На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


практическая работа Сущность и значение тренинга для развития кадрового потенциала организации. Виды тренингов и цели упражнений в них. Программа тренинга и краткая характеристика этапов его проведения. Методические рекомендации и пример проведения некоторых упражнений.

Информация:

Тип работы: практическая работа. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 23.02.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Федеральное агентство по образованию
Белгородский государственный технологический университет
им. В.Г. Шухова
Кафедра социологии
Программа тренинга
по дисциплине “Управление персоналом”
на тему “Командообразование (Тим-билдинг)”.

Выполнила:
ст. гр. УП-31
Уварова Н.В.
Научный руководитель:
канд. социол. наук, доц.
Реутов Н.Н.
Белгород
2010 г
Содержание

    Введение
    Программа тренинга
    Содержание программы
    Методические рекомендации
    Апробация
    Литература
    Дополнительная литература
Введение
«Скажите мне -- и я забуду, покажите мне -- и я,
может быть, запомню,
сделайте вместе со мной -- и я пойму»
Народная мудрость
В кадровой политике любой сферы бизнеса определяющим фактором являются кадры, и главный вопрос организации -- развитие ее кадрового потенциала. И здесь на помощь приходит тренинг.
Тренинги -- это обучающие интерактивные мероприятия с закреплением получаемых навыков. Обычно на тренинг приводит какая-то не решенная проблема. Поэтому названия многих тренингов и звучат достаточно конкретно. Например, «Тренинг командообразования», «Тренинг принятия управленческих решений», «Тренинг общения». Из названия становится ясно - для чего.
На любом тренинге присутствует интерактив -- обоюдное общение и действие. Общение на уровне «вопрос -- ответ -- обсуждение» -- это семинар. Монолог лектора с редкими репликами -- просто лекция. Массовое обсуждение злободневного вопроса -- конференция, форум, симпозиум. Но мы говорим о тренингах. Здесь тренер учит. Тренер показывает. Тренер спрашивает. Тренер заставляет делать то, что непривычно, и при иных обстоятельствах никогда бы не сделал! Моделируются различные ситуации. Проигрываются выгодные и правильные выходы из ситуаций. Это -- элемент ролевой игры. Любой настоящий тренинг -- это ролевая игра. Если это не так, то это -- не тренинг!
Тренинг -- это:
-- массовое мероприятие,
-- извлечение из привычной среды,
-- игра с другой (или измененной) ролью,
-- активный двусторонний процесс,
-- решение конкретного внутреннего вопроса,
-- получение реальных навыков за короткое время,
-- изменение подхода к определенным жизненным ситуациям либо к жизни вообще;
-- предоставление вам новых инструментов для решения вопросов.
Активные тренинги становятся все более популярной формой обучения взрослых людей. А хороший тренинг невозможно провести без упражнений и игр, вовлекающих участников тренинга в процесс обучения.
Использование упражнений в тренинге помогает достичь следующих целей:
1. Позволяет участникам усвоить информацию и проверить ее на собственном опыте.
2. «Разогревает» участников группы, активизирует их творческую активность, настраивает на «включенность» в происходящее.
3. Помогает отработать полученные навыки в практической деятельности.
4. Создает в группе веселую и доброжелательную атмосферу.
Тренинг командообразования сегодня, как никогда, актуален. Современные предприятия исчерпали лимит своей конкурентоспособности в области качеств и цен на товары и услуги, благодаря современным технологиям. Остался один ресурс -- повышение квалификации персонала в области деловой эффективности. И главным в этом ресурсе является управление предприятием через командообразование.
Уходит в прошлое авторитарное руководство. Приходит эра командного управления. Именно эта технология выведет на первые места предприятия, которые вовремя начнут перестраивать свои внутренние коммуникации.
Есть мнение, что команда построится сама, необходимы только время для развития предприятия и соответствующая стратегия. Это ложное убеждение. Даже самая прогрессивная и современная стратегия развития предприятия может быть похоронена авторитарными или, наоборот, анархичными способами управления. А возникновение команды при подобных стилях управления невозможно.
Из этого можно сделать единственный вывод: команды не рождаются сами по себе, как пытаются доказать некоторые менеджеры по персоналу. Команды не строятся за несколько дней, как пытаются убедить нас американские коллеги, внедряя на российский рынок тренинги «тим-билдинга». Хотя, безусловно, тренинг - это способ сформировать навыки эффективного взаимодействия и коммуникации людей, создание команды.
