На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Понятие инноваций. Риски в инновационной деятельности. Методы управления рисками в инновационной деятельности. Методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности. Факторы рисков и критерии их оценки. Инновационный менеджмент.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 25.02.2005. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


24
Коммерческий риск инновационной деятельности
контрольная работа
по курсу
«Инновационный менеджмент»

2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
1.
Понятие инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
2.
Риски в инновационной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9
3.
Методы управления рисками в инновационной деятельности . . . . . .
18
4.

Методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
26

Введение

Тема данной работы - «Коммерческий риск инновационной деятельности». Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

Предпринимательская деятельность вообще, а в на-учно-технической сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невоз-можности доведения конструкторских и технологических раз-работок до практического внедрения и получения соответст-вующих коммерческих и финансовых результатов.

Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.

Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных процессов, рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики.

В работе предполагается рассмотреть вопросы инновационной деятельности, сущности инновационного предприниматель-ства, рисков, путей их оценки и минимизации.

1. Понятие инноваций
В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «но-вовведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют.
«Новшест-во» характеризует определенную новизну, и в этом смысле дан-ное понятие близко к понятию «изобретение».
«Нововведе-ние» -- это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления, процесс использования новшества.
«Инновация» же - это «деятельность, направленная на разработку, создание и рас-пространение новых видов изделий, технологий, организационных форм». Словарь-справочник предпринимателя. -- М.: Зевс, 1992. Существует и другое определение: «Иннова-ция -- это нововведение, комплексный процесс создания, рас-пространения и использования новшеств (нового практичес-кого средства) для удовлетворения человеческих потребнос-тей, меняющихся под воздействием развития общества».
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом (жизненным циклом инновации). С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Иными словами, «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый Й.Шумпетер Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование пред-принимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). -- М.: Прогресс, 1982. выделил пять типичных изменений:
§ использование новой техники, новых технологический процессов или нового рыночного обеспечения производства;
§ внедрение продукции с новыми свойствами;
§ использование нового сырья;
§ изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
§
появление новыx рынков сбыта.
В инновационном процессе значительную роль играют создатели инновации (новаторы), которые руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Тем не менее, на разработку и внедрение инновации в повседневную практику необходимы определенные финансовые средства.
Э.А.Уткин в работе «Управление фирмой» Уткин Э.А. Управление фирмой. М.: Акалис, 1996. определяет ин-новацию (нововведение) как объект, внедренный в производ-ство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшеству-ющего аналога. Экономика предприятия / Под ред. В.Я.Горфинкеля, Е.М.Купрякова. -- М.: Бизнес и банки, ЮНИТИ, 1996.

В общем плане инновации -- это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой про-дукции на основе внедрения достижений науки, техники, тех-нологии, это закономерный, объективный процесс совершен-ствования общественного производства.
Различают следующие виды инноваций:
1. По степени радикальности (новизны):
§ базисные инновации, которые реализуют крупные изобре-тения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;
§ улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на стадиях распростра-нения и стабильного развития научно-технического цикла;
§ псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.
2. По характеру применения:
§ продуктивные инновации, ориентированные на производ-ство и использование новых продуктов;
§ технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии:
§ социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;
§ комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;
§ рыночные, позволяющие реализовать потребности в про-дуктах, услугах на новых рынках.
3. По стимулу появления (источнику):
§ инновации, вызванные развитием наукой и техники;
§ инновации, вызванные потребностями производства;
§ инновации, вызванные потребностями рынка.
4. По роли в воспроизводственном процессе:
§ инновации потребительские;
§ инновации инвестиционные.
5. По масштабу:
§ инновации сложные (синтетические);
§ инновации простые.
Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их органи-зации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.
Побудительным механизмом развития инноваций в пер-вую очередь является рыночная конкуренция. Производителей и потребители в процессе использования устаревшей тех-ники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют воз-можность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следст-вием чего является укрепление своих позиций в конкурент-ной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги).
В середине XX в. сложилось современное понимание пред-принимателя как новатора: «Задача предпринимателей - ре-формировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретении, а в более общем смысле -- че-рез использование новых технологических для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, бла-годаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и со-здания новой отрасли промышленности...». Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование пред-принимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). -- М.: Прогресс, 1982.
Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предприниматель-ства. Действительно, поиск новых идей и их реализация -- это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требу-ется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложив-шейся обстановке.
Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе пред-принимательской деятельности лежит нововведение в облас-ти продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специ-фическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П.Дракер отмечает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность -- особый инструмент предпринимательства». Дракер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М.: СП «Бук Чембер Интернешнл», 1992.
При принятии окончательного решения в свя-зи с инновационной идеей, в том числе к связи с конструкторско-исследовательскими работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске и ответы на эти вопросы должны сводиться к следую-щему:
§ прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию;
§ связанный с проектом риск должен находиться в предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. - М.: Прогресс, 1993.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что инновационный менеджмент -- это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:
§ разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);
§ модернизация и совершенствование выпускаемой продукции;
§ дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;
§ снятие с производства устаревшей продукции.

2. Риски в инновационной деятельности

Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежное условие хозяйствования. Инновационная деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

При выборе проекта, оценке его эффективности обязательно следует учитывать факторы неопределенности и риска. Полномасштабное изучение этого вопроса выходит за рамки данной работы, поэтому остановимся на них лишь вкратце.

Инновационность связана с неопределенностью эко-номической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производст-ва, из многовариантности сфер приложения капиталов и раз-нообразия критериев предпочтительности инвестировании средств, из ограниченности знаний о сферах бизнеса и ком-мерции и многих других обстоятельств.

Экономическое поведение предпринимателя при рыноч-ных отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей. Каждый участник ры-ночных отношений изначально лишен заранее известных, од-нозначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспечен-ной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупатель-ной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов предпринимательской н другой экономической деятельности.

Инновационная деятельность в большей степени, чем дру-гие направления предпринимательской деятельности, сопря-жена с риском, так как полная гарантия благополучного ре-зультата в инновационном предпринимательстве практичес-ки отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной).

Об уровне риска инновационной деятельности свидетель-ствует тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одна-две. Высокий риск, од-нако, сопровождается, как правило, и высокой его компенса-цией: возможная норма прибыли от внедрения инновацион-ных проектов гораздо выше обычной, получаемой при осуще-ствлении других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел риск минимизируется и веро-ятность успеха инновационного предпринимательства возра-стает. При этом прибыль от реализации успешных инноваци-онных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам.

В общем виде риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производ-ство новых товаров и /слуг, в разработку новой техники и тех-нологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленче-ских инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.
В целом риск, возникающий в инновационном предпри-нимательстве, включает в себя следующие основные виды ри-сков:
§ риски ошибочного выбора инновационного проекта;
§ риски необеспечения инновационного проекта достаточ-ным уровнем финансирования;
§ маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта;
§ маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта;
§ риски неисполнения хозяйственных договоров (контрак-тов);
§ риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
§ риски усиления конкуренции;
§ риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обес-печения;
§ риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и др.
Одной из причин возникновения риска ошибочного выбо-ра инновационного проекта является необоснованное опре-деление приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих при-оритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия.
Следующей причиной возникновения риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться ошибоч-ная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых «авторских» инновационных проектов, разрабатываемых учеными.
Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя нижеследующие:
1. Риск неполучения средств, необходимых дли разработки инновационного проекта. Данный риск характерен для ситуа-ций, когда инновационный проект требует больших финан-совых средств, а предприятие не смогло их получить.
2. При выборе источника финансирования инновационно-го проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования. Первый метод - самофинансирование про-екта, второй - опора делается на внешние источники финан-сирования, третий представляет собой комбинацию вышеназ-ванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.
На рынке инноваций, как правило, действуют десятки и сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятий, научно-исследовательских организаций. Причинами возникновения данного вида риска могут быть следующие:
§ утечка конфиденциальной информации либо по вине со-трудников фирмы, либо в результате промышленного шпио-нажа;
§ несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о кон-курентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах;
§ замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентоспособных товаров;
§ недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании методов недо-бросовестной конкуренции;
§ появление на рынке производителей из других отраслей. предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары;
§ выявление непредвиденных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой дей-ствует данная фирма;
§ появление местных новых фирм-конкурентов;
§ экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.
Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск необеспечения условий патентования возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретения, тех-нологии. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести на нет все рыночные преимущества нововведений при сбыте новых и усовершенствованных продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии, при неуплате в установ-ленный срок пошлин за поддержание патента в силе. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием.
Риск опротестования патентов, защищающих принципи-альные технические, дизайнерские и маркетинговые решения, -- это вероятность потерь в случае объявления недействительны-ми патентных прав, на основе которых предприятие уже осу-ществляет инновационный проект и рассчитывает на по-лучение монопольной прибыли.
Следующая группа рисков, возникающих в процессе ин-новационной деятельности, -- это маркетинговые риски, свя-занные со снабжением и сбытом. Данные риски в первую оче-редь обусловлены техническим и особенностями инновацион-ного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные ком-плектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед предприя-тием встает проблема поиска поставщиков, способных разра-ботать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предпринимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за со-бой дополнительные затраты, а также появление рисков, свя-занных с внешнеэкономической деятельностью. В данном случае затраты предприя-тия при разработке инновационного проекта могут значитель-но увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значи-тельно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству пре-доставляемых услуг и т. п.
Маркетинговые риски сбыта разработанного инновацион-ного проекта включают следующие:
§ риск недостаточной сегментации рынка, который чаше всего возникает при разработке и внедрении новых то-варов и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реали-зации новых изделий;
§ риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, воз-никающий в следующих ситуациях:
- когда спрос на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается нестабильным;
- когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась;
- если выбран сегмент рынка, в кото-ром потребность в новшестве оценена неверно;
- если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потреб-ность в новшестве ограничена, и т. п.;
§ риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и сис-темы продвижения новшества к потребителю.
Кроме рассмотренных выше видов рисков на деятельность инновационных предприятий влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций (политические, кре-дитные, инвестиционные и др.):
1. Риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли
2. Внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и тому подобное)
3. Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе
4. Неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии
5. Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и тому подобное,
6. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных б и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.