На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Взгляды на культуру

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




содержание
 
 
 

введение
Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному значению. Хронологические рамки данной эпохи определены крупным немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии и Великой французской революцией 1789 г. В последовательной череде исторически формировавшихся общественных идей и культурных явлений просветительская идеология и культура не стояли особняками: их истоки — в предшествующих веках. Вторая форма Просвещения, как называл ее К. Каутский, имея в виду под первой формой Возрождение, вырастает на почве предыдущих этапов эволюции европейской идеологии и цивилизации. 
Социально-экономическими предпосылками культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя веками ранее и развитие капиталистических отношений в Западной Европе.
Именно в обстановке неудержимо нарастающего кризиса феодализма, на волне большого общественного подъема возникает культура эпохи Просвещения. Истоки этой культуры специалисты вполне резонно усматривают в гуманистической мысли Возрождения, в рационализме Декарта, политической философии Локка. Здесь «идеи эпохи Просвещения впервые нашли всестороннее, ясное и глубокое объединение…»1, в английском деизме, в достижениях математики, естествознания и точных наук XVII века.
 

1. взгляды на культуру мыслителей эпохи просвещения
 
1.1. Комплекс идей и культура эпохи Просвещения
 
Генезис Просвещения находится в центре внимания современной историографии. Так, американский исследователь П. Гей в своей уже ставшей классической работе «Просвещение: Интерпретация» называет период с 1300 до 1700 г. «предысторией Просвещения». Эти четыре столетия явились временем, когда были восстановлены разорванные связи с античной языческой философией, выступающей предтечей просветительской идеологии. Философия Ренессанса также во многом обогатила Просвещение, и, хотя ренессансный период в основном был религиозным, философы были заняты поисками компромиссной формулы, которая позволила бы совместить языческую философию с христианскими верованиями, «светскость и благочестие, классику и христианство» (П. Гей). Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, причем не следует забывать о неоднородности, глубоких отличиях и специфике проявления в отдельных странах Просвещения. В целом же подавляющее большинство ученых придерживается мнения о существовании «единого Просвещения».
Европейское Просвещение — исторически-конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Культура эпохи европейского Просвещения (к ней близко и американское Просвещение) имеет ряд отличительных черт.
Во-первых, для нее характерен деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Деизм как учение свободомыслия открывает возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Ж. — Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк и Дж. Толанд в Англии, Б. Франклин и Т. Джефферсон в Америке и многие другие просветители) иронически относились к присущим христианству откровению и преданиям, оспаривали чудеса и противопоставляли вере - разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от церковного учения и слепой исторической веры,  произвести ее из естественного знания.
Во-вторых, апелляция просветителей к природе при отвержении христианской идеи привела к космополитизму. Он выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Вместе с тем распространение космополитизма вызвало падение чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. В результате отмены Нантского эдикта произошел значительный отток интеллектуальных и финансовых сил нации за пределы Французского королевства, ибо гугенотам не гарантировалась свобода вероисповедания. Это сказалось на жизнеспособности патриотического чувства: при конфессиональных погромах национальная принадлежность во внимание не принималась2. Впоследствии патриотизм утратил свое значение в государственной жизни, так что «с самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской. В то время идеалом считается, скорее, абстрактный «человек», но отнюдь не родина» (Э. Фагэ).
