На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Лингвистическая концепция Г. Лейбница

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство  Образования Российской Федерации
    Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования
    Челябинский государственный университет
    Факультет лингвистики и перевода
    Кафедра романских языков и межкультурной коммуникации  
     
     

    Курсовая  работа
    ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОТФРИДА ЛЕЙБНИЦА 

    Выполнила: студентка  2 курса
    группы  ЛМФ-201
    факультета  лингвистики и перевода
    Фомина  Инна Александровна 

    Научный руководитель:
    к.ф.н., Ляпкова Э.М. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                              Челябинск 2011
    СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
    ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ и ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Г. ЛЕЙБНИЦА........................5
      Краткая биография...............................................................................5
      Истоки лингвистической концепции................................................8
    Выводы  по Главе 1..........................................................................................13
    ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Г. ЛЕЙБНИЦА......................14 

    Выводы  по Главе 2..........................................................................................18
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................18
    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................19 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                            ВВЕДЕНИЕ 

      Многие называют Лейбница последним ученым эпохи Возрождения, или первым ученым эпохи Просвещения. То и другое верно. Первое — потому, что до наших дней никто иной не сочетал столь яркий математический талант с такой широтой гуманитарных склонностей. В этом отношении Лейбница можно сравнить с Аристотелем или Раймондом Луллием, с Леонардо да Винчи или Рене Декартом. Второе прозвание Лейбница также оправдано. Ведь он стал первым академиком двух виднейших научных содружеств Европы: Лондонского Королевского Общества и Парижской Академии Наук.
      В языкознании Готфрид Вильгельм Лейбниц создал теорию исторического происхождения языков, дал их генеалогическую классификацию, а также развил учение о происхождении названий. Он выступил против господствовавшей в то время библейской легенды о происхождении всех языков от древнееврейского и указал на историческую близость ряда языков (например, германских и славянских языков, финского и венгерского, тюркских). Лейбниц явился также одним из создателей немецкого философского и научного лексикона.
      Актуальность данной темы состоит в том, что именно благодаря Лейбницу языкознание отделилось от философии и стало отдельной наукой.
      Объектом исследования данной курсовой работы является лингвистическая концепция Г. Лейбница как значительная часть истории языкознания. Предметом исследования является влияние концепции на последующее развитие лингвистики.
     Таким образом, цель работы – выявить, какое место занимала лингвистическая концепция Лейбница в лингвистике 17 века и как она повлияла на исследования его современников и последователей.
    Задачи  работы, исходя из этого, таковы:
    - изучить  биографию Г. Лейбница и истоки его научной деятельности;
    - изучить  сущность его учений в сравнении  с аналогичными работами других лингвистов того времени;
    - познакомиться  с различными отзывами об учении  де Лейбница.
      Практическая ценность данной работы заключается в том, что в ней содержится обобщенный материал о лингвистической концепции Лейбница, которая представляет собой важный этап в истории мирового языкознания.
      Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении рассматриваются актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования курсовой работы, в главе 1 изложена краткая биография Готфрида Лейбница и истоки его концепции, в главе 2 проводится анализ концепции на примере работы Г. Лейбница «Теория о происхождении языков», в заключении представлены основные выводы по представленной теме. Список литературы содержит учебные пособия по истории лингвистических учений, а также работы Лейбница и других лингвистов, которые опирались на его концепцию, либо изучали ее. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ГОТФРИДА ЛЕЙБНИЦА 

      Краткая биография
      Готфрид Вильгельм родился в семье профессора философии морали (этики) лейпцигского университета Фридриха Лейбнюца (нем. Friedrich Leibnutz) и Катерины Шмук (нем. Catherina Schmuck). 
    Когда мальчику было 8 лет, его отец умер, оставив после себя большую личную библиотеку. Свободный доступ к книгам и врождённый талант позволили молодому Лейбницу уже к 12 годам самостоятельно изучить латынь и взяться за изучение греческого языка. 
    В 15-летнем возрасте (1661) Готфрид сам поступил в тот же Лейпцигский университет, где когда-то работал его отец. В свою бытность студентом он познакомился с работами Кеплера, Галилея и других учёных. Спустя 2 года переходит в Йенский университет, где изучает математику. Затем возвращается в Лейпциг изучать право, но получить докторскую степень там не удалось. Расстроенный отказом, Лейбниц отправился в Нюрнбергский университет в Альтдорфе, где успешно защищает диссертацию на соискание степени доктора права. Диссертация была посвящена разбору вопроса о запутанных юридических случаях. Защита состоялась 5 ноября 1666 года; эрудиция, ясность изложения и ораторский талант Лейбница вызывают всеобщее восхищение. 
    В этом же году он написал первое из своих многочисленных сочинений: «О комбинаторном искусстве». Опередив время на два века, 20-летний Лейбниц задумал проект математизации логики. Будущую теорию (которую он так и не завершил) он называет «всеобщая характеристика». Она включала все логические операции, свойства которых он ясно представлял. 
    Закончив обучение, он устраивается советником курфюрста Майнцского по юридическим и торговым делам (1670). Работа требовала постоянных разъездов по всей Европе; в ходе этих путешествий он подружился с Гюйгенсом, который согласился обучать его математике. Служба, однако, продолжалась недолго, в начале 1672 года Лейбниц с важной дипломатической миссией покинул Майнц, а спустя год курфюрст умер. 
    В это время Лейбниц изобретает собственную конструкцию арифмометра, гораздо лучше паскалевской — он умел выполнять умножение, деление и извлечение корней. Предложенные им ступенчатый валик и подвижная каретка легли в основу всех последующих арифмометров. 
    1673: Лейбниц в Лондоне, где на заседании Королевского общества демонстрирует свой арифмометр и избирается членом Общества. От секретаря Общества Ольденбурга он получает изложение ньютоновских открытий: анализ бесконечно малых и теория бесконечных рядов. Сразу оценив мощь метода, он сам начинает его развивать. В частности, он вывел первый ряд для числа ?: 
     … 
    1675: Лейбниц завершает свой вариант математического анализа, тщательно продумывает его символику и терминологию, отражающую существо дела. Почти все его нововведения укоренились в науке и только термин «интеграл» ввёл Якоб Бернулли (1690), сам Лейбниц вначале называл его просто суммой. 
    По мере развития анализа выяснилось, что символика Лейбница, в отличие от ньютоновской, отлично подходит для обозначения многократного дифференцирования, частных производных и т. д. На пользу школе Лейбница шла и его открытость, массовая популяризация новых идей, что Ньютон делал крайне неохотно. 
    1676: вскоре после смерти курфюрста Майнцского Лейбниц переходит на службу к герцогу Эрнесту-Августу Брауншвейг-Люнебургскому (Ганновер). Он одновременно советник, историк, библиотекарь и дипломат; этот пост он не оставил до конца жизни. По поручению герцога составляет историю рода Гвельфов-Брауншвейгов; за 40 лет трудов Лейбниц успел довести её до 1005 года. 
    Лейбниц продолжает математические исследования, открывает «основную теорему анализа», обменивается с Ньютоном несколькими любезными письмами, в которых просил разъяснить неясные места в теории рядов. Уже в 1676 году Лейбниц в письмах излагает основы математического анализа. Объём его переписки колоссален. 
    1682: основал научный журнал Acta Eruditorum, сыгравший значительную роль в распространении научных знаний в Европе. Привлекает к исследованиям братьев Бернулли, Якоба и Иоганна. 
     
    1698: умирает герцог Брауншвейгский. Его наследником стал Георг-Людвиг, будущий король Великобритании. Он оставляет Лейбница на службе, но относится к нему пренебрежительно. 
    1700: Лейбниц основывает Берлинскую Академию наук и становится её первым президентом. Избирается иностранным членом Французской Академии наук. 
    В 1697 году, во время путешествия Петра I по Европе, русский царь познакомился с Лейбницом. Это была случайная встреча в ганноверском замке Коппенбрюк. Во время торжеств в 1711 году, посвящённых свадьбе наследника престола Алексея Петровича с представительницей правящего ганноверского дома, принцессой Брауншвейгской Софией Христиной, состоялась их вторая встреча. На этот раз встреча имела заметное влияние на императора. В следующем году Лейбниц имел более продолжительные встречи с Петром, и, по его просьбе, сопровождал его в Теплиц и Дрезден. Это свидание было весьма важным и привело в дальнейшем к одобрению Петром создания Академии наук в Петербурге, что послужило началом развития научных исследований в России по западноевропейскому образцу. От Петра Лейбниц получил титул тайного юстиции советника и пенсию в 2000 гульденов. Лейбниц предложил проект научных исследований в России, связанных с её уникальным географическим положением, таких, как изучение магнитного поля Земли, отыскание пути из Арктики в Тихий океан. Также Лейбниц предложил проект движения за объединение церквей, которое должно было быть создано под эгидой русского императора.

      5 марок 1966 г. — немецкая памятная монета, посвящённая 250-летию смерти Готфрида Вильгельма Лейбница 
    1708: вспыхнул давний спор с Ньютоном о научном приоритете. 
    1716: смерть Лейбница. За его гробом шёл только его личный секретарь [1]
    Лейбниц стал первым гражданским лицом Германии, которому был воздвигнут памятник..  
     Умер в 1716 г. в Ганновере.

                           
     

                           1.2 Истоки лингвистической концепции
      Данное исследование посвящено одной из актуальных проблем современного языкознания — проблеме системной организации лексики, а также парадигматическим и синтагматическим связям составляющих ее единиц, "Нынешняя эпоха развития лингвистики — это, бесспорно, эпоха семантики, центральное положение которой в кругу лингвистических дисциплин непосредственно вытекает из того факта, что человеческий язык в своей основной функции есть средство общения, средство кодирования и декодирования определенной информации". Исследование семантики звукоподражательных слов представляет комплексный характер и включает в себя изучение не только системных семантических особенностей данных единиц, но и закономерностей их функционирования. В основе этого лежит мысль о том, что существует связь между семантическим и синтаксическим уровнями. 
    Объектом нашего исследования является звукоподражательная лексика. 
    Звукоподражание и проблема происхождения языка 
    Явление звукоизобразительности (звукоподражание и звукосимволизм) издавна привлекало внимание исследователей, но до недавнего времени вопрос о звукоизображении рассматривался учеными, как правило, лишь в связи с другими крупными проблемами языкознания. В последнее время звукоизобразительность стала самостоятельным объектом изучения. 
    Одной из форм проявления звукоизобразительности в языке является звукоподражание. 
    В научной литературе существуют различные определения звукоподражательной лексики. Чаще всего звукоподражанием (ономатопеей) называют подражание различным звукам, издаваемым одушевленными и неодушевленными предметами. Мы понимаем звукоподражание как речевую имитацию звуков, издаваемых разными живыми существами. 
    Долгое время изучение звукоподражания не было отделено от изучения звукосимволизма. Теория звукосимволизма гласит, что "во многих словах, обозначающих явления незвуковой действительности, между значением слова и его звуковой оболочкой существует определенное соответствие, опирающееся на способность звука или группы звуков самих по себе сигнализировать о наличии какого-либо значения". 
    Проблему звукоподражания ученые связывали с проблемой происхождения языка. Первые наивные представления о генезисе языка, его сущности мы находим в мифологии. Древние ученые считали, что между вещью и ее названием существует связь, поэтому в самом звучании заключена сущность вещи. 
    Проблемой связи между вещами и их наименованиями занимались древнегреческие философы, которые начали спор, длившийся веками и сохранивший актуальность до наших дней. "В основе спора лежал вопрос: называют ли слова вещи произвольно и связи между звуком и значением нет (либо она произвольна), или же слова называют вещи непроизвольно, "по природе" последних, и связь между звуком и значением есть и она непроизвольна". 
    Какова связь между звуком и значением? Дань этой проблеме отдал и Лейбниц.