Тренинг Тим-билдинг помогает начать работу по формированию команды, осознать роль каждого сотрудника. Результатом же является эффективное групповое взаимодействие.
Цели и задачи тренинга командообразования уточняются во время организационной диагностики предприятия и согласуются с руководством.
Целями командообразования могут быть:
· формирование оперативных команд -- ограниченная по времени работа отобранного состава исполнителей на достижение поставленных целей;
· сплочение топ-менеджеров с целью более результативного обмена информацией, усиления креативности и объединения усилий для достижения целей предприятия в целом;
· сплочение сотрудников внутри подразделения (отдела) с целью более эффективной организации управления подчиненными и повышения работоспособности подразделения в системе всего предприятия;
· сплочение среднего менеджмента с целью ускорения прохождения информационных потоков, улучшения психологического климата и соотнесения собственных целей с общими целями предприятия;
Под командой понимается состояние эффективного группового взаимодействия в процессе работы сотрудников предприятия, четко осознающих взаимосвязи между целями, методами работы и процессом успешного выполнения задач.
Результатом такого взаимодействия является продуманное позиционирование участников, имеющих полное и четкое представление о том, как связаны между собой цели, методы работы и процесс успешного выполнения задач.
Задачи тренинга командообразования:
1. Сформировать единое понимание общих целей и задач предприятия.
2. Установить баланс личных целей и задач с целями и задачами предприятия.
3. Стимулировать осознание взаимозависимости в достижении целей и задач предприятия и удовлетворения личных потребностей сотрудников.
4. Усилить креативность.
5. Проявить и разрешить межличностные конфликты.
6. Улучшить психологический климат.
7. Повысить работоспособность и дисциплину.
8. Устранить барьеры при прохождении информационных потоков, уменьшить искажения информации.
9. Улучшить личные взаимоотношения.
10. Создать мотивацию к обучению и развитию применительно к целям и задачам предприятия.
Теоретическая основа тренинга -- динамика групповых процессов. Группа в своем развитии обязательно проходит три этапа, каждый из которых содержит в себе определенные стадии. Знание закономерностей развития групп дает руководству возможность осознанно воздействовать на них.
Во время тренинга происходит управляемое развитие групповых процессов, в результате которых формируется команда под цели и задачи руководства.
На тренинге затрагиваются следующие темы:
1. Работа с целеполаганием, организацией времени, пространства, себя и других.
2. Динамика групповых процессов и управление ими.
3. Процессы в малых группах, взаимодействие малых групп между собой.
4. Устоявшиеся стратегии руководства и подчинения, расширение вариантов решений.
5. Конфликтные состояния, границы их допустимости и варианты разрешений.
6. Креативность и отношение к ошибкам.
7. Новые виды групповой мотивации.
8. Внутригрупповые нормы, правила, традиции.
9. Личные проблемы и их влияние на деловые коммуникации.
В тренинге используются следующие приемы:
· моделирование ситуаций;
· игровые моменты и их анализ;
· управление обсуждением;
· активная обратная связь;
· обсуждение значимости информационных поводов и тем;
· отслеживание участниками стратегий собственного поведения;
· одновременное восприятие нескольких слоев сообщенной информации.
Безусловно, хороший тренинг -- это не просто набор упражнений, объединенных общей темой, а гораздо больше: и элементы уместной в данной ситуации теории, и разбор случаев из жизни участников, и личный пример самого тренера как человека, владеющего теми приемами и методами, которые он преподает.
Эта программа Тренинга командообразования будет интересна и полезна студентам всех специальностей, а также преподавателям. Так как эффективная команда, то есть эффективное групповое взаимодействие, важна в любой деятельности.

Программа тренинга

Содержание программы

Примечание

Время
Начальный этап групповой динамики

Представление тренера.

Обсуждение целей и задач тренинга, режима и организации работы группы.
«Имена и качества» / «Слушай меня!» (запомнить имена)

4 минут
«Животные» (знакомство)

5 минут
«Счет в темноте» (снятие тревоги, сплочение)

5 минут
«Вампиры» (взаимовыручка в команде)
Обсуждение игры.

