На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психология принятия решения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      
Содержание 

Введение ………………………………………………………………………………. 3
Психологические аспекты принятия решения ……………………………………… 5
Уровни и этапы  принятия решения …………………………………………………. 9
Психологический механизм принятия решения …………………………………... 13
Заключение …………………………………………………………………..………. 24
Литература …………………………………………………………………………… 25 

 


     Введение
     Одной из характерных тенденций современного этапа развития науки  является формирование новых направлений, объединяющих различные (иногда, казалось бы, далекие друг от друга по своему предмету и методам исследования) области научного знания. Именно к таким направлениям принадлежат исследования, относящиеся к проблеме принятия решений.
     Возникнув как научно-практическая проблема в  связи с нуждами построения и оптимизации автоматизированных систем управления в различных сферах народного хозяйства (промышленность, транспорт, строительство) и рассматриваемая первоначально лишь как раздел общей теории управления, проблема принятия решения постепенно приобрела самостоятельное значение. Это повлекло за собой выделение и разработку разных уровней и аспектов принятия решения — психофизиологических, технических, кибернетических, социологических и т. д. В частности, проблема принятия решения стала теоретическим “стыком” целого ряда наук биологического цикла, подключивших разные аспекты этой проблемы к решению кардинальных вопросов функциональной целесообразности и адаптивного поведения живых систем. 
Заинтересованность представителей различных областей научного знания в разработке теории принятия решения, с одной стороны, создает определенные трудности, так как в каждой пауке формируются свои специфические подходы к проблеме, используются различные языки, понятийные аппараты и методы исследования. С другой стороны, объединение в рамках общей теории представителей разных наук создает особенно благоприятные условия для плодотворных научных исследований.

     Существует  ряд общих вопросов, требующих  совместных исследований специалистами  разных профилей.
     1. Прежде всего, необходимо определить само понятие “принятие решения”, поскольку специалисты разных профилей вкладывают в этот термин разный смысл. Дело осложняется еще тем, что область явлений, о которых можно говорить как о принятии решения, еще не определена достаточно строго.
     2. Очень важно определить те  специфические аспекты проблемы  принятия решения, которые должны  разрабатываться отдельными специальными  науками, и взаимоотношения между  этими аспектами.
     3. Общее и принципиальное значение  имеет комплекс вопросов, который  относится к механизмам принятия  решения в деятельности человека  и в биологических системах.
     Данные, накопленные нейрофизиологией (и  биологией в целом), а также  психологией и психофизиологией в этом направлении, являются весьма полезными для разработки принципиальных аспектов данной проблемы. 
Более того, изучение поведения биологических систем и целенаправленной деятельности человека, как нам представляется, должно быть основной линией в разработке проблемы принятия решения. Столь же существенная роль принадлежит исследованиям коллективных решений, процессов и механизмов принятия решений группами людей, объединенных совместимой деятельностью.

     4. Важнейший вопрос, имеющий общее  значение,— вопрос о том, насколько  полно можно формализовать процесс  принятия решения и какими  языками целесообразно при этом  пользоваться.
     5. В связи с прикладными аспектами  проблемы принятия решения важное значение приобретает вопрос о взаимодействии человека и информационно-логических машин в процессах принятия решения. 
 
 
 

 


