На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственная политика в области обеспечения безопасности туризма. Правовой аспект

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


"О  государственной  политике в области  обеспечения безопасности  туризма"

8 февраля в 11-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с заместителем руководителя Федерального агентства по туризму Писаревским Евгением Леонидовичем.
Тема интернет-интервью: "Государственная политика в области обеспечения безопасности туризма. Правовой аспект".
Ведущая интернет-интервью - Татьяна Нифталиева ( ИА "ГАРАНТ").
Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Евгения Леонидовича Писаревского, заместителя руководителя Федерального агентства по туризму. Уважаемый Евгений Леонидович, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью. 
 
Тема интернет-интервью: "Государственная политика в области обеспечения безопасности туризма. Правовой аспект"
 
В ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" безопасность туризма определена как безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества и ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства. 
 
Наряду с этим документом вопросы безопасности туризма регулируются Постановлениями Правительства РФ "О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов" и "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта", а также иными нормативными правовыми актами. 
 
Безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации обеспечивает государство. Россиянам, находящимся за пределами своей страны, власти гарантируют защиту и покровительство. 
 
О системе обеспечения безопасности туризма и совершенствовании законодательства в данной области расскажет заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Писаревский Евгений Леонидович. В ходе интернет-интервью также будут рассмотрены вопросы формирования правовых основ страхования в сфере туризма, меры юридической ответственности туроператоров, турагентов, перевозчиков и иных субъектов туристской деятельности за качество и безопасность предоставляемых услуг, за нарушение сроков их оказания и многое другое.  
 
К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю. Все вопросы сгруппированы по темам.