В-третьих, культуре эпохи Просвещения присуща так называемая «научность». Разумеется, определенный «научный дух» проявлялся, и в XVII столетии, но тогда под ним понимали прогресс в области метафизических, математических и теологических исследований. Это оказалось возможным только благодаря бескорыстной любви к чисто интеллектуальным видам знания, примером которой служат гениальные творения Паскаля и Декарта. Расцвет математики мало-помалу способствовал развитию естественных наук. Поэтому к началу XVIII в. естествознание, освободившись от перипатетизма, переживало своеобразное возрождение благодаря трудам выдающихся ученых.
Наиболее характерной чертой ученых середины XIII века, по сравнению с предшествующими им научными поколениями было ясное убеждение в необходимости объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. «Это вовсе не были эмпирики, с философской точки зрения, это были служители науки, окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией»3. То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. Здесь на историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение.
В-четвертых, с «научным духом» связана такая черта культуры эпохи Просвещения, как рационализм (недаром Просвещение называют веком разума). Сам термин «Просвещение», которым обозначился разрыв с  прошлым, входивший в намерения «философов», на самом деле не обозначает разрыва, но обнаруживает интересную мимикрию. Здесь напрашивается сравнение Евангелия от Иоанна с подлинной сущностью Просвещения. Главные протагонисты естественной религии (деизма) хотели провозгласить новое Евангелие, евангелие разума, сводившееся только к человеческому разуму. В свете этого понятно, почему борьба просветителей с религией выливалась в продолжение религиозных войн.
Именно из науки, особенно математики, по мнению ряда ученых (Дж. Кларк и др.), рационализм перекочевал в мировоззренческие и политические системы. Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет достигнута истина о человеке и окружающей природе. Рационализм — основополагающая черта культуры эпохи Просвещения; естественно, что просветителям был свойствен «рационалистический индивидуализм», неразрывно связанный с гуманизмом. Ведь последний исходил из представления о рациональной суверенности человека. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. От ренессансного рационализма тянутся нити в прошлое и будущее — к рационалистической рефлексии досократиков и к истовому, самозабвенному культу разума просветителей XVIII в. Неудивительно, что он виделся Вольтеру веком разума, распространившимся по Европе — от Петербурга до Кадиса.
В-пятых, определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с понятием «разума». Здесь нужно учитывать изменение понимания «разума» — до середины XVII в. разум, воспринимался философами как «часть души», после Локка он становится скорее процессом мышления, приобретая одновременно функцию деятельности. Тесно связанный с наукой, разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция «вера в прогресс через разум», определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий человечеству. Следует также помнить, что достижения эмпирического естествознания лежат в совершенно ложном представлении мыслителей XVIII в., будто бы прогрессивное развитие человеческого общества находится в прямой зависимости от квантитативных методов воздействия на него. И только изобретение доктора Гильотена показало общественному сознанию: прямолинейный прогресс — достаточно сомнительная вещь.
В-шестых, для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей — и в течение одного - двух поколений все несчастья будут искоренены. Поэтому, большинство из них, принципиально отрицало какое бы то ни было предание. По мнению Э. Фагэ, это был «век совершенно новый, первобытнейший и чрезвычайно грубый. XVIII век, не желая находиться под влиянием какой-либо традиции, отринул и ту традицию, которая вобрала в себя опыт нации, уничтожив плоды прошлого. XVIII век вынужден был все отыскивать и устраивать заново». Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Однако все предпринимаемые эксперименты по избавлению человечества от традиции заканчивались для сообщества людей трагически.
 