     Психологические аспекты принятия решений
     Понятие “принятие решения” стало популярным в последние годы под сильным  влиянием нейрофизиологии. Психологи  часто переводили это понятие  в область терминологическую, в  область понятий, более близких  к житейским, чем к научным. Необходимость ввести научное понятие “принятие решения” появилась в процессе разработки различных больших и малых систем, когда стало важным определить этап, па котором закапчивается формирование и начинается исполнение какого-либо акта, т. е. когда можно сказать, что система приняла решение.
     В физиологии поведенческий акт долгое время рассматривался как прямая связь: стимул на входе определяет реакцию  на выходе. Если подходить к развитию событий с точки зрения механистического детерминизма (т. е. звено к звену), то по сути дела нет и не нужно  никакого решения,— ему не находится  места. Тем не менее наблюдения показывали, что может быть много входов, а выход выбирается только один, и этот выход линейно не связан ни с каким отдельным входом. Становилось ясным, что какая-то система интегрирует все входы и принимает решение о выходе на основе учета всех входов. Так возникло убеждение, что с позиций механистического подхода нельзя объяснить сложность функционирования живых систем, особенно на высшем Уровне, когда решение становится постоянным этапом в поведении человека.
     Следовательно, первый и важный момент: решение  есть неизбежный предмет интеграции и предмет выбора, из многих возможностей выбирается одна, которая позволяет  организму или машине добиться наибольшей эффективности. 
Оказалось, что почти всякое обсуждение этой проблемы ограничивается решением как таковым, т. е. начальным процессом какой-то деятельности. Но на самом деле решение не является началом, это — результат очень тонкой и обширной работы, проделанной мозгом. Поэтому возникла необходимость вовлечь в сферу внимания не только само принятие решения, но и стадию “предрешения”, которая его формирует и предопределяет его направленность. И тут оказалось, что принятие решения невозможно без этой стадии, определяющей, какие обстоятельства должны быть учтены при принятии решений, из какого набора нужно выбирать наиболее адекватную деятельность организма или машины. Поэтому выражение “принятие решения” не должно быть гипнотизирующим фактором, это есть конечный акт одного весьма разветвленного процесса и начало другого.