Писаревский Е.Л.: Добрый день, уважаемые коллеги. Добрый день, уважаемая компания "Гарант". Я рад в очередной раз присутствовать на интервью, которое, надеюсь, будет полезно и информативно, позволит не только поставить вопросы, но и дать ответы на те проблемы, которые существуют сейчас в сфере обеспечения безопасности туризма.
1.  Общая характеристика обеспечения личной безопасности туристов
Вопросы обеспечения национальной безопасности и ее отдельных аспектов являются важнейшей составляющей внутренней и внешней политики Российской Федерации, от эффективности которых в конечном итоге зависит жизнь и  благополучие граждан России, надежное существование и прогрессивное развитие  гражданского общества, государства и его институтов.
Поэтому не случайно в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации  (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537)  (далее – Стратегия национальной безопасности) говорится о необходимости создания гражданам  надежных гарантий   личной безопасности, а также  оказания им  высококачественных  и безопасных услуг1 .
Для начала  остановимся на содержании понятия "личная безопасность  туриста" в связи с тем, что легального определения его  пока нет. Вместе с тем  из смысла  законодательства Российской Федерации вытекает, что личная безопасность туристов – это  состояние  защищенности  туриста  и (или)  отдельных объектов его личной безопасности от угроз безопасности, которое позволяет туристу свободно и беспрепятственно  реализовывать свои права  на отдых, свободу передвижения и иные права при совершении путешествий.
Часто туристы выступают в роли потребителей услуг в сфере туризма. В этом случае личная безопасность туриста  представляет собой состояние, при  котором  отсутствует недопустимый риск, связанный причинением вреда объектам личной безопасности туриста в результате недостатков оказываемых туристу услуг.
К объектам личной безопасности туриста относятся  в первую очередь такие жизненно важные нематериальные блага туристов как жизнь и здоровье и соответствующие им личные неимущественные права ("право на жизнь", "право на здоровье" и другие).
Следует отметить, что в соответствии с  пунктом 4.2. Национального стандарта Российской Федерации  ГОСТ  Р  50644-2009 "Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 773-ст) (далее – Стандарт безопасности) безопасность туристов (экскурсантов) при совершении путешествия  помимо жизни и здоровья туриста распространяется  на его личную неприкосновенность, включая физическое (телесное) и психическое (моральное) состояние, а также  частную  жизнь.
Законодательство  Российской Федерации о туристской деятельности, нормы международного права также устанавливают специальные  требования к  туристским организациям  в области обеспечения защиты  персональных данных туристов и иной конфиденциальной информации (п. 18 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации  от 18 июля 2007 г. № 452).
К  категории личной безопасности туристов и экскурсантов тесно примыкает  термин  "сохранность имущества туристов (экскурсантов)" (ст. 14 Закона о туристской деятельности). К такому  имуществу  туристов могут относиться их личные денежные средства, в том числе  передаваемые  туристским организациям  в счет оплаты услуг по договорам,  предметы личного обихода, туристского снаряжения и инвентаря, сувенирная продукция,  драгоценные вещи и  другие предметы, которые используются и (или) приобретены туристом (экскурсантом) во время  путешествия.
В правовом смысле личная безопасность туристов является предметом урегулированных  нормами права социальных связей между субъектами права по поводу обеспечения личной безопасности туриста ("право  туриста на личную безопасность"). 
В соответствии с документами Всемирной туристской организации (ЮНВТО) "право  международного туриста на личную безопасность" включает в себя право:
    свободно обращаться  за помощью к консульским властям стран своего гражданства;
    на  оперативный и беспрепятственный доступ ко всем имеющимся формам внутренних и внешних коммуникаций, в том числе на информирование своей семьи   с использованием  наиболее оперативных и доступных средств связи о  совершении противоправных посягательств на  личность и  (или) имущество  туриста;
    на оперативный и беспрепятственный доступ к местному административному, медицинскому и  юридическому обслуживанию, в том числе право без необходимости внесения какого-либо залога, требуемого от иностранцев, начать судебное и, в частности, уголовное дело в национальном суде против лиц, совершивших противоправные посягательства в отношении туриста;
    на внесудебное разрешение спора, возникающего между туристом и лицами, осуществляющими туристскую деятельность;
    пользоваться теми же правами, что и граждане страны пребывания в области  конфиденциальности относящихся к ним личных данных и сведений, особенно, что касается данных, хранящихся в электронном виде;
    на быструю репатриацию в страну, откуда турист прибыл в случае, если он пострадали в результате посягательств на его личность и/или имущество;
    на  возвращение похищенной и впоследствии найденной вещи в страну, откуда прибыл турист.
Обеспечение  личной безопасности туристов  приобретает все большую актуальность в   условиях  современного сложноорганизованного и взаимообусловленного мира. Мира,  в котором опасности природного2 и техногенного характера (включая чрезвычайные   ситуации) непрерывно подстерегают туристов во время  их путешествий.  Также активно проявляют себя  и  другие угрозы безопасности:  массовые инфекционные заболевания,  несчастные случаи, дорожно-транспортные, авиационные и иные происшествия,  техногенные и природные катастрофы,  хищения имущества туристов и   насильственные действия в отношении них,  экстремизм, террористические акты 3 .  Этот перечень можно продолжить.
Известно, что обеспечение личной безопасности туристов, экскурсантов и иных посетителей имеет свою специфику, которая заключаются в необходимости  осуществления в отношении путешественников повышенных мер безопасности4 , особенно в начальный период путешествия.  В этот период туристы  являются наиболее уязвимы от негативного воздействия различного рода угроз безопасности, так как происходит адаптация  туристов  к  новой социально-психологической обстановке,  географической среде  и  гидрометеорологическим особенностям  страны (места) временного пребывания. 
На обеспечение  личной  безопасности  российских  туристов также   серьезное влияние оказывает отсутствие у некоторых из них  надлежащей культуры личной безопасности. Неосторожное, легкомысленное, а часто просто  самонадеянное поведение туристов в стране (месте) временного пребывания создает  благоприятную почву для  несчастных случаев, преступных и иных посягательств на  жизнь, здоровье и имущество туристов, а также для  иных  негативных последствий  проявления угроз безопасности.
Ни для  кого не  секрет, что  во время  зарубежных поездок  содержание мер,   набор сил и средств обеспечения личной  безопасности, находящихся в арсенале  государства, гражданство которого имеют туристы, исчерпывающе определен (ограничен)  нормами международного права (консульская  и иная неотложная помощь, рекомендации о нежелательности въезда в  государство и др.). Все это  затрудняет принятие в полном объеме  мер по защите граждан и оказанию им покровительства за рубежом, которые традиционного реализуются внутри страны.
В связи  с этим государственное регулирование  деятельности  по организации отдыха, а также комфортных  и безопасных путешествий  граждан являются  приоритетами  национальной политики любого государства, сделавшего туризм основой  своего социально-экономического и  культурного  развития, включая  и нашу страну.  По мнению, высказанному   еще в конце 19 века известным русским ученым-правоведом И. Андреевским,  "условия выгодные для путешественников, составляют, бесспорно, залог развития народа. Поэтому государства обязываются условия для путешественников делать все выгоднейшими. Новые государства не боятся путешествующих: имея средства могущих грозить от путешествующих опасностей, новые государства стремятся все более и более облегчать условия путешествующих как собственных граждан, так и иностранцев. Отсюда открывается важность таких полицейских средств, которыми располагает государство для устранения опасностей этого рода (параграф 59 "Наблюдение за путешествующими" Андреевский И. Полицейское право. Том I С.-Петербург, типография Эд. Праца, 1871 г. С. 28).
Согласно  статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390 –ФЗ "О безопасности" (далее – Закон о безопасности)    Президент России принимает  меры по защите граждан от преступных  и иных противоправных действий, по противодействию терроризму  и экстремизму, а защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом является одной из целей международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения безопасности (часть 2 статьи 7 Закона о безопасности).
Законодательство  Российская Федерация о туристской деятельности относит  вопросы безопасности туризма к  принципам государственного регулирования туристской деятельности, а также  ключевым функциям органов исполнительной власти   (статьи 3,4, 14 и 16 Федерального закона 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон о туристской деятельности).
Содержание  деятельности  государства  в этой сфере заключается в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей на уровне, отвечающем  интересам обеспечения безопасности  в сфере туризма,  адекватном угрозам безопасности.  
Высшими органами власти России, органами власти субъектов Российской Федерации,  а также местными властями   на систематической основе реализуются   организационные,  политико-правовые оперативные и долгосрочные меры в области обеспечения безопасности российских туристов, в том числе для защиты их финансовых интересов
5 .
Так, эффективно функционирует  система информирования туристов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания.  Появился  механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров (в форме страхования гражданской ответственности туроператоров и банковской гарантии  надлежащего исполнения их обязательств перед туристами), прозрачная и доступная для туристов система учета профессионалов туризма -  единый федеральный реестр туроператоров6 .
Правоприменительная практика в сфере туризма  показала, что  законодательные новеллы последних лет (речь идет об изменениях,  внесенных в  Закон о туристской деятельности позднее 2007 года)  в целом положительно повлияли на ситуацию на  туристском рынке. За истекший период времени  для компаний, занимающихся международным (выездным)  туризмом, законодательно установленный минимальный  размер финансового обеспечения  последовательно  увеличивался  с  5-10 миллионов рублей (2008 год)  до 30-60-100 миллионов рублей (2009 год). В результате значительно  уменьшилось число недобросовестных туроператоров, которые "собирали деньги" с туристов и исчезали,  а выплаты страховых компаний по заявлениям туристов составили около 93 524 220 млн. рублей.
Появляется  все больше  туристских компаний, работающих  по "закону" в "белую",  а также добровольно  выполняющие взятые на себя социальные обязательства. Постепенно повышается прозрачность и инвестиционная привлекательность индустрии туризма, идет процесс укрупнения туристического бизнеса,  создания правил и стандартов саморегулируемых организаций.
Потребители становятся все более просвещенными в правовом отношении,  умеющими применять Закон на практике. Отмечается  существенный рост  случаев  урегулирования имущественных споров между туристскими организациями и потребителями в досудебном порядке. 
Вопросы безопасности российских туристов за рубежом  постоянно находятся в центре внимания переговорного процесса  высшего руководства страны   с иностранными партнерами, в том числе  при заключении   международных договоров. Повысилась  согласованность в деятельности органов власти  при оказании финансовой  помощи гражданам, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, а также при эвакуации российских туристов  из  опасных регионов мира  7 .
Реализация "права туриста на личную безопасность" выражается в действиях государства  по разработке и применению комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждение и устранение угроз личной безопасности туристов,  локализации и нейтрализации последствий их проявления. В частности, к таким действиям относятся меры  предупреждения, пресечения неправомерных посягательств на жизнь, здоровье, физическую свободу и имущество туриста, меры наказания правонарушителей, защиты  туристов от иных  социальных, а также природных и техногенных опасностей, меры по  возмещению туристам ущерба, причинного преступлением, правонарушением или проступком,  ликвидация иных последствий проявления  угроз безопасности. 
И только в случаях необходимой обороны турист сам осуществляет активные, юридически значимые действия по защите своей жизни, здоровья,  физической свободы и имущества (самозащита права)
Стандарт  безопасности туристов под мерами личной безопасности туристов понимает комплекс мер организационно-технического, дипломатического, финансового,  правоохранительного и иного характера,  направленных на снижение рисков до приемлемого уровня, путем четкого разграничения и выполнения обязанностей всеми участниками процесса оказания туристских услуг, и соблюдением туристами требований личной  безопасности.
Перечень  мер по обеспечению безопасности туристов подробно определяется в Стандарте  безопасности туристов и включает в  себя:
    информирование туристов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания;
    выполнение требований безопасности жизни, здоровья и имущества туристов, содержащихся в договорах о реализации туристского продукта, а также между юридическими лицами и частными предпринимателями, оказывающими туристские услуги;
    страхование жизни и здоровья туристов (экскурсантов)  от несчастных случаев, включая прохождение ими маршрутов, представляющих повышенную опасность, страхование имущества и страхование от невыезда;
    обеспечение профилактики заболеваний, в том числе проведение профилактических медицинских прививок;
    оказание помощи туристам при возникновении чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев (неотложная медицинская и правовая помощь, предоставление    средств    связи);
    обеспечение материально-технического состояния объектов туристской индустрии  и оказание услуг гарантирующих безопасность туристов (экскурсантов);
    обеспечение сохранности имущества туристов в стране  (месте) временного пребывания (в средствах размещения, во время перевозок туристов и т.д.);
    обеспечение сопровождения туристских групп (караванов) специальными службами;
    защита персональных данных туристов, охрана их чести и достоинства в стране (месте) временного пребывания;
    обеспечение квалификационной и профессиональной подготовки работников туристской  индустрии;
    сертификация (аттестация) оборудования объектов туристской индустрии и туристского снаряжения на соответствие заявленным требованиям;
    техническое регулирование, обеспечения безопасности процессов производства и эксплуатации объектов туристской инфраструктуры (аттракционов и иных средств развлечения, канатных дорог, аэропортов, ж/д вокзалов и др.);
    применение специальных средств индивидуальной защиты туристов (экскурсантов) и системы оповещения в случае возникновения угрозы безопасности;
    оказание помощи   пострадавшим туристам (лечение, доставка потерпевших в медицинские учреждения и др.).
Обеспечение личной безопасности туристов осуществляется туристами самостоятельно и (или)  субъектами  личной безопасности, а также лицами,   участвующими в обеспечении личной безопасности туристов.    К числу субъектов личной безопасности можно отнести Минспорттуризм России,  Федеральное агентство по туризму, МЧС России, МИД России, МВД России, Федеральную службу защиты прав потребителей и обеспечения благополучия человека, а также иные органы государственной власти и местного самоуправления,  в  сферу полномочий (функций) которых входит оказание помощи туристам (далее также - субъекты обеспечения личной безопасности туристов).
Субъектами, участвующими в обеспечении личной безопасности туристов,  являются:  
а)  владельцы гостиниц, а также других средств размещения; 
б) владельцы средств транспорта (авиационные предприятия, эксплуатанты воздушных судов, судовладельцы, эксплуатанты космической техники  и др.); 
в)  владельцы предприятий общественного питания; 
г) владельцы средств развлечения (организаторы тотализаторов, организаторы игорных заведений  и другие лица, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса); 
д) владельцы объектов делового, познавательного, оздоровительного, спортивного и иного назначения (владельцы объектов культурного наследия, лица, осуществляющие культурную деятельность, культурные центры за рубежом, санаторно-курортные организации, физкультурно-спортивные объединения и организации, спортивные клубы); 
е) лица, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность;  
ж) лица, предоставляющие экскурсионные услуги, гиды, гиды-переводчики и иные творческие работники;  
з) операторы туристских информационных систем; 
е) страховщики, страховые брокеры, страховые агенты, страховые актуарии.

