Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития нашей страны малый бизнес призван не только стать элементом структурной перестройки экономики с учетом особенностей развития регионов, но и повысить доходы местных бюджетов. Основным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношения малого бизнеса с государством, остается налогообложение. В условиях рынка налогообложение решает немало важную задачу – обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач и одновременно способствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту  занятости населения, в том числе на основе развития малого бизнеса.
В настоящее время роль малого бизнеса в России явно недостаточна: по таким показателям, как доля малых предприятий в ВВП или занятости  наша страна далека от аналогичных показателей развитых рыночных стран. Невелик вклад малого бизнеса  в  финансовые ресурсы государства – в 2008 году, например, налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам, составили  185 млрд. рублей или  1,2%  всех поступлений в бюджетную систему России.
Сложность и противоречивость процесса становления малого предпринимательства в России во многом связана с  неразработанностью теоретических проблем этого сектора экономики, что, в частности, вызывает необходимость постоянного совершенствования правового регулирования  малого бизнеса, в том числе в области налогообложения. Установление специальных налоговых режимов для малого бизнеса, существенные особенности их применения, необходимость выработки новых подходов к совершенствованию налогообложения через снятие наиболее острых  противоречий  и согласование интересов государства и субъектов малого предпринимательства в действующем законодательстве определили актуальность темы данной дипломной работы.
Для повышения активности предпринимательской деятельности граждан и малых предприятий налоговым законодательством было установлено четыре специальных режима налогообложения:
1)     система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
2)     упрощенная система налогообложения;
3)     система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
4)    система налогообложения при выполнении соглашений о разделе      продукции.
Моя работа построена на изучении одного из специальных режимов, а именно: на исследовании упрощенной системы налогообложения. На мой взгляд, она является наиболее демократичной, так как подразумевает не только добровольный порядок перехода на данный налоговый режим, но и самостоятельный выбор налогоплательщиком объекта обложения.
Многие предприниматели, прекрасно разбираясь в нюансах производственной, торговой деятельности, тем не менее, слабо представляют преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения, каких проблем она позволяет избежать, а с какими придется столкнуться.
Изложенное выше дает основание считать выбранную тему исследования актуальной в области развития налогового учета малых предприятий.
       Целью данной работы является выявление особенностей учета субъектами малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, определение преимуществ и недостатков этой системы, положительных либо отрицательных последствий замены общего режима на упрощенную систему налогообложения, а также исследование наиболее приемлемого для налогоплательщика порядка применения предоставленных налоговым законодательством РФ вариантов действующей упрощенной системы налогообложения.
Выполнение поставленной цели достигается путем:
-    рассмотрения становления малого бизнеса в РФ и его зарубежный опыт;
-    выявления проблем и перспектив развития малого бизнеса в России;
-    рассмотрения основных положений об упрощенной системе налогообложения с учетом изменений в Налоговом кодексе РФ от 1 января 2009 года;
-    анализа налогового учета и отчетности при применении упрощенной системы налогообложения;
-    выявления специфики налогообложения ИП Яремчук В.М., перешедшего на упрощенную систему налогообложения;
-    определения основных путей совершенствования упрощенной системы налогообложения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРОЩЕННОЙ СИСИТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Становление малого бизнеса РФ
Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать мелких торговцев и купцов.
Уже в XVI-XVII веках Россия обладает сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках ведут оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, идет интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны, то есть возникает всероссийский рынок.
Наибольшее развитие предпринимательства  относится к годам правления Петра I, когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность.
Петр I создал благоприятные условия для реализации лучших качеств русского предпринимателя и работника. Он сделал ставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности. Петр I своими реформами впервые открывал широкую дорогу индустриальному предпринимательству.
Для развития индустриального предпринимательства при Петре I создаются специальные правительственные органы - Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия, которые разрабатывают программу мероприятий содействия промышленному развитию путем предоставления различных привилегий и льгот. Частные предприниматели для устройства фабрик и заводов получали ссуды без процентов; их снабжали инструментами и орудиями производства; освобождали от государственной службы; предоставляли временные льготы от податей и пошлин, беспошлинный привоз из-за границы машин и инструментов; обеспечивали гарантированными государственными заказами.
Если при Петре I еще существовали некоторые ограничения и стеснялась свобода торговли, то уже при Екатерине II ликвидируется необходимость получения “разрешительных указов” на открытие предприятия и его устройство. Екатерина II создает самые благоприятные условия для развития русского предпринимательства. Она отменяет все возможные ограничения. Одновременно объявляется об уничтожении монополий и введение полной свободы торговли.
В 1785 году российские предприниматели получают от Екатерины жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте, все купцы были разделены на три гильдии. К первой гильдии относились купцы, владевшие капиталом не менее 10 тысяч рублей. Они получали право оптовой торговли в России и за границей, а также право заводить фабрики и заводы. Ко второй гильдии принадлежали купцы с капиталом от 5 до 10 тысяч рублей. Они получали право оптовой и розничной торговли в России. Третью гильдию составляли купцы с капиталом от 1 до 5 тысяч рублей. Эта категория купцов имела право только на розничную торговлю. Купцы всех гильдий были освобождены от подушной подати, а также от личной рекрутской повинности.
Вводилось также понятие “именитый гражданин”. По статусу он был выше купца первой гильдии, ибо должен был обладать капиталом не менее чем на 100 тысяч рублей. “Именитые граждане” получали право иметь загородные дачи, сады, заводы и фабрики. За XVIII век количество промышленных предприятий увеличилось в 10-12 раз. По ряду экономических показателей Россия вышла на самые передовые рубежи.
В XVIII веке Русские предприниматели имели огромный успех в технической области. Черная металлургия России была самой передовой в мире.
В промышленности сложилось разделение сфер предпринимательства - с одной стороны, развитие крупной промышленности, ориентированной преимущественно на зажиточного и богатого горожанина, дворянство, царский двор, вывоз за границу; с другой - бурный рост мелкой крестьянской и кустарно-ремесленной промышленности, ориентированной на широкие народные массы. Домашняя крестьянская и кустарно-ремесленная промышленность удерживала значительную часть покупательского спроса простого народа, потребности которого крупная промышленность не могла выполнить или считала невыгодным. 19 февраля 1861 г. манифестом Александра II крепостное право было отменено.
