На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблемы становления и перспективы становления политологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУ ВПО  «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ПРОФ. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО 

МИНИСТЕРСТВА  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 
 
 
 
 

Реферат 
 
 

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук 
 
 

Проблемы  становления и  перспективы становления политологии 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент ФФМО специальности «Лечебное  дело», гр. 203 Поляков В.С 

Проверил: доц. Тяжельников Ю.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск, 2011 

Содержание 
 

Введение                                                                                                                             стр. 3 

Проблемы становления  политологии                                                                              стр. 4 

Перспективы становление  политологии                                                                         стр. 13 

Заключение                                                                                                                         стр. 15 

Список используемой литературы                                                                                   стр. 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Политическая  наука, или политология, сравнительно молодая научная и образовательная  дисциплина. Процесс ее формирования происходил на фоне все более возрастающего интереса людей к таким ключевым проблемам, как происхождение, сущность и предназначение государства, отношения государства и церкви, права и свободы человека, формы правления, теория общественного договора и народного суверенитета и т.д. Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством. Отсюда и потребность четкого и ясного знания человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни политических процессов и грядущих в них перемен. Знать политику должны все люди, тем более те, кто поставил себе целью получить высшее образование и собирается в будущем составить основной костяк руководителей, управленцев, деятелей культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, педагогов и воспитателей. Роль и значение политики особо возрастают в переломные исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальной трансформации подвергаются мировоззренческие установки и сами основы жизнеустройства людей. Очевидно, что без соответствующей политической культуры населения, умения и способности граждан к принятию политически взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе демократии, о способности граждан защитить коренные свои права и свободы, об их активном участии в политической жизни страны. Всему этому призвана учить такая увлекательная наука, как политология. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблемы  становления политологии 

Политология, как  самостоятельная наука стала  возможна в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого  социума, отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало с Новым и Новейшим периодами истории, а точнее с периодами формирования и капиталистического общества. Важно подчеркнуть, что мир политического в собственном смысле слова - это исторический феномен, его формирование и выделение из целостного человеческого социума произошли на определенном этапе исторического развития и тесно связаны с процессами формирования и вычленения гражданского общества. История политологии - это, по сути. Процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсенала. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Под традицией в данном случае подразумеваются формы организации науки, системы теорий и идей, методы аргументации, методологии, технические приемы и т.д. 

В истории Запада формирование политического знания отличалось высокой степенью развития. Особенно это характерно для периодов Нового и Новейшего времени. В  целом формирование политического знания было тесным образом связано с процессами становления и изменения конкретных политических систем, режимов, отношений. Большую роль при этом играло политическое знание, которое в той или иной мере отражалось затем на развитии политической практики. Подобная взаимосвязь хорошо прослеживается в истории стран Запада в периоды Нового и новейшего времени, в формировании и развитии их государственной системы.  

Можно выделить три крупных этапа в истории  формирования и развития политологии. 

Первый период - предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья. 

Второй период - с начала Нового времени до середины ХIХ в. - характеризуется формированием  важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоков их научного анализа. 

В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука  уже окончательно сформировалась и  утвердилась в качестве самостоятельной  дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов. 

В истории развития политического знания выделяют три  крупных этапа: 

1) Первый этап  уходит в историю Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При этом сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;  

2) Второй этап  начинается с Нового времени  и продолжается приблизительно  до середины XIX в. Политические  теории освобождаются от религиозного  влияния, приобретают светский  характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;  

3) Третий этап - это период становления политологии  как самостоятельной научной  и образовательной дисциплины. Процесс  оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX в. Затем потребуется почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки.  

Как свидетельствуют  историки, первые политические учения появляются с возникновением первых государств, когда возникают задачи управления большими массами населения из единого центра. Из древнейших учений несомненный интерес представляет религиозно-политическое учение брахманизма (Древняя Индия). В соответствии с ним общество делится на 4 варны (сословия). К ним относились брахманы (жрецы, учителя), кшатрии (правители, воины), вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы), шудры (слуги). Собственно в политической жизни участвовали только первые две варны, они принимали законы и управляли государством. Это учение теснейшим образом было связано с религиозными идеями и являлось составной частью древнеиндийской мифологии. 

