На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система управления инновационным проектом

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение…………………………………………………………………….....4
1. Основные понятия в управлении проектами……………………………..5
1.1  Определение  инновационного проекта
1.2  Классификация  и основные задачи инновационных  проектов
1.3  Основные  разделы, элементы и участники  проекта
2. Этапы разработки и реализации инновационных проектов……………12
3. Экспертиза инновационных проектов…………………………………...18
3.1 Метод отбора с помощью критериев
3.2 Оценка экономической  эффективности с помощью динамических показателей
4. Разработка инновационного проекта (разработка модели управления организацией)………………………………………………………………...26
 
Заключение…………………………………………………….……………..35
Список использованной литературы……………………………………….36
 
 


 
"Нет  ничего более трудного  в планировании,
более сомнительного в успехе, более опасного в
управлении, чем создание нового порядка вещей...
Всякий  раз, когда враги  имеют возможность  на-
пасть на инноватора, они  делают это с искренней
страстью, в то время как  сторонники защищают его
лениво  и осторожно, так  что инноватор  и его по-
следователи всегда весьма уязвимы..."
Никколо Макиавелли, 1513г.
 
 
 
 
"Единственный  в своем роде  процесс, объеди-
няющий  науку, технику, экономику, предпринима-
тельство  и управление –  это процесс научно-
технических нововведений. Это  процесс преобра-
зования научного (и технологического) знания в
физическую  реальность, изменяющую общество."
Джеймс  Брайт, 1968г. 

Введение
       Инновации — это оружие конкурентной борьбы в XXI веке.  
Овладевший им в совершенстве, неизбежно превзойдет всех остальных.  
Эффективная деятельность любой организации в условиях нестабильной внешней среды, что характерно на сегодняшний день для экономики России, зависит от многих факторов и, прежде всего, от того, насколько эффективно разрабатываются и используются в управлении предприятием инновационные решения. Причем сферой применения инновационных решений являются не только технические и технологические составляющие производства, но и управленческие, финансовые и др.

       Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского  слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшеств.
       В системе рыночных отношений рынок  инноваций занимает особое место. Конкурентная борьба вынуждает предприятия постоянно обновлять основные фонды и выпускаемую продукцию, проводить политику инноваций как за счет собственных, так и привлеченных ресурсов - инвестиций. Однако невозможно добиться полного успеха в секторе реальной экономики, если не приводить в соответствие структуру организации и управления производством постоянно изменяющимся целям производства в условиях конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг. Тем не менее, проведенный анализ показывает, что бессистемная разработка и использование инновационных проектов на предприятиях в условиях ограниченности материальных, интеллектуальных, трудовых и других видов ресурсов, а также в связи с высоким уровнем риска таких проектов, в большинстве случаев приводят к снижению эффективности деятельности предприятий. Следовательно, одной из основных задач управления является формирование портфеля инновационных решений, позволяющих добиться конкретных преимуществ для предприятия.
       Актуальность темы и ее значимость связаны с необходимостью разработки инновационного проекта на предприятии, с целью достижения более высоких результатов хозяйствования.
       Целью данной курсовой работы является изучение методов управления инновационными проектами на предприятии, их анализ и оценка экономической эффективности. А также, создание модели управления организацией на примере ателье по пошиву спортивной одежды и рассмотрение управления заемным капиталом на предприятии. Будут рассмотрены основные моменты модели управления ателье, критерии результативности его деятельности, организация работы и мотивация сотрудников. Также необходимо разобраться, кто занимается управлением заемным капиталом на предприятии, чем необходимо управлять, как управлять и как оценить управление.
 
 
1. Основные понятия в управлении проектами

1.1. Определение инновационного проекта

       Для понимания объекта исследования необходимо дать определение проекта в общем.
         Проект – понятие, которое  раскрывается в двух аспектах:
       комплект  документов, содержащих формулирование цели и действий предстоящей деятельности, направленных на ее достижение;
       комплекс  действий (работ, услуг, управленческих операций и решений), обеспечивающих достижение определенных целей (получение  определенных результатов)
       Первое  определение проекта следует  рассматривать как устаревшее и  более точным для него в настоящее  время является понятие проектно-сметной  документации. Что же касается второго  значения, то оно относится к современным  понятиям проекта. Ниже будут приведены  ещё несколько определений.
       В толковом  словаре Вебстера: "Проект (от  лат. projectus – брошенный вперед;  англ. – project) – это что-либо,  что задумывается  или планируется, большое предприятие.
       В стандартах института управления США (PMBok, PMI), под проектом понимается временное усилие, (действие), предпринятое для создания уникального продукта или услуги.
       По  мнению английской ассоциации проект-менеджеров, проект-это отдельное предприятие с определёнными целями, часто включающими требованиями по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов. 
       Отечественные экономисты определяют проект как систему  сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых  для их реализации физических объектов, технологических процессов, технической  и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также  управленческих решений и мероприятий  по их выполнению.
         Как видно из определений, в  настоящее время отсутствует  единый подход к  понятию  «проект» как в отечественной так и в зарубежной литературе. Часто проект трактуется как неповторяющееся мероприятие, однако в последнее время проектный метод применяется также к процессам, в основе которых лежит непрерывное производство. Обобщая всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что неотъемлемыми элементами любого проекта являются: замысел, средства реализации, цели реализации.
 