Вслед за этим последовал ряд реформ. Великие реформы 60-70х годов XIX века разделили историю России на дореформенный период и пореформенный период. Пореформенный период, который продлился до 1913 года, можно назвать “золотым веком предпринимательства”. Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Великие реформы создали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 80-м годам завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Усиливалась концентрация производства, которая привела к появлению монопольных объединений.
В целом темпы русского предпринимательства в XIX веке были просто поразительны. С 1802 по 1881 годы численность фабрик увеличилась почти в 13 раз, а численность рабочих - более, чем в 8 раз. Только за 1804-1863 годы производительность труда увеличилась почти в пять раз.
Традиция ярмарок стала сердцем русского предпринимательства, ибо ярмарки были для России своего рода биржами. Было в России место, куда ежегодно в августе со всех концов страны и света стекалось огромное количество людей. Это Нижегородская Макарьевская ярмарка. Здесь можно было купить или договориться о покупке любого товара, производимого в России, заключить сделки, наряду с крупно-оптовой торговлей была и мелочная - розничная, разносная. Именно здесь формировался баланс между спросом и предложением, производством и потреблением главных российских продуктов. Для русских предпринимателей ярмарка была одной из самых понятных, доступных и привлекательных форм хозяйственного общения, развивавшихся в рамках народных традиций и обычаев.
Особый этап русского предпринимательства приходится на конец XIX - начало XX веков. Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей (текстильной, переработки сельхозпродуктов и т. п.) к фабрикантам передовых технологий - машиностроения и металлообработки. Происходит гигантское усиление роли банков и страховых учреждений. Начинает преобладать акционерная форма предпринимательства.
В конце XIX - начале XX веков осуществляется коренное техническое перевооружение промышленности. Доля производственного накопления составляла 15-20% национального дохода. Ускоренными темпами шла механизация производства. Общий объем зарубежных вложений в промышленность составлял не более 9-14% всех промышленных капиталов. Темпы роста средств производства на частных русских предприятиях были в 2 раза выше темпов роста легкой и пищевой промышленности. По темпам роста промышленной продукции и по темпам роста производительности труда Россия вышла на первое место в мире. С момента отмены крепостного права по 1913 г. объем промышленного производства вырос в 10-12 раз. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире.
Таковы были плоды русского предпринимательства, обещавшие в будущем еще больший урожай, но революция 1917 г. уничтожила эти надежды. Октябрь 1917 г. перевернул Россию. Пришедшие к власти большевики не имели конкретной экономической программы, но их экономическая политика основывалась на отрицании частной собственности. С первых же дней существования советской власти начался процесс национализации. 25 октября 1917 г. был принят Декрет о земле, объявлявшей ее общенародной собственностью. 14 декабря 1917 г. был подписан первый декрет о национализации ряда частных промышленных предприятий. Банковское дело объявлялось монополией государства. Позднее были национализированы торговый флот, внешняя торговля. По декрету о национализации всех крупных предприятий (июнь 1918г.) национализировали более трех тысяч предприятий. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать. У частного капитала пока оставались торговля, мелкие и часть средних промышленных предприятий.
С началом гражданской войны в стране до предела обострилась обстановка. По декрету от 29 ноября 1920 года была национализирована мелкая и средняя промышленность; вводилась государственная монополия внутренней торговли. В результате была ликвидирована частная собственность, из обращения изъяты денежные знаки и свернуты товарно-денежные отношения. В экономической системе “военного коммунизма” не осталось места для предпринимателей.
С окончанием гражданской войны стала наглядной неэффективность принятой экономической модели. Восстановить разрушенное войной хозяйство без применения материальной заинтересованности, основываясь только на применении чрезвычайных мер, было невозможно. В марте 1921 г. в России была введена новая экономическая политика (НЭП), благодаря которой большевики хотели восстановить экономику страны и совершить переход к социализму.
Главной мерой НЭПа стала замена в деревне продразверстки продналогом. Теперь крестьяне сдавали государству уже не все излишки, а лишь строго определенную их часть. Они стали более заинтересованными в развитии своего хозяйства. Следующей важной мерой явилось введение свободной торговли, но широкому развитию торговли препятствовал дефицит промышленных товаров. Поэтому и в промышленном производстве, и в сфере обращения было разрешено частное предпринимательство. В мае 1921 г. кооперативы и частные лица получили право арендовать национализированные мелкие и средние предприятия. При НЭПе появились новые советские предприниматели, которые во многом принадлежала заслуга развития товарно-денежных отношений. Но экономическая модель, сложившаяся во времена НЭПа, вступила в конфликт с военно-коммунистической идеологией. На основе НЭПа к 1925 г. удалось восстановить народное хозяйство страны, но в недрах ее складывалась командная система управления экономикой, больше соответствующая представлениям коммунистов о строящимся обществе. В эту систему не укладывались предприниматели, называемые в городе презрительно нэпманами, а в деревне - кулаками.
В июне 1926 г. был введен сверх налог на нэпманов. Заниматься предпринимательской деятельностью стало не только невыгодно, но и опасно. Сначала частник ушел из производства, а затем из торговли. В результате массового создания колхозов кулачество было постепенно ликвидировано. Предпринимательство в сложившейся в Советском Союзе административно-командной системе оказалось ненужным; государство признало предпринимательскую деятельность уголовно-наказуемым занятием.
После долгих лет застоя, характеризующегося, прежде всего, экстенсивной экономикой, в 1985 г. в Советском Союзе началась перестройка, в экономической программе которой был заложен переход к рыночным условиям хозяйствования. В 1986 г. 55 министерств и ведомств, более 100 предприятий, объединений и организаций получили право самостоятельной торговли на внешнем рынке. Ряд постановлений в 1986 г. предусматривал создание совместных предприятий.
В 1987 г. вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности, положивший начало формированию нового российского предпринимателя. В возрождении предпринимательства можно выделить два этапа.
Первый - этап деятельности людей, которые, рискуя, взялись за новое дело, несмотря на осуждение окружающих. Они открывали видеосалоны, создавали частные страховые компании, издавали свои газеты. Перестройка задумывалась для обновления социализма, и рыночные отношения могли быть использованы лишь как мера выхода из кризиса и создания более цивилизованной экономической модели.
Второй этап возрождения предпринимательства начинается с 1992 г. Новое правительство России провозгласило решительный переход к рынку. Началось создание иного государства, в котором достойное место должно принадлежать предпринимателям.
Сейчас от предпринимателей зависит во многом возрождение России, но для этого они должны продолжать традиции русского купечества и заботиться не только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества.
 