Другим центром  цивилизации в Древнем Мире был  Китай. Эта страна представлена в  истории политической мысли прежде всего учением Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.). По этому учению идеальной моделью государственного устройства является семья. В таком государстве император играет роль отца, а подданые - детей. В управлении государством император опирается на благородных мужей, которые подготовлены к такой работе особой системой воспитания и образования. Законы такого государства опираются на традиции и культовое почитание предков. 

Политические  идеи разрабатывались не только в  Древнем Китае и Индии. Среди  источников древневосточной политической мысли следуе назвать Пятикнижие Моисея в Ветхом завете, древневавилонский политико-правовой памятник “Законы Хамураппи”, а также “Авесту”, в которой, по преданию, изложены общественно-политические взгляды пророка Заратустры. 

Своего наивысшего развития политическая мысль древности достигла в период Античности (Древняя Греция и Рим). Политическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств: 

1. Общественное  разделение труда дало возможность  определенному слою людей, освободив  их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным  трудом, созданием теорий общественного  устройства.  

2. Активное развитие  политических теорий было востребовано  самим способом организации общественной  жизни. Такой уникальной формой  выступал полис - город-государство  с немногочисленным населением  и прилегающей к городу сельской  местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были весьма актуальны. 

Многие историки считают основателем политической науки великого древнего философа Платона (427- 347 гг. до н.э.). В своих произведениях (“Государство”, “Политика”, “Законы”) он сформулировал представление об идеальном государстве, подчиняющемся закону справедливости. Такое государство опирается на строгие сословные основания. Первое сословие философов (мудрецов) устанавливает законы государства, сословие стражей защищает государство и следит за соблюдением законов, третье сословие (земледельцы, ремесленники, купцы) обеспечивают государство материально. Смысл справедливости в идеальном государстве заключается в добросовестном выполнении своих обязанностей и получении за это соответствующего вознаграждения. Идеальное государство не может долго существовать в реальных условиях и соответствующие ему формы правления (монархия, аристократия) последовательно ухудшаются в четырех других формах государственности. К ним относятся тимократия - власть честолюбцев, олигархия - господство немногих богатых над беднеющим большинством, демократия - власть большинства, опьяненного свободой и вседозволенностью, демократию сменяет тирания - власть одного над всеми (по мнению Платона, наихудший вид правления). 

Другой великий  греческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) свои взгляды на политику изложил в трудах “Политика”, “Афинская  политика”, “Этика”. Критикуя идеальное  государство Платона, он считал, что  форма правления должна быть не идеальной, а оптимальной, соответствующей условиям жизни народа. Он разделял формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию - здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государства Аристотель считал политию, сочетающую в себе качества аристократии и демократии. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов. Устойчивости и процветанию государства способствует формирование среднего слоя граждан, которые обладают “собственностью средней величины и умеренными взглядами”. Гражданами считаются те, кому доступна одна из 4-х функций: воинская, административная, судейская и жреческая. Равенство, считал Аристотель, предопределено человеку от рождения, рабы не входят в число граждан.  

Значительный  интерес для современной политической науки представляют работы выдающегося  римского мыслителя и политического  деятеля Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.). Вслед за Аристотелем он выделял правильные и неправильные формы правления. Чтобы предотвратить процесс вырождения правильных форм он предложил сочетать в одном государстве лучшие черты монархии, аристократии и политии, в связи с этим его учение стали называть эклектическим. Особенно его занимала проблема участия народа в управлении государством. Он первым ввел термин республика, что означает государство, в котором источником верховной власти является народ. В этой связи он выдвинул идею создания правового государства, в котором воля верховной власти была бы ограничена публичным законодательством. 

Абсолютное господство религии в духовной жизни Средневековья  наложило заметный отпечаток на круг политических идей и на взгляды мыслителей этого периода. Существование политики рассматривалось как дополнение к процессу христианизации народов. Правители государств занимались теми делами, которыми по тем или иным причинам не могла заниматься церковь. 

Один из выдающихся политических теологов Августин Аврелий (353 - 430 гг.) доказывал превосходство духовной власти над светской. Государство необходимо в силу грехопадения человека и неспособности самостоятельно выйти на путь веры. Восприняв августиновское учение, церковь объявила свое существование земной частью божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в земных делах. 

Идею божественного  происхождения государства и  его подчиненности церкви развивает  другой средневековый теолог Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.). Модернизировав учение Аристотеля о божественной форме, он выделил в структуре государства три важнейших компонента: содержание, выражающееся в отношениях господства и подчинения, государственную форму, которая должна соответствовать жизни народа и использование правителем государственной власти, которое может быть справедливым или не справедливым. Закон - это веление разума, который должен быть направлен правителем на общественное благо. Если правитель отступает от божественных предписаний, нарушает закон, то подданные могут отказать светскому властителю в доверии. 

