На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Детско-родительские отношения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План.
Введение.
1. Общие условия  семейного воспитания.
1.1 Семья, как  фактор воспитания.
1.2 Неполные семьи  и несчастные дети.
2. Влияние детско-родительских  отношений на развитие различных  сторон личности ребенка-дошкольника.
2.1 Развитие личности.
2.2 Суть детско-родительских отношений.
2.3 Влияние детско-родительских  отношений на развитие личности  дошкольника.
3. Влияние отношений  между родителями на развитие  ребенка-дошкольника. 
Вывод.
Библиографический список. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Почему нам, взрослым, бывает трудно понять друг друга? Почему нас нередко раздражают и слова, и привычки самого дорогого и близкого человека? Это раздражение порой перерастает в неприятие и приводит к взаимным упрекам и ссорам.
Эти различия между  близкими людьми связаны с индивидуальными особенностями человека. Вот почему так непросто одним понять других и допустить возможность иного образа жизни.
И если нам, взрослым, бывает трудно понять друг друга, то стоит  ли удивляться сложностям во взаимоотношениях с детьми? Мир детства - особый мир. И не каждый взрослый способен войти в него. Это мир нежной и трепетной души, но часто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень значимо и важно для взрослых.
Мы, взрослые, не осознаем, что ребенок в силу своих  возрастных особенностей не в состоянии понять нас, нашу точку зрения. Поэтому нас раздражает то, что дети не замечают трудностей, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, не понимают наше желание дать им все самое лучшее, не ценят усилий по их воспитанию. Научиться понимать состояние души ребенка, сделать так, чтобы его развитие происходило не по принуждению («это он должен знать в своем возрасте»), а в процессе радостного сотрудничества со взрослым, - большое родительское искусство.
Мир семьи разнообразен, многолик. Он дает родителям возможность почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить свое бытие в детях. Однако семейная жизнь - не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, проблем. Это и хорошо: преодолевая их, человек меняется, совершенствует свою личность, улучшает свои отношения с близкими людьми. 
 
 
 

1. Общие условия  семейного воспитания
1.1 Семья и  ее основные характеристики 
 Семья является  важнейшим источником социального  и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство – человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание,  т. к. его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
 В человеческой  культуре фиксируется, какой   должна быть семья с точки  зрения нравственных ценностей  общества. Но понятие «нормальной  семьи» очень условно. Нормальной  можно считать семью, которая  обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где за семью как целое несет ответственность отец, а все остальные члены семьи являются неполноценными. По мнению Э. Арутюнянц существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая) [8,  с. 15].
 В традиционной  семье воспитывается уважение  к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка в такой семье – способность легко вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей; они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления о должности.
 В детоцентрической  семье главной задачей родителей  считается обеспечение счастливого  развития ребенка. Семья существует  только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх».  В результате такого «симбиоза» у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации.
 Супружеская  (демократическая) семья – это  идеальная семья, цель которой  - взаимное доверие, принятие и  автономность членов. Воспитательное  воздействие - «горизонтальное», диалог  равных – родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.
 Подробную  схему анализа семьи предложил  известный психиатр Е. А. Личко  [12, с.13]. Его описание семьи включает  следующие характеристики и их  варианты:
1.      Структурный состав: полная семья  (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);
2. Функциональные  особенности: гармоничная семья,  дисгармоничная семья. 
  Дисгармоничные  семьи бывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии:
- нет партнерства  между родителями (один из них  доминирует, другой только подчиняется);
- деструктурированная  семья (нет взаимопонимания между  членами семьи, нет эмоциональной  привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);
- распадающаяся  семья (доминирование одного члена  семьи с чрезмерной зависимостью  других, жесткая регламентация семейной  жизни, отсутствие эмоциональной  теплоты; все это ведет к  автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).
 Семья –  это чрезвычайно сложно организованная  структура с разноплановыми взаимоотношениями  - отношения между родителями  и детьми, взаимоотношения между  супругами, между супругами и  их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт. Семья невозможна без конфликта, но постоянные конфликты являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи. Семья – это уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в людях способность дорожить близкими, как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть источником гуманизма.