      Согласно звукоподражательной теории, "как язык в целом, так и его отдельные слова представляют собой не что иное, как своеобразное звуковое подражание. Когда говорят, что кошка мяукает, лягушка квакает, лошадь ржет и т.п., то в самих названиях этих глаголов (мяукать, квакать, ржать) звукоподражанием передают особенности данных действий. В глаголе "мяукать" как будто бы слышится мяу-мяу, которое издает кошка. Соответственно воспринимается кваканье лягушки, ржанье лошади и т.п.
      Звукоподражательная теория имела сильную и слабую стороны. "Сильной стороной звукоподражательной теории было признание существования первоначальной связи между звуком и значением в словах языка и признание естественного, от природного характера этой связи. Противники звукоподражательной теории, справедливо критикуя ее за недооценку социальных условий возникновения языка и за абсолютизацию принципа звукоподражания, вместе с тем необоснованно принижали значение звукоподражания". 
    Исследования 50-80-х годов XX века доказывают то, что звукоподражание сыграло очень важную роль при возникновении языка.

      При анализе детской речи как особым образом организованной специфической деятельности с необходимостью возникает вопрос о средствах этой деятельности". 
    Такими средствами являются знаки языка, которые отражают действительность обобщенно. Обобщенное отражение действительности выражается в понятиях. Однако понятия знаменуют относительно поздний этап развития мышления. Получая от взрослых знаки языка в «готовом виде», ребенок стремится детерминировать, мотивировать материальную форму знаков, приписывая ей самостоятельное значение". 
    Ребенок отражает окружающую его действительность в представлениях.  
    Связь предмета (означаемого языкового знака) и слова (означающего) основывается на сходстве, которое ребенок наблюдает между материальной оболочкой слова и чувственно воспринимаемыми признаками предмета. Именно поэтому звукоподражание и  ширеобразные (звукоизобразительные) слова так распространены в детской речи при овладении ими наименованием". 
    В речи ребенка звукоподражательные слова могут появляться как имитация звуков окружающего его мира и служат для названия различных предметов и явлений. 
    Одновременно с первыми словами возникает подражание звукам, издаваемым животными, и различным шумам. Эти подражательные звуки ребенок использует для обозначения определенных животных и предметов". 
    В истории науки велось и ведется много споров о том, насколько первобытный язык обязан своим происхождением принципу звукоподражания. "По всей вероятности, звукоподражание играло известную роль в процессе формирования языка. Но эта роль была очень ограниченной, и не она определила общую линию формирования языка. Сфера действия звукоподражания была ограничена теми предметами и явлениями, которые могли производить звуки. 
    Это не означает, что все способные издавать звуки предметы наименовались по этому принципу. 
    Звукоподражание, по-видимому, не было, не могло быть совершенно точным. Необходимо было только то, что его могли узнавать в реальном контексте жизни те, к кому оно было обращено". 
    В любом современном языке существует достаточно большое количество слов звукоподражательного характера, однако сам принцип звукоподражания проявился, очевидно, значительно позже, чем использование звуков, которые были унаследованы первобытными людьми от их животного предка. 
    Звуковой раздражитель по принципу ассоциации связывался в мозгу человека со зрительным образом этого предмета. Подражание этому звуку порождалось способностью сообщить другим членам коллектива об этом предмете. Образовывалась и закреплялась условная связь между образом и мыслью о предмете, издававшем звук, со слуховым образом звука и с кинетическими ощущениями речедвигательного аппарата" . 