Несмотря  на то, что круг субъектов личной безопасности туристов широк,  тем не менее,   основное бремя  принятия решения о совершении  туристической поездки или   отказе от нее  в конечном итоге лежит не  органах власти или на организаторах путешествий, а на самом туристе. Поэтому знание общих основ безопасности жизнедеятельности, четкое следование инструкциям (рекомендациям) по соблюдению  мер  личной безопасности,   здравый смысл, разумное и осмотрительное поведение в незнакомой среде  позволяют  туристу значительно снизить риск причинения вреда  его жизни и здоровью, а также сохранить в целости свое  имущество. Турист также несет ответственность за обеспечения личной безопасности сопровождающих его несовершеннолетних граждан.
При применении субъектами личной безопасности, а  также самим туристом соответствующих  мер безопасности  должны учитываться факторы и условия (или их совокупность), которые оказывают значительное влияние на эффективность таких мер. К этим факторам и условиям относятся:
    особенности цели и вида  путешествия  (деловой туризм, экстремальный туризм, лечебно-оздоровительный туризм и др.);
    уровень качества и безопасности оказываемых туристу услуг, в том числе особенности организации путешествий с использованием различных видов транспорта;
    продолжительность путешествия (необходимость акклиматизации, адаптации организма туриста к новым условиям, психологическая совместимость участников туристской группы и т.д.);
    природная среда и  географический ландшафт страны (места) временного пребывания (городская, сельская, морская, горная, пустынная местность и т.д.);
    санитарно-эпидемиологическая обстановка   и гидрометеорологические особенности  страны (места) временного  пребывания (экваториальный, тропический, умеренный, и полярный тип, континентальный, морской, высокогорный, солярный климат,  качество воды и пищи,  наличие  специфических животных и насекомых и др.);
    социально-культурная, религиозная и этнографическая  среда (язык, культурные, этические традиции и обычаи местного населения);
    состояние  законности и правопорядка в  стране (месте) временного пребывания, уровень  "туристского сознания" местного населения;
    уровень культуры личной безопасности и правовой культуры туристов.
2. Информационное обеспечение личной  безопасности туристов
Надлежащее  информационное обеспечение личной безопасности туристов (далее –  информационное обеспечение) является необходимым элементом  системы безопасности туризма   и залогом комфортного и безопасного путешествия.
В содержание  сведений, предоставляемых туристам в рамках информационного обеспечения, входят сведения об исполнителях услуг,   содержащиеся в едином федеральном реестре туроператоров,   в иных федеральных и региональных информационных системах;    сведения   об услугах,  оказываемых исполнителями;   информация   об угрозах безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания, мерах,   которые следует туристам и (или)  уполномоченным государственным органам осуществлять  по нейтрализации (локализации) таких угроз,  а также информация о процедурах информационного взаимодействия субъектов обеспечения личной безопасности, с целью доведения такой информации до туристов.
Обязанности в области информационного обеспечения  возлагаются как на лиц, осуществляющих туристскую деятельность (туроператоров, турагентов), иных исполнителей услуг в сфере туризма (далее – исполнители услуг), так и на федеральные органы исполнительной власти (например, МИД России, Роспотребнадзор, Ростуризм, Росгидромет, МВД, ФСБ и другие), органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Основными   принципами, которыми должны руководствоваться субъекты обеспечения личной безопасности туристов исполнители услуг и  при предоставлении такой информации являются: актуальность, своевременность, полнота,  оперативность, доступность, наглядность, достоверность, сбалансированность и  обоснованность. Также  необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках  предоставляемых туристу услуг.
В  соответствии с  Законом о защите прав потребителей (статьи  8, 10, 12, 36), Законом о туристской деятельности (статьи 6,14), Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта (пункт 7) "право потребителя (туриста) на информацию» предполагает, что он вправе требовать от исполнителя услуги  предоставления  необходимой и достоверной информации:
    об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им  услугах, а также  получить указанную информацию в наглядной и доступной форме, в том числе из каталогов, справочников, описаний туристского продукта, а также иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации, на русском языке,  а дополнительно, по усмотрению  исполнителя на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации;
    о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта,  в том числе об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок;
    об опасностях, с которыми потребитель может встретиться при совершении путешествия;
    о необходимости проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями, если потребитель предполагает совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой он может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний;
    о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя в случае, если потребитель предполагает совершить путешествие, связанное с прохождением маршрутов, представляющих повышенную опасность для его жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты, занятие экстремальными видами туризма и спорта и другие);
    о размере финансового обеспечения, номере, дате и сроках действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименовании, адресе (месте нахождения) и почтовом адресе организации, предоставившей финансовое обеспечение;
    о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;
    о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);
    об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителе.
Турист  также вправе требовать возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а  если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной по договору суммы и возмещения других убытков, если туристу  не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге.  Кроме того,  туристу возмещается  вред, который причинен его жизни, здоровью и имуществу вследствие непредставления ему полной и достоверной информации об услуге.
Следует отметить, что право  туриста как потребителя услуги на информацию является одним из наиболее распространенных нарушений законодательства в области защиты прав потребителей.  
Так, по данным Минспорттуризма России
8 ,  органами Роспотребнадзора в 2009 году в   рамках государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей в отношении лиц, осуществляющих туристскую деятельность,  выявлено 3162 нарушения,  из которых  39%  - связаны с непредставлением потребителям  полной и достоверной информации о реализуемом туристском продукте.
При проведении проверок деятельности гостиниц и прочих мест для временного проживания установлено 956 фактов нарушений законодательства, 51% из них  - непредставление полной и достоверной информации для потребителей об оказываемых услугах.
Важнейшую информационную функцию в сфере личной безопасности туристов выполняет единый федеральный реестр туроператоров. В соответствии со статьей 4.1. Закона о туристской деятельности Ростуризм публикует не реже одного раза в год в государственных периодических печатных изданиях, а также размещает и актуализирует на своем сайте в сети Интернет (http://reestr.russiatourism.ru/) следующие сведения о туроператорах, содержащиеся в реестре:
    полное и сокращенное наименования;
    адрес (место нахождения) и почтовый адрес;
    идентификационный номер налогоплательщика;
    размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
    адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.
   Данная информация позволяет туристам,  организациям туристской индустрии, а также субъектам обеспечения личной безопасности   оперативно  воздействовать на  туроператоров, нарушающих права и законные интересы туристов,  и   принимать иные необходимые  меры в области  обеспечения личной безопасности туристов,   как в России, так и за рубежом.
Информация о туроператорах, сведения о которых внесены в  
Единый федеральный реестр туроператоров  
(по состоянию на 21 февраля 2011 года)

