На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие и проблемы частного сектора экономики РК

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Республики Казахстан 
Семипалатинский государственный университет им. Шакарима 

Кафедра «микро и макроэкономики» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По  дисциплине: Экономическая  теория
На  тему: Развитие и  проблемы частного сектора экономики РК 
 
 
 

                                                                                          Выполнила: студентка                                группы  ФЭК-9-2В
                                                                                           Виноградова Н.И.
                                                                                                Руководитель: доцент
                                                                                          Айдарханов М.Х. 
 
 
 
 

Семей, 2010
ПЛАН
  Стр.
Введение 3-5
Глава 1.Становление  частной собственности в Республики Казахстан  
1.1. Особенности приватизации 6-8
1.2. Виды  частной собственности 9-11
1.3. Конституционная  концепция права частной собственности 12-13
Глава 2.Развитие частной собственности в Республики Казахстан  
   2.1. Частная собственность на землю 14-22
   2.2. Частная собственность в финансовой сфере 22-28
   2.3. Частная собственность в сфере производства 29-30
Глава 3. Проблемы и  пути обеспечения безопасности предпринимательской деятельности 31-36
Заключение 37-39
Список  литературы 40
   
   
   
   
 
                                                                                                                                                 
 
 
 
 
 

    Введение
  В экономической мысли долгое время господствовало представление, что собственность - это отношение человека к вещи, власть человека над вещью, его возможность владеть, распоряжаться, использовать материальные условия своего существования. При этом стремление человека к обладанию вещами выступало как природный, неотъемлемый инстинкт.
  Однако  по мере накопления и углубления знаний о законах развития общества представление  о собственности стали меняться в сторону все большего признания  не природной, а социальной ее основы.
  Поэтому для успешного развития собственности  необходимо выполнение многих экономических  и социальных условий, в частности  необходим пересмотр самого отношения  к собственности в новых экономических  условиях.
  Но  будущее невозможно без знания основ  и анализа накопленного опыта.
  За  категорией «собственность» стоит  чрезвычайно сложная и многослойная система общественных отношений, как  экономических, так и юридических, которые настолько взаимопереплетины, что их трудно отделить друг от друга. Однако по мере накопления и углубления знаний о законах развития общества представление о собственности стали меняться в сторону все большего признания не природной, а социальной ее основы.
  В самом общем виде собственность  можно определить как отношение  между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим.
  Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными подзаконными правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных государственных органов).
  Любая национальная экономика включает три  типа экономических отношений.
  Во-первых, технико-экономические отношения, детерминируемые уровнем развития производительных сил, состоянием техники и технологии, но не определяемые отношения собственности, соотношением спроса и предложения товаров на тех или иных рынках.
  Во-вторых, социально-экономические отношения, или отношение собственности как отношения присвоения экономических ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения и потребления.
   В-третьих, организационно-экономические, или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются отношениями собственности и выражаются в формах и характере организации производства на микро- и макроэкономическом уровнях.
   Ядро  рыночной экономики - это обмен деятельностью  субъектов рынка, и прежде всего  взаимодействие между покупателями и продавцами. Эта деятельность приводит к перемещению объектов обмена от одних собственников к другим. И чтобы такой обмен мог осуществляться нормально, необходима надежная правовая защита интересов всех субъектов рыночных отношений. При этом и продавцы, и покупатели должны иметь свободу в выборе способов экономической реализации собственности.