1.2. Ценности и принципы эпохи Просвещения
 
Процесс исторической эволюции в европейском регионе породил особый тип цивилизации, который относился к иному уровню социальной динамики и обладал невиданной для традиционных обществ способностью к прогрессу. В науке цивилизацию такого типа называют техногенной; ее характерная черта — это быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Техногенная цивилизация начала разбег в XVII- XVIII вв., в эпоху подготовки и развертывания первой промышленной революции, становления науки нового времени, ранних буржуазных революций, закрепляющих господство капиталистических отношений. К числу истоков становления основных ценностей техногенной цивилизации относилась и ценность объективного и предметного знания, раскрывающего сущностные связи вещей, их природы и законов, в соответствии с которыми могут изменяться вещи.
Эта ценностная установка обеспечивала не только рост знания, который оправдан его практическим применением в производстве или обыденной жизни, но и систематическое получение новых знаний. Существенно то, что эти знания лишь в будущем, часто на принципиально иных ступенях цивилизационного развития могут стать предметами массового практического освоения. Иначе говоря, чтобы наука могла совершать прорыв к новым предметным структурам, чтобы она могла систематически производить знания, необходимые в будущем, ей нужен принцип самооценки объективной истины. Этот принцип представляет собой фундаментальную ценность развитой науки. Второй ее фундаментальной ценностью выступает установка на постоянное приращение объективного знания о мире, требование постоянной новизны как результата исследования.
Возникшие в эпоху Возрождения и в начале Нового времени, эти две ценностные установки переплавились в присущие науке нормативы ее внутреннего этоса: запрет на умышленное искажение истины в угоду другим ценностям (политическим, идеологическим, религиозным и др.), табу на плагиат, установка на формирование целостной картины человека •и природы как результата объективного исследования мира, рациональность и универсализм в подходе к миру. Известно, что окончательное утверждение статуса науки со всеми ее нормами и идеалами произошло в эпоху Просвещения, когда наука предстала в качестве одной из важнейших ценностей человеческой жизнедеятельности.
Ценность науки связывалась в эту эпоху с особым пониманием природы человека и его познавательной деятельности. Согласно сформированным тогда представлениям, человек противостоит природе, он вторгается в ее процессы, чтобы преобразовать материал природы в необходимые для — себя предметные формы. В такой системе просветительских ценностей, где приоритет отдан научным идеалам и нормам, природа воспринималась как неисчерпаемая кладовая ресурсов и материалов, необходимых для удовлетворения возрастающих человеческих потребностей. Так как человек стремится установить господство над Природой, то ему для этого нужны объективные знания, которые может дать только беспристрастный разум. Поскольку же объективное и беспристрастное исследование природы вещей имманентно присуще науке, постольку она занимает доминирующее место среди всех видов познавательной деятельности человека. Более того, объективное, беспристрастное и рациональное знание, получаемое в результате научных исследований, давало и дает возможность предвидения поведения объективного мира. Иными словами, научные знания обладают опережающим потенциалом, что лежит в основе будущих научно-технических революций, в превращении науки в производительную силу, а также в социальную силу, регулирующую управление многообразными общественными процессами. Итак, в эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.
XVIII в. называют в Европе веком разума, хотя принципы рационализма начали утверждаться еще раньше, в XVII в., когда успехи естествознания и математики стимулировали новое учение о познании в противовес средневековой схоластике. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о «врожденных идеях». В противовес ему Локк утверждал, что не существует «врожденных идей», а поэтому нет и людей «голубой крови», претендующих на особые права и преимущества. Его мысли о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу многих философских, социологических и идеологических идей Просвещения. Все просветители были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум — главный критерий истины и справедливости. Следует отметить, что широкое распространение среди французских просветителей получил сформулированный Локком принцип разделения властей. Интересно, что именно в английском Просвещении родился прагматизм — философия выгоды, которая является «конкретной, практичной и развлекательной» (Р. Портер). Ее появление связано с тем, что деньги стали «новым культом» эпохи с ее гражданским и политическим порядком. Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения — Монтескье и Вольтер тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества по образцу конституционно-монархической Англии. Они рассчитывали на «разумное сочетание» интересов буржуа и феодалов. В соответствии со своими умеренно прогрессивными политическими взглядами Монтескье и Вольтер не выходили за пределы деизма, открыто не отстаивали атеистическое мировоззрение.
Идеологи основных масс дореволюционной буржуазии — Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах и их соратники — в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали деспотическую монархическую власть, выступая при этом за просвещенный абсолютизм. Они отвергали все формы идеализма и религии, открыто отстаивали материалистическую философию и атеизм.
Значительно острее в политическом плане выступали идеологи народных низов. Один из них — выдающийся мыслитель эпохи Жан Мелье — отвергал не только феодальную, но и всякую частную собственность и защищал коммунистический идеал в его утопическом толковании. Он был сторонником бескомпромиссного материализма и атеизма. Его идеи сыграли выдающуюся роль накануне и в период Великой французской революции.
Самостоятельным и влиятельным направлением во французском Просвещении был руссоизм. В «Общественном договоре» Ж. Ж. Руссо сформулировал общественный демократический идеал, требующим передачи власти от немногих всем. Известно, что многие руководители якобинской диктатуры, в их числе Робеспьер, были сторонниками идей руссоизма. Выражая интересы городской и мелкой деревенской буржуазии, Руссо отстаивал эгалитаризм — равное распределение частной собственности среди граждан, утверждение подлинного народоправия, программу мер по коренному улучшению жизни простого народа. Вместе с тем в вопросах философии и религии он не придерживался материализма и атеизма, ограничивался своеобразным деизмом. Философские и политические концепции французских просветителей, вобравшие в себя идеи английских мыслителей, оказали влияние на культуру многих европейских стран.
 
