Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежно-кредитная политика Банка России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Министерство  образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
 
 
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 
Экономический факультет
Кафедра экономической  теории и финансов
 
 
 
Курсовая  работа
по предмету «Деньги, кредит, банки»
 
 
На тему: «Денежно-кредитная политика Банка  России»
 
 
 
                                                                     Студентки  I  курса
                                                                     Группы     381-у                     
                                        Ф.И.О. Чимчиевой
                                                                       Татьяны Васильевны  
                                                                      Научный руководитель                                                                            Ларченко О.В. ст. преподаватель
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Петрозаводск, 2011
 
 
 
Содержание
 
Введение____________________________________________________________________3
Глава 1.  ЦБ России и его денежно-кредитная политика____________________________5
1.1.  Центральный Банк Российской Федерации____________________________________5
1.2.  Статус, основные  цели, деятельность и функции ЦБ РФ________________________9
1.3.  Понятие, цели и формы денежно-кредитной политики_________________________12
Глава 2. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики____________15
2.1.  Учетная  политика Банка на 2009 год________________________________________15
2.2.  Основные  методы и инструменты денежно-кредитной  политики________________18
Глава 3. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ________________________________24
3.1.  Реализация  денежно-кредитной политики____________________________________24
3.2.  Инструменты  денежно-кредитной политики и  их использование________________26
3.3.  Принципы  денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу_________29
3.4.  Количественные  ориентиры денежно-кредитной политики  и денежная программа_32
Заключение________________________________________________________________37
Литература_________________________________________________________________40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Денежно-кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному Банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Денежно-кредитная политика - очень  действенный инструмент воздействия  на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов  системы бизнеса. Хотя при этом и  происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого  вообще невозможно какое-либо регулирование  хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими  субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический  рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью  приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики  страны задачи.
Нельзя забывать и о том, что  денежно-кредитная политика - чрезвычайно  мощный, а потому необыкновенно опасный  инструмент. С ее помощью можно  выйти из кризиса, но и не исключена  и печальная альтернатива - усугубление  сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после  серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия  денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.[3]
Отцом кредитно-денежной политики признан  Милтон Фридман, лауреат Нобелевской  премии, видный экономист современности. Его теориями пользуются многие правительства, в том числе правительство  Англии, на его теории была построена  Рэйганомика. Многие ставят его в один ряд с Адамом Смитом, Маршаллом, Кейнсом, Леонтьевым.
В настоящее время в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения  валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных  на экспорт и импортозамещающих  производств, существенно пополнить  валютные резервы страны. Задача это  достаточно сложная. Государственное  регулирование денежно-кредитной  сферы может осуществляться успешно  лишь в том случае, если государство  через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так  как в развитой рыночной экономике  именно они являются базой всей денежно-кредитной  системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. ЦБ России и его денежно-кредитная политика
1.1 Центральный Банк Российской Федерации
Центральный Банк Российской Федерации (официальное название Банк России, также называется Центробанк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).
Банк  России контролирует деятельность кредитных  организаций, выдаёт и отзывает у  них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.
Согласно  ст. № 71 Конституции Российской Федерации определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская Федерация, а ст. № 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.[13]
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.
С целью преодоления последствий  финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки.
В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО). 
С целью противодействия использованию  банками разного рода схем для  искусственного завышения или занижения  значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".
В связи с расширением круга  кредитных организаций, предоставляющих  населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.
В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.
В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".
В 2008 году, в связи с кризисом ипотечного кредитования в США и  острым дефицитом ликвидности на международных финансовых рынках, изменились условия проведения денежно-кредитной политики. Банк России увеличил объемы рефинансирования коммерческих банков. Был разработан аукционный механизм размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. При этом с целью существенного снижения инфляции Банк России активно использовал доступные ему инструменты денежно-кредитной политики — процентные ставки, нормативы обязательных резервов, валютный курс рубля. В сентябре 2008 г. в результате обострения мирового финансового кризиса ситуация в экономике России кардинально изменилась. Резкое падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. К концу 2008 г. сформировавшийся осенью 2008 года валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям. Поэтому была проведена постепенная девальвация рубля. 23 января 2009 года верхняя граница валютного коридора стоимости бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль.
Начавшийся осенью 2008 года мощный отток частного капитала, сопровождался  резким падением цен на акции на российских фондовых биржах. Российские компании и банки оказались отрезанными  от иностранных источников финансирования.
В условиях мощного оттока вкладов  населения, отсутствия возможности  у российских банков получить кредиты  за рубежом, свертывания рынка межбанковского кредитования ухудшилась ситуация с  ликвидностью кредитных организаций. Некоторые банки начали задерживать  платежи и выдачу средств со вкладов населения. В октябре 2008 г. отток вкладов населения из банков достиг своего максимума. Начался рост просроченной задолженности по кредитам и стагнация банковского кредитования реального сектора и населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. В это время Банк России основные усилия направил на предотвращение массового банкротства российских банков.
С целью пополнения банковской ликвидности  неоднократно принималось решение  о снижении нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен перечень активов, принимаемых Банком России в залог при рефинансировании банков. В течение 2009 г. 10 раз снижались  ставка рефинансирования Банка России и другие ставки по операциям Банка  России с кредитными организациями. С 24 апреля 2009 г. до конца года ставка рефинансирования снизилась с 13% до 8,75%.
Был создан временный механизм поддержания  межбанковского рынка в условиях кризиса, который предусматривал компенсацию  Банком России до 90% убытков, понесенных банками-кредиторами при межбанковском кредитовании банков, у которых была отозвана лицензия.
Для быстрого и масштабного пополнения рублевой ликвидности банковской системы  был разработан механизм предоставления Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения ("беззалоговых" кредитов).
Одним из способов увеличения капитала банков стало предоставление им за счет государственных средств субординированных кредитов. Кроме того был разработан механизм приобретения государством привилегированных акций банков, нуждающихся в пополнении капиталов, с оплатой их специальными облигациями федерального займа.
Совместно с Агентством по страхованию  вкладов Банк России провел большую  работу по санации проблемных банков. В большинстве случаев к санации  и отзыву лицензии у крупных и  средних банков привело кредитование этими банками бизнеса своих  собственников.
Банк России предоставлял кредиты  на льготных условиях крупным финансово  устойчивым банкам в случае их готовности приобрести за символическую сумму  контрольный пакет акций проблемного  банка и за счет полученных средств  осуществить его санацию. В результате предпринятых мер кризис ликвидности банковского сектора был погашен, массовое банкротство банков предотвращено. Ситуация относительно стабилизировалась.[5]
В течение 2010 г. по мере улучшения ситуации в банковском секторе Банк России постепенно сворачивал специальные  антикризисные механизмы. К концу 2010 г. было полностью прекращено предоставление Банком России кредитов без обеспечения.
В первой половине 2010 года в условиях быстро снижающейся инфляции, низкого  совокупного спроса на товары и услуги, вялого роста банковского кредитования Банк России четыре раза принимал решения  о снижении своих процентных ставок. За первые 5 месяцев 2010 г. ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75%.
С середины 2010 г. макроэкономическая ситуация начала изменяться. Начиная  с августа инфляция стала расти. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам.
В начале 2011 года Банк России продолжил  ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение о повышении  нормативов обязательных резервов. В  феврале Банк России объявил о  еще одном повышении нормативов обязательных резервов и о повышении  большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.
1.2 Статус, основные  цели, деятельность и функции ЦБ  РФ

Статус. Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.[7]

Цели и задачи деятельности.

Основными целями деятельности Банка России являются:

    защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;


    развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;


    обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.


Основными задачами Банка России являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Центральный Банк России, функции и операции. Деятельность ЦБ России регулируется Законом о ЦБ РФ. ЦБ - юридическое лицо, которое осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах, не отвечает по обязательствам государства и целью его деятельности не является получение прибыли. Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ является федеральной собственностью.

   Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье № 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьёй № 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
    во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
    монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
    является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
    устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
    устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского отчета и отчетности для банковской системы;
    осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
    осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
    регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;
    осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач БР;
    осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
    организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;
    принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление;
    в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование экономики РФ в целом и по регионам прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
    осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
ЦБ РФ создает за счет своей прибыли  резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления  им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями, порядок образования и использования  резервов и фондов определяется Советом  директоров Банка России.[13]
ЦБ РФ подотчетен Государственной  Думе Федерального собрания РФ, что выражается в следующем:
    назначение на должность председателя БР и его освобождение Государственной Думой по представлению Президента;
    назначение Членов Совета Директоров (12) и их освобождение Государственной Думы по представлению Председателя БР;
    2 раза в год Председатель отчитывается перед Государственной Думой за результаты своей деятельности;
    Государственная Дума утверждает годовой отчет ЦБ России; назначает фирму, которая проводит аудит ЦБ;
    на заседании Совета Директоров присутствуют Министры экономики, финансов и представитель Президента с правом совещательного голоса;
    на заседании Государственной Думы присутствует Председатель ЦБ с правом совещательного голоса.
В целях совершенствования денежно-кредитной  системы при ЦБ создается Национальный банковский совет (не более 15 чел). Заседания  проводятся не реже 1 раза в 3 месяца. Ежегодно, не позднее 1 декабря ЦБ представляет в Государственной Думе основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на следующий год, включающее: анализ состояния и прогноз развития экономики и основные ориентиры и параметры, которые будет использовать ЦБ в следующем году.
 
 
 
1.3 Понятие, цели и  формы денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика - это важнейшее направление экономической политики государства. Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственной экономической политики, должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия.
Денежно-кредитная политика в экономической  литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном Банке Российской Федерации (Банка России)», денежно-кредитная политика определяется, как составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства.
В зарубежной литературе денежно-кредитная  политика подразделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством  проведения валютных интервенции, изменения  уровня учетной ставки. А также  других инструментов, оказывающих влияние  на состояние национальной денежной единицы. И «широкую», непосредственно воздействующую на объем денежной массы в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.[4]
Объекты и субъекты денежно-кредитной политики.
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение  на денежном рынке.
Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.
   Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных Банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.
Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного  развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего  хозяйства в целом.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в  частности, процесс воздействия  денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:
    политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
    политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.
Кредитная экспансия Центрального Банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.
Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. № 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.
Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.
Целями денежно-кредитной политики являются:
1) Экономические цели, направленные  на поддержание экономической  активности и сокращение безработицы:
    регулирование темпов экономического роста;
    увеличение ВВП;
    смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
    сдерживание инфляции;
    стимулировать рост объема денежно-кредитных операций;
    достижение сбалансированности платежного баланса и другие.
2) Социальные задачи:
    повысить уровень жизни населения;
    сделать различные услуги более доступными и другие.
Если цель развития национальной экономики  заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении  стабильности цен, снижении инфляции, эффективной занятости населения  и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий  в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной  политики. Промежуточной, или тактической, целью денежно-кредитной политики может быть и таргетирование инфляции, и стабилизация валютного курса, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодоступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, ставки рефинансирования коммерческих банков.[2]
Выбор промежуточных целей определяется степенью либерализации экономики  и независимости центрального банка, стоящими перед мим задачами, его функциями в экономике. Промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты. И наоборот, при выборе целей денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, центральному банку необходимо учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит цель поддержания реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п.
Глава 2. Основные инструменты и методы денежно-кредитной  политики
2.1 Учетная политика Банка на 2009 год
Учетная политика банка определяет совокупность способов ведения бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным  законом Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» для обеспечения формирования достоверной информации о результатах деятельности банка.
Банк в своей деятельности руководствуется  Федеральным законом Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации; уставом банка, внутренними документами банка (утвержденными в соответствующем порядке).[5]
Общие положения. Согласно п. 1.3 ч. 1 Положения Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Правила), составными элементами Учетной политики, подлежащими обязательному утверждению руководителем банка, являются:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета в банке и его подразделениях, основанный на Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, предусмотренном Правилами;
— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для  внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в  альбомах Федеральной службы государственной  статистики типовые формы первичных  учетных документов;
— порядок проведения отдельных  учетных операций, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в том числе нормативным актам  Банка России;
— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества  и обязательств;
— порядок и случаи изменения  стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к  бухгалтерскому учету (переоценка, модернизация, реконструкция и т.д.);
— лимит стоимости предметов  для принятия к бухгалтерскому учету  в составе основных средств;
— способы начисления амортизации  по объектам основных средств и нематериальных активов;
— порядок отнесения на расходы  стоимости материальных запасов;
— правила  документооборота и технология обработки  учетной информации, включая филиалы (структурные подразделения);
— порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;
— порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета. При этом ежедневно распечатываются баланс, лицевые счета, по которым были проведены  операции (проведена операция), а  также выписки (вторые экземпляры лицевых  счетов) по счетам клиентов;
— другие документы, необходимые для  организации бухгалтерского учета.
За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при  выполнении банковских операций ответственность  несет руководитель банка. За формирование Учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер, он обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству Российской Федерации, указаниям Банка России, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников банка. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченных им должностных лиц денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства, оформленные как документы, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Учетная политика банка сформирована на основе следующих основополагающих принципов бухгалтерского учета:
— имущественной обособленности, означающей, что учет имущества других юридических лиц осуществляется обособленно от материальных ценностей, являющихся собственностью банка;
— непрерывности деятельности, предполагающей, что банк будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации;
 — последовательности применения Учетной политики, предусматривающей, что выбранная банком Учетная политика будет применяться последовательно, от одного отчетного года к другому. Изменения в Учетной политике банка возможны при его реорганизации, смене собственников, изменениях в законодательстве Российской Федерации или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, а также в случае разработки банком новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий его деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики вводятся с начала финансового года;
Не является изменением Учетной  политике Банка:
    утверждение способов ведения бухгалтерского учета, фактов деятельности,                 которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникших впервые в деятельности Банка;
    корректировка Рабочего плана счетов Банка. Изменения в Рабочий план счетов в электронном виде вносятся в установленном порядке по мере необходимости. Рабочий план счетов ведется в информационной банковской системе «RS-BANK» (далее ИБС) и изменяется с внесением изменений в Положение № 302-П;
    введение и утверждение новых форм учетных документов.
    отражении доходов и расходов по методу «начисления». Этот принцип означает, что финансовые результаты операций (доходы и расходы) отражаются в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств (их эквивалентов). Доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете в том периоде, к которому они относятся.
 Реализация Учетной политики  банка основывается на следующих  критериях:
    преемственности — т. е. остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода;
    полноте и своевременности отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
    осмотрительности — т. е. готовности в большей степени к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
    приоритете содержания над формой — т. е. отражении в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из правовой нормы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
    непротиворечивости — т. е. тождестве данных аналитического учета оборотам и остаткам на счетах синтетического учета на 1-е число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности  данным синтетического и аналитического учета;
    рациональности — т. е. рациональном и экономном ведении бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины банка;
    открытости — т. е. отчеты должны достоверно отражать операции банка, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции банка.
2.2. Основные методы и инструменты  денежно-кредитной политики
Выше мной были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.[4]
Основными методами денежно-кредитной  политики Центрального банка РФ являются:
    административные методы - к ним относятся прямые ограничения и лимиты, такие, как:
    квотирование отдельных видов активных и пассивных операций;
    введение лимитов на выдачу ссуд разных категорий;
    ограничения на открытие различных филиалов и отделений;
    лимитирование процентных ставок, тарифов и т.д.;
    экономические методы - к ним относят использование мероприятий, не предполагающих установления прямых запретов, например таких, как:
    налоговые меры;
    нормативные меры (отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также другие виды отчислений).
В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке или в  иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют  две основные функции:
Во-первых, они как ликвидные  резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный  банк поддерживает степень ликвидности  коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической  ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы  являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива  резервных средств центральный  банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем  выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных  учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как  бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается  в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что  повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам  депозитов.
Рефинансирование  коммерческих банков. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Переучет векселей долгое время  был одним из основных методов  денежно-кредитной политики центральных  банков Западной Европы. Центральные  банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения центральным  банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью  данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной  ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным  операциям коммерческих банков, что  приводит к их сокращению, поскольку  происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мы видим, что изменение официальной  процентной ставки оказывает влияние  на кредитную сферу. Во-первых, затруднение  или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном  банке влияет на ликвидность кредитных  учреждений. Во-вторых, изменение официальной  ставки означает удорожание или удешевление  кредита коммерческих банков для  клиентуры, так как происходит изменение  процентных ставок по активным кредитным  операциям.
Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход  к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки  вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот метод  затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном  банке, то указанный метод почти  полностью теряет свою эффективность.
Помимо установления официальных  ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.
Операции  на открытом рынке. Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.
Этот метод заключается в  том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг  в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные  возможности, и наоборот. Центральные  банки периодически вносят изменения  в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность  своих операций, их частоту.
Операции на открытом рынке впервые  стали активно применяться в  США, Канаде и Великобритании в связи  с наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.
По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Операции на открытом рынке различаются  в зависимости от:
    условий сделки – купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – операции РЕПО;
    объектов сделок – операции с государственными или частными бумагами;
    срочности сделки – краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
    сферы проведения операций – охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
    способ установления ставок – определяемые центральным банком или рынком.
Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого  регулирования, поскольку объем  покупки ценных бумаг, а также  используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в  соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
Некоторые административные методы регулирования  денежно-кредитной сферы.
Наряду  с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование  количественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при  помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ
3.1 Реализация  денежно-кредитной политики
 
В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2008 год" в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предусматривался рост потребительских цен на 6 - 7%. Поставленной цели по общему уровню инфляции соответствовала базовая инфляция 5 - 6%. Темпы экономического роста  предполагались в интервале 5,4 - 6,7% в  зависимости от вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В 2008 году Банк России при  реализации денежно-кредитной политики учитывал влияние совокупности макроэкономических факторов на динамику спроса на деньги и денежного предложения.
Замедление процессов  дедолларизации проявлялось в повышении спроса физических лиц на иностранную валюту (как в наличной, так и в безналичной форме).
В предыдущие годы рост цен  на активы (на рынке жилья и акций) существенно опережал рост потребительских  цен, что обусловливало дополнительную трансакционную потребность экономики в денежной массе и выражалось в снижении скорости обращения денег. Однако снижение темпов роста цен на активы, а вместе с ним и менее интенсивное снижение скорости обращения денег оказывают сдерживающее влияние на прирост спроса на деньги в 2008 году.[11]
На динамику денежного  предложения в 2008 году оказывают  влияние как внешние, так и  внутренние факторы. К важнейшим  из них относятся высокая волатильность мировых цен на энергоносители, ряд продовольственных и сырьевых товаров; усиление нестабильности и нарастание кризисных тенденций на международных финансовых рынках, определяющих интенсивность и направления потоков капитала.
По сравнению с первыми  девятью месяцами 2007 года темп прироста денежного агрегата М2 за январь - сентябрь 2008 года снизился более чем в 3 раза - с 27,8 до 8,3%, а годовой темп его прироста (на 1 октября по отношению к той же дате предыдущего года) - с 48,3 до 25,0%.
Однако, несмотря на снижение со второго полугодия 2007 года темпов роста денежной массы, фактический  рост денежного предложения на протяжении последних полутора лет превышал рост спроса на деньги, поддерживая повышение внутреннего спроса в экономике. Это сказалось на высоких темпах инфляции в 2007 - 2008 годах.
Вместе с тем в структуре  денежной массы сохранилась тенденция  к опережающей динамике безналичной  составляющей, увеличившейся за январь - сентябрь 2008 года на 9,4% при повышении объема наличных денег в обращении на 5,4%. Соответственно, продолжилось снижение доли наличных денег в обращении в составе агрегата М2: с 27,9% на 1.01.2008 до 27,2% на 1.10.2008 (на начало 2007 года она составляла 31,0%). По-прежнему происходит опережающий рост срочных вкладов населения и депозитов нефинансовых организаций, совокупная доля которых по отношению к безналичной составляющей агрегата М2 увеличилась за девять месяцев с 55,3 до 59,8%. Указанные тенденции формируют благоприятные условия для замедления инфляции в последующий период.
Денежная масса с учетом депозитов в иностранной валюте (М2Х) за январь - сентябрь 2008 года, по предварительным  данным, возросла на 10,2%, что превышает  темпы прироста рублевой денежной массы (в течение первых девяти месяцев 2007 года их соотношение было обратным). Сложившаяся динамика объясняется  ускорившимся ростом депозитов нефинансовых организаций и вкладов населения  в иностранной валюте, что связано  как с высокими доходами экономических  агентов от внешнеэкономических  операций, так и с изменением их предпочтений при повысившихся темпах инфляции и обесценении рублевых активов. Сокращение наличной иностранной  валюты у населения и нефинансовых организаций также замедлилось: если за январь - сентябрь 2007 года оно  составило 11,3 млрд. долларов США, то за январь - сентябрь 2008 года, по оценке платежного баланса, - 6,5 млрд. долларов США. По данным Банка России о движении наличной иностранной валюты через уполномоченные банки, ее нетто-продажи населению  в целом за январь - август 2008 года значительно превысили аналогичный  показатель в 2007 году.
Важным источником формирования денежной массы в январе - сентябре 2008 года являлось увеличение чистых иностранных  активов органов денежно-кредитного регулирования (на 17,1%), однако основным источником ее увеличения был прирост  требований к нефинансовым организациям и населению со стороны кредитных  организаций (на 30%). Их абсолютный прирост  превысил увеличение средств в национальной и иностранной валюте, привлеченных банками от населения и нефинансовых организаций. Дополнительные средства для кредитования банки стремились привлекать на внешних рынках: по предварительной  оценке, иностранные пассивы кредитных  организаций в целом за тот  же период увеличились на 24%. Тем  не менее усиление кризисных явлений на международных финансовых рынках обусловило прекращение их роста - в августе - сентябре 2008 года отмечалось абсолютное снижение иностранных пассивов кредитных организаций в долларовом эквиваленте.
Удорожание стоимости  заимствований отразилось на динамике кредитов различным категориям заемщиков. Темп прироста кредитов нефинансовым организациям за январь - август 2008 года составил 26,9% (за январь - август 2007 года - 30,7%). Продолжилось снижение темпов прироста кредитов физическим лицам: за январь - август 2008 года - 30,9% (за аналогичный  период 2007 года - 36,9%). Это привело  к сокращению по итогам января - августа 2008 года годовых темпов прироста общей  величины кредитов, ускорение которых  продолжалось в течение более  чем двух лет.
 
3.2  Инструменты денежно-кредитной политики
и их использование
Система инструментов денежно-кредитной  политики в среднесрочной перспективе  будет ориентирована на решение  стратегической задачи - переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для  поддержания ее устойчивости с учетом рисков, обусловленных действием  внешних и внутренних факторов.
В зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструменты  предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.[8]
При развитии ситуации в  денежно-кредитной сфере по сценарию формирования структурного избытка  денежного предложения (что может  быть связано со значительным притоком частного капитала в Россию и сохранением  высоких мировых цен на товары российского экспорта) Банк России будет преимущественно использовать инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, в первую очередь операции с ОБР и депозитные операции. При необходимости Банк России намерен проводить операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа). Повышение нижней границы процентных ставок по своим операциям Банк России будет осуществлять с учетом риска возможного дополнительного притока иностранного капитала. В этих условиях также ожидается, что продолжится полномасштабное применение бюджетных механизмов (в первую очередь механизмов формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) для стерилизации свободных денежных средств, поэтому бюджетный канал по-прежнему будет играть ключевую роль в обеспечении сбалансированности внутреннего денежного рынка.
Однако в случае ослабления платежного баланса более вероятно развитие ситуации по сценарию перехода к устойчивому недостатку ликвидности  в банковском секторе и формированию значительного и регулярного  спроса кредитных организаций на инструменты Банка России по предоставлению денежных средств. При снижении роли валютных интервенций в формировании денежного предложения Банк России будет обеспечивать необходимый уровень рефинансирования кредитных организаций, используя рыночные операции предоставления ликвидности (прежде всего аукционы прямого РЕПО, ломбардные аукционы) и инструменты постоянного действия (в частности, операции РЕПО по фиксированной ставке и сделки "валютный своп", ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке, кредиты, обеспеченные нерыночными активами). Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов кредитными организациями будет продолжено предоставление на ежедневной основе внутридневных кредитов и кредитов "овернайт" Банка России.
Банком России будет продолжена политика расширения перечня активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения по инструментам рефинансирования Банка России. После  внесения соответствующих законодательных  изменений, позволяющих Банку России совершать операции на фондовых биржах с корпоративными ценными бумагами, планируется проведение операций прямого  РЕПО с биржевыми облигациями  и акциями наиболее надежных эмитентов.
В целях улучшения возможностей кредитных организаций по получению  денежных средств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматриваются создание "единого пула обеспечения", включающего в себя как рыночные, так и нерыночные активы. При этом между Банком России и кредитными организациями предполагается заключать "рамочные" соглашения, что позволит определять общие условия предоставления кредитов Банка России при использовании дифференцированного подхода к установлению процентных ставок по ним в зависимости от качества обеспечения.[12]
Банк России продолжит  участие в работе, направленной на закрепление на законодательном  уровне возможности Банка России по привлечению специализированных организаций, в том числе Агентства  по страхованию вкладов, к организации  публичных торгов по реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России, не обращающегося в  России на организованном рынке.
В условиях ограниченности объема обеспечения, имеющегося в наличии  у кредитных организаций, