На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках дошкольников

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
С.
Введение…………………………………………………………………………...3 

Глава 1. Психолого-педагогическое значение сказки в развитии детей
     старшего  дошкольного возраста…………………………………………..7
    1.1. Теоретические основы изучения сказки как фактора развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………….7
    1.2. Народная сказка как фольклорный жанр…………………………..19
Глава 2. Педагогические условия развития изобразительных
    способностей  старших дошкольников в процессе отражения сюжетов осетинских сказок........................................................................................27
    2.1. Занятия сюжетным рисованием как средство развития
    творчества  старших дошкольников……………………………………...27
    2.2. Организация и методы исследования развития изобразительных способностей старших дошкольников в процессе отражения сюжетов осетинских сказок…………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….49
Библиография…………………………………………………………………….50
Приложение……………………………………………………………………....53 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Проблема  отражения детьми старшего дошкольного возраста сюжетов сказки в рисунках является многоаспектной и актуальной.
       Сказка  может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Она доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей.
     Мир сказок прекрасен и увлекателен  для старших дошкольников. Их захватывает острый, занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой разворачиваются события, привлекают герои.
     Для детей представляет интерес и  сама форма повествования, принятая в сказках напевность, яркость изобразительных средств, красочность языка.
     В процессе изучения сказок, сопереживания  и осмысления закладываются основы формирования и развития таких нравственных качеств ребёнка, как доброта, сострадание всему живому, решительность, смелость, настойчивость и ответственность.
     Встреча детей с героями сказок не оставит  их равнодушными. Желание помочь попавшему  в беду герою, разобраться в сказочной  ситуации – все это стимулирует  умственную деятельность ребенка, развивает интерес, наблюдательность, рассуждающее воображение, способность к сопереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией, видеть в обычном необычное.
     Сказка - это одно из средств нравственного  воспитания и духовного развития ребенка. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства, она помогает возродить духовный опыт нашей культуры, традиции нашего народа - она учит добру, справедливости, честности [28, с. 67].
       Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются  эмоциональному воздействию. Эмоционально пережитая сказка помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям.
       Изобразительная деятельность дошкольников заключает  в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
       Известно, что детское творчество – явление  уникальное. Многие педагоги и психологи подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка.
       Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Детский рисунок, являясь одним из средств отражения сказок, содержит духовную культуру содержания произведения, переданного посредством изображения сказки. Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.
     Многие  современные писатели и педагоги (Ю.А. Азаров, Ш.А. Амо-нашвили, Л.Л. Бочкарева, Т.В. Коршенкова, Дж. Родари, Л.П. Стрелкова, А.П. Усова, Л.Б. Фесюкова, К.И. Чуковский, Н.В. Шелгунов и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника [14, 22].
     Значительный  вклад в развитие русского сказковедения  внесли известные ученые-фольклористы: А.Н. Афанасьев [1], И.В. Вачков [5], В.Я. Пропп [28], Е.А. Чудинский [40] и другие. Они высоко ценили русские народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность.
     Изучению  сказки как источника творчества детей посвятили свои труды Бруно Беттельхейм [2], Ш.Бюлер [4], И.В. Вачков [5], Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [14], Л.Б. Фесюкова [37], Е.А. Чудинский [40] и другие
     Развитию  осетинского сказковедения посвятили  свои труды многие исследователи: Музафер Дзасохов, Л.П. Семенов, З.М. Салагаева, Саламджери Ситохов, Г.И. Кравченко, Х-М. Дзуццаты, Руслан Тотров, А.А. Хадарцева, Г. Чеджемов и другие [33, 42].
       В теории изобразительной деятельности вопрос о роли средств художественной выразительности в создании детьми образов в рисунках рассматривался прямо или косвенно, но больше внимания уделялось изучению цвета (В. С. Мухина, А. А. Мелик-Пашаев, Т. Г. Казакова), формы (Р. Мирошкина), композиции (Е.В. Шорохов, С.Д. Левин). Роль эмоции в осуществлении изобразительной деятельности играет важную роль. От того, какие переживания вызывают у ребенка персонажи сказок, зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка.
       Исходя  из вышесказанного, мы считаем, что  тема нашего исследования “Отражение сюжетов осетинских сказок в рисунках детей старшего дошкольного возраста” актуальна и на данный момент недостаточна изучена.
     Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста, их художественно-творческая деятельность.