   Однако  право собственности само по себе недостаточно для свободной конкуренции  и эффективного хозяйствования. При  этом и знание рынка, и готовность нести риск в достижении своей  выгоды предполагает существование достаточно стабильной и юридически защищенной системы.
   Бесспорная  защита собственности, зафиксированная  государственными актами и проводимая в жизнь через юридические  каналы, является непременным условием рыночного обмена. Когда собственность может быть быстро и гарантированно передана от одного лица другому, ресурсы быстро переливаются туда, где они используются наиболее эффективно.
   Обладание собственностью стимулирует предпринимателя  использовать свои ресурсы в процессе создания материальных и духовных благ в интересах роста благосостояния. Когда предприниматель не обладает правом собственности, то контроль за продуктивным использованием ресурсов ослабевает. И результат может оказаться далеким от оптимального. Например, когда такси находится в собственности водителя, он будет ухаживать за своим автомобилем. Ведь если с ним обращаться плохо, то на ремонт придется тратить больше денег, что уменьшит прибыльность такси. Если же машиной владеет кто-то другой, то водитель может стремиться ради роста заработка выжать из машины максимально возможное, даже нарушая правила эксплуатации. В этом случае ремонт не волнует водителя, так как за ремонт платит не он. Можно придумать специальные стимулы и наказания, чтобы заставить водителя действовать так, как если бы он сам владел такси, но изобретательные люди часто приспосабливают такой порядок к своим интересам. Между тем простое индивидуальное владение (в данном случае такси) автоматически обеспечит соответствующие стимулы без необходимости прибегать к изощренной системе поощрений и штрафов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Становление частной собственности
в Республики Казахстан
    1.1. Особенности приватизации
     Распад  Советского Союза повлёк за собой  крушение устоявшихся социальных, производственных, экономических и других систем, соединяющих страну в одно целое. Разразившийся экономический кризис грозил нашей стране крупными потерями как денежных, так и природных ресурсов. Страна не могла содержать многие предприятия за свой счёт, и они могли просто потерять свою работоспособность.
   Одной из мер по решению главных экономических  задач, - перехода к рыночной экономике  и выхода из финансового кризиса, - стало решение взять курс на приватизацию государственного имущества.
     Приватизация  государственных предприятий, которые не являются в конкретный момент приоритетным в макроэкономической политике правительства, обычно обеспечивает резкое повышение эффективности производства. Другой причиной проведения приватизации предприятий во многих странах оказывается необходимость финансирования дефицита бюджета при ограниченности традиционных источников поступлений. Еще одной инициирующей приватизацию причиной может быть необходимость выполнения правительствами условий по принятым долговым обязательствам.
     Возникает также возможность, как показывает опыт Англии, за счет доходов от приватизации снизить подоходный налог, что позволяет оживить частную экономическую активность. Как следствие кроме получения доходов государственный бюджет может освободиться от расходов по финансированию убыточных предприятий. Наряду с традиционным использованием выручки для погашения бюджетного дефицита она также может быть направлена на диверсификацию государственного капитала в более прибыльные отрасли, создавая, таким образом, источники будущих стабильных поступлений в бюджет.
     В соответствии с разработанной программой в республике осуществляется приватизация государственных предприятий и организаций с преобразованием их в частные или смешанные государственно-частные акционерные компании и товарищества.
     Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности, завершившийся в 1998 году, позволил сформировать в Республике Казахстан многоуровневую, многоукладную экономику – основу смешанной социально ориентированной рыночной экономики. Уже в 1996 году процент частного сектора составлял 41,3% (Рис. 1). 

