На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Философия государства и государственного правления Аристотеля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 

Институт  управленческих кадров 

Кафедра философских наук 

Специальность Государственное управление и экономика 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: Философия государства и государственного правления Аристотеля 
 
 
 

Студентка 1 курса, группа ГУЭ-2                               Козко  А. Е.
Доктор философских  наук, профессор                       Чуешов  В. И. 
 
 
 
 
 

Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………….3                                                                               
    1АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ………….......5
    2.ФИЛОСОФИЯ   ГОСУДАРСТВА АРИСТОТЕЛЯ……………………...11
    3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АРИСТОТЕЛЯ «ПОЛИТИКА» И «АФИНСКАЯ ПОЛИТИЯ»……………………………………………...19
          3.1 «Политика»………………………………………………………………19
          3.2 «Афинская полития»……………………………………………………22
          ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......25
          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27
 


     ВВЕДЕНИЕ
     Выбранная мной тема называется «Философия государства  и          государственного правления Аристотеля».
     Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры) - великий греческий философ, систематически разработавший все отрасли знания своего времени, впервые установивший законы так называемой формальной логики и положивший начало естественно-историческому исследованию природы. Философия Аристотеля имела громадное влияние на все последующее развитие философской мысли и в эпоху позднего средневековья приобрела в европейских странах значение непререкаемого авторитета во всех вопросах научного знания.
     Современные политологи основателем политической науки (в широком смысле этого  слова) чаще всего называют Аристотеля, а не Платона, так как произведения Аристотеля более соответствуют  сегодняшним представлениям о научном  изложении проблем политики (отсутствуют  миф в качестве способа аргументации и диалог в качестве формы произведения).  
Представленная работа посвящена особенностям мыслей Аристотеля в различных сферах знаний, в частности политических и правовых. В современных условиях данный вопрос носит актуальный характер, о чем свидетельствует частое изучение представленной темы. Современная наука имеет тенденцию переходить к глобальному изучению проблем тематики "Философия государства Аристотеля" и многих других. Работа носит актуальный характер так же из-за огромного интереса к ней со стороны современных дисциплин. Целью данного исследования является подробное изучение взглядов Аристотеля на государство,  значение этих взглядов в истории культуры.

       Для достижения вышепоставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: 1) Рассмотреть биографию Аристотеля с целью дальнейшего выявления причин, повлиявших на воззрения философа, определить влиянии его взглядов на культуру.  
2) Рассмотреть основные черты государства по Аристотелю;  
3) Проанализировать трактаты Аристотеля «Политика» и «Афинская полития»;  

     В своей работе я использовала аналитический  и системный методы исследования. В ходе исследования я обращалась к работам авторов, которые уделяли  особое внимание Аристотелю. Это Чанышев, Лосев, Доватур и др. Им удается (в большинстве случаев) мастерски излагать смысл того или иного философского учения на одной - трех страничках, умудряясь дать при этом слово и самому автору этого учения (т. е. дать ключевые цитаты)
      
 

 