     Предмет - рисование сюжетов осетинских сказок как фактор развития художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
       Цель  исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития изобразительных способностей ребенка в композиционном построении рисунка по сюжету осетинских сказок.
       Исходя  из цели, поставлены следующие задачи:
       1. Изучение педагогической и психологической литературы по проблемам детского восприятия, мышления, воображения, эмоции и изобразительной деятельности.
     2. Проведение исследовательской работы  по выявлению художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного в процессе рисования сюжетов осетинских сказок.
       3. На основе полученных данных  разработать комплекс методических рекомендаций по использованию осетинских сказок для формирования у детей старшего дошкольного возраста умения создавать композицию изображения в своих рисунках.
       В ходе исследования были применены следующие  методы исследования:
         - анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;
        - наблюдение за воспитательно-образовательным процессом в старших группах;
        - экспериментальное обучение и обработка полученных результатов на основе математических методов исследования.
       Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендации, списка использованной литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Психолого-педагогическое значение сказки в развитии детей старшего дошкольного возраста 

      Теоретические основы изучения сказки как фактора развития детей старшего дошкольного возраста
 
     Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественнообразной значимости.
     Сказка  является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.
     Анализируя влияние сказки на развитие детей, выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Беттельхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка [2, с. 48].
     Как подчеркивает Б.Беттельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.
     С другой стороны, культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку знания народных обычаев, традиций помогает детям сформировать собственное отношение к родному краю и своему этносу, почувствовать себя частью этого этноса, осознать свою идентичность с ним. Особенно важна народная сказка, потому что она предается из уст в уста, из поколения в поколение.
     По  словам Б.Беттельхейма, над народной сказкой «трудятся» миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные. Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания, именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем [там же; с. 63].
     Язык  сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна, она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Сказка не учит его напрямую, а предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы, в ней все герои имеют четкую моральную ориентацию, они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.
     Ребенок отождествляет себя с положительными героями, по мнению Беттельхейма, это  происходит не потому, что ребенок  хороший по своей природе, а потому что положение этого героя среди других - более привлекательно. Таким образом, сказка прививает добро.
     Л.С. Выготский утверждает, что в сказке в своеобразной форме отображается жизнь народа, его обычаи характер деятельности, стремления и идеалы [8, с. 58]. Такие знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий и формирования высоких мотивов поведения, необходимых для развития нравственных представлений младших школьников.
     Поскольку, как было сказано выше, одним из компонентов нравственных ценностей является поведенческий компонент, его реализация может быть осуществлена через усвоение положительных норм поведения, представленных в сказке. Такие нормы помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему еще не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения.
     Сказка  в определенной степени удовлетворяет  три естественные психологические потребности ребенка:
     1. Потребность в автономности. В  каждой сказке герой действует  самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
     2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным  преодолеть самые невероятные  препятствия и, как правило,  оказывается победителем, хотя может терпеть и временные неудачи.
     3. Потребность в активности. Герой  всегда активен, находится в  действии.
     Сказка  заставляет ребенка сопереживать и  внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания  у него появляются не только новые представления о людях, предметах, явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним.
     Одной из значимых педагогических проблем  в настоящее время является проблема формирования нравственных ценностей.
     Процесс формирования нравственных ценностей младших школьников средствами сказкотерапии определяется нами как позитивные качественные и количественно фиксируемые изменения в структуре аксиологического подхода.
     Раскрыть  внутренний смысл народной сказки невозможно вне нравственного контекста. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
     В русской педагогике встречаются  мысли о сказках не только как  воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе.
     Сказки  русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе [36, с. 78].
     Великий русский педагог К.Д. Ушинский был  о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы» [там же, с. 84].
     Ушинский  детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей.
     Сказки  как прием убеждения широко использовал в своей педагогической деятельности и выдающийся чувашский педагог И.Я. Яковлев [28, с. 112].
     Многие  сказки, да и рассказы И.Я. Яковлева, составленные им на манер бытовых  сказок, носят характер этических бесед, т.е. выступают как средства убеждения в нравственном воспитании детей. В ряде сказок и рассказов он усовещивает детей ссылкой на объективные условия жизни, а чаще всего - на естественные последствия дурных поступков детей: уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения [28, с.118].
     Велика  воспитательная роль сказок. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что   воспитательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.