Отход от чисто  теологической интерпретации политики предпринял выдающийся мыслитель эпохи  Возрождения Николо Макиавелли (1469 - 1527 гг.). Он считал, что действия правителя  следует оценивать в первую очередь  с точки зрения тех законов, которые действуют в политике, а лишь затем с точки зрения морали. Макиавелли первым вводит понятие государства (stato) как особого аппарата управления, отделенного от населения. Важнейшей своей задачей он считал теоретическую разработку искусства государственного управления. Политика - удел немногих, но этому искусству также нужно учиться. В своей работе «Государь» Н. Макиавелли сформулировал правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе еще не развиты гражданские добродетели. Особое внимание ученый уделил политической психологии. Он писал, что поведением людей руководят два главных мотива - страх и любовь. Если правитель стремится добиться власти, то ему лучше пользоваться теми символами, которые проистекают из любви. Но удержать ее можно лишь опираясь на мотив страха. Существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу поражению. 

В XVII веке в Европе начались буржуазные революции, которые вывели на политическую сцену третье сословие. Политическая мысль в этот период приобретает светский характер и гражданское звучание. Разработки политических идей получают характер научного обоснования. В эту эпоху разрабатываются проблемы естественных прав человека, гражданского общества и общественного договора, народного суверенитета, правового государства и разделения властей. Первую попытку систематического изложения учения о естественном праве предпринял голландский ученый Гуго Гроций (1583 - 1645 гг.). Дальнейшее развитие эта теория получила в политических доктринах английских мыслителей Томаса Гоббса (1588 - 1679 гг.) и Джона Локка (1632 - 1704 гг.). 

Томас Гоббс  по своим взглядам был представителем естественнонаучного подхода в  исследовании общества. Такая направленность его политических идей обнаруживается в трактовке государства как большого механического чудовища Левиафана, которое господствует над отдельными людьми. До возникновения государства люди жили, по мнению Гоббса, в диком состоянии. Жизнь в таком состоянии напоминает “войну всех против всех”, в ней нет победителей. Люди постоянно стремятся выйти из состояния дикости, и в этом им помогает разум. Разум показывает людям законы жизни, которые соответствуют их собственной природе. По его мнению, первый закон гласит: в любой ситуации нужно стремиться к миру. Мир обеспечивается заключением договора, в котором каждый человек отказывается от части своих прав. Заключенный договор, по мнению философа, служит основанием для новой формы человеческого общения людей - государства. Заключив договор, люди наделяют главу государства (верховную власть) правом следить за соблюдением договора и разрешением конфликтов. Государственная власть, по учению Гоббса, не имеет внешних ограничений, она никому не подчинена и не подотчетна, кроме законов разума. Она стоит над законами гражданскими, которые от нее только и могут получить силу. Она подобна душе в теле человека. 

Джон Локк был  младшим современником Томаса Гоббса, и его взгляды сложились во многом через критику взглядов последнего. Д. Локк полагал, что в естественном состоянии люди не ведут ожесточенную войну, а свободно занимаются своими делами, стремление к общению и миру заставляет их заключить общественный договор и создать государство. Создав государство, люди передают ему только часть своих естественных прав, важнейшие, неотчуждаемые права (право на жизнь и свободу) они оставляют за собой. К числу неотчуждаемых естественных прав Локк относил и право частной собственности. Для сохранения неотчуждаемых естественных прав Локк предлагает строить государство в соответствии с принципом разделения властей. Разъясняя этот принцип, Локк указывает, что нужно различать три ветви власти: законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная - проводит законы в жизнь, а союзная - занимается внешней политикой. Эти власти должны быть разделены. Это означает, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Законодательная власть среди них верховная, но она ограничена соблюдением неотчуждаемых прав человека. В политической жизни Франции XVIII века большим влиянием пользовались политические идеи Ш. Монтескье (1689 - 1755 гг.) и Ж. Ж. Руссо (1712 - 1778 гг.). 