 
 
1.2 Зарубежный опыт малого бизнеса
Анализ научной литературы свидетельствует, что отдельные известные ученые-экономисты имеют различные точки зрения о сущности малых предприятий. Так, Ф. Хайен считает, что малое предприятие-это хозяйствующий субъект, для которого характерно особое поведение, стремление обнаружить различные возможности получения прибыли в условиях высокой рыночной конкуренции. По мнению американских ученых Р. Хизрича и М. Питерса, малое предприятие-предприятие, для которого характерны весьма умеренные темпы роста и ограниченность средств, направляемых на исследование и разработки. Известный ученый П. Друкер считает, что малое предприятие-это небольшое и новое предприятие, производимые которым изделия должны обладать особыми свойствами, то есть иметь индивидуальные характеристики способные формировать новый рыночный сегмент. Практический интерес имеет определение малого предприятия, сформулированное Й. Шумпетером, который считает, что малое предприятие-это объединение нескольких физических лиц, направленное на создание новых комбинаций с целью выпуска новых видов продукции (товаров, работ, услуг) и освоения новых источников и форм организации труда и производства.
По моему мнению, малое предприятие-это коммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от осуществления этой деятельности, имеющая качественные и количественные критерии, установленные законодательством отдельных стран.
К качественным критериям, характеризующим малые предприятия можно отнести следующие: экономическая самостоятельность, относительно небольшой рынок сбыта товаров (работ, услуг), относительно большое количество выпускаемых товаров, сравнительно ограниченные финансовые ресурсы и высокий уровень предпринимательского риска, простая организационная структура предприятия и другие.
Анализ используемой классификации субъектов рыночной экономики в развитых странах показывает разнообразие критериев отнесения предприятий к различным категориям. Так, в странах-членах ЕС все хозяйствующие субъекты экономики подразделяются на микропредприятия, малые, средние и крупные предприятия. В Европейском образовании малых и средних предприятий использовались следующие категории предприятий:
-         микропредприятия-с численностью занятых от 1 до 9 человек;
-         малые предприятия-с численностью от 10 до 49 человек;
-         средние предприятия-с численностью занятых от 50 до 249 человек;
-         крупные предприятия-с численностью занятых 250 человек и более.
Таким образом, в ЕС придельной численностью занятых, позволяющих отнести предприятие к малым, является не более 49 человек, тогда как в России в отдельных отраслях экономики - не более 100 человек.
В целом, в ЕС другими критериями, позволяющими отнести предприятия к малым, наряду с численностью занятых работников является товарооборот - не более 40 млн. евро, либо балансовая стоимость активов - не более 27 млн. евро. Важным критерием является экономическая независимость малых предприятий. Однако в различных европейских странах количественные критерии значительно отличаются.
В Австралии критериями отнесения предприятий к малым являются следующие: число работающих - не более 50 человек, при этом годовой доход – не более 5 млн. евро, либо балансовая стоимость активов – не более 2 млн. евро. В обоих случаях доля в собственности предприятия внешних собственников не должна превышать 25%.
В Германии основными критериями отнесения субъектов экономики к малым и средним предприятиям являются численность работающих, объем складочного капитала, размер годового оборота. Так, к малым предприятиям относятся организации, у которых численность работающих составляет 1-49 человек, размер складочного капитала – не более 5 млн. евро и объем годового оборота – не более 7 млн. евро.
В Германии в секторе ремесленной торговли к малым предприятиям относят все предприятия, владельцы которых внесены в реестр ремесленной торговли, независимо от размеров предприятия и вида деятельности.
В Италии малые предприятия выделяют на основе следующих критериев, количество работающих не более 50 человек, складочный капитал не более 10 млн. евро, годовой оборот не более 10 млн. евро. В Италии доля малых и средних предприятий на начало 2004 года в общем количестве предприятий составила более 99%, а общее количество малых предприятий было 3,6 млн., причем 65% из них составляли индивидуальные предприятия.       
Во всем мире предприятия малого бизнеса играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса - мельчайшие предприятия, где работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Предприятия малого бизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли предприятий малого бизнеса в экономике. В данной сфере кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.
Малые и средние фирмы США производят 40% ВНП и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности – 21%; строительстве – 80; оптовой торговле – 86; сфере обслуживания – 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех работников, занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше чем крупные фирмы.
В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также в концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, а также в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих малых и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов.  Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве.
В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транспортные корпорации представляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.  
1.2.1 Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Мировая практика убедительно свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малое и среднее предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных областях играют ведущую роль. Поэтому проблема государственной поддержки малых и средних предприятий в настоящее время является наиболее актуальной. При этом очень важную роль играет кредитная поддержка малого и среднего бизнеса.
Не секрет, что практически каждому, кто решил заняться предпринимательской деятельностью, приходится сталкиваться с финансовыми проблемами. Банки дают кредиты только под залог имущества. А что может заложить начинающий предприниматель, если у него ни основных, ни оборотных средств еще нет? Эту проблему следует решать на федеральном уровне. Но отчасти ее можно было бы снять, создавая общества взаимного кредитования малых предприятий, где будут аккумулироваться отчисления от доходов всех участников.
Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государ­ства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция).
Особого внимания заслуживает американский опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса. США – страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый и средний бизнес. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый и средний бизнес в США – не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.
В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает. Дело в том, что владельцы малых предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. 90 % жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса. Малые и средние предприятия действуют и в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг.
Важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.
Администрация по делам малого бизнеса (SBA)  представляет малым и средним предприятиям гарантии по кредитам. Помимо этого предлагается широкая гамма способов финансирования – от микрозаймов до кредитов на покрытие крупного долга. Центры развития малого бизнеса оказывают множество видов услуг, связанных с конкретными проектами в различных сферах (от бизнеса на дому до мореходства и международной торговли), а также техническое содействие, помощь в менеджменте и оформлении заявок на получение займов. В бизнесе, принадлежащим женщинам, в США занято более 9 млн. человек. Их вклад в экономику достигает 1,15 трлн. долл. Темпы роста таких предприятий сегодня превышают общенациональные.
Одно из важнейших направлений деятельности SBA – правовая защита интересов малого и среднего бизнеса. Для этих целей в ее структуре в 1978 г. был создан отдел адвокатуры, глава которого назначается президентом США, утверждается Конгрессом и подотчетен только им. Адвокатура наделена полномочиями защищать интересы и права малого бизнеса в законодательных и процедурных инициативах Федерального правительства. Следует отметить, что отдел адвокатуры постоянно исследует деятельность малого бизнеса США и среду его обитания. В 1996 г. в SBA образован отдел арбитража, задачи которого определены законом об усилении справедливого регулирования малого и среднего бизнеса. В различных регионах страны им проводятся слушания, нацеленные на повышение эффективности малого бизнеса. Отдел отчитывается перед Конгрессом  и выступает в качестве связующего звена между малым бизнесом и федеральными структурами.
В современных условиях механизм обеспечения эффективного функционирования малого и среднего бизнеса должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Для этого, в первую очередь, необходимо:
?     формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;
?     разработка государственной политики поддержки и развития малого и среднего бизнеса в экономике;
?     совершенствование нормативно-правовой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
?     совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране;
?      совершенствование налогообложения малых и средних предприятий;
?     развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение новых финансовых технологий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;
?     активизация прямого и косвенного участия государства в финансировании развития малого и среднего бизнеса.
Подводя итог можно сделать вывод: если создать соответствующие условия, обеспечивающие комплексную поддержку малого и среднего бизнеса на общегосударственном и региональном уровнях, и возможности для его относительного безрискового финансирования (кредитования), извлечения нормальной нормы прибыли, то денежные средства инвесторов неизбежно устремятся в малый и средний бизнес, содействуя тем самым не только становлению и развитию последнего, но и повышению на этой основе эффективности экономики в целом.
 
 
 
Таблица 1. Масштабы развития предприятий малого бизнеса в России и в зарубежных странах.
Страны
Великобритания
Германия
Италия
Франция
Страны ЕС
США
Япония
Россия
Количество МСП, тыс.
2630
2290
3920
1980
15770
19300
6450
836,2
Количество МСП на 1000 жителей
46
37
68
35
45
74,2
49,6
5,65
Занято в МСП, млн. чел.
13,6
18,5
16,8
15,2
68
70,2
39,5
8,1
Доля МСП в общей численности занятых, %
49
46
73
54
72
54
78
9,6
Доля МСП в ВВП, %
50-53
50-54
57-60
55-62
63-67
50-52
52-55
10-11
 
Как видно из таблицы, развитие малого и среднего бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя-ВВП доля малых и средних предприятий в России составила лишь 10-11%, в то время как в развитых странах-50-60%. [12, 106с.]
1.2.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений, относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и другое.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно складывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуя подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
Основными достоинствами малых и средних предприятий являются:
-         функционирование на локальном рынке;
-         быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры;
-         непосредственная связь с потребителями;
-         узкая систематизация на определенном рынке товаров и услуг;
-         возможность создать собственное дело с относительно малым первоначальным капиталом;
-         высокая восприимчивость к нововведениям;
-         вовлечение широких масс трудоспособного населения в активную предпринимательскую деятельность, приобщение их к высоким нормам качества труда и требованиям цивилизованных рыночных отношений;
-         придание экономике гибкости, мобильности, способности к быстрым структурным и техническим сдвигам.
Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обуславливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров и другие.
Большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельца. 
1.3 Общие положения упрощенной системы налогообложения
Упрощенная система налогообложения не является отдельным видом налога, это специальный налоговый режим, который применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения (общий режим). Под специальным режимом понимается особая форма исчисления и уплаты налогов и сборов в течении определенного периода времени, который применяется случаях и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Применять упрощенную систему налогообложения могут только те организации и индивидуальные предприниматели, которые отвечают критериям, установленным НК РФ. [2, 520с.]
Предусмотрен добровольный порядок перехода индивидуальных предпринимателей и организаций на упрощенную систему налогообложения и обратно на общий режим налогообложения. Однако при нарушении определенных критериев, они должны в обязательном порядке вернуться на общий режим.
Переход на УСН предусматривает замену ряда налогов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства.
С уплатой единого налога с налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения не взимаются:
1.      налог на прибыл организации;
2.     налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществляемой предпринимательской деятельности).
3.     НДС (исключение составляет НДС подлежащее уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);
4.      налог на имущество организаций;
5.     налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
6.     единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщику в пользу нанятых ими физических лиц)
Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не перечисленных выше, осуществляются предпринимателями в соответствии с общим режимом налогообложения.
Налогоплательщики, использующие упрощенную систему налогообложения, продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, как за себя, так и за наемных работников. [5, 114c.]
При применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики не освобождаются от обязанности налоговых агентов, а также от обязанности по ведению кассовых операций  в соответствии с порядком ведения кассовых операций в РФ.
Коэффициент-дефлятор устанавливается ежегодно на каждый следующий год и учитывает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги в РФ за предыдущий календарный год, также применяются коэффициенты - дефляторы которые действовали ранее. 
1.3.1 Налогоплательщики. Ограничения при переходе на УСН
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие её в установленном порядке.
Для реализации права перехода на УСН организациями и индивидуальными предпринимателями должно соблюдаться ряд ограничений (рис. 1.1.).


Рисунок 1.1 - Ограничения для перехода на УСН.
?      условие №1 – величина дохода (только для организаций).
Доход от реализации товаров (работ, услуг) по итогам первых девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не должен превышать 15 млн. рублей (без учета НДС). Доход от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. При этом величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение УСН, подлежит индексации в порядке, предусмотренном НК РФ. Коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения УСН на 2009 год равен 1,538.[3, 15c.]
В связи с этим, по итогам отчетного (налогового) периода в 2009 году величина предельного размера дохода налогоплательщика, ограничивающего право на применение упрощенной системы налогообложения, равна 30760 тысяч рублей (20 млн. руб. х 1,538).
Для индивидуальных предпринимателей ограничения по доходам, полученных от предпринимательской деятельности, для перехода на УСН не установлено.
?      условие №2 – стоимость имущества (только для организаций).
Перейти на упрощенную систему налогообложения могут только те организации, у которых стоимость основных средств и нематериальных активов, рассчитанная на основании данных бухгалтерского учета, не превышает 100 млн. рублей.
?      условие №3 – структура уставного капитала (только для организаций).
Это условие касается только организаций. Согласно ему на упрощенную систему налогообложения могут перейти только те организации, в которых доля участия других организаций в уставном капитале составляет не более 25%. Льготу по этому условию имеют только общественные организации инвалидов.
?      условие № 4 – структура организации (только для организаций).
Не имеют права перейти на упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и представительства.
?      условие №5 – численность работников.
На предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, желающих перейти на упрощенную систему налогообложения, средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек. Порядок определения средней численности работников устанавливает Государственный комитет по статистике Российской Федерации.
?      условие №6 – вид деятельности.
Применять упрощенную систему налогообложения не имеют права организации и индивидуальные предприниматели, которые по виду занимающейся деятельностью, попадают в следующие категории:
-         банки;
-         страховщики;
-         негосударственные пенсионные фонды;
-         инвестиционные фонды;
-         профессиональные участники рынка ценных бумаг;
-         ломбарды
-         производители подакцизных товаров, а также занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
-         занимающиеся игорным бизнесом;
-         нотариусы, занимающиеся частной практикой.
?      условие №7 – применяемый режим налогообложения.
Не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог в соответствии с НК РФ). Также они не могут применять упрощенную систему налогообложения в отношении, тех отдельных видов предпринимательской деятельности, по которым они переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. По остальным видам предпринимательской деятельности организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСН в тех случаях, в которых выполнены выше перечисленные условия. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.
1.3.2 Объект налогообложения. Порядок определения доходов и расходов
При применении упрощенной системы объектом налогообложения  признаются:
-         доходы;
-         доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с внесенными изменениями в Налоговый кодекс РФ с 1 января 2009 года, объект налогообложения при УСН теперь может изменяться налогоплательщиком ежегодно (ранее нельзя было изменять в течение трех лет с начала применения УСН). Изменить объект налогообложения можно с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения.
Порядок определения доходов для организаций и индивидуальных предпринимателей установлен Налоговым кодексом РФ. [2, 523c.] Согласно ему организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают для целей налогообложения доходы от реализации, а также внереализационные доходы.[2, 302c.] Доходом признается экономическая выгода от хозяйственной деятельности, выраженная в денежной или натуральной форме.
Налоговым кодексом РФ установлен кассовый метод признания доходов, то есть датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получение иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, то есть доходом признаются также полученные от покупателей денежные средства (имущество) в виде предварительной оплаты (авансы).[2, 525c.]
Доходом от реализации является:
-         выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
-         выручка от реализации ранее приобретенных товаров;
-         выручка от реализации имущественных прав.
Внереализационными доходами для целей налогообложения признаются доходы, не являющиеся доходами от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). К внереализационным относятся доходы:
-         от долевого участия в других организациях;
-         в виде штрафов, пени и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков и ущерба налогоплательщику;
-         от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не учитываются налогоплательщиком в качестве доходов от реализации;
-         от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной собственности, если такие доходы не учтены налогоплательщиком в качестве доходов от реализации;
-         в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
-         в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе;
-         в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;
-         в виде сумм кредиторской задолженности (обязательств перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ;
-         в виде излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации;
Перечень перечисленных доходов является открытым.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при расчете налоговой базы, не учитывают следующие доходы:
-         в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;
-         в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
-         в виде сумм процентов за просрочку при возврате из бюджета (внебюджетного фонда) излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов;
-         в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
-         другие доходы, установленные Налоговым кодексом РФ.
Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные предпринимательской деятельности, то есть все поступления (как в денежной, так и натуральной форме) от реализации товаров, работ и услуг, имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также стоимости такого имущества, полученного на безвозмездной основе. Доходы, не связанные с предпринимательской деятельностью, не должны включаться в налоговую базу и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с НК РФ.[2, 244c.]
Расходы учитываются только теми налогоплательщиками, которые в качестве объекта налогообложения выбрали доходы, уменьшенные на величину расходов. Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществляемые налогоплательщиком и учитываются после фактической оплаты в порядке установленном Налоговым кодексом.[2, 362c.]
При расчете налогооблагаемой базы налогоплательщики, которые в качестве объекта налогообложения приняли доходы за вычетом расходов, учитывают следующие расходы:
-         расходы на приобретение основных средств;
-         расходы на приобретение нематериальных активов;
-         расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
-         арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
-         материальные расходы;
-         расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законом;
-         расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимых в соответствии с законом;
-         сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам и услугам);
-         проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
-         расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
-         суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
-         расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личного автотранспорта в пределах норм установленных законом;
-         расходы на командировки;
-         плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов в пределе тарифов, утвержденных в установленном порядке;
-         расходы на аудиторские услуги;
-         расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законом на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);
-         расходы на канцелярские товары;
-         расходы на телефонные, почтовые, телеграфные и иные подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
-         расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы по обновлению программ для ЭВМ и баз данных;
-         расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
-         расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
-         суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством;
-         расходы по оплате стоимости приобретенных товаров для дальнейшей реализации, уменьшенные на сумму налога на добавленную стоимость по этим товарам.
Перечень в 2008 году расширен на следующие расходы:
- на приобретение товаров для перепродажи;
- по вывозу твердых бытовых отходов;
- на обслуживание контрольно-кассовой техники;
-на стоимость достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения основных средств.
Данный список расходов является закрытым.
1.3.3 Налоговая база
Налоговая база зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Для налогоплательщиков, принявших в качестве объекта налогообложения доходы, налоговая база будет равна денежному выражению полученных в отчетном (налоговом) периоде доходов.
В соответствии Налоговым кодексом при определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода, то есть полученные доходы, и осуществленные расходы в текущем квартале суммируются с доходами и расходами за предыдущие кварталы.[2, 529c.]
Особенностью налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, является обязанность уплаты при определенных обстоятельствах минимального налога.
Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента от налоговой базы, которой являются доходы.
Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
При этом оговорено, что налогоплательщик имеет право в следующие налоговые (но не отчетные) периоды включить разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.
Налоговый кодекс РФ устанавливает правила и порядок уменьшения налоговой базы на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял УСН и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение доходов над расходами.[2, 529c.]
Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течении всего срока списания убытка.
Для обеспечения правильного списания убытков необходимо вести обособленный учет каждого убытка и динамику его списания.
Убыток, полученный налогоплательщиком при приме6нения общего режима налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения. Аналогично, убыток, полученный при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на общий режим налогообложения.
1.3.4 Налоговый и отчетный периоды. Налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация
Для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговым периодом признается календарный год, который состоит из трех отчетных периодов. Отчетными периодами признается первый квартал, полугодие и девять месяцев. По результатам налогового периода налогоплательщик исчисляет и уплачивает сумму налога, а по итогам отчетного периода налогоплательщик исчисляет и уплачивает сумму квартального авансового платежа.
Налоговым кодексом установлен порядок исчисления единого налога, согласно которому сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.[2, 531c.]
Размер налоговой ставки зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Если объектом налогообложения являются доходы, то процентная ставка установлена в размере 6%. В случае если в качестве объекта налогообложения налогоплательщик выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15%. В связи с изменениями в Налоговом кодексе с 1 января 2009 года,  субъекты РФ вправе устанавливать ставку единого налога, уплачиваемого при объекте налогообложения «доходы минус расходы», в пределах от 5 до 15%.
Налогоплательщик, применяющий УСН, по итогам каждого отчетного периода должен исчислить сумму квартального авансового платежа нарастающим итогом соответственно за первый квартал, полугодие и девять месяцев, с учетом ранее уплаченных квартальных авансовых платежей за предыдущие отчетные периоды.
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, может уменьшить сумму налога (квартального авансового платежа) за налоговый (отчетный) период на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за тот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансового платежа) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Налогоплательщики, принявшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, такое уменьшение суммы налога произвести не могут, так как указанные взносы и пособия включаются в состав расходов при исчислении налоговой базы.
Уплаченные квартальные авансовые платежи, по итогам отчетного периода, засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Уплата квартальных авансовых платежей и сумм налога производится по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 31 марта, года следующего за истекшим налоговым периодом.
Квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Алгоритм исчисления сумм налога зависит от выбранного объекта налогообложения. Так для объекта налогообложения – доходы, алгоритм расчета сумм налога приведен на схеме 1.2.