 
 
 
 
       
 
 
 
 
 
       Рис 1 элементы проекта
       Основу  современной концепции  проекта  составляет взгляд на проект как на единое целое, охватывающее все фазы жизненного цикла объекта (предприятия, продукта) от формирования замысла, материально-технического воплощения и вплоть до достижения поставленных целей. Следует отметить, что проект от производственной системы  отличается однократной, нециклической  деятельностью. Для того, чтобы перейти непосредственно к определению инновационного проекта нужно ввести понятие инноваций.
       Впервые инновации были рассмотрены в  рамках теории экономического роста  в первой половине XX века в работах Йозефа Шумпетера.
         Инновация согласно Шумпетеру  есть изменения с целью внедрения  и использования новых видов  потребительских товаров, новых  производственных и транспортных  средств, рынков и форм организации  в промышленности. На настоящий  момент существуют множество  подходов к определению понятия  инновация. В данной работе  мы будем рассматривать инновации  согласно следующему определению.
       Инновация (нововведение) -  это  конечный  результат  творческой деятельности,  получивший  воплощение  в  виде  новой  или усовершенствованной  продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.   Другими  словами,  инновация  –  это  результат  реализации  новых  идей  и  знаний  с целью  их  практического  использования  для  удовлетворения  определенных  запросов потребителей.
       Инновационный проект – это система взаимоувязанных  целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим  образом организованных (увязанных  по ресурсам, срокам, исполнителям), оформленных  комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение  конкретной задачи (научно-технической  проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.
       Инновационный проект имеет ряд характерных  признаков, к основным из которых  можно отнести:
       - признак изменивший как основное содержание проекта (целенаправленный перевод из существующего в некоторое желаемое состояние);
       - признак ограниченной продолжительности  во времени;
       - признак ограниченности требуемых  ресурсов;
       - признак «неповторимости» проекта  и новизны для предприятия,  которое реализует проект;
       - признак комплексности (множество  факторов окружения, участников, прямо или косвенно влияющих  на процесс и результаты проекта);
       - признак правового и организационного  обобщения (специфическая организационная  структура на время реализации  проекта);
       - признак разграничения с другими  проектами предприятия

1.2. Классификация и основные задачи  инновационных проектов

     В настоящее время существует большое  множество классификаций инновационных  проектов мы рассмотрим некоторые из них.  По    уровню    научно-технической    значимости    идей,    замыслов    и
     технических решений инновационные проекты  классифицируют на:
           а)  модернизационные,   когда   конструкция   прототипа   или   базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий;       установка       более       мощного       двигателя,       повышающая производительность станка, автомобиля);
         б) новаторские, когда конструкция нового изделия по виду и свойствам 
своих элементам существенным образом отличается от прежнего (добавление 
новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);

                 в) опережающие,    когда    конструкция   основана   на   опережающих 
технических решениях (введение герметических кабин в самолетостроении, 
турбореактивный двигатель, ранее нигде не применявшийся);

         г) пионерные, когда появляются ранее не существовавшие материалы; конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные    материалы,    первые   радиоприемники,    электронные    часы, персональные компьютеры, биотехнологии и т.д.).
         Уровень значимости проекта определяет  сложность, продолжительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов, что влияет на содержание проектного управления.
         По масштабам решаемых задач  инновационные проекты подразделяются  на:
         а) монопроекты - проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением. Они отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;
           б) мулътипроекты    -    проекты,    которые   представляются    в    виде 
комплексных    программ,    объединяющих    десятки    монопроектов,    и    в 
совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели, 
такой,   как   создание   научно-технического   комплекса,   решение   крупной 
технологической   проблемы,   проведение   конверсии   одного   или   группы 
предприятий военно-промышленного комплекса. Для создания мультипроектов 
требуются координационные подразделения;

            в) мегапроекты      -      многоцелевые      комплексные      программы, 
объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между 
собой одним деревом целей, требуют централизованного финансирования и

     руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.
        Формирование и реализация мегапроектов  может потребовать объединения усилий ряда отраслей, регионов, финансово-промышленных групп и крупных корпораций, группы стран.
         По выполняемым объемам работ  и продолжительности проекты  могут быть:
           а) краткосрочными (до 1 года);
          б) среднесрочными (до 5 лет);
          в) долгосрочными (более 5 лет).
       Состав стадий и этапов проекта  определяется отраслевой и функциональной принадлежностью.
     Одной из целей инновационного проекта  является доказательство потенциальным партнерам того, что фирма будет в состоянии реально производить необходимое количество товаров с более высоким качеством.
     Основными задачами инновационного проекта на уровне организации являются:
       - определение основных целей  проекта, вида инновации (реконструкция,  внедрение новых технологий и т.д.) и доказательство соответствия проекта общим целям фирмы;
     - изложение конкретных результатов  реализации проекта 
     - выбор инновационной стратегии  фирмы по достижению поставленных  целей реализации проекта;
     - определение конкретных мероприятий  для реализации в рамках принятой  инновационной стратегии;
     - определение возможных   форм  участия  инвесторов  в  осуществлении инновационного проекта;
     - определение новых видов товаров  и услуг, которые будут предлагаться  фирмой в результате разработки и реализации проекта;
     - определение источников финансирования;
     - расчет уровня прибыльности;
     - определение примерного срока окупаемости;
     - расчет примерного жизненного  цикла инновационного проекта;
       - определение   перспективы  дальнейшего   развития   фирмы   на   основе данного проекта.
        Инновационный проект ориентирован  на разработку определенного  рынка, а также на конкретного потребителя. Главным действием для преуспевания фирмы на рынке являются постоянные разработки нововведений, которые связаны как с сокращением жизненного цикла товаров и изменения спроса потребителей, так и с обострением конкуренции, в частности, разработкой новых видов изделий и услуг, а также других действий конкурирующих фирм.
        При разработке инновационных  проектов нужно учитывать, что  современные инновационные проекты, как правило, требуют значительных инвестиций, которые не всегда имеются. Поэтому вопрос об инвестициях является наиболее трудно решаемой проблемой, так как требуется доказать необходимость, выгодность и эффективность данного проекта. Главным в этом случае является выбор источника финансирования, его объем, уровень платы по времени и т.д. В этом случае требуется доказать своему инвестору суть своего проекта, продемонстрировать преимущества партнерства и, самое главное, доходы, которые они получат, как минимальные, так и максимальные. Все эти показатели следует соответствующим образом оформлять, чтобы убедить инвесторов вложить свой капитал.
         Инновационный проект должен  быть достаточно подробным, чтобы,  ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы смогли получить полное представление о предполагаемой программе и понять ее цели. Состав и степень детализации инновационного проекта зависят от размеров будущей программы и сферы, к которой она относится. Например, если предполагается наладить производство какой-либо продукции или внедрение технологических инноваций, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого конечного продукта инновационной программы и сложностью рынка этого  продукта.  Состав  инновационного  проекта также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия  конкурентов и перспектив использования результатов программы.

1.3. Основные разделы, элементы и участники проекта

     Основными разделами инновационного проекта  являются:
           - общий обзор (главная  цель и суть предлагаемого  инновационного 
проекта);

           - характеристика  товаров или услуг;
           - рынки сбыта товаров  и услуг;
           - конкурентоспособность   товаров  и  услуг; 
           - план  маркетинга;
           - план производства;
           - организационный  план (организационная структура,  потребность в 
персонале, специалистах и т.д.);

           - юридическое  обеспечение  проекта;
           - экономические   риски, страхование;
           - стратегия финансирования;
           - финансовый план.
           Далее следуют приложения (копии документов, из которых взяты  исходные данные, контрактов, лицензий и т.д.), и дается заключение.
         Составленный инновационный проект  должен отразить и показать  не только перспективную направленность инновационной деятельности для фирмы, но и ответить на такие вопросы, как: Стоит ли вкладывать деньги в этот проект? Какой доход принесет этот проект? Когда окупятся все затраты и вложенные в него силы?
         Таким образом, выбор направления  разработки инновационного проекта  и его обоснование является важнейшей стратегической задачей фирмы с тем, чтобы доказать, какие последуют выгоды от внедрения того или иного нововведения, а также, что послужит главным критерием для эффективной деятельности фирмы
     Основные  элементы инновационного проекта представлены на рис.2
 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Рис 2 основные элементы инновационного проекта
 
       Реализация замысла инновационного проекта обеспечивается участниками проекта. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до несколько десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте  и мера ответственности за его реализацию. Все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные  группы (категории) участников проекта:
     а) заказчикибудущие владельцы и пользователи результатов проекта;
     б) инвесторыфизические или юридические лица, вкладывающие
     средства  в проект (инвестор может быть и  заказчиком);
       в) проектировщики — специализированные проектные организации,
     разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса проектных работ обычно является та организация, называемая генеральным проектировщиком;
       г) поставщики — организации, обеспечивающие материально
     техническое обеспечение проекта (закупки и поставки);
       д) исполнители (организации-исполнители,  подрядчики) – юридические
     лица, несущие ответственность за выполнение работ в соответствии  с контрактом. К ним относятся  научно-технические  организации, производственные предприятия, вузы и т.д.;
       г) научно-технические советы (НТС)  – ведущие специалисты по
     тематическим  направлениям проекта, несущие ответственность  за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и  комплексность
мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов; 
     д) руководитель проекта (проект-менеджер) – юридическое лицо,
     которому  заказчик делегирует полномочия по руководству  работами по проекту;
     е) команда проекта – специфическая  организационная структура,
     возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Команда проекта вместе с его руководителем является разработчиком проекта;
     ж) поддерживающие структуры – это  организации различных форм
     собственности, содействующие основным участникам проекта и образующие вместе с  ними инфраструктуру инновационного предпринимательства (инновационные центры, фонд поддержки  проектов, консалтинговые фирмы, орган  независимой экспертизы, патентно-лицензионные фирмы и т.д.
 