10 минут
«Угадай, кто» / «Отгадай загаданного члена» (узнать друг друга)
Обсуждение игры.
Бумага для записей, карандаши.
5-10 минут
«Молчащее и говорящее зеркало» (невербальное сплочение)
Обсуждение игры.

10 минут
«Десять фактов о нас» (мы-команда)
Листы формата А4, карандаш.
10-15 минут
Переходный этап групповой динамики
«Летели гуси» (вовлечение в активную деятельность, слаженность)
Обсуждение игры.
Бумага для записей, карандаши.
20 минут
«Джаз и симфонический оркестр» (обратная связь, умение убеждать)
Обсуждение игры.

15 минут
«Дрессированный дельфин» (сплочение, обучение анализу)
Обсуждение игры.
10-15 минут
«Какая наша команда?»
Бумага, карандаши
5-7 минут
«Необитаемый остров» (выявление лидера в команде, конфликтное взаимодействие)
Обсуждение игры.
Бумага, карандаши и фломастеры
10 минут
Продуктивный этап групповой динамики
«Летающие кошки»
5-6 мягких игрушек
5 минут
«Герб группы» (креативные способности группы)
Обсуждение игры.
Бумага, карандаши
7 минут
«Мумия» (командная деятельность, весёлая атмосфера)
Обсуждение игры.
Несколько рулонов туалетной бумаги.
5-7 минут
«Переправа» (обсуждение и принятие общего решения, выявление лидера)
Обсуждение игры.
1,5 метра верёвки
20-60 минут
«Синергия» (1+1=3)
Обсуждение игры.
Бумага, карандаши
15 минут
«Путаница» (позитивное завершение тренинга)
10-15 минут
Подведение итогов тренинга

Содержание программы. Начальный этап групповой динамики

тренинг кадровый методический упражнение

«Имена и качества»

Начало тренинга, знакомство, запоминание имен.

Цели и возможности применения. Упражнение используется для знакомства участников и для того, чтобы помочь им запомнить имена друг друга.

Время. 3 минуты в зависимости от размеров группы.

Размер группы. 4-20 человек.

Процедура

Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: «Я Виктор -- веселый».

Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе: «Это Виктор -- веселый, а я Александр -- активный».

Каждый последующий участник повторяет все, что сказали до него, и добавляет информацию о себе.

Обсуждение. Не требуется.

Примечание. Лучше не просить участников назвать свое качество, так как обычно в начале тренинга они еще скованны и могут говорить: «Ну, я не знаю, какой я!», поэтому лучше попросить их назвать любое абстрактное качество. Также и в этом упражнении, и в следующих, построенных по принципу «снежного кома», где участникам нужно вспомнить информацию, которую сказали до них, многие опасаются, что не вспомнят, что говорили другие, особенно если уже высказалась большая часть группы. В этом случае нужно пояснить, что группа обязательно их поддержит и подскажет, если они вдруг забудут что-то.

«Слушай меня!»

Начало тренинга, знакомство, запоминание имен, умение слушать других.

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться, а также подчеркивает важность умения слушать. Это необходимый навык в любой команде.

Время. 3 минуты.

Размер группы. 4-20 человек.

Процедура

1. Участники тренинга сидят в общем кругу, и каждый по очереди (по кругу) представляется, рассказывает немного о себе и называет цели, с которыми он пришел на тренинг.

2. После того как все выскажутся, тренер просит участников по очереди повторить то, что сказал человек, говоривший до него.

Обсуждение. Не требуется.

Примечание. Поскольку очень часто участники, пока говорят другие, не слушают выступающих, а напряженно думают о том, что же будут говорить они сами, упражнение иллюстрирует, как редко мы слушаем друг друга.

«Животные»

Цели. Создание комфортной атмосферы; снятие тревоги; создание обще группового взаимодействия через двигательную активность.

Процедура проведения. Все члены группы садятся в круг.

Каждый участник группы выбирает себе какого-то животного и объявляет его. Название животного можно написать на бейджике и прикрепить к костюму на видном месте.