Схема 1.2 - Алгоритм расчета налога для объекта налогообложения – доходы.
Для объекта налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов, алгоритм расчета приведен на схеме 1.3. и на схеме 1.4. Причем на схеме 1.3. приведен алгоритм расчета квартального авансового платежа по итогам отчетного периода, а на схеме 1.4. - для налога по итогам налогового периода.

 
 
Схема 1.3 - Алгоритм расчета суммы квартального авансового платежа за отчетный период для объекта налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов.
 

Схема 1.4 - Алгоритм расчета суммы налога за налоговый период для объекта налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов.
Различие между двумя последними схемами заключается в том, что при исчислении суммы налога по итогам налогового периода добавляется операция по исчислению суммы минимального налога.
Как видно из приведенных выше схем, может возникнуть ситуация, когда у налогоплательщика за счет вычета сумм налога, уплаченного за предыдущие отчетные периоды, появится переплата по единому налогу. Такая ситуация вполне реальна – например, во втором и последующих кварталах у налогоплательщика, принявшего в качестве объекта налогообложения доходы уменьшенные на величину расходов, доходов практически может и не быть, но он продолжает нести расходы, в том числе и постоянные. Для такого случая Налоговым кодексом предусмотрена возможность зачета в счет предстоящих платежей или возврата излишне уплаченной суммы налога. Зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога производится с письменного заявления налогоплательщика.[2, 102c.]
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, помимо декларации по единому налогу, также обязаны представлять декларации по другим налогам, подлежащим уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах (например, декларации по НДФЛ, региональным, местным налогам и т. д.).
Налогоплательщики – организации подают налоговые декларации в налоговые органы по месту нахождения, налогоплательщики – индивидуальные предприниматели – по месту своего жительства.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам отчетных (квартальные декларации) и налогового (годовая декларация) периодов. Квартальные декларации налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели представляют не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Годовую декларацию налогоплательщики – организации представляют не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики – индивидуальные предприниматели – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, применяющие УСН, освобождаются от обязанности подавать налоговые декларации и налоговые расчеты за отчетный период. Это правило распространяется на единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, транспортный и земельный
 
налоги.[9, 5с.]
За нарушение установленных сроков Налоговым кодексом установлены соответствующие взыскания.
Формы налоговой декларации и инструкции по заполнению утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ЯРЕМЧУК В.М.
2.1 Сущность и содержание упрощенной системы налогообложения
2.1.1 Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает правила и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения и возврата на общий режим налогообложения, а также условия, при нарушении которых к налогоплательщику будет применен принудительный возврат на общий режим.[2, 522c.]
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление по рекомендуемой форме № 26.2-1. При этом организации сообщают о размере доходов за первые девять месяцев текущего года, величина которого,  не должна превышать 15 млн. рублей.
Величина придельного размера доходов организации, ограничивающая ее право перехода на УСН подлежит индексации на коэффициент - дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги).
Налоговый кодекс предусматривает применение коэффициента-дефлятора в двух случаях:
-         при определении придельного дохода за девять месяцев текущего года для перехода на упрощенную систему в следующем году;
-         при определении придельной суммы дохода в течении налогового периода, превысив который налогоплательщик теряет право на применение упрощенной системы налогообложения.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН налогоплательщик должен уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года предшествующего году, в котором впервые применена УСН. Выбранный объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течении всего срока применения упрощенной системы налогообложения. С 1 января 2009 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе ежегодно менять выбранный ими объект налогообложения («доходы» на «доходы минус расходы» и наоборот).
В соответствии НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговые органы. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.[2, 522c]
После получения заявления о переходе на УСН налоговый орган проводит проверку правомерности такого перехода. По результатам такой проверки налоговый орган в месячный срок со дня регистрации заявления в письменной форме посылает налогоплательщику о возможности либо о невозможности применения УСН (формы уведомления № 26.2-2 и 26.2-3, утверждены приказом МНС России от 19.09.02 № ВГ-3-22/495).
Установлено два ограничения, при нарушении которых налогоплательщик утрачивает право применения УСН:
-         предельный размер доходов, необходимых для сохранения права на применение упрощенной системы налогообложения 20 млн. рублей;
-         остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не должна превышать 100 млн. рублей.
В случае превышения указанных пределов налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения, начиная с того квартала, в котором оно было допущено. В этом случае налоги, от которых налогоплательщик был освобожден при переходе на упрощенную систему налогообложения, уплачиваются с начала того квартала, в котором было утрачено право применения УСН, при этом не уплачиваются штрафы и пени за несвоевременную уплату ежемесячных платежей указанных налогов за этот квартал.
Об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения налогоплательщик обязан в письменной форме сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) в течении 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил 20 млн. рублей. При этом обязанность об уведомлении налогового органа о превышении лимита остаточной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов не установлена.
Налоговый кодекс Российской Федерации регулирует порядок отказа от упрощенной системы налогообложения, который осуществляется налогоплательщиком в добровольном порядке. В соответствии с этим пунктом налогоплательщики, применяющие УСН, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.[2,522c.] О таком переходе налогоплательщик уведомляет налоговые органы в письменной форме (рекомендованная форма уведомления № 26.2-4, утверждена приказом МНС России от 19.09.02 № ВГ-3-22/495).
Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год, после того как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
 
2.1.2 Налоговый и бухгалтерский учет
В соответствии с НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.[2, 532.]
Форма Книги доходов и расходов, а также порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждается приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам при согласовании с Министерством финансов.
В Книге в хронологической последовательности, на основании первичных документов отражаются все хозяйственные операции, производимые налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период.
Книга открывается на один календарный год, может выполняться как в бумажном, так и в электронном виде, и ведется на русском языке. По окончании налогового периода Книга, которая велась в электронном виде, выводится на бумажный носитель.
До начала налогового периода страницы в книге должны быть пронумерованы и прошнурованы, с указанием на последней странице числа страниц, которое подтверждается подписью и печатью индивидуального предпринимателя или руководителя организации и должностного лица налогового органа. Для Книги, которая велась в электронном виде, данная процедура выполняется после вывода ее на бумагу, по окончанию налогового периода.
Исправление ошибок в Книге учета доходов и расходов должно быть обоснованно и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием даты исправления и печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии).
Книга доходов и расходов состоит из трех разделов:
Первый раздел – доходы и расходы;
Второй раздел – расчет расходов на приобретение основных средств;
Третий раздел – расчет налоговой базы по единому налогу.
 
