На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пути преодоления финансового кризиса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
Содержание
Введение                                                                                                                 3     
1.      Финансовый кризис: понятие, механизм, значение                                 4               
1.1.           Понятие и причины финансового кризиса                                           4          
1.2.           Механизм финансового кризиса                                                           10       
2.      Пути преодоления финансового кризиса                                                  13   
2.1.           Политика антикризисного управления финансовыми кризисами    13
2.2.           Российская практика                                                                             21  
Заключение                                                                                                             26
Список использованных источников                                                                   27     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Понимание природы финансовых кризисов позволяет постичь суть такой экономической категории, как финансы, аналогично как изучение болезней является одним из эффективных путей исследования биоло­гии человека. Генезис международных финансовых отношений в рам­ках эволюции мировой валютно-финансовой системы демонстрирует тот факт, что смена финансовых формаций в мировом сообществе про­исходила в тесной связи с протеканием кризисных явлений в этой сфере. Присутствие финансовой нестабильности на всех этапах развития де­нежных отношений подтверждает тезис о том, что история монетарной экономики — это история финансовых потрясений.
Отсутствие или минимальная способность государственных властей предотвращать и преодолевать финансовые потрясения вызывает необхо­димость координации их действий в рамках разнообразных интеграцион­ных сообществ или других международных финансовых объединений и организаций. Однако гарантированная внешняя помощь порождает недисциплинированное поведение государства и других субъектов фи­нансового рынка, которые, рассчитывая на финансовую поддержку, берут на себя излишне высокие риски. Решением этой проблемы является Диверсифицированный подход к получателям внешних финансовых ресурсов на основе выполнения ими пакета стабилизационных программ, включающий в себя своевременную диагностику финансовой сферы и принятие мер по предотвращению приближающейся нестабильности.
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Финансовый кризис: понятие, механизм, значение                                             
1.1.           Понятие и причины финансового кризиса                                                  
Обращаясь к определению финансового кризиса, можно с уве­ренностью утверждать, что в научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов отсутствует единый подход к выделению чет­ких рамок возникновения и протекания финансовой нестабильно­сти. Само понятие финансового кризиса настолько разнится, что не позволяет определить сущность этой категории.
Многие ученые-экономисты рассматривают финансовый кризис как кризис финансовой системы, другими словами — финансовый сис­темный кризис. Так, А.Г. Грязнова в коллективно разработанном в 2002 г. «Финансово-кредитном энциклопедическом словаре» под финансовым системным кризисом понимает глубокое расстройство функционирования основных составляющих финансовой системы страны. Финансовый системный кризис, по ее мнению, выражается в полной неплатежеспособности основных финансовых институтов и сопровождается «финансовой паникой». Такое институциональное понимание финансовой системы, которое разделяется многими за­падными учеными, приводит к тому, что финансовый кризис часто ассоциируется с банкротством кредитных учреждений и заменяется на банковский кризис. Такой подход не всегда верен, т.к. ограничива­ет нестабильность финансов рамками их системы.
Если рассматривать финансовый кризис как более широкое понятие, нежели системный кризис, т.е. как нарушение стабильно­сти в самих финансах, то необходимо определиться с самой катего­рией «финансы». Принимая точку зрения, которую предложил Н.Е. Заяц в коллективной работе «Теория финансов», под финанса­ми следует понимать специфическую форму производственных от­ношений, возникающих по поводу распределения и перераспреде­ления части общественного продукта, главным образом чистого Дохода, и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели Расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей. Исходя из данного определения под финансовым кризисом можно понимать нарушение распределительного процесса объекта финансовых отношений и неспособность в связи с этим формировать централизованные и децентрализованные фонды. Со­ответственно, получается, что объект финансов выступает и объек­том финансовой нестабильности. Дискуссионность относительно выбора объекта финансов не позволяет однозначно провести его определение. Поэтому, в данном случае, следуя выбранному опре­делению финансов, под объектом понимается валовой внутренний продукт (ВВП) или национальный доход как часть ВВП на уровне государства и прибыль на уровне предприятий.