2. Этапы разработки и реализации инновационных проектов
     Разработка  инновационного проекта представляет собой особым образом организованную научно-исследовательскую работу прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели проекта, формулированием его концепции, планированием проекта и оформлением проектно-сметной документации. Концепция инновационного проекта должна определять варианты его реализации, формировать основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивать конкурентоспособность перспективность результатов проекта, а также оценивать его возможную эффективность. В процессе разработки и реализации инновационного проекта можно выделить следующие этапы,представленные на рисунке
     
 
     
 
 
 
 
 
 
 
     Рисунок 3 - Основные этапы разработки и реализации инновационных проектов
 
     Возникновение бизнес-идеи является отправной точкой, с которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование бизнес-идеи рассматривается с двух позиции. С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового товара или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе,  на действующем предприятии и т. п.). В то же время под формированием инновационной идеи (замысла) понимается задуманный план действий, т. е. способы или пути достижения цели проекта.
     Параллельно с формированием инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования. Целью этого этапа является определение сферы влияния проекта на развитие народного хозяйства и, как следствие, количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам. Конечные цели и задачи инновационного проекта не всегда могут быть установлены в виде конкретных количественных показателей на стадии выбора и обоснования проблемы (бизнес-идеи). Поэтому собственно разработка проекта должна начинаться с количественного уточнения конечной цели проекта и установления промежуточных задач ее реализации по отдельным временным периодам для различных вариантов.
     С этой целью устанавливаются возможные  потребители целевого продукта проекта, а также его конкуренты, анализируются возможности и экономическая целесообразность замены производимой продукции новыми видами целевой продукции, тем самым уточняются потребительские свойства продукта в соответствии с существующими и прогнозными запросами потребителей,  изучается существующая и потенциальная емкость рынка, а также структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями, анализируются новые сферы использования конечного продукта проекта, основные сегменты рынка, на которые может быть поставлен продукт, исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта. На этапе маркетинговых исследований должны использоваться общие методы маркетинга инноваций. Результаты маркетинговых исследований выражаются в конкретных количественных значениях целевых параметров проекта.
     Также на данной стадии проводятся исследование неопределенности и рисков инновационных  проектов, т.к. одной из наиболее существенных особенностей инновационных проектов является то, что выполнение проектов осуществляется в условиях риска  и неопределенности. При этом под  неопределенностью понимается неполнота  или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе  о связанных с ними затратах и  результатах. Неопределенность, связанная  с возможностью возникновения в  ходе реализации проекта неблагоприятных  ситуаций и последствий, характеризуется  понятием риска. При оценке проектов наиболее существенными представляются следующие виды неопределенности и  инвестиционных рисков:
     а) риск, связанный с нестабильностью  законодательства и текущей
     экономической ситуацией, условий инвестирования и использования прибыли;
     б) внешнеэкономический риск (возможность  введения
     ограничений на торговлю и поставки, наличие  сильных конкурентов и т.д.);
     в) неопределенность политической ситуации, риск
     неблагоприятных социально-политических изменений  в стране или регионе;
     г) неполнота или неточность информации о динамике технико-
     экономических показателей, параметров новой техники  и технологии;
     д) колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;
     е) производственно-технологический риск (аварии, отказ
     оборудования, производственный брак и др.);
     ж) неопределенность целей, интересов  и поведения участников;
     и) неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой  репутации организаций-участников (возможность неплатежей, банкротства, срыва договорных обязательств).
     Результат анализа риска при разработке инновационного проекта выражается в определении вероятности реализации различных альтернативных вариантов  проекта и подлежит учету в  дальнейшей работе.
       Далее на третьем этапе проводится  оценка бизнес-идеи на основе проведенных исследований. Заключается потребность в инвестировании, подготавливается нужная документация. На этом этапе производится разработка порядка финансирования и предварительная оценка эффективности проекта. Выполняется оценка технической и технологической выполнимости проекта: технологии, оборудования, метода и т.д. Проводится оценка времени реализации проекта по этапам. Определяются эксплуатационно-технические характеристики проекта и потребности, на реализацию которых направлен продукт (изделие). Также рассматриваются продукты и технологии, которые являются  аналогами и прототипами, потенциальные функциональные преимущества продукта, условия вхождения на рынок, разрабатывается смета затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и предварительные исследования, рассматриваются источники финансирования НИОКР, плюсы и минусы различных схем финансирования проекта
