждений: экспериментальной лаборатории  в военно-медицинской академии, экспериментальной  психологической лаборатории на  педагогических курсах управления  военно- учебных заведений; лаборатории в кадетских корпусах; 

- в образовании  Отдела военной психологии в  Обществе ревнителей военных  знаний; 

- во введении  военной психологии в журналах  «Военный сборник", газетах «Русский  инвалид", «Разведчик «, появление  статей о военной психологии  в «Военно- медицинском журнале", «Психиатрической газете»; 

- в преподавании  психологии на педагогических  курсах при педагогическом музее  военно- учебных заведений как  учебной дисциплины, основ знаний  военной психологии в военных  училищах и академиях, в курсе  тактики, военной администрации и военной гигиены; 

- в росте публикаций, посвященных проблемам военной  психологии См. Приложение 

- в поведении  интереса к военной психологии  среди офицеров, о чем свидетельствовало  значительное число заявлений,  сделанных в 1908-1909 годах о желательности преподавания в академии Генерального штаба нового предмета - « военная психология». 

В целом факторы  обусловившие развитие военной психологии в даны период можно рассмотреть  в Приложении № 1. 

Одновременно  с накоплением знаний шло конституционное закрепление военной психологии и признание ее. Об этом свидетельствуют материалы отдела военной психологии Общества ревнителей военных знаний. Отдел был создан в 1908 году. Направление работы отдела характеризует первый параграф « Правил отдела «, который гласил: « Отдел военной психологии имеет целью разработку военной психологии как отрасли общих и военных наук, исследующей духовную сторону явлений войны и наилучшую подготовку и использование психической стороны -- сил, средств и способов вооруженной борьбы Вестник общества ревнителей военных знаний. М., 1913. - N 241. - С.2.». 

Таким образом, военная психология в России во второй половине XIX - начале XX веков выделилась в самостоятельную отрасль психологической  науки, имеющую свой предмет, принципы, метод и структуру знаний. С самого начала истории военной психологии личность воина стала предметом военной психологии. В области социальной психологии военным психологам удалась формулировка классификация групп, психологических явлений, удалось вскрыть механизмы социально-психологических явлений в армии. Боевая деятельность изучалась как специфический вид деятельности, совершаемый во время боя и связанный с риском для жизни. 

1.2 Развитие советской  военной психологии в довоенный  период 
 

Военная психология развивалась после 1918 года неравномерно и противоречиво. Наряду с годами развертывания военно-психологических  исследований были периоды затишья  на психологическом фронте и даже моменты, когда надобность военной  психологии ставилась под сомнение. После 1918 года в разное время были проведены военно-психологические исследования по следующим основным направлениям:1) психология боя;2) психология обучения и воспитания воинов;3) психология воинской дисциплины; 4) психология военного управления;5) психология малых военных групп и коллективов; 6) морально-политическая и психологическая подготовка личного состава;7)психологическая служба в полку;8) военная психодиагностика и психологический отбор;9) психология взаимоотношений и общения военнослужащих;10) инженерно-психологический анализ систем «человек-машина";11) национальная психология;12) психология боеготовности. 

Оной из предпосылок  широкого развития военной психологии в те годы послужили достижения русской  дореволюционной военно-психологической мысли. В России были проведены исследования и опубликованы крупные работы об управлении войсками, о субъективных состояниях и переживаниях в бою, о страхе и борьбе с ним, о психологии воина, армии и толпе, о психике бойцов во время сражения и после боев, психических основах воспитания солдата. Военная психология дореволюционной России рассматривалась известными теоретиками как основа военного искусства. 

В военно-психологических  работах дореволюционных авторов  встречается как широкое обобщение  военного опыта, использование новейших для того времени достижений многих наук, так и механическое переживание положений различных течений психологии (ассоцианизма, западной социальной психологии и др.) на воинскую деятельность. Это сказывается и на содержании военно-психологических работ, изданных в 20-е годы. Например, в 1921 году в военно-научном журнале «Военная наука и революция» (кн.2) была помещена статья Н.Какурина «Военная психология масс", в которой он с позиций западноевропейской социальной психологии (Г.Лебон, С.Сигеле, Г.Тард и др.) характеризует личность в толпе, поведение солдат в случае паники Абдурахимов Р.А. «Военная психология: методология, теория, практика. УМП».М: 1996г.ст 138. 

