На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Статистическая сводка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План

 


    Понятие о статистической сводке
 
     Получаемая  в процессе статистического наблюдения информация об отдельных единицах статистической совокупности характеризует их, как правило, с различных сторон. Например, при изучении торговли района собранные статистические данные о коммерческой деятельности отдельных торговых предприятий содержат соответствующую оценку работы каждого из них. Однако обобщающую характеристику по торговым предприятиям в целом можно получить систематизируя и обобщая полученную информацию, а также сводку, являющуюся второй стадией статистического исследования, в процессе которого осуществляется научная обработка собранного материала. В результате этого этапа индивидуальные данные превращаются в упорядоченную систему статистических показателей, дающих возможность в целом оценить коммерческую деятельность торговых предприятий, выявить закономерность их развития.
     Таким образом, статистическая сводка – систематизация единичных фактов, позволяющая перейти  к обобщающим показателям, относящимся  ко всей изучаемой совокупности и  ее частям, и осуществлять анализ и  прогнозирование изучаемых явлений и процессов.
     Применение  соответствующих приемов статистической сводки обусловлено характером и  формами развития изучаемых явлений. С их изменением должны видоизменяться и способы осуществления статистической сводки. Переход на рыночную экономику объективно меняет принципиальные подходы и ко второй стадии статистического исследования.
     Статистические  сводки различаются по ряду признаков: по сложности построения, месту проведения и способу разработки материалов статистического наблюдения.
     По  сложности построения сводка может прежде всего представлять общие итоги по изучаемой совокупности в целом, без какой-либо предварительной систематизации собранного материала. Она определяет общий размер изучаемого явления по заданным показателям. Это так называемая простая сводка. Она может быть вспомогательной, если содержащаяся в ней информация используется в дальнейшем для углубленного изучения статистической совокупности.
     Однако  сбор сведений и итоговое их обобщение  могут иметь самостоятельное значение. Ценность этого вида сводки возрастает в условиях рыночной экономики, поскольку и итоговые данные по основным показателям могут быть получены быстро и служить основой для принятия оперативных управленческих решений, связанных со сложившейся по конкретным товарам конъюнктурой рынка. Так, нередко в практике коммерческой деятельности обобщенные данные в целом, например, о состоянии товарных запасов, поступлении в реализацию отдельных товаров, о выполнении поставщиками своих договорных обязательств, имеют первостепенное значение для обеспечения нормального торгово-закупочного процесса, внесения необходимых коррективов в его осуществление.
     Статистическая  сводка в широком ее понимании  предполагает систематизацию и группировку цифровых данных, характеристику образованных групп системой показателей, подсчет соответствующих итогов и представление результатов сводки в виде таблиц, графиков.
     Выделение однородных и социально-экономическом  отношении групп является основой  статистической сводки исходной информации, непременным условием ее научной разработки и практического использования в коммерческой работе.
     Вся многогранная и сложная работа по статистической сводке исходной информации подразделяется на следующие этапы:
    формулировка задачи сводки на основе целей статистического исследования;
    формирование групп и подгрупп определенно группированных признаков, числа групп и величины интервала. Решение вопросов, связанных с осуществлением группировки, включая выделение существенных признаков, установление специализированных интервалов, поступление комбинированных группировок;
    осуществление технической стороны сводки, то есть проверка полноты и качества, собранного материала, подсчет различных итогов и исчисление необходимых показателей для характеристики всей совокупности и ее частей.
     Статистическая сводка осуществляется по специально составленной программе, содержание которой в большинстве своем отражается в системе моментов разработочных таблиц, позволяет получать данные по многим признакам и охарактеризовать объект, его отдельные части многочисленными показателями. В программе также указываются способы сводки данных статистического наблюдения.
     Способ  разработки статистической сводки может  быть централизованным и децентрализованным.
     При централизованной сводке все данные сосредотачиваются в одном месте и сводятся по разработанной методике. При децентрализованной сводке обобщение материала осуществляется снизу доверху по иерархической лестнице управления, подвергаясь на каждом из них соответствующей обработке. В условиях изменения форм хозяйствования, реальных рыночных отношений принципиально меняются приемы осуществления сведения статистической информации.
     1. Сокращается общегосударственная  и отраслевая отчетности, а объем  и разнообразие данных, связанных  с рынком и коммерческой деятельностью  в самих предприятиях и других уровнях, возрастают. Происходит упорядочение способов получения сводки и использование каждой единицы информации.
     2. Развиваются такие источники  данных, как выборочные обследования, единовременные учеты и другие пути получения необходимых сведений для управления коммерческими процессами, главным образом в низовых и средних звеньях отрасли.
     3. Для корректирующих, регулирующих  целей, обеспечивающих пропорционально-отраслевое развитие всего общества, централизованная форма сводки также будет совершенствоваться, изменяться по содержанию.
     4. Методы и формы организации  статистической отчетности как  один из видов сводки предполагается  дифференцировать с обязательным  условием сводимости применительно  к различным социальным типам  предприятий с тем, чтобы в полной мере характеризовать становление многоукладности экономики, социальную структуру народного хозяйства, в том числе и торговли.
     На  современном этапе в связи  с изменениями порядка сбора, обработки и выдачи информации, происходящими  на основе создания автоматизированных рабочих мест с использованием ПЭВМ, соотношения в способах систематизации информации складывается в пользу оцентрализованной сводки. Она преимущественно применяется в тех низовых звеньях, где был получен материал. В последующих разделах будет рассмотрена методика приемов обобщения и систематизации данных, которая может быть использована в коммерческой деятельности.
     Положив начало научной систематизации и  обработке исходной информации, сводка и группировка статистических данных служит тем самым базой для осуществления всестороннего анализа и прогнозирования коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
 

