На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Насилие над детьми как проблема социальной работы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 
  
В настоящее время проблема жестокого обращения с детьми является актуальной для многих стран в мире и характерна для всех социально-экономических и культурных слоев общества. Насилие по отношению к детям признано одной из основных проблем в области соблюдения прав человека. Доказано, что жестокое обращение с детьми имеет физические и психологические последствия для их здоровья, оказывает крайне негативное влияние на развитие детей, на их социальную адаптацию. 
   Специалисты утверждают, что почти все проблемы, с которыми сталкиваются дети и подростки, так или иначе связаны с насилием, совершенным по отношению к ним. Дети, подвергающиеся насилию, как правило, сами редко обращаются за помощью, а педагоги недостаточно информированы об этой проблеме и не всегда готовы увидеть такого ребенка и оказать ему необходимую помощь. 
   Дети
- наиболее ранимые члены нашего общества, их права и свободы часто нарушаются. В повседневной жизни, характеризующейся социально- политической и экономической нестабильностью, многие дети переживают ужас насилия, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и психологических злоупотреблений со стороны взрослых своей семьи или социального окружения.  
Объект: дети, пострадавшие от домашнего насилия. 
Предмет: насилие над детьми в семье. 
Цель курсовой работы: выявить причины домашнего насилия над детьми: физическое, психологическое, эмоциональное. 
Задачи:

    Проанализировать проблему жестокого обращения с детьми.
    Выяснить причину насилия над детьми в современной нуклеарной семье.
    Изучить виды помощи ребенку и семье в случае тяжелых форм насилия.
    Определить, виды жестокого обращения с детьми.
 Теоретико-методологическую  часть курсовой составили работы следующих авторов:
    Журавлева, Т.М. Помощь детям  - жертвам насилия/  Т.М. Журавлева, Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал.  – М: Генезис: Благотворительный фонд поддержки женщин и детей «Женщины и дети прежде всего», 2006. – с.112.
    Козлова, Г.Л. Насилие над детьми. Его виды и возможности предупреждения/ Г.Л. Козлова, Л.Н. Мирейчик, М.В. Пряхина. – Мн., 2003, - с.-75.
    Нелюбова, Я.К. Помощь детям пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации/ Я. К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, - 2008, - с.-171.
    Волкова, Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления/ под ред.  Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер-Пресс, - 2008, -с. 240.
    Волкова, Е.Н. Защита детей от жестокого обращения/ под ред.  Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер-Пресс, 2007, - с.-256.
    Волкова, Е.Н. Помощь детям пострадавшим от насилия: рабочая книга/ Е.И. Перфильева: под общ. ред. Е.Н. Волковой. – Мн.: Белстан, 2010, - с.176.
    Гусейнов, А.А. Понятие насилия и ненасилия/ А.А. Гусейнов// Вопросы философии. – 1994. - №6.
Курсовая  работа состоит из введения, главы 1. Насилие над детьми как социальная проблема, главы 2. Жестокое обращение в семье и школе, заключения и списка использованных источников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Насилие над  детьми как социальная проблема 
1.1 Проблема жестокого обращения с детьми 
  
Вот как определяет насилие известный российский философ А.А.Гуссейнов в своей статье «Понятие насилия»: «насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы».[5,№6]. 
   Насилие
– применение силы либо разного рода угроз по отношению к определенным субъектам или к их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям. 
   Жестокое обращение с детьми
– сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками (социологией, психологией, медициной), т.е. это причинение вреда ребенку, вследствие злоупотребления родителями или лицами, их заменяющими, своей властью над ребенком для удовлетворения личных потребностей вопреки интересам ребенка. 
Виды насилия над детьми. 
Физическое насилие - действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д.  
   Отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре. [10, c.75]       Эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие):

    обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
    принижение его успехов, унижение его достоинства;
    отвержение ребенка;
    длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
    принуждение к одиночеству;
    совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
    похищение ребенка;
    причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.  
    Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

    ласка, эротизированная забота;
    демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
    изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;
    сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми);
    проституция.  
       Проблема жестокого обращения с детьми стоит достаточно остро во всем мире, в том числе и у нас в Республике Беларусь. Жестокое обращение не только наносит вред физическому и психическому здоровью детей, но и имеет тяжелые социальные последствия, главное из которых - воспроизводство самой жестокости. Явление жестокого обращения характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран в современном мире. На сегодняшний день, не существует какого-либо общепринятого определения данного антигуманного явления, так же как не существует какой-либо одной его причины или какого-либо одного способа предотвращения жестокого обращения с детьми. Насилие по отношению к детям признано одной из основных проблем в области соблюдения прав человека. Уже известно и доказано, что жестокое обращение с детьми имеет физические и психологические последствия для их здоровья, оказывает крайне негативное влияние на развитие детей, на их социальную адаптацию и просто лишает детей детства и отрочества, привнося в юность и во взрослую жизнь психологические и другие травмы. 
       В то же время в общественном сознании населения Республики Беларусь пока недостаточно четко присутствует понимание того, что детей необходимо защищать от всех видов насилия. Нет осознания того факта, что отсутствие заботы о детях приводит к значительным изменениям в их психике. В нашей республике отсутствует официальная статистика о детях, страдающих от насилия. Однако специалисты утверждают, что почти все проблемы, с которыми сталкиваются дети и подростки, так или иначе связаны с насилием, совершенным по отношению к ним. 
       Все это имеет самые серьезные последствия для здоровья и развития как самих детей, так и благополучия семьи и общества в целом. ЖОД приобретает масштабы серьезной проблемы здравоохранения во многих государствах Европейского региона, однако если некоторые страны занимаются ее изучением в течение уже более двух десятилетий, другие страны только сейчас начинают рассматривать этот вопрос. Об актуальности проблемы ЖОД в современном обществе свидетельствует то, что с 1997 г. в рамках Программы охраны здоровья и развития ребенка Регионального Европейского Бюро Всемирной Организации Здравоохранения начата работа в области предотвращения насилия и небрежного отношения к детям (проект «Защита ребенка»). Эта работа включает в себя новые профилактические и защитные методы, где особое внимание уделяется психосоциальным детерминантам здоровья. Дополнительные сферы деятельности включают в себя вопросы здоровья детей и охраны окружающей среды, как вопроса общественного здравоохранения, а так же предотвращение травм и несчастных случаев среди детей. 
       Насилие и небрежное отношение к детям признаны одной из основных международных проблем в области соблюдения прав человека и здравоохранения; они имеют физические и психологические последствия для здоровья детей, оказывают негативное влияние на развитие детей, оставляя их социально изолированными и неприспособленными к жизни. 
       Конвенция о правах ребенка, ратифицированная всеми странами-членами Европейского региона ВОЗ, включая и Республику Беларусь гласит: «Государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».              [12, статья 19]. 
    1.2 Причины жестокого обращения с детьми в семье 
       Причины жестокого обращения вообще, и в семье в частности, кроются в методах воспитания, которые считаются у нас "традиционными". Кроме того, одним из факторов, способствующих жестокому обращению с детьми, являются психологические проблемы самих родителей, конфликты в семье, отсутствие навыков и умений в воспитании детей, неумение выражать любовь. У каждого взрослого есть своя модель семейного воспитания, заложенная в нем с детства. Если в ней присутствовало насилие в любой форме, то оно воспроизводится и применяется как метод воспитания в отношении собственных детей. 
       Жестокое обращение — это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей, животных или же в стремлении к их причинению. К нему приводит отсутствие культуры взаимоотношений между детьми и родителями, неумение общаться, рассказывать о своих чувствах. Причинами жестокого обращения могут быть: усталость, плохое настроение взрослого, гнев, раздражение, недовольство поведением ребенка,  несоответствие реального  и  идеального образов ребенка. Одной из самых серьезных причин жестокого обращения с детьми является алкоголизм и пьянство родителей.                               [7, c.89-91]. 
       Также, причины жестокого обращения с детьми в семье, очевидно, следует рассматривать в четырех контекстах. 
        Социокулътурный контекст подразумевает анализ классовой структуры общества и экономического состояния отдельных классов (работа/безработица; благосостояние/ситуация бедности; условия проживания). Кроме того, здесь следует учитывать в чем-то специфические для каждого общества установки и отношение к насилию, отношения между поколениями и полами, ролями родителей и детей, формальные и неформальные социальные сети и т. д. Например, в культуре существует взаимосвязь между насильственными формами поведения и представлениями о мужественности, которые вырабатывают у “сильного пола” установку на господство над другими людьми, особенно над девочками и женщинами как лицами, принадлежащими к подчиненному полу. Осуществление такого стремления с помощью насилия признается в большинстве случаев как “легитимное”. И хотя мы видим “провал” этих традиционных представлений о мужественности в современном обществе, этот “провал” снова ведет к насилию со стороны мужского пола. Такая ситуация может выступать причиной эскалации жестокого обращения с детьми в семье со стороны мужчин. Другая причина — распространенные в культуре представления о методах воспитания. До сих пор физическое наказание рассматривается как хорошее средство педагогического воздействия на “непослушного ребенка”. 
       Семейный контекст включает в себя анализ изменений структуры семьи (снижение рождаемости, плюрализм форм супружества и семьи, частоту разводов и разрыва отношений), специфическую структуру отношений и их динамику (большое количество конфликтов между поколениями, неадекватное распределение власти, двусмысленные области взаимоотношений, конфликты и коллизии между супругами, ролевые изменения в отношениях между родителями и детьми), а также фрагментарность семейных отношений и частые нововведения и изменения. Жестокое обращение с детьми в семье в этом контексте детерминируется стрессами родителей, ссорами между супругами, раздражительностью и нервозностью отца и матери. Самое главное, что при этом ребенок перенимает модель решения конфликтов и усваивает образцы поведения в трудной ситуации. А это в последующем ведет к возрастанию непослушания ребенка и применению в отношении него все более жестких форм “усмирения”.                                       [2, c.74] 
       Индивидуальный контекст родителей опирается на предписанное понимание силы и слабости. Он включает в себя: представления родителей о здоровом образе жизни, специфический взгляд на собственный опыт детства, уровень самооценки и самоконтроля, представления о воспитании и воспитательных методах, степень приспособления к фрустрациям и способность бороться со стрессами. 
       При рассмотрении индивидуального контекста детей следует учитывать, что дети не только объекты воздействия других, но и сами — действующие лица, они не просто реагируют на все происходящее, но сами создают ситуацию и в определенной мере управляют действиями своих родителей как агентов интеракции. Не следует забывать о том, что дети не обладают достаточными полномочиями и знаниями, позволяющими полностью контролировать ситуацию, С этих позиций жестокое обращение с детьми — это, как правило, выражение власти родителей (и в целом взрослого мира), т. е. остаточная и ущербная часть заботы о ребенке как о вещи, которая еще может пригодиться. 
       Кризисный контекст должен предусматривать изучение: дефицита средств и возможностей для установления и поддержания бесконфликтной ситуации в семье; нагрузок, вызванных социальными изменениями, и снижение сопротивляемости родителей в кризисных ситуациях; компетентности взрослых людей решать конфликты и изменять свои представления о детях в процессе их взросления и т. д. 
    1.3
    Оказание помощи ребенку и семье в случае тяжелых форм насилия 
       Основные направления деятельности службы помощи детям-жертвам насилия заключаются в следующем: 
    1)  обеспечение охраны и здоровья подопечных, защита от оскорблений, жестокости и насилия; 
    2)  предоставление убежища детям и подросткам, оставшимся без попечения и оказавшимся в криминогенной ситуации, представляющей опасность для их жизни и здоровья; 
    3) реабилитационная работа с семьей и близким окружением жертвы насилия в плане коррекции семейных отношений; 
    4)  профилактика насилия в приюте, школе-интернате, детском доме, других детских учреждениях; 
    5)  работа с общественными организациями, СМИ, социальными службами с целью разъяснения опасности насилия, его источников, способов предупреждения отклоняющегося поведения, обучения навыкам самообороны; 
    6)  координация деятельности с медицинской общественностью и органами здравоохранения в плане оказания медицинской помощи жертвам насилия, проведение программ полового воспитания; 
    7)  взаимодействие с правоохранительными органами с целью зашиты прав и выявления жертв насилия, нуждающихся в суде и уголовном праве, а также работа, направленная на повышение ответственности за насильственные действия любого рода.                         [15, c.162] 
       Несовершеннолетние поступают в приют/детский дом по ходатайству органов внутренних дел, Департамента образования, районных управлений образования, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, по результатам социального патрулирования и др. 
       Дети находятся в приюте от одного месяца до полугода, затем направляются в детские дома. По разрешению специалистов по опеке и попечительству муниципальных образований они могут быть возвращены в родную семью, однако ребенок продолжает находиться под контролем социальной службы. Основными формами социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних являются: круглосуточный стационар и социальный патронаж. 
       Вновь поступающих в приют детей обследуют, фиксируют следы побоев и насилия. Часто несовершеннолетние поступают очень ослабленными, с хроническими заболеваниями. Таких детей приходится госпитализировать, отправлять на лечение в санаторий, создавать для них щадящий режим. Детальное описание медицинской помощи детям, пострадавшим от насилия, выходит за рамки данного пособия. 
       Для реабилитации детей, пострадавших от насилия, используются разнообразные методы и подходы. К числу наиболее действенных относят арт-терапию, песочную терапию, игроте-рапию и когнитивно-бихевиоральный подход. Методы, предлагаемые в русле когнитивно-бихевиорального подхода, оцениваются специалистами как одним из самых эффективных в преодолении симптомов ПТСР и, соответственно, при оказании помощи детям, пострадавшим от разных форм насилия. 
       В основе когнитивно-бихевиорального подхода лежит представление о том, что мысли, эмоции и поведение человека тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой и специфическом воздействии на одну из этих сфер происходят изменения в других. 
       Реабилитация - комплексное, направленное использование медицинских, социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.                                        [7, c.53] 
       Основные задачи реабилитации детей-жертв насилия в рамках когнитивно-бихевиорального подхода могут быть сформулированы следующим образом: 
    1.  Помощь ребенку в преодолении эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий травмы. Терапевтическая работа, таким образом, фокусируется на пережитой травме, что является одним из важнейших принципов помощи. Отложить работу с травмой на потом - это худшее, что можно сделать. 
    2.  Создание безопасной терапевтической среды, внутри которой возникают условия для постепенного открытия травмы, что дает ребенку возможность многократно возвратиться к мыслям, разговорам и стимулам, связанным с насилием, пока не уменьшится степень тревоги или другой вид дистресса.  
    3.  Способствование тому, чтобы ребенок распознал и адаптивно выразил все чувства и переживания, связанные с травмой. Понимание и принятие специалистом тяжелых и амбивалентных чувств являются одними из важнейших компонентов терапевтической связи. Это позволяет уменьшить отрицательное влияние пережитой травмы и изменить негативные ожидания ребенка со стороны других, себя самого и мира в целом. 
    4.  Выявление обстоятельств, сопутствующих травме, и ослабление их влияния и их связи с пережитой стрессовой ситуацией. Это повышает способность ребенка говорить о пережитом насилии без смущения и тревоги. 
    5.  Исследование и модификация искаженных когнитивных представлений ребенка о насилии и оказание помощи в формировании адекватных представлений о себе, о ситуации и о других людях. При этом важно донести до ребенка, что вина и ответственность за совершившееся насилие лежит на взрослом. 
    6. Развитие поведенческих и социальных навыков ребенка, необходимых для взаимодействия с взрослыми и сверстниками (сохранение дистанции, обращение за помощью в сложных случаях и пр.). 
    7. Поддержание в ребенке уверенности в себе. Таким образом, реабилитация детей в рамках когнитивно-бихевиорального подхода предполагает последовательную работу на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.                                            [4, c.43] 
    Принципы социально-психологической помощи детям. 
       Социально-психологическая помощь детям, пострадавшим от различных видов семейного насилия, включает работу с травматическим опытом ребенка, оценку семейных факторов риска, решение вопросов безопасности и конфиденциальности, координирование действий между различными специалистами и службами, призванными помочь ребенку или его семье. При оказании помощи важно опираться на следующие принципы. 
    Фокусировка на травме: 
    •  Помощь ребенку должна фокусироваться на пережитой травме. Отложить проработку травмы на более отдаленный срок -это один из самых неэффективных вариантов реабилитации. Травма не пройдет сама по себе. 
    • Опыт каждого ребенка уникален, несмотря на травму, которую он пережил. Только сам ребенок может сказать или обнаружить, каково значение этого опыта для него самого. 
    Оценка уровня факторов риска: 
    •  Необходимо определить уровень дисфункции семьи и доступность или недоступность для ребенка защиты со стороны ненасильственного взрослого. 
    • Характер помощи должен быть сфокусирован на снижении риска насилия со стороны членов семьи и на тех личностных особенностях ребенка, которые делают его особенно уязвимым. 
    •  Дисфункциональная семья может снижать эффективность терапевтической помощи ребенку. 
    Отношения ребенка с обидчиком: 
    • Ребенку необходимо знать, что все чувства, которые он испытывает по отношению к взрослому, проявлявшему насилие, приемлемы для специалиста. 
       Если внимание ребенка фиксируется только на одном из чувств, важно постепенно направлять ребенка к другим возможным эмоциональным реакциям. 
    Границы конфиденциальности. 
       Конфиденциальность, являясь одним из важнейших принципов психологической помощи, способствует достижению доверия и служит защите интересов клиентов. Однако существуют случаи, когда право на конфиденциальность может быть нарушено в интересах безопасности клиента, особенно, если речь идет о ребенке, подвергающемся насилию в семье.

  Ситуация  насилия над ребенком должна быть как можно точнее идентифицирована в ходе беседы путем прояснения следующих обстоятельств:
- получена ли травма случайно, по халатности старших или причинена намеренно;
- что по этому поводу думает и чувствует ребенок;
- понимает ли ребенок, что случилось;
- насколько опасной является нанесенная травма;
- каковы намерения агрессора;
- является ли данный случай насилия допустимым для данной культурной среды;
- есть ли рядом взрослые, которые могут обеспечить ребенку безопасность на ближайшее время.
  Если  становится очевидным, что ребенок  находится в непосильной, реально угрожающей и неконтролируемой для него ситуации, то это обстоятельство следует считать допустимым пределом конфиденциальности, после чего необходимо предпринимать реальные действия по защите жизни и интересов ребенка, даже если ребенок не просит.  [6, c.212-215]
  Основными общими задачами на данном этапе для  всех специалистов являются:
1. Составить план оказания помощи пострадавшему ребенку и его семье в соответствии с их потребностями и положением.
2. Обеспечить необходимую комплексную помощь ребенку и семье (юридическую, медицинскую, социальную, психологическую).
3. Периодически оценивать состояние ребенка и эффективность оказываемой помощи.
-    Сектор охраны прав детей (органы опеки и попечительства).
Сектор  охраны прав детей участвует в  работе со случаем сексуального насилия  над ребенком с момента подачи заявления (сообщения о случае) вплоть до окончания выполнения плана по оказанию помощи жертвам насилия. На этапе реабилитации специалисты сектора тесно взаимодействуют с организациями, оказывающими комплексную помощь пострадавшему ребенку и его семье, организуют оценку состояния ребенка и семьи, участвуют в разработке плана оказания помощи, могут координировать деятельность участников и при необходимости организовывать дополнительную социальную поддержку семье. По окончании реабилитационной деятельности, специалисты сектора могут оценивать эффективность оказанной помощи, проводить повторную, заключительную оценку состояния ребенка, семьи, участвовать в оценке результатов проведенной другими ведомствами работы.
- Комиссия по делам несовершеннолетних.
Основными задачами для комиссии по делам несовершеннолетних на данном этапе является координация деятельности всех вовлеченных в реабилитационный период органов, а также обеспечение защиты прав и соблюдения интересов ребенка. По окончании реабилитационного периода комиссия инициирует комплексную оценку состояния реабилитированного пострадавшего специалистами междисциплинарной команды, а также делает общую оценку эффективности работы ведомств, вовлеченных в работу с ребенком на всех этапах.
-    Система правосудия: суд, прокуратура, милиция, служба судебно-медицинской экспертизы (ССМЭ).
Органы  прокурорского надзора осуществляют оценку законности осуществляемых мероприятий по реабилитации пострадавшего ребенка.
-    Общественные организации (НГО) и другие учреждения, оказывающие помощь жертвам насилия (психологическую, психиатрическую, социальную, юридическую).
Важная  роль в работе с жертвой на этапе  реабилитации принадлежит НГО, поскольку именно эти организации на сегодняшний день владеют передовыми знаниями, навыками и возможностями оказания прямой комплексной помощи пострадавшим детям и их семьям. При необходимости НГО могут проводить психологическую и социальную оценку состояния и потребностей ребенка/ семьи, участвуют в разработке и составлении плана реабилитации, определяют необходимые и приемлемые для каждого отдельного случая формы оказания помощи, в зависимости от потребностей предоставляют кратко- и долгосрочную поддержку ребенку и семье. В качестве консультантов специалисты НГО могут взаимодействовать с государственными учреждениями, вовлеченными в процесс реабилитации жертвы, и проводить для специалистов этих организаций тренинги, обучающие семинары и т.д. по темам в рамках своих полномочий и компетенции. Вплоть до окончания реабилитационного периода специалисты НГО могут участвовать в работе междисциплинарных команд в качестве консультантов. Важная роль НГО определяется и их контролирующей функцией, поскольку специалисты могут участвовать в мониторинге текущей деятельности и проводить повторную, заключительную оценку состояния ребенка и семьи и давать экспертные заключения об эффективности работы ведомств и соответствии оказанных услуг наилучшим интересам ребенка.
-    Учреждения социальной и социально-педагогической помощи: социально-педагогические центры (СПЦ),  территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН).
Возможности оказания помощи организациями, принадлежащими к данной группе, различны. Если учреждение работало с ребенком или семьей до выявления случая сексуального насилия и если специалисты имеют возможности и навыки оказания реабилитационной помощи после выявления насилия, то рекомендуется, чтобы именно это учреждение продолжало социальную и психологическую реабилитационную работу с пострадавшими. В случае, когда у учреждения нет возможностей или условий оказать специализированную помощь, то следует обращаться в другие учреждения, оказывающие комплексную помощь жертвам насилия. На этапе реабилитации учреждения социальной и социально-педагогической помощи проводят психолого-социальную оценку состояния и потребностей ребенка/семьи (или взаимодействуют с другими организациями в оценке состояния); как правило, СПЦ отвечают за составление плана реабилитации для ребенка/семьи во взаимодействии с другими учреждениями; при необходимости делегируют часть своих функций другим организациям, в частности НТО; проводят повторную, заключительную оценку состояния ребенка и семьи. Учреждения этой группы тесно взаимодействуют с сектором охраны прав детей и участвуют в работе междисциплинарных команд.
- Учреждения опеки: приюты, детские дома, школы-интернат.
Учреждения  опеки обязаны обеспечить ребенку безопасные условия, оказать эмоциональную и социальную поддержку пострадавшему ребенку. Любое из учреждений опеки должно объективно оценивать свои возможности в оказании специализированной помощи (психолога, социального работника); при отсутствии или недостаточности условий для оказания такой помощи, учреждения обращаются в другие организации, предоставляющие комплексную помощь жертвам насилия. Кроме того, учреждения опеки продолжают тесно взаимодействовать с сектором охраны прав детей и участвуют в заседаниях междисциплинарных команд специалистов.
-    Образовательные учреждения: детские сады, школы, учреждения внешкольной работы.
Из-за перенесенного  насилия и вызванного им изменения  в состоянии ребенка, а также из-за необходимости участвовать в следственных и судебных мероприятиях, необходимости проходить терапевтические процедуры в других учреждениях, пострадавшему ребенку может быть сложно посещать образовательные учреждения. На данном этапе специалисты детских садов, школ помогают ребенку в ре-социализации, реинтеграции в привычную жизнь. Если до выявления случая насилия с ребенком проводилась специальная терапевтическая или коррекционная работа (психолог, логопед и т.д.), последующий формат, цели и объем этой работы должны быть обсуждены на междисциплинарных собраниях специалистов, где сотрудники школы, детского сада участвуют в работе наравне с другими специалистами, членами команды.
-   Медицинские учреждения.
Медицинские учреждения оказывают помощь при  возникновении необходимости и по результатам заключения о состоянии ребенка. Врачи психиатрического направления оказывают помощь в рамках своих полномочий, участвуют в общей оценке состояния ребенка, в составлении и разработке плана оказания помощи пострадавшему ребенку и его семье; взаимодействуют с сектором охраны прав детей и другими специалистами, участвующими в реабилитационной деятельности.
Общие рекомендации по усовершенствованию работы на этапе оказания помощи (реабилитации) пострадавших от тяжелых форм насилия:
1.   Создать и регламентировать деятельность специалистов центров по модели САС/Барнахюс.
2.   Разработать и обеспечить непрерывную подготовку специалистов по реабилитации и созданию дружественной ребенку реабилитационной социальной среды.
3.   Доработать систему индикаторов и оценки эффективности деятельности по каждому ведомству (с переходом от количественных показателей к качественным).
4.   Создать и регламентировать деятельность Научно-методического и консультационного центра для специалистов.
5.  Разработать упрощенную систему мониторинга и оценки эффективности работы ведомств для применения активистами НГО и журналистами.
6.   Доработать существующую систему индикаторов изменений в состоянии жертвы.
7.   Развивать систему непрерывного сопровождения и консультирования для жертв и родителей.
8.   Разработать упрощенную систему мониторинга и оценки эффективности реабилитации ребенка для применения активистами НГО и журналистами.
[4, с.112-116].
1.4 Определения видов жестокого обращения с детьми 
  Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

    Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни [8, №5]. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.
  Физическое  насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка. 
В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.  
    Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.  
    Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.                                          Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых [3, c.130]. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что ' приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.  
   Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.  
   Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев [9, с.54-60].  
Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.  
   К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.  
  Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. 
Нарушения физического и психического развития.  
   У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются "методами воспитания", или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей "неспособностью к процветанию".  
   Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.  
Различные заболевания как следствие жестокого обращения.  
   Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.  
   Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений. 
Психические особенности детей, пострадавших от насилия. 
   Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.  
   Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.  
   Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.  
   Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников. 
   Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что "ты хуже всех". Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.  
   Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства. 
   Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.  
Социальные последствия жестокого обращения с детьми  
   Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.  
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. 
   Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы. 
   Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества. 
Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.                                   [6, c.214] 
Информация, которую должны знать взрослые и дети. 
   Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации "Project Harmony", в 1998 г проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье", так определили понятия " насилие" и "жестокое обращение с ребенком"                                             [1, 43-52]: 
Над ребенком совершено насилие, если:

    его истязали,
    ему нанесли побои,
    его здоровью причинили вред,
    нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.
    ребенка запугивали, если:
    ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,
    использовали для запугивания свой рост, возраст,
    на него кричали,
    угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).
К жестокому обращению  также относится использование при этом силы общественных институтов:
    религиозной организации,
    суда,
    милиции,
    школы,
    спецшколы для детей,
    приюта,
    родственников,
    психиатрической больницы и так далее.
Над ребенком совершают  насилие, если используют для этого изоляцию:
    контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой
    Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:
    унижают его достоинство,
    используют обидные прозвища,
    используют его в качестве доверенного лица,
    при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
    ребенка стыдят,
    используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)
Над ребенком совершено  экономическое насилие, если:
    не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
    взрослыми растрачиваются семейные деньги.
    ребенок используется как средство экономического торга при разводе.
