На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы применения налога на добавленную стоимость в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Академия права и управления
Пермский филиал
________________________________________
юридический факультет
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
по дисциплине  «Налоговое право»
Тема: «Проблемы применения налога на добавленную стоимость в Российской Федерации»
Вариант № 4
Зачетная книжка № 03-06/144
Группа № 2
 
 
 
Выполнил: студент-заочник
V курса (набора 2006 г.)
Сивухин С.П.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                              (Ф.И.О.)
г. Пермь, ул. Янаульская, 8-24
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
             (домашний адрес)
 
285-53-65     274-60-35
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(тел.дом.)                  (тел.служ.)
 
 
 
 
                                                         Пермь 2011 г.
 
 
 
 
Содержание
 
 
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Теоретические основы и роль  налога на добавленную стоимость в РФ……4
2. Проблемы принятия НДС к вычету при расчетах…………………………...13
3.  Проблемные вопросы вычета НДС по авансам……………………...………21
4. Незаконное возмещение НДС…………………….…………………………...26
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы

Введение
Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода. В России роль налогообложения как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики и сокращением сферы прямого государственного регулирования.
С помощью налогов государство достигает относительного равновесия между общественными потребностями и ресурсами для их удовлетворения. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития и вытекает из функций и задач государства, выполнение которых требует средств. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений.
Налоги являются одним из важнейших рычагов управления и обеспечивают взаимосвязь общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
На современном этапе развития страны возрастает роль налоговой системы в поддержке инновационной активности, которая заключается в создании условий для спроса на инновационную продукцию, для модернизации, то есть для инвестиций в новые технологии.
 
В последние годы налоговая политика в Российской Федерации последовательно двигалась в указанном направлении. В результате, законодательство о налогах и сборах уже сегодня содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области осуществления научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (НИОКР)
Одним из налогов играющих важную (и, возможно, важнейшую) роль в системе налогообложения является налог на добавленную стоимость. Преимущества НДС заключаются в его высокой доходности, он имеет распространенную налогооблагаемую базу, и практически каждый человек уплачивает этот налог не независимо от того, какой доход получает[1].
В Россию он пришел сравнительно недавно, и в процессе его применения возникает очень много проблем. Являясь важнейшим элементом в системе налогообложения, этот налог оказывает влияние не только на уровень налоговых поступлений, но и на состояние оборотных средств налогоплательщиков. По этой причине особое значение приобретает установленный порядок применения НДС (объект обложения, облагаемый оборот, количество налоговых льгот), который в настоящее время является достаточно сложным, запутанным для многих налогоплательщиков, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между работниками налоговых инспекций и разными категориями плательщиков НДС.                                                       
              Рассмотрение некоторых проблемных вопросов применения НДС в Российской Федерации является целью моей курсовой работы.
 
          
 
 
 
1. Сёмкина Т.И. О возможностях НДС//Налоговая политика и практика. 2010. №2.-С.28
1. Теоретические основы и роль налога на добавленную стоимость  в РФ.
Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения[2].
Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля[3]. Однако, это представляется маловероятным.
Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, формирующим федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.
Основным законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации.
В российском законодательстве налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.
 
