На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Цветовое восприятие человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Воронежский  государственный технический университет»
Кафедра связь с общественностью и педагогика
РЕФЕРАТ
ПО ТЕМЕ: «Цветовое восприятие человека»
        Выполнил: аспирант
кафедры ОТСП
Небольсин Станислав Михайлович
Название  специальности:
Сварка, родственные процессы и технологии
 
 
 
 
 
 
 
Воронеж 2012
 
Содержание
 
Введение………………………………………………………………………...…3
1 Воздействие цвета на психику и деятельность человека………………….....4
1.1 Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов………......4
1.2 Психология цвета………………………………………………………..10
1.2.1 История возникновения психологии цвета………………………….10
1.2.2 Взгляд на цвет с позиции цветопсихологии…………………………14
1.2.3 Физиология цветовосприятия………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………...21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. О том, насколько для нас важны яркие краски мира, говорит хотя бы тот факт, что организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около   80 % всей поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение [5]. В мозгу даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации. Цвет влияет на настроение, на самочувствие, он может направить нас на принятие определённого решения.
Цвет - это жизнь. Мир без  красок представляется нам мертвым. Цвет – это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые  зори и лиловые сумерки. Мы говорим "голубой город", и всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у  нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение "у него золотое сердце" сообщит нам о человеке открытом, добром и великодушном. Нас не удивляет, что паруса у Грина - алые, птица у Метерлинка - синяя, кардинал, стоящий за спиной монарха - серый, а кровь у аристократов – голубая [5]. Можно привести еще десятки примеров того, как различные образы, явления, события мы "окрашиваем" тем или иным цветом. Причем люди, в разных и странах, не сговариваясь, одни и те же явления "раскрашивают" одинаковыми красками.
Множество цветов по-разному влияют на человека, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме, действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание.
 
 
 
1 Воздействие цвета на психику и деятельность человека
 
       Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов
 
Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного  излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических  факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, особенности человеческого глаза и психики.
Все характеристики цвета представляют собой качественно и количественно измеряемые световые стимулы, способные вызывать в организме человека физиологические процессы и через них – различные психические реакции.
Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Еще цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета – тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Но среди оттенков каждого цвета можно выделить как холодные, так и тёплые. Например, холодный синий – ультрамарин, теплый синий – кобальт.
Основными характеристиками цвета  являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность (интенсивность) и чистота  цвета.
Цветовой тон – качество хроматического цвета, которое обычно именуется его названием (красный, синий, зеленый и т. д.). Это первичный и впечатляющий элемент цветовой композиции, служащий исходным материалом для бесчисленных преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности красок. Это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра - желтый, зеленый, красный и т.д. Фактически мы в своей речи так и говорим: цвет.
Насыщенность - степень отличия цветного изображения от не цветного, чистота цвета, зависящая от степени добавления к нему серого цвета. Наибольшей насыщенностью обладают цвета спектра. Поэтому чистота всех спектральных цветов принимается за единицу, несмотря на их разную насыщенность. Наиболее насыщен — синий цвет, наименее — желтый. Степень насыщенности цвета зависит от его светлоты. Из двух равнонасыщенных цветов более насыщенным воспринимается более светлый. Разные учёные рассматривали насыщенность по-своему: 1) как отличие цвета от серого, 2) как интенсивность цветового впечатления (с психологической стороны). Но интенсивность цвета – это яркость цветового пятна, определённая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет. Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета – это психологическое понятие.
Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Это свойство, выражающее близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному цвету, относительная яркость цвета по отношению к образцу. Ахроматические цвета имеют только светлоту, а хроматические - и светлоту, и цвет.
Ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют.
Всегда черный (или серый) будет  иметь тот или иной оттенок.
К черному цвету стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.
 

 
Основные цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, легко создать все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей)
 

 
Составные: зеленый, фиолетовый, оранжевый цвета. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов.
 

 
Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый.
От расположения комбинации выбранных  цветов на цветовом круге зависит их влияние на наше восприятие.
 
