На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Личностное развитие человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Личностное  развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним  из тех феноменов, которые редко  истолковываются одинаково двумя  разными авторами. Все определения  личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.
В первую очередь, биологическое развитие, так  и развитие в целом, обусловливает  фактор наследственности. Новорожденный  несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря  которой возникают и развиваются  его индивидуальные качества. Эта  программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной  стороны, в основе биологических  процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.
После рождения ребенка процесс его  развития характеризуется тремя  последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что  касается впитывания информации, то оно  максимально и протекает на клеточном  уровне. Ни в один из моментов своей  дальнейшей жизни человек не развивается  столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.
Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание « учитывает влияние внешней  среды, оно в основном олицетвояет усилия, которые осуществляют социальные институты Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинакова степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства  к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст  и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов  часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил  привычные возрастные границы подросткового  возраста. Центральным и специфическим  новообразованием в личности подростка  является возникновения у него представления  о том, что он уже не ребенок (чувство  взрослости); действенная сторона  этого представления проявляется  в стремлении быть и считаться  взрослым. Специфическая социальная активность подростка заключается  в большой восприимчивости в  усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в  мире взрослых и в их отношениях.Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.  
Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной , является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.  
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам  приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике человека. Нравственно-психологический идеал  у подростка—это не только знаемая  им объективная этическая категория, это—эмоционально окрашенный, внутренне  принятый подростком образ, который  становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.Воспринятый или созданный ребенком идеал человека, которому он хочет подражать и черты которого ребенок стремится в себе воспитать, означает вместе с тем и наличие у него постоянно действующего нравственного мотива.А это в свете данных, полученных в наших исследованиях, в частности и в только что изложенном исследовании Е. С. Махлах, является важнейшим условием формирования моральной устойчивости личности подростка.Наблюдения и психологический анализ воспитательного процесса оказывают, что возникновение у подростка положительных нравственных идеалов является необходимым, а может быть даже и решающим условием воспитания вообще. И, наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезные препятствия воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут приниматься подростками, поскольку они расходятся с его собственными требованиями к себе, основанными на имеющемся у него идеале.Несмотря на такое большое значение идеалов в развитии личности школьника, вопросу их активного формирования в педагогике не придается, как нам кажется, должного значения. Недостаточно исследуется процесс формирования идеалов и в психологии.
Только  наличие положительной оценки создает  у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым  условием для нормального формирования личности.Понятно, почему эти явления у подростков выражаются особенно интенсивно, эти переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных именно для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутверждению; а это и есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт и описанный нами аффект неадекватности.Значение и роль самооценки в подростковом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера. Однако описанные случаи антагонистического противоречия между самооценкой и уровнем притязаний ребенка, с одной стороны, и его возможностями — с другой, вовсе не являются типичными для формирования личности даже в подростковом возрасте. Напротив, появление устойчивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются притязания школьников, в отношении моральной сферы и качеств своей личности становятся важнейшими факторами их развития к концу подросткового возраста. А это значит, что в указанный период начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.
Понятие личности
Понятие "личность" гораздо шире, чем  такие понятия, как "индивид", "индивидуальность". Если индивид - это представитель  человеческого вида, носитель генетически  обусловленных свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических  качеств человека, формирующаяся  в процессе его социализации, взаимодействия с миром.
Только  в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек  становится личностью.
С. Л. Рубинштейн по существу первым вплотную подошел  к идее о структуре личности, возражая против ее аморфности. "В психическом  облике личности, - писал он, - выделяются различные сферы или области  черт, характеризующие разные стороны  личности".
Они, продолжал  он далее, "взаимопроникая друг друга, смыкаются все же в реальном единстве личности.
Поэтому равно неправильны как та точка  зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности... так и другая, противоположная  ей, которая видит в личности лишь отдельные черты...".
Здесь кратко и точно определены два  противоположных ошибочных понимания личности: первое отстаивала гештальт-психология, второе - функциональная психология. Говорится здесь и о том, что в дальнейшем было понято как структура личности с ее подструктурами.
Поэтому, хотя самого термина "структура личности" у С. Л. Рубинштейна еще не было, приведенное положение надо рассматривать  как начало поиска структуры личности.
В своем  докладе на 1-м съезде психологов в 1959 г. С. Л. Рубинштейн уже применял этот термин, говоря о "структуре  способностей" 2.
О структуре  личности сейчас говорят не только советские психологи, но и социологи. При этом социологи справедливо указывают, что структура личности является ее формой.
Психологическая структура личности

Психологическая структура личности чрезвычайно  разнообразна: в нее входят все  те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами  личности.
В психологической  науке существует два основных подхода  к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.
Второй  подход основывается на выделении типов  личности, которые не сводятся к  определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с  миром. В качестве примера типологического  подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.
Структура личности по Платонову
К. Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических  черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально  обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни:
Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его  личности, темперамент, особенности  нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая  включает особенности протекания различных  психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.
В следующую  подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и  характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это  многообразие и формирует целостную  психологическую структуру личности.
Структура личности по Фрейду

З.Фрейд  первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный  компоненты, на основе которых строилась  дальнейшая теория психоанализа.
По мнению Фрейда, сознание и бессознательное  находятся в постоянном конфликте, и задачей психоаналитика является установление гармонии и равновесия двух важнейших сторон человеческой психики.
Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или  Ид), которое отвечает за важнейшие  человеческие инстинкты - либидо (или  инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти).
Оба эти  инстинкта, согласно мнению основателя психоанализа, являются подлинными двигателями  человеческой жизни. Из сублимации либидо, например, возникла потребность в  творчестве, а необходимость контроля над иррациональными инстинктами  повлияла на возникновение табу в  человеческом обществе.
К бессознательному также относится Сверх-Я (Супер-Эго), которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности - Я или Эго - призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам.
Структура личности по Рубинштейну
С. Л. Рубинштейн понимал личность, как целостную  структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие  определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают  единство личности.
В структуре  личности Рубинштейн выделял следующие  основные компоненты: направленность личности, т.к. собственно те установки, интересы и потребности, которые  движут человеком; способности, темперамент  и характер.
Структура личности в социологии
Структура личности в социологии рассматривается  в тесной связи с социальными  отношениями, в которые человек  вступает в процессе своей жизнедеятельности. Структура личности понимается, как  фундамент человеческой деятельности, обусловленный особенностями общественной жизни.
Социальная  структура личности
Социальная  структура личности выражается во внешней  и внутренней соотнесенности личности с социумом. На внешнем плане мы находим совокупность различных  социальных статусов, т.е. реальное положение  личности в обществе, и социальных ролей, т.е. тех моделей поведения, которых человек придерживается в соответствии со своим статусом и ролью в социальной группе.
На внутреннем плане находится набор диспозиций, т.е. позиций, которые были осмыслены  субъектом, и непосредственно сами ролевые ожидания.
Социализация  представляет собой процесс становления  личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально  значимых характеристик сознания и  поведения, которые регулируют её взаимоотношения  с обществом.
Социализация  личности начинается с первых лет  жизни и заканчивается к периоду  гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и  обязанности, приобретенные им, не не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.
Первые  элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и  сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что  ценность семьи как социального  института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи  принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые  впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.
Эстафету  социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?
Социализация  той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных  заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве  под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.
Мощным  инструментом социализации личности выступают  средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного  мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.
Социализация  личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются  к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем  общества.
И наконец, социализация личности связана с  трудовой, общественно-политической и  познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях  личности. Именно соединение знаний, убеждений  и практических действий образует характерные  черты и качества, свойственные тем  или иным типам личности.
Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения  человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.
В современных  условиях процесс социализации предъявляет  новые требования к духовному  облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что  осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений  может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно  участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко  убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического  процесса.
Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.
В-третьих, социализация личности является неотъемлемой  частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.
В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление  негативных явлений в сознании и  поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие  вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало  становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?
И наконец, социализация личности происходит в  условиях взаимодействия мировой и  национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре  общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик  человека. Феномен национального  в процесс социализации  хотя поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.
Социализация  личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или  несколько, а весь комплекс общественно  значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и  поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.
Вместе  с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует  ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.
Духовный  компонент является определяющим в  социализации человека, что позволяет, на наш взгляд, рассматривать эту  отрасль социологической науки  в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политический отношений. Но человека возвышают лишь уровень культуры, богатства и глубина его духовного  мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.
Человек ежедневно взаимодействует с  разными людьми и социальными  группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.
Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.
Социальный  статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
Все социальные статусы можно подразделить на два  основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой  независимо от его способностей и  усилий, и те, которые личность достигает  своими собственными усилиями.
Разнообразие  статусов
Существует  широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.
Кроме них существует огромное множество  эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.
Итак, человек  имеет основные (определяющие его  жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно  отличаются от вторых.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.