Ведущий встает в центр круга, его стул остается свободным. Тот, кто сидит справа от освободившегося места ведущего, должен вслух произнести название одного из тех животных, которых выбрали себе члены группы. Названный член группы должен быстро занять свободное место. На это же место претендует и ведущий, который стоит в центре круга. Ведущим становится тот, кто не успел занять освободившееся место. А тот, кто сидит справа от освободившегося места, должен назвать новое животное.

Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:

Как изменилось настроение?

Почему улучшилось (ухудшилось)?

Как работала группа в целом?

«Счет в темноте»
Цели и возможности применения. Упражнение способствует разогреву группы, которая только собралась на тренинг и познакомилась, и вовлечению участников в то, что происходит «здесь и сейчас» на тренинге. Также упражнение можно использовать и в том случае, если нужно успокоить участников, слишком взбудораженных обсуждением волнующей темы.
Время. 5 минут.
Размер группы. 8-25 человек.
Процедура
1 Тренер просит всю команду закрыть глаза.
2. Теперь всей командой нужно досчитать от 1 до 10. При этом один человек не может произнести две цифры подряд--в счете должна участвовать вся команда. Если двое говорят одновременно, все начинается сначала. Важно почувствовать друг друга и объединиться в единый процесс.
Обсуждение. Не требуется.
«Вампиры»
Цели. Создание комфортной атмосферы; снижение тревоги; создание общегруппового взаимодействия через двигательную активность; внедрение норм взаимовыручки. Запоминание имён.
Время. 10 минут
Процедура проведения. Члены группы встают и равномерно полукругом распределяются в пространстве. Один из членов группы -- водящий. Он вампир. Водящий стоит напротив членов группы на некотором расстоянии. Водящий должен взглядом выбрать жертву и двигаться к ней, чтобы дотронуться и сделать ее вампиром. Выбранная жертва может спастись. Она должна найти взглядом любого члена группы, чтобы он назвал имя жертвы. Тогда она будет спасена, вампир вернется на свое место (напротив членов группы) и начнет игру заново. Если не успели произнести имя до того, как вампир дотронулся до жертвы, то жертва становится вампиром, а вампир присоединяется к остальным членам группы. Если имя назвал кто-то другой или несколько человек, то жертва также становится вампиром, а вампир присоединяется к остальным членам группы.
Через некоторое время игру можно усложнить, введя двух вампиров. Тогда два водящих будут одновременно двигаться к двум жертвам, стоящим в полукруге. Далее игра проходит по тем же правилам.
Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:
Что было сложного в этой игре?
Какие приемы взаимовыручки придумала группа, чтобы спастись от вампира?
Какое настроение создала игра?
«Угадай, кто»
Цели и возможности применения. В тренинге по командообразованию помогает участникам лучше узнать друг с другом. Также его можно использовать для тренинга навыков невербальной коммуникации или сензитивности в общении, так как часто участники угадывают автора записки по выражению лица, изменению позы и т п.
Необходимые материалы. Бумага для записей, карандаши.
Время. 3-10 минут, в зависимости от размера группы.
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура проведения.
1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер дает инструкцию: «Каждый из нас -- уникальная личность, у которой есть много граней. Пожалуйста, напишите на листочках какую-нибудь информацию о себе, которая пока не известна вашим коллегам. Пусть это будет что-то нестандартное: нелюбимый цвет или название улицы, на которой вы живете. Вы можете написать о своих увлечениях, например о том, что вы танцуете танго или умеете готовить блюда африканской кухни. Вы можете написать о местах, где вы побывали, о том, что у вас дома живу восемь кошек, или о том, что вы говорите на японском языке. Не пишите о чем-то личном, о чем-то таком, что вы не хотите сделать предметом обсуждения. Подписывать листочки не надо». Все сдают тренеру листочки, и тренер их перемешивает.
Далее тренер зачитывает записки по одной, а группа должна угадать автора. Как правило, все группы успешно справляются с этой задачей, но если группа не может угадать автора после нескольких неверных предположений, то он может признаться.
Варианты ответов:
1.Любимая еда, животное, цвет, фильм, кинозвезда, вид спорта. (Не один из этих фактов, а весь набор, так как на основании одного ответа угадать, о ком идет речь, будет довольно сложно.)
«Отгадай загаданного члена»