     Возникает вопрос, какой же универсальный стержень может быть предложен, чтобы выделить принятие решения и сделать его  объективно изучаемым процессом. Другая сторона этого вопроса, насколько  изоморфны все виды принятия решения. Мы долго над этим думали и работали, и оказалось, что общая теория функциональных систем дает такой стержень. Это не значит, что другого стержня нельзя найти,' но сейчас эта теория является единственным аппаратом, единственной моделью, которая позволяет изучать самые тонкие механизмы принятия решения в различных системах и охватывает как стадию предрешения, так и само решение и его последствия.
     В функциональной системе принятие решения  является не изолированным механизмом, изолированным актом, а одним  из этапов в развитии целенаправленного  поведения. Мы ставим на первое место  не “отдельности”, например память как  память, как что-то изолированное. Память работает в системе, выполняет в  ней свою роль. Это же относится  и к мотивации, и к принятию решения, т. е. система объединяет все эти функции. Таким образом, принятие решения не является изолированным аппаратом или изолированной проблемой, оно часть большой системы.
     Первый  и важный момент — нельзя осуществлять решение вообще, решение, не включенное в какую-то деятельность, не направленное на какой-то положительный результат. Можно ли принять решение, которое  в будущем не обещает никакого полезного эффекта? Очевидно, нет. Следовательно, если говорить о принятии решения, то в нашем понимании (физиологическом и психологическом) без мотивации, которая должна быть удовлетворена (она может быть представлена в разных видах, в простом, грубом виде — типа голода, жажды, но она может быть представлена и в виде желания поступить в институт), нельзя обойтись. Мотивация является обязательным фактором, определяющим и устанавливающим тип решения, его общие очертания.
     Мотивация начинает процесс выбора из памяти, выбора из прошлого опыта всего того, что было в жизни данного организма  связано с удовлетворением этой мотивации. Мы долго бились, чтобы  понять, до какой степени мотивационное возбуждение “вытягивает” прошлый опыт: извлекается ли только сенсорная часть, или также и действия, которые связаны с данной мотивацией, а также результат, который был получен при ее удовлетворении. Мы пришли к выводу, что мотивация действительно извлекает из памяти весь прошлый опыт, включая результаты. Когда вы хотите есть, вы можете это желание удовлетворить разными способами. Если вы находитесь в степи, вы откроете сумку и достанете охотничьи сосиски; в городе вы можете пойти в ресторан. При этом из памяти извлекаются все акты, которые когда-то были связаны с удовлетворением этой мотивации. Какой конкретный путь будет избран, это решает обстановка.
     Таким образом, извлечение мотивацией определенного  жизненного опыта (с коррекцией внешней  обстановкой) и приводит к принятию именно этого, а не иного решения, т. е. само принятие решения опосредствовано очень сложным процессом “примерки” жизненного опыта к данной ситуации. Если вы в открытой степи захотели пить, то не будете искать киоск с газированной водой, потому что обстановка толкает на принятие другого решения. Поэтому если рассматривать принятие решения как процесс, изолированный от мотивации, памяти и внешних воздействий, нельзя вскрыть его закономерностей.
     Вопрос  о месте принятия решения в  целом, целенаправленном произвольном акте с участием психических процессов  является важнейшим, с моей точки  зрения. Если бы мы изолировали решение, мы ничего не могли бы сказать о  принятии решения. Оказалось, что предрешение  на стадии афферентного синтеза (т. е. объединение  всех афферентов, которые предшествуют решению) в высшей степени важно для психической деятельности человека и более важно для понимания решения, чем само принятие решения, потому что на этой стадии расцениваются, сопоставляются опыт, мотивация и обстановка — и все это предопределяет конкретное решение.
     Нейрофизиологические  эксперименты показали, что данные компоненты афферентного синтеза встречаются  на одном и том же нейроне. Это, конечно, не одна клетка в мозге, а  миллиарды, но оценка производится на одном и том же нейроне, и только высшая интеграция соединяет все эти решения. Таким образом, хотя общее решение принимается всем мозгом, взаимодействие компонентов афферентного синтеза, приводящее к тому или иному решению, происходит на уровне отдельного нейрона.
     Взаимодействие  компонентов афферентного синтеза  на нейроне не может быть простым  сложением разнородных возбуждений, и проблема принятия решения в  значительной степени зависит от выяснения вопроса, каким образом  в результате конвергенции на отдельном  нейроне различных по природе  влияний осуществляется выбор наиболее благоприятной в данной обстановке формы его активности.
     Однако  решение в поведенческом акте принимается не одним нейроном, а  всем мозгом. Вот почему я хотел  бы, чтобы стадия предрешения была освещена и вовлечена в обсуждение; без этой стадии, конечно, трудно понять, как складывается решение.
     Принятие  решения представляет собой критический  пункт, в котором происходит организация  комплекса эфферентных возбуждений, способного дать вполне определенное действие. При любых условиях мы имеем выбор одного акта и исключение всех остальных возможностей. Выбор  этого акта есть создание эфферентного интеграла, в котором согласованы, “пригнаны” друг к другу определенные формы активности огромного числа  отдельных механизмов. Принятие решения  переводит один системный процесс  — афферентный синтез — в другой системный процесс — в программу  действий. Оно является переходным моментом, после которого все комбинации возбуждений приобретают исполнительный характер.
     На  нейрон поступают тысячи возбуждений, а “выпускает” он через аксон  одно возбуждение. Если бы в любой  момент любой вход вызвал ответ нейрона, то никакой интеграции не могло бы быть, наступил бы полный хаос. Для включения  нейрона в систему необходимо устранение его излишних степеней свободы  и использование только тех входов, которые вызывают совершенно определенную форму активности данного нейрона, способствующую успеху системы. Система  создает интегративное состояние  нейрона за счет тысячи разномодальных влияний и делает его чувствительным то к одним, то к другим входам и устраняет избыточные степени свободы.
     Принятие  решения “освобождает” организм от чрезвычайно большого количества степеней свободы и оставляет  лишь одну, которая и реализуется. Организм только тогда примет решение, когда нейроны “подгонят” друг к другу свои степени свободы, что и создаст их интеграцию и  возможность согласованной работы. Эта “подгонка” степеней свободы  элементов лежит в основе всякрй интеграции и будет, вероятно, занимать в наших экспериментах центральное место. 