     Например, в сказке «Скупому - копейка» рассказывается о том, как умный портной договорился с жадной старухой платить ей за каждую «звездочку» жира в супе одну копейку. Когда старуха клала масло, портной ее приободрял: «Клади, клади, старуха, больше, не жалей масла, ведь недаром я тебя прошу: за каждую "звездочку" копейку заплачу». Жадная старуха клала масла все больше и больше, чтобы получить за это много денег. Но все ее старания дали доход одну копейку. Мораль этой сказки проста: не будь жадным. В этом основная идея сказки. Но и познавательный ее смысл велик. Почему, - спросит ребенок, - у старухи получилась одна большая «звездочка»?
     В сказке «Пусть родители всегда будут  в почете» рассказывается о следующем. Сын поехал убирать горох, взял с собой на поле и старую мать. Жена, лентяйка, вздорная женщина, осталась дома. Провожая мужа, она сказала: «Дома мать твою как следует не кормим, она, голодная, там не съела бы весь горох. Следи за ней». В самом деле, сын в поле не спускал глаз с матери. Мать, как только приехала на поле, взяла и положила в рот одну горошину. Ворочала она горошину языком, сосала, всеми силами старалась, беззубая, отведать горох нового урожая. Сын, заметив это, вспомнил наказ жены: «С утра ведь не ест, так она все съест. Толку большого от нее на поле нет, лучше отвезу ее обратно домой». Когда приехали домой, мать, пока сходила с телеги, выронила изо рта единственную горошину и со слезами призналась об этом сыну. Сын, услыхав об этом, посадил мать на телегу и обратно поспешил на поле. Но спешил он, уже зря, к их приезду на его участке не было не только, ни одной горошины, но и соломы не осталось: горох съела большая стая журавлей, солому - большое стадо коров, коз и овец. Так вот, человек, пожалевший одну горошину для родной матери, остался без единой горошины. Мораль сказки совершенно очевидна.
     В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
     Многие  народные сказки внушают уверенность  в торжестве правды, в победе добра  над злом. Как правило, во всех сказках  страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
     Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Макаренко, характеризуя особенности стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте, фабула - к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.
     Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.
     Образность  дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке - не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателя. Например, сказки «перевертыши»: «Сказка деда Митрофана», «Как же его звали?», «Сармандей» и др.; или «бесконечные» сказки, такие, как русская «Про белого бычка».
     Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом - источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме, например, осетинские сказки «Куртатинский лгун», «В пастухах», «Как человека богатство портит», «Искатель правды», «Обманщик», «На лжи далеко не уедешь», «Добром за добро воздается, или как еж без шубы остался», «Благодарный человек», « Неразумный сын», «Правдивый и в воде не тонет» и др.
     Например, идейное содержание сказки «Куртатинский лгун» раскрывается не только через обрисовку образа глупого алдара, но и через изображение положительного персонажа, главного героя сказки, который проявляет лучшие человеческие качества, присущие простому народу – ум, сообразительность, находчивость, смелость, ловкость. Необычность поступков и взаимоотношений героев не противоречит реалистичности изображаемого. Герои – обыкновенные люди, бытовая обстановка, в которой совершаются поступки персонажей, общая социальная направленность – все это определяет реализм, жизненный характер сказки «Куртатинский лгун».
     Стихотворение-сказка «В пастухах» («Л?скъдз?р?н») представляет собой поэтическую обработку  народной сказки. В основе ее – два  фольклорных сюжета: «Кто больше?» (или «Кто сильнее?») и словесное состязание бедняка и великана. Посредством использования сказочного приема «загадок-разгадок», небылиц в словесном состязании главных действующих лиц, Коста Хетагуров показал извечный мотив противостояния добра и зла. Диалог и, соответственно, используемые в нем художественные средства в этой сказке движут действие, помогают проявить контрастность образов, обнаруживают противостояние и таким образом заостряются социальный, нравственный и моральный аспекты сказки. Выдумка, фантазия в произведении Коста подчиняются основной идее сказки – воплощению человеческих идеалов. Основное содержание сказки К. Хетагурова – не борьба с фантастическим персонажем, а протест против угнетающих сил.