Общее количество туроператоров Внутренний туризм Международный туризм Способы финансового обеспечения
Въездной туризм Выездной туризм
Размер финансового обеспечения,  
млн. руб.
Банковские гарантии Договоры страхования ответственности туроператора
0,5 10 30 60 100
4432 1838 645 1874 37 38 28 4404
Структура реестра туроператоров в зависимости от цели деятельности
Международный въездной туризм - 14%. 
Международный выездной туризм – 44%. 
Внутренний туризм – 42%.

Структура реестра туроператоров  
в зависимости от способа финансового обеспечения

Договор страхования ответственности туроператора – 99%. 
Банковская гарантия – 1%.

Структура реестра туроператоров, занимающихся в зависимости от размера финансового обеспечения
Финансовое  обеспечение 100 млн. руб., 1%. 
Финансовое обеспечение 60 млн. руб., 1%. 
Финансовое обеспечение 30 млн. руб., 42%. 
Финансовое обеспечение 10 млн. руб., 14%. 
Финансовое обеспечение 0,5 млн. руб., 42%.

Широко  распространенным средством обеспечения  личной безопасности туристов являются туристические информационно-консультативные  службы, которые создаются, как правило, в  структурах министерств иностранных дел государств, граждане которых много путешествуют (США, Великобритания, Канада и др.).9    В России  к таким органам власти относятся  МИД России, Роспотребнадзор, Ростуризм и ряд других.
МИД России  осуществляет информирование  граждан Российской Федерации (дает рекомендации) о нежелательности въезда в  иностранное государство, если  на территории  такого государства возникают обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите граждан Российской Федерации и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации.
Кроме того, на регулярной основе российские граждане информируются   о мерах личной  безопасности за рубежом, чрезвычайных ситуациях в различных странах мира,  справках-рекомендациях для выезжающих за рубеж, режиме въезда граждан Российской Федерации в иностранные государства,  розыске граждан за рубежомсписке экстренных телефонов российских загранучреждений, полезных советах  выезжающим за рубеж, вопросах страхования граждан России при выезде за рубеж 10.
В функции  Ростуризма входит информирование  туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. Указанное опубликование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации для опубликования обязательных сообщений.
В соответствии с приказом Ростуризма от 19.12.2007 № 141  "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по туризму по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания" информация об угрозе безопасности, в том числе поступившая от федеральных органов исполнительной власти (далее - компетентные органы), включает в себя, в частности, сведения о виде угроз безопасности, в том числе требующих немедленного чрезвычайного реагирования, а также сведения о выявлении и прогнозировании угроз безопасности, осуществлении комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации, об осуществлении системы мер по восстановлению нормального функционирования туристской индустрии в регионах, пострадавших в результате возникновения угрозы безопасности.
К компетентным органам относятся, прежде всего, федеральные  органы исполнительной власти, с которыми Ростуризм заключил соглашения об обмене информацией об угрозе безопасности (МЧС России, МВД России, ФСБ России, Роспотребнадзор, Росгидромет), а также МИД России.
В случае возникновения угрозы безопасности туристов информация об угрозе безопасности оформляется информационным письмом  Ростуризма для официального сообщения, а по  распоряжению руководителя Ростуризма организуется работа "горячей линии".
Информирование  Ростуризмом об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания последний раз происходило в январе 2011 года, в связи с возникновением  общественно-политических беспорядков  в Тунисе и Египте. Так, по состоянию на 30 января только в Египте находилось около 54 тысяч российских туристов. Из них 70% находились в  Хургада, 20% –  в Шарм-Эль-Шейхе, 10% на других  курортах Египта. В результате эффективных действий  федеральных органов власти с 5 февраля отправление туристов в Египет  было приостановлено,  а к 15 февраля все российские туристы в плановом порядке безопасно  вернулись на Родину.
Зарубежный  опыт информирования граждан об опасностях за рубежом также может быть актуален  и полезен  для нашей страны. Так,  в Канаде Министерством иностранных дел и международной торговли  издается и регулярно актуализируется  справочник, содержащий подробную информацию о мерах личной безопасности во время путешествий за рубежом,  а также иную  информацию, необходимую путешественнику для комфортной и безопасной поездки.
Кроме того,  для информирования об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания  Министерством иностранных дел и международной торговли  Канады на официальном сайте в сети Интернет  размещаются  графические  схемы, отображающие  уровень риска (угрозы безопасности)  для жизни и здоровья путешественника в каждом государстве мира (включая отдельные регионы страны), а также соответствующие рекомендации и предупреждения.
Данная  информация актуализируется в режиме реального времени и  включает в себя следующие сведения об угрозах безопасности (рисках для путешественников)11 .
Первый уровень -   минимальный (нормальный) уровень  риска, общие рекомендаций по соблюдению мер безопасности во время путешествия.
Второй уровень -   приемлемый (допустимый)    уровень риска (наличие потенциальных угроз безопасности),   специальные рекомендации -  быть предельно внимательным и осмотрительным во время путешествия, соблюдать дополнительные меры безопасности.
Третий  уровень -  повышенный уровень риска (наличие реальной угрозы безопасности), рекомендации – взвешенно подходить к принятию решения о поездке, по возможности отложить поездку на другое время, не посещать особо опасных  мест на территории иностранного государства (официальное предупреждение Правительства Канады).
Четвертый уровень – недопустимый (чрезвычайный) уровень риска (угроза безопасности чрезвычайного характера) -  рекомендации   -   избегать любых поездок в данную страну (место) временного пребывания (официальное предупреждение Правительства Канады).
 