 


     Уровни  и этапы принятия решения
     Принятие  решения является центральным процессом  на всех уровнях переработки информации человеком, группами людей, системами  “человек—машина”. Естественно, что  эта сложная комплексная проблема включает различные аспекты: физиологический, психологический, кибернетический  и другие. Психологические аспекты  проблемы связаны главным образом  с анализом роли и места процессов  принятия решения в системе целенаправленной сознательной деятельности человека. Одной из существенных особенностей процессов принятия решения является то, что в этой процедуре наиболее полно реализуются как отражательные, так и регуляторные функции психики. 
Поэтому одним из перспективных направлений психологического исследования является изучение этих процессов в связи с тремя основными формами психического отражения и соответственно тремя уровнями психической регуляции деятельности (сенсорно-перцептивные процессы, представления, рече-мыслительные процессы).

     Как отмечает П. К. Анохин, “понятие “принятие  решения” появилось в процессе разработки различных больших и малых  систем, когда стало важным определить этап, на котором заканчивается формирование и начинается исполнение Какого-либо акта, т. е. можно сказать, что система  приняла решение”. 
При этом в процессе принятия решения выделяются два основных этапа: информационной подготовки решения и собственно процедуры принятия решения.

     Существуют  различные классификации ситуаций принятия решения. Поскольку в самом  общем виде принятие решения представляет собой формирование последовательности действий для достижения определенной цели на основе преобразования некоторой  информации об исходной ситуации, большинство  этих классификаций посвящено: 1) глобальным характеристикам ситуации принятия решения; 2) характеристикам информационной подготовки решения; 3) особенностям детерминации процедуры принятия решения стадией  “предрешения”.
     К первой группе классификаций можно  отнести, например, классификацию, рассматривающую  два типа систем, принимающих решение. Для первого типа существует единый язык, на котором могут быть описаны  задачи системы и способы их решения; для второго типа систем такого языка не существует. Первый тип систем представлен тремя классами: в первых двух классах (А и Б) задана четко сформулированная задача (цель), но способ действия может быть либо задан, либо нет. У третьего класса систем (В) отсутствует четко сформулированная задача (т. е. обязательным условием функционирования такой системы становится формирование целей деятельности).
     К этой же группе относится классификация  В. В. Дружинина и Д. С. Конторова, выделивших три типа ситуаций (систем) принятия решения: информационные, оперативные, организационные.
     Информационные  решения должны ответить на вопрос, что истинно, и заключаются в  диагностировании ситуации (“распознавании ситуации”, по терминологии авторов).
     Оперативные решения должны ответить на вопрос, как действовать, и состоят в  выработке способа управления.
     Организационные решения должны ответить на вопрос, какой должна быть система, организация, и состоят в определении структуры  и распределении функций в  предполагаемой организации.
     Касаясь информационной подготовки решения (вторая группа классификаций), Т. Томашевский  выделяет четыре типа ситуаций, в которых  необходимо принятие решения о действии:
     1. Ситуация выбора (фактически —  это классическая ситуация реакции  выбора): “...во всех этих ситуациях  человек должен осуществить выбор  (селекцию) сигналов, классифицировать  их на такие, которые требуют  реакции, и такие, которые ее  не требуют”.
     2. Сложная ситуация. “Сложными ситуациями  называются такие ситуации, в  которых рабочий должен одновременно  учитывать сведения, получаемые  более чем от одного источника  информации, либо выполнять более  чем одно действие”.
     3. Ситуация предпочтения. “Когда различные  возможные реакции имеют для  человека неодинаковое значение, когда по какой-либо причине  он выбирает одно из двух...”.
     4. Вероятностные ситуации. “Такого  рода ситуации возникают в  тех случаях, когда работник  выполняет определенные операции  при недостаточном объеме имеющейся  в его распоряжении информации”.
     Нетрудно  видеть, что все перечисленные  ситуации являются фактически ситуациями выбора.
     Иной  подход предлагает Ю. Козелецкий. Он выделяет два основных типа ситуаций принятия решения.
     1. Закрытые ситуации. В этих ситуациях  задано “множество гипотез о  состоянии объекта... и установление  диагноза состоит лишь в определении  их вероятности и ее изменении  под влиянием постепенно получаемой  информации”, и неопределенность  в этих ситуациях состоит в  том, что “человек не знает,  какая гипотеза из известного  множества гипотез о состоянии  объекта окажется истинной”.
     Автор выделяет в этом большом классе закрытых ситуаций узкие и широкие. В первых (простых) имеется всего 2—6 гипотез о состоянии объекта (и, следовательно, такое же количество соответствующих действий), во вторых таких гипотез гораздо больше.
     2. Открытые ситуации. Эти ситуации  характеризуются, по терминологии  автора, “тотальной” неопределенностью:  в них “множество действий”,  “либо множество гипотез о  состоянии объекта, либо ценность  результатов не даны эксплицитно”. В связи с этим в процессе  принятия решения человек должен  “самостоятельно сформулировать  множество гипотез по поводу  неизвестного состояния объекта”.
     К третьей группе классификаций можно  отнести обобщенную модель деятельности оператора, предложенную В. П. Зинченко и Н. И. Майзель. Согласно этой модели, характер информационной подготовки решения (информационного поиска) детерминирует различные типы принятия решения. 
Проблема логической формы детерминированности процедуры принятия решения исходной ситуацией рассмотрена в работе Л. Фогеля. Автор разработал шкалу логической сложности процесса принятия решения (дедуктивные, абдуктивные, индуктивные решения, решения, связанные с предвидением) и проиллюстрировал ее примерами автоматов соответствующей логической структуры.

