На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема несменяемости судей за и против

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Проблема несменяемости судей “за” и “против”
(сравнительный анализ)

ПЛАН
Введение …...……………………………………….3
Судебная система в России, её особенности……..4
Судебная система Франции………………………16
Судебная система Японии………………………..23
Судебная система США…………………………..29
Судебная система Великобритании………………39
Библиография………………………………………50
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ[1]
 
В 2001 году проходил 5 Всероссийский съезд судей. Его итоги кратко можно сформулировать так: российский судейский корпус в целом поддерживает судебную реформу, проводимую властью.
Перед съездом ходили разные страшные для судей слухи. Например, правительство готовит новый проект судебной реформы, в корне меняющий нынешнюю структуру третьей власти. Или будет отменено разделение судов на арбитражные, конституционные и общей юрисдикции. Все они будут сведены в единую пирамиду с Верховным судом во главе. Мол, власть хочет ввести для судей пятнадцатилетний срок непрерывной работы с последующей переаттестацией вместо имеющегося на сегодня пожизненного статуса. И что бы хоть как-то успокоить судейскую общественность накануне съезда, глава Верховного суда Вячеслав Лебедев даже провёл специальную пресс-конференцию.
Окончательно её успокоил на съезде Владимир Владимирович Путин: революций не будет, а будет продолжительная постепенная реформа.
Её началом в пост советской России принято считать осень 1991 года – тогда Верховный совет РСФСР принял концепцию судебной реформы. Частично она уже выполняется. Создана система арбитражных судов, сформирован институт судебных приставов, принят пакет законодательных актов: законы “ О статусе судей “, “О судебной системе “, “О мировых судьях “, в девяти регионах действуют суды присяжных.
В[2] ближайшее[3] время должны быть приняты закон “Об административных судах“, новые Уголовный и Гражданский          процессуальные кодексы. Известно, что в течение десяти лет судейский корпус увеличился примерно вдвое, а зарплата и финансирование – в несколько раз.
Всё это должно способствовать повышению эффективности правосудия, укреплению правопорядка и созданию в России правового государства.
Посмотрим, стала ли эффективной судебная власть за прошедшие девять лет.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
По нормативным документам можно проследить следующую ситуацию в отношении статуса судьи. В конституции РФ ст. 119 судьями могут быть граждане РФ достигшие 25лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Ст. 120 пункт 1 судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Ст. 121 пункт 1 судьи несменяемы, пункт 2 полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Ст. 122 пункт 1 судьи неприкосновенны, пункт 2 судья не может быть превличён к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемым федеральным законом. В законе “о статусе судей” сказано: ст. 1 пункт 1 судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей, пункт 2 судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Ст. 3 пункт 2 судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызывать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Ст. 9 пункт 1 независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенность судьи; предоставлением судье за счёт государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, пункт 2 судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи. Ст. 10 пункт 2 всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Ст. 11 пункт 1 полномочия судьи в РФ не ограничены определённым сроком. Ст. 12 судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным законом. Ст. 13 пункт 1 полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии следующих оснований: признание судии безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную[4] силу,  согласие[5] квалификационной коллегии судей на[6] привлечение судей к уголовной ответственности или заключение под стражу.[7] Ст. 14 пункт 1 полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям: ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течении длительного времени исполнять обязанности судьи, прекращение гражданства Российской Федерации, занятие деятельность не совместимой с должностью судьи, вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера, совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи или умоляющих авторитет судебной власти.
По документам дело обстоит именно так, а на практике?
В России федеральная судебная власть разделена на три ветви: Конституционный суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. В ближайшее время появятся суды административные. Плюс к этому – уставные суды субъектов федерации и мировые судьи.
По идее, жесткая судебная специализация должна помогать гражданам и организациям. Есть у тебя экономические претензии – иди в арбитражный суд. Считаешь, что тебя неправомерно обидел госчиновник, - в административный суд. Не согласен с законом – в Конституционный. И так далее.
На практике у судов есть очень много способов отказаться от дела. Например, можно привлечь к делу о хозяйственных претензиях в качестве соответчика физическое лицо и отправить истцов из арбитражного суда в суд общей юрисдикции. И наоборот. Или может[8] быть такое явление как отфутболивание. Районный суд отказал одной организации в принятии искового заявления по мотивам не подведомственности. Пришлось этой организации составлять иск заново и обращаться в арбитражный суд. Но истец и там получил отказ с объяснением, что дело находится в юрисдикции обычных судов. Всё по новой – опять отказ. И только обжаловав его в Мосгорсуде, организация наконец смогла заставить суд принять дело к производству. И вся эта процедура заняла около полугода.
А в проекте закона об административных судах возможность отфутболивания истцов заложена изначально. Например, если вы жалуетесь на чиновника, то идёте в административный суд (а он, кстати, совсем не обязательно есть в вашем городе – по проекту, в России будет двадцать[9] один такой суд, каждый из которых будет обслуживать несколько субъектов федерации). А если вы хотите получить с этого чиновника материальную компенсацию, то идти придется уже в суд общей юрисдикции.
Так, что с помощью специализации одну из главных судебных проблем – проблему волокиты – не решить.
Одним из важнейших достижений судебной реформы считается создание института судебных приставов. Они осуществляют охрану судов и исполнение их решений. Приставов пока мало: семь с половиной тысяч при потребности тридцать три тысячи, тем не менее их значение трудно переоценить. Раньше, даже, выиграв дело, было трудно добиться, чтобы проигравшая сторона исполнила судебное решение. Различные полу бандитские структуры даже делали на этом деньги – выбивали отсуженные долги за 10 – 50 %. Теперь всю работу по исполнению судебного решения делают судебные пристава – за 1-7%, и не с тех, кому суд присудил деньги, а со стороны,[10] отказывающейся исполнить судебное решение.
Однако и здесь не всё так просто. Приведу пример. Арбитражный суд Москвы вынес решение, обязывающее взыскать в пользу одной компании расходы по уплате госпошлины. Фирма направила исполнительный лист в отдел судебных приставов в Северо-Восточном административном округе. Не прошло и двух недель, как документ приняла к производству арбитражная группа судебных приставов. Правда, выяснилось, что пристав, который должен был заниматься этим делом, в отпуску. Прошел месяц. После четвёртого звонка представителя фирмы пристава, вернувшийся из отпуска, наконец нашел дело и попросил перезвонить через неделю, чтобы узнать, какое решение он по нему принял. Через неделю он с радостью сообщил, что исполнительным листом должен заниматься не его отдел, а отдел судебных приставов при арбитражном суде. Ещё через месяц документ дошел до адресата, и новый пристав отрапортовал, что уже разослал запросы в различные инстанции, чтобы найти имущество должника, которым он может расплатится по тем несчастным восьмистам рублям, которые он должен.
Теперь о том, что предстоит сделать. Владимир Путин пообещал вдвое увеличить судейский корпус. Одна из главных задач реформы – сделать так, чтобы быть судьёй было престижно.  Чтобы судьбы людей решались действительно уважаемые и образованные люди. И чтобы эти люди были как можно лучше защещины от давления, как со стороны власти, так и со стороны субъектов дела.
Но[11] давайте посмотрим на этот аспект с другой стороны. Начнём с того, что ныне существующий в нашей стране организационно правовой механизм отбора кандидатов в судьи по морально-этическим параметрам, психофизиологическим критериям и тщательной их проверки на предмет наличия компрометирующих обстоятельств несовершенен и это общеизвестно. Можно даже сказать, что механизма-то по сути дела никакого нет. Сегодня мы имеем законодательство, во-первых, совсем не содержащее требований о какой-либо проверки кандидатов в судьи по любым параметрам и критериям, а во-вторых, наоборот, содержащими фразы типа “любой” “каждый”- в контексте ст. 5 Закона “О статусе судей в Российской Федерации” это означает, что любой и каждый, отвечающий минимуму формализованных требований, может начать путь к креслу судьи, барьеры же на этом пути – по любой логике естественно необходимые для многих групп, категорий и слоёв людей – даже не упоминается.
Практикующие юристы, в том числе действующие судьи, хорошо знают – в сегодняшнем судейском корпусе есть судьи, которым нельзя, не следует ни в коем случае быть судьями – страдает правосудие, не в восторге от них общество, дискредитируется судебная власть.
В результате неопределённости закона сложилась такая ситуация, что в судейский корпус проникают: корыстолюбивые, алчные, высокомерные, мстительные. И это ещё что, а если в судьи своего человека внедряет[12] какая-либо компания, у которой часты споры в данном суде, и этой компании очень выгодно “прикомандировать” своего человека в этот суд, тем более на должность, позволявшую вершить правосудие в интересах компании? Ещё более страшно, если[13][14] “своего человека” в суд внедряет преступная группировка; а то, что преступный мир имеет очень серьёзный кадровый интерес к судьям – несомненно. Хорошо, если эти недостатки проявятся при вступлении на должность и этого “кандидата” не включат в судьи. А если нет, если эти негативные качества, к сожалению, проявятся уже после наделения их “носителя” судейскими полномочиями?
Нужен механизм, гарантированно обеспечивающий, что в будущем подобных судей не будет. Другими словами судьи однозначно должны быть сменяемы!
Пока же профессия судьи не пользуется популярностью у юристов. Если на Западе судейская мантия – достойное завершение адвокатской каръеры то в России, как правило, судьями становятся те, кому нужны льготы, гарантированные законом “О статусе судей”: квартира, медицинское и социальное обслуживание и т. д. Или, ч[15]то гораздо страшнее, те, кто понимает, что и на судейском месте можно неплохо зароботать.
Зароботная плата судей сейчас состовляет пять десять тысяч рублей. Она вряд ли может заинтересовать серьёзного юриста, чья зарплата в среднем составляет не ниже одной тысячи американских долларов. Но это только в центральных регионах, в провинции адвокат заробатывает, конечно, меньше, но и судейское жалование несопоставимо меньше. Согласитесь, с таким    мизерным окладом судьям нужно как-то жить, вот и идут они на различные правонорушения, чтобы хоть как-то заработать больше. Отсюда у нас и затягивание процессов, взяточничество, нарушается принцип беспристрастности правосудия. Ещё и по этому в районных судах до половины[16] должностей судей вакантны. Как сказал Александр Яковлев, ректор Московского нового юридического института: “Судья должен получать больше, чем все чиновники его района. При обязательном улучшении уровня подготовки судей это должны быть “сливки” юриспруденции”. Из-за того, что эта должность мало оплачивается и не пользуется популярностью, отсюда квалифицированные экзамены на эту должность не слишком строги, поэтому и просачиваются на эту должность не слишком грамотные в юриспруденции люди.
Правда, при нашей системе правосудия судья и не должен быть  интеллектуалом. Ему не нужно знать судебную практику, достаточно чётко знать законы и поступать так, как в них записано. Но, к сожалению, даже это могут делать далеко не все судьи. Зачастую адвокатом приходятся объяснять судьям, как следует применять те или иные нормы права, поскольку сами они не знают ни законов, ни судебной практики. И что самое интересное, с благодарностью принимают такую помощь!
Абсолютно непонятно, как избавлятся от тех судей, которые вроде бы ничего противозаконного не сделали, но просто не соответствуют по уровню своей квалификации званию судьи. Таких много – как судей советской закалки, не  разбирающихся в новых реалиях, так и недавних[17]  троечников[18] из юридических вузов. По мнению Павла Астахова, адвоката Московской городской коллегии адвокатов: “Начинать надо с селекции среди действующих судей и установления жёстких правил отбора для новых. Например, в древней Иудее для тех, кто претендовал стать судёй, был установлен жёсткий ценз по таким параметрам, как наличие имущества, количества детей, отсутствие физических недостатков, владение минимум семью языками и т. д. Нам нужны другие параметры, но без них ничего изменить нельзя”.Очень просто с таким положением поступил в прошлом Шарль де Голль: он просто взял и сменил старый судейский корпус на молодых и образованных. В России же поторопились и на заре демократии ввели принцип несменяемости судей. И теперь грефовская идея заменить несменяемость пятнадцатилетним сроком, естественно, воспринимается в штыки, и аргументируют это так. Например, Петимат Бузуртанова, член Верховного суда Ингушетии, говорит: “ Я против ограничения срока полномочий судей. Пожизненное назначение – это залог нашей независимости от исполнительной власти “. И в этом есть доля истины.
Судебной системе обещана всемерная финансовая поддержка. Это, конечно, хорошо. Правда, пока не очень верится, что у государство на это всё хватит денег.
Пока суды, особенно районные, влачат нищенское существование. Более ста восьмидесяти зданий судов находятся в аварийном состоянии, из них предписано эвакуировать людей. Этой зимой выяснилось, что большинство судов вообще не отапливаются и судьям приходится сидеть на заседании в шапках и шубах. О какой беспристрастности можно говорить, если в этот момент рассматривается дело, скажем, о коммунальном хозяйстве, не выполняющем свои функции?  Скоро по оценкам специалистов в аварийном состоянии могут оказаться ещё около семисот зданий. К тому же есть ещё одна проблема - только 40% судов компьютеризированы.
До тех пор, пока эта нищета сохранится, суды нельзя будет считать независимыми.[19] Этим активно пользуются региональные власти. Вот, например, московский мэр Юрий Лужков не проиграл ещё ни одного иска по защите своего ущемлённого достоинства к средствам массовой информации. Было бы удивительно, если бы проиграл. Выступая на ежегодном собрании московских судей в феврале 1999 года, мэр предложил заключить договоры с судами, согласно которым правительство Москвы оказывало бы им материальную помощь, а суды, со своей стороны, взяли бы на себя “количественное обязательство по рассмотрению дел и принятию решений по ним”.
Мэр так же особо отметил, что московские власти и впредь будут решать социальные проблемы работников судебной системы, напомнив, что в 1998 году из муниципального бюджета на поддержку судов было выделено сорок два миллиона рублей, а за шесть прошедших лет судьям была предоставлена сто двадцать одна квартира.
И какие после этого решения должны выносить судьи?
Несомненно, что примерно так же взаимоотношения судебной и региональной власти выстроены и в других субъектах федерации. Как говорит Владимир Жириновский, вице-спикер Госдумы, лидер ЛДПР: “Надо сделать их независимыми от мизерной зарплаты, квартиры и прочих благ. Но пока суды финансирует местная или региональная власть, они будут от них зависеть. Финансировать суды должен федеральный центр. И назначать надо профессионалов со стажем двадцать - тридцать лет, а не абы кого. А срок ограничить десятью годами”[20].[21] Судебная реформа как раз и предполагает вырвать суды из подчиненности регионам. Для справки: территории, подведомственные административным судам или окружным арбитражным, не будут совпадать с границами субъектов федерации.
Судебная реформа будет длится гораздо дольше, чем обещанные на съезде главой Верховного суда Вячеславом Лебедевым два с половиной года[22]. Гражданам нужно смириться с тем, что судья может оказаться подкупленным – прямо или опосредованно, что ещё очень долго придется месяцами, и повезет, если не годами, ждать судебных решений, что многие из этих решений окажутся неквалифицированными.
Впрочем, успокаивать может то, что, например, судебная волокита никак не зависит от уровня развития правовой системы. И в США, и в Европе некоторые дела тянутся годами, особенно если цена иска выражается семизначными цифрами. Ни одна из судебных систем мира не лишена недостатков.
Есть и ещё один приятный момент – нынешние очереди в судах можно рассматривать не только свидетельство плохой организации их работ, но и как доказательство растущего правосознания граждан, всё чаще предпочитающих решать свои проблемы в суде, а не во внесудебном порядке.
И так, что мы имеем на сегодняшний день. В России судьёй районного суда может стать гражданин, достигший двадцатипятилетнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, не совершивший[23] порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Для того, чтобы стать судьёй вышестоящего суда, нужно иметь стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет и быть старше тридцати лет, судьёй верховного суда и высшего арбитражного суда – старше тридцати пяти лет. До достижения пенсионного возраста (пятьдесят пять для женщин и шесдесят для мужчин) судьи несменяемы, их нельзя  перевести на другую работу без их согласия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ РОССИИ
И, что нужно сделать. По моему субъективному мнению нужно вводить сменяемость судей. Выглядить это должно так: Судьи Верховного и Конституционного суда должны быть несменяемы, по крайней мере, до пенсионного возраста 65-70 лет, в виду принятия ими чрезвычайно важных решений, а не пожизненно как это сейчас есть, но и сменять их через десять пятнадцать лет тоже не нужно. Введя такое положение судьи этих судов не будут не от чего и не от кого завесить.
Судей нижестоящих судов надо напротив назначать на должность на определённый срок, в виду вышеперечисленных причин. Так же нужно принять “кодекс чести судьи” который бы чётко расписывал нужное поведение судьи на работе и вне её. Финансировать судебную систему надо не из областного бюджета и городского как это делается сейчас во многих регионах, а из бюджета федерального. Вот в основном, что бы я сделал.
А теперь посмотрим как обстоит дело с судами и судьями в других странах мира.
СУДЕБНЫЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ
Во Франции система общих судов включает в себя Кассационный суд, апелляционные суды и суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции. Кассационный суд, возглавляет систему общих судов, включает в себя шесть палат – пять по гражданским и одну по уголовным. В свою очередь “гражданские” палаты делятся на первую, вторую и третью палату по гражданским делам, палату по торговым и финансовым делам и палату по социальным вопросам. Кассационный суд состоит из первого председателя, шести председателей палат, 84 членов суда (их принято именовать советниками), 36 советников докладчиков различных категорий, а также генерального прокурора при Кассационном суде, первого генерального адвоката и девятнадцати генеральных адвокатов (все они являются не представителями сторон, а помощниками генерального прокурора). Ещё одна категория служащих Кассационного суда – аудиторы, которые вместе с советниками докладчиками, имеющими специальный голос и более высокий статус, участвуют в подготовке дел к слушанию.
Постановления Кассационного суда выносятся одной из палат, либо смешанной палатой, составленной из представителей трёх палат, либо, наконец, пленумом, в состав которого входят первый председатель суда, председатели и старейшины (дуайены) палат и по два других представителя от каждой палаты. Но большинство дел рассматривается только в одной из палат. Постановления палаты выносятся при участии в её заседании не менее пяти членов Кассационного суда с решающим голосом, включённых в состав этой палаты.
В компетенцию Кассационного суда входит рассмотрение кассационных жалоб на постановления нижестоящих судов, по которым, как правило, но не обязательно, исчерпаны возможности обжалования в обычном, апелляционном порядке. При этом суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта – только на неправильное применение закона и на нарушение процессуальных норм. По уголовным делам Кассационный суд вправе пересматривать приговоры, вступившие в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, но только в интересах осуждённого, что исключает обжалование оправдательных приговоров кем-либо, кроме самого осуждённого. Кассационный суд, отменяя решение или приговор нижестоящего суда, обычно направляет дело на новое рассмотрение в другой суд тогого же уровня со своими рекомендациями. Однако если все фактические обстоятельства дела не вызывают сомнений, Кассационный суд вправе вынести своё собственное окончательное решение.
Апелляционные[24] суды во Франции ныне насчитывают: 30 апелляционных судов на континенте, юрисдикция которых распространяется на территорию нескольких департаментов (от двух до четырёх), и пять апелляционных судов, действующих в заморских территориях Франции. Возглавляет работу суда его первый председатель. В апелляционных судах имеются, как правило, несколько палат по гражданским и по уголовным делам, а в некоторых выделены также палаты по торговым делам и по социальным вопросам. Дела рассматриваются в коллегиях в составе не менее трёх, в некоторых случаях разбирательства гражданских дел – пяти судей.
Палаты по уголовным делам в составе председателя палаты и двух членов суда рассматривают апелляционные жалобы на постановления нижестоящих судов, вынесенные по делам об уголовных деликтах и проступках (приговоры суда присяжных по делам о тяжких преступлениях апелляционному обжалованию не подлежат). Рассмотрев апелляционную жалобу по уголовному делу, палата от имени апелляционного суда либо оставляет приговор в силе, либо отменяет его и, как правило, сама выносит новое решение по делу. Лишь при необходимости палата направляет дело на новое рассмотрение по существу в нижестоящий суд. В составе каждого апелляционного суда имеется также одна или больше обвинительных камер, состоящих из председателя камеры и двух членов суда. Обвинительная камера выступает как орган контроля за предварительным следствием, в частности за предварительным заключением обвиняемого, а также как орган предания суду.
Палаты по гражданским делам рассматривают апелляционные жалобы на решения, вынесенные не только нижестоящими гражданскими судами общей юрисдикции, но и другими судебными органами (в частности, торговыми трибунами).
Суды первой инстанции подразделяются применительно к разбирательству гражданских дел на трибуналы большого процесса и трибуналы малого процесса, а применительно к разбирательству уголовных дел – на суды присяжных, исправительные трибуналы и полицейские трибуналы. Термин “трибунал” в названиях французских судов, как гражданских, так и уголовных, указывает не на их чрезвычайный характер, а скорее на ограниченный, по сравнению с судами, объём их компетенции.
Трибуналы большого процесса имеются как минимум по одному в каждом из 96 департаментов Франции. В их состав входят председатели и различное число судей. В трибунале с числом судей свыше пяти образуются палаты во главе с вицепредседателями трибунала. Дела рассматриваются, как правило, в коллегиях из не менее чем трёх судей, и лишь по некоторым категориям дел допускается единоличное судейское разбирательство. В компетенцию трибунала большого процесса входит разбирательство гражданских дел имущественного характера с суммой иска свыше 30 000 франков, а также значительное число чётко определённых категорий дел: споры о недвижимости, о браке и разводе, о гражданстве и др. Если в округе трибунала большого процесса отсутствует торговый трибунал, то его функции выполняет трибунал большого процесса.
Трибуналы малого процесса расположены в главных городах всех департаментов и во всех округах. В каждом трибунале малого процесса имеется либо один судья, либо достаточно большое их количество, но дела всегда слушаются судьями единолично. В компетенцию этого трибунала входит разбирательство определённых категорий дел, в том числе по искам имущественного характера на сумму до 30 000 франков (решения по делам с суммой иска до 13 000 франков не подлежат апелляционному обжалованию).
Суды присяжных, в исключительную компетенцию которых входит рассмотрение уголовных дел о тяжких преступлениях. В состав каждого суда входят трое профессиональных судей во главе с председателем и девять присяжных заседателей, призываемых к отправлению этих обязонастей по департаментскому списку избирателей путём жребия после отбора специальными комиссиями.  Сессии суда присяжных проводятся ежеквартально, а при необходимости и чаще. Решение суда присяжных принимается большинством голосов, однако, неблагоприятное для обвиняемого решение, в том числе и отказ, принять наличие смягчающих вину обстоятельств, принимаются большинством не менее восьми голосов из двенадцати участников голосования. В отличие от решений всех других судов первой инстанции приговор суда присяжных считается после его вынесения принятым в первой и последней инстанции и обжалованию в апелляционном порядке не подлежит, а оправдательный приговор не может быть обжалован обвинением и в кассационном порядке.
Исправительные трибуналы рассматривают по первой инстанции дела об уголовных деликтах. В качестве исправительного трибунала может выступать трибунал большого процесса. В них могут образовываться одна или несколько палат, специализирующихся на рассмотрении уголовных дел, т.е. постоянно выступающих в качестве исправительного трибунала. Дела в исправительных трибуналах рассматриваются коллегиями из трёх судей. Но некоторые дела, связанные с нарушением ПДД, охоты и рыболовства и др., могут рассматриваться единоличными судьями. В некоторых трибуналах большого процесса, созданы коллегии судей, специализирующихся на разбирательстве особенно сложных дел об уголовных деликтах экономического и финансового характера.
Полицейские трибуналы рассматривают по первой инстанции дела о наименее значительных уголовных деяниях – проступках, за которые может быть назначен штраф на сумму до 10 000 франков либо же, в ограниченном числе случаев, арест на срок от одного дня до двух месяцев. Дела[25] в них рассматриваются единоличными судиями трибунала малого процесса.
К системе общих судов, прежде всего на уровне трибунала малого процесса, примыкает ряд судебных учреждений, специализирующихся на разбирательстве определённых категорий дел. К их числу относятся торговые трибуналы, советы прюдомов, комиссии по социальному страхованию, паритетные трибуналы по земельной аренде, трибуналы по морской торговле и др.
Совершенно особое место, вне системы общих судов, занимает Высокий суд правосудия, который избирается обеими палатами парламента в равном количестве из их членов (по двенадцать судей и по шесть их заместителей). Высокий суд правосудия создаётся для рассмотрения уголовных дел по обвинению президента страны в государственной измене, а также министров в совершении тяжких преступлений и уголовных деликтов при исполнении служебных обязанностей. Расследование этих обвинений и обвиняемых Высокому суду правосудия осуществляется только по решению обеих палат парламента.
Основную массу жалоб на действия и акты органов управления и должностных лиц по первой инстанции рассматривают административные трибуналы, округа которых охватывают территорию нескольких департаментов. Административный трибунал состоит из председателя и трёх-четырёх членов. В 1987 году было создано пять административных апелляционных судов (с большими округами, разделившими всю территорию страны) в качестве промежуточной инстанции, куда отныне поступают апелляционные жалобы на решения административных трибуналов, за исключением некоторых категорий дел, по-прежнему обжалуемых непосредственно в Государственный совет. На решение административных апелляционных судов могут быть поданы кассационные жалобы в Государственный совет.
Это о судах, а теперь о судьях. Судьи общих судов назначаются на свои должности декретом президента Республики; должностные лица Кассационного суда и первые председатели апелляционных судов на основании рекомендации Высшего совета магистратуры, остальные судьи – по представлению министра юстиции с положительным заключением Высшего совета магистратуры. Судьи административных трибуналов назначаются правительственными декретами по представлению внутренних дел, согласованному с министром юстиции. Как правило, судьи общей компетенции назначаются после конкурсного отбора и окончания Национальной школы магистратуры, для поступления в которую необходимо иметь высшее юридическое образование. Судьи административных судов назначаются из числа выпускников Национальной административной школы. Для назначения в состав Кассационного суда установлены повышенные требования (опыт судейской работы на достаточно высокой должности или работа в качестве профессора университета и др.). Конституция (ст.64) провозглашает принцип несменяемости судей общей компетенции. Судью может сместить лишь Высший совет магистратуры в связи с совершением серьёзного проступка или тяжёлым заболеванием. Судья не может быть перемещён со своей должности без его согласия, даже если речь идёт о продвижении по службе. Судьи уходят в отставку со своих постов по достижении ими 65 летнего возраста, а судьи Кассационного суда и его председатель, согласно правилам, установленными в 1988 году, соответственно в возрасте 66 и 68 лет. Делами о назначении судей на должность и делами об дисциплинарных проступках занимается Высший совет магистратуры.
Итак, мы видим, что судья является профессиональным госслужащим. Первый шаг к судейскому креслу - получение общего юридического образования. Четырехлетний курс заканчивается сдачей экзамена и получением степени лицензиата права. Претенденты на должность судьи должны затем сдать сложный вступительный экзамен на право посещения единственной в стране Национальной школы магистратуры. Ежегодно в неё принимают не более двухсот студентов. Двухгодичное обучение в школе включает в себя стажировку в судах и прокураторах, курсы судебной медицины, криминологии и бухгалтерского учёта. Выпускники школы сдают ещё один экзамен, после которого они поступают на государственные должности судей или прокуроров. Французские судьи несменяемы, их нельзя перевести на другую работу без их согласия. По достижении возраста 65-68 лет они должны уйти в отставку.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ
Судебная система  в Японии включает в себя Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды.
Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделённый самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и как орган руководства всеми нижестоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и адвокатов. Изданным им правилам обязаны следовать и прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и четырнадцати членов верховного суда, назначаемых кабинетом. Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум девять членов) под председательством Главного судьи или в составе отделений (имеется три отделения по пять судей в каждом, кворум составляет три члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. Эта практика основана на анго-саксонской системе права, но не соблюдается нижестоящими судами, Верховный суд является судом последней инстанции, действует в качестве суда второй инстанции по делам о государственной измене и других преступлениях против государства и в качестве суда третьей инстанции по остальным уголовным или гражданским делам.
Верховный суд вправе решать вопрос о конституционности любого закона, указа, постановления или административного акта. Такое решение может быть принято, если за него проголосовало не менее восьми членов, и случайное признание закона неконституционным, копия решения посылается в парламент и в кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск об антиконституционности нормативного акта должен быть подан в суд первой инстанции. Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из пяти судей. К разбирательству Верховным судом принимаются лишь жалобы по вопросам права, а не по оценке фактического обстоятельства дела (существует несколько видов обжалования судебных постановлений в зависимости от характера обжалуемого решения, уровня внесений его судебной инстанции и др.). В Японии существует традиция централизации в отношении “управления правосудием”. Верховный суд обобщает судебную практику, издаёт обязательные для нижестоящих[26] судов руководящие указания, устанавливает положение о прокуратуре при нём, о внутренней дисциплине и административном управлении судебными органами. Эти решения принимаются коллегией, состоящей из членов Верховного суда и высших судов Японии. Согласно постановлению Верховного суда, в случае необходимости могут быть дополнительно учреждены одно-два отделения (филиала) каждого из высших судов. На ряду с этим каждые десять лет одновременно с выборами в нижнюю палату парламента проводится референдум по поводу состава Верховного суда: если большинство избирателей проголосует против определённого судьи, он обязан покинуть свой пост.
Для проведения расследования с целью подготовки дела к слушанию в назначенный день имеется двадцать “исследовательских секретарей”. Почти все они должны иметь опыт судейской работы в течение н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.