Цели. Расширение представления участников тренинга друг о друге; снятие тревоги; создание комфортного состояния; обучение анализу.
Процедура проведения. Группу делят на две подгруппы с равным числом участников в каждой. Каждая подгруппа должна выделить одного своего члена, на которого составляется «загадка» из рисунков, предметов и т. п. Затем подгруппы меняются «загадками». Задача каждой из подгрупп -- отгадать, какого из членов другой подгруппы закодировали в переданном послании, и рассказать об этом человеке. После выполнения задания каждая подгруппа высказывает свои предположения и объясняет, почему она считает, что другая подгруппа загадала именно этого человека. Другая подгруппа рассказывает о том, кого она загадала и почему.
Анализ. Во время анализа тренер задает вопросы по очереди каждой из подгрупп. В вопросах обращается внимание на следующие моменты:
Как была организована работа внутри каждой подгруппы?
Кто руководил процессом, кто выдвигал идеи?
Как распределялись роли внутри подгрупп?
Как происходил выбор того, кого подгруппа будет загадывать?
Как общались между собой члены подгруппы?
Насколько было комфортно внутри подгруппы?
Как относились к другой подгруппе?
Что нового узнали о загаданных членах подгрупп?
«Молчащее и говорящее зеркало»
Цели. Расширение представлений участников тренинга друг о друге; развитие наблюдательности во время общения; создание комфортного состояния.
Процедура проведения. Из группы выбираются трое водящих.
Один -- тот, кто угадывает; он стоит напротив двух других выбранных.
Второй играет роль «молчащего» зеркала, он стоит рядом с третьим и напротив водящего.
Третий играет роль «говорящего» зеркала, он стоит рядом со вторым и напротив водящего.
Водящий стоит лицом к говорящему и молчащему зеркалам. А они, в свою очередь, лицом к водящему и всей остальной группе. Получается, что спиной к группе стоит только водящий.
Один из членов группы как можно тише подходит к водящему и встает за его спиной. Того, кто подошел, видят только зеркала.
Задача зеркал -- показать водящему, кто подошел к нему сзади, так, чтобы он назвал имя подошедшего, то есть угадал его.
Начинает помогать молчащее зеркало. Тот, кто играет эту роль, должен только жестами, позами показать подошедшего человека. Если водящий не угадывает того, кого показывает молчащее зеркало, то начинает помогать говорящее зеркало, которое может рассказывать об этом человеке. Говорящее зеркало не может называть человека по имени, описывать его одежду, вспоминать эпизоды общения, известные всем. Его описание должно быть скорее метафоричным.
Если водящий угадал, то он становится молчащим зеркалом, а говорящее зеркало уходит в группу. Из группы на место водящего приходит новый человек. Игра продолжается.
Если водящий не угадал, то он должен отгадать следующего члена группы.
Анализ.
Тренер задает членам группы следующие вопросы:
Почему было трудно (легко) угадывать?
Какие моменты в том, что показывали зеркала, помогали, какие мешали?
Почему одних членов группы было угадывать легко, а других -- трудно?
Кем было легче быть -- молчащим или говорящим зеркалом? Почему?
Что нового (неизвестного) узнали о членах группы?
Изменилось ли настроение и если да, то как?
«Десять фантов о нас»
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам ощутить себя единой командой, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.
Необходимые материалы. Листы формата А4, карандаш.
Время. 10-15 минут.^
Размер группы. 12-30 человек.
Процедура
1. Участники разбиваются на пары, тренер про пару найти и записать за 3 минуты 10 фактов, которые их объединяют. Например: "Мы оба из Воронежа", Мы оба любим готовить» и т. д.
2. После этого пары объединяются в четверки, которым нужно найти 10 фактов общих уже для всей четверки.
3. После того как эти факты записаны, вся команда объединяется вместе и находит 10 фактов, общих уже для всей команды.
Обсуждение. Можно подчеркнуть, как много в нас общего, подчеркнуть, что в команде собрались не случайные люди и все мы оказались здесь потому, что нас что-то объединяет. После этого упражнения можно перейти к обсуждению совместных ценностей команды или к формулировке её миссии.
Переходный этап групповой динамики

«Летели гуси»
Цели и возможности применения. Разогрев группы и вовлечение всех в активную деятельность. Также возможно использование данного упражнения для анализа коммуникативных навыков участников и того, насколько слажены они умеют работать единой командой.
Необходим и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.