     Главный герой показывается активным, побеждающим врагов не при помощи волшебных помощников, а благодаря реальным личностным качествам. Пастух предстает перед нами обладателем проницательного ума, веселой удали, то есть акцент делается на обрисовку его морального облика, что придает ему новое идейное звучание, поднимает его на более высокую морально-нравственную ступень. «В пастухах» («Л?скъдз?р?н») отражает картину социальной несправедливости, неравенства, недвусмысленно и безоговорочно становясь на сторону угнетенного, обездоленного человека труда, и диалог-состязание персонажей явился прекрасным средством для осуществления этой задачи. Заимствованная из сокровищницы осетинского народного творчества, сказка «В пастухах» вернулась в народ отшлифованной и ограненной и в обработке мастера зажила новой жизнью.
       В народных сказках богатство никогда  не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в народных сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников – Сивки-Бурки, Конька-Горбунка, Чудесного пояса и т.д.) и часто случайно уходило.
       Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках – соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность – единство дела, мысли, чувства – противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: "Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…". В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.
     В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным  средством нравственного воспитания.
     В народных сказках находят отражение  некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т.п.
     Например, в русской народной сказке «Санки»  рассказывается о том, что «…старик надоел своему сыну и снохе, им не хотелось за ним ухаживать. И вот сын, по совету своей жены, посадил отца на санки и решил отвезти в глубокий овраг. Его сопровождал внук старика. Столкнул сын сани с отцом вниз в овраг и собрался, было уже идти обратно домой. Но его задержал его маленький сын: он бросился в овраг за санками, несмотря на сердитое замечание отца о том, что он ему купит новые санки, получше. Мальчик вытащил из оврага санки и сказал, что отец должен ему купить новые санки. А эти санки он будет беречь, чтобы через много лет, когда состарятся его отец и мать, доставить их в этот же самый овраг».
     Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления. Совершенно аналогично содержание русской сказки, обработанной Л.Н. Толстым, в которой ребенок, играющий со щепками, говорит родителям, что он хочет сделать лохань, чтобы из нее кормить отца и мать так же, как те хотели поступить с дедом [23, с. 55].
     Сила  примера в воспитании подчеркнута  в народной педагогике максимальным образом. В сказке «Пускай родители всегда будут в почете» естественное последствием поступка снохи - ее ослепление, сына - то, что он остался без гороха. В осетинской сказке «На лжи далеко не уедешь» лгун строго наказывается: соседи не пришли ему на помощь, когда на его дом напали воры. Аналогичная сказка есть у русских, украинцев, татар и др.
     Об  условиях семейного воспитания и  мерах воздействия на личность идет речь в сказках «Метель», «Волшебная щепка» и некоторые другие. В сказке «Метель» рассказывается о том, что  разногласия, ссоры в семье хуже, чем самая сильная метель на улице; из дома хочется бежать, не глядя ни на что. В таких условиях, естественно, исключено и правильное воспитание детей. В сказке «Волшебная щепка» содержится намек на то, что и родителям следует заниматься самовоспитанием, что семейные отношения следует строить на взаимных уступках.
     В сказке «Волшебная щепка» рассказывается о том, что «жена была сварливая. Она мужу постоянно устраивала скандалы, которые завершались драками. И вот эта женщина решила обратиться за советом к мудрой старухе: «Как быть с мужем, который все время меня обижает». Эта старуха уже по разговору с женщиной поняла, что она склочна, и сразу сказала: «Тебе нетрудно помочь. Вот возьми эту щепку, она волшебная, и как только муж придет с работы, клади ее в рот и крепко держи зубами. Ни за что не выпускай». По совету старухи женщина все это проделала три раза и после третьего раза пришла с благодарностью к старухе: «Муж перестал обижать». В сказке содержится призыв к уступчивости, уживчивости, покладистости.
     В сказках, в том числе и в  приведенной, ставится и проблема личности педагога, направленности его воспитательных усилий. В данном случае старуха является одним из народных педагогов-мастеров. Сказки показывают, что отличительной их особенностью является то, что они занимаются воспитанием не только детей и молодежи, но и их родителей. Это весьма характерно.
     Принцип природосообразности, причем почти  в духе Я.А. Коменского, содержится в  сказке «Что выучено в молодости - на камне, что выучено в старости - на снегу». Камень и снег - в данном случае - образы, введенные для обоснования эмпирически установленной объективной физиологической и психологической закономерности. Эта закономерность состоит в том, что в детстве, в молодости человек усваивает образовательный материал гораздо прочнее, чем в старости. Дед говорит своему внуку: «Снег уносится ветром, тает от тепла, а камень же сотни и тысячи лет лежит в целости и сохранности». То же самое происходит и со знаниями: если они приобретены в молодости - то сохраняются надолго, нередко и на всю жизнь, а знания, усвоенные в старости, быстро забываются [40, с. 71].