     
Рис.1. Соотношение государственной  и частной 
собственности к 1996 году
     На  первом этапе разгосударствления и  приватизации – 1991 – 1992 гг. в Республике Казахстан осуществлялась малая  приватизация, было преобразовано 6198 предприятий. В основном это предприятия торговли- 29,6 % и сферы сбыта – 35,8 .
     На  втором этапе – 1993 – 1995 гг. происходила  малая приватизация и приватизация средних и крупных предприятий. Приватизировано 11625 малых предприятий и 3500 средних и крупных предприятий.
     К концу третьего, завершающего этапа  приватизации – 1996 – 1998 гг. в Республике Казахстан уже насчитывалось 88817 частных предприятий, в том числе  малых – 81709, средних – 5344 и крупных 1814 предприятий.
     Доля государственной собственности в общем количестве 111885 предприятий по состоянию на начало 2000 года во всех сферах составила – 18,7 %, а доля частного сектора составила – 79,3 %.
     В сельском хозяйстве создано 9107 частных  предприятий, в том числе: малых 647, средних 1685 и 951 крупных предприятий.  Из общего числа 9469 предприятий сельского хозяйства государственная собственность составила – 3,7 %, частная собственность составила 96,2 %. Создано 58422 крестьянских (фермерских) хозяйств.
     Только  за три года с 1997 – 1999 годы численность в малых предприятиях возросла в три раза и составила  на  начало  2000 года   318378 человек. Валовой внутренний продукт ВВП на душу населения за 1998 – 2001 год увеличился почти в два раза: с 64 тысяч до 116 тысяч тенге.
     В процессе приватизации Казахстан использовалась помощь иностранных экспертов и консультантов через проекты USAID и при помощи иностранных компаний, что делает процесс приватизации более предсказуемым и открытым для иностранных инвесторов. [7].
  В  своей работе президент Н.А.Назарбаев пишет: «Приватизация предприятий в основном завершена. Теперь необходима ее окончательная «доводка», прежде всего в аграрном комплексе и социальной сфере и четкая регламентация процесса обращения акций. Государственные же пакеты акций на предприятиях стратегического характера будут разумно использоваться.»[6].
     В настоящее время в Казахстане зарегистрировано около 100 000 частных предприятий, что составляет 80% от общего числа зарегистрированных предприятий. В частном секторе производится около 75% производимой продукции и занято три четверти работающего населения. Промышленный подъем составляет более 14%, а экономический рост в целом - почти 10% ежегодно. Наполовину возрос объем внешней торговли, а экспорт - более чем на 70%. В страну стали поступать инвестиции, а с иностранными партнерами заключены договоры на долгосрочную перспективу.
   1.2. Виды частной собственности
   Опыт  многих стран показал, что для  создания эффективной рыночной системы, основанной на конкуренции, необходимо законодательное закрепление трех различных объектов собственности. Это, во-первых, недвижимое имущество (недвижимость), во-вторых, движимое имущество (движимость) и, в-третьих, интеллектуальная собственность.
   К недвижимому имуществу относятся  производственные и непроизводственные помещения, дороги, транспортные сооружения, различные объекты инфраструктуры.
   Один  из важнейших объектов недвижимости - это земля. Частная собственность  на землю является основой большинства  личных состояний в рыночной экономике. Необходимо, чтобы человек имел возможность получить бесспорное право собственности на четко определенный участок земли, включая право на использование по его усмотрению и без значительных ограничений. Тогда, если земля может принести больше пользы не ее владельцу, а другому лицу (об этом свидетельствует его готовность заплатить за эту землю высокую цену), то она может быть продана, а выручка от продажи будет использована на другие цели.
   Четкое  право собственности, которое может  быть защищено в суде (если это необходимо), является основой для сделок по купле-продаже недвижимости.
   Движимость  включает имущество, допускающее его  свободное перемещение: машины, оборудование, инструменты, автомобили, мебель, ценные бумаги и т.д.
   Право собственности на эти ценности может быть подтверждено соответствующими документами. При смене владельца в документы вносятся соответствующие изменения. Некоторая не слишком дорогая недвижимость (мебель, инструменты и т.д.) передается из рук в руки без специального юридического оформления. Для подтверждения прав собственности достаточно счетов из магазина.
   Третьим типом является интеллектуальная собственность. Она выступает в виде изобретений, программных обеспечений электронной  техники, рукописей, достижений в искусстве  и других продуктов человеческого интеллекта. Патенты, авторские права, товарные знаки и другие регистрирующие документы дают право на эти виды собственности. Они жизненно необходимы для стимулирования творчества и новаторства, а надежная защита такой интеллектуальной собственности является одним из непременных условий существования рыночной экономики. Это объясняет, почему в странах с такой экономикой проявляется озабоченность по отношению к "пиратству" по отношению к материалам, защищенным авторским правом или патентами. Ведь "пираты" получают доход от этой собственности, хотя и не владеют ею и не несли расходов на ее создание. Такое "пиратство" снижает стимул к изобретательству и другой творческой деятельности.
   Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.
   Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что энергетика, транспорт, производство оборонной продукции  и некоторые другие отрасли должны еще долго оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.
   Государственному  сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве, и  этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете (к таким относятся коммерческие банки, например).
   Общие перспективы развития организационно-правовых форм собственности. В процессе формирования рыночных отношений доля государственной  собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы  индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.
   Различные формы собственности, функционирующие  в общей системе экономических  отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в акционерных обществах (АО) сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности.
   Крестьянские  хозяйства (это индивидуальные предприятия) во многих случаях не теряют производственных и экономических связей с колхозами  и совхозами, у которых они " унаследовали" землю и определенную часть средств производства.
   В настоящее время в нашей стране полным ходом идет переход на "рельсы" рыночной экономики, вырабатываются специфические для нас черты.
   В результате совершенствования гражданского законодательства в нем появляется все больше норм, посвященных праву  частной собственности. Их количество растет постоянно. 