В 20-е годы обсуждался вопрос о задачах и «лице» военной  психологии, ее отношении к общей психологии. А Незнамов писал о том, что военная психологи слаба., не дает рецептов, стремится решить сразу все вопросы с помощью общей психологии, но последнее не может прямо применяться в военном деле. Надо видеть не вообще человека, а бойца, начальника, и прежде всего в бою. См.: Незнамов А. К вопросу о военной психологии // Военный вестник - 1922. - N 17-18, - С 

Другой автор - А.Васильев утверждал, что «сущность  военной психологии - объяснение и  истолкование состояний сознания военного человека в разных отраслях полевой службы и вообще боевой деятельности войск. См.Васильев А. Военная психология и ее применение к тактике. // Военная мысль и революция. - 1923. - N 1. - С.133. 

Он считал, что  военная психология должна изучать  переживание военного человека, которые чрезвычайно специфичны. 

Также становление  и развитие советской военной  психологии связано с Военно-политической академией им. В.И. Ленина. Первоначально  отдельные военно-психологические  вопросы рассматривались в рамках таких учебных дисциплин, как «Политическая работа», «Марксизм», «Анатомия», «Физиология», «Биология» и «Педагогическая психология». В 20-е годы в академии проводится психологическое и социально-психологическое изучение (устные и письменные опросы) личного состава как объекта воспитательной работы выпускников академии. В 1924 г. создается военно-научное общество, участники которого исследуют вопросы психологии военного читателя и аудитории, педагогики и партийно-политической работы и др. В 1925 г. выходит книга преподавателя института и одновременно начальника Петроградской командной школы П. Изместьева «Очерки по военной психологии». В это время активно боролся за введение курса военной психологии в систему подготовки слушателей академии Н. Будовский. В 1926 г. утверждается в звании профессора Военно-политической академии А.Е. Снесарев, который внес в научный фонд вуза идеи этнопсихологии, психологии боя, психологии боевого управления и тактической подготовки. Преподаватели академии активно увлекаются идеями рефлексологии, реактологии, психотехники, психофизиологии. 

В 1929 г. публикуется  работа А.А. Таланкина «Военная психология и вопросы военно-политического  воспитания в РККА», положения которой  обсуждалось на библиографических  вечерах преподавателей и слушателей академии. Автор предложил ликвидировать военную психологию как буржуазную науку и взамен ее создать новую науку о поведении бойца, как часть обшей психологии. Критический анализ этой работы дал преподаватель академии В. Рубцов в статье «Марксистская психология и пути ее использования в боевой подготовке в Красной Армии». 

В 1933 г. в академии создается педагогический факультет, что способствовало распространению  психолого-педагогических знаний среди  преподавателей и слушателей. 

Однако вышедшее в 1936 г. постановление ЦК ВКП (б) «О педогогических извращениях в системе наркомпросов» по существу положило начало свертыванию на долгие годы военно-психологической практики в стране. 

Таким образом, рассматриваемый период является поучительным, поскольку помогает лучше уяснить и определить подходы и предпосылки успешной теоретико-методологической перестройки военной психологии в настоящее время, преодолеть односторонность в понимании соотношения социального и биологического как детерминант личности и поведения военнослужащего, воинского коллектива. 