     В сказках поднимается также и  много других проблем народного  воспитания.
     В осетинской сказке «Что дороже?» один из юношей на своем личном примере доказывает другому, что дороже всего на свете не богатство, а верный друг, а верность в дружбе состоит в совместном труде и борьбе.
     В осетинских сказках «Волшебная папаха»  и «Близнецы» дается моральный кодекс горца [25, с. 108].
     В них культивируются заветы гостеприимства, благопожелания подтверждаются примером отца, средствами борьбы с нуждой объявляется труд в сочетании с умом и добротой: «Одному, без друзей, пить и есть - позор для хорошего горца»; «Когда мой отец был жив, он чурека и соли не жалел и не то что для друзей, но и для недругов своих. Я же сын своего отца»; «Пусть счастливо будет ваше утро!»; «Пусть пряма будет твоя дорога!»; «запряг волов и арбу и работал день, работал ночь. Прошел день, прошел год, и прочь прогнал бедняк свою нужду». Примечательна характеристика юноши - сына бедной вдовы, ее надежды и опоры: «Он отважен, как барс. Подобно солнечному лучу, пряма его речь. Его стрела бьет без промаха».
     Три добродетели юного горца облечены в красивую форму - к сформулированным добродетелям присоединяется неявный призыв к прекрасному. Это, в свою очередь, усиливает гармонию совершенной личности. Подобное неявное присутствие отдельных черт совершенного человека характеризует устное творчество многих народов.
     Мудрое, доброе, прекрасное выступают в сказке в поэтическом единстве. Уже сама высокопоэтическая форма сказки - погружает ее слушателей в мир прекрасного. И одновременно в ней ярко живописуется жизнь народа в ее мельчайших деталях и подробностях.
     Таким образом, сказки в целом были одной  из важнейших областей народного поэтического искусства, имевшей не только идейное и художественное, но и огромное педагогическое и воспитательное значение.
     Они формировали устойчивые народные представления  о нравственных началах жизни, были наглядной школой изумительного искусства слова. А сказочная фантастика развивала мыслительные способности народа, возвышая его над миром природ со времен глубокой древности.
     Из  поколения в поколение с помощью  сказки передаются не только излюбленные народные сюжеты и образы, но и миропонимание нации, ее духовная культура во всем многообразии ее граней и проявлений (быт, традиционные занятия и ремесла, народные праздники и обычаи, обряды и т.д.).
     Сказки, как правило, отражают не индивидуальные черты того или иного героя, а типичные черты народа в целом.  
 
 
 
 

1.2. Народная сказка  как фольклорный  жанр 
 

     Фольклористика  посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.
     Одни  считают, что сказки – это эпические, преимущественно художественные прозаические произведения волшебного, авантюрного характера с установкой на вымысел…[37, с. 34].
     Этот  основной принцип художественного метода сказки не лишает ее, однако, связи с действительностью, определяющей идейное содержание, тематику, язык, характер сюжетов, деталей повествования.
     По  мнению других, сказками называются разнообразные  виды устной художественной прозы, отсюда - разнобой в раскрытии термина "сказка" и в определении ее специфических жанровых особенностей [14, с. 27].  
     Однако, как это часто бывает в науке, отсутствие классического определения совершенно не отражается на самом явлении и весьма мало влияет на жизнь в общественном сознании.
     И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается  в ней как основное: установка  на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.
     Суть  и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
     На  этой основе возникает классификация  видов сказок, хотя и не вполне единообразная.
     Различают следующие наиболее характерные  жанровые разновидности: сказки о животных, волшебные, авантюрно-новеллистические, исторические, бытовые, сказки смешанного типа.
     Сказки  о животных, несложные по своей  композиции, близки нравоучительной басне.
     Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
     Человек издавна чувствовал родство с  природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у  нее защиты, сочувствуя и понимая.
     Сказки  волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся).
     Не  только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (Из сказки "Снегурочка": "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка").
     В основном волшебные сказки древнее  других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.
     Волшебные сказки осетин, сохранив отдельные элементы мифологического мышления, выражают представления народа о добре и зле, правде и кривде, красоте и безобразии, заветные чаяния и ожидания его.