     Следующим этапом является проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Проведение НИОКР можно рассматривать как научную подготовку производства, основную часть конструкторской и технологической подготовки производства. Проводятся научно-исследовательские работы, различные сравнительные испытаний. Решается проблема технологической реализуемости бизнес - идеи, создается изделие-образец (макет) в соответствии с техническим заданием, формируется представление о методах, технологиях коммерческой реализации проекта. Определяются в первом приближении конкурентная среда, производственная себестоимость, прямые затраты на изготовление изделия, инвестиционная потребность для реализации проекта. Разрабатывается дальнейшие направления и приоритетные схемы инвестирования
     Далее идет этап создания и коммерциализации инновационного проекта. Коммерциализация инновационных проектов нацелена на получение коммерческого результата и начинается с момента выявления перспектив коммерческого использования нового проекта (после этапа НИОКР), а заканчивается реализацией товара или услуги, в которые трансформируется проект, на рынке и получением коммерческого эффекта.
     Коммерциализация  проекта может проходить на любом  этапе реализации данного проекта. Это зависит от выбора способа  коммерциализации, которые рассмотрены  в пункте Если руководитель проекта выбирает торговлю патентными лицензиями, передачу ноу-хау или франчайзинг, то он продает свою интеллектуальную собственность, получает коммерческий эффект и на этом этапе процесс коммерциализации инновационного проекта заканчивается. Дальнейшая судьба проекта находится в руках покупателя, а разработчик не участвует в последующей коммерциализации проекта. Возможно, это самый легкий путь достижения конечных целей, но порой бывает не таким выгодным. Все зависит от конкретных характеристик проекта, его актуальности и целей разработчика.
       Если разработчик желает в  будущем участвовать в жизнедеятельности  своего проекта, ему стоит выбрать  другой наиболее сложный путь. Это создание продукта на основе  своего проекта и последующая  его коммерциализация. Способы коммерциализации  в данном случае могут быть  такие, как организация собственного  предприятия, передача интеллектуальной  собственности в уставной капитал  предприятия, либо организация  совместного предприятия.
     На  этапе создания и коммерциализации инновационного проекта происходит процесс превращения результатов  НИОКР в товар и его эффективная  реализация в промышленных масштабах.  Также идет разработка технической  документации изделия, уточняются эксплуатационные характеристики продукта, определяется состав и объем ресурсов, необходимых  для коммерциализации проекта. Помимо этого на этом этапе создается  опытный образец изделия и  разрабатывается проект организации  освоения и серийного производства изделия.
       Таким образом, руководитель проекта  должен принять решения о способе  коммерциализации проекта, об  объеме инвестиций по направлениям, необходимых для реализации проекта,  т.е. составить инвестиционный  план. Он должен определить источники,  схемы и условия финансирования, заключить необходимые договора  и соглашения. Помимо этого нужно  определить прогнозную динамику объема продаж, структуру издержек на производство и реализацию изделия (переменные и постоянные), прогнозный финансовый план, прогноз доходов и расходов, прогноз движения денежных средств, а также показатели коммерческой эффективности проекта и экономические показатели эффективности производства
     После этапа создания продукта подходим к  началу производства и опытному его освоению. Здесь идет постановка  нового продукта на производство и управление производственным процессом. Это использование результатов проекта. Процесс создания продукта сформирован и имеются необходимого качества ресурсы для опытного освоения производства. Проверены качество и эксплуатационные характеристики изделия. Проводится анализ и оценка реализации потенциальных потребителей.  Осуществляются пробные продажи. Собирается и анализируется информация по рынку сбыта: реакция потребителей и реакция конкурентов. Дается оценка эффективности системы продвижения изделия на рынок. Далее формируется план запуска изделия на рынок и прогнозный объем продаж. Создается структура базы данных по маркетинговому сопровождению изделия. Финансирование проекта осуществляется в объемах и сроках в соответствии с инвестиционным планом. Проводится оценка и корректировка финансового плана: прогноза доходов и расходов, прогноза движения денежных средств. Оценивается и корректируется коммерческой эффективности проекта: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости. Также проводится оценка и корректировка экономических показателей проекта: рентабельность продаж, производительность, рентабельность активов и т.д. Анализируется  и оценивается окончательная структура  издержек на производство и реализацию продукции.
     Последним окончательным этапом является серийное производство и запуск изделия на рынок. На данном этапе процесс создания продукта и ресурсное обеспечение процесса в основном отлажен. Формируется система управления качеством процесса и продукта. Проводится анализ сильных и слабых стороны процесса в обеспечении проектных характеристик качества изделия. Осуществляется текущий мониторинг рынка сбыта и оценка конкурентоспособности изделия по различным сегментам рынка сбыта.
     Идет  корректировка плана продаж и производства по результатам мониторинга рынка сбыта. На этой стадии инвестиционный план реализован либо в стадии завершения. Формируется денежный поток, соответствующий прогнозному финансовому плану. Оптимизируется система контроля и управления издержками. Постоянно отслеживается соответствие фактических и проектных издержек по статьям затрат (видам ресурсов). На данном этапе идет возврат вложенных средств и получение прибыли.
 