Глава II. История  становления и развития военной  психологии в России 
 

2.1 Развитие советской  военной психологии в годы  войны и послевоенное время 
 

Как отмечал  Председатель Комитета по делам высшей школы при Совнаркоме СССР С. Кафтанов, "война не только не ослабила пульса творческой жизни в нашей стране, но, наоборот, дала новый мощный толчок к дальнейшему развитию научной мысли. Тревога за судьбу родины, жгучая ненависть к немецко-фашистским захватчикам явились источником небывалого вдохновения для деятелей науки, техники, культуры в нашей стране" http://www.bookarchive.ru/dok_literatura/psikhologija_filosofija/65149-voennaja-psikhologija.html. Что же означал перевод психологии на "военные рельсы", как тогда говорили? Необходимо было: 1) изменить тематику научных исследований, отказаться от ряда традиционных направлений, развивать новые предметные области психологии; 2) осуществить преобразования в организационной структуре, пересмотреть вопросы, связанные с научной координацией и развитием науки; 3) качественно изменить формы взаимодействия психологии с практикой, способствовать росту прикладных практических разработок Основными особенностями организации и проведения психологических разработок и исследований в период войны явились: * четко выраженная прикладная направленность; * единство научно-исследовательской и научно-практической работы; * сокращенные сроки проведения; * открытость и доступность результатов широкому кругу специалистов; * междисциплинарный характер; * завершенность исследовательско-внедренческого цикла; * практичность и комплексность как основные критерии эффективности и ценности результатов. Советский нейропсихолог А.Р. Лурия писал: "Чувство общей ответственности и общей цели охватило всю страну. Каждый из нас знал, что мы обязаны объединиться с нашими соотечественниками, чтобы противостоять смертельной опасности. Каждый из нас должен был найти свое место в этой борьбе - или непосредственно защищая свою страну, или работая в оборонной промышленности, которая была эвакуирована в отдаленные районы страны, или восстанавливая здоровье и трудоспособность раненых (Лурия А.Р., 1982. С. 129)." Если проанализировать интерес научного сообщества к разработке данной проблематики, то к основным вехам развития отечественных военно-психологических изысканий можно отнести следующие: 

I этап («становление») - 1942-1963 гг. За 21 указанный год подготовлено 23 диссертации, в т.ч. 1 докторское  исследование - К.К. Платоновым. На  данный период приходятся защиты  в диссертационных советах результатов своих научных изысканий военными учеными-психологами М.И. Дьяченко (1952 г.), М.П. Коробейниковым (1956 г.), Н.Ф. Феденко (1955 г.) и др. Апогей этапа приходится на 1951-1952 гг., когда было подготовлено 13 диссертаций. 

II этап («рост») - 1964-1981 гг. На данном этапе за 17 лет подготовлено 82 диссертации, в т.ч. 10 докторских. Пик активности отмеченного периода приходится на 1970-1973 гг., за которые защищено 29 диссертаций, в т.ч. 4 докторские и на 1978 г. (9 диссертаций).  

III этап («стабилизация») - 1982-1997 гг. За 15 лет этого периода подготовлено 162 диссертации, в т.ч. 22 докторские. Наиболее активными периодами этапа выделяются 1982 г. (12 диссертаций, в т.ч. 3 докторские), 1988-1990 гг. (33 диссертации, в т.ч. 4 докторские), 1993-1994 гг. (30 диссертаций, в т.ч. 1 докторская). 

Основными направлениями  развития военно-психологических исследований в годы войны были: * проведение научных  исследований по оборонной тематике * работа в эвакогоспиталях по восстановлению здоровья раненых бойцов * обеспечение психологической подготовки кадров для тыла и армии и учебно-воспитательного процесса * развертывание научно-просветительской, санитарно-гигиенической и профилактической работы * непосредственное участие в боевых операциях (в составе кадровых частей, народного ополчения, партизанских отрядов) * строительство защитных сооружений; работа в тылу (на производстве, в сельском хозяйстве и практическом здравоохранении).  