 

2. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских  просветителей
 
 
Искусство XVIII в. находится в состоянии кризиса, когда величественная, воздвигавшаяся в течение тысячелетий грандиозная художественная система (как модель особой жизни) подверглась пересмотру. Постепенное разрушение сословно-иерархического принципа повлекло и трансформацию санкционированного религией искусства. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга не столько по стилю, сколько мировоззренческой и идеологической направленностью.
В умах писателей эпохи Просвещения все чаще возникает мысль о единстве человека и его культуры. Еще Лейбниц размышлял о контактах Востока и Запада и даже о возможности создания в отдаленном будущем единого общечеловеческого языка. На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание «Восточная библиотека». В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание «Сказок тысячи и одной ночи», вызвавшее множество подражаний. Многие из этих книг переводятся с французского языка на другие европейские языки, в том числе и на русский. Об интересе к Востоку свидетельствует известный перевод «Шакунталы» Калидасы (в Англии осуществленный В. Джойсом, в Германии — Форстером, в России — Карамзиным). Русский ученый Г. Лебедев стремится проникнуть в тайны древней индийской культуры. Весьма популярны стали восточные темы, сюжеты и образы. Монтескье, Вольтер, Голдсмит, Виланд и многие другие обращаются к темам и образам Востока, даже если «Восток» в их представлении дается условно и не дифференцированно. П. А. Плавильщиков написал трагедию на тему о борьбе народа Индии против орд далеко не условного Надиршаха.
Однако еще более важными были попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческого рода.
Еще в канун Просвещения, в Италии, Вика говорил: «Существует необходимый в природе один умственный язык, общий для всех народов». Головецкий в труде «О человеке» утверждал, что «различие вкусов у людей предполагает лишь небольшие различия и оттенках их ощущений», в принципе же все народы обладают одинаковыми возможностями для развития. Для доказательства он сослался на «единообразие народных пословиц» у разных народов.
Просветители исходили из своих представлений об универсальности разума и единстве человеческой природы. Из них к идее мировой литературы ближе других подошел Гердер, который внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник «Голоса народов в их песнях». Разумеется, он мог привести только отдельные образцы песенного творчества разных народов. Охватить единым взглядом все богатство культуры мира при тогдашнем уровне знаний было невозможно. Но он мечтал о такой возможности и завещал ее следующим поколениям, восклицая: «Какой это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре, обо всех странах, эпохах, народах, о силах, смешениях, образах!»
Для мыслителей эпохи Просвещения был поистине характерен  универсализм творческих и жизненных интересов. Они сочетали зрелую  философичность  мысли с юношеской  влюбленностью  в  поэзию,  увлеченность  естественнонаучными  и математическими  исследованиями  —  с  постоянным  участием  в  общественно- политической  жизни  своих  стран.  Ярчайшим  памятником  эпохи  Просвещения является созданная во Франции «Энциклопедия искусств, наук и ремесел» (1751- 1780), грандиозный труд, включавший в себя 28  томов.  «Энциклопедия»  стала не просто  сводом  информации  во  всех  сферах  культуры  на  уровне  самых передовых  знаний  XVIII  века,  но  и  грандиозным  гимном  силе  разума  и прогресса,  декларировавшим  новые  этические  и  эстетические  нормы, общественно-политические  идеалы  и  нравственные  ценности.  В  ее  издании участвовали  все  выдающиеся  деятели  Просвещения  из  Франции,  Германии, Голландии,  Англии  и  других  стран.  Душой  этого  поистине  эпохального мероприятия  был  Дени  Дидро,  прославившийся  не  только  как  критик  и общественный  деятель,  но  и  как  талантливейший  литератор  и  теоретик искусства. 
Дени Дидро — выдающийся мыслитель XVIII века — практически вводит новый жанр литературы — критические обзоры салонов. В них он не только описывает те или иные произведения искусства, стили и направления, но и высказывая собственное мнение, приходит к интересным эстетическим и философским открытиям.