2.Сидорова Н.И Специфика и функции НДС. Финансы, 2008 г.
3. Барулин С.В. Теория и история налогообложения. М.: Экономистъ, 2006г
НДС охватывает все стадии производства и продажи продукции, включая стадию розничной торговли. Однако это совсем не обязательно.
Налог на добавленную стоимость на стадии оптовой торговли — это промежуточный этап распространения его на последующие стадии движения товаров. НДС в сфере обрабатывающей промышленности и импорта — наиболее распространенное явление, позволяющее развивающейся экономике взимать аналог по принципу возрастающей стоимости и способствовать приспособлению торговой сферы к системе зачета. Поскольку в большинстве случаев мелкий бизнес освобождается от налога, то "де-факто" НДС становится налогом в основном на импорт и крупный бизнес в промышленности [4].
Сборщиком НДС является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара до момента акта продажи (НДС добавляется к продажной цене товара, но указывается отдельно). Из выручки он вычитает НДС, который был уплачен при покупке товаров. Разница между этими налогами выплачивается государству. Смысл компенсации (зачета) НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом сумму заработной платы, процентов, ренты, прибыли и других факторов производства.
Продавец не несет никакого экономического бремени при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена им поставщикам (система зачета).
Смысл этого механизма состоит в том, чтобы переложить налог на конечного потребителя. Последний выплачивает этот налог в форме части конечной продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его. Психологические преимущества НДС состоят в том, что высокий доход от поступления достигается почти незаметно, т.к. конечные потребители неосознанно уплачивают НДС в стоимости товаров, таким образом, избегается конфронтация с фактическими налогоплательщиками и уменьшается сопротивление общества при изменении налога[ 5].
4. Лобачева Е.С. О налоге на добавленную стоимость // Налоговый вестник, 2005
5.Сидорова Н.И Специфика и функции НДС. Финансы, 2008 г
 
Поэтому НДС является налогом на потребление, бремя которого несет конечный потребитель. В отличие от прочих видов налога с оборота НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей.
Как уже было сказано, базой для расчета налога выступает облагаемый оборот, которым является стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из следующих цен: свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых оптовых цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых розничных цен (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок) и тарифов, включающих в себя НДС.
Свободные рыночные цены формируются исходя из затрат, связанных с производством и сбытом продукции, и прибыли, учитывающей конъюнктуру рынка, качество и потребительские свойства товаров (работ, услуг). Предприятия реализуют товары (работы, услуги) по ценам, увеличенным на сумму НДС, рассчитанную по установленной ставке (18%, 10% или 0%). В окончательном виде свободная (рыночная) цена реализации включает в себя полную себестоимость (издержки производства и обращения) этих товаров (работ, услуг); прибыль, акцизы (для подакцизных товаров) и НДС.
Основной функцией НДС является – фискальная (распределительная), т. е. реализуется главное назначение данного налога – формирование финансовых ресурсов государства (в среднем НДС формирует 13,5% бюджетов стран, где он применяется). При этом для НДС характерен ряд свойств:
. фискальное – как было сказано, пополнение государственной казны;
. регулирующее, осуществляемое через налоговый механизм;
. стимулирующее, осуществляемое через систему льгот и предпочтений.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что сущность и назначение НДС сводятся к следующему:
1. стремление увеличить государственные доходы от налогов на потребление; НДС имеет потенциально широкую базу обложения;
2. предпочтение облагать расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров и услуг (плательщик НДС – конечный потребитель товаров и услуг).
Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому при исчислении и уплате НДС у налогоплательщиков возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее, по объему платежей НДС занимает первое место в бюджете страны.
              Дадим краткую характеристику налога на добавленную стоимость согласно статье 21 Налогового кодекса РФ.
 
 
 
 
                                                                                                                                                                        ТАБЛИЦА 1
 
        Элемент налога                           
                Характеристика
                  Основание
 
 
 
 
 
 
Налогоплательщики
 
1. Организации
2. Индивидуальные предприниматели
3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через границу РФ
В отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи не признаются налогоплательщиками (пункт действует до 1 января 2017г.):
организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр или
иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета а также
филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета
организации, являющиеся официальными вещательными компаниями (в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации, совершаемых в течение периода проведения игр).
При определенных условиях возможно освобождение налогоплательщиков от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС.
Ст.143 НК РФ
 
 
 
 
 
 
 
Объект налогообложения
 
 
 
1. Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (в т.ч. предметов залога и передача по соглашению о предоставлении отступного или новации), передаче имущественных прав.
Передача на безвозмездной основе признается реализацией!
2. Операции по передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.
3. Операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией..
Ряд операций не признается объектами налогообложения НДС.
Большая группа операций освобождена от налогообложения НДС.
 