   1.3 Конституционная  концепция права  частной собственности   
   В Конституции РК от 30.08.1995 г частная  собственность буквально упоминается  в нескольких нормах. Для сравнения: в ст. 45 Конституции РК от 28.01.1993 г. говорилось лишь о «многообразных формах собственности» без их специального уточнения.
   Первым  условием справедливого правового  регулирования гражданского оборота  в эпоху рыночного хозяйства  является равная защита разных форм собственности. Столь важный паритет закреплен в п.1 ст.6 действующей Конституции РК. Уравнивая правовой режим защиты государственного и частного имущества, законодатель тем самым противопоставляет соответствующие формы собственности. Противопоставление возникает априори: если за всеми субъектами гражданского права, как гласит постановление Конституционного Совета РК, признаются одни и те же процессуальные возможности отстаивать свои интересы в суде и аналогичная мера имущественной ответственности по обязательствам, значит, имеется реальная потребность признать одинаковой только определенную часть двух различных явлений. Нуждается в пояснении трактовка этого принципа, данная в мотивировочной части постановления Конституционного Совета РК от 03.11.1999 г. №19/2: «Смысл конституционного требования о равной защите государственной и частной собственности заключается также в том, что государственный и частный собственник в конкретных правоотношениях, разрешенных и допускаемых для них законодательством, будут подчиняться одному и тому же правовому режиму как в публичной (налоги и пр.), так и в частной (договорные взаимоотношения и т.п.) сферах».
   Разработчики  казахстанского Основного закона повторили  и в то же время, укрепляя основы национальной безопасности и унитарное  устройство государства, улучшили известное российскому юридическому сообществу установление. В Республике Казахстан естественные богатства окружающей среды являются объектами исключительной государственной собственности (кроме отдельных участков земли, передаваемых в частную собственность), а в Российской Федерации – принадлежат государству по общему правилу, т.е. на основаниях и в пределах, установленных специальными законами, могут передаваться в собственность частных лиц. Для полноты вывода данное наблюдение необходимо дополнить следующей презумпцией. Если собственником земли (в России – и других природных ресурсов) не являются частные лица, данное имущество считается государственным (в России – или муниципальным). Оно никогда не относится к бесхозяйным вещам. С этих позиций возможность и целесообразность разграничения двух форм собственности по объектному составу тем более очевидна [10, стр.23-27].
   Согласно  п. 1 ст. 26 Конституции РК «Граждане  Республики Казахстан могут иметь  в частной собственности любое  законно приобретенное имущество» [1,стр. 6]. В системе с другими основополагающими началами, среди которых обеспечение неприкосновенности собственности, применение распространенного в международной практике национального режима и т. д., цитируемый постулат предопределяет две конституционные гарантии. С одной стороны, гарантирует охрану добросовестно приобретенного имущества всех частных лиц (при расширительном толковании п.1 ст. 26 Конституции РК) от произвольного вмешательства, организует стабильность гражданского оборота.
   Было  названо только три правила Конституции РК (п. 1 и п.3 ст. 6, п. 1 ст. 26), где частная собственность упомянута буквально, и продолжим толкование установлений, соблюдая эту методику. Если заняться изучением норм, близких по смыслу к исследуемому субъективному праву без привязки к обозначающему его легальному термину («частная собственность»), то перечень юридических формул и конструкций расширится неимоверно. Это негативно скажется на исследовании – оно утратит свою выразительность, т. к. цивилистическое содержание будет «размыто» положениями других отраслей права.  
 