Свое учение Ш. Монтескье изложил в знаменитом труде “О духе законов”. По его мнению, человек, как существо разумное, может сам устанавливать свои законы, но как существо, привязанное к своим физическим потребностям, человек слаб и постоянно нарушает самим же установленные законы. Слабость человека, с одной стороны, и стремление к обучению, с другой, толкают людей к объединению и созданию государства. Государство принудительным образом поддерживает законы, установленные человеческим разумом. Монтескье устанавливает связь между законом и общественными и природными условиями, в которых живет тот или иной народ. На законодательный строй государства влияют религия, традиции, черты характера, образ жизни, особенности географической среды. Так он утверждал, что в жарких странах вследствие общей размягченности жизненного ритма высока вероятность установления деспотической формы правления. Французский мыслитель был сторонником разделения властей. Он усовершенствовал концепцию, предложенную Дж. Локком и установил, что в каждом государстве есть три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная. Ж.Ж. Руссо - один из самых ярких и оригинальных европейских мыслителей. Вопросы социального равенства и социальной справедливости занимали его пристальное внимание и легли в основу его политической доктрины. Многие исследователи считают, что его учение во многом предопределило идеологические и политические установки Великой Французской Революции. Ж.Ж. Руссо дал оригинальную интерпретацию теории общественного договора, разработанную его предшественниками. Он считал, что в результате заключения общественного договора народ потерял свои естественные права и свободы, но ничего не приобрел. Преимуществом государственного состояния воспользовались собственники, которые превратили государство и верховную власть в своего наемного исполнителя. Современное политическое состояние, считал писатель, лишено легитимности и поддерживается силой и обманом. Заключив общественный договор, власть имущие воспользовались силой народного суверенитета в корыстных целях. Главная задача революции и справедливого государства в восстановлении народного суверенитета. Корень всех общественных бед Руссо усматривал в институте частной собственности. Она создает фактическое неравенство людей при существовании формального равенства перед законом. 

Политические  идеи Ж.Ж. Руссо и Ш. Монтескье  готовили французскую революцию, политическое учение И. Канта (1724--1804 гг.) стало своеобразным осмыслением ее результатов. Центральной проблемой учения немецкого философа была проблема свободы в ее гражданском и нравственном аспектах. Каким образом построить политико-правовую систему, чтобы согласовать внутренний голос человеческой совести и внешние социальные условия. Ответы на эти вопросы заложили теоретические основания современного учения о правовом государстве и правах человека. В своей работе «К вечному миру» он пророчески предвидел контуры современного мирового порядка. Опасность для человечества не в самой войне, а в международной атмосфере «постоянной и все растущей подготовке к будущей войне». В отличие от всех предшествующих мыслителей К. Маркс (1818--1883 г.г.) сам не только сформировал политическую доктрину, но и стал во главе влиятельного политического движения, распространившегося по всему миру. Основные положения его учения кратко, но ярко сформулированы в «Манифесте Коммунистической партии», написанной совместно с его сподвижником Ф. Энгельсом. Разрабатывая свою политическую доктрину, К. Маркс полагал, что вся политическая жизнь общества и соответствующие ей идеологические формы в конечном итоге детерминированы экономическими отношениями, среди которых важнейшую роль играют отношения собственности. Идя вслед за Руссо, он рассматривал государство как машину политического господства класса имущих и поддержания режима эксплуатации человека человеком. Социальная несправедливость, по его мнению, может быть устранена только революционным путем. С победой пролетарской революции заканчивается этап развития общества через классовую борьбу и начинается эпоха коммунизма и сознательного построения общественной жизни.  

В дальнейшем учение К. Маркса во многих странах обрело своих последователей. Особую известность получило течение ленинизма, поставившего своей целью осуществление марксистской доктрины в России. 