3. Экспертиза инновационных проектов
     Основными аспектами реализации проекта являются: планирование, мониторинг и контроль, менеджмент риска. В любом проекте одна из наиболее важных задач состоит в максимально точной оценке риска и обеспечении действенного контроля за ним. Для снижения риска в первую очередь необходимо провести тщательную экспертизу предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться не очень эффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких как, территориальная расположенность организации, уровень компетентности персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т.д.
     Главная задача экспертизы – предоставление сведений о перспективности новых  технологических и организационных  решений, оформленных в виде проекта, экономической целесообразности и  рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного решения и внешних условий, в  которых оно будет осуществлено. Проведение экспертизы представляет собой  исключительно трудную задачу, и  ее качество во многом определяется квалификацией  экспертов и размерами средств, выделяемых на ее проведение. Вне зависимости от вида, экспертиза выполняет две основные функции:
    прогнозирование экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных показателей технического уровня проекта, времени на его осуществление, затрат, предполагаемых доходов, объема рынка, величины спроса и т.д.
    обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и неформальных методов, на основании которых принимается окончательное решение о целесообразности осуществления инновации.
     В самом общем виде целям всестороннего  исследования проекта на протяжении всего периода жизненного цикла служит проведение технического, коммерческого, экологического, организационного, социального, экономического и финансового анализа.
     Задачи:
    технического анализа – рассмотрение технико-технологических альтернатив и оценки их реализуемости, сроков осуществления проекта в целом и его фаз; определение доступности и достаточности источников сырья, рабочей силы и других требуемых ресурсов; составление календарных планов и сетевых моделей
    коммерческого анализа – определение возможных рынков сбыта и сегментов потребителей, каналов продвижения продуктов на рынок и мероприятий по стимулированию сбыта; оценка конкурентов и выбор конкурентоспособной стратегии
    экологического анализа - определение потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом в течение всего жизненного цикла и мер, необходимых для сокращения и предотвращения этого ущерба
    организационного анализа – определение функций участников проекта; оценка их сильных и слабых качеств с т.з. материально-технической базы, квалификации, возможностей и финансового положения; разработка мер по устранению слабых сторон участников и совершенствование организационных факторов
    социального анализа – определение пригодности проекта для его пользователей и приемлемости для региона; оценка социально-культурных и демографических характеристик населения, затрагиваемого проектом, его влияние на изменения количества и структуры рабочих мест; условий труда и бытовых условий
    финансового анализа – определение соотношения финансовых затрат и результатов, обеспечивающих необходимую норму доходности; прогнозирование инфляции по видам затрат, результатов и оценке пределов ее изменения применительно к организациям – участникам проекта.
    экономического анализа – отражение эффективности проекта с точки зрения интересов всего общества в целом, поступлений средств в различные бюджеты в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды.
     Особое  значение на этом этапе имеют обеспечение  контроля за целевым расходованием средств и оценка полученных результатов на различных этапах жизненного цикла инноваций. Со стороны заявителя необходимо понимание важности предоставления точной и своевременной информации и обеспечения открытого доступа аудиторов финансирующих организаций к документам финансово-хозяйственной деятельности. Одним из этапов разработки и управления реализацией проекта является оценка имеющихся вариантов и выбор оптимального варианта проекта. Отбор проектов необходим для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирмы. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин (территориальной расположенности, состояния основных фондов, уровня квалификации персонала и пр.). Однако ряд параметров важен для большинства инновационных предприятий.

3.1. Метод отбора с помощью критериев

     Суть  метода отбора инновационных проектов с помощью перечня критериев  заключается в следующем: рассматривается  соответствие проекта каждому из установленных критериев и по каждому критерию даётся оценка проекту. Метод позволяет увидеть все достоинства и недостатки проекта и гарантирует, что ни один из критериев, которые необходимо принять во внимание, не будет забыт, даже если возникнут трудности с первоначальной оценкой.
     Критерии, необходимые для оценки инновационньгх проектов, могут различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее отраслевой принадлежности и стратегической направленности. При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые вытекают непосредственно из целей, стратегии и задач организации, ее ориентации, долгосрочных планов. Проекты, получающие высокую оценку с позиции одних целей, стратегий и задач, могут не получить ее с точки зрения других.
     Основными критериями для оценки инновационных  проектов являются:
     А. Цели организации, стратегия, политика и ценности:
     1. Совместимость проекта с текущей стратегией организации и 
долгосрочным планом.

     2. Оправданность изменений в стратегии организации (в случае, если 
этого требует принятие проекта).