Глава 2. Развитие частной собственности в Республики Казахстан
            2.1 Частная собственность на землю
   Один  из важнейших объектов недвижимости - это земля. Частная собственность  на землю является основой большинства личных состояний в рыночной экономике. Необходимо, чтобы человек имел возможность получить бесспорное право собственности на четко определенный участок земли, включая право на использование по его усмотрению и без значительных ограничений. Тогда, если земля может принести больше пользы не ее владельцу, а другому лицу (об этом свидетельствует его готовность заплатить за эту землю высокую цену), то она может быть продана, а выручка от продажи будет использована на другие цели.
   Вопрос  о земле – это всегда один из волнующих вопросов общества, он во все времена был и остается судьбоносным для всех государств без исключения.
   Частная собственность на землю санкционирована  нормами Конституции нашей страны. К вопросу введения частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения наша страна подошла не спонтанно, а эволюционно, постепенно совершенствуя земельное законодательство в условиях переходного периода и развития рыночных механизмов в экономике страны. Динамичность развития земельного законодательства и расширение ареала частной собственности на землю – яркое тому подтверждение.
   Аграрный  сектор Казахстана характеризуется  наличием целого комплекса проблем, которые усугубляются сложностями  земельных реформ, проводимых в последние  годы.
   В силу действия различных негативных факторов сокращается площадь земель, вовлеченных в эффективный хозяйственный  оборот. Так, если в 1990 году земли сельскохозяйственного  назначения составляли 81,2% от общего земельного фонда республики, то на начало  2004 года их удельный вес составил всего 39,6%. Площадь посевных за указанный период уменьшилось более чем в два раза: 1990 год – 35182,1 тыс. га; 2004 год – 16195,3 тыс. га. Соответственно, увеличилась доля земель запаса: в 1990 году – 6,4%, а в 1999 году – 39,5% от всего земельного фонда страны. Сельскохозяйственные производители страдают от острой нехватки оборотных средств, диспаритета цен на материально - технические ресурсы и на сельхозпродукцию, несоразмерности налогов платежей и объема ожидаемой прибыли, кабальных условий реализации выращенной продукции, засилья импорта. Ощущается существенный недостаток средств, землеохранных, почвовосстановительных мероприятий, вследствие чего происходит дальнейшее ухудшение качественного состояния земель. Площадь угодий, пригодных для землепользования, составляет всего 9,7%, а непригодных – 42,1% площади
всех  сельскохозяйственных угодий [5,стр.12-19]. целом площадь деградированных земель достигает 175 млн. га, что составляет около 60% территории Казахстана. Практически отсутствует финансовая поддержка фермерства со стороны государства. В 2004 году размер государственных дотаций составил лишь 42,1 млн. тенге, или 551 тенге (чуть более 4 долларов США по курсу Нацбанка) в расчете на одно крестьянское хозяйство. По сведениям Министерства сельского хозяйства республики, из всех хозяйств аграрного сектора треть являются банкротами, 51% относится к категории несостоятельных и лишь 15% определяются как экономически устойчивые
[5,20-26].
   Ситуацию  в агросекторе усугубляют чрезмерное вмешательство, злоупотребление и произвол со стороны представителей государства. Имеется целый ряд других факторов и тенденций, свидетельствующих о непростой ситуации в аграрной сфере. Действие этих факторов привело к негативным последствиям, значительному снижению уровня жизни населения.
   Основная  причина неблагополучия – существенное отставание реформирования сельскохозяйственных отношений от видимого в стране нового экономического порядка. Свою негативную роль сыграл и юридический фактор. Законодатель не был готов к адекватному реагированию на процессы зарождения и формирования новых отношений в аграрной сфере. Прежде всего это проявилось на этапе приватизации колхозов. Радикальная ломка десятилетиями устоявшихся отношений проходила без выработки продуманной методологии правового механизма его осуществления.
   Огромные  полномочия должностных лиц в  сочетании со многими пробелами  и противоречиями нормативных актов  при полном отсутствии механизма  общественного контроля за ходом  приватизации открыли путь массовым злоупотреблением. Номенклатура на местах превратила приватизацию в захват привлекательных объектов сельскохозяйственного производства, наиболее ценных и плодородных земель. Под прикрытием приватизации был растаскан и разбазарен огромный ресурсный потенциал аграрного сектора.
   Любое изменение устоявшихся отношений  всегда происходит болезненно, вызывает определенные сложности и трудности, неизбежно влечет за собой побочные неблагоприятные последствия. Но процесс  протекает менее болезненно, если используемые способы и методы адекватны как самому процессу, так и конечным целям преобразований.
   Сложившееся тяжелое положение в аграрном секторе не является неизбежным следствием роспуска колхозов и совхозов, как  утверждают некоторые оппоненты  аграрных преобразований, а результат отношений,
   ставших возможными из-за серьезных организационно-правовых упущений, от которых существенно  пострадали права и законные интересы (прежде всего имущественные) большинства  рядовых работников села.
   Основными организационно-правовыми недостатками являются:
    Приватизация аграрного сектора начиналась при практическом сохранении прежних отношений собственности на сельскохозяйственные земли. Вследствие этого приватизированные объекты аграрной инфраструктуры, сельскохозяйственная техника и прочие средства производства утратили функциональную связь с землей – основным условием и средством сельскохозяйственного производства. Земля практически осталась без средств возделывания и обработки. Техническая оснащенность, энерговооруженность хозяйств резко снизились. Приватизацию следовало начинать с раздачи земель непосредственным производителям сельскохозяйственного сектора. При этом оборотные средства, объект инфраструктуры, непосредственно обеспечивающие сельскохозяйственное производство, и в особенности технику, чтобы избежать их разбазаривание и обеспечить их дальнейшее функциональное применение, необходимо было передать в общую собственность объединяем крестьян-товаропроизводителей. Например, районным ассоциациям фермерских и крестьянских хозяйств или же их местным, нижестоящим структурам.
    В ходе передачи земель в частную собственность не учитывались комплексный, многоаспектный характер аграрной сферы, тесная связь и взаимопроникновение ее экономического, демографического, социального и других компонентов. Законодательно и организационно не было обеспечено справедливое участие основной массы крестьян в распределении земель и других ресурсов сельскохозяйственного производства. В итоге приватизация не смогла в достаточной мере стать условием перехода отрасли на качественно новый уровень.
      Юридические издержки можно увидеть  при анализе положений первого  комплексного рыночного земельного  акта – Указа «О земле» от 22 декабря 1991 года (утратившего силу), относящихся к землям сельскохозяйственного назначения. При всей своей радикальной рыночной направленности указ оказался половинчатым и противоречивым в плане определения правового режима земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Конституцией республики, Указ « О земле» наряду с государственной собственностью впервые в истории земельного законодательства республики предусмотрел право частной собственности на землю. Тем самым статус граждан Казахстана пополнился фундаментальным правом – иметь в собственности землю. Но данное право по существу оказалось декларированным для лиц, занятых в аграрном секторе. Так как категория земель сельскохозяйственного назначения, составляющая более 80% земельного фонда республики, за отдельными незначительными исключениями, оказалась вне сферы действия права частной собственности. Крестьяне же – не наделёнными правом получения в собственность земли для организации товарного аграрного производства. Между тем, согласно указу (ст.33 пп.2,4), даже иностранные физические и юридические лица имели право приобретать в собственность земельные участки для технологических нужд в качестве пространства для размещения и эксплуатации различных объектов. Следовательно, уровень правовых условий для иностранцев оказался на порядок выше, чем для отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но ведь именно сфера аграрных отношений, её субъекты больше всего нуждаются в благоприятном правовом режиме хозяйствования, здесь больше, чем где-либо, необходимы правовые рычаги стимулирования и защиты.
   Вопрос  собственности на землю с самого начала своего возникновения вызывал и продолжает вызывать много эмоций, крайне полярные мнения и суждения. Ведь речь идет о неизбежной, объективной необходимости изменений аграрных, земельных отношений, о преодолении противоречий между новой стратегией экономического развития и устаревшей системой земельных отношений, базировавшейся на законодательстве административно-распределительной, тотально-государственной системы.
   Право частной собственности, как и  любое другое системное образование, имеет ряд изъянов, негативных сторон и проблем.
   Введение  частной собственности на землю  на практике приведут к тому, что  купить е смогут только представители  малого и среднего бизнеса: рядовому сельчанину покупка земли, во-первых, невыгодна, во-вторых, бесперспективна. Даже приобретение в частную собственность земель аграриями еще не означает решения проблем села, учитывая разрушенность на сегодняшний день аграрной инфраструктуры. Одной из проблем при введении института частной собственности (как и при любом другом нововведении) является возможность поверхностного правового опосредования преобразуемых отношений, несоответствия стратегии введения частной собственности текущим и перспективным задачам развития аграрного сектора, когда принятые акты могут серьезно затормозить ожидаемые и объективно неизбежные перемены.
   Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев  неоднократно отмечал необходимость  поэтапного реформирования земельных  отношений. Одна из причин этого заключалась  в негативности общества к глобальному введению института частной собственности на землю.
   При введении института частной собственности  на землю неизбежно возникает  целый ряд разноплановых, но так  или иначе связанных с развитием  земельных отношений проблем, имеющих  особую общественную значимость, к которым относятся:
   - социальная поддержка малообеспеченных  слоёв населения, и в особенности  жителей зон экологического бедствия;
   - сведение к минимуму оттока  населения из республики и  миграции сельчан в города;
   - увеличение инвестиций в агросектор, адаптация сельского населения к условиям рыночных отношений;
   - сохранение и укрепление межнационального, гражданского согласия в стране;
   - отсутствие в действующем земельном  законодательстве Казахстана примерного  перечня земельных правонарушений, не говоря о новых,  порожденных введением права частной собственности на землю.
   Введение  в Земельный кодекс вышеуказанного перечня усилило бы чувство ответственности  и позитивное поведение субъектов  земельных правоотношений.