2. Методологические  вопросы статистических  группировок, 
их значения в экономическом исследовании

 
     Сводка  статистической информации, как правило, не ограничивается получением общих итогов по изучаемой совокупности. Чаще всего исходная информация на этой стадии статистической работы систематизируется, образуются определенные математические совокупности, то есть осуществляется статистическая группировка. Причем, различающиеся между собой единицы статистической совокупности по значениям изучаемого признака можно объединить в группы (по сходству или различию в существенном отношении).
     Например, признак квалификации продавцов представлен тремя категориями: первой, второй, третьей. При расчленении совокупности продавцов по этому признаку, получают группы коммерческих признаков работников по квалификации. Их можно дифференцировать и по стажу работы. Однако и здесь, систематизировав всю численность продавцов по признаку продолжительности времени работы, их можно объединить и отдельные группы по стажу, например, с трехлетним интервалом: до 3 лет, от 3 до 6, от 6 до 9, от 9 до 12 и так далее.
     Опираясь  на диалектическое единство синтеза и анализа как дополняющих друг друга способов познания, допуская определенную степень абстракции, статистическое исследование производит расчленение множества единиц изучаемой совокупности на различающиеся между собой , но внутренне однородные части и, одновременно с этим, объединяет их в типичные группы по существенному для них признаку. Именно при таком подходе к изучению социально-экономических явлений группировки являются важнейшим методом статистического исследования, позволяющим уловить переход количественных изменений в качественные, выявить закономерности их развития.
     Существование множества форм развития социально-экономических  явлений, а также конкретных целей  исследования и неоднородных по содержанию исходных данных обусловливает необходимость осуществления разнообразных приемов группировок. Их методологическую сущность можно сформулировать следующим образом: группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединении изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.
     Располагая  информацией по совокупности торговых предприятий, можно осуществить  группировку по одному или нескольким из следующих признаков: объему товарооборота, численности работающих, величине основных фондов и другие. Признаки, по которым производится распределение единиц наблюдаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками, или основанием группировки. Их правильный выбор определяется научным анализом законов развития тех явлений и процессов, по признакам которых и образуются различные группы.
     Особым  видом группировок являются классификации, получившие широкое распространение  в статистике. Объективная необходимость  разработки классификации обусловлена многообразием атрибутивных признаков при изучении многочисленных явлений и процессов, создающих трудности при отнесении единиц совокупности к определенной группе или классу. При наличии нескольких признаков у отдельной единицы статистической совокупности ее относят к определенной группе по признаку, имеющему преимущественное значение: кассир и продавец, шофер и грузчик и т.п.; в подобных случаях этих работников относят к конкретной группе по их основной деятельности.