 Социологи  различают такие основные формы  семьи, как: 
1.     нуклеарная семья – состоит из взрослых и детей, которые от  них зависят;
2.     расширенная семья – включает  нуклеарную семью и родственников  (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и т.д.).
   Семья,  как и любой другой социальный  институт, скрепляется системой власти. Различают 3 типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья – власть принадлежит жене, эгалитарная семья – власть равномерно распределяется между мужем и женой [19].
 В обществе  семья выполняет ряд функций, таких как: репродуктивная (воспроизведение потомства); гедонистическая (семья должна приносить удовольствие и наслаждение);  экономическая (распределение в семье доходов, заработанных вовне, потребление); функция передачи социального статуса (семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус  и передают его новым членам семьи - детям); функция поддержания благосостояния членов семьи; воспитательная (семья играет решающую роль в социализации ребенка). Кроме того, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасности ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
 Воспитание  и психологический климат в семье играют решающую роль в формировании личности. Более того, отношения в семье продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении всего детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какой-то степени функция этих отношений меняется. Однако их значимость остается постоянно высокой, особенно для детей и подростков. Семья для взрослых и детей значит совершенно разное. Взрослые сами создают семью, это их собственный выбор, их решение, совершаемое в зрелом размышлении и вполне сознательном возрасте. Взрослые стремятся к совместной жизни и начинают ее. А для ребенка все это - предыстория его  существования, своего рода историческая реальность; поэтому любая ссора, конфликт взрослых воспринимается ребенком как разрушение реальности, среды обитания. Дети любят любых родителей - холодных, агрессивных, равнодушных, назойливых, любят преступников и алкоголиков.
 Родители  в проблемных семьях заняты  тем, что без конца диктуют  детям, что им не надо делать. Естественно, у них не  остается  возможности для радостного общения со своими домочадцами. Такие родители не задают себе вопроса, что за человек их ребенок, они перестают радоваться ему как близкому другу, и дети, которые не наслаждаются общением со своими родителями, стремятся поменьше бывать дома. Для таких семей чаще всего сомнительно даже предположение, что можно наслаждаться, получать особую радость от общения друг с другом, с детьми. Они избегают друг друга, потому что оказываются настолько сильно вовлеченными в свою работу или какую-то иную деятельность вне дома, что у них все реже возникает необходимость контакта с близкими.
 Психологи  чаще всего связывают семейные  проблемы с брачно-супружескими  отношениями. Неудовлетворенность  в браке (сексуальная или связанная  с эмоционально-личностным общением) приводит дисгармонии супружеских отношений, разводам и неврозам.
 Основной  причиной нарушения семейных  отношений В. Д. Дружинин [8, с. 11] считает проявление у одного  или  обоих супругов «потребностей,  которые в детстве не удовлетворялись  родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает «невротическая семья»: в ней муж и жена воспроизводят ситуации «непроигранные», «нерешенные» в детстве, но не решают их. Вместе с тем психотерапевты обнаруживают важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье».
 Таким образом,  семья выступает важным фактором  в формировании личности ребенка. Семья разными авторами определяется по-разному, но так или иначе функции семьи и ее виды рассматриваются  в литературе однозначно. При этом характеристика детско-родительских отношений позволяет выявить специфику семейного воспитания.
1.1 Семья как фактор воспитания
Семья - ведущий  фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.
Первое, что характеризует  семью как фактор воспитания, - это  ее воспитательная среда, в которой  естественно организуется жизнь  и деятельность ребенка. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.
Семья выступает  фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. [6;102]
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно  или ненамеренно. Семья может  жить дружно, относиться дружелюбно и  к чужим людям, - но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким.
…Каждый раз, когда  родители сдерживают в себе какое-нибудь дурное побуждение ради детей, они исполняют  только свою обязанность. Дети наверное заметят, хотя в детстве, может быть и не формулируют эту работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут - сперва по подражанию, потом по убеждению - управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из крупных приобретений воспитания. [14;247]
К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа М.Арутюнян.
По ее мнению, существует три варианта семьи; традиционная, детоцентрическая и супружеская.
В традиционной семье воспитывается уважение к  авторитету старших. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально организованную" структуру. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей  считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. В результате у ребенка  формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.