   При определении законодателем конкретных нормативных параметров частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и механизма ее введения необходимо было принять во внимание все без исключения существенные факторы и проблемы, способные влиять на социальные и экономические процессы в агросекторе. Только так возможна выработка наиболее оптимальных способов и условий перехода аграрных земельных отношений из одного совершенно в другое состояние.
     При введении института частной  собственности необходимо:
   - совершенствовать критерий определения круга субъектов права частной собственности на сельскохозяйственные земли, квалификационных и иных требований к ним;
   - определить условия введения, предоставления  и реализации права частной  собственности; 
   - определить объем правомочий  субъектов института частной собственности на сельскохозяйственные земли;
   - создать равные условия всем  тем, кто намерен и действительно  сможет стать эффективным собственником  – земледельцем, то есть предоставить  возможность получения каждым  заинтересованным лицом соей  земельной доли в государственной (следовательно, общественной) собственности. На этапе реорганизации и приватизации сельскохозяйственных предприятий уже произошла социальная дифференциация сельских людей. Лишь их незначительная часть извлекла выгоды от приватизации, участие большинства в ней было формальным и символическим. Проблема социальной справедливости в сфере земельных отношений настолько важна, что она рассматривается основой современных рыночных земельных преобразований. Государство должно по возможности исправить допущенную несправедливость. Этого добиться посредством разработки и реализации гибкой системы условий предоставления земельных участков;
   - с вводом права частной собственности  тесно связана довольно острая  для сельскохозяйственных производителей проблема обязательных отчислений в бюджет и различные фонды. Практика показывает, что необходима существенная корректировка налогов и налоговой политики применительно к агросектору. При уточнении системы налоговых стимулов и льгот, определении конкретных размеров обязательных платежей нужно исходить из того, что как правило, удельный вес стоимости земель сельскохозяйственного назначения в общей стоимости земельного фонда той или иной страны при прочих равных условиях бывает незначительным. Т.е. в силу специфики агросектора при определении основных потоков бюджетных поступлений целесообразна ставка на земли других категорий (прежде всего на земли населенных пунктов, промышленности, транспорта, недр). Применительно к агросектору налог должен, прежде всего, служить средством стимулирования эффективной хозяйственной деятельности собственника и землепользователя. Слишком низкий налог или его отсутствие вообще может привести к утрате интереса к рачительному хозяйственному обороту земель. Чрезмерно обременительный размер налога и других платежей – путь к ослаблению сословия негосударственных землепользователей и собственников, массовому отказу от прав землепользования и собственности, появлению бесхозных земель, исключению возможности выполнения на участках природоохранных и землеохранных требований. Размеры налогов должны быть сопоставлены с доходными возможностями земельного участка - чем качественнее и ценнее по своим параметрам земля, тем выше налог. Собственники наиболее плодородных участков не должны иметь незаслуженные преимущества перед собственниками земель худшего качества. Гибкая система налогов способна уровнять их возможности. Одновременно при прочих равных условиях необходимо внедрить в практику принцип: чем эффективнее используется земля, чем больше продукции, тем меньше налогов. Ныне действующее законодательство не увязывает размеры земельного налога с результатами хозяйственной деятельности, степенью осуществления природоохранных мероприятий.
   Введение  права частной собственности на сельскохозяйственные земли наряду с изменениями и преобразованиями социально-экономического порядка повлечет достаточно ощутимые социально-демографические последствия. Неизбежным следствием явится дальнейшее расслоение сельского населения. Сами собственники подвергнутся дифференциации по количеству принадлежащей им земли, объему производства и прибыли. Произойдет урбанизация части сельского населения, главным образом за счет тех, кто не сможет приспособиться к новым условиям функционирования аграрного сектора. Сформируется сословие земельных собственников-фермеров и крестьян и одновременно сословие наемных агроработников. Их состыковка, обеспечение согласованности – важнейшая проблем, которую стихия рынка сама по себе не в состоянии решить. Необходимо всесторонне продуманное государственно-правовое регулирование. Иначе в условиях отсутствия устоявшихся традиций и культуры частной собственности возможное противостояние между этими сословиями способно серьезно дестабилизировать ситуацию в аграрной сфере, значительно снизить эффект преобразований.
   Предполагаемый  отток людей из села в город  еще более усугубит проблему занятости  населения, увеличит нагрузку на систему  социальной инфраструктуры, вызовет  обострение криминогенной ситуации, не исключены и другие негативные последствия.
   Правительство и местные исполнительные структуры  должны быть готов ко всем подобного  рода возможным, а в ряде случаев  неизбежным последствиям преобразования земельного строя. Следовательно, потребует  своего разрешения проблема обеспечения своевременного и адекватного реагирования на процессы и изменения, обусловленные введением частной собственности на сельскохозяйственные земли.  