Военных психологов в данный период интересуют различные  темы исследований. Первая из них - проблема профилактики раневых осложнений и лечение этих осложнений. Она включала такие темы, как лечебная физкультура, восстановительная гимнастика и физиотерапия. Основными исследовательскими задачами в данной проблемной области являлись: разработка предупредительных мероприятий и выработка наиболее эффектных методов лечения. Вторая проблема - нарушение психики при травматических поражениях головы, мозга. Она предусматривала работу по таким темам: * Методы экспертизы поражений центральной нервной системы и их лечение. * Отдаленные влияния контузий на психическую сферу больных и борьба с ними А.Р. Лурия выделил в клинической работе следующие задачи: * установление влияния поражения того или иного участка мозга на структуру психических процессов; * выявление факторов, определяющих нарушение отдельных психических функций; * системное описание проявлений различных нарушений мозга. Б.М. Теплов создает работу «Ум полководца Ученые записки МГУ (Выпуск.90, 1945),». Обосновано, что интеллектуальные свойства не выступают в изолированном виде, а существуют и развиваются в целостной структуре личности, во взаимодействии с другими личностными характеристиками и свойствами, они неразрывно связаны с эмоционально-волевыми проявлениями человека, его знаниями, опытом. Ум полководца трактуется как одна из форм практического ума, и выступает не как некий чистый интеллект, а представляет собой сплав интеллектуальных и волевых компонентов. К примеру, уже в первые дни войны решением ученого совета Всесоюзного института экспериментальной медицины (именно в этом институте группа психофизиологов под руководством П.К. Анохина работала над проблемой взаимовлияний центральной и периферической нервных систем) был изменен план НИР. В декабре 1943 г. состоялось заседание Президиума Уч. Совета Наркомздрава СССР совместно с Правлением Всесоюзного общества невропатологов и психиатров, что подавляющая часть предложенных тем просто не могла быть решена без участия в них психологов: * травмы центральной и периферической нервной системы (синдромы расстроенного сознания при коммоциях и контузиях, локальные и общемозговые симптомы в клинике травматических психозов; * инфекционные и токсические заболевания центральной и периферической нервной системы (клиника постоперационных психозов, эндогенные психозы); * психогении военного времени (клиника, патогенез и классификация психогений, клиника, патогенез и лечение реактивных состояний, динамика различных форм психопатий); * экспертиза нервных и душевных болезней (отграничение шизофрении от реактивных состояний, диагностика и экспертиза эпилепсий); * терапия психических заболеваний, лечебная помощь инвалидам Отечественной войны (методы восстановительной терапии, профилактика инвалидности, экспертиза трудоспособности. 

Проводя сравнение  как развивалась военная психология данного периода в других странах, стоит отметить, что резко возросли исследования в США, где они проводятся как военными организациями под  руководством соответствующих управлений при штабах ВВС, ВМС и сухопутных войск, так и по контрактам с различными психологическими институтами и специализированными корпорациями. Отмечалась тенденция к координации и унификации исследований по военной психологии в рамках блока НАТО. 

В послевоенный период военная психология развивалась  преимущественно в Высшем военно-педагогическом институте им. М.И. Калинина на кафедре  педагогики и психологии (руководитель А.Г. Базанов, затем Т.С. Колосов), в  Военном педагогическом институте Советской Армии на кафедре общей и военной психологии (руководитель Т.Г. Егоров) в Военном институте физической культуры и спорта им. В.И. Ленина на кафедре педагогики и психологии (руководитель В.С. Ярин). Кафедры работали в тесной связи с учеными-психологами и преподавателями военной психологии других военно-учебных заведений, осуществляли подготовку военных психологов через адъюнктуру. В работе этих коллективов принимали активное участие Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев и другие выдающиеся отечественные психологи. Например, первая монографическая публикация, обобщавшая идеи "деятельностной" психологии - "Очерк развития психики" А.Н. Леонтьева была издана под грифом кафедры общей и военной психологии Военного педагогического института Советской Армии.  

В 1950 году была проведена  первая научная конференция по военной  психологии, в которой приняли  участие преподаватели военной  педагогики и психологии сухопутных и военно-морских военно-учебных  заведений, а также специалисты  авиационной медицины. Значительное число участников этой конференции составляли участники Великой Отечественной войны, поэтому все вопросы на ней рассматривались с точки зрения возможностей военной психологии по оптимизации подготовки военнослужащих к боевым действиям. С основным докладом выступил Г.Д. Луков - один из учеников А.Н. Леонтьева. 

Конференция признала необходимым ввести в систему  подготовки офицерских кадров курса  военной психологии и утвердила  общую структуру такого курса. Участники  конференции указали на целесообразность создания единого научно-исследовательского центра по военной психологии и организации периодического печатного органа - военно-педагогического сборника. 

Однако вместо практической реализации этой эвристической  программы в начале 50-х годов был взят курс на сворачивание военной психологи. Было прекращено преподавание военной психологии в большинстве военно-учебных заведений. 

В 1953 году Военно-педагогический институт Советской Армии был  расформирован, а Военный институт физической культуры и спорта им. В.И. Ленина преобразован в военный факультет Государственного института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Через четыре года был расформирован и Военно-педагогический институт им. М.И. Калинина и вместо него в Военно-политической академии им. Ленина создан военно-педагогический факультет. Эти и некоторые другие мероприятия привели к сокращению числа психологов-профессионалов в Советской Армии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.