Exercise normal security precautions Exercise a high degree of caution 
 
Avoid non-essential travel 
 
Avoid all travel 
 
There are no significant security concerns. 
 
Exercise normal security precautions

Exercise a high degree of caution
 
 
Avoid non-essential travel 
 
Avoid all travel 
 
There are identifiable security concerns, and travellers should be alert and vigilant to their surroundings.

Exercise normal security precautions 
Exercise a high degree of caution
Avoid non-essential travel
Avoid all travel 
 
There is a specific security concern, and travellers should reconsider their need to travel at this time (official Government of Canada
Travel Warning). 
 
Exercise normal security precautions 
 
Exercise a high degree of caution 
 
Avoid non-essential travel

Avoid all travel
 
There is an extreme risk to personal safety, and Canadians should not travel at this time (official Government of Canada
Travel Warning).   
Так, например,  в  2010 году  Франция, Ирландия, Чили, по мнению Правительства Канады,  являлись абсолютно безопасными странами (первый уровень риска).
Путешествия  по России 12 ,  а также по Индии, Турции, Бразилии,  Республике Беларусь, Боливии,  КНР, Болгарии, КНДР, Тунис (15 февраля 2011 года)  и ряду других государств относились ко второму уровню риска.
К третьему уровню риска Правительство Канады отнесло, например,  Иран и Египет (на 15 февраля 2011 года), а к четвертому – Афганистан, Сомали, и ряд других государств.
Правительство Канады дает следующие рекомендации  и предупреждения при поездке в страны второго уровня, включая Россию:
"Бремя принятия решения о  совершении поездки полностью лежит  на путешественнике. Путешественники несут ответственность за свою личную безопасность.  Правительство Канады уделяет пристальное внимание  защите прав и законных интересов  и  обеспечению безопасности граждан Канады  за рубежом, в том числе  посредством своевременного и оперативного информирования об угрозе безопасности (TravelAdvice).
В случае  возникновения чрезвычайной  ситуации в стране (месте) временного пребывания путешественника, когда требуется его  срочная эвакуация,    политика Правительства Канады  заключается в обеспечении своим гражданам транспортировки  к ближайшему безопасному месту.
Канадское правительство оказывает содействие выезду своих граждан  из страны или региона последнего места временного пребывания гражданина, если все возможности выезда на  личном или коммерческом  транспорте у него   исчерпаны.   Эта помощь оказывается  на условиях компенсации  путешественнику его расходов. Дальнейшее путешествие на Родину  должно осуществляться за счет личных средств  гражданина.  
Граждане Канады должны также с пониманием относиться к тому, что чрезвычайные ситуации в зависимости от  места  их  локализации, степени интенсивности, разрушительной силы и других опасных факторов, могут  потребовать   расходов на осуществление спасательных операций, которые превышают  имеющиеся в распоряжении Правительства Канады ресурсы,  силы и средства, что может ограничить его возможности в оказании путешественнику необходимой помощи. Это касается прежде всего регионов, где существует   потенциальная  угроза   эскалации  крупного  конфликта, сопровождающегося насильственными действиями,   или высокая степень  политической нестабильности (крайнее обострение внутриполитической обстановки в стране пребывания)"
13 .
Большую работу в области информирования граждан и организаций в сфере  безопасности туризма проводит Роспотребнадзор. В соответствии с пунктом 8  Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.05.2007 № 27 "О реализации Международных медико-санитарных правил (2005)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2007 N 9575) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим туроператорскую и турагентскую деятельность, при организации зарубежных туристических поездок предписывается информировать граждан о рисках, связанных с болезнями, ассоциируемыми с чрезвычайными ситуациями в области общественного здравоохранения, имеющими международное значение.
В Роспотребнадзоре и его территориальных органах туристы также могут получить сведения о санитарно - эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно - технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг,  о действующих нормативных правовых актах в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения,  о заболеваемости населения и др. 14
Важная  информация  об опасных и неблагоприятных гидрометеорологических явлениях (прогнозах) по территории России и миру   является общедоступной   и  размещается на одном из официальных сайтах Росгидромета  в сети Интернет http://meteoinfo.ru/egmb.
Таким образом, система информационного  обеспечения безопасности путешествий  в Российской Федерации в целом  адекватна современным угрозам  безопасности туризма и   соответствует принципам  своевременного и оперативного информирования туристов об угрозах безопасности,  как  в России, так и за рубежом. Вместе  с тем,  как  и  любая система,  она  нуждается в постоянном развитии, в том числе с учетом  лучшего зарубежного опыта, о котором было рассказано выше.
3. Антикриминальная безопасность туристов
В Стратегии  национальной безопасности Российской Федерации  среди  многочисленных  источников угроз для личной безопасности граждан особо выделяются  такие как сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности граждан,  коррупция, наркомания. 
В  нормативных документах,  посвященных  вопросам безопасности,   в качестве необходимого условия реализации намеченных ими мероприятий  выделяются   меры по  укреплению законности и  общественного порядка,  предупреждению преступлений и иных правонарушений, формированию  у граждан уважительного отношения к Закону. 
Сфера туризма в этом смысле не является исключением.  Так как обеспечение безопасности туризма  невозможно без  принятия комплекса мер, направленных на противодействие административным правонарушениям и  преступлениям  в сфере туризма15 .
Анализ  российской и зарубежной правоприменительной практики свидетельствует о том, что  среди   преступлений, совершаемых в отношении туристов,  выделяются: насильственные действия16 (убийство,  умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести,  побои, истязания, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), торговля людьми, кражи, грабежи, разбои, мошенничество, вымогательство, нанесение ущерба нравственности, здоровью туристов, в том числе с  использованием наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных действий  и  насильственных действия сексуального характера,  умаление (унижение)  чести,   достоинства и  доброго имени туристов (клевета, оскорбление),  незаконное распространение персональных данных туристов17 , нарушение неприкосновенности частной жизни туриста  и другие.
Следует подчеркнуть, что факторами, способствующими  тому, что туристы во время отдыха становятся удобной мишенью для преступников и иных правонарушителей  являются: 
наличие у  туристов    крупных сумм денег, а также иных материальных ценностей (драгоценные вещи, сувенирная продукция,  дорогое оборудование  (фото и видео-камеры и др.);  
стремление  к  новым впечатлениям и   желание идти на риск ради этого,   а как следствие  потеря бдительности, концентрации  внимания и неадекватность реакций  на потенциальные   и (или) реально возникающие угрозы личной безопасности; 
в определенных случаях -  негативное (негостеприимное, недружелюбное) отношение к туристам со стороны местного населения; 
нежелание туристов сообщать в компетентные органы страны (места) временного пребывания о совершенных в отношении них преступлениях, чтобы не "ввязываться" в сложные юридические процедуры, которые могут воспрепятствовать или отсрочить их возращение  на Родину   или создать иные проблемы.