Супружеская семья  расписывается розовыми красками. Цель в этой семье - взаимное доверие, принятие и автономность членов. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. [3;17] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Неполные семьи и несчастные дети
Ребенок лишается одного из родителей. Если это происходит рано, он не успевает осознать и пережить потерю, но его судьба меняет направление.
 Дети, лишившиеся  одного или обоих родителей  в результате распада семьи,  медленнее развиваются, чаще болеют соматическими и психическими заболеваниями.
Смерть или  уход из семьи матери вызывает кризис доверия к окружающему миру, ощущение заброшенности, состояние тревоги.
Но без уравновешивающего  влияния отца, без его общения  с ребенком, роль матери гипертрофируется. Ее влияние на психическое развитие ребенка становится непомерно большим, ребенок не видит другого варианта поведения, у него нет выбора при общении. Самое главное - мужчина вводит ребенка в общество. Профессия отца является основой экономического и социального статуса семьи.
Дети разведенных  родителей находятся в более  благоприятной социально - психологической  ситуации. Однако они чаще оказываются  нелюдимыми, боязливыми; они агрессивны и склонны к ссорам, неаккуратны  и недисциплинированны. [3;154]
В отличие от семьи, ставшей неполной в результате развода супругов, осиротевшая семья  очень часто использует образ  умершего родителя в воспитательных целях. Главное внимание при этом обращается на то, чтобы ребенок  мог сохранить память о нем. Это побуждает в детях настойчивое желание быть достойными их, похожими на того, кто ушел из жизни.
Одна из разновидностей неполной семьи - внебрачная семья. Внебрачный ребенок находится в самом невыгодном положении по сравнению с детьми из других типов семей. Непосильной становится для ребенка психическая нагрузка, когда он в искаженном варианте узнает о факте своего внебрачного рождения.  

Отрицательно  влияет на ребенка и бездумная  материнская любовь, нередко возникающая, когда у одинокой женщины рождается желанное дитя. Она тщательно бережет это свое сокровище, забывая, что ребенок - самостоятельная личность, со своими желаниями и интересами.
Психологи считают, что внебрачные дети больше, чем  другие, подвержены риску недополучить тот социальный опыт, который в дальнейшем служит основой формирования интеллектуальной, эмоционально зрелой и нравственно устойчивой личности, воспитание в семье матери одиночки связано с рядом психологических трудностей. Но это не значит, что ребенок в такой семье обязательно вырастет социально и личностно незрелым. Многое зависит от того, какую стратегию воспитательного воздействия выберет мать. Материнство одинокой женщины может быть настолько успешным, насколько желанным стал для нее ребенок. [18;149]
Одинокий отец, который бы сам заботился о ребенке, большая редкость. Но все же такие бывают, и справедливости ради надо подумать и о них. Для эмоционального и социального развития ребенка необходимо, чтобы он в непосредственной близости видел примеры жизненной роли - мужской и женской. И если отец воспитывает ребенка в одиночку, то он должен дать сыну или дочери достаточно стимулов как из мужского, так и из женского мира, для чего одинокому родителю придется перешагнуть границы своей половой принадлежности, то есть выступать сразу в двух лицах или в двух ролях.
Мужская роль сегодня  преимущественно характеризуется  вовлеченностью в трудовую деятельность, связью с внешним миром, техническими знаниями и умениями, интересом к  спорту, к текущей политике, к  научным открытиям, каким-нибудь хобби и т.д. И скорее можно научить или передать эти черты и свойства, чем же, что характеризуют мир женский: более эмоциональный подход к жизненным впечатлениям, мягкость, нежность. Такому «научить» решительно нельзя.[7;62]  

2. Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка дошкольника
2.1 Развитие личности
Под этим понятием психологи обычно имеют в виду не степень обаяния и не способность  убеждать, какой обладает тот или  иной человек. Они используют этот термин для определения образа мышления, чувств поступков, характерных для данного индивидуума. В этом смысле естественно, каждый человек имеет свои особенности, которые являются закономерным результатом его развития. [16;134]
Один из вопросов, которые наиболее часто задают родители, связан с воспитанием личности ребенка. Для того, чтобы развивать личность ребенка, нужно хорошо его знать, понимать основные индивидуальные особенности и условия жизни.
Многие родители не без основания полагают, что  они очень хорошо знают своего ребенка. Действительно, подобное знание базируется на их каждодневных наблюдениях за детским поведением. Взрослый, обобщая какие-то его особенности, заранее способен предвидеть и некоторые следствия. Например, если ребенок рано ложится спать по собственной инициативе, плохо ест, это может указывать на то, что он заболел. Есть дошкольники, которые, скажем, не любят вареный лук. Родители, зная об этом, учитывают вкусовые предпочтения детей при приготовлении еды и т.д. Однако подобные знания ориентированы преимущественно на то, что уже произошло с ребенком. Они обращены как бы назад, в прошлое. А ребенок растет, изменяется, и в этом смысле он обращен в будущее. Предсказать же, каким будет собственный ребенок, для родителей очень трудная задача, соответственно, им трудно организовать условия, способствующие его нормальному развитию.[2;66]
Порою родителям  кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создать условия для этого. Но это не так. Родители не только помогают детям нормально жить и расти, но и воспитывают их, способствуют (а иногда и препятствуют) их психическому развитию. Ребенок не может стать нормальным, полноценным человеком, если он не получает достаточного внимания и заботы со стороны близких взрослых.
Многочисленные  психологические исследования показывают, что общение ребенка с близкими взрослыми является главным и  решающим условием становления всех его психических способностей и  качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр.
Общение со взрослым имеет исключительное значение для  ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются  все основы личности и деятельности растущего человека.
В старшем дошкольном возрасте складывается новая потребность - потребность в уважении со стороны  взрослого. Ребенку уже недостаточно просто внимания и совместных игр. Ему  нужно серьезное, уважительное отношение  к нему, к его вопросам, интересам и действиям. В возрасте 5-7 лет потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью малыша. В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Им важно, чтобы родители не только заметили, но и обязательно похвалили их действия.
Лучший способ научить чему - то дошкольника, привить  ему интерес к какому-то занятию. Поощрение взрослого не только внушает  ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили.
Итак, для ребенка 5-7 лет характерны хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать  со взрослым о вещах, не находящихся  в данной конкретной ситуации; любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в его детских вопросах. [2;66] 

Семья является той ареной, среди которой беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы  и интересы, все это является преддверием  фундаментом правильной, литературной и устной речи. [13;148]
В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают не познавательные, а личностные темы, касающиеся жизни  людей. Родители по-прежнему остаются для ребенка источником новых  знаний. Но для дошкольника становится очень важно оценить те или иные качества и поступки, при этом весьма существенно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения со взрослыми и с ровесниками.
Такое стремление должны, конечно, поддерживать родители. Для этого нужно чаще разговаривать  с детьми об их поступках и отношениях между собой. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к замечаниям старших.
Потребность во внимании и сопереживании взрослого - отличительная особенность старших дошкольников. Если родители часто говорят дошкольнику, что он жадный, ленивый, трусливый и пр., то это может его сильно обидеть и ранить, но отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Ибо в этом возрасте, опять же для поддержания стремления «быть хорошим», значительно более полезно поощрение правильных поступков и положительных качеств ребенка, чем осуждение его недостатков.
Родитель является для ребенка уже не абстрактным  источником внимания и доброжелательности, не только партнером по игре, но конкретной личностью с определенными качествами (своим положением в обществе, возрастом, профессией и т.д.). Все эти качества очень важны для старшего дошкольника. 

Итак, в первые семь лет жизни последовательно  возникают главные виды потребности ребенка в общении ребенка с другими людьми: потребность во внимании, в сотрудничестве, уважении, сопереживании и взаимопонимании. От того, как и насколько полно родители удовлетворяют эти потребности, зависят не только их отношения с ребенком, но и успешность развития самого ребенка, т.е. своевременное формирование его способностей и личностных качеств. [11;24] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Суть детско-родительских  отношений
Попытки выяснить происхождение родительского чувства  вызвали к жизни немало интереснейших теорий, стали объектом острейшей научной полемики.
Вспомним слова  Я.Корчака: «Исследователи решили, что  человек зрелый руководствуется  серьезными побуждениями. ребенок - импульсами, взрослый логичен, ребенок во власти прихоти воображения, у взрослого  есть характер и определенный моральный облик, ребенок запутался в хаосе инстинктов и желаний….»
Не правда ли, эти слова заставляют задуматься, они заставляют внимательно присмотреться  к самим себе. Не слишком ли часто  в воспитании детей мы стихийно исходим из представления о чуждости детей нам, взрослым, о том, что взрослые, безусловно, превосходят ребенка, всегда и во всем родительская точка зрения правильнее детской?
Общество возлагает  на родителей моральные и этические  обязанности удовлетворять жизненные потребности своих детей с любовной заботой, другими словами, родители дают ребенку чувство любви. Ребенок учится любить родителей, приобщаясь к социальной эмоции, воплощенной в родительских заботах, радостях, печалях, успехах. Родители учат малыша улыбаться, смеяться, играть, трудиться, сдерживать слезы, преодолевать трудности. Родители учат ребенка любить, превращая его в адресат собственной любви. На основе приобретаемой способности любить своих родителей ребенок может развить в себе и более совершенные и специальные формы любви к людям, к собственным детям и к Родине.[12;136]
Как правильно  и разумно любить своего ребенка? Казалось бы, сформулированный подобным образом вопрос содержит в себе противоречие. Ведь принято считать: тот, кто любит, не может руководствоваться рассудком и благоразумием. Так ли это? 

Чрезмерная забота о ребенке, постоянное, порой навязчивое внимание к нему часто приносит вред его воспитанию.
Многие родители, обеспечивая детям возможно лучшие бытовые условия, заботясь об их здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Их родительская любовь весьма односторонняя, она лишена эмоций.
Каждый человек  испытывает естественную потребность  в эмоциях. Особенно это характерно для ребенка-дошкольника. Постоянное ограничение в проявлении эмоций может помешать общему развитию ребенка, вызвать осложнения и трудности в процессе воспитания.
Старшие дошкольники  особенно остро ощущают потребность  в близких контактах со взрослыми, так как, помимо удовлетворения эмоциональных потребностей, у малыша должно быть чувство безопасности, которое также влияет на его общее, в том числе и на умственное развитие.
Однако еще  встречаются родители, которым вс расте складывается новая потребность - потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно просто внимания и совместных игр. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к нему, к его вопросам, интересам и действиям. В возрасте 5-7 лет потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью малыша. В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Им важно, чтобы родители не только заметили, но и обязательно похвалили их действия.
Лучший способ научить чему - то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию. Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили.
Итак, для ребенка 5-7 лет характерны хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать со взрослым о вещах, не находящихся в данной конкретной ситуации; любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в его детских вопросах. [2;66]
Семья является той ареной, среди которой беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, все это является преддверием фундаментом правильной, литературной и устной речи. [13;148]
В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают не познавательные, а личностные темы, касающиеся жизни людей. Родители по-прежнему остаются для ребенка источником новых знаний. Но для дошкольника становится очень важно оценить те или иные качества и поступки, при этом весьма существенно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения со взрослыми и с ровесниками.
Такое стремление должны, конечно, поддерживать родители. Для этого нужно чаще разговаривать  с детьми об их поступках и отношениях между собой. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к  нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к замечаниям старших.
Потребность во внимании и сопереживании взрослого - отличительная особенность старших  дошкольников. Если родители часто  говорят дошкольнику, что он жадный, ленивый, трусливый и пр., то это  может его сильно обидеть и ранить, но отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Ибо в этом возрасте, опять же для поддержания стремления «быть хорошим», значительно более полезно поощрение правильных поступков и положительных качеств ребенка, чем осуждение его недостатков. 

Родитель является для ребенка уже не абстрактным  источником внимания и доброжелательности, не только партнером по игре, но конкретной личностью с определенными качествами (своим положением в обществе, возрастом, профессией и т.д.). Все эти качества очень важны для старшего дошкольника.
Итак, в первые семь лет жизни последовательно  возникают главные виды потребности  ребенка в общении ребенка  с другими людьми: потребность  во внимании, в сотрудничестве, уважении, сопереживании и взаимопонимании. От того, как и насколько полно родители удовлетворяют эти потребности, зависят не только их отношения с ребенком, но и успешность развития самого ребенка, т.е. своевременное формирование его способностей и личностных качеств. [11;24] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Суть детско-родительских  отношений
Попытки выяснить происхождение родительского чувства  вызвали к жизни немало интереснейших  теорий, стали объектом острейшей  научной полемики.