    Соответствие проекта отношению организации к риску.
    Соответствие проекта отношению организации к нововведениям.
    Соответствие проекта требованиям  организации с учетом временного аспекта (долгосрочный или краткосрочный проект).
    Соответствие проекта потенциалу роста организации.
    Устойчивость положения организации.
    Степень   диверсификации организации (т.е. количество отраслей,    не имеющих производственной связи с основной отраслью, в которой   осуществляет свою деятельность  организация,  и их доля в  общем объеме  ее производства), влияющая на устойчивость ее положения.
    Влияние больших финансовых затрат  и  отсрочки  получения прибыли на современное состояние дел в организации.
    Влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных, а также влияние неудачи проекта на состояние дел в организации.
       Б. Финансовые критерии:
    Размер  инвестиций (вложения в производство,  вложения в маркетинг, для проектов НИОКР затраты на проведение исследования и стоимость развития, если исследование успешно).
    Потенциальный годовой размер прибыли.
    Ожидаемая норма чистой прибыли.
      4. Соответствие проекта  критериям экономической эффективности капиталовложений, принятым в организации.
    Стартовые затраты на осуществление проекта.
    Предполагаемое время, по истечении которого данный проект.
                   7. Наличие финансов в нужные моменты времени.
      8. Влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств.
       9. Необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для 
финансирования проекта и его доля в инвестициях.

     10. Финансовый риск, связанный с  осуществлением проекта.
    Стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект устойчивое повышение темпов роста   доходов   фирмы, или доход от года к году будет колебаться).
    Период времени, через который начнется выпуск продукции (услуг), а, следовательно, возмещение капитальных затрат.
    Возможности использования налогового законодательства (налоговых льгот).
    Фондоотдача,   т.е.   отношение   среднего  годового  валового  дохода, полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдачи, тем ниже в общих расходах организации доля постоянных издержек, не зависящих от изменения загрузки производственных мощностей, а, следовательно, тем меньше будут убытки в  случае ухудшения экономической конъюнктуры;  если уровень фондоотдачи в данной организации ниже среднеотраслевого, то в случае кризиса у нее больше шансов разориться одной из первых).
    Оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и доступных производственных ресурсов).
     В. Научно-технические  критерии:
       1. Вероятность технического успеха.
     2. Патентная чистота (не нарушено ли патентное  право кого-либо из патентодержателей).
    Уникальность продукции (отсутствие аналогов).
    Наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта.
    Соответствие проекта стратегии НИОКР в организации.
    Стоимость и время разработки. Возможные будущие разработки продукта и будущие применение новой
    Генерируемой технологии.
    Воздействие на другие проекты.
    Патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом).
             10. Потребности в  услугах  консультативных  фирм  или размещении 
внешних заказов на НИОКР.

     Г. Производственные критерии
     1. Необходимость технологических нововведений для осуществления 
проекта.

       2. Соответствие проекта имеющимся производственным мощностям (будет ли   поддерживаться   высокий   уровень   использования   имеющихся в наличии производственных мощностей, или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы).
     3. Наличие производственного  персонала  (по численности и квалификации).
     4. Величина издержек производства. Сравнение ее с величиной издержек у конкурентов.
     5. Потребность  в  дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании).
     6. Стоимость и наличие необходимых  сырья, материалов, комплектующих  изделий.
     7. Уровень безопасности производства.
     Д. Рыночные критерии:
     1. Соответствие проекта определённым  потребностям рынка.
     2. Оценка общей ёмкости и доли  рынка.
     3. Вероятность коммерческого успеха.
     4. Возможный объём продаж.
     5. Оценка конкурентов.
     6. Согласованность с существующими  каналами сбыта.
     Е. Внешние и экологические  критерии:
     1. Возможное вредное воздействие   продуктов и производственных  процессов на окружающую среду.
      2. Правовое   обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству.
    Возможное влияние перспективного законодательства на проект.
    Возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта.
    Дополнительные расходы на утилизацию отходов.
     В случае необходимости формализации результатов анализа проектов по перечням критериев (это необходимо при анализе большого числа альтернативных проектов) используется балльная оценка проектов. Метод балльной оценки заключается в следующем. Определяются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев). Критериям присваиваются веса в зависимости от их важности. Затем перемножаются вес и бальная оценка данного критерия. Но полученные балльные оценки проектов нельзя считать абсолютно достоверными. Это связано с влиянием субъективности метода экспертных оценок.
 
 


      Оценка  экономической эффективности  с помощью динамических показателей
     При принятии решений в бизнесе о  долгосрочных инвестициях возникает  потребность в прогнозировании  их эффективности.
     Для расчёта экономической эффективности  инновационных проектов пользуются теми же методами, что я для инвестиционных проектов.
     Для этого используют долгосрочный анализ доходов и издержек, на основании  которых рассчитывают следующие  показатели.
     - чистая текущая стоимость NPV (Net Present Value);
     - внутренняя норма доходности IRR (Internal Rate of Return);
     - индекс рентабельности PI (Profitability Index);
     - динамический срок окупаемости  PP (Payback Period).
     Следует отметить, что данные показатели являются динамическими, они учитывают разность стоимости денег во времени, а  так как инновационные проекты  по большей части имеют долгосрочный характер, то рассматривать статические  показатели является нецелесообразным.
     Инновационный проект описывается потоками доходов  и расходов, разность которых формирует  денежный поток проекта. В качестве доходов учитываются поступления  от продажи продукции, имущества, запасов, экономия на производственных расходах. В качестве расходов учитываются  расходы на приобретение объекта  инвестиций, на транспортировку и  установку оборудования, на увеличение оборотных средств, производственные расходы на сырьё, материалы, энергию, зарплату, затраты на ремонт и обслуживание оборудования и т.п
     Чистая  текущая стоимость  NPV – разность между дисконтированными к началу проекта денежными потоками и инвестициями.
     
      
          
                       n                          CFt__                 It__
   NPV =        (1 + k)           (1+ k)
                       t = 1
 
     
      
 
 
 
 
     где CFt – денежный поток в t-ом году;
               It – инвестиции в t-ом году;
               k – норма дисконта;
               t – период времени (номер года).
     Если  оценка NPV отдельного инновационного проекта меньше 0, то его не следует реализовывать. При сравнении альтернативных проектов следует выбирать проект, имеющий наивысшую положительную оценку.
     На  величину NPV влияет норма дисконта k. Она складывается под влиянием среднегодовых темпов инфляции, расчётной ставки Центробанка РФ, зависит от уровня риска проекта.
     Внутренняя  норма доходности IRR – предельная норма доходности, которую может обеспечить проект, оставаясь выгодным по критерию NPV. Другими словами, это такое значение нормы дисконта k, при котором чистая текущая стоимость NPV равна нулю. Её можно определить по специальным электронным таблицам, графически или методом подбора.
     Если  значение IRR превышает барьер рентабельности HR (Hardle Rate), то проект может быть реализован. В качестве барьера рентабельности используют среднеотраслевую доходность бизнеса или альтернативную доходность капитала.
     Индекс  рентабельности проекта  PI определяется как отношение суммарных дисконтированных денежных потоков к суммарным дисконтированным инвестициям.
           
           
           
          PI =
              n         CFt__              
               (1 + k)          
            t = 1_
              n          It___              
               (1 + k)          
            t = 1
 
     Чтобы проект был приемлем, индекс рентабельности должен быть больше 1. Из множества альтернативных вариантов выбирают вариант с  максимальным значением PI.
     Важно отметить, что решения о предпочтительности того или иного проекта, принятые по критериям NPV и PI, могут не совпадать. В этом случае решение следует принимать по критерию рентабельности инвестиций, так как, являясь относительным, он характеризует отдачу с каждой единицы инвестиций.
     Динамический  период окупаемости  PP – период времени, в течение которого связанный в инвестициях капитал полностью восстанавливается за счёт полученных от реализации проекта чистых денежных поступлений. Динамический срок окупаемости определяется из соотношения:
  n                           n
           CFt__                     It
      (1 + k)                  (1 + k)
     t = 1                                   t = 1
 
      Разработка модели управления организацией
 
       При создании предприятия необходимо предварительно разработать модель управления организацией. Менеджеру важно видеть основные моменты функционирования будущего предприятия, определить, что будет  производиться, как будет производиться, кто это будет покупать. Важно  также определить миссию и стратегические цели создаваемого предприятия, так  как от этого зависит дальнейшее развитие и функционирование предприятия.
       1. Разработаем модель  системы управления  ателье по пошиву  спортивной одежды.
       Пусть это ателье будет называться «Спорт fashion». Ателье будет шить спортивную форму для профессионалов на заказ, а также выпускать собственную спортивную линию одежды для любителей спорта и активного отдыха.
       Ателье  будет иметь производственное помещение, где из закупленных материалов будет  сшита одежда, небольшое складское  помещение для хранения запасов  материалов и готовой одежды, офисное  помещение для работы руководства, небольшой магазин для продажи  собственной линии одежды и приема заказов. Запасы материалов будут поступать  на склад (руководить закупками будет  отдел снабжения), а готовая одежда будет продаваться в магазине (руководить продажами будет отдел  маркетинга и сбыта). Они и будут  являться границами данной организации.
 
       2. Определим организационное  окружение ателье.
       Оно будет сотрудничать с оптовыми поставщиками ткани, материалов и т.д. Будет пользоваться услугами ЖКХ, «Электросетей». Ателье будут необходимы работники с  экономическим высшим образованием (руководство, АУП), с навыками швейного мастерства, дизайнеры. А также будет  необходим вспомогательный персонал. Ателье будет нанимать работников при  помощи объявлений и т.д. Следовательно, к организационному окружению может  относиться Биржа труда. Капитал  будет сформирован из средств  учредителей и из заемных средств. Предполагается привлечение банковских кредитов для создания такого ателье. Т.е. к организационному окружению  будут относиться банки или кредитные организации. Информация будет привлекаться из СМИ, которые тоже можно отнести к организационному окружению. Ателье будет сотрудничать с рекламным агентством.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.