     
     Аристотель  и его место  в истории культуры
     Аристотель - один из величайших философов Греции, творец самой законченной и всеобъемлющей  системы греческой науки, основатель истинного естествознания и глава  перипатетической школы; род. 384 до Р. Х. в Стагире, греческой колонии  во Фракии, недалеко от Афона. Отсюда имя  Стагирита, которое часто давалось А. Отец его Никомах(придворный врач македонского царя Аминты III) и мать Фестида были благородного происхождения. Рано потеряв родителей, он отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем на 18 году - в Афины, где прожил целые 20 лет[8, c.275]. Там, под влиянием Платона, дух ученика развился так быстро и мощно, что он скоро занял самостоятельное положение относительно своего учителя. Уважение А. к учителю засвидетельствовано отрывком элегии на смерть Эвдема, где А. говорит о Платоне, что "дурной человек не имеет даже права хвалить его". Весьма естественно, что различие взглядов вело к спорам между двумя мыслителями, но А. постоянно отзывается о Платоне с уважением, а иногда с большой нежностью. "Если подобные отношения", справедливо, замечает один историк философии, "можно назвать неблагодарностью, то такую неблагодарность питают все ученики, которые не были рабскими последователями своих учителей". После смерти Платона (347 до Р. Х.) А. вместе с любимым учеником последнего Ксенофонтом, переехал к атарнейскому тирану Гермию. Когда же Гермий изменой попал в руки Артаксеркса и был им убит, А. женился на его племяннице Пифиаде и поселился с нею в Митилене. Отсюда македонский царь Филипп призвал его к своему двору (343) и вверил ему воспитание своего сына, 13-тилетнего Александра. Аристотель блестяще справился со своей задачей. Отец и сын достойно наградили его заслуги. Филипп восстановил разрушенную Стагиру, жители которой, в знак благодарности, ежегодно праздновали память А. (праздник был известен под именем Аристотелии), и много помогал А. в его естественнонаучных исследованиях. С той же целью Александр подарил ему сумму в 800000 талантов (около 2 млн. руб.) и, по рассказу Плиния, отдал в его полное распоряжение несколько тысяч человек для приискания образцов животных, послуживших материалом для его знаменитой "Истории животных". Дружественные отношения А. к его знаменитому ученику расстроились, по-видимому, после казни Каллисеена, племянника философа, навлекшего на себя гнев царя жестоким порицанием его недостойного поведения и павшего жертвою несправедливо возведенного на него обвинения в покушении на жизнь Александра, в которое недруги А. постарались замешать и его имя. Еще раньше этого, в 334 г. А. снова переехал в Афины и основал там свою школу в лицее, единственной гимназии, которая оставалась для него свободна, потому что академия была занята Ксенократом, а Киносарг - циниками. Школа его получила название перипатетической, оттого ли, что А. имел привычку во время преподавания ходить взад и вперед (peripatein) или от тенистых аллей, окружавших место, где он учил. Его чтения были двоякого рода: утро он посвящал строго научным занятиям в тесном кружке ближайших учеников (экзотерические или акроаматические лекции), а после обеда читал общедоступные лекции для всех, кто желал его слушать (экзотерические лекции). Но с этой тихой и мирной жизнью, отданной науке, он принужден был расстаться, благодаря политическим страстям афинян, для которых А. стал подозрителен по своим прежним отношениям к Александру и вообще по своим македонским симпатия. Обвинение в безбожии, вечно повторяемое против людей мысли их противниками, потому что оно доступно невежественной массе и всегда находит себе в нем сочувствие, было предъявлено и против А. Понимая, что дело идет не о правом суде, а о партийной ненависти, в что судьба его решена уже заранее, 62-летний А. покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии[7, c.650]. Он переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он умер от болезни желудка (322 до Р. Х.), завещав Феофрасту Эрезийскому руководство школой и свою богатую библиотеку[10, c.90].
      Аристотель  явился систематизатором всех имевшихся  в ту эпоху отраслей научного знания и основоположником целого ряда наук (логики, психологии, биологии, истории  науки, истории философии, эстетики, политэкономии, государствоведения и  др.). Философия у Аристотеля (как  и у Демокрита, Платона) охватывала всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом (а также  искусство, политику) в противоположность  вере. Она подразделялась им на философию  теоретическую (умозрительную), практическую, связанную с общением людей, и  изобразительную. В свою очередь, каждая из них также состояла из частей.
     Научная сфера знания подразделялась на отдельные  науки не только по их предмету, но и  по их ценности. Представленная классификация  наук (а она была первой в истории  древнегреческой культуры) составляла философию в широком смысле слова. В собственном же своем значении философия была "первой философией". Имея в виду эту философию и  сопоставляя ее с частнонаучным  знанием, Аристотель и заявлял: "Все  другие науки более необходимы, нежели она, но лучше - нет ни одной" [2, c.70]. В "первую философию" включалась логика ("аналитика", являющаяся инструментом любого познания). "Первая философия"(«метафизика») являлась основанием для наук практических и изобразительных; она выполняла по отношению к ним направляющую функцию.