     Ими определяется мораль волшебной сказки, характеристика ее положительного героя, ее оптимизм, композиция, неизменно приводящая к торжеству добра над злом.
     Авантюрные  и исторические сказки излагают чудесные приключения героя, трактуя их в  реалистическом плане.
     Авантюрная  сказка - занимательный рассказ о необычайных приключениях, в которых герои (бедняк, сын алдара, младший брат, единственный сын матери) проявляют гибкий ум, находчивость и ловкость.
     Сюжет в исторических сказках обычно связан с именем какого-либо исторического деятеля.
     Авантюрные  сказки нередко трудно разграничить со сказками-новеллами о верной жене, о девушке-воине, об укрощении строптивой жены, о судьбе и счастье.
     В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров.
     В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы.
     Если  сказочному герою приходится вести  в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ.
     Причем  освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.
     Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека - кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.
     Бытовые сказки, по композиции близкие к  анекдоту, отличаются острой социальной направленностью.
     Героем  в них обычно выступает бедняк, работник в хорошо знакомой сказочнику обстановке.
     Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни.
     Конфликт  бытовой сказки часто состоит  в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости  и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).
     Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.
     Характерна  пестрота "бытовых" сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новеллистические и другие.
     В отличие от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.
     Для осетинского сказочного репертуара особенно характерны сатирические сказки, бичующие религиозных деятелей, неправедных судей, всякого рода угнетателей. Обычно в таких сказках главные персонажи рисуются глупыми и жадными.
     Осетинские  сказки чрезвычайно значительны  и многообразны по своему идейному содержанию и художественной выразительности. Национальная специфика жанра проявляется в образе героя, воплощающего черты осетинского народа, в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, в изображении социальных отношений и уклада жизни.
     В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа.
     Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.
     В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам.
     Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.
     Сказка  в разных формах и масштабах стремится  к воплощению идеала человеческого  существования.
     Сказки  смешанного типа расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству других народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.
     Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов.
     В этом смысле любая сказка не знает  границ, она для всего человечества.
     Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
     Сказка  в определенной степени удовлетворяет  три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):
    Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
    Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
    Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
     Таким образом, сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.
     Использование на занятиях сказочного жанра не только способствует приобщению детей к родным истокам, но и развивает в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку и духовным ценностям. 
 
 

     Выводы  по первой главе
     Одним из основных жанров народного творчества, способствующего нравственному  воспитанию личности, следует считать  и народные сказки. Складываясь столетиями, сказки впитали в себя высокие  нормы нравственности, гуманизма, знаний и опыта, полученного в процессе освоения народом окружающей действительности. В ряду наиболее важных требований, предъявляемых личности системой народного воспитания осетин, одно из центральных мест было отведено бережному отношению к окружающей среде. Осетинские народные сказки всецело способствовали формированию экологической культуры личности. В осетинских сказках вся окружающая природа была наделена жизненной, одухотворенной силой. В процессе изучения таких сказок как «Человек и медведь», «Сказка про охотника», «Серебрянорогий олень» и другие у учащихся складывается представление о бережном и гуманном отношении человека к животному миру.
     Сказка  несет в себе информацию об истории  народа, духовных и нравственных ценностях, особенностях поведения и быта представителей этноса, следовательно, сказкотерапия может использоваться как средство целенаправленного психологического воздействия на личность ребенка с целью формирования у него этнической идентичности.
     Сказка  как любое другое явление воздействует на личность человека. Знание же особенностей механизмов воздействия сказочных произведений на личность, собственной творческой деятельности ребенка в работе со сказкой, прогнозирование в связи с этим определенного результата (осознания проблемы, ее разрешения и т.д.) позволяет использовать сказку в качестве метода психолого-педагогического воздействия
     Психологические механизмы воздействия сказки на личность младшего школьника имеют следующие особенности:
      - сказка активно воздействует  на эмоционально-образный потенциал  личности;
      - через сказку происходит усвоение детьми особенностей этнической культуры, приобщение к историческому опыту своего народа;
      - в ходе работы со сказкой  ребенок получает эмоциональный  опыт предшествующих поколений,  который стимулирует освоение  новых форм поведения;
      - сказка способствует повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем, дает ему чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Педагогические условия развития изобразительных способностей старших дошкольников в процессе отражения сюжетов осетинских сказок 

2.1. Занятия сюжетным рисованием как средство развития творчества старших дошкольников 

   Изучению  своеобразия детского изобразительного творчества в советской педагогике посвящен ряд педагогических и психологических исследований.