Острая литературная борьба в XVIII  веке  велась,  прежде  всего,  вокруг возникшей  в  это  время  совершенно  новой  эстетической  позиции, сформулированной,  прежде  всего  французскими  просветителями,  основным требованием которой было активное  вмешательство  художника  в  общественную жизнь. В  рамках  этого  подхода  среди  многообразия  литературных  школ  и направлений  наиболее  ярко  вырисовываются  три  основных,  возглавляемых Вольтером, Руссо и Дидро. Вольтер был в основном продолжателем  французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы  революционного  романтизма, а Дидро был как основателем  и  главой  школы  французского  материализма  в философии, так и создателем школы реализма в литературе и искусстве. 
Эстетические  взгляды  Дени  Дидро  неслучайно  считались  своеобразным манифестом  просветительских  представлений  о  предмете,  роли  и  задачах искусства. Их теоретическим обоснованием были философские воззрения  автора, состоящие в признании объективного  существования  природы,  частью  которой является и сам человек. Поэтому первоисточником,  базой  искусства  является для Дидро сама природа, являющаяся его «первой моделью». «Каков  бы  ни  был уголок природы, в который вы заглянете — первобытный или культурный,  бедный или богатый, пустынный  или  населенный  —  вы  всегда  найдете  в  нем  два прекрасных качества: истину и гармонию»4. Только жизненная  правда  может  и  должна сделаться объектом искусства. Чем ближе  художник  к  действительности,  тем лучше и значительнее, по мнению Дидро, его  творчество,  тем  более  высокой оценки оно заслуживает. Дидро обращался к деятелям  искусства  со  страстным призывом изучать жизнь, проникать  в  глубинные  тайны  бытия,  идти  вглубь народной жизни, где лихорадочно бьется  ее  истинный  пульс.  Если  художник учится  у  жизни,  то,  в  конце  концов,  своими  правдивыми  и  страстными произведениями он сам начнет «учить жизнь», влиять на  человеческие чувства и разум.  Но самой главной задачей искусства для Дидро  было  служение  передовым идеям  эпохи,  требованию  времени.  «Всякое  произведение  должно  быть выражением одной большой идеи, оно должно быть поучительно:  без  этого  оно будет  немым»5.  Отождествляя  этические  и  эстетические принципы, иными словами, утверждая, что совершенным может  считаться  только произведение, пропитанное определенной моральной идеей, Дидро  провозглашает принцип идейности нового искусства, исповедующего реализм. В полной мере эти философские и эстетические принципы Дидро воплотил  в своих  литературных  произведениях.  Он  использует  новые  выразительные средства,  отказывается  от  традиционного  развития  сюжета,  являясь основоположником совершенно новых литературных жанров — философской  повести и философского романа, которые как нельзя лучше  помогали  отразить  «правду жизни» и глубину ее  осмысления. 
Вершиной  литературного  творчества  Дидро является философская повесть «Племянник Рамо», в  которой  широкая  панорама общественных нравов и социальных  пороков  тесно  переплетается  с  глубиной аналитического исследования души главного героя. 
Универсальный гений Вольтера — философа, естествоиспытателя,  поэта  и  прозаика — в полной мере отразил в себе приметы времени, всю его  сложность  и противоречивость. Ему не было равных  в  обличении  пороков  государства,  лицемерия официальной церкви и  ее  слуг,  в  разрушении  и  ниспровержении  всяческого рода предрассудков и расхожих мнений. Вольтер оставил после себя  колоссальное как по объему (более 70 томов  сочинений),  так  и  по  широте  стилистической и жанровой палитры творческое наследие. В нем есть и строгие  естественнонаучные трактаты,  героические  трагедии,  философские  повести,  галантные письма, комедии, полные юмора. 
Вольтер  считал,  что  необходимо  использовать любое оружие, которое в данный момент может оказать наибольшее  воздействие  на  граждан,  поднимая  их  на  борьбу  с  пороками  и  несправедливостями жизни. Несмотря на то, что в  своем  творчестве  Вольтер  придерживается основных принципов классицизма, он видит всю  ограниченность  слепого подражания прежним  образцам,  насыщая  старые  традиционные  формы  классической трагедии, комедии, поэмы новым просветительским содержанием.  Одно  из  самых  глубоких  и  остросатирических  произведений  Вольтера «Кандид, или Оптимист» в полной мере отразило как общие тенденции  развития просветительской литературы, так и оригинальные идеи и новизну подхода к их выражению  самого  автора.  Судьба  главного  героя  Кандида  складывается непросто, годы жестоких разочарований потребовались  ему  для  того,  чтобы прийти к собственному мировосприятию. Неудержимые искания  истины  приводят Кандида сначала к прекраснодушному оптимизму («все к лучшему в этом  лучшем из миров»), основные положения которого  Вольтер  вложил  в  уста  ученого- всезнайки  Панглосса,  а  затем  к  унынию  и  отчаянию  пессимистических философствований Мартена. Но даже «традиционный» счастливый  конец  Вольтер наполняет более глубоким смыслом: потраченные на долгие поиски истины  годы не проходят напрасно  как  для  самого  Кандида,  так  и  для  его  любимой Кунигунды, успевшей за это время превратиться из юной прекрасной девушки  в безобразную старуху. 