     Классификация, представляющая устойчивую номенклатуру классов и групп, образованных на основе сходства и различия единиц наблюдаемого объекта, имеет фундаментальное значение для всего цикла статистических работ, особенно для составления баланса народного хозяйства, позволяющего следить за пропорциональностью экономического развития отдельных регионов. С помощью классификации общественных явлений вариация их признаков фиксируется в определенном системном виде. Классификации выступают в роли своеобразного статистического стандарта. Из множества такого рода номенклатур в качестве примера можно привести несколько классификаций из числа действующих в настоящее время: классификация производимой продукции, товаров народного потребления, учитываемых в розничном товарообороте, издержек обращения, а также классификации по труду – по профессиям, занятиям и другие.
     В современных условиях, связанных  с переходом к рыночной экономике, возникает потребность внесения соответствующих коррективов в действующие классификации и создания новых, отвечающих задачам коммерческой деятельности, коллективов, магазинов, объединений, ассоциаций и других предприятий, организаций торговли. Это прежде всего классификации деклараций доходов отдельных лиц или их групп, работающих в разных отраслях народного хозяйства, расширения номенклатуры продукции промышленности, классификации типов покупателей по характеру спроса, роду занятий, размеру и составу семьи и т.д.; сегментации рынка, то есть разделения покупателей на группы по целому комплексу, по ряду количественных характеристик, связанных с потребительскими свойствами товаров и другие.
     Наряду  с этим, в условиях рынка многократно  возрастает потребность в соответствующей  систематизации и группировке информации для характеристики договорных связей торговых предприятий с производителями товаров в исследовании емкости и насыщенности рынка отдельных регионов по конкретным изделиям, в изучении интенсивности покупательских потоков в отдельных магазинах и т.д.
     Одно  из требований, предъявляемых в процессе осуществления группировки, состоит в том, что образуемые группы должны быть реальными. Но это не означает, что они существуют в действительности в готовом виде. Чаще всего для их получения необходимы глубокое и всестороннее осмысление цели исследования, оценка исходной информации и учет других обстоятельств, связанных с изучаемым объектом. Только исходя из всей этой теоретико-методологической основы, делается заключение о возможных группах, способах образования и выделения их из всей совокупности. Этот вопрос является наиболее сложным и ответственным во всей методологии статистических группировок.
     Значение  статистических группировок состоит  в том, что они раскрывают объективное положение вещей и выявляют самые существенные черты и свойства изучаемых явлений, а также позволяют получать информацию о размерности отдельных групп, соотношении их в общей совокупности и о связях между изучаемыми показателями, характеризующими выделенные части, и признаками, положенными в основу группировки. Этого можно достичь в том случае, когда применение метода статистических группировок опирается на положения экономической науки.
 

3. Задачи  статистических группировок,  их виды

 
     Содержание  и приемы группировок многообразны. Различны и задачи, выполняемые ими. Однако принято выделять следующие  основные задачи, решаемые с помощью  метода статистических группировок: образование социально-экономических типов явлений; изучение строения изучаемых явлений и структурных изменений, происходящих в них; выявление связи между изучаемыми признаками.
     Для решения этих задач соответственно применяют типологические структурные и аналитические группировки. Следует отметить, что приведенная классификация статистических группировок по выполняемым ими задачам имеет некоторую условность, поскольку они на практике применяются в комплексе. Это обусловлено многогранностью процессов, протекающих в общественной жизни, в том числе и в коммерческой деятельности.