В первом разделе налогоплательщик на основании первичных документов отражает суммы осуществленных расходов и суммы полученных доходов. Приказом Министерства по Налогам и Сборам с 1 января 2004 г. в данный раздел Книги добавлено две новых графы, в которых записываются все полученные доходы и осуществленные расходы, включая доходы и расходы, не учитываемые при исчислении единого налога. Эти изменения позволили налогоплательщикам накапливать данные для расчета финансового результата хозяйственной деятельности, необходимого для эффективного управления, без ведения дополнительного учета.
Доходы и расходы учитываются налогоплательщиком в течение каждого квартала отдельно. По окончанию каждого квартала суммы доходов и расходов полученные в предыдущем отчетном периоде приплюсовываются к данным текущего квартала.
Во втором разделе Книги налогоплательщик учитывает расходы на формирование, как новых основных средств, так и приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения. Расходы в этом разделе также в течение каждого квартала учитываются отдельно. Итоговые данные о расходах на формирование основных средств за текущий квартал (а не за налоговый период) переносятся последней записью в раздел первый Книги.
В третьем разделе формируется налоговая база нарастающим итогом за каждый отчетный период. Суммы, полученные в этом разделе, являются исходными для составления налоговой декларации.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако, налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, как и до перехода могут вести бухгалтерский учет в полном объеме по правилам, установленным законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Требование об обязательном бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов связано с тем, что для сохранения права применения упрощенной системы налогообложения остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определенная по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 млн. руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода указанный лимит будет превышен, то налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. В связи с этим налогоплательщику следует отслеживать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов при планировании приобретения новых объектов основных средств и нематериальных активов, а также для документального подтверждения права применения упрощенной системы налогообложения.
2.2 Общая характеристика индивидуального предпринимателя Яремчук В.М.
Яремчук В.М. является предпринимателем без образования юридического лица. Предприниматель зарегистрирован и внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в январе 2006 года. Основной вид деятельности предпринимателя – производство корпусной  мебели, а также изготовление эскизов и чертежей на изделие по заказам населения.
С начала регистрации в 2006 году индивидуальный предприниматель Яремчук В.М. применял общий режим налогообложения, с использованием кассового метода при определении доходов и расходов. Предприниматель уплачивал, обязательные для данного режима налоги: налог на доходы физических лиц и единый социальный налог (как за выплаты физическим лицам, так и за себя).
На основании, поданного в налоговый орган, заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения и полученного уведомления о возможности применения УСН предприниматель с 1 января 2007 года перешел на упрощенную систему налогообложения. В качестве объекта налогообложения были приняты доходы, уменьшенные на величину расходов. В связи с переходом индивидуальный предприниматель освобожден от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущества и единого социального налога, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Для организации деятельности предприятие располагает арендными площадями:
цех по производству мебели - 60 кв.м.;
помещение под офис – 15 кв.м.
Так же у индивидуального предпринимателя имеется грузовой автомобиль с мощностью двигателя 160 л.с.
-         В 2006 - 2008 годах штат работников предпринимателя составил 6 человек:
-         бухгалтер;
-         дизайнер;
-         два мастера-отделочника по изготовлению корпусной мебели;
-         сборщик корпусной мебели;
-         водитель.
2.3 Порядок и методика исчисления единого налога индивидуального предпринимателя Яремчук В.М
2.3.1 Исчисление налогов при общем режиме налогообложения ИП Яремчук В.М. в 2006 году
При применении общего режима налогообложения индивидуальный предприниматель обязан уплачивать налог на доходы физических лиц и единый социальный налог, причем налогоплательщиками единого социального налога признаются как лица, производящие выплаты физическим лицам, так и индивидуальные предприниматели. Налогоплательщик, который одновременно относится к обеим категориям, исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.
Чтобы правильно рассчитать и уплатить налоги, предпринимателю необходимо вести учет своих доходов, расходов, основных средств, заработной платы наемных работников и т. д.
 
Налог на доходы физических лиц
В соответствии с Налоговым кодексом предприниматели должны самостоятельно рассчитывать и платить налог на доходы физических лиц по результатам предпринимательской деятельности за год.
Данные учета доходов и расходов и хозяйственные операций используют­ся предпринимателями для расчета налоговой базы по налогу на доходы физиче­ских лиц.
Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Индивидуальный предприниматель Яремчук В.М. в 2006 году получил доход от занятия предпринимательской деятельностью в сумме 1 237 000 рублей. Расходы составили 985 450 рублей.
Налогооблагаемый доход предпринимателя:
1 237 000-985 450=251 550 рублей
Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц установлены Налогового кодекса РФ. Доход индивидуального предпринимателя от занятия предпринимательской деятельностью облагается по ставке 13 %.
Налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя составил 251 550 рублей.
Отсюда сумма НДФЛ составила:
251 550 х 13%=32 702 рубля
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщики имеют право на применение ежемесячных стандартных налоговых вычетов.
Налогоплательщикам, предоставляется налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода до достижения месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20 000 руб.
С 1 января 2009 года придельный размер дохода, при котором предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличен до 40 000 рублей.
С того месяца, в котором произошло указанное превышение, стандартный налоговый вычет не применяется.
Кроме стандартного налогового вычета на самого налогоплательщика ему предоставляется и стандартный налоговый вычет в размере 600 рублей на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей. Этот вычет также предоставляется до достижении дохода нарастающим итогом с начала года суммы 40 000 руб.
Размер вычета на ребенка с 1 января 2009 года повышен до 1000 рублей, а сумма дохода налогоплательщика за год, до достижения которой предоставляется такой вычет, теперь составляет 280 000 рублей.
Таблица 2.1. Доход индивидуального предпринимателя Яремчук В.М. по месяцам за 2006 год

и т.д.................


Период
Сумма месячного дохода
Доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года
январь
10 320
10 320
февраль
12 700
23 020
март

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.