На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мотивы, влияющие на выбор профессии и наиболее популярные профессии среди учащихся 11 классов школ города Иркутска

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Иркутский Государственный Университет
Байкальская международная бизнес-школа
Сибирско-Американский факультет менеджмента 
 
 
 
 

Исследовательская работа по социологии на тему:
«Мотивы, влияющие на выбор  профессии и наиболее популярные профессии  среди учащихся 11 классов школ города Иркутска». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск
2009
 

Оглавление 

 

Тема 

  «Мотивы, влияющие  на выбор профессии  и наиболее популярные  профессии среди  учащихся 11 классов  школ города Иркутска».
     Под влиянием чего происходит выбор профессии? Каковы мотивы этого выбора? Какие  профессии наиболее популярны в наши дни? Материал массовых исследований показывает известную роль школы и учителей в воспитании у школьников интереса к своей будущей профессии. По данным ряда исследований, 40—50 процентов опрошенных десятиклассников мотивируют выбор будущей профессии интересом к тому или иному учебному предмету. Многие учащиеся выбирают нужные людям профессии, мотивируя это желанием служить народу, принести пользу Родине, но не соотносят требования этих профессий со своими индивидуальными особенностями, способностями. Другая часть старших школьников указывает в качестве мотива выбора профессии на свои способности (о которых они судят по успеваемости, легкости овладения материалом, успешности во внешкольных занятиях и т. д.). Немалое количество учащихся указывают и на такие мотивы, как наличие семейных традиций, мотив материально-бытовой обеспеченности, пример друзей и товарищей, престижность профессии. Иногда мотивами бывают близость места работы или вуза от дома, «красивая форма» или то, что «сюда легче устроиться».
      В своем исследовании мы хотели узнать, что интересует иркутских школьников. Какие профессии наиболее популярны  сегодня, и на какие критерии выбора выпускники ориентируются при выборе своей будущей профессии.
 


Состав группы
В состав группы входили студентки 3 курса Сибирско-Американского факультета менеджмента Суворова Александра, Мартыненко Татьяна.
Участники группы в равной степени принимали участие  в исследовательской работе, согласовывая, все друг с другом.

Проделанная работа

                                      - определили тему исследования;
                                      - выдвинули гипотезы;
                                      - определили цели и установили  задачи;
                                      - составили рабочий план (логическая схема);
                                      - определили методы исследования;
                                      - составили и распечатали анкеты;
                                      - провели анкетирование;
                                      - проанализировали полученную информацию;
                                      - произвели выборку (сколько учеников выбрали ту или иную профессию, почему и т.д.);
                                      - оформили результаты в виде  графиков и таблиц;
                                      - написали выводы нашего исследования;
                                      - собрали всю полученную и  проработанную информацию в письменный  отчет;
                                      - сделали презентацию проекта в PowerPoint.
 

Цели

                  - Выявить аспекты выбора и  наиболее популярные профессии  среди выпускников школ;
                  - Раскрыть, что влияет на формирование  структуры престижности профессии  у современных старшеклассников;
                  - Выявить профессиональную направленность старшеклассников и сравнить совпадает ли она с профессией, которую они собираются выбрать.

Задачи

              - Провести анкетирование среди  учащихся 11 классов школ города  Иркутска;
              - Определить наиболее популярную сферу деятельности среди выпускников школ;
              - Выявить самые важные критерии  выбора будущей профессии для  выпускников школ;
              - Узнать является ли для выпускника престижность самым важным критерием при выборе будущей профессии;
              -  Выявить, по какому критерию школьник чаще всего определяет престижность профессии.
              - Провести тестирование на профориентацию и определить совпадают ли личные качества, интересы и пристрастия школьника с профессией, которую он собирается выбрать.
 


Гипотезы

            - Ученики и будущие абитуриенты все реже выбирают профессии в сфере обслуживания, педагогики, медицины, науки отдавая предпочтение более престижным профессиям;
            - Выпускники школ в настоящее время при выборе профессии все чаще руководствуются ее престижностью и не всегда ориентируются на свои способности и желания. Например, они выбрали определенную профессию, потому что, может быть, его друзья выбрали эту профессию, или потому что ему хочется видеть себя на экране телевизора в качестве журналиста или ведущего, или он мечтает видеть свою фамилию, подпись в конце большой и популярной статьи; 
                   - Престижность выбираемой профессии  один из важных факторов самоопределения  в профессиональной ориентации;
                   - Современные школьники оценивают  престижность профессии по следующим  критериям - высокий уровень материального  достатка, популярность профессии  в современном обществе, а также  высокое общественное мнение  о данной профессии.