     2.2. Частная собственность в финансовой сфере
   Экономическая реализация права собственности, возможность  присвоения результатов предпринимательской деятельности побуждают собственников стремиться к приумножению источников своих доходов. Отсюда стремление собственников часть полученных доходов сберегать и обращать на нужды накопления. Если отсутствует твердая гарантия на сохранение собственности и на присвоение результатов от ее использования, то стимулов для накопления будет немного. Разумные люди предпочтут использовать свои доходы на цели личного потребления, нежели наращивать свой капитал. Но когда собственность и доходы от нее достаточно защищены, то какая-то часть доходов будет непременно обращена на цели накопления.
     Это приводит к увеличению  размеров капитала, усиливает экономическое  могущество собственников, расширяет  возможности роста благосостояния и их, и общества в целом.
      Законное право на собственность  служит своеобразным залогом  инвестиционной деятельности. Возникает  реальная потребность в кредите  и его производительном использовании.
   Современные кредитно-банковские системы имеют  сложную, многозвенную структуру. Если за основу классификации принять характер услуг, предоставляемых клиентам, то можно выделить три важнейших элемента современной кредитной системы:
- центральный  банк
- коммерческие  банки
- специализированные  финансовые учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные).
   Банк - это организация, созданная для  привлечения денежных средств и  размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
   Во-первых, для банков характерен двойной обмен  долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.) , а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.
   Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных  обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими  лицами. Этим банки отличаются от различных  инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.