Преступления  и правонарушения чаще всего совершаются  в местах, где  одновременно наличествуют  потенциальные жертвы, преступники и благоприятная для преступления обстановка.  Примером этого могут быть места:  
1)  массового скопления туристов:   пассажирские терминалы в аэропортах, морских портах и железных дорогах, метрополитенах, транзитных зонах или автобусных линиях между терминалами и центрами городов; крупные торговые центры, пляжи, объекты туристского показа; 
2)   повышенной криминальной опасности (места  компактного проживания бедного  и (или) безработного  населения, крупные  индустриальные  районы); 
3)  где царит атмосфера "приключений и запретных удовольствий" (ночные клубы,  отдельные объекты развлечений), снижен уровень контроля со стороны правоохранительных органов, где туристы часто оказываются в одиночестве и в абсолютно незнакомой обстановке. 
Обеспечение антикриминальной безопасности в сфере туризма осуществляется посредством мер, направленных на противодействие  преступлениям, посягающим на личную безопасность туристов  (далее также  -  преступления против туристов). К таким мерам относятся меры: 
1) предупреждение  преступлений, в том числе  устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений  (профилактика преступности);  
2) выявление
18 , пресечение, раскрытие и расследование преступлений  (борьба с преступностью);  
3)  минимизации и (или) ликвидации последствий преступлений.

Очевидно, что  преступления в отношении туристов наносят серьезный удар по имиджу  и привлекательности  страны (места) временного пребывания (далее также – туристская дестинация). Поэтому  представляются вполне оправданным действия тех  правительств, которые в интересах развития туризма устанавливают жесткие юридические санкции в отношении правонарушителей, посягающих на жизнь, здоровье и имущество туристов. Так, например,  в Бразилии представители властей Рио-де-Жанейро, курирующие туристическую отрасль, предложили принять новый закон,  согласно которому максимальное наказание за преступления против иностранцев составит 15 лет лишения свободы, тогда как сейчас, согласно бразильскому законодательству, за грабеж можно получить до 10 лет вне зависимости от национальности жертвы19
Социальная  природа преступности требует системного  подхода к противодействию преступлениям против туристов, постоянного взаимодействия государства и институтов гражданского общества. В связи с этим американские ученые - юристы  на основе  обобщения опыта США, Великобритании, Канады, Новой Зеландии, Нидерландов и Скандинавии  разработали рекомендации по  противодействию  преступлениям против туристов, а также их собственности 20
Данные рекомендации предполагают активное  участие в охране  общественного порядка в туристской дестинации не только правоохранительных органов, но  и представителей гражданского общества (волонтеры, работники организаций туристской индустрии и др.).

Зарубежный  опыт  обеспечения общественной безопасности  в отдельных туристских дестинациях также свидетельствует  о наличии   у них  специальных правовых актов, связанных с вопросами обеспечения личной безопасности туристов. Так, туристическая администрация штата Гаваий (США) подготовила стратегический план в области обеспечения  антикриминальной безопасности  туристов  на период 2005 – 2015 годы 21 .
Основными целями принятия документа  явилось:
    предотвращение преступлений и других угроз безопасности путем обучения и просвещения  туристов, местного населения и работников туристской индустрии в области потенциальных рисков, связанных  со  здоровьем и безопасностью туристов;
    поддержка и усиление мер антикриминальной безопасности, в том числе осуществляемых правоохранительными органами;
    усиление мер личной безопасности туристов и местного населения в аэропортах,  морских гаванях и других местах повышенной опасности для личной безопасности туристов;
    пресечение наркоторговли и других преступлений;
    оказание содействия  туристам, которые стали жертвами преступлений, несчастных случаев  и других опасностей, в том числе в результате   чрезвычайных ситуаций. 
Эффективным средством противодействию   правонарушениям в сфере туризма в отдельных странах мира  выступают специализированные подразделения  органов правопорядка ("туристская полиция").  При Исполнительном совете Всемирной туристской организации  в 1994 году создан Комитет по качеству туристского обслуживания, который отвечает за вопросы безопасности путешествий. В том же году,  ВТО (ныне – ЮНВТО ) провела обзор  73 стран мира на тему "Безопасность и защита путешественников, туристов, туристских объектов".
Результаты  данного исследования были озвучены летом 1995 г. в Эстерунде (Швеция)  во время I Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях.  Авторы исследования пришли к  выводам о том, что в 71 % странах объекты и достопримечательности, посещаемые туристами, обеспечиваются охраной со стороны специальной туристской полиции или службы безопасности.
В более  чем половине таких стран эта  служба является частью государственной  или муниципальной полиции (Малазия, Египет, Израиль и др.).  На туристскую полицию, кроме противодействия преступности в сфере туризма (включая наркопреступность),  возлагаются также функции охраны памятников культуры, окружающей среды,  предоставление туристам необходимой информации,  охрана местных этнических групп.
Сотрудники  туристской, полиции в 41 % стран обучаются  иностранным языкам, в 26% проходят подготовку по специальным туристским дисциплинам, в 37% стран поддерживают регулярную связь с туристскими ведомствами, фирмами и обычной полицией.
Первое  подразделение туристской полиции  было создано Королевской полицией Малайзии 22 февраля 1988 года. В настоящее время только контингент туристской полиции Куала Лумпура насчитывает более  200 сотрудников.
В Российской Федерации  "туристская полиция"  как самостоятельный правоохранительный орган не существует. Вместе с тем, в ряде территориальных подразделений органов внутренних дел,  а также  в иных органах власти  служат сотрудники, которые отвечают за профилактику, расследование и пресечение преступлений и правонарушений в отношении иностранных туристов.  
Так,     в ГУВД г. Санкт- Петербурга        функционирует оперативно  - розыскная  часть (ОРЧ   N 6  (линии  УР)  КМ  ГУВД, специализирующаяся на противодействии преступлениям  в отношении иностранных граждан.