 
 
 
 
 
 
Ст.146, 149 НК РФ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Место реализации
Для товаров местом реализации признается территория РФ, при наличии обстоятельств:
-товар находится на территории РФ, не отгружается и не транспортируется
-товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ
 
Для работ (услуг)местом реализации признается территория РФ, если:
- работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (кроме воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ
-работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ
-услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
-покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ
-деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ.
 
 
Ст.147, 148 НК РФ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Налоговая база
При применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
При определении налоговой базы выручка определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и  натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации:
-Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг)
-Налоговая база при передаче имущественных прав
-Налоговая база при получении дохода по агентским договорам, договорам поручения, комиссии
-Налоговая база при осуществлении транспортных перевозок и услуг международной связи
-Налоговая база при реализации предприятия как имущественного комплекса
-Налоговая база при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд
-Налоговая база при ввозе товаров на таможенную территорию РФ
-Налоговая база, определяемая налоговыми агентами
-Налоговая база с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
-Налоговая база при реорганизации организаций
Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:
-день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
-день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Ст.153-162, 167 НК РФ
 
 
 
Налоговый период
 
 
 
Квартал
Ст.163 НК РФ
 
 
 
 
 
 
Налоговые ставки
 
0 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),
10 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),
18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1 и 2.
10/110, 18/118 - процентное отношение налоговой ставки, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки в случаях, когда сумма налога должна определяться расчетным методом.
при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки 10% и 18% (в ред. ФЗ от 27.11.2010 N 309-ФЗ)
Ст.164 НК РФ
 
 
 
 
 
 
Порядок исчисления налога
Сумма налога - соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Сумма налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0% (ноль процентов), исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%
Ст.165 - 166 НК РФ
 
 
 
 
Налоговые вычеты
Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления, в отношении:
-товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
-товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов (в ред. от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
 
Ст.169, 171, 172 НК РФ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Уплата налога и отчетность
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Сумма налога к уплате = общая сумма налога минус сумма налоговых вычетов плюс суммы восстановленного налога.
 
Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то разница, подлежит возмещению налогоплательщику.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, выставления покупателю:
-лицами, не являющимися налогоплательщиками, или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика;
-налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и РФ (в ред. от 27.11.2010 N 306-ФЗ).
Иностранные организации, имеющие на территории РФ несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории РФ обособленных подразделений иностранной организации. (пункт введен ФЗ от 27.07.2010 N 229-ФЗ).
Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Ст.173, 174 НК РФ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Возмещение налога
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.
Если  нарушения не выявлены, то по окончании проверки  в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм.
В случае выявления нарушений составляется акт налоговой проверки. Акт и представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем  налогового органа. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимается
-решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
-решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
-решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения долгов.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении в течение 5 дней со дня его принятия.
Поручение на возврат суммы налога направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства, который в течение 5 дней осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога.
В некоторых случаях налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.
Ст.176 - 176.1 НК РФ

2. Проблемы уплаты НДС к вычету при расчетах.
 
По поводу НДС сегодня ведется очень много споров НДС. Говорят о снижении ставок, об отмене, об изменении администрирования и о многом другом – все это свидетельствует о проблемах в применении данного налога.
Изменения, происходящие в Налоговом Кодексе, вызывают проблемы на практике. Вот некоторые крупные изменения - с 01.01.2006г. изменение права выбора исчисления НДС: все налогоплательщики определяют НДС по более ранней из дат - дата отгрузки или дата оплаты; и с 01.01.2008г. налоговый период по НДС установлен как квартал.
Рассмотрим проблемы, возникшие с введением данных изменений. Как уже было сказано, с 01.01.2006г. изменение права выбора исчисления НДС- все налогоплательщики определяют НДС по более ранней из дат: дата отгрузки или дата оплаты. Причем в новой редакции статьи 167 НК РФ законодатели не привязали отгрузку и оплату товаров (работ, услуг) к их реализации. Получается, что налоговая база по НДС будет возникать раньше объекта налогообложения, то есть реализации. А это противоречит первой части НК РФ.
В управлении косвенных налогов ФНС РФ разъясняет ситуацию следующим образом, возникновение налоговой базы по НДС Налоговый кодекс увязывает с датой отгрузки (передачи) товаров, работ или услуг. Однако не уточнено, что понимается под этой датой. Поэтому появляется противоречие. А именно - несоответствие пункта 1 статьи 167 НК РФ статье 53 кодекса. Последняя гласит, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Таким образом, объект налогообложения является первичным, а налоговая база - вторичной. Поэтому если нет объекта налогообложения, то и не может быть налоговой базы. Если налоговая база по статье 167 НК РФ возникнет до момента реализации товаров (работ, услуг), НДС все равно нужно начислить в момент отгрузки или в момент получения полной или частичной предоплаты. То есть налог исчисляется по событию, которое наступит раньше. Налоговая база определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), отраженной в счете-фактуре. Либо из этого же документа, выписываемого при получении предоплаты. Под отгрузкой следует понимать физическую передачу товаров, результатов выполненных работ или оказанных услуг от продавца покупателю. Дата отгрузки берется из документов, подтверждающих эту операцию. То есть дата выписки первичного документа на отгрузку и будет являться моментом определения налоговой базы по НДС. Причем дата отгрузки и дата реализации товаров (работ, услуг) могут не совпадать[6].
Так же возникает вопрос, что считать оплатой? Он вызван еще одним изменением в статье 167 НК РФ, связанным с исключением из нее пункта 2. Эта норма определяла, что считать оплатой товаров (работ, услуг). Управление косвенных налогов ФНС России заявило, что «Решение о том, что будет являться оплатой с этого года, еще не принято». Хотя решение вопроса мы находим в Гражданском кодексе РФ. На основании положений статьи 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. При осуществлении безналичных расчетов согласно пункту 1 статьи 862 ГК РФ допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Кроме того, стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в пункте 1 статьи 862 ГК РФ. Таким образом, положения ГК РФ предоставляют право юридическим и физическим лицам определять любую форму расчетов, предусмотренную в договоре между продавцом и покупателем. Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не
6/ Черевадская О. Новшества НДС и налога на прибыль //Главбух. №
 
предусмотрено ГК РФ, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства. Следовательно, исходя из положений ГК РФ, оплатой является любая предусмотренная договором форма, осуществляемая как до момента исполнения обязанности продавца перед покупателем, так и после исполнения этой обязанности. Учитывая изложенное, оплатой, частичной оплатой в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в целях применения подпункта 2 пункта 1 статьи 167 НК РФ признается получение денежных средств продавцом или прекращение обязательств иным способом, не противоречащим законодательству.
И рассмотрим вторую проблему, связанную с изменением в законодательстве- с 1 января 2008 года налоговый период по НДС установлен как квартал.
Преимуществом этого является для налогоплательщиков - уменьшение объема налоговой отчетности и сокращение времени на ее оформление. Безусловно, это преимущество по сравнению с ранее действующим порядком. Кроме того, для тех налогоплательщиков, у которых имеются значительные суммы платежей, происходит некоторая экономия по отвлечению оборотных средств на ежемесячную уплату налога.
Но у нововведения есть и недостатки: у налогоплательщиков-экспортеров увеличился период фактического возмещения налога. Однако в этом вопросе в 2007 году были приняты некоторые превентивные меры в части введения единой декларации по НДС и общего порядка возмещения налога. Это позволяет производить зачет соответствующих сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), для осуществления операций, облагаемых по ставке ноль процентов, в течение одного налогового периода.
Проблема вычета НДС является сегодня очень актуальной. Налогоплательщик НДС вправе уменьшить начисленную сумму НДС на сумму налоговых вычетов. Виды налоговых вычетов и порядок их применения установлены ст. 171 и 172 НК РФ.
 
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ и п. 1 ст. 172 НК РФ налогоплательщик в общем случае принимает НДС к вычету при выполнении трех условий:
- товары (работы, услуги), а также имущественные права приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС;
 
- товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету;
 
- есть в наличии счет-фактура.
Кроме того, в некоторых ситуациях необходимо выполнить и еще одно требование - сумма налога должна быть перечислена в бюджет. Это может возникнуть при аренде государственного имущества либо выполнении компанией-арендатором обязанностей налогового агента.
Также зачастую в письмах Минфина России и ФНС России можно встретить дополнительные требования, при несоблюдении которых вычет "входного" налога невозможен. Хотя порой условия для возмещения, указанные в этих документах, противоречат НК РФ.
Так, в письме от 01.10.2009 г. N 03-07-11/245 Минфин России разъяснил, что вычет по НДС невозможен, если у налогоплательщика нет выручки от реализации или других доходов, например внереализационных. Чиновники считают, что право на возмещение появляется у компании не ранее того квартала, в котором возникает обязанность по определению облагаемой базы по налогу. Это связано с тем, что в НК РФ определено, что налогоплательщик может уменьшить начисленный НДС на сумму налоговых вычетов. Если же налога к уплате в бюджет нет, то и уменьшать, выходит, нечего. Эта же позиция была ими описана раньше (письмо Минфина России от 02.09.2008 г. N 07-05-06/191).
Однако в ст. 171 НК РФ о таком условии для применения вычета ничего не говорится. Следовательно, отсутствие факта реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг не является основанием для отказа в зачете "входного" налога. Это подтверждают многочисленные примеры из арбитражной практики (постановления Федерального арбитражного суда (ФАС) Дальневосточного округа от 10.04.2009 г. N Ф03-1252/2009 г., ФАС Московского округа от 12.03.2009 г. N КА-А40/1726-09).
На практике возможность реализации права налогоплательщика на налоговые вычеты зависит еще от множества условий, их число постоянно растет, причем уже в геометрической прогрессии. На сегодня отдельные эксперты, основываясь на претензиях налоговых органов, судебной практике, насчитывают их около двадцати.
Но и четко поименованные в Налоговом кодексе условия принятия НДС к вычету имеют проблемы в реализации.
Не всегда первое условие (товары (работы, услуги), а также имущественные права приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС) трактуется налоговыми органами как цель приобретения. А это именно так. Судебные органы поддерживают позицию налогоплательщиков. Президиум ВАС РФ еще в постановлении от 30.03.2004 N15511/03 указал, согласно п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том, когда они будут фактически реализованы (использованы).
Вместе с тем налоговые органы настаивают, что налогоплательщик должен отслеживать и дальнейшую "судьбу" активов. Действительно, должны. Но в строго ограниченных случаях, предусмотренных в п. 3 ст. 170 НК РФ и п. 6 ст. 171 НК РФ. Именно поэтому требования налоговых органов о восстановлении НДС, например, в случае кражи, недостачи, списания не полностью амортизированного основного средства, остаются неудовлетворенными на основании решений арбитражных судов.
Второе условие налогового вычета - принятие к учету. О каком учете идет речь? О бухгалтерском? О налоговом? А может, каком-либо ином? Исключение из главы 21 НК РФ специальных отсылочных норм на главу 25 "Налог на прибыль организаций" и п. 1 ст. 11 Налогового кодекса позволяют сказать, что речь идет о принятии товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету. Этот вывод поддерживают и арбитражные суды: "принятие на учет" - это принятие товаров (работ, услуг) по правилам бухгалтерского учета.
Вместе с тем налоговые органы, "играя" на отдельных нормах бухгалтерского законодательства, например, оспаривают возможность принятия к учету товаров в пути, право собственности на которые перешло к покупателю. Тем самым они добиваются переноса вычета по НДС на более поздние налоговые периоды.
Например, ФАС Поволжского округа от 01.11.2007 по делу NА57-14388/06 поддержал налоговый орган, указав, что дата принятия к учету в положении по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N44н, не увязывается с моментом перехода прав собственности к покупателю на товарно-материальные запасы. По мнению суда, определяющим для принятия активов к учету является установление контроля над ними - поступление на склад организации. Основанием к этому выводу также послужил п. 10 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н: "Суммы, оплаченные за запасы, не вывезенные со складов поставщиков и находящиеся в пути, учитываются в бухгалтерском учете на счетах расчетов как дебиторская задолженность".
Но почему-то ФАС Поволжского округа не учел п. 26 ПБУ 5/01, согласно которому материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
Однако ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 23.03.2009 N Ф04-1132/2009(1304-А45-14), напротив, поддержал налогоплательщика, сославшись именно на п. 26 ПБУ 5/01: "находящиеся в пути товары, но принадлежащие в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства обществу должны быть отражены в бухгалтерском учете налогоплательщика".
Сегодня, в условиях введения института судебного прецедента как источника налогового права, особенно остро встает вопрос о качестве судебных решений. Ведь в первом из приведенных судебных решений не были учтены нормы бухгалтерского законодательства, в частности п. 26 ПБУ 5/01. И это стоило налогоплательщику доначисления налога, штрафа и пени.
И наконец, третье условие - наличие счета фактуры.
Согласно п. 1 и 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету. Однако из этого правила есть исключения, когда налоговый вычет предоставляется в отсутствие счетов-фактур: при получении имущества в качестве вклада в уставный капитал, при уплате НДС на таможне в случае ввоза товаров на территорию РФ, по билетам в составе командировочных расходов.
В п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ установлены требования к заполнению счетов-фактур. Ведь их нарушение препятствует предъявлению НДС к вычету. Но требования выполняют или не выполняют продавцы, а ответственность несут покупатели.
В последнее время счет-фактура из документа, облегчающего администрирование НДС, превратился в документ разрешительный: любая неточность в его заполнении чревата отказом в вычете НДС.
Но арбитражная практика свидетельствует о том, что несущественные нарушения в счетах-фактурах не должны влиять на налоговый вычет.
 
Например:
 
- наличие технической ошибки в написании наименования организации-покупателя не влияет на правомерность налогового вычета (постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2008 по делу N А55-18472/07 (Определением ВАС РФ от 10.11.2008 N14618/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ);
 
- технические ошибки при отражении ИНН носят формальный и устранимый характер и не влияют на право налогоплательщика применить вычет (постановление ФАС Московского округа от 31.03.2010 N КА-А40/2767-10 по делу N А40-65277/09-90-345).
С 1 января 2010 года п. 2 ст. 169 НК РФ дополнен нормой: "Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога"
Снизит ли эта норма количество судебных разбирательств по формальным признакам заполнения счетов-фактур? Трудно сказать - покажет время. Но очевиден тот факт, что эта норма будет дополнительным аргументом в спорах с налоговыми органами и поможет многим налогоплательщикам отстоять свою правоту.
 
 
 
 
 
 
3.      Проблемные вопросы вычета НДС по авансам.
В современных условиях сложной экономической ситуации государство пытается помочь бизнесу, предпринимая различные меры, в том числе путем внесения в налоговое законодательство изменений, направленных на снижение налоговой нагрузки на организации.
Одним из важных изменений в налоговом законодательстве, которое потенциально может оказать влияние на размер оборотных средств компании, а именно на отток денежных средств на уплату в бюджет НДС, является предоставление с 1января 2009 года возможности вычета НДС с сумм авансовых платежей, перечисленных поставщикам. Данное изменение приводит к соблюдению «принципа зеркальности» налогообложения НДС авансовых платежей, поскольку позволяет покупателю, уплатившему аванс, вычесть НДС, исчисленный к уплате поставщиком, получившим такой авансовый платеж. В то же время это нововведение приобретает сейчас особую актуальность, так как в рамках сложившейся экономической ситуации многие компании переходят на авансовую систему расчетов.
В связи с любыми налоговыми нововведениями обычно возникают вопросы: насколько данное изменение законодательства касается конкретной компании; повлечет ли оно дополнительные трудности и нужно ли предпринять какие-либо дополнительные меры для воплощения данных изменений в жизнь. Отвечая на первый вопрос, можно утверждать, что изменение должно затронуть все организации, которые получают и/или платят авансы. Рассмотрим порядок принятия к вычету сумм НДС с авансовых платежей, предусмотренный новым законодательством.
Порядок налогообложения НДС авансовых платежей начал обсуждаться достаточно давно. При этом рассматривались самые различные варианты, такие как введение единовременного вычета НДС покупателем при перечислении аванса, и отказ от налогообложения НДС авансовых платежей, полученных продавцами. Однако на практике был реализован другой, более сложный подход, который кратко изложен ниже.
При получении аванса от покупателя продавец оформляет два экземпляра счета-фактуры на полученный аванс и исчисляет НДС к уплате в бюджет с суммы полученного аванса. Согласно новым положениям законодательства, один экземпляр счета-фактуры на аванс передается покупателю (до 2008г. такой счет-фактура составлялся только в одном экземпляре – для продавца), и покупатель имеет право вычесть сумму НДС, исчисленную продавцом, в том периоде, в котором был фактически перечислен аванс.
В дальнейшем при получении товаров (работ, услуг), в счет которых был перечислен аванс, покупатель восстанавливает суммы НДС, ранее принятые к вычету по авансу и одновременно принимает НДС к вычету уже в отношении приобретенных товаров (работ, услуг) на основании счета-фактуры, выставленного продавцом при реализации этих товаров (работ, услуг).
В целом, порядок вычетов НДС по авансам кажется достаточно благоприятным изменением, поскольку позволяет вычитать НДС в более раннем налоговом периоде по сравнению с порядком, действовавшим до 2009 года. Для налогоплательщиков, использующих в своей деятельности долгосрочные авансы поставщикам, такой порядок может привести к существенной экономии оборотных средств. Однако его внедрение на практике, скорее всего, потребует от компаний значительных затрат, связанных с существенным изменением настроек бухгалтерской программы, системы документооборота и процедур внутреннего контроля (в частности, потребуется модификация бухгалтерской программы в отношении дополнительных проводок на вычет и восстановление НДС, выпуск счетов- фактур; внесение соответствующих изменений в договоры с поставщиками, учетную политику и рабочий плана счетов, порядок формирования книги покупок и книги продаж и т.д.).
На основе имеющейся информации можно сделать заключение, что решение об использовании права на вычет НДС, в основном, принимается компаниями в зависимости от уровня влияния таких вычетов на сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет по итогам квартала.
Другими словами, компании с незначительными суммами авансов, незакрытых поставкой в течение налогового периода, нередко отказываются от применения вычета НДС по авансам, если затраты на его внедрение превышают потенциальный положительный налоговый эффект. Напротив, те компании, у которых вычет НДС по уплаченным авансам позволяет существенно уменьшить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет по итогам квартала, в настоящее время пытаются максимально автоматизировать данный процесс и выработать позицию в отношении технических вопросов, связанных с вычетом НДС по авансам и не урегулированных на законодательном уровне. Но даже принимая решение не использовать свое право на вычет исходя из соображений экономии, компании, получающие авансы от своих покупателей (клиентов), вынуждены нести определенные издержки. Это связано с тем, что клиенты могут быть заинтересованы в получении вычетов НДС по перечисленным авансам, и, соответственно, компаниям – продавцам придется нести расходы на модификацию бухгалтерской программы и системы документооборота, связанную с выпуском и передачей клиентам счетов-фактур на авансовые платежи[7].
По общему правилу вычеты НДС, в том числе вычеты НДС по авансам, предоставляются налогоплательщику на основании правильно оформленных счетов-фактур. В связи с этим существует вероятность, что на практике налогоплательщики не смогут воспользоваться выгодами нового благоприятного порядка вычета НДС по авансам, если налоговые органы сочтут, что соответствующие счета-фактуры на авансы оформлены некорректно. При этом важно отметить, что в настоящее время вопросов в отношении порядка оформления счетов-фактур на авансы существует достаточно много.
Первый вопрос, который возникает в отношении счетов-фактур на авансы, связан с форматом счета-фактуры. Начиная с 2009 года, обязанность выставлять счета-фактуры на авансы предусмотрена Налоговым кодексом. В настоящее время законодательно установлен только перечень реквизитов, которые должны
7. Журнал «Финансовый директор», №6 июнь 2009
содержаться в счете-фактуре на авансовый платеж, однако форма такого счета-фактуры, официально пока не установлена. Соответственно, возникает вопрос, можно ли использовать форму счета-фактуры «на отгрузку», утвержденную Постановлением Правительства РФ № 914, или можно разработать собственный формат счета-фактуры на авансы, исходя из перечня реквизитов, предусмотренных Налоговым кодексом. На практике большинство компаний для вычета НДС по авансам используют существующую форму счета-фактуры «на отгрузку», при этом те реквизиты, которые не предусмотрены для счета-фактуры на авансы (например, «страна происхождения» и «номер ГТД»), остаются незаполненными.
Решив данный вопрос, налогоплательщики далее сталкиваются с новой проблемой: каким образом должны быть заполнены отдельные реквизиты счета-фактуры на аванс? В частности, счет-фактура должен содержать наименование товаров, под поставку которых получен авансовый платеж. При этом непонятно, с какой степенью детальности необходимо указывать описание товара (в диапазоне от «товар по договору» до точного наименования товара с указанием марки, модели, серийного номера); каким образом зафиксировать описание, если аванс перечислен под поставку широкого ассортимента товаров. А что делать в случае, если в последующем стороны договорились о поставке совершенно другого товара под данный авансовый платеж? Какую ставку НДС необходимо указать в счете-фактуре при получении аванса под поставку товаров, облагаемых по разным ставкам НДС?[8]
В настоящее время в отношении вышеперечисленных вопросов компании стараются придерживаться подхода, изложенного в Письме Минфина. Так, при перечислении аванса под поставку нескольких видов товаров, в графе «наименование» Минфин советует указывать наименование товара в соответствии с договором поставки, а в случае если аванс перечисляется под поставки товаров, облагаемых по разным ставкам налога, исчислять сумму НДС исходя из 18/118 от перечисленного аванса.
8.Журнал «Финансовый директор», №6 июнь 2009
С точки зрения учета операций, связанных с вычетом НДС по авансам, возникает закономерный вопрос, насколько действительно необходимо отражать в учете все операции по двойному вычету и восстановлению НДС в отношении полученных авансов в случае, когда уплата аванса и поставка товаров происходят в одном налоговом периоде. По мнению Минфина, компаниям в данной ситуации необходимо отражать в учете все операции, предусмотренные НК РФ, даже если аванс и отгрузка произошли в рамках одного налогового периода. Однако поскольку такой подход влечет дополнительные затраты времени на выполнение указанных действий при отсутствии экономического эффекта (т.е. налог восстанавливается и принимается к вычету в одном и том же квартале), многим компаниям он представляется нецелесообразным.
На практике вычет НДС с сумм авансовых платежей не влияет на сумму налога, подлежащую вычету по итогам налогового периода в том случае, когда перечисление аванса и поступление товаров (работ, услуг) происходит в одном и том же квартале. При этом, вычитая НДС по авансам, компаниям придется сделать несколько дополнительных операций, и документально оформить каждую из них.
Существуют также и другие вопросы, связанные с применением  вычета НДС по авансам. На практике различие в интерпретации положений законодательства в отношении вычета НДС по авансам может существенно влиять на формирование общей суммы вычетов налогоплательщика, заявленных в налоговой декларации, и, как следствие, суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.
На сегодняшний день многие компании рассматривают возможность применения вычета по НДС на практике, и работают над изменением системы документооборота. Некоторые компании пока отказываются применять вычет НДС по авансам, в первую очередь, в случаях, когда стоимость затрат на внедрение нового порядка превышает сумму потенциальной налоговой экономии.
В настоящее время также существует ряд открытых вопросов, связанных с порядком применения вычетов НДС по авансам, решение которых должно быть принято на законодательном уровне. Данная неопределенность, в свою очередь, может быть использована налоговыми органами для оспаривания вычетов НДС по авансам
4. Незаконное возмещение НДС.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.