Всю житейскую мудрость, смысл и назначение человеческой  жизни  Вольтер формулирует так: «надо возделывать наш сад» — работать, чтобы не  случилось. Именно работа, по его мнению, избавляет от «трех великих зол: скуки,  порока и  нужды».  Интересно,  что  в  этом  романе  Вольтер  также  прибегает  к излюбленному  приему  просветительской  эстетики  —  обращается  к  описанию идеального государства. Пребывание Кандида в сказочной стране Эльдорадо,  на первый взгляд, всего лишь эпизод в романе, но смысловая нагрузка его  весьма велика.  Эльдорадо  —  воплощенное  «царство  разума»,  основные  элементы которого — просвещенная  монархия,  философская  религия  (деизм),  единство цивилизации и природы, культ наук и  искусств,  свободный  и  разумный  труд всех жителей страны. Но, увы, Эльдорадо почти  недоступно  для  людей:  путь туда неведом, долог и полон опасностей. 
Основоположник  просветительского  романтизма  в  литературе  Руссо  в разработанной  им  эстетике  пошел  значительно  дальше  Вольтера  в ниспровержении рационалистических принципов аристократического  классицизма, отвергая всякие формальные излишества. В искусстве он отстаивал  простоту  и естественность  языка,  обращение  к  жизненной  правде,  «чувствительность доброго сердца»  простых  людей.  Как  и  Дидро,  он  считал,  что  в  любом произведении искусства, если оно подлинно, красота неизменно  переплавляется в моральные ценности. Однако, личные чувства и эмоции неизменно должны  быть подчинены высшему моральному долгу. Вот  почему  положительные  герои  Руссо всегда приносят в жертву  себя  и  свою  жизнь  неким  моральным  принципам. Отвергая рассудочную логику «здравого смысла»,  Руссо  противопоставляет  ей интуицию живого чувства.  Весь  смысл  искусства  для  него  —  это  трогать простые человеческие сердца  и  воспитывать  при  помощи  «чувствительности» истинно добродетельного человека  и  гражданина.  Человек,  по  его  мнению, велик  именно  своим  чувством,  а  литература  должна  отражать  его  и воздействовать на него. Морально-эстетические идеалы  Руссо  в  полной  мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза».  Это произведение явилось образцом сентиментального романа в письмах,  в котором Руссо удалось совместить изображение глубоких  и  тонких  лирических переживаний главных героев — учителя Сен-Пре и его  воспитанницы  Юлии  —  с критикой общественного порядка, лживых  нравов  столичных  аристократических салонов, хищничества буржуа.  Основная  тема  романа  —  конфликт  страстной любви и сословной морали, культивируемых в «высшем обществе»  предрассудков. Юлия подчиняет свои чувства холодному велению  долга  перед  отцом,  мнением света, предпочитая брак по расчету разрыву  с  родителями,  оберегая  их  от боли и разочарования. Но  чувство  «подлинного  долга»  не  может  заглушить «голос природы», зов любви, и главная героиня романа погибает. 
Талантливое  и  проникновенное  произведение  Руссо  оказало  огромное влияние на  литературу  эпохи  Просвещения.  Последователями  руссизма  были Карамзин («Бедная Лиза»),  Гете  («Страдания  юного  Вертера»),  Шадерло  де Лакло («Опасные связи») и многие другие известнейшие литераторы той поры. 
Эпоха Просвещения  явилась  важнейшим  поворотным  пунктом  в  духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы  социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические  и этические  кодексы  старого  сословного  общества,  просветители  совершили титаническую работу над созданием  позитивной,  обращенной  прежде  всего  к человеку,  вне  зависимости  от  его  социальной  принадлежности,  системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь  западной  цивилизации. Культурное  наследие  XVIII  столетия  до  сих  пор  поражает  необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения  человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.
 

заключение
 
Философы «века разума» давно  уже подрывали основы современных  им государств Европы, где и политическая власть и громадная доля богатств принадлежали аристократии и духовенству, тогда как народная масса оставалась вьючным животным для сильных мира сего. Провозглашая верховное владычество разума, выступая с проповедью веры в человеческую природу, которая проявит все свои хорошие стороны, как только ей будет возвращена свобода, просветители «открыли перед человечеством широкие, новые горизонты» (П. Кропоткин). В эпоху Просвещения возникли мощные идейные течения, произошла революция в интеллектуальной, этической, правовой и эстетической сферах, что проложило путь к политическим переменам и в итоге потрясло государственные основы Франции (а также других стран Европы и Северной Америки). Возможно, именно в это время светская культура стала определяющим фактором, основной движущей силой.
Результатом «века Разума» стала  Великая французская революция  1789 г., провозгласившая человека гражданином. Учредительным собранием 20-26 августа первого года революции была принята Декларация прав человека и гражданина. В ее первой статье записано: «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».
Эта идея, рожденная европейской культурой эпохи Просвещения, утвердилась теперь повсюду. Правда, путь к ее реализации был непрост: ее оспаривали и отвергали, забывали и вновь открывали, одни едва терпели ее, другие считали жизненно необходимой, и наконец, в 1948 г. вдохновленное ею международное сообщество приняло Всеобщую декларацию прав человека. Оценивая судьбу идей Великой французской революции 200 лет спустя, историк Ф. Фюре говорит, что «они привлекают все больше сторонников, но трудности, связанные с их полным претворением в жизнь, огромны».
 
 

Литература
 
    Бомарше. Драматическая трилогия. — М., 1084.Век Просвещения. — Москва—Париж, 1970.
    Вольтер. Философские сочинения. — М., 1989.
    Дени Дидро. Эстетика и литературная критика. — М., 1980.
    Европейское Просвещение и французская революция XVIII века. — М., 1988.
    Культура эпохи Просвещения. — М., 1993.
    Культура эпохи Просвещения. М., 1993.
    Момджян X. Н. Французское Просвещение XVIII века. — М., 1983.
    Радугин А. А. Культорология, М., 1998.
    Радугин А. А. Хрестоматия по культорьлогии, М., 1999.
    Гачев  Д.  Эстетические взгляды, Дидро. М., 1961. С. 61
1 В. Виндельбанд
2 По крайней мере, у французов
3 В. И. Вернадский
4 Цит.  по:  Гачев  Д.  Эстетические взгляды, Дидро. М., 1961. С. 61
5 Там  же.  С.  70


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.