Данное  подразделение разработало   рекомендации иностранным туристам, которые содержат  советы не только в области личной безопасности, но и предостерегают иностранных туристов от совершения правонарушений.
В  городе Санкт-Петербурге также  создана постоянно действующая рабочая группа по вопросам обеспечения безопасного пребывания иностранных туристов в Санкт-Петербурге 22.
Основными задачами деятельности рабочей группы являются организация взаимодействия со структурными подразделениями ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской  области, с Северо-Западным управлением внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающими безопасное пребывание иностранных туристов и организацию работы по предупреждению правонарушений с их стороны, с представителями туристических фирм и гостиничного бизнеса; выработка рекомендаций по обеспечению безопасного пребывания иностранных туристов на территории Санкт-Петербурга.
Эффективным средством профилактики преступлений и иных  правонарушений против туристов,  в нашей стране могут стать "зоны  (территории) безопасности",  которые  могли бы создаваться в туристских дестинациях. 
Под "зоной  безопасности" обычно понимается территория или место, наиболее уязвимое для  противоправных проявлений, где после  принятого комплекса профилактических мер укрепляются общественная безопасность и  правопорядок, а  туристы в большей степени ощущают себя в безопасности и под защитой  правоохранительных органов23
Эта территория (место) не огораживается и не оцепляется, границы "зоны" подвижны.   Особенностью таких зон безопасности является не столько наличие  усиленных  патрулей (сотрудников правоохранительных органов, добровольцев), систем видеонаблюдения и др. современных сил и средств обеспечения личной  и общественной безопасности,  сколько осуществляемые на систематической основе   мероприятия, направленные на повышение информированности туристов и местного населения о мерах безопасности в туристской дестинации,   воспитание туристского сознания местного населения (идеологии гостеприимства по отношении к туристам), обустройство "безопасной"  туристской инфраструктуры, включая оборудование территории туристскими обозначениями, символами и знаками  "безопасности".
4. Медицинские и санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры обеспечения личной безопасности туристов
Медицинским и санитарно-противоэпидемическим (профилактическим)24 мерам  должно уделяться приоритетное внимание, как со стороны туристов, так и со стороны организаторов путешествий.   Обеспечение физического, психического и социального благополучия туристов является не только одной из целей туризма, но необходимым условием  комфортного и безопасного путешествия.   
Поэтому не случайно  данные вопросы стали подниматься еще в первые годы развития советского туризма.  Так, в Постановлении Совета народных комиссаров РСФСР от  25 января 1930 года "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния советского туризма и экскурсионного дела" отмечалось, что,   приняв за последние годы характер массового общественного движения, туризм, не имея достаточной материальной базы, развивается без соблюдения необходимых санитарно-гигиенических требований; медицинский отбор туристов и научный учет влияния туризма на оздоровление масс не организован. Санитарный надзор в местах скопления туристов и на главнейших маршрутах недостаточен: туристские базы размещаются в случайных неприспособленных помещениях, в значительной части лишены каких-либо удобств и не удовлетворяют минимальным требованиям санитарии и гигиены.

В Российской Федерации продолжает действовать  Приказ Минздрава СССР от 01.06.1988 N 444 "О мерах по дальнейшему улучшению  медицинского освидетельствования лиц, выезжающих за рубеж в командировки и туристические поездки".   Данный правовой акт устанавливает перечень медицинских противопоказаний для лиц и членов их семей, направляемых за границу.  Безусловно, в настоящее время   для туристов он носит рекомендательный характер.  Однако не учитывать данные рекомендации, как организаторам путешествий, так и  туристам было бы  излишне самонадеянно.
Современное российское законодательство о туристской деятельности, о защите прав потребителей, а также в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения25 предусматривает право туристов иметь в  своем  распоряжении  полную и достоверную информацию:
    о вредных  воздействиях на них факторов среды обитания  страны (места) временного пребывания, в том числе  биологических (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химических, физических (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальных (питание, водоснабжение, условия  отдыха);
    о  медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах страны (места) временного пребывания. 
Кроме того, органы государственной власти и местного самоуправления, а также  организации туристской индустрии обязаны проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры), направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на туриста факторов среды обитания, предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В соответствии со статьей 6 Закона о туристской деятельности туристу должна быть обеспечена возможность беспрепятственного получения неотложной медицинской помощи, в стране (месте) временного пребывания.  В то же время  туристы обязаны проходить  профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями, если турист предполагает совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой он может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний. 
Надлежащее  обеспечение личной безопасности туриста  во многом определяется  не только качеством предоставления услуг,  но также и    уровнем  подготовки самого туриста к путешествию. 
Турист  самостоятельно планирует путешествие, в том числе  принимает решение: 
- о формировании медицинской аптечки  первой помощи на период путешествия; 
- о получении адекватного страхования от внезапных заболеваний и несчастных случаев; 
- о мерах медицинской  профилактики и средствах индивидуальной защиты в процессе подготовки и  совершения путешествия, а также после его окончания, в том числе  о профилактических мерах, позволяющих избежать инфицирования  от других лиц в процессе совершения путешествия; 
-  о  своевременном оформлении необходимых медицинских заключений, рекомендации, справок, рецептов и т.д., которые необходимо иметь с собой в путешествии; 
- о фиксации любых заболеваний, которые появились у туриста, после окончания путешествия,  а также о фиксации всех путешествий, произошедших  в последнее время.

Подготовка к путешествию  включает в себя  выполнение туристом определенной последовательности  необходимых  действий:  
консультация  врача (за  4 -  6 недель до начала путешествия), в том числе получение от него соответствующих  рекомендаций  по  профилактическим мероприятиям,  в случае если   этого требует состояние  здоровья  и индивидуальные особенности туриста,   либо если турист намеревается совершить путешествие в  одну из развивающихся стран, путешествие по которым, требует вакцинации (например, профилактическая прививка и получение международного свидетельства о вакцинации против желтой лихорадки); 
проведение дополнительных консультаций  с  организаторами путешествия (с учетом рекомендаций врачей) по противопоказаниям для участия в путешествии, медицинским правилам, возможности оказания неотложной медицинской помощи в стране (месте) временного пребывания,  объема, стоимости  и качества медицинских услуг, входящих в страховой  полис; 
формирование  медицинской аптечки с необходимым набором препаратов и средств оказания индивидуальной медицинской помощи; 
заключение договора страхования от внезапных заболеваний и несчастных случаев, с адекватным набором медицинских услуг. 

После окончания путешествия турист обязан пройти медицинское обследование, если: 
он страдает хроническими заболеваниями, такими как диабет, хронические респираторные заболевания и др.; 
у него проявились признаки заболевания желудочно-кишечного тракта (диарея и т.д.), болезни кожи, болезни, передающейся половым путем; 
он считает, что был заражен  инфекционным заболеванием, опасным для окружающих, во время путешествия; 
он провел более 3 месяцев в развивающихся странах.

"У большинства медицинских проблем, с которыми сталкиваются туристы, есть одна общая и очень важная характеристика - число подобных случаев можно резко сократить, предоставляя туристам более качественную просветительскую информацию и предпринимая необходимые меры в местах пребывания. Так например, эксперты в области защиты и безопасности туристов из многих стран мира утверждают, что улучшение качества питьевой воды и обязательное использование ремней безопасности в автомобилях позволило бы существенно уменьшить число заболеваний, связанных с некачественной пищей и водой и несчастных случаев на транспорте, соответственно. Правительства всех стран несут ответственность за недопущение распространения заразных болезней на соседние государства. Координатором соответствующих профилактических мероприятий выступает  Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая действует в тесном сотрудничестве с органами здравоохранения различных стран. Все страны обязаны информировать ВОЗ о районах, где регистрируются вспышки заболеваний чумой, холерой и желтой лихорадкой (достоверной считается только официальная правительственная информация).
Учитывая живучесть и стойкость заразных болезней и появление новых микробиологических угроз для здоровья человека (последний пример: геморрагическая лихорадка Эбола) и признавая то, что одним из возможных последствий процесса передвижений людей является распространение инфекционных заболеваний, государственные власти всех стран должны периодически анализировать свой потенциал и возможности в плане:
    Профилактики и контроля за распространением инфекционных болезней, которые могут перерасти в эпидемии
    Обеспечения готовности к возникновению чрезвычайных обстоятельств и принятию соответствующих мер в случае вспышки эпидемии.
Чтобы предупредить возникновение подобных обстоятельств, необходимо заранее разработать план действий и выделить обходимые средства. Все работники сферы туризма должны отчетливо понимать необходимость тесного сотрудничества и обмена информацией с органами здравоохранения, особенно в случае регистрации заболеваний среди туристов. 
Рекомендации