Ожидаемые результаты

                                             - Самые популярные профессии  среди школьников – юрист,  менеджер, экономист, финансист,  банковский служащий, бухгалтер,  специалист в области IT;
                                             - Самые важные аспекты для выпускников при выборе будущей профессии – престижность, высокая заработная плата, мода на ту или иную профессию;
                                             - Под престижностью школьники  подразумевают – высокий уровень благосостояния и экономических благ, которые дает профессия, вес среди других видов деятельности, высокий социальный статус, раскрученность профессии; 
                                             - Выбор профессии часто не  соответствует способностям и пристрастиям школьников.  

     Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет
наибольшее значение. Существует двусторонность явлений  выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным набором характеристик, чем и объясняется неоднозначность явления выбора профессии.
     Цель  нашего исследования  - выявление  ключевых факторов, которыми руководствуются  современные школьники при выборе профессии, которая бы отвечала ценностям современного общества.
     Исследование  престижа профессий в мире имеют  более полувековую традицию. За это  время, особенно после второй мировой  войны, накоплен огромный эмпирический материал, охватывающий данные почти  60 стран. Несмотря на различия в методике сбора, данные сравнимы и показывают, что различия в иерархии престижа как внутри стран, так и между ними относительно невелики. Это свидетельствует о чрезвычайной устойчивости данного явления. Так как понятие престижа профессий является частью социологии образования, то нужно вспомнить и об истории становления этой области социологии. Начало создания социологии образования как самостоятельной дисциплины восходит к Э. Дюркгейму. Он считал, что равенство в образовании, «диктуемое моральными принципами», принципиально невозможно в современном обществе, основанном на разделении труда, и чтобы достичь такого равенства, «нужно было бы вернуться к доисторическому обществу, в котором не было бы никакой дифференциации». Поэтому, по мнению Дюркгейма, существует непосредственная связь между шансами человека на получение профессионального образования и величиной его доходов.
     Так что же такое престижность профессий? Престиж профессий - феномен общественного  сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий, определяемая различиями в степени сложности и ответственности труда, продолжительностью необходимого для него профессионального образования, уровнем его оплаты и др. Понятие престижа все же остается в некоторой степени неопределенным. В рамках европейской социологической традиции М. Вебер рассматривал статус как показатель социальной репутации и отличный от класса способ измерения уровней социальной стратификации. Классовое неравенство основано на неравном доступе к материальным вознаграждениям и различиях в жизненных шансах. Несмотря на признание значимости веберовского анализа, в американской социологической традиции воедино сводились сразу несколько показателей профессионального неравенства: доход, власть, уровень образования, а также социальная репутация. Следует отметить, что исследования престижа профессий связано с понятием социальной стратификации. Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни. Социальная стратификация описывает расслоение людей на классы. Основа стратификации - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанности, власти и влияния. Сорокин связывал теорию «социальной стратификации» с еще одной немаловажной теорией «социальной мобильности». Социальная мобильность - это изменение индивидом, семьей места в социальной структуре общества. В социологии этот термин был введен П. Сорокиным (1927), который дал расширенную трактовку этого понятия, включив в социальную мобильность не только переходы лиц и семей из одних социальных групп и слоев в другие, но и любые изменения в их социальном положении. В дальнейшем социология на Западе при изучении мобильности сосредоточилась на исследовании переходов, перемещений из одних социальных слоев в другие. Тем самым, теории социальной мобильности оказались тесно связанными с теориями социальной стратификации, поскольку, в последних выдвигаются те или иные критерии деления общества на социальные слои (страты).
     Социальная  страта - это множество людей внутри большой группы, обладающих определенным видом и уровнем престижа, полученного  благодаря своей позиции. Существуют следующие наиболее важные источники  развития тех или иных страт:
Наиболее важный - развитие специфического стиля жизни, включающего тип занятия, профессии. Стиль жизни, мы будем понимать, как  общую модель жизни, вырабатываемую людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями. Он включает мотивы, формы поступков, повседневное поведение индивида, семьи и других социальных групп. Для анализа статусной стратификации применяется критерий социального престижа. Социальный престиж - это отражение в общественном сознании реального положения в системе общественных отношений отдельного человека, социальной, профессиональной группы (слоя), трудового коллектива и т.п., характеризующее то влияние, уважение, которым они пользуются в обществе. В более узком смысле социальный престиж означает то место, которое с точки зрения общественного мнения занимает тот или иной социальный статус в иерархии других статусов. Социальный престиж тесно связан с престижем профессий и редко выделяется для самостоятельного изучения. В отечественной социологии социальный престиж изучается в связи с социальной ориентацией преимущественно молодежи.
Престиж профессий - феномен общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий, определяемая различиями в степени сложности и ответственности труда, продолжительностью необходимого для него профессионального образования, уровнем его оплаты и др. Профессиональный престиж определяется системой ценностей в обществе и воспринимается в свете функциональной важности различных профессий.
     Согласно  вышеизложенному материалу престиж  профессий всегда был и будет  актуален. А в наше время тем  более актуален, в связи с тем, что современное российское общество постоянно трансформируется, а значит, и ценности данного общества тоже претерпевают изменения. А они, в свою очередь, непосредственно влияют на престиж профессий, следовательно, и престижность профессий тоже очень быстро трансформируется. Предметом нашего исследования является престижности профессий и факторы, влияющие на выбор школьников данной профессии. Поэтому, объектом исследования данной темы являются выпускники школ, это именно те люди, которым только предстоит сделать свой выбор в пользу той или иной профессии. А что чаще всего становится решающим критерием при принятии решения – престижность или что-либо другое мы и выясним благодаря нашему исследованию.  
 


Исследуемые проблемы

                                             - Самые популярные профессии среди выпускников;
                                             - Является ли престижность одним из главных факторов при выборе профессии;
                                             - Что современные школьники понимают  под определением «Престижная  профессия»;
                                             - Соответствует ли выбранная профессия способностям и интересам школьника.

Ревизия 1

Что мы будем знать, проведя  это исследование?
- Количество  учеников, которые собираются продолжить  образование в ВУЗе;
- Популярные  профессии;
- Критерии выбора;
- Критерии престижности  профессии;
- Способности  учеников;
- Соответствуют  ли способности профессии, которую  собирается выбрать школьник.

Подбор  методов

                               - Анкетирование
                               - Тестирование на профориентацию 

Ревизия 2

Оценка  затрат времени, денег, людских затрат. 

- КОЛИЧЕСТВО  АНКЕТ: 130 копий – анкеты для  заполнения, 60 копий – задание  к анкете (тест на профориентацию).  

- КОЛИЧЕСТВО  ШКОЛ, задействованных в опросе: 3 школы – гимназия №44, школа  №14, гимназия №2.   

- ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ:
30.10.2009 – определение  темы, гипотезы и цели;                               
02.12.2009 – составление  программы исследования, логическая  схема;
03.12.2009 – постановка  задач исследования и определение  методов решения этих задач;
03.12.2009 – составление анкет и теста на профориентацию;
04.12.2009 – 05.12.2009 – анкетирование школьников (30 минут,  чтобы обзвонить несколько школ  и договориться о проведении  анкетирования, 5 минут для проведения  анкетирования в каждом классе, 2 минуты на представление и объяснение задания);
06.12.2009 – обработка  заполненных анкет и теста  на профориентацию;
08.12.2009 – 07.12.2009 – написание отчета;
10.12.2009 – создание  презентации проекта в PowerPoit;
14.12.2009 – презентация  проекта.
                                
- ДЕНЕЖНЫЕ ЗАТРАТЫ:
                                 ~ 50 руб. – проезд;
                                 ~ 190 руб. – на печать анкет  и задания к анкетам. 

- ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ  РЕСУРСЫ: 2 студента 3-го курса Сибирско-Американского  факультета менеджмента Мартыненко  Татьяна, Суворова Александра.

Методы  исследования

     Методов социологических исследований много. Основные из них – опрос, интервью, анкетирование, эксперимент и т.д. Для того чтобы определить, какой метод или методы для нас подходят, необходимо было вновь взглянуть на задачи.
      Первое, что нам необходимо было сделать  – это определить, какая профессия  на данный момент является самой популярной среди школьников. Кроме этого, нужно узнать, по каким критериям они сделали этот выбор, ориентировались ли они на свои способности и предпочтения или смотрели, престижна ли эта профессия сегодня? Если они отдают дань моде, то необходимо узнать, что такое престижность в их понимании.
     Было  решено провести анкетирование среди  выпускников нескольких школ. В анкете было 3 основных вопроса – «в какой  сфере деятельности вы хотели бы получить будущую профессию?», «что для вас  главное при выборе профессии?»  и «что на ваш взгляд определяет престижность профессии?». Мы облегчили задачу будущим абитуриентам и предложили им варианты ответов и дали возможность отмечать несколько пунктов.
     Как видно, этого не достаточно. Мы узнали самую популярную профессию, почему школьники ее выбирают и т.д., но никакой зависимости из этого нам не удастся выявить, пока мы не узнаем, соответствует ли их выбор их способностям и предпочтениям. Решено было провести небольшой тест по профессиональной ориентации.
     Анкетирование + Тестирование на профориентацию (представлены в приложении) помогут нам определить совпадают ли личные качества, интересы и пристрастия школьника с профессией, которую он собирается выбрать.  Анкетирование (данный метод позволит узнать сферу деятельности, которую собирается выбрать школьник). Тестирование на профориентацию (этот метод позволит узнать какой вид деятельности подходит данному школьнику). В итоге сопоставления двух результатов мы сможем определить основан ли данный выбор школьника на его личностных качествах и предпочтениях или на его выбор повлиял какой-то другой фактор.