Типологические  группировки

     Важнейшим их содержанием является выражение  из множества признаков, характеризующих изучаемые явления, основных типов в качественно однородные.
     Типологические  группировки широко применяются  в экономических, социальных и других исследованиях. Необходимость проведения типологической группировки обусловлена прежде всего потребностью теоретического обобщения первичной статистической информации и получения на этой основе обобщающих статистических показателей. Именно в выделении социально-экономических типов явлений, позволяющих проследить зарождение, развитие и отмирание их, состоит основная задача типологических группировок.
     При использовании метода типологических группировок важное значение имеет правильный выбор группировочного признака. При атрибутивном признаке с незначительным разнообразием его значений число групп определяется свойствами изучаемого явления: группировка населения по половозрастному признаку, предприятий торговли – по формам собственности и т.д.
     Выделение типов на основе количественного  признака состоит в определении групп с учетом значений величины изучаемых признаков. При этом очень важно правильно установить интервал группировки, на основе которого количественно различаются одни группы от других, намечаются границы выделения их нового качества.
     Многообразие  общественных явлений обусловливает  необходимость дифференцированного  подхода к образованию и использованию  типологических группировок.
     Наряду  с выделением типов хозяйств, разделением  населения по социальным группам в практике коммерческих служб торговли и банка выделяются однородные группы, которые различаются между собой качественными особенностями. Эту многоярусность типологических группировок необходимо определить, поскольку социально-экономическую их сущность нельзя беспредельно расширять. Например, группировку магазинов по специализации не следует ставить в один ряд с социально-экономическими группировками, так как она отражает определенную специфику в характере организации труда и торгового процесса. Среди продовольственных могут быть магазины, разные по формам собственности, организации труда и другим признакам, которые нельзя включать в одну социально-экономическую группу.
     Приведем  пример типологической группировки (табл. 1.).
 


Таблица 1.
Распределение промышленной продукции 
произведенной в различных формах хозяйствования 
за отчетный период
 

Группы  предприятий по формам 
хозяйствования
Объем промышленной продукции, млрд. руб. В % к итогу
Государственные с традиционными 
методами управления
405,0 89,20
Арендные 19,0 4,19
Кооперативные 30,0 6,61
Всего: 454,0 100,0
 
     Приведенные данные характеризуют социально-экономический  состав промышленной продукции, а также  свидетельствуют о возникших в последнее время новых формах хозяйствования. Происходят изменения в социальной занятости работников в народном хозяйстве: увеличилось число работников в кооперативном и индивидуальном секторах экономики, что является отражением стратегии, социально-экономического развития нашего общества в условиях перехода к рыночной экономике.

Структурные группировки

 
     Выделенные  типы явления с помощью типологической группировки могут изучаться  с точки зрения их структуры и  состава. При этом используются структурные группировки. Это группировки, используемые для изучения строения изучаемой совокупности. В большинстве своем структурные группировки производятся на основе образования качественно однородных групп, хотя нередко они применяются и без предварительного расчленения совокупности на части.
     С помощью структурных группировок  изучается, например, состав товарооборота  по товарным группам; торговая сеть –  по специализации; работники торговли – по профессиям, возрасту, стажу работы, образованию и т.д. Так, группировка по образованию за ряд лет может характеризовать качественные сдвиги в рабочей силе по данному признаку. Структурная группировка, кроме того, позволяет оценить процесс концентрации, если в их основание положен существенный признак, что видно из данных таблицы 2. 

Таблица 2.
Группировка торговых предприятий  района 
по объему товарооборота (в процентах к итогу)
 

Группы  магазинов по объему товарооборота, тыс. руб. Число магазинов Различный 
товарооборот
Торговая  площадь
А 1 2 3
До 1700 21,87 11,22 18,05
    1700-2000
28,17 19,04 21,38
    2000-3000
21,87 20,00 19,08
    3000-4200
15,63 22,23 19,47
Свыше 4200 12,50 27,51 22,02
Всего: 100,00 100,00 100,00
 
     Приведенная в таблице 2. группировка содержит систему показателей, характеризующих  структуру изучаемой совокупности по ряду признаков, концентрацию торгово-закупочного процесса, нашедшего свое выражение в укреплении магазинов по величине товарооборота. Крупные магазины имеют большую долю в обороте, чем в общей их численности. Данная группировка, кроме того, позволяет выявить определенную последовательность в изменении показателей, характеризующих выделенные части. На практике структурная группировка с комплексным решением задач встречается довольно часто. Однако в коммерческой деятельности нередко применяется другой вид группировки. Так, для изучения явления, а также связи между отдельными признаками явления используются аполитические группировки.
     В торговле и сфере банка встречается  большое разнообразие взаимосвязей между группировками, выступающими в роли причины или следствия явления. Из них можно выделить следующие:
    когда фактором выступает количественный признак, а результативным – качественный;
    когда в основу группировки положен качественный признак, а результативным – представлен количественный;
    когда в роли фактора и результата выступает качественный признак;
    когда в группировке факторный и результативный показатели представлены количественным признаком;
     Наиболее  распространенный вид коммерческих связей представлен в таблице 3. 

Таблица 3.
Качество продукции и продолжительность договорных связей 
поставщиков с магазином
 

Продолжительность 
связей магазина 
с поставщиками, лет
Число поставщиков Доля  стандартной продукции, %
абсолютная 
величина
% к итогу
А 1 2 3
До 3 4 16 73
3-7 9 36 78
7-11 7 28 95
свыше 11 5 20 98
Итого: 25 100,0 88,5
 
     Данные  группировки позволяют сделать  вывод о том, что устойчивые и  надежные хозяйственные связи между  сторонами, основанные на договорах, оказывают  положительное влияние также  и на качество поставляемых товаров.

Комбинированные группировки

 
     Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинированной группировкой. При  этом группировочные признаки принято располагать, начиная с атрибутивного, в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей.
     применение  комбинированных группировок обусловлено  многообразием экополитических явлений, а также необходимостью их всестороннего изучения. Но увеличение числа группировочных признаков ограничивается уменьшением наглядности, что снижает эффективность использования статистической информации. Примером комбинированной группировки может служить разделение образованных групп по формам хозяйствования на подгруппы по уровню рентабельности или по другим признакам (производительность труда, фондоотдача и т.д.).
 

4. Принципы  выбора группировочного  признака. 
Образование групп и интервалов группировки

 
     Социально-экономические  явления отмечаются большим многообразием форм своего развития, и поэтому при группировке встает вопрос о выборе того признака, который адекватен цели исследования и характеру исходной информации. Руководствуясь теоретическими положениями экономической науки и исходя из задач исследования, для осуществления группировки необходимо из множества признаков выбрать определяющие.
     Определяющими являются признаки, которые наиболее полно и точно характеризуют  изучаемый объект, позволяют выбрать  его типичные черты и свойства.
     Важным  моментом при выборе группировочного  признака является необходимость учета изменившихся обстоятельств, в которых действует то или иное явление. Принцип соблюдения условия места и времени здесь должен выполняться.
     Статистические  группировки можно подразделить по признакам и соответствующим образом классифицировать:
1. По  форме выражения группировочные признаки могут быть атрибутивными, не имеющими количественного значения, и количественными, то есть признаками, принимающими различные цифровые характеристики у отдельных единиц изучаемой совокупности. При этом количественные признаки, в свою очередь, могут быть дискретными (прерывными), значения которых выражаются только целыми числами (число комнат в квартире и т.д.), и непрерывными, принимающими как целые, так и дробные значения (объем проданных населению товаров в стоимостном выражении, сумма издержек обращения).
2. По  характеру колеблемости группировочные  признаки могут быть альтернативными, которыми одни единицы обладают, а другие – нет (например, поставка товаров в магазин может быть качественной или некачественной), и имеющими множество количественных значений (например, размер торговой площади и величина фонда оплаты труда и т.д.).
3. По  той роли, которую играют признаки  во взаимосвязи изучаемых явлений, их подразделяют на факторные, воздействующие на другие признаки, и результативные, испытывающие на себе влияние других. В Одних случаях они являются факторными признаками, в других – результативными. Так, с одной стороны, величина прибыли предприятий торговли зависит от качества деятельности их коллективов, с другой – является основным источником дальнейшего расширения всего торгового потенциала. Таким образом, в первом случае прибыль выступает результативным признаком, во втором – факторным. А это положение имеет важное значение в статистическом исследовании коммерческой деятельности.
     Следующим важным шагом после определения  группировочного признака является распределение единиц совокупности по группам. Здесь встает вопрос о количестве групп и величине интервала, которые между собой взаимосвязаны. При прочих равных условиях чем больше число групп, тем меньше величина интервала и наоборот. Одним из основных требований, возникающих при решении данного вопроса, является выбор такого числа групп и величины интервала, которые позволяют более равномерно распределить единицы совокупности по группам и достичь при этом их представительности, качественной однородности. Оптимальная наполняемость интервалов является важным критерием правильности группировки. Например, в настоящее время пока не получили большого распространения в экономике страны арендные, кооперативные, акционерные предприятия, но для изучения перспектив развития целесообразно объединять их по объему основной производственной деятельности, товарообороту и другим существенным признакам в отдельные группы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.