Важно отметить, что выделение двух уровней финансовых от­ношений (централизованные и децентрализованные финансы) не позволяет четко уяснить направленность финансовой нестабильно­сти. Многие ученые сходятся во мнении, что финансовый кризис — это все-таки кризис государственных финансов (А.А. Благодатин, Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг), поэтому при рассмотрении финансо­вой нестабильности акцент должен ставиться на централизованные фонды, а национальный доход исследоваться как объект кризиса. Данная точка зрения может быть разделена и учеными, утверждаю­щими, что самим финансам свойственна императивность, т.е. вла­стный характер, обеспечивающий функционирование государства, при этом исключая финансы предприятий из финансовой науки (А.М. Александров, Э.А. Вознесенский, Б.М. Сабанти). В частно­сти, Л.А. Дробозина в коллективной работе «Финансы. Денежное обращение. Кредит» рассматривает финансы как совокупность де­нежных отношений, организованных исключительно государством, в процессе которых осуществляется формирование общегосударст­венных, т.е. централизованных, фондов денежных средств для осу­ществления экономических, социальных и политических задач.
Исключение децентрализованных финансов из его определе­ния дает возможность более четко выявить сущность финансового кризиса как кризиса государственных финансов. Однако на данном этапе понимания финансов возникает вопрос, что относить к объ­екту финансов: национальный доход или валовой внутренний про­дукт. ВВП, кроме национального дохода, включает в себя и другие составляющие, которые наглядно видны в формуле:
 
ВВП= С+V + М,
 
где С — фонд возмещения израсходованных средств производства (постоянный капитал — амортизация, сырье, топливо и т.д.); V — фонд
заработной платы (переменный капитал — цена рабочей силы, ис­пользованная в производственном процессе); М — прибавочная стоимость (национальный доход или прибыль).
Национальный доход является не единственным источником фор­мирования централизованных фондов, что характеризует финансы. Очевидно, что при отсутствии прибыли у предприятий отчисления в бюджет, исходя из подхода об уникальности этого источника, не бу­дут производиться. Однако бюджет, во-первых, является не исключи­тельным централизованным фондом, существуют и другие фонды, которые формируются не из прибыли, во-вторых, он формируется не только из налоговых поступлений из прибыли. В развивающихся и странах с переходной экономикой, например в Республике Бела­русь, поступления из прибыли не являются доминирующими в госу­дарственном бюджете. Таким образом, на наш взгляд, при выборе объекта финансов из ВВП и национального дохода предпочтение от­дается первому элементу. Следовательно, финансовый кризис должен рассматриваться как резкое падение ВВП, которое привело к наруше­нию процесса формирования и распределения централизованных фондов государства.
Вместе с тем было бы не верным полностью исключить финан­сы предприятий из определения финансового кризиса. Формирова­ние и динамика ВВП во многом зависят от деятельности предпри­ятий, а массовые банкротства субъектов хозяйствования повлекут за собой нарушение в платежной системе, убыточности кредитно-фи­нансовых учреждений, а это уже является рассмотренным выше ин­ституциональным определением финансового системного кризиса. Поэтому финансы предприятий должны быть включены в понятие финансовой нестабильности как система экономических отноше­ний по формированию и использованию децентрализованных фон­дов, сбой в которой приведет к снижению ВВП. Другими словами, децентрализованные фонды — это не конечный, а промежуточный объект финансового кризиса. Объект, который, как и конечный ВВП, включает в себя не только децентрализованные фонды из прибыли (фонд потребления и накопления), но и амортизационный фонд и фонд заработной платы.
Массовый кризис финансов предприятий может быть вызван как внешними, так и внутренними факторами. К внешним факто­рам можно отнести стихийные бедствия, военные конфликты, из­менение ситуации на мировых рынках и т.д., а к внутренним — по­литическую нестабильность, изменение законодательства и др. Эти
факторы практически являются первоначальным источником фи­нансовой нестабильности, влияя сперва на промежуточный объект, а затем и на конечный объект финансового кризиса.
Что же касается содержания финансового кризиса, то здесь наи­более ценным является мнение российского ученого А. В. Аникина, который выделяет такие компоненты финансового кризиса, как бюд­жетный, банковский, денежного обращения, валютный и биржевой. При этом сами элементы нестабильности характеризуются следующим образом:
*              бюджетный кризис может включать дефицитность государст­венного бюджета, плохую собираемость налогов, рост государствен­ного долга, в крайних случаях дефолт (отказ от выплаты процентов и капитала) по этому долгу;
•              банковский кризис — резкое повыше­ние ставок ссудного процента, ухудшение состояния банков, массо­вый невозврат ссуд, недостаток капитала и ликвидности банков, банковские банкротства (говорят также о долговом кризисе, имея в виду чрезмерный рост долгов, внутренних и особенно внешних, государства и предприятий вплоть до невозможности погашения этих долгов);
?      кризис денежного обращения — нарушение денежных расчетов в экономике, развитие денежных суррогатов, нехватка наличных денег (этот кризис имеет инфляционный характер и связан с обесценени­ем национальной денежной единицы — всеобщим повышением уровня цен);
?      валютный кризис, охватывающий внешнефинансовую сфе­ру, — ухудшение платежного баланса по текущим операциям, уход (бегство) капитала и дефицит платежного баланса по капитальным операциям, истощение валютных резервов, резкое понижение курса
национальной валюты (девальвация), возможно также введение и усиление валютных ограничений;
?      биржевой (фондовый) кризис — резкое падение курсов ценных бумаг, особенно акций, уменьшение операций фондового рынка, сокращение и прекращение новых эмиссий ценных бумаг, банкрот­ство фирм по торговле ценными бумагами.
Итак, завершая краткий обзор исследований отечественных ученых и ученых стран СНГ, можно заключить, что такой «не запад­ный» подход к определению сущности финансового кризиса позволя­ет нам вывести следующую дефиницию. Финансовый кризис — это нарушение равновесия в функционировании системы финансовых отношений, проявляющееся в нестабильности финансов предпри­ятий и кредитно-финансовых учреждений и выраженное в резком падении ВВП, которое привело к нарушению процесса формирова­ния и распределения централизованных фондов государства. При этом финансовый кризис состоит из бюджетного, денежного обра­щения, банковского, биржевого и валютного.
Современные западные интерпретации финансового кризиса дают более четкие определения. Наибольшую известность получили работы Ф. Мишкина, которые дают следующую дефи­ницию финансового кризиса. Финансовый кризис — это процесс дезорганизации финансового рынка, при котором проблемы небла­гоприятного отбора  и психологического риска   приводят к тому, что финансовые рынки перестают играть роль канала по передаче финансовых ресурсов субъектам с наилучшими инвестиционными возможностями. Главными ха­рактеристиками этого определения выступают неблагоприятный отбор и психологический риск. Вместе они являются каналом реали­зации более сложной проблемы асимметрии информации, которая нарушает равновесие в функционировании фи­нансовой системы.
Асимметрия информации — это ситуация, когда один из участни­ков сделки владеет частной информацией, которую он может частич­но по своему усмотрению раскрыть, и когда преодоление подобной асимметрии другой стороной возможно только при значительных за­тратах. Например, заемщик обычно обладает лучшей информацией о потенциальном доходе и риске, связанном с инвестиционным проек­том получаемых сумм, нежели кредитор. Как уже отмечалось, двумя каналами реализации этой проблемы выступают неблагоприятный отбор и психологический риск.
Неблагоприятный отбор характеризует механизм ошибочного вы­бора контрагента или партнера, который ведет к созданию отноше­ний, подверженных риску. Проблема неблагоприятного отбора на рынке как следствие асимметрии информации. Она возникает из-за того, что наиболее активными в поисках финансирования являются заемщики, находящиеся в трудном финансовом положении и кото­рые будут не в состоянии погасить полученный кредит. Поскольку банк не в полной мере может оценить вероятность успешного осуще­ствления всех проектов, он вынужден выработать условия финанси­рования проектов со средним уровнем риска. Таким образом, для проектов с высоким уровнем риска эти условия могут быть более вы­годными по сравнению с теми проектами, уровень риска которых ниже. Предотвращению неблагоприятного отбора способствует ин­формация, полученная кредитором о заемщике, либо опыт и исполь­зуемые методы оценки риска, либо продолжительное сотрудничество с заемщиком.
Психологический риск существует в том случае, когда контрагент после заключения контракта осуществляет действия, ставя­щие под сомнение успешное выполнение этого контракта. Напри­мер, с точки зрения кредитора изменение условий финансируемого проекта на более рискованный может стать причиной изменения вероятности возврата кредита. Психологический риск можно мини­мизировать посредством мониторинга действий субъекта хозяйст­вования в процессе использования им заемных средств, а также оценки его финансового положения.
 
 
1.2.           Механизм финансового кризиса
 
 
Под долговым кризисом понимается массовое банкротство субъектов хозяйствования и дефолт по суверенным долгам государ­ства. Валютный кризис пока определим через проявление в резких колебаниях курса денежной единицы, в крупном сокращении золо­товалютных резервов, в серьезном ухудшении валютной ликвидно­сти государства. Основными характеристиками банковского кризиса выступают: массовое изъятие вкладов из коммерческих банков, рез­кое сокращение банковского и коммерческого кредита, повышение ссудного процента, рост финансовых банкротств. Следовательно, сочетание всех этих трех компонентов позволяет нам говорить о полноценном финансовом кризисе. В ином случае речь будет идти лишь о частях финансовой нестабильности.
Одновременное протекание валютной и банковской неста­бильности носит название двойного кризиса. Недове­рие населения к национальной валюте может в какой-то момент спровоцировать «набег» вкладчиков на банки с целью изъятия своих депозитов, номинированных в национальных денежных единицах. Это приводит к банковскому кризису, при котором давление на ва­люту неизбежно возрастает, потому, что банки могут иметь внеш­нюю задолженность, возврат которой окажется под вопросом, и по­тому, что схемы гарантий депозитов вкладчиков могут потребовать дополнительных государственных расходов, а это может повлечь новый виток инфляции и девальвации. Кроме того, при отсутствии ограничений на вывоз капитала финансовые активы, номинирован­ные в национальной валюте, будут переводиться в иностранные ва­люты, так что внутригосударственный банковский кризис неизбеж­но приведет к валютному.
Непосредственно преобразование банковского кризиса в двойной происходит в два этапа. Первое время, обычно по причине финансовой либерализации движения капитала в страну, резко возрастает количе­ство заемщиков, что сопровождается ростом необеспеченных займов. Отсутствие необходимого опыта банковских работников, наличие сла­бой системы пруденциального управления, увеличение процента левериджа (отношения заемных средств к собственным) в корпоративном секторе — все это создает видимость слабости кредитной системы го­сударства и неспособности поддерживать обменный курс националь­ной валюты на определенном уровне. Как следствие наступает второй этап двойного кризиса, когда инвесторы уже психологически склон­ны начать спекулятивный террор на валюту страны, ожидая лишь по­вод, которым может стать любое событие (например, политическое убийство кандидата в президенты (Мексика, 1994 г.).
В другой ситуации, когда двойной кризис приобретает форму не банковско-валютного, а валютно-банковского шока, типичной причиной его возникновения является злоупотребление властями эмиссионной политикой для финансирования бюджетного дефици­та при условии использования режима фиксированного обменного курса или «грязного плавания» на уровне, противоречащем другим целям монетарной политики. Аналогично предыдущему случаю, если у населения возникают сомнения в способности или желании правительства поддерживать установленный предел обменного кур­са, то следующим шагом станет всеобщий сброс национальной ва­люты через финансовых посредников (обычно банки), что порож­дает ажиотажный спрос и банковский кризис.
Итак, резюмируя западное направление науки в сфере финансо­вых потрясений, можно сделать вывод, что сущность и содержание финансового кризиса состоит в следующем. Финансовый кризис — это расстройство процесса функционирования финансового рынка, которое проявляется в обесценении национальной валюты, истощении ва­лютных резервов, массовом банкротстве кредитно-финансовых учре­ждений, несостоятельности субъектов нефинансового сектора и дефол­те по суверенным долгам. Финансовый кризис состоит из валютного, банковского и долгового, которым предшествует биржевой, частично вызванный падением уровня инфляции в стране.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Пути преодоления финансового кризиса                                                    
2.1.           Политика антикризисного управления финансовыми кризисами
. Международные фи­нансовые организации, созданные на одной из конференций, воз­ложили на себя обязательства по решению этой проблемы. Однако подойдя к новому столетию, их деятельность вызывает сомнение общественности и даже опасения в том, что эти финансовые орга­низации не только способствуют устранению нестабильности, но и усугубляют, а порой и вызывают ее. В этой связи необходимо про­вести институциональную реформу валютной системы.
Таким образом, построение новой финансовой архитектуры требует решения трех основных проблем: выбор валютного режима, предотвращение финансовых кризисов с помощью предупреждаю­щих индикаторов, институциональная реформа. Важно отметить, что в рамках этой новой системы, возможно, потребуется опреде­лить локомотив дальнейшего финансового развития мирового сооб­щества. Проблема выбора режима обменного курса является важной не только в решении вопросов предотвращения финансовой неста­бильности, но и в достижении эффективного функционирования
монетарной и экономической системы государства. Пришедшая в 1970-х гг. свобода выбора валютного режима не сократила количе­ство случаев финансовых потрясений в мировом сообществе. Ана­литики и специалисты международных финансовых организаций пытались эмпирическим путем решить проблему выбора для фор­мирования однозначных рекомендаций о приоритетности того или иного механизма курсообразования. В условиях глобализации мирохозяйственных связей и либера­лизации внешнеэкономических валютно-финансовых отношений сформировалась относительная гегемония американского доллара в рамках мирового валютного пространства. Проникновение долла­ра во внутринациональный денежный оборот многих государств, а порой и полное вытеснение вплоть до его официального призна­ния в качестве национальной денежной единицы заставило эконо­мистов всего мира всерьез рассмотреть сущность данного явления с выделением его негативных и положительных сторон как для на­циональной экономики, так и для мирового сообщества в целом. В экономической теории существует несколько определений долларизации, каждое из которых на практике сводит­ся к использованию иностранной валюты в качестве денежного средства и хранению резидентами страны своих активов в наличной иностранной валюте и в виде валютных вкладов в отечественных банках. Исходя из мирового опыта можно выделить две формы дол­ларизации. Первая, в последние годы получившая особое распро­странение в странах с переходной экономикой, отражает большую степень вкладов и депозитов в иностранной валюте в широком по­казателе денежной массы, включающем эти депозиты. В экономи­ческой литературе данное понятие часто понимается как коэффи­циент долларизации, однако, на наш взгляд, следует несколько расширить рамки валютных ценностей, которые сравнивают с де-
Механизм валютного совета или использование политики валютного управления.
Понятие механизма валютного совета характеризуется следую­щими основными особенностями:
?      жесткая фиксация курса национальной валюты к иностранной;
?      автоматическая конвертируемость, т.е. постоянно обеспе­ченная возможность в любой момент обменять местную валюту на резервную по фиксированному курсу;
?      наличие достаточного объема резервов иностранной валюты, который, по меньшей мере, не уступал бы стоимостной оценке де­нежно-кредитных обязательств для выполнения предыдущего усло­вия (обычно 105-110% покрытия национальной денежной массы, на случай внезапных потрясений, связанных с падением цен акти­вов, составляющих резервы);
?      запрет на операции центрального банка на открытом рынке, при жесткой фиксации валютного курса ограничиваются его возможности оперировать косвенными инструментами (маневрировать процентными ставками) и в целом выполнять свои регулирующие функции;
?      запрет центральному банку проводить кредитование правительства, банковской системы и любого другого субъекта;
?      достижение разумного оздоровления финансовой системы,
?      готовность допущения банкротства слабых банков;
?      принятие долгосрочного обязательства проводить указанную | политику, которое должно быть оформлено в виде закона или упомянуто в банковском кодексе для того, чтобы защитить от угрозы ; политического вмешательства.
С институциональной точки зрения механизм валютного совета представляет собой учреждение на основе Центробанка страны, которое осуществляет эмиссию национальной валюты исключи­тельно путем покупки иностранной валюты. Прибыль совета, как правило, образуется как разница между процентами по принадле­жащим ему ценным бумагам в резервной валюте и расходам на эмиссию и передается правительству в полном объеме за вычетом сумм, необходимых для покрытия издержек по эмиссии и для под­держания требуемого законом уровня резервов. Валютный совет не проводит целенаправленной монетарной политики, а объем денеж­ного предложения, т.е. сумма банкнот и монет на руках населения и депозиты в коммерческих банках, определяется рыночной конъ­юнктурой. Обычно валютное правление имеет небольшое количест­во штатных работников, которые значительно сокращают свою ра­боту, передавая часть инвестиционных и регистрационных функций внешним организациям (крупным коммерческим банкам). Совет директоров валютного правления (3—8 человек) руководит только деятельностью менеджеров, не оказывая влияния на проводимую политику. Персонал правления выполняет лишь две функции: кон­версию национальной и резервной валют и инвестирование свобод­ных средств в первоклассные ценные бумаги. Важным фактором долгосрочности функционирования учреждения является его поли­тическая независимость, отсутствие которой превращает валютное правление в полноценный Центробанк.
В процессе реформирования мировой финансовой архитекту­ры акцент должен быть поставлен на предотвращение финансовых кризисов как наиболее эффективную форму антикризисного управ­ления. Однако для успешного предотвращения финансовой неста­бильности необходим не только соответствующий ряд инструмен­тов, рычагов и финансовых ресурсов, но и такой важный компонент, как время. Последний же достигается благодаря своевременному оповещению о приближающейся волне финансовых потрясений. Безусловно, каждый элемент финансового кризиса, как валютный, банковский или долговой, обладает своей собственной системой сигналов-индикаторов, которые предупреждают об усилении уязви­мости экономики. Так же как сами эти элементы финансового кри­зиса в своем функционировании тесно переплетаются, так и неко­торые показатели могут одновременно свидетельствовать об угрозе двойного или какого-либо другого кризиса. Поэтому, наряду с об­щей методикой по созданию системы индикаторов, которая нами будет предложена далее, существуют также специфические особен­ности каждого из элементов финансовой нестабильности, система­тизация которых позволит достичь поставленных в этой главе целей, т.е. диагностировать финансовую сферу экономики.
Прежде чем непосредственно обратиться к построению систе­мы индикаторов, целесообразно выделить ее необходимость в ме­ханизме антикризисного управления и развития экономики в це­лом. По этому поводу существуют два умозаключения. Во-первых, процесс финансовой нестабильности является весьма затратным для подверженных ею стран. На протяжении последних двух деся­тилетий для преодоления банковских кризисов власти тратили фи­нансовые ресурсы в среднем около 10% от ВВП. Аналогичная си­туация складывалась и при возникновении девальвации и дефолта. В этой связи сигналы-индикаторы необходимы для снижения фи­нансовых затрат на преодоление потрясений и их последствий для экономики, т.е. для формирования эффективного предупреждаю­щего механизма. Во-вторых, рыночные показатели уязвимости фи­нансового кризиса не всегда могут в должной мере (т.е. заранее) сигнализировать о приближении нестабильности. Особенно это проявляется в условиях недостатка объективной информации о платежеспособности заемщика или ликвидности кредитора. К тому же рынок может оказаться подвержен влиянию информации, которая не соответствует реальной макроэкономической ситуации. Поэтому
сигналы-индикаторы более достоверно, нежели рыночные показа­тели, могут предупредить о возможности наступления финансовой нестабильности.
Методика диагностирования финансовой сферы, которая пред­полагает определение сигналов-индикаторов, на наш взгляд, должна состоять из шести этапов.
На первом этапе, необходимо провести выборку стран, на основе которой будет проводиться отбор индикаторов. Безусловно, простейшим способом реализации этой операции является использова­ние опыта одной страны, которая испытала глубокий финансовый кризис (например, Аргентина, Турция и т.д.). Однако специфика каждого отдельного финансового потрясения не позволяет прово­дить обобщения, поэтому в исследование необходимо включать не­сколько стран. Обычно в зарубежных работах используют группы, включающие в себя от 25 примеров и более. При этом целесообраз­но использовать месячные, а иногда и недельные значения показа­телей для наглядности получаемых результатов. Очевидно, что чем большее количество стран будет включено в исследование и чем меньше будет временной разрыв между значениями индикаторов, тем точнее будут полученные интересующие нас сигналы. Между тем специфические особенности отдельных стран часто выступают ис­ключениями из правил, поэтому заведомо искажают результаты. Следовательно, при выборке стран необходимо использовать также и субъективный фактор, который позволит избежать включения в группу стран, не всегда следующих законам рынка, т.е. классифи­цировать их по степени развитости экономик.
На втором этапе, при построении системы индикаторов, необхо­димо четко определиться с дефиницией финансового кризиса. Воз­вращаясь к главе 1.2, можно отметить наличие множества определений этого процесса. Однако для практических расчетов более полезным будет не концептуальное понятие финансовой нестабильности, а ее детальное эмпирическое понимание, т.е. отдельное рассмотрение ее элементов — валютного, банковского и долгового кризисов. Для
Третьим этапом процесса диагностики является определение такого свойства сигналов-индикаторов, как их предупредитель­ность. Другими словами, необходимо определить временной проме­жуток, в котором сигнализирует используемый нами индикатор и предупреждает о наступлении кризиса. Как известно, валютные и долговые кризисы длятся в среднем менее одного года, а банков­ские — около 4—5 лет. Причина очевидна: преодоление валют -но-долговой нестабильности ложится на плечи государства, которое пытается восстановить свой имидж среди инвесторов и всего миро­вого сообщества. Банковскую панику приходится преодолевать пре­имущественно самим банкам с некоторой долей помощи кредито­ров последней инстанции. В этой связи индикаторы уязвимости страны валютным и долговым проблемам функционируют,
Четвертый этап является одним из самых важных и предполагает непосредственно отбор сигналов-индикаторов. Данная операция должна быть основана на экономической теории и результатах эмпирических исследований специалистов в этой области. Технически распределение индикаторов можно объединить с пятым этапом диаг­ностики, поэтому этот механизм будет рассмотрен ниже. Важно от­ветить, что, несмотря на необходимость различать индикаторы по цементам финансового кризиса, т.е. сигналы, относящиеся к ва­тной, банковской или валютной нестабильности, целесообразно выделить показатели, предвещающие не только специфический финансовый кризис, но и циклический.
Систематизировав необходимый набор индикаторов при пере­ходе на пятый этап диагностики, требуется определить пороговые значения действия этих показателей.
Шестым и заключительным этапом диагностики является про­ведение операции по выявлению страны, которой грозит финансо­вый кризис. Для этого необходимо подставить значения показателей государства в пороговые рамки индикаторов и получить интересую­щий нас результат.
Даже самые лучшие сигналы-индикаторы предсказывают финансовый кризис с вероятностью 80-100%. К тому же даже они могут
посылать неверные сигналы, не говоря уже о менее надежных показателях, которые по-разному могут предупреждать о наступлении валют­ой, банковской и долговой нестабильности. Вместе с тем это отнюдь ре означает, что финансовые потрясения не могут быть предотвращен помощью предупредительных сигналов-индикаторов.
В целом банковскую панику труднее предсказать, нежели
дефолт или девальвацию. Причина заключается в том, что регламентированная доля участия государства в форме разработки и декларации основ бухгалтерского учета в банках, стандартов деятельности и банкротства кредитных учреждений не всегда обеспечивает «надежность финансово-кредитной системы, подвергая ее угрозе.  В финансовой нестабильности. Действительно, трудно прогнозировать финансовый кризис, обусловленный неконтролируемым функционированием частных банков, что вызвано несовершенством законодательства и большим количеством высокорисковых операций (банкиров. В отличие от банковской паники, валютный кризис и де­фолт по государственным обязательствам находятся в сфере влия­ния государства, поведение которого проще прогнозировать, неже­ли частных кредиторов или заемщиков.
Дл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.