На рубеже XIX-ХХ вв. в политологии формируются  принципиально новые методологические подходы к исследованию политических явлений, что приводит к появлению разнообразных школ и направлений, сыгравших значительную роль в становлении современной политологической науки. В первую очередь, нарождающаяся политология испытала на себе влияние позитивистской методологии, принципы которой были сформулированы О. Контом и Г. Спенсером. Под влиянием позитивизма в политических исследованиях утвердился принцип верификации (от лат. verus - искать, facio - делаю), т.е. подтверждения, согласно которому научную ценность могут иметь достоверные эмпирические факты, которые можно проверить путем наблюдения, изучения документов и количественных методов анализа. Позитивизм стимулировал развитие эмпирического направления политологии. Значительный вклад в развитие эмпирических исследований внесла Чикагская школа политической науки, основанная известным американским политологом Ч. Мерриамом.
Второй утвердившийся  методологический подход - социологический - истолковывал политические явления  как производные от других сфер общественной жизни: экономики, культуры, этики, социальной структуры общества. В частности, марксизм заложил традицию экономического детерминизма – понимания политики через действие объективных экономических законов классового общества.
В целом для  европейских политологов начала ХХ в., а они одновременно были и социологами, было характерно исследование политики в широком социальном контексте с выходом в сферу философии, истории, социологии и психологии. Развитие политологии этого периода связано с именем Макса Вебера, которого по праву считают основателем теории легитимности власти и современной теории бюрократии. Важную роль в становлении политической теории сыграли Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс, заложившие основу теории элит.
Мощное воздействие  на становление методологии и  проблематику политологии оказали идеи основоположника психоанализа  З. Фрейда. Он обратил внимание на роль бессознательных импульсов в детерминации политических явлений. В значительной степени под влиянием психоанализа в политологии сформировались направления, исследующие политическое поведение, побудительные причины стремления к власти. Значительный вклад для утверждения в политологии методов психоанализа и экспериментальной психологии внесли Ч. Мерриам и его соратник по Чикагской школе Г. Лассуэлл. Деятельность Чикагской школы подготовила почву для бихевиоралистской (от англ. behaviour - поведение) революции в западной, и, прежде всего, в американской политологии после второй мировой войны. Политическое поведение было признано основой политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации, с помощью, прежде всего, методов естественных наук. В рамках этого направления были исследованы модели поведения в разных ситуациях, например на выборах, при принятии политических решений. Объектом исследований стала мотивация, побуждающая индивида к действию. 

Бихевиоралистский подход был ориентирован на два принципа неопозитивизма:  

1) Принцип верификации,  требующий установления истинности  научных утверждений посредством  их эмпирической проверки;  

2) Принцип освобождения  науки от ценностных суждений и этических оценок.  

Бихевиорализм, с одной стороны, отверг идеологическую тенденциозность в объяснении политики, но с другой - отказывал политологии  в постановке проблем, направленных на социальное реформирование общества, что вызвало критику со стороны ряда известных политологов. В 70-х гг. в развитии западной политологии начался новый период, получивший название "постбихевиоральной революции". Было признано, что главным в политологи является не только описание, но и истолкование политических процессов, а также ответы на запросы общественного развития и выработка альтернативных решений. Это привело к возрождению интереса к самым разнообразным исследовательским подходам: к историко-сравнительному методу, к исследовательскому подходу, разработанному М. Вебером, к марксизму и неомарксизму, в частности к идеям представителей Франкфуртской школы  Т. Адорно (Портрет),  Г. Маркузе  (Портрет),  Ю. Хабермаса  (Портрет),  Э. Фромма (Портрет). Политология вновь обратилась к нормативно-институциональным методам, объясняющим политику как взаимодействие институтов, формальных правил и процедур. Следствием постбихевиоральной революции стал своеобразный консенсус политологов относительно равноправия самых разнообразных подходов в изучении политической сферы и недопустимости признания приоритета какого-либо одного направления. 

Послевоенные  десятилетия можно рассматривать  как новый этап в развитии политической науки. Уже в первые годы после  войны развернулся бурный процесс  сначала восстановления, а затем  и дальнейшего развития политических наук в европейских странах. 

 Происходило  неуклонное расширение круга  охватываемых политической наукой  проблем. В сферу интересов  политологов вошли политические  системы и политические процессы, партии и группы интересов, политическое поведение и политическая культура, общественное мнение и роль средств массовой информации, политическое лидерство и элиты, политические идеологии, история политических учений, политическая философия и др. 

 Первоначально  приоритет в мировой политической науке принадлежал американцам. Во многих учебных заведениях страны, где раньше обучение этой дисциплине отсутствовало, было введено преподавание политической науки. 

 Заметным  событием в истории послевоенной  политологии принято считать  международный коллоквиум по вопросам политической науки, организованный по инициативе ЮНЭСКО в Париже в 1948 г. На нем был разработан и принят специальный документ, в котором излагались и систематизировались основные положения политической науки. В 1949 г. рамках ЮНЭСКО была создана Международная ассоциация политических наук, ежегодные конференции которой вносят существенный вклад в развитие политологических исследований. Во многих странах увеличилось число политологических журналов, расширилось преподавание политологии в ВУЗах, велась подготовка бакалавров, магистров и докторов политических наук. Разрабатывались методологические принципы и методы политологических исследований.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.