    к ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:
    угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),
    угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.
К ребенку взрослые относятся жестоко, если:
    используют свои привилегии:
    обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,
    отказываются сообщать
    ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе:
    о посещениях его родителями, · опекунами,
    ребенка перебивают во время разговоров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Жестокое обращение  в семье и школе
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность
  Социальный  портрет современной семьи в  развитом обществе характеризуется  достаточно устойчивыми тенденциями:
    рост числа семей с 1-2 детьми, когда практически не воспроизводится репродуктивная функция семьи;
    уменьшением числа ежегодно заключаемых браков (1990 год - 8,9 в перерасчете на 1000 населения; в 1995 г. - 7,3; 1997 - 6,3);
    увеличение числа разводов (1990 год - 3,8 на 1000 населения; в 1995 - 4,6; 1997 г. - 3,79).
    снижение суммарного коэффициента рождаемости сократился с 2,0 до 1,28 и рост доли однодетных семей с 29,7% до 31%. [7, с.228-231]
  В соответствии с динамикой разводов с 1989 по 1995 год в 1,14 раза возросла доля неполных семей с одним родителем  с детьми до 18 лет.
Социальная  динамика современной семьи характеризуется негативными тенденциями, особенно если смотреть на нее глазами детей, находящихся в особо трудных жизненных обстоятельствах. Это подтверждается следующими статистическими данными. Стабильно растет внебрачная рождаемость, которая достигла 25,3% детей от всех родившихся. Тревожной является социальная статистика, констатирующая эмоциональную депривацию детей и жестокое обращение с ними.
  В рамках этих кризисных явлений укорачивается  период полноценной и оптимальной  семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий потенциал по выхаживанию и воспитанию детей. По мнению ведущих как отечественных, так и зарубежных специалистов, занимающихся ключевыми проблемами сохранения семьи, описанные социологические характеристики отражают новые формы вербального семейного поведения, которые включают в себя: сексуальную, контрацептивную и бракоразводную революции.
  В основе динамики семьи, как основного  фактора жестокого обращения  с детьми, необходимо выделить два  взаимосвязанных типа воздействия  на ребенка: семейные отношения (вербальные отношения) и семейное воспитание (невербальные отношения).
Для здоровой семьи характерна:
    сильная родительская позиция с четкими семейными правилами;
    гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с определенными «образцами» отношений и поведения;
    сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти».
  Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство  безопасности для детей.
Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны  «запутанные отношения» - это семья:
    с отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля;
    семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями;
    семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, родственниками по материнской и отцовской линиям.
  В таких семьях часто наблюдаются  проблемы с алкоголем. Постоянно, особенно у женщин, встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами  нарушения со стороны здоровья, поэтому  могут наблюдаться «хронические, трудно излечимые заболевания». Характерные черты поведения и вербальных отношений взрослых и детей в такой семье. Сборник тезисов международной конференции: Подростки и молодежь в меняющимся обществе. [13, №5]:
    общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;
    в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;
    активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;
    по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники;
    часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне;
    постоянно проявляется несоответствие между словами и действиями;
    между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими - отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка.
  Во  многом это определяет и невербальную сторону семейных отношений. В таких семьях дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, они могут тяготиться домом, стремятся больше проводить время на улице. У детей отмечается заниженная самооценка, так как они часто проецируют причину ссор на себя. С началом наркотизации при углублении семейного кризиса наркотизирующийся ребенок может начинать выступать с одним из родителей против другого.
  Для распавшейся семьи характерно соединение неприязненных отношений с застывшими, уходящими в прошлое конфликтами. Такая ситуация утяжеляется в тех случаях, если поведение ребенка, связанное с употреблением алкоголя или наркотиков, помогает сохранить замкнутый, конфликтный круг отношений, т.к. за этим может стоять неосознаваемое ребенком желание восстановить распавшиеся отношения. В подобных случаях дети и подростки могут прибегать к использованию наркотиков для своеобразного «шантажа» и демонстрации своих ожиданий от взрослых.
  Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:
    сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминологической и наркологической отягощенностью;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.