Структура выборки

     Для проведения анкетирования и выборки, подходящих нам респондентов, мы использовали метод «удобной» выборки (convenience samples). Это один из методов, при котором отбор респондентов для исследования производится исходя из соображений удобства проведения выборки. Чаще всего исследователь подходит к формированию такой выборки с позиций минимальных затрат времени и усилий, доступности респондентов и т.п., отсюда и происходит ее название. Процедура «удобной» выборки состоит в установлении контактов с «удобными» единицами выборки - с группой студентов, спортивной командой, с друзьями и соседями, в нашем случае с несколькими группами выпускников.
     Тема нашего исследования неразрывно связана со школьниками. Чтобы узнать, верны  ли наши гипотезы, то есть, действительно ли школьники, выбирая профессию, не отталкиваются от своих предпочтений, нам необходимо было провести анкетирование среди выпускников школ, потому что именно они сейчас стоят перед выбором и многие уже даже определились.
     Изначально планировалось  опросить 100 и более человек, но опросили лишь 84. Позже посчитали это количество достаточным, поскольку возможностей для проведения масштабного исследования в рамках нашего курса у нас  не было. Мы опрашивали как мальчиков, так и девочек, потому что нам было важно мнение обоих полов.
     Чтобы выявить, есть ли прямая зависимость между  способностями абитуриентов и выбранной ими будущей профессии, нас интересовали только те анкеты, в которых ученики отметили, что намерены продолжать обучение в ВУЗе. Так что, из 84 опрошенных школьников, мы обрабатывали данные 83, которые собираются получать высшее образование. Далее уже проанализировали, какие профессии они выбирают и почему. Затем проанализировали тест на профориентацию. Результаты сопоставили и посмотрели, совпадает ли их будущая профессия с их способностями и кругом интересов.

Результаты  исследования

Проведя анкетирование, мы получили гору бумаги и море информации.
Всего в нашем исследовании приняли участие 84 школьника из 44 гимназии, школы №14 и школы №2. 

Планируете  ли вы получить высшее образование?

На этот вопрос положительно ответило большинство  – 83 ученика. Лишь один сказал, что не планирует продолжать свое обучение в высшем учебном заведении.  

В какой сфере деятельности вы планируете выбрать  свою будущую профессию?
    Мы предоставили ученикам широкий выбор. Наши предположения  о самых популярных профессиях оправдались.
21   Бизнес
14   Экономика
11   Юриспруденция
10   Реклама, PR
9   Дизайн, архитектура
8   Финансы
7   Лингвистика
7   Транспорта  и связи
6   Банковское  дело
4   Медицина
4   Журналистика
4   Инженерии, строительства
4   Служба  в правоохранительных органах
3   IT технологии
2   Политика
2   Психология
2   Наука
2   Искусство
2   Обслуживание
1   Промышленности, машиностроения
1   Военная служба
1   Пожарная  инспекция, МЧС
0   Экология
0    Педагогика
 
     Самая популярная сфера деятельности –  сфера бизнеса. На втором месте экономика, на третьем – юриспруденция.  

 

Что для вас главное  при выборе будущей профессии?
     Ученики, выбирая профессию, на что-то ориентируются. Кто-то смотрит, насколько важна  эта профессия для людей, кто-то думает о том, как бы заработать как можно больше, а кто-то просто мечтает заниматься любимым делом. Как показывает статистика, для нынешней молодежи основной ценностью являются деньги, именно этот аспект оказался самым важным при выборе будущей специальности.
     На  втором месте «возможность профессионального  и карьерного роста, на третьем –  престижность.
55 Высокая заработная плата
45 Возможность профессионального и карьерного роста
40 Престижность  
35 Возможность самореализации
29 Востребованность  на рынке труда
28 Соответствие  вашим способностям, склонностям, увлечениям
27 Возможность проявить свои способности
25 Возможность личностного, «внутреннего» роста
17 Полезность  и значимость деятельности для развития общества
15 Достижение  определенного уровня власти, возможности  влияния на других людей
14 Популярность, известность, слава, которую может принести данная профессия
12 Одобрение и уважение в обществе
7 Безопасность  для жизни, здоровья
2 Семейные  традиции
 
 

    Что на ваш взгляд определяет престижность профессии?
   Как мы увидели, одним из важнейших показателей  при выборе является престижность профессии. Но что такое «престижность» в понимании школьника? Как оказалось престижность – это в первую очередь востребованность профессии, то есть профессия, которая сейчас нужна людям, высокая заработная плата и возможность быть авторитетом, видеть признание в глазах общества. Популярность профессии (например, юрист – популярная профессия, но уже не востребована, так как юристов слишком много) менее значимый фактор, который определяет престижность профессии. А возможность самореализации и карьерный рост практически не играют никакой роли.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.