   Педагоги  и исследователи детского изобразительного творчества — Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, уже доступны в определенной степени ребенку дошкольного возраста.
   Определение детского творчества одной из первых дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому».[38, с. 88]
   Дальнейшие  исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала.
   В исследованиях, прежде всего, подчеркивается, что все образы, создаваемые детьми, в основе имеют реальную действительность. Даже при создании фантастического образа ребенок еще больше утверждается в реальности. Например, чтобы представить и изобразить Жар-птицу, ему надо иметь правильное представление о птицах, существующих в действительности, а затем вообразить, чем может сказочный образ Жар-птицы отличаться от обычных птиц, т. е. соединить признаки реальные с волшебными, создавая единый образ.
   Основная  цель сюжетного рисования — научить  ребенка передавать свои впечатления  от окружающей действительности. С другой стороны, это неотделимо от творческой деятельности ребенка.
   Возможность установления смысловых связей между  различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем, вначале как изображение 2—3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи.
   Однако  не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.
   Умение  выделять главное в сюжете связано  с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Они у маленького ребенка еще слишком поверхностны; он, прежде всего, воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно так же ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета — задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.
   В сюжетном рисовании важно правильно  передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.
   Решить  задачу пространственного отношения  между предметами очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.
   Представления о протяженности пространства, о  линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при выездах на природу (в лес, поле). Но даже если некоторые из них поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать эти изменения на плоскости листа. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт [18, с. 70].
   Итак, общими задачами обучения сюжетному  рисованию в детском саду являются следующие:
    - научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
    - научить передавать взаимодействия между объектами;
    - научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
   Обучение  детей сюжетному рисованию начинают в средней группе. Правда, в младшей  группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучат как сюжетные (например, «Колобок катится по дорожке», «Идет снег, засыпал всю землю» и др.). Но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.
   Задачи  сюжетного рисования в средней группе заключаются в следующем: учить  изображать 2—6 предмета, связанных между собой по смыслу; приобретать композиционные умения (учить располагать несколько предметов на одной линии, изображающей пространство, рядом друг с другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба).
   Решаются  эти задачи на сюжетах, хорошо знакомых детям, на изображении предметов, которые они рисовали ранее. Необходимость размещения на одном листе нескольких предметов требует развитой способности анализировать и синтезировать, а также творчески использовать приобретенные навыки.
="justify">      Низкий  уровень характеризуется слабо выраженной активностью (с признаками вялости, пассивности) в процессе восприятия произведений изобразительного искусства; отсутствием желания высказывать оценочные суждения, отражать впечатления в рисунке; отказом «сочинять» даже с помощью воспитателя.
      Средний уровень характеризуется активностью и эмоциональностью ребёнка при восприятии художественных произведений, желанием создавать новое, но ребёнок затрудняется в обосновании своего отношения к воспринятому, определении темы и содержания своей работы; в процессе деятельности ориентируется на действия других детей, нуждается в помощи педагога; продукты творческой деятельности содержат незначительные средства выразительности.
      Высокий уровень характеризуется наличием у ребёнка потребности в эстетическом оформлении окружающей жизни; эмоциональностью; глубоким усвоением и осмыслением знаний, умений и навыков эстетической деятельности; активным отношением к творческим заданиям в области музыкальной и изобразительной деятельности; яркостью оценочных суждений; самостоятельностью; инициативностью; способностью к сотворчеству; оригинальностью творческих работ в музыкальной и изобразительной деятельности.
      Результаты  констатирующего этапа эксперимента показали следующее: в изобразительной деятельности детей обеих групп преобладает средний уровень развития творческой активности; личностные характеристики детей экспериментальной группы, полученные на основе анализа параметров личностного развития, составляют: высокий уровень – 29%; средний – 54%; низкий уровень – 17%.
      Личностные  характеристики детей контрольной  группы, полученные на основе анализа  параметров личностного развития, составляют: высокий уровень – 26%; средний – 50%; низкий уровень – 24%.
    Результаты  исследования приведены на таблице 1.
Таблица 1
Результаты  рисуночного теста детей на исходном этапе эксперимента