    Звучание, которое передавало один из признаков предмета, становилось основой наименования всего предмета. Затем полученное название распространялось на класс однородных предметов. Подражательные звуки наиболее понятно и ощутимо выражают представление данного предмета или действия. Так как в детской речи встречается немало слов, содержащих те или иные звукоподражательные элементы, то можно сделать вывод о том, что признак звукоподражания сыграл определенную роль и в происхождении языка. 
    С животными человек был связан в течение всей своей жизни. Люди, жившие на нашей планете тысячелетия назад, были уверены в том, что животные говорят на своем собственном языке. 
    Животные используют язык звуков так же часто, как язык запахов. 
    Жизнь живых существ неразрывно связана со звуками, которые почти всегда сопутствуют ей. Звук является одним из факторов окружающей среды для растений, животных и человека 
    Человек живет в сложном мире звуков. 
    Звук — быстрое колебательное движение частиц воздуха или другой среды, воспринимаемое органами слуха, все порождаемое движением, колебанием чего-нибудь и воспринимаемое слухом, все, вызывающее слуховые ощущения". "Язык не существует без тела — источника звука, поэтому звук для животного организма и человека есть признак определенных свойств предметов внешнего мира и определенных свойств звукопроизводной среды". 
    Факт, что в языках многих народов возникли названия животных, основанные на подражании их голосам, лишний раз свидетельствует о том, что люди с давних пор проявляли интерес к звукам, издаваемым животными. 
    В различных языках в народных названиях чижа есть звуки "чи" или "си". Звуки, которые слышатся людям в криках животных, легли в основу названий геккона, кеклича, грача, галки, кукушки". 
    Он по праву считается первым зоологом-биоакустиком". 
    Современные лингвисты считают, что язык — это знаковая система, состоящая из знаков особого рода, само поведение животных рассматривается как "язык слабой степени". 
    Ю.С.Степанов в одной из своих работ делает вывод: "До сих пор односторонне ставили вопрос о "языке животных", между тем, с точки зрения современной семиотики» вопрос следует ставить не так: "Есть ли язык животных и в чем он проявляется?", а иначе: само инстинктивное поведение животных есть род языка, основанного на знаковости низшего порядка. В гамме языковых, или языкоподобных, явлений оно не что иное, как язык слабой степени". 
    К вопросу о содержании термина "звукоподражательные слова" 
    Звукоподражательные слова интересуют исследователей с древних времен, поэтому для обозначения таких слов в лингвистике существуют различные термины. 
    Используемый Платоном термин "подражание" (греч. mimesis) несет философский смысл, понимается им как воспроизведение какого-то образца. Но подражание не тождественно тому, чему подражают, оно обязательно несет что-то новое в сравнении с предметом подражания". 
     
                                                            Выводы по главе 1

      Как мы видим, интерес Готфрида Лейбница к языку был заложен с детства. Свободный доступ к книгам и врождённый талант позволили молодому Лейбницу уже к 12 годам самостоятельно изучить латынь и взяться за изучение греческого языка. В 15-летнем возрасте (1661) Готфрид сам поступил в Лейпцигский университет. Еще в  студентческие годы он познакомился с работами Кеплера, Галилея и других учёных.
      В основу взглядов Лейбница лег вопрос: вопрос: называют ли слова вещи произвольно и связи между звуком и значением нет (либо она произвольна), или же слова называют вещи непроизвольно, "по природе" последних, и связь между звуком и значением есть и она непроизвольна. Он пытался глубже осмыслить структуру языка и его сущность. В своей теории Лейбниц показывает, что язык в целом и его отдельные слова представляют собой не что иное, как своеобразное звуковое подражание. И, как утверждают многочисленные критики, Лейбниц не внес ничего нового. Но заслуга Лейбница в том, что он, объединив все положения и теории, создал общую теорию языка, которая, впрочем, имела сильные и слабые стороны.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.