     Классификация В. В. Дружинина и Д. А. Конторова  позволяет отнести принятие решения  на перцептивно-опознавательном уровне (задачи восприятия и опознания) к  информационным решениям, а выработку  способа действия при решении  оперативных задач — к оперативным  решениям.
     В общем виде этапы информационной подготовки решения и процедуры  принятия решения могут быть описаны  следующим образом.
     Информационная  подготовка принятия решения сводится к процедурам, объединяемым в две  группы:
     а) поиска, выделения, классификации и  обобщения информации о проблемной ситуации;
     б) построения “текущих” образов или  операциональных концептуальных моделей.
     Процедура принятия решения может быть описана  следующими операциями:
     а) предварительное выдвижение системы  “эталонных гипотез”;
     б) сопоставление текущих образов (концептуальных моделей) с рядом эталонов и оценка одинаковости (сходства) между ними;
     в) коррекция образов (моделей), “сообразование”  гипотез с достигнутыми результатами;
     г) выбор эталонной гипотезы (или  построение ее) или разработка принципа и программы действий.
     Процесс решения перцептивно-опознавательной  задачи, особенно этап информационной подготовки решения, тесно связан с  поисковыми операциями — с поиском  стимулов, признаков опознаваемых и  декодируемых объектов, завершающимся  формированием образа объекта.
     Таким образом, существенной психологической  характеристикой становления перцептивного образа и поисковых операций, его обеспечивающих, является интенсивная аналитико-синтетическая деятельность с вычленением на разных фазах процесса различных признаков объекта.
     Аналогичные данные были получены одним из авторов  при исследовании восприятия и опознания сложных объектов (зашумленных изображений). Выполненные экспериментальные исследования по восприятию зашумленных изображений позволили выдвинуть гипотезу о “сложноступенчатой” природе решения перцептивно-опознавательной задачи в этих условиях. В соответствии с этой гипотезой процесс решения подобной задачи включает:
     а) “послойный” анализ, своего рода препарирование структуры изображений от слоев  с крупноразмерными элементами к  слоям с мелкоразмерными элементами;
     б) ступенчато-этапную обработку информации в пределах слоя о функционированием аналитико-синтетических процедур в несколько тактов, циклично;
     в) формирование “на выходе” слоев  промежуточных образов с последующей  их интеграцией в итоговый;
     г) соотнесение этих образов с эталонами  различного информационного содержания и определение эталона, изоморфного текущему образцу. 
 