    Национальные туристские администрации и турфирмы должны иметь в своем штате специалистов, занимающихся вопросами охраны здоровья туристов.
    Международным посетителям и их представителям должен быть обеспечен доступ к медицинской информации для туристов, используя каналы следующих государственных и частных организаций:
    Официальные туристские представительства за рубежом
    Туристские информационные бюро
    Туроператоры и турагенты
    Туристские транспортные компании
    Глобальные распределительные системы (ГРС)
    Медицинская информация для туристов должна занять свое законное место в базах данных этих организаций и в выпускаемых ими печатных материалах. Такая информация, предоставляемая туристскими компаниями и их персоналом клиентам, должна готовится в сотрудничестве с национальными органами здравоохранения и другими компетентными медицинскими экспертами.
    В рамках консультаций на медицинские темы посетитель должен получать информацию о правилах поведения за границей, личной гигиене и санитарии, болезнях, передаваемых половым путем, а также о специфических факторах риска, связанных с конкретным пунктом назначения (например, холера, малярия).
    Сотрудники турфирм должны пройти специальный курс обучения, чтобы квалифицированно консультировать своих клиентов по медицинским вопросам. По специальным вопросам сугубо технического или индивидуального характера клиентам необходимо предлагать обращаться в соответствующие органы здравоохранения или к специалистам.
    Сотрудники турфирм должны иметь под рукой адреса, номера телефонов, факсов или электронной почты органов здравоохранения, центров вакцинации, специальных клиник, обслуживающих туристов и врачей, специализирующихся в туристской медицине. Для того, чтобы быть в курсе последней информации по вопросам защиты здоровья туристов, турфирмы должны обеспечить себе доступ в национальные и международные системы медицинской информации, представляющей интерес для туристов.
    Там, где это целесообразно государственные власти и медики должны рассмотреть вопрос об открытии государственных или частных клиник для оказания специализированной медицинской помощи международным путешественникам"26 .
 
Приказом  Минздрава России № 315 от 6 августа 1999 года "О минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации" к таким услугам отнесены следующие медицинские услуги: 
- медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи; 
- медицинская помощь в амбулаторных и стационарных медицинских учреждениях при внезапном расстройстве здоровья и несчастных случаях в объеме, необходимом для устранения угрозы жизни пациента и (или) снятия острой боли; 
- транспортировка медицинским транспортом или иным транспортным средством, включая медицинское сопровождение (медицинская бригада, врач, медицинская сестра), с места заболевания (происшествия) в медицинское учреждение; 
- посмертная репатриация (транспортировка) останков.

Порядок оказания медицинской помощи иностранным  гражданам  определяется также  в  Постановлении Правительства Российской Федерации  от 1 сентября 2005 г. № 546 "Об утверждении правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации"27
Медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим в Российской Федерации, оказывается лечебно-профилактическими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Скорая  медицинская помощь иностранным  гражданам оказывается бесплатно  и безотлагательно. 
Скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения, а также медицинскими работниками или лицами, обязанными оказывать первую помощь по закону или специальному правилу, в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений).

После выхода из указанных состояний иностранным  гражданам может быть оказана  плановая медицинская помощь.  Плановая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается на платной основе. Плановая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается в случае нарушения здоровья, не представляющего непосредственной угрозы
исследований), гарантийного обязательства по оплате фактической стоимости медицинской  помощи и предоплаты лечения в  предполагаемом объеме.
5. Качество и  безопасность услуг в сфере туризма: вопросы стандартизации  и классификации
Известно, что категории "безопасность" и "качество"  тесно связаны между собой. Без  безопасности не может быть надлежащим образом обеспечено  качество услуг при ее оказании. В то же время, приверженность к  высоким стандартам качества и контроль качества процессов  оказания услуг  служит  надежной гарантией  их безопасности.
Эффективными  средствами обеспечения качества и  безопасности услуг в сфере туризма  являются стандартизация и классификация объектов туристской индустрии, которые в соответствии со статьи 4, 5  Закона о туристской деятельности,  являются одним из способов государственного регулирования туристской деятельности.  Причем стандартизация объектов туристской деятельности является составной частью  системы технического регулирования (см: Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).
Учитывая  то, что туризм в значительной степени  представляет собой сферу услуг, то  техническое регулирование здесь в основном представлено  стандартами (национальными стандартами), применяемыми  участниками туристского  рынка на   добровольной основе.  Вместе  с тем безопасность услуг в сфере туризма не может быть обеспечена без соблюдения  и   применения   правил пожарной безопасности,  норм безопасности зданий и сооружений, санитарно-эпидемиологических правил и других обязательных требований, которые являются  частью  технических регламентов (См., например,  Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и др.).
Отметим, что согласно статье 15 Закона о техническом  регулировании национальный стандарт применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся исполнителями и заказчиками услуг.  Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. Основными целями стандартизации в туризме  является:
    повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
    обеспечение конкурентоспособности и качества услуг организаций туристской индустрии;
    содействие соблюдению требований технических регламентов и другие.
В 2011 году  в  Российской Федерации планируется формирование единой национальной системы аккредитации (Указ Президента РФ от 24.01.2011 N 86 "О единой национальной системе аккредитации").
Центром данной системы будет  Федеральная служба по аккредитации, которая находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. При Министерстве экономического развития Российской Федерации  также планируется создание общественного совета по аккредитации из представителей общественных объединений предпринимателей, объединений потребителей, научных и экспертных организаций, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Под аккредитацией  понимается официальное признание национальным органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица в части выполнения работы в определенной области оценки соответствия, включая испытания, калибровки, экспертизы, сертификацию и контроль.  Причем к полномочиям (функциям) Федеральной службы по аккредитации планируется отнести:
    осуществление аккредитации органов по подтверждению соответствия, граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю, экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти на основании федеральных законов при осуществлении отдельных государственных полномочий;
    осуществление контроля за соблюдением процедур аккредитации;
    принятие решений об аккредитации;
    принятие решений о расширении (сокращении) области аккредитации;
    выдача и переоформление аттестатов аккредитации;
    принятие решения о приостановлении, возобновлении и об аннулировании действия аттестатов аккредитации;
    проведение аттестации экспертов по аккредитации;
    ведение реестра аккредитованных лиц и реестра экспертов по аккредитации;
    предоставление заинтересованным лицам информации о порядке проведения аккредитации;
    заключение международных соглашений в пределах своей компетенции;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.