Вспомним слова  Я.Корчака: «Исследователи решили, что  человек зрелый руководствуется серьезными побуждениями. ребенок - импульсами, взрослый логичен, ребенок во власти прихоти воображения, у взрослого есть характер и определенный моральный облик, ребенок запутался в хаосе инстинктов и желаний….»
Не правда ли, эти слова заставляют задуматься, они заставляют внимательно присмотреться к самим себе. Не слишком ли часто в воспитании детей мы стихийно исходим из представления о чуждости детей нам, взрослым, о том, что взрослые, безусловно, превосходят ребенка, всегда и во всем родительская точка зрения правильнее детской?
Общество возлагает  на родителей моральные и этические  обязанности удовлетворять жизненные  потребности своих детей с  любовной заботой, другими словами, родители дают ребенку чувство любви. Ребенок учится любить родителей, приобщаясь к социальной эмоции, воплощенной в родительских заботах, радостях, печалях, успехах. Родители учат малыша улыбаться, смеяться, играть, трудиться, сдерживать слезы, преодолевать трудности. Родители учат ребенка любить, превращая его в адресат собственной любви. На основе приобретаемой способности любить своих родителей ребенок может развить в себе и более совершенные и специальные формы любви к людям, к собственным детям и к Родине.[12;136]
Как правильно  и разумно любить своего ребенка? Казалось бы, сформулированный подобным образом вопрос содержит в себе противоречие. Ведь принято считать: тот, кто любит, не может руководствоваться рассудком и благоразумием. Так ли это? 

Чрезмерная забота о ребенке, постоянное, порой навязчивое внимание к нему часто приносит вред его воспитанию.
Многие родители, обеспечивая детям возможно лучшие бытовые условия, заботясь об их здоровье, упускают из виду потребность каждого  ребенка в тесном контакте с матерью  и отцом. Их родительская любовь весьма односторонняя, она лишена эмоций.
Каждый человек  испытывает естественную потребность  в эмоциях. Особенно это характерно для ребенка-дошкольника. Постоянное ограничение в проявлении эмоций может помешать общему развитию ребенка, вызвать осложнения и трудности  в процессе воспитания.
Старшие дошкольники  особенно остро ощущают потребность  в близких контактах со взрослыми, так как, помимо удовлетворения эмоциональных  потребностей, у малыша должно быть чувство безопасности, которое также  влияет на его общее, в том числе  и на умственное развитие.
Однако еще  встречаются родители, которым всегда не хватает времени на ребенка. Они  постоянно стремятся от него освободиться, в результате ребенок все реже обращается к ним со своими проблемами, а в скором будущем ему уже  нечего будет им сказать, нечего доверить, нечем поделиться.
Ребенок слышит ответы отца и матери, видит их торопливость, увлеченность собственными делами и  приспосабливается, как умеет, к  своему положению ребенка любимого, но лишнего, всем мешающего, которому родители как будто бы дают столь много и одновременно так мало, а главное, лишают самого необходимого - душевного контакта, тепла и сердечности.
Чрезмерная требовательность без учета индивидуальных возможностей характерна для тех родителей, которые  стараются воспитать своего ребенка в соответствии с созданной в своем воображении моделью человека. Поэтому чрезмерно требовательная родительская любовь чаще всего подавляет, ограничивает развитие ребенка. Если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, он почти всегда находится в нервном состоянии, которое может привести к неврозу.
Избалованный  ребенок всегда уверен в том, что  родители всегда выполнят все его  прихоти и капризы, не будут долго  сердиться за его дерзость и непослушание, так как очень любят его. Постепенно такой ребенок начинает относиться к родителям с пренебрежением.
Поэтому очень  важно, чтобы в период интенсивного развития ребенка, формирования его  личности, ему не вредили родительская любовь и все ситуации, в которые  он попадает по воле взрослых.[15;197]
Особые индивидуальные отношения складываются между ребенком и родителями в каждой семье, и  в то же время нередко в них  можно найти что-то общее. В зависимости  от того, какие методы руководства, отношения с ребенком преобладают  у родителей, их условно некоторые психологи, подразделяют на следующие группы:
1 группа - «диктаторы»;  преобладающей формой руководства  деятельностью ребенка является  авторитарный стиль с опорой  на незыблемость собственного  авторитета и беспрекословное  подчинение.
2 группа - в отношениях этих родителей с детьми преобладает дружественность, взаимное доверие, уважение; основной стиль руководства - демократический.
3 группа - «колеблющиеся»  родители, чьи отношения с детьми  непостоянны и непоследовательны;  они определяются скорее ситуациями, нежели педагогическим «кредо».
4 группа - родители, чьи отношения с родителями  носят преимущественно умиротворяющий, примиряющий характер; такие родители  иногда выглядят несколько боящимися  ребенка, хотя тот и находится  под контролем; они имеют тенденцию избегать спорных вопросов.
У каждого родителя тот или иной тип отношений, стиль  поведения является доминирующим.  

Какой же из стилей, типов поведения родителей наиболее благоприятен для развития детей?
Было замечено, что в семьях, где преобладал «демократический» стиль руководства, где наряду с определенными требованиями предоставлялось больше возможности для развития самостоятельности детей, они чаще проявляли инициативу, дружеские чувства, взаимопомощь, обнаруживали больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях, нежели их сверстники, воспитанные в условиях излишней строгости, авторитарном стиле руководства.[1;68] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Влияние детско-родительских  отношений на становление личности  ребенка.
Эмоциональное воспитание ребенка - бесспорно прерогатива  семьи. Следует учитывать, что чувства  играют исключительную роль в жизни  ребенка. Они «окрашивают» его ощущения, восприятия, представления, мысли. В  них выражается отношение ребенка  к окружающему миру и к самому себе. В дошкольном возрасте у ребенка появляется эмоциональная регуляция своих действий поведения. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок заранее представляет, хорошо или плохо он собирается сделать. Если предполагаемый поступок не отвечает принятым нормам и, вероятно, будет плохо оценен взрослыми, то у ребенка возникает состояние эмоциональной тревожности, способное затормозить нежелательное действие. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе - задача семьи. Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения и ощущать, что они не безразличны родителям. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда со взрослыми, а не включался ими в этот процесс ради того, чтобы не мешал родителям, что к сожалению, часто имеет место в домашнем воспитании.[6;121]
Если родители нетерпимы к непосредственности ребенка, аффекту и спонтанному  выражению отрицательных эмоций, наказывают его за малейшее их проявление, окружают частоколом нравоучений и угроз -картина развития ребенка будет такой. Подобное блокирование отрицательных эмоций создаст состояние хронического психического напряжения, возникает скрытое чувство раздражения, обиды и недовольства. Обычно тихий дома и вежливый на людях, ребенок будет пытаться разрядить чувство напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность и недружелюбие или делая все изподтишка, оставаясь вне подозрений для взрослых. Таким образом, истина лежит где - то посредине, и следует избегать как репрессий, так и вседозволенности. [10;98]
Обязанности детей 5-7 лет расширяются: они могут  ухаживать за своей одеждой, обувью, убирать постель, участвовать в  приготовлении пищи , засыпать корм в кормушку и т.д. Все это, с одной стороны, является реальной основой для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой - будет закладывать первые «кирпичики» трудолюбия.
Дальнейшее развитие этого нравственного качества будет  зависеть от трудовой атмосферы семьи, от ее трудовых традиций. В исследованиях Д.О. Дзинтере выявлено, что формированию трудовой деятельности дошкольника, укреплению любви и интереса к труду мешает неумение родителей создать у ребенка эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, обязанностей, поддержать его усилия, вовремя проконтролировать и помочь, подчеркнуть полезность выполняемой работы. Отрицательно влияют нетерпение, раздражительность родителей по поводу нерасторопности ребенка, недостаточной его умелости, которые обусловлены возрастными психологическими особенностями. Наконец, родителям следует воздерживаться от перебранок, споров в присутствии ребенка по поводу того, кто что делает и не делает в семье.
Итак, для эмоционального развития ребенка важно не сохранение однообразно положительных состояний, а их постоянный динамизм. Сталкиваясь с жизненными невзгодами, тяготами, дети становятся мужественными, выносливыми, но это происходит благодаря разумному воспитанию, когда чувствуют понимание взрослых, их готовность и поддержку. [6;125]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.