 


     Психологический механизм принятия решения
     Этапы развития явления трансформируются в структурные уровни его организации  и выступают затем как функциональные ступени дальнейших творческих взаимодействий.
     Это — всеобщий принцип развития. Рассмотрим его применительно к психологической  проблеме принятия решения, опираясь на данные психологических экспериментов.
       Прежде всего, обратимся к этапам развития психологического обеспечения принятия решения.
     В результате экспериментального изучения умственного развития ребенка было выделено пять достаточно отличающихся друг от друга этапов.
     Первый  из них характеризуется неспособностью действовать “в уме” (во внутреннем плане). Дети, находящиеся на этом этапе, способны решать задачи лишь во внешнем  плане, манипулируя непосредственно  вещами. Активность ребенка побуждается  только практическими потребностями (для самого ребенка — “прапрактическими”). Способы действий не осознаются. Процессы и продукты действий слиты (не расчленены для самого ребенка). Цели формируются и достигаются под непосредственным контролем вещей. В основе регуляции действий лежит непосредственное восприятие ситуации. Эмоции — единственное, что выступает здесь в роли обратной связи.
     На  втором этапе задачи также решаются лишь во внешнем плане, путем манипулирования  вещами. Однако дети уже способны воспроизводить сложившиеся во внешнем плане  действия по словесному указанию взрослого, т. е. связывать словесную модель ситуации с ее непосредственным восприятием. Верно, слово выступает здесь  лишь как обычный “сигнал сигнала”: оно срабатывает, когда у ребенка  уже имеется соответствующая  программа, подготовленная яо внешнем плане. Дети на этом этапе способны воспроизводить во внутреннем плане продукты собственных действий, выражать их словесно, а следовательно, осознавать их. Однако попытки действовать непосредственно “в уме” приводят к “утере задачи”, к распаду деятельности. Манипулирование вещами происходит без достаточно осмысленного плана, замысла. Соотнесение частной и общей целей недостижимо: решение частной задачи превращается в самоцель, общая задача растворяется, выталкивается. Действия контролируются преимущественно вещами. Оценка эмоциональна, хотя внешние речевые указания уже начинают влиять и на выбор цели, и на контроль действия, и на его регуляцию, и оценку.
     На  третьем этапе задачи могут быть решены манипуляцией представлениями  вещей. Происходит расчленение продукта и процесса действия — способы  действий (процессы) вскрываются, становятся доступными “оречевлению”, осознанию. Они составляют основу формирующихся операций. Слово приобретает качественно иную функцию. Оно становится не просто сигналом сигнала, а знаковым сигналом, который не только активизирует готовую команду, но может нести в себе зародыш собственной команды — зародыш программы действий. Прежде программа действий, соответствующая речевому сигналу, была скрыта внутри. Теперь намечается возможность ее вынесения во вне. До этого дети не имели способности к построению самокоманды. На данном этапе такая способность начинает складываться. Однако ее реализация еще сильно затруднена относительным несовершенством теперь уже организации внешнего плана действий: дети затрудняются в понимании условий задачи — у них нет достаточных данных для “считывания” значений знаковых сигналов в образованиях внешнего плана; они часто теряют задачу: “считывание” оказывается весьма сложной деятельностью. Вместе с тем существенно расширяется сфера стимуляции — появляются собственно познавательные потребности и целеполагания, хотя функцию контроля действий все еще выполняют преимущественно вещи, а в самостоятельной оценке результатов действий доминируют эмоции.
     Скажем  несколько слов о прямом и побочном продуктах. Прямой продукт действия формируется на основе высшего уровня, характеризуемого осознанностью. Он отвечает сознательно поставленной цели и  может быть непосредственно использован  в сознательной организации последующих  действий (осознаваемый опыт).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.