Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психология застенчивости

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Введение
 
 
Психология - наука о душе. Прогрессивное развитие общества невозможно без решения психологических  задач. Профессиональная деятельность любого специалиста так или иначе  связана с людьми (подчиненными, коллегами, партнерами, пациентами). И  требует от него умения ставить и  решать определенные психологические  задачи. Совершенно понятно, что эффективность  его деятельности зависит от того, насколько успешно он справляется  с подобными задачами. В некоторых  случаях психологические задачи занимают ведущее место в структуре  профессиональной деятельности. Психология обладает огромным воспитательным потенциалом. Высокий уровень ее развития позволяет  человеку;
 
- правильно ориентироваться  в окружающих людях.
 
- В совершенстве владеть  необходимым репертуаром способов  психологического воздействия и  разумно пользоваться им в  условиях социальной жизни.
 
- Знать и понимать самого  себя, то есть иметь адекватный  образ «Я».
 
- В совершенстве владеть  приемами самоуправления, саморегуляции,  адаптации и самоадаптации , позволяющие  в максимальной степени реализовать  свой жизненный потенциал.
 
- Правильно (на гуманистических  позициях) относится к людям и  строить благоприятные отношения  с ними. ( 3, стр. 3 - 4).
 
Всю свою жизнь человек  проходит этапы адоптации к изменившимся условиям существования. Наиболее ярко этот процесс протекает в дошкольном и подростковом возрасте. Дети составляют более половины населения земного  шара. Развитие ребенка является важнейшей  предпосылкой развития духовной и психической  сферы будущей деятельности взрослого  человека. ( 4, стр. 4). Адаптация неизбежна  в тех ситуациях, когда возникает  противоречие между нашими возможностями  и требованиями среды. Сложность  приспособления организма к новым  условиям и новой деятельности и  высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета  всех факторов, способствующих адаптации  ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособится.
 
Эрик Г. Эриксон - американский психолог и психотерапевт, автор  одной из первых психологических  теорий жизненного цикла, создатель  психоисторической модели социального  познания. В 30 годы посещал в Вене семинары Анны Фрейд, специализировался  в области детского психоанализа. С 1933 года - член Венского психоаналитического  общества Международной психоаналитической ассоциации. В годы нацизма эмигрировал  в США, где работал в качестве консультанта в ряде медицинских  центров страны, участвовал в полевых  исследованиях кульнатурантропологов, преподавал в Беркли, Пеле, Гарварде. ( 1 , стр. 162).
 
В нарушении строгих правил Американской психологической ассоциации, был принят в ее ряды, не имея формального  медицинского или психологического образования; многие годы был почетным профессором гарвардского университета. В основе прочтения Эриксоном  теории Фрейда лежит общая для  неофрейдизма тенденция социокультурного переосмысления классического психоанализа, смягчению исходной концепции исключительно  конфликтного, биологически детерменированного развития личности и стремление предварить клиникотерапевтическую работу, работа над осмыслением проблемы человека в социальном мире. В соответствии с теорией (1963) основы личностного  развития человека закладываются в 8 этапов, которые длятся всю жизнь. Преодоление проблемных ситуаций является необходимым этапом для развития личности, через возрастные кризисы. Эриксон наиболее ярко смог показать зависимость адаптации и самоадаптации  в развитии личности человека на протяжении всей его жизни, и особенно полноценно отразил детский и юношеский  возраст.
 
Цель реферата - наиболее полно отразить содержание теории Эрика  Г. Эриксона о значении адаптации  и самоадаптации в развитии личности, особенности ее в детском и  подростковом возрасте и влияние  ее на дальнейшую жизнь человека.( 1, стр.164).
 
1. Теория адаптации и  самоадаптации
 
 
А) Понятие об адаптации  и самоадаптации
 
 
Адаптация психическая - психические  явления, выражающиеся в перестройке  динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
 
Адаптация социальная - 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных  социальных средств, которое характеризуется  тем, что человек, сам осознав  необходимость изменений в отношении  со средой, формирует новые способы  поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими.
 
2) оптимизация отношений  личности и группы, сближение  целей их деятельности, ценностных  ориентаций, усвоение индивидом  норм и традиций группы, вхождение  в ее ролевую структуру.
 
3) процесс и результат  освоения ребенком новых для  него социальных ролей и позиций,  значимых для самого ребенка  и его социального окружения  - родителей, учителей, сверстников,  других людей, всего социума.
 
Адаптированость - уровень  фактического приспособления к жизни, взаимодействия его социального  статуса и удовлетворенности  или неудовлетворенности собой. Человек может быть гармоничен и  адоптирован или дисгармоничен  и дезадоптирован. ( 3, стр. 132).
 
Самоадаптация - умение человека самостоятельно приспособится к  изменившимся жизненным условиям для  удовлетворенности собой и гармоничности.
 
Адаптация - от латинского adapto - ghbcgjcj, приспособлятся - определяется как приспособление строения и функций  организма, его клеточных систем, органов к условиям окружающей среды.
 
Адаптация человека имеет  два аспекта адаптации (часто - биологический  и психический. Психологический  аспект обозначаемый понятием социальной адаптации) - это приспособление человека как личности к существованию  в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей: как в широком смысле, так и  применительно к ближайшему социальному  окружению, общественной группе, трудовому  коллективу. Основные проявления психологической  адаптации взаимодействие человека с окружающими людьми и его  активная деятельность, важнейшим средством  его достижения является общее воспитание и образование, а так же трудовая и профессиоанальная подготовка. Процесс психологической адаптации  проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития.( 5, стр.3).
 
Адаптативность образовательной  среды - способность образовательной  среды устанавливать соответствия между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами  семьи, общественности и отдельных  граждан, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого  и обслуживающего персонала. Проявляется  для каждого ребенка и взрослого  в открытом и дружественном характере  информационной и социальной среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающегося, в полноценности духовно - нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления. Функции - мотивационно - стимулирующая, свободного самоопределения, пропедевтико - реабилитационная, коррекционно - компенсаторная. ( 3, стр. 7).
 
Таким образом, социальная адаптация - постоянный интерес активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывается  с периодом кардинальных изменений  деятельности индивида и его окружения. С понятием «адаптация» тесно  связано такое явление как  социализация. Социализация - это процесс  и результат усвоения и активного  воспроизводства индивидом социального  опыта, осуществляемый в общей деятельности. ( 5, стр.4).
 
Адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления  личности.
 
Процесс адаптации ребенка  в первые годы его жизни обладает очевидными особенностями. К ним  относятся показатели адаптации, адаптированности, а так же факторы, влияющие на процесс  адаптации и результат. Детское  развитие есть фактический переход  от эгоцентрической позиции в  психическом развитии ребенка к  объективной.
 
Важной формой адоптивных процессов в этот период являются психологические защитные механизмы - продукт онтогенетического развития и научения, которые действуют, как  правило, в рамках неосознаваемой психической  деятельности. Эти механизмы развиваются  как специфические средства психосоциальной  адаптации, они предназначены для  «совпадения» с эмоциями в тех  случаях, когда опыт индивида сигнализирует  ему о вероятных негативных последствиях их переживаниях и непосредственного  выражения (З.Фрейд). То ест путь к  переживанию лежит через эмоции. Эмоции являются базисным адаптивным паттерном. Однако сами переживания  детерменированы внешними по отношению  к ребенку факторами, во всяком случае, на первых стадиях онтогенеза. Наиболее важными из них, влияющими на психическое  развитие ребенка, является атмосфера  в семье, наличие эмоционального контакта с родителями, позиция ребенка  в структуре семьи, стиль воспитания. Именно в семье человек получает первый опыт психологического взаимодействия. С первых дней своей жизни ребенок  вступает в сложную систему взаимоотношений  со взрослыми (родителями, воспитателями  в детском саду, родственниками и  другими взрослыми). Между ребенком и взрослым складываются межличностные  связи, которые определяют весь душевный и психологический строй личности: отношение человека к себе, к миру, к разнообразных переживаний, познавательные и творческие способности. В семье  в процессе жизнедействия ребенка  с родителями закладываются основы личности - ее потребности и интересы, отношение к себе и другим, закрепляется их относительно устойчивая направленность. Основу психологической адаптации  формирует у ребенка в первый год жизни чувства привязанности  к близким взрослым. Первый год  жизни, а именно период новорожденности - этовремя адаптации ребенка к новым внеутробным условиям жизни. В первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком, которая не сводима ни к сексуальному, ни к инстинктивному поведению. Мать является надежной защитой, своеобразной базой, которую он время от времени покидает, стремясь исследовать окружающий мир. Привязанность - как мотивационно - поведенчекая система ( 5, стр. 4 - 5).
 
Складывается к концу  первого года и становится базисом, на котором происходит дальнейшее развитие личности. Ребенок воспринимает себя через отношение к нему близкого взрослого, а этого взрослого (фигуру или персону привязанности) через  то , как он к нему относится. Например, в случае надежной и безопасной привязанности  ребенок воспринимает себя как любимого, достаточно уважаемого , смелого, умного, а близкого взрослого - как источник любви, зашиты и уважения. Если его  привязанность ненадежна и небезопасна, он относится к себе как к отвергнутому, нелюбимому, ни к чему не способному, а предмет его привязанности  становится источником страха и опасности. Таким образом, отношение ребенка  к себе и его представлениям оссебе определяют его отношение к близким  взрослым (прежде всего матери). Поэтому  дети, растущие атмосфере любви и  понимания, имеют меньше проблем, возникающие  в процессе адаптации, а так же связанные со здоровьем трудностей с обучением в школе, общении  со сверстниками, и , наоборот, как правило, нарушение детско - родительских отношений  ведет к формированию различных  психологических проблем и комплексов.( 5, стр. 4 - 5). Выделяют три стиля, с  помощью которых человек может  адаптироваться к среде:
 
1. Творческий стиль - когда  человек старается активно изменить  условия среды, приспосабливая  ее к себе, и таким образом  приспосабливаясь сам - самоадаптация.
 
2. Комфортный стиль - когда  человек просто привыкает, пассивно  принимая все требования и  обстоятельства среды.
 
3. Избегающий стиль - когда  человек пытается игнорировать  требования среды, не хочет  или не может приспосабливатся  к ним.
 
Наиболее оптимальным  является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий. К сожалению, попытки  рассмотреть проблему адаптации  остаются на уровне только теоретических  исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребенка в сад  максимально приблизительно домашний режим дня к режиму дошкольного  учреждения. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса.
 
1.Острая фаза - сопровождается  разнообразными колебаниями в  соматическом состоянии и психическом  статусе, что приводит к снижению  веса, более частым респираторным  заболеваниям, нарушение сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
 
2.Подострая фаза - характеризуется  адекватным поведением ребенка,  то есть все сдвиги уменьшаются  и регистрируются по отдельным  параметрам, на фоне замедленного  темпа развития, особенно психического  по сравнению со средними возрастными  нормами: фаза длится 3 - 5 месяцев.
 
4. Фаза компенсации - характеризуется  убыстрением темпа развития, и  дети к концу учебного года  преодолевают указанную вышке  задержку в развитии.
 
При этом различают три  степени тяжести прохождения  острой фазы адаптационного развития.
 
- легкая адаптация - поведение  нормализуется в течение 10 -15 дней; ребенок соответственно норме  прибавляет в весе, адекватно  ведет себя в коллективе, не  болеет в течении первого месяца  посещения дошкольного учреждения.
 
- Адаптация средней тяжести  - сдвиги нормализуются в течении  месяца, ребенок на короткое время  теряет в весе; может наступить  однократное заболевание длительностью  5 - 7 дней, то есть признаки психическго  стресса.
 
- Тяжелая адаптация - длится  от 2 до 6 месяцев; ребенок часто  болеет, теряет уже полученные  навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение  организма.
 
При полноценном психическом  развитии личность ребенка развивается, способствуя развитию других и наоборот. (5, стр.171).
 
Б) Психическое развитие как  развитие личности по Эриксону
 
 
Американский психолог Э. Эриксон (1902 - 1994) известен как представитель  направления эго - психологов. Эриксон  пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделал акцент на развитие. Я индивид. С одной стороны, Эриксон  придерживался псианалитических представлений  о значении адаптации человека к  своему социальному окружению, признавал  биологические и социальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, лпирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Стадии развитии личности представлены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен. Однако в отличии от фредийщского подхода, основное внимание в эго - психологии отводится нормальному, здоровому, личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Теорию развития личности Эриксона принято называть - психосоциальной - так как в центре ее - рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. По - новому рассмотрено влияние культуры с ее системой ценностей и нормоативных предписаний. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контектса развития личности, его не сводимость к индивидуальной взаимосвязи с родителями в раннем возрасте. Сделать такой вывод помогли методы исследования
 
Методы исследования в  работах Э.Эриксона.
 
Помимо традиционных для  психоаналитиков клинической практики с проблемными детьми и содержательного  анализа конкретных случаев, Эриксон  проводил лонгитюдное изучение (- длительное и. ( 6, стр.72 - 73) систематическое наблюдение в ходе учебно - воспитательного  процесса одних и тех же психологических  явлений ,позволяющие их глубоко  изучить и проанализировать и  на основе этого сделать определенные выводы здоровых детей. Он так же использовал  кросскультурный ( этнографический  метод) - изучал особенности воспитания детей в племенах американских индейцев и в условиях современного технологического американского общества. Это позволило  ему обстоятельно анализировать  воздействие разных культур на становление  личности. Был поставлен вопрос о  различиях в достижении индивидумом  идентичности в тех обществах, чьи  социальные роли глубоко регламентированы, и в демократических обществах  с гораздо более широким спекторомпотенциальных возможностей (профессиональных, политических, идеологических и так далее). Получили известность исследования Эриксона, посвященные выдающимся личностям, таким, например, как Мартин Лютер  илиМахатма Ганди. В этом случае Эриксон  пытался соотнести основные темы жизни человека с историческими  событиями и обстоятельствами, то есть использовал психоисторический  метод. Эриксон показывает единство процесса человеческой жизни, в которой  три важных аспекта (соматический, личностный, социальный) взаимосвязаны и вычленяются  лишь для удобства анализа и изучения. Человек во все времена есть организм, член общества и ЭГО ( Я личность). Огромное значение Эриксон придавал периоду детства, подчеркивая, что  именно человеку свойственно длительное детство: «Продолжительное детство  делает из человека вертуоза в техническом  и интеллектуальном смысле, но оно  так же оставляет в нем на всю  жизнь след эмоциональной незрелости……..иррациональные страхи, происходящие из самого состояния  детства».
 
Однако взгляды Эриксона на возможности личностного роста  и способности человека преодолевать трудности, более оптимистичны, чем  в традиционном психоанализе. Он считает, что человек способен к саморазвитию, к тому, чтобы на новом уровне справится с неадекватно разрешенным  ранее конфликтом, - и за пределами  генетальной стадии, вплоть до самых  преклонных лет. Теория развития Эго, сформированная Эриксоном, охватывает все жизненное  пространство индивида (от младенчества до зрелости и старости); неслучайно ее иногда называют концепцией жизненного пути личности.
 
Центральное понятие для  Э.Эриксона - понятие идентичности - (6, стр. 74). - приобретение психологических  черт и особенностей поведения человека. ( 3, стр.46).
 
Личностная идентичность - набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и  пространстве, которая делает человека подбным самому себе и отличается от других людей, это «самая сердцевина, ядро личности».
 
Эго - идентичность - это субъективное чувство целостности собственной  личности, непрерывности и устойчивости (6, стр. 73) собственного Я.
 
Групповая идентичность - это  чувство принадлежности к данной социальной жизни.
 
Эго - идентичность и групповая  идентичность формируются пожизненно и согласованно. Приобретение эго - идентичности, становление Я - концепции, образа Я в современном мире более  важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском  понимании. Один из важных механизмов формирования идентичности Эриксон  считает; Ритуализацию - повторяющиеся  формы поведения, осуществляющие взаимосвязь  людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протяжении всей жизни.
 
В) Теория Эриксона об адаптации  и самоадаптации - психосоциальные  стадии развития личности
 
 
Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых  ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом  в его социальном развитии, создает  кризисную ситуацию.
 
Кризис - это поворотный момент развития, из которого человек может  выйти как более адекватным, сильным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением  определенного компромисса между  крайностями, между противоположными состояниями сознания, балланса в  пользу позитивного компонента. Благоприятный  результат - включение в ЭГО нового позитивного качества (например, инициативность или трудолюбие). Но исход конфликта  может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешимая задача переносится на следующую стадию, где справится с нею тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большого напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и разной скоростью - в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона.
 
Общество одобрительно относится  к расширению возможностей человека, пытается поддержать его в этой тенденции  роста. Эриксон считает, что в  каждой культуре присутствует «решающая  координация» между развитием индивидуума  и его социальным окружением - «зубчатое  колесо жизненных циклов». Согласно закону согласованного развития, общество оказывает помощь развивающейся  личности и поддерживает ее именно тогда когда она особенно в  этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а родитель стремится опекать и заботится). Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности  поколений симметричны, что ( 6, стр. 74 - 75) отражено в его концепции  взаимозависимости. По Эриксону, необходимо изучать условия успешного разрешения каждого кризиса, ибо только в  результате интеграции достижений формируется  здоровая адаптированная личность: «Психологическая идентичность развивается из постепенной  интеграции всех идентефикаций». Взаимодействие между биологическими потребностями  индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития.
 
Психосоциальные стадии развития личности.
 
1. Младенчество: базальное  доверие/базальное недоверие.
 
Первая психосоциальная  стадия - от рождения до конца первого  года - соответствует оральной стадии по Фрейду. В этот период закладываются  основы здоровой личности в виде общего чувства доверия «уверенности», «внутренней определенности». Главным  условием выработки чувства доверия  к людям. Эриксон считает качество материнской заботы - способность  матери так организовывать жизнь  своего маленького ребенка, чтобы у  него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний. Главный из ритуалов - взаимное узнавание, которое сохраняется всю последующую  жизнь и пронизывает все отношения  с другим людьми. Надежда - ( оптимизм в отношении своего культурного  пространства) - это первое положительное  качество ЭГО, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта  «доверие - недоверие».
 
2. Ранее детство: автономия/стыд  и сомнение.
 
Этот период продолжается от 1 до 3 лет и соответствует анальной стадии по Фрейду. Постепенно расширяются  возможности к самостоятельным  действиям. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я то, что я  могу». Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). Разумная дозволенность способствует автономии ребенка. Таким образом, при удачном разрешении конфликта ЭГО включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализаци, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.
 
3. Возраст игры: инициативность/вина.
 
В дошкольном периоде, который  Эриксон назвал «возрастом игры» ,от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми  занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и ( 6, стр. 76 - 77) приобретение новых навыков, у  него появляется дополнительная ответственность  за себя, за более младших детей  и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я - то, что я буду делать».
 
Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала ,с помощью  которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связна с качеством  ааптивности, предприимчивости и стремлением  «атаковать» задачу, испытывая радость  от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми ( не только с родителями), с готовностью поддается  обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в  результате принятия социальных запретов формируется Супер - Эго, возникает  новая форма самоограничения. Родители, поощряя энергичные и самостоятельные  начинания ребенка, признавая его  права на любознательность и фантазию, способствует становлению инициативности, расширения границ независимости, развития творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком  сильное чувство вины. Дети охваченные чувством вины, пассивны, скованны и  в будущем мало склонны к продуктивному  труду.
 
4. Школьный возраст: трудолюбие/неполноценность.
 
Четвертый психосоциаллный  период соответствует латентному периоду  в теории Фрейда. Соперничество с  родителями своего пола уже преодолены. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи  и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической  стороне культуры. Универсальным  в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость  к обучению чему - то, что значимо  в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям). Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эгоцентричность ребенка теперь выражается так: «Я - то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал - совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в проявлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.
 
5. Юность эго - идентичности / ролевое смешение.
 
Юность, пятая стадия в  схеме жизненного цикла Эриксона, считается считаеться самым важным периодом в психосоциальным развитии человека: «Юность - это возраст окончательного ( 6, стр. 77 - 78). становления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда  будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни».
 
Эриксон уделили очень  большое внимание подростковому  и юношескому возрасту, считая его  центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 - 13 лет до примерно 19 - 20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и  связанными с ними требованиями. Подростки  оценивают мир и отношение  к нему. Они размышляют, могут  придумать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство. Осуществляется стихийный  поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». Задача подростка  состоит в том, чтобы собрать  воедино все имеющиеся к этому  времени знания о самих себе (какие  они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и так далее) и создать едины образ себя (эго - идентичность), включающий осознание  как прошлого, так и предполагаемого  будущего. Восприятие себя молодым  человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения. Реализация становится импровизацией - нахождение неожиданных  решений в ходе процесса и мгновенное его воплощение. Кроме того в ней  вычленяется идеологический аспект - процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным  идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть  политики тоталитарного режима. Согласно Эриксону:
 
Идеология - это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры.
 
Идеология предоставляет  молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные  с конфликтом идентичности. Резкие социальные, политические и технологические  изменения, неудовлетворенность общепринятыми  социальными ценностями Эриксон  рассматривает как фактор, который  так же может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению  чувства неопределенности, тревоги  и разрыва связи с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душного разлада и бесценности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, деликвентного (отклоняющегося поведения). В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смещение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям к собственной половой идентификации. ( 6, стр. 78 - 79).
 
Причиной этого может  быть и чрезмерная идентификация  с популярными героями ( кинозвездами, суператлетами, рок - музыкатами) и представителями  контрукльтуры (революционные лидеры, «бритоголовые», деликвентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность»  из ее социа
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.