На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Практическое значение географии. Геоэкология

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Нижегородский государственный педагогический университет
Естесственно-географический факультет
Кафедра физической географии и
                                                            геоэкологического образования 
 
 
 

Выполнила студентка 
 I курса ЕГФ 412(2) гр.
Афанасьева  Мария 
 
 

Практическое  значение географии. Геоэкология. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                            Проверил виу,кгн, доцент      
                                                                                                                                                  Юртаев А.А. 
 
 
 

Нижний  Новгород, 2011
Содержание:
    География: основные определения, практическое значение……………………………… 2
    Геоэкология: основные понятия, связь с географией…………………………………….....4
    Список литературы…………………………………………………………………………….8
 


География: основные определения, практическое значение.
География-(греч. ?????????, землеописание, от ???? —  Земля и ??????? — пишу, описываю) – это 
1. единый  комплекс наук, изучающих географическую  оболочку Земли и акцентирующихся  на выявлении пространственно-временных  закономерностей. Основными объектами  изучения географических наук  являются геосферы (биосфера, атмосфера,  литосфера, гидросфера и почвенный  покров) и геосистемы (ландшафты,  природные зоны, биогеоценозы…) 
2. свод  знаний о пространственно-временных  особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов,  география России, география тундры, география распространения птичьего  гриппа, география карстовых процессов  N-ской области).
В системе  География выделяются: а) естественные, или физико-географические, науки, к  которым относятся физическая география  в собственном смысле слова (включая  общее землеведение, ландшафтоведение и палеогеографию), геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, гляциология, геокриология, География почв и биогеография, б) общественные географические науки - общая и региональная экономическая  география, География отраслей хозяйства (География промышленности, География  сельского хозяйства, География  транспорта и др.), География населения, политическая География; в) картография, являющаяся технической наукой, но в то же время входящая в систему  географических наук в силу исторических причин и общности основных целей  и задач с др. географическими  науками. Кроме того, к География  относятся: страноведение, задачей  которого является объединение сведений о природе, населении и хозяйстве  по отдельным странам и районам, и дисциплины в основном прикладного  характера - медицинская География (см. География медицинская) и военная  География (см. География военная). Многие географические дисциплины одновременно в той или иной степени принадлежат  к системам других наук (биологических, геологических, экономических и  т.п.), поскольку География имеет большое воспитательное  значение . Огромная широта предмета её изучения, многообразие составляющих его элементов дают возможность знакомить учеников с самыми разнообразными явлениями.
 География   рассматривает явления природы  и человеческого общества во  взаимосвязи и в развитии. На  конкретных фактах люди  видят  диалектическое единство разнообразных противоречивых процессов: горообразование и выравнивание земной поверхности, размывание и отложения, испарение воды и её осадки, нагревание и охлаждение и т. д. Диалектический характер всего существующего весьма наглядно проявляется на географических объектах и их изменениях. В процессе обучения  географии  у детей закладываются зачатки диалектико-материалистического мировоззрения.
 География   даёт научное объяснение обыдённым  природным явлениям: осадкам, смене  дня и ночи, времён года и  т. п. Тем самым она формирует  научный, материалистический взгляд  на окружающий мир и способствует  антирелигиозному воспитанию.
География  изучает поверхность земного  шара, как местообитания человека, рассматривает живую и неживую  природу в от ношении к человеческому  обществу и тем самым знакомит с деятельностью людей, их нуждами  и потребностями.  География  раскрывает ученикам роль географической среды  для развития общества и преобразующее  воздействие людей на географическое окружение. В процессе изучения  географии  ученики подводятся к  пониманию роли труда как творящего  начала, создающего все блага, всю  материальную и духовную культуру.
География может являться еще и средством  экономического воспитания. Важнейшей  задачей экономического воспитания является формирование нового типа экономического мышления. Современным является гибкий, динамичный тип мышления, способный  учитывать постоянно меняющиеся условия и характер решаемых задач. Экономическое воспитание при изучении географии возможно при возникновении  проблемных ситуаций, на деловых играх, которые стимулируют творческое воображение и нестандартность  мышления, формируют активную, мобильную  личность, умеющую отстоять свои позиции, развивают экономическое мышление и культуру.
География объединяет науки о Земле и  обществе с акцентом на раскрытие  изменчивых в пространстве и времени  взаимодействий между человеком  и природной средой.
Геоэкология: основные понятия, связь  с географией.
Геоэкология — комплексная наука на стыке  экологии и географии. «Геоэкология» - новое междисциплинарное научное направление, задачей которой является изучение изменений жизнеобеспечивающих геосферных оболочек под влиянием природных и антропогенных факторов, рациональное использование и контроль с целью сохранения нынешних и будущих поколений людей продуктивной природной средой.
Геоэкология появилась, когда деятельность человека стала существенным фактором преобразования Земли. Она основывается на глобальном, общемировом подходе,но на этой основе не меньшее значение имеют проблемы регионального и локального характера.
Основная  задача геоэкологических исследований – поиск разумных и приемлемых компромиссов между природой, населением и производством, интересы, которых  находятся в постоянном противоречии.
Недавно А. Г. Исаченко высказал мнение о том, что в современной геоэкологии «чистая» география еще значительно преобладает над экологией. Поэтому он даже предложил называть ее не геоэкологией, а экологической географией. Экологическая география по А. Г. Исаченко — раздел географической науки или особое исследовательское направление в ней, предметом которого является изучение географической среды с экологической (гуманитарно-экологической) точки зрения и в целях решения экологических проблем человечества. 

В рамках широкого понятия «геоэкология»  находятся многие весьма разнообразные  научные направления и практические проблемы. В связи с тем, что  геоэкология охватывает многообразные  аспекты взаимодействия общества и  природы, наблюдается различная  трактовка её предмета, объекта и  содержания, не определен круг вопросов геоэкологических исследований, не существует общепризнанной методологии и терминологической  базы.
 Можно  выделить по меньшей мере два  крупных направления в понимании  термина «геоэкология», в видении  предмета, целей и задач этой  науки: 
 Геоэкология  рассматривается как экология  геологической среды, при этом  термины «геоэкология» и «экологическая  геология» полагаются синонимами. При таком подходе геоэкология  изучает закономерные связи (прямые  и обратные) геологической среды  с другими составляющими природной  среды — атмосферой, гидросферой,  биосферой, оценивает влияние  хозяйственной деятельности человека  во всех её многообразных проявлениях  и рассматривается как наука  на стыке геологии, геохимии, и  экологии.
 Геоэкология  трактуется как наука, изучающая  взаимодействие географических, биологических  (экологических) и социально-производственных  систем. В этом случае геоэкология изучает экологические аспекты природопользования, вопросы взаимоотношений человека и природы, для неё характерно активное использование системной и синергетической парадигм, эволюционного подхода. Здесь геоэкология рассматривается как наука на стыке географии и экологии.
У географии  в связи с экологизазией науки  появились благоприятные перспективы  не только сохранить свои позиции, но и превратиться в ближайшем будущем  в науку синтетическую ,опираясь прежде всего на необычайную емкость  понятия «экология». Речь идет о  сохранении окружающей человека природной  среды со всеми ее свойствами и  разнообразием, а изучение пространственно-временных  аспектов взаимодействия общества и  природы непосредственно относится  к сфере географии. Задачи, место  и роль географии в решении  экологических проблем в научной  литературе в достаточной степени  рассмотрены. Впервые обратил внимание на роль географических исследований в решении экологических проблем  академик В.Б.Сочава (1970). Академик Н.П. Герасимов (1985) определил экологический  подход в качестве общенаучного для  всех конструктивных географических исследований. А.Г.Исаченко(1990) считает, что география больше других наук подготовлена к разработке экологической концепции.
Объединение усилий географии  и экологии для  решения проблем окружающей природной  среды, а точнее пространственно-временных  особенностей взаимодействия организмов со средой, вызывало появление термина  «геоэкология» и его широкого толкования. В настоящее время  достаточно подробно рассмотрены суть и формы геоэкологических  представлений  в науке, которые в значительной мере основываются на системных и антропоэкологических подходах в географии, разрабатываемых в последние 25-30 лет.
Необходимо  согласиться с В.С. Преображенским, который говорит о геоэкологии  как «гибриде» двух «материнских»  наук – географии и  экологии, и что «постепенно начинает вырисовываться некоторое новое, до 70-80-х годов 20 века зримо не выявлявшееся общее  исследовательское поле, своеобразный экотон научных интересов». Таким  «исследовательским полем»  может  стать анализ экологической ситуаций.
В рамках геоэкологии география экологических  ситуаций должна заниматься разработкой  целостной системы пространственно-временого  анализа экологических проблем  и ситуаций, причин  их возникновения, территориального распределения и вытекающих из анализа способов их классификации, оценки и картографирования, а также определения путей решения экологических проблем.
  Хотя  процесс экологизации интенсивно  развивался  в  отечественной   географии  в 1980 гг., экологические   подходы в  географии   существовали  значительно раньше. Географы, говоря  об экологической парадигме, вспоминают  А.Гумбольдта,  классические  труды  В.В.Докучаева, А. И . Воейкова,  Л.Г.Раменского;    Х.Берроуза, написавшего   в 1923 г. статью  « География   как экология человека»,      К.Тролля, заговорившего о  геоэкологии   в 1930 гг., В.Б. Сочаву, считавшего, что  экология  человека —   ключевая концепция в  географии  истоки экологизации  географии   нашли даже в трудах Геродота.
Как уже  было сказано, новое научное направление  геоэкология  возникло  на стыке двух  наук  –  географии   и  экологии, явившись логическим завершением  процесса экологизации  географии .  В  геоэкологии   человек рассматривается не только в качестве разрушителя природы, но  и  жертвы ее воздействия как неизмененной (стихийные явления), так  и , в особенности, измененный им же самим. Геоэкология  предусматривает сочетание двух  научно-исследовательских подходов: географического (пространственного)  и  экологического (системного: субъект-среда). Она призвана решить проблемы гармонизации взаимодействия общества  и   природы.
Традиционных  географов постоянно волнует: почему  все же « геоэкология », чем  она так притягательна? Согласимся с А.Г. Исаченко, что широкое употребление термина                             « геоэкология » связано с  рядом причин:  внедрением в  географию  экологического подхода, стремлением создать гибридный географо-экологический подход, который  помог  бы решить  многие сложные проблемы,  якобы выходящие за пределы «юрисдикции» географических  наук ; желанием, используя «экологический бум», привлечь  внимание общества к  возможностям  и  нуждам  географии   и  географов.  И абсолютно прав Г.Розенберг, говоривший о лингвистической удачности термина экология   и целого куста, производных от него. Терминология  геоэкологии продолжает развиваться,  наряду с привычными экологическими проблемами, ситуациями, рисками, появляются экодиагностика и другие новые слова.
Но сохраняется   и  критика  геоэкологии , пытающейся забрать себе задачи  географии , которая всегда изучала взаимодействие природы   и  общества. Часто перечисление задач  геоэкологии  почти не отличается от тех задач, которые всегда  решала  география. Например, экологическую политику  определяли  как «политику общества, направленную на охрану  и  оздоровление окружающей  среды,  рациональное использование  и   возобновление природных ресурсов».  Напомним, что  именно такие задачи стояли  и  перед конструктивной  географией .
 Геоэкологией  называют  науку ,  изучающую  взаимодействие литосферы  и   биосферы с учетом специфики  человека  и  его деятельности; систему  наук  об интеграции геосфер  и  общества; научное направление для изучения взаимодействия общества  и   природы, сочетающее био-  и  антропоцентричность экологии с полицентричностью  и  территориальностью   географии ;  исследующее состояния геосистем как среды жизни  и  деятельности человека. Задачу  геоэкологии видят в выявлении, оценке, картографировании и прогнозировании экологических проблем и ситуаций .
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.