        И в наше время  это широко распространенное употребление данного термина; еще два его  значения в истории философии: 1) тождественное современному значению термина "философия" и 2) связанное  с методологией, для обозначения  всеобщего философского метода как  противоположного диалектике. В соответствии с структурой реальности он и выделял  категории сущего. Его историческая заслуга состояла в том, что он не просто выделил те или иные категории, но, отобрав наиболее значительные, общие понятия, пополнив их состав, представил категории впервые в  виде системы. Аристотель указал на 10 таких  категорий. Это - сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. В эти категории, как он считал, могут быть включены все возможные явления бытия и все мыслимые научные понятия. Сущность является реальной основой остальных категорий. От нее человек идет к категории качества, затем количества. Сущность постоянна в вещи, выражается в ее свойствах. Она есть также отношение, причем множество подобных вещей (их связь, отношение) ведет к установлению сущности более высокого порядка, к сущности вида и рода (конкретный индивид - человек - живое существо). Развертываясь во времени и пространстве, сущность обнаруживает себя деятельной и страдательной, переходя из одного состояния в другое.
     Помимо  выделенных десяти категорий, в трудах Аристотеля имеются и некоторые  другие наиболее общие понятия ("материя", "форма", "движение", "необходимость", "привходящее", или "случайность", "возможность" и "действительность" - хотя некоторые из этих терминов он широко и не употреблял). Четыре последние  категории из приведенного списка им иногда подводились под одну - под  категорию "движение". Аристотель подверг основательной критике  концепцию идей Платона. Он говорил: "Платон мне друг, но истина дороже". Важное место в мировоззрении  Аристотеля отводилось представлениям о форме и материи. "Форма" очень близка к "сущности", она  есть сущность, или, как скажем мы сейчас, - это наряду с внешней оформленностью вещи и ее внутренняя структура, закон построения функционирования, развития. Но форма, являясь сущностью, несколько отличается от нее: она находится посредине между единичным и родовым (это скорее, видовая сущность); она есть внутреннее состояние, принцип каждой вещи; кроме того, с ней соотносится помимо понятия еще и смысл вещи
     Но  он специально рассматривает причинность, выделяя четыре класса (или вида) причин: 1) материальную причину (это  есть субстрат, материя, из которой  образуются тела; 2) формальную причину (когда форма активно проявляет  себя); 3) действующую, или производящую, причину (она раскрывает источник движения, источник превращения возможности в действительность); 4) целевую, или конечную, причину (цель движения). Так, причинами статуи являются и ваятельное искусство, и мрамор: первое - как источник движения, вторая - как материя; но действуют и формальная причина, и целевая: скульптор имеет в голове осознанную цель, которая оказывается впоследствии формой, т. е. тем, что предстоит осуществить.
     Цель  у Аристотеля тесно связана с "энтелехией". Все процессы, имеющие  смысл, обладают внутренней целенаправленностью  и потенциальной завершенностью. Яйцо является птенцом в возможности, но не энтелехиально. Ребенок же содержит в себе взрослого и потенциально, и энтелехиально (как тенденцию, движущую силу, способностью к изменению в направлении к цели, заложенной в исходном состоянии). Свои наблюдения над отдельными вещами Аристотель переносит на мир в целом. Он полагает, что есть "причина причин", "форма форм". Это Космический Ум, или Нус, Бог. Он не творит природу и не вникает в частности. Этот Бог не существует за пределами нашего мира, как, к примеру, мир идей у Платона. Бог - в самом мире как план, проект Космоса, как Перводвигатель, хотя сам он и неподвижен. Он не материален, это духовный Абсолют. Это чистая энергия, чистая деятельность. Бог движет как "предмет любви".
     Мысля самого себя, он тем самым мыслит самое божественное и самое ценное. Любить Бога - значит любить других, любить космос, любить самого себя, достигать  энтелехии (нравственного совершенства) в своей деятельности. У Аристотеля "имя божества придается первому  двигателю в качестве предиката: не Бог есть вечный двигатель, а вечный двигатель заслуживает названия Бога" [4 ,c.217]. Для достижения своих целей отдельный человек должен объединяться с другими людьми. Человек, говорил Аристотель, есть политическое животное. Человек стремится к "совместному сожительству". Для достижения Блага люди создают государство; оно возникает не ради того, чтобы жить вообще, но "преимущественно для того, чтобы жить счастливо". Условиями счастья каждого являются справедливость, благоразумие, мужество и рассудительность. Справедливым должно быть и государство.
     Оценивая  в целом историю античной философии, А. С. Богомолов писал: "Учения Аристотеля  вошли в золотой фонд европейской  и мировой культуры как памятники  своего времени и как предвосхищения будущего. На каждом шагу освоения философии  в ее историческом развитии мы обнаруживаем античные влияния..." [1, c.341].
     Вывод. Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существующих в античности. Она опиралась на обширный эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля - это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определил предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов. И вся жизнь Аристотеля состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего мира. В своих зоологических трактатах Аристотель устанавливает и характеризует более 400 видов животных. Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств. Вся V книга его основного трактата "Метафизика" специально посвящена философской терминологии, и каждый термин у него выступает в 5 - 6 значениях.
 

     
     Философия государства Аристотеля
     Определение государства. Аристотель подчёркивает, что понятие государства определяется разнообразно и что существует много форм государства с различными политическими устройствами. «Политика» Аристотеля начинается словами : «Всякое государство представляет собой некоторую форму общежития…» Но общежитие – это род, государство -лишь один, хотя и главный, вид общежития; «государство есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством».
     Политическое  устройство. Законы. «Политическое устройство в государстве есть тот порядок, который лежит в основании распределения государственных властей и определяет собою как верховную власть в государстве, так и норму всякого в нём общежития». Политическое устройство предполагает власть закона; ибо где не властвуют законы, там нет политического устройства. Аристотель определяет закон как порядок и «бесстрастный разум». Более развёрнутое определение закона таково: «Законы… суть те основания, по которым властвующие должны властвовать и защищать данную форму государственного быта против тех, которые её нарушают». При этом законы управляют всем вообще, каждое же дело в отдельности обслуживается в соответствии с законом государственной властью. Аристотель подчёркивает, что следует стремиться к тому, чтобы законы не менялись, ибо «закон не имеет никакой другой силы, принуждающей к подчинению ему, кроме обычая, а обычай образуется не иначе как в продолжение известного времени». Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную власть, административную и , наконец, судебную.
     Состав  государства. Аристотель подчёркивает, что «государство по природе своей - множество», «нечто сложное», «состоит из многих частей», причём друг другу неподобных. Прежде всего это люди, ибо из людей одинаковых государство образоваться не может. Каждый должен быть знатоком своего дела, ибо «один человек наилучшим образом может исполнить только одно дело», не следует  требовать  от одного и того же человека игры на флейте и шитья сапог. Государство, далее состоит из семей, которые также отличаются друг от друга. Аристотель выделяет также в государстве благородных и неблагородных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных, свободных и рабов(но рабы не часть государства). Он подробно описывает элементы, необходимые для существования государства, различая элементы качества и элементы количества: под элементами качествами он разумеет свободу, воспитание и благородство рождения, а под элементами количества - численное превосходство массы.
     Происхождение государства. Государство не единственная форма общежития. Другие формы - семья и «селение». Они предшествуют государству, которое по отношению к ним выступает как их конечная цель, т. е. возможность и энтелехиальность государства была заложена в человеке с самого начала, ведь человек «по природе своей существо политическое»: дар речи обусловливает природное стремление к такого рода общежитию. Если у животных голос служит лишь для выражения радости и печали, то у человека «слово служит для того, чтобы высказывать, что полезно и что вредно и также что справедливо…» Поэтому и само государство есть «естественная форма общежития», «государство существует естественно». Государство возникает из нескольких селений как энтехелея семьи и селения. Власть в государстве – это продолжение и развитие власти главы семьи. Так как власть главы семьи монархическая, царская, то и первая форма политического устройства – патриархальная монархия(царство): «Подобно тому, как всякою семьёю управляет старейший в роде в качестве царя, так и дальнейшее расселение семьи вследствие родства её членов между собою находится также под управлением царя». Однако существуют и другие формы политического устройства.
     Многообразие  форм политического  устройства объясняется  тем, что государство есть сложное целое, множество, состоящее из многих разных частей. У каждой части свои представления о счастье и средствах его достижения; каждая часть стремится взять власть в свои руки, установить свою форму правления. Кроме того, один народы поддаются только деспотичной власти, другие могут жить и при царской, «а для иных нужна свободная политическая жизнь». Но главная причина в том, что во всяком государстве происходит «столкновение прав», ибо на власть претендуют и благородные, и свободные, и богатые, и «достойные», а также вообще большинство, которое всегда имеет преимущество перед меньшинством. Поэтому и возникают, сменяют друг друга разные политические устройства. При изменении государства люди остаются теми же самыми, меняется лишь форма управления.
     Классификация видов политического  устройства. Аристотель делит политическое устройство по количественному, качественному и имущественному признакам. Государства различаются прежде всего тем, в чьих руках власть – у одного лица, меньшинства или большинства. Для Аристотеля это формальная сторона: и одно лицо, и меньшинство, и большинство могут править правильно и неправильно. Кроме того, меньшинство или большинство населения может быть богатым или бедным. Но так как обычно бедные в государстве составляют большинство населения, а богатые – меньшинство, то деление по имущественному признаку совпадает с делением по признаку количественному. В результате получается шесть форм политического устройства: три правильные( монархия, аристократия и полития) и три неправильные(тиранния, олигархия и демократия).
     Монархия – древнейшая, «первая и самая божественная», форма политического устройства. Аристотель перечисляет виды царской власти, говорит о патриархальной и абсолютной монархии. Последняя допустима, если в государстве есть человек, который превосходит абсолютно всех других. Такие люди бывают, и для них нет закона; такой человек «как бы бог между людьми», «попытки подчинить их…закону…смешна», « они сами закон». Обычно против таких людей употребляли остракизм. Аристотель против остракизма, ибо «такие люди в государствах суть вечные цари их», и «остаётся только повиноваться такому человеку».
     Аристократия, однако предпочтительнее царства. При аристократии власть находится власть в руках немногих , обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личное достоинство ценится народом. Так как личное достоинство обычно присуще благородным, то при аристократии правят благородные, евпатриды.
     Полития(республика) – власть большинства. Но у большинства единственная общая им всем добродетель – воинская, поэтому «республиканское общество состоит из людей, носящих оружие», «республиканское общество состоит из таких людей, которые по природе своей воинственны, способны к подчинению и власти, основанной на законе, по силе которого правительственные должности достаются и бедным, лишь бы они были достойны». Обладает ли большинство преимуществом над меньшинством? Аристотель отвечает на этот вопрос положительно. Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства: «…многие…лучше не порознь, а все вместе», ибо «каждый обращает внимание на одну какую-нибудь часть, все вместе видят всё», но это при условии, что большинство достаточно развито. Кроме того, большинство имеет больше оснований претендовать на власть, ибо, если исходить изличного достоинства, богатства или происхождения, то всегда найдётся самый достойный, самый богатый, самый благородный, поэтому государство достойных, богатых, благородных неустойчиво, власть же большинства более самодовлеюща.
     Тирания. Аристотель резко отрицательно относится к тирании: «тираническая власть не согласна с природою человека», «чести больше не тому, кто убьёт вора, а тому, кто убьёт тирана».
     Олигархия, как и аристократия, - власть меньшинства, но не достойных , а богатых(основной элемент олигархии – богатство, аристократии – достоинство). Говоря об олигархии , Аристотель подчиняет количественный критерий имущественному: здесь важнее, кто правит, чем сколько правят: «Где граждане пользуются властью в силу своего богатства, там – несмотря на то, будет ли таковых меньшинство или большинство, - политический быт необходимо представляет собою олигархию». Аристотель говорит, что «олигархия… там, где верховная власть принадлежит меньшинству богатых и благородных».
     Демократия. Говоря о демократии, Аристотель также подчиняет количественный принцип имущественному; важно, что это власть большинства не только свободных, но и бедных: «Там только демократия, где представителем верховной власти является большинство хотя свободных, но в то же время недостаточных».
     Связь между формами  политического устройства. Олигархия – власть немногих, становясь властью одного, превращается в деспотию, а становясь властью большинства – в демократию. Царство вырождается в аристократию или политию, та – в олигархию, та – в тиранию, а тирания – в демократию.
     Назначение  государства. Государство есть «масса… граждан…которая довлеет себе для удовлетворения всем потребностям своей жизни». Многие люди эти потребности сводят к материальным, для чего они должны оказывать друг другу взаимные профессиональные услуги. Но цель государства не в этом. Она и не в том, чтобы защищать людей от взаимной несправедливости. Государство, конечно, выполняет эти экономические и юридические функции, создавая людям условия жизни; но «цель человеческого общежития состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо», а потому «цель государства есть счастье жизни». Итак, «государство есть такая форма общежития, которая существует с целью вполне счастливой жизни как для семейств, так и для целых поколений – жизни совершенной и вполне себе довлеющей», «государство есть общество людей равных, соединившихся между собою с целью возможно наилучшей жизни».
     Социальный  идеал Аристотеля. Философ говорит, что «счастливо только наилучшее государство, а наилучшим будет то, где наилучшее политическое устройство. Наилучшая форма правления должна служить наилучшей жизни, а «наилучшая жизнь есть жизнь счастливая, т.е. жизнь, полная добродетелей, энергии и самого верного применения добродетели ко всем случаям жизни…» Самое ж главное состоит в том, что «граждане должны быть свободны от забот о делах первой необходимости», а «законодатель прежде всего должен обращать внимание на то, чтобы лучшие люди не только правительственные , но и частные в состоянии были вести жизнь досужую, и чтобы ничто не нарушало их досуга».
     Существенные  и несущественные части государства. Это деление не совпадает на необходимые и не необходимые части, ибо необходимое может быть несущественным: «не всё то, что необходимо входит в состав государства, следует считать за существенные его части», а потому и «не всех тех должно считать гражданами, без которых не может существовать государство…». К необходимым, но существенным частям государства Аристотель относит всех трудящихся, а к существенным – воинов и правителей: «… земледельцы, ремесленники и всё торговое сословие необходимо входят в состав каждого государства; Но существенные его части суть: воины и члены совета…».Аристотель прямо говорит, что «государство, пользующееся наилучшим политическим устройством, не даст, конечно, ремесленнику прав гражданина», потому что земледелие, ремёсла, промыслы необходимы для жизни, но противны добродетели, ибо «ведя жизнь ремесленника или фета, нельзя преуспеть в добродетели», «в государстве с наилучшим политическим устройством… граждане не должны заниматься ни промыслами, ни ремёслами, потому что такая жизнь неблагородна и противна интересам добродетели. Граждане такого государства равным образом не должны быть и земледельцами; напротив, как для развития в себе начала добродетели, так и для политической деятельности им необходим философский досуг».
     Главная задача правителей. Поэтому правители, заботясь о добродетели граждан, должны обращать внимание на то, чтобы лучшие люди, не только стоящие у власти, но и частные, были бы в состоянии вести досужую жизнь, ибо «для хорошего политического устройства граждане должны быть свободными от забот о делах первой необходимости…». Всех же трудящихся философ лишает гражданства. В то же время он намеревается всех эллинов превратить в господ. Поэтому в производительной сфере место эллинов должны занять варвары-рабы: «Что же касается до земледельцев, то особенно желательно, чтобы они были рабы…кроме того, земледельцами могут быть варвары, периэки, которые по натуре своей близко подходят к рабам».
     Аристотель  против большого имущественного неравенства. Он подчёркивает, что «внешние блага достойны приобретения только в интересах души», а поэтому наилучшая форма собственности – «собственность средней величины», ибо вообще «умеренное и среднее есть самое лучшее», «редчайшее счастье государства состоит в том, чтобы граждане его владели умеренною собственностью». Владельцы такой собственности рассудительны. Это «среднее сословие» и устанавливает «лучшую форму политического общежития». Можно подумать, что социальные идеалы Аристотеля близки к демократическим.
       Гражданин. Государство состоит из граждан, оно есть не что иное, как масса граждан. На гражданина, как и на государство, «есть разные воззрения, т. к. одного и того же человека не все признают гражданином». Понятие гражданина в каждом политическом устройстве своё. Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении. Это абсолютное понятие гражданина. Называя это понятие гражданина абсолютным, Аристотель, по-видимому, хочет сказать, что это истинно для всех форм политического устройства, разница между ними не столько в понятии гражданина, сколько в том, на какие слои населения распространяется там право участвовать в управлении государства и в суде, так что когда он говорит, что есть столько же видов граждан, сколько форм политического устройства, то это не следует понимать буквально, ибо всё дело в том, кого сочтут за гражданина: «Кто гражданин в демократическом государстве, то часто не считается за гражданина в олигархическом», ибо «в демократиях … все граждане безразлично участвуют во всех делах государства, а в олигархиях напротив». Кроме того, граждане несут военную службу и служат богам. Итак, граждане – это те, кому доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и жреческая.
     Вывод. Итак, в наилучшем государстве его граждане не должны заниматься ни ремеслом, ни промыслом, ни земледелием, вообще физическим трудом. Будучи землевладельцами и рабовладельцами, живущими за счёт труда рабов-варваров, они имеют философский досуг, развивают свои добродетели, а также исполняют гражданские обязанности: служат в армии, заседают в советах, судят в судах, служат богам в храмах: «…господин должен уметь приказывать то, что раб должен уметь исполнить. Поэтому у тех господ, богатство которых позволяет им не входить во все мелочи домашнего управления, эта обязанность лежит на управителе, а сами они занимаются государственными делами или философиею». Собственность граждан, хотя и неодинаковая, такова, что среди них нет ни слишком богатых, ни слишком бедных. Будучи распространённым на всех эллинов, наилучшее политическое устройство позволит им объединить в одно политическое целое и стать властелинами Вселенной. Все остальные народы, которые будучи варварами, созданы самой природой для рабской жизни и уже сами собой живут в рабстве, станут обрабатывать земли эллинов, как общественные, так и частные. И они будут это делать для общего блага, в том числе и для своего собственного[10, c.168].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.