 


 
Контрастными считаются два цвета, между которыми, на цветовом круге, находятся три промежуточных цвета. Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.
Дополнительными являются два противоположные цвета на цветовом круге, объединение которых дает белый цвет. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.
Монохроматические цвета - это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.
Родственными являются любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах [2].
Цвет — это один из факторов, формирующих состояние нашей  психики, которая следит за работой всех органов человеческого организма. 
Все цвета обладают способностью вызывать эмоции, эстетические переживания у людей, а также влиять на формирование пространства. Это объясняется психологическими особенностями восприятия цвета. Цвет может зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, выявляя и подчеркивая объемность формы либо превращая ее в плоскую, выделяя или растворяя в пространстве, утяжеляя легкую форму или облегчая тяжелую, вызывая ощущение теплоты, сухости, холода или влаги. Он способен создавать иллюзии, подменять действительное кажущимся.
Каждый цвет и его восприятие могут изменяться в нескольких случаях:
-в оттенке  цвета, когда зелёный может  стать более желтоватым или  синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый оттенок;
-в яркости,  когда красный цвет может быть  розовым, красным, тёмно-красным,  а синий - голубым, синим и  тёмно-синим; 
-в насыщенности, когда синий цвет может быть  более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным - оранжевым цветом;
-в количественном  отношении или в распространении  цвета.
Один  и тот же цвет для представителей разных культур может означать противоположные  вещи. Нет ни одного цвета, который  бы одинаково трактовался двумя людьми. Но, несмотря на всю уникальность восприятия цвета, универсальность многих его толкований не подлежит сомнению.
Горячие цвета
Полностью насыщенный красный цвет, самый глубокий и яркий из его оттенков, привлекают внимание и вызывают напряжение. По этой причине красный цвет так  часто встречается в цветовой гамме вывесок и запрещающих дорожных знаков.
Возбуждающие  цвета активные и агрессивные, напрягают  и обостряют эмоции. Цветовые комбинации горячих цветов символизируют самые  сильные человеческие чувства - любовь и ненависть.
Холодные  цвета
Самым холодным цветом считается максимально насыщенный синий. Холодные тона, а именно: синий, сине-зеленый, зеленый - вызывают у человека ассоциации со снегом и льдом. Синий цвет создает ощущение покоя и неподвижности. Сине-зеленый - освежает, заряжает бодростью и энергией.
Теплые  цвета
Это все  оттенки, содержащие в себе красный  или желтый цвет. Такие цвета, как  красно-оранжевый, оранжевый и желто-оранжевый, охватывают значительную часть эмоционального спектра человека они дружелюбные, непринужденные и гостеприимные.
Спокойные цвета
Основой спокойных оттенков является синий  цвет. Отличие их от холодных цветов состоит в добавлении желтого, в результате чего появляются желто-зеленый, зеленый и сине-зеленый оттенки. Бирюзовый и "травяной" зеленый часто встречаются в природе. Спокойные и умиротворенные, эти цвета не только позволяют нам ощутить внутренний покой, но и внушают чувство глубины.
Светлые цвета - тончайшие пастельные оттенки, результат примести белого к базовому цвету. Розовый, бледно-желтый, голубой, салатный, персиковый; сиреневый, как бы предлагают расслабиться, создают ощущение легкости и прозрачности, внушают покой и доверие.
Темные  цвета
Темные  цвета получаются в результате добавления черного цвета к базовому оттенку. Они сужают пространство, могут создать тягостное ощущение либо ощущение теплого интимного уюта, защищенности, покоя.
Бледные цвета
Бледные тона - это самые светлые пастельные оттенки. В своем составе они  содержат от 65 % белого, ненасыщенные и создают романтичное настроение.
Яркие цвета
Насыщенный  цвет называется ярким. Чистота ярких  цветов обуславливается отсутствием в них примеси серого и черного. Яркие цвета жизнерадостны и привлекают внимание.
Выступающие — отступающие
Цвет  имеет свойство создавать зрительные иллюзии: создавать ощущение приближения или отдаления окрашенной поверхности в зависимости от выбранного цвета.
Теплые  тона — красные, оранжевые, желтые —  обладают свойством приближать окрашенные поверхности. Теплые, насыщенные, интенсивные, броские, фактурные, тяжелые, плотные цветовые тона - кажутся выступающими среди других цветов. А холодные, светлые, малонасыщенные, мелкофактурные, легкие цветовые тона — отступающими.
Одна  из главных особенностей цвета —  активность и динамичность интенсивных, особенно теплых тонов, и пассивность малонасыщенных и холодных.
 
1.2 Психология цвета
 
1.2.1 История возникновения психологии цвета
Возникновение цветовой символики  и использование цвета началось ещё в те времена, когда человек  научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Знания древних о цвете сейчас, во многом, утеряны. С момента своего возникновения использование цвета самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил. Само деление магии на «белую» и «черную» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования, мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.
Уже в эпоху античности философы и мыслители использовали цвет в  своих трудах. Эмпедокл, например, выделяя  четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет; земле — желтый; огню - красный; воздуху - белый. Аристотель, желая установить «истинный» цвет стихий использовал экспериментальный метод. По Аристотелю, «основных» цветов три. Белому (бесцветному) соответствует вода, воздух и земля; желтый — цвет огня, а черный — цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии «земля» к группе белого, объясняется результатами экспериментов Аристотеля по прокаливанию почвы, которая, в конце концов, становилась белой. Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее желтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.
После античной эпохи во времена  средневековья цвет снова вернул себе позицию, символа мистических сил и явлений, что особенно характерно для раннего Христианства.
В эпоху  Возрождения возникают первые цветовые системы психологических свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (XV в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. Ломаццо считал, что белому цвету соответствует флегматический темперамент, черному — меланхолический, красному — сангвинический, а желтому — холерический. Темные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и светло-красные — с весельем и радостью. Как и Бернардино Телезио - итальянский учёный и философ, Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым «холодным» он полагал белый, а «теплым» — черный.
Следующим шагом в разрушении символики  цвета стали достижения физической оптики XVII века в лице И. Ньютона, которые  привели к тому, что в эпоху  Просвещения цветовой символ, практически, лишился своего теологического содержания.
Постепенно  цвет начинает становиться символом человеческих чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи между цветом и психикой.
В XVIII веке возникает наука, в сферу интересов  которой входит проблема цвета, - физиологическая оптика. Ж. Бюффон вводит понятие «субъективных цветов», т.е. таких, которым не соответствует какой-то внешний объект. Под субъективными цветами понимались различные цветовые иллюзии, например, цветовые ощущения, возникающие при надавливании на глазное яблоко.
XVIII можно  принять за точку отсчета для  третьей составляющей учений о цвете - психологии цвета,- области знаний, для которой вопросы- «нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает» могут считаться основными. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.
Возникновение психологии цвета связано с именами  многих ученых, в том или ином аспекте занимавшихся изучением  взаимодействия цвета и психики.
Основоположником  психологии цвета является великий  поэт Германии Й.В. Гете, создавший обширный труд «Учение о цвете», актуальный и в наше время. Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «Чувственно-нравственным действием цветов». Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала (которому он принадлежит прим. автора) оказывает известное воздействие... на душевное настроение». Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. «Отдельные красочные впечатления... должны действовать специфически и... вызывать специфические состояния», а «отдельные цвета вызывать особые душевные состояния». Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стекол.
Опираясь  на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет  цвета на «положительные» — желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные»  — синий, красно-синий и сине-красный. Зеленый Гете относил к «нейтральным». Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, «ограничивает» душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики, Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов, затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета.
Несмотря  на то, что чувственно-наглядный  метод Гете был воспринят современниками «в штыки», позже, на его наблюдения и выводы о взаимосвязи цвета и психики ссылались многие выдающиеся ученые.
Значимый вклад в развитие психологии цвета как науки внесли: В. Шеллинг, «Философия искусства» и  А. Шопенгауэр «О зрении и цветах», В. Кандинский «Язык красок», Дидро «Мои незначительные мысли о цвете».
Исследования по выявлению  воздействия цвета на личность проводили  такие ученые как: А.Н.Леонтьев, С.В. Кравков, А.Ф. Лосев, Г.Г.Воробьев и В.В.Налимов, R.W. Bunham, R.M. Yanes и C.J. Bartleson (1963), А.Е. Ольшанникова, В.В. Семенов и Л.М. Смирнов (1976), Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973), А.М. Эткинд (1985), И.А. Скотт, Л.Н. Миронова (1984); И.В. Андрианов и Г.И. Демидов (1991), Л.М. Веккер (1981). Л. Н. Собчик.
На основе исследований, практическим образом доказывающих объективное влияние цветов на человека: изменения нервно-психических процессов в организме, под воздействием различных цветов и их оттенков, влияние на ощущения и восприятие, поведение, эмоции и мышление, сознание и подсознание, были созданы цветодиагностические методики Кеттела, MMPI, Векслера, Равена, ТАТ, Розенцвейга, Роршаха, Люшера.
Особого же внимания требует научно-исследовательская  деятельность Макса Люшера - швейцарского психолога, разработавшего в конце 1940-х годов основы функциональной психологии цветовосприятия и создавшего на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам и предназначенный для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Эта методика почти полвека успешно используется десятками тысяч педагогов, психиатров и психологов во всех странах мира. Она применяется в изучении особенностей психологии различных групп, профессиональных прослоек, этносов и субкультурных объединений.
На сегодняшний  день цветовая психология — эмпирическая наука. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика.
 
1.2.2 Взгляд на цвет с позиции цветопсихологии
 
Понятие «цвет» имеет 2 смысла: может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражением света от некого объекта (оранжевый апельсин), так и быть однозначной характеристикой самих источников света (оранжевый свет). Таким образом, цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической, и психологией цветового восприятия. В данной курсовой работе мы будем рассматривать цвет как психологическое ощущение.
С точки  зрения психологии цвета, цвет представляет собой устойчивую семантическую  структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными  особенностями человека. Цвет является самостоятельной системой ориентации в действительности, системой независимой от предметной, такой, которая способна осуществлять комплексное изменение функционального состояния индивида, минуя сознание, а также - точно сигнализировать об этом изменении. Цвет способен закономерно выражать личностно-смысловое отношение субъекта к значимому другому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета модифицировать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект. Наше состояние осознается как отношение и символизируется в этом цвете. Цвет является психоидным, или квазипсихическим феноменом в окружающей человека действительности.
Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. Этим самым признается определенная двойственность цветов. Во-первых, они существуют и как представления, и как перцептивные образы, сохраняя, тем не менее, свою психологическую эффективность. Во-вторых, этим признается, что во внешнем по отношению к человеку мире то, что субъективно переживается как эмоция, существует в форме цветов. Или что, то же самое, в форме колорита человеку дано видеть эмоции.
Цвет  жизненно необходим всякому, он глубочайшим  образом включен в культурные традиции и биологически связан с  психогенетическим кодом каждого  человека. Это было известно издревле. День сегодняшний требует перевода веками накопленных знаний на язык современной науки. Цвет синонимичен душевным состояниям, цвет родственен психическим процессам, цвет близок самому важному, самому глубокому, наиболее истинному в наших душах.
 
1.2.3 Физиология цветовосприятия
 
Древние именовали глаза «окнами» организма, «вратами восприятия». Мы привыкли к  тому, что наш организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора. Ощущение цвета возникает в мозге при возбуждении и торможении рецепторов глазной сетчатки человека. Однако зрительный анализатор - это не единственный канал, по которому цветовая энергия может достигать организма. Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали принципиальную возможность восприятия цвета не только посредством рецепторов сетчатки глаза, но и практически любыми клетками организма.
Известный российский психолог А.Н.Леонтьев разработал методику развития у людей высокой чувствительности к цвету. В эксперименте ему удалось выработать у группы испытуемых условный рефлекс на восприятие цветовых потоков, которое осуществлялось с помощью ладони. Цветной луч падал на ладонь, а специальные приборы регистрировали наличие той или иной специфической реакции, причем ее характер точно соответствовал спектральному составу падающего на ладонь луча. Более того, испытуемые Леонтьева научились различать цвета ладонью, при полном исключении возможности увидеть цветовой поток с помощью глаз.
Аналогичные эксперименты проводились  в 70-е годы в Чехословакии. Испытуемый, обвешанный датчиками, связанными с  многочисленными регистрирующими устройствами, обнаженным заходил в «цветную комнату». Предметы в комнате были выкрашены в один определенный тон, и приборы регистрировали совершенно определенную реакцию человека на воспринимаемый всей поверхностью кожи цвет. По показаниям приборов можно было легко различить, в какую именно комнату – синюю или красную, желтую или зеленую – зашел испытуемый. Сами испытуемые со временем научались по каким-то еле уловимым признакам и одним лишь им ведомым критериям различать цвета, в поле действия которых они попадали. Самым удивительным в этом эксперименте оказалось получение достоверных значимых результатов при полном отсутствии освещения в «цветных комнатах». Люди заходили в темное помещение, в котором и глаз бы не различил превалирующий цветовой тон. Тем не менее, организм четко реагировал на «поставленную задачу» – происходило ясное определение характера цвета, в пространстве которого оказался человек. Кроме того, стало известным, что свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется деятельностью ВНС, ее симпатического и парасимпатического отделов - СНС и ПНС.
Особые заслуги в данном направлении  принадлежат школе известного русского физиолога - проф. С.В. Кравкова. Главным итогом многочисленных экспериментов, посвященных связи цветового зрения с другими органами чувств, было выявление взаимосвязи между цветовым зрением и ВНС, а также гипоталамусом, который, как известно, играет интегрирующую роль в деятельности физиологических и психических функций организма. Результаты экспериментальных работ школы С.В. Кравкова, проводимые в 1935-1951 гг. показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение. Симпатикотропные раздражители повышают чувствительность к сине-зеленой части спектра, а чувствительность к красно-желтой части у глаза снижается. Особенно показательно в этом плане прямое введение в глаз адреналина. И наоборот, парасимпатикотропные агенты улучшают чувствительность к красному и желтому, а к синему и зеленому — снижают. Восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию СНС и тормозит ПНС. Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на СНС и активирующее на ПНС.
Подобный характер взаимосвязей цветового  восприятия с деятельностью ВНС, позволяет сделать вывод об объективной нужде последней в цветовых раздражителях для своей саморегуляции. Можно сказать, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению — в «пассивных». Тем самым, поддерживается равновесие двух отделов ВНС между собой.
Исходя из этого, становится «психофизиологически» понятным ряд «положительных» и «отрицательных» значений цветов. Так синий, и в какой- то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» НС человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению НС.
Характер взаимосвязи белого и  черного с деятельностью ВНС  является аналогичным: белый стимулирует  эрготропную систему организма, а черный трофотропную; активация ПНС увеличивает «нужду» в белом цвете, а СНС в черном. После активного, напряженного, насыщенного событиями дня (белый) наступает ночь (черный), когда человек может расслабиться и отдохнуть. Если с утра пасмурно и в природе преобладают свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно, человек может впасть в пассивное, дремотное состояние и находиться в нем достаточно долго.
И наоборот, яркое, солнечное утро способствует быстрому переходу от сна  к бодрствованию, достижению необходимого уровня активности.
Цветовое воздействие может  усиливать вегетативные проявления стресса. Так «цветовая нагрузка»  с использованием коричневого, оранжевого и особенно желтого заметно усиливает имеющуюся при кинетозе тошноту (Л.А. Китаев-Смык, 1977). Быстрая установка перед испытуемым яркого желтого экрана могла при наличии тошноты вызывать рвоту, при этом, как отмечает Китаев-Смык, испытуемые испытывали субъективное ощущение «удара в живот». И наоборот, воздействие голубого, фиолетового и особенно синего цвета несколько снижала тошноту при кинетозе.
Экспериментальные данные, подтверждающие важную роль цветового воздействия  в регуляции деятельности ВНС, приводятся также и в работах других исследователей.
Из выше изложенного можно сделать вывод  о бесспорном воздействии цвета  на деятельность Центральной нервной  системы. Для ЦНС, цвет является, информацией об окружающем мире. Благодаря определенным отделам ЦНС, у человека формируются цветовые ощущения, а интегративная деятельность ЦНС обеспечивает функционирование цветового восприятия и сложные формы обработки информации. Специфические поражения Центральной нервной системы могут привести к потере человеком способности воспринимать цвета частично или полностью. Таким образом, воздействие цвета на Центральную нервную систему, с одной стороны, опосредовано деятельностью ее цветового анализатора, (специфический информационный канал), а с другой — ВНС (неспецифический энергетический канал).
Цвет, как  энергия, необходим для поддержания  тонуса Центральной нервной системы. Известны случаи т.н. «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего  пейзажа и обстановки, у детей  отмечались даже задержки интеллектуального  развития.
Энергетическая  сторона цветового воздействия  на Центральную нервную систему изучена, явно, недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный характер. Одним из немногих, достаточно широко освещенных аспектов этой проблемы, являются цветовые предпочтения. Казалось бы, цветовые предпочтения имеют косвенное отношение к вопросу об энергетическом воздействии цвета на ЦНС. Однако, не исключая другие факторы, влияющие на цветовые предпочтения человека, нельзя отрицать, что на них оказывают существенное влияние энергетические свойства цвета.
 
 
 
Заключение
 
Феномен цветовосприятия и особенности  взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Вследствие этого, за долгую историю развития человеческой цивилизации были накоплены знания о цвете, которые на данном этапе истории составляют науку - психология цвета. Многими учёными и исследователями уже практическим образом доказано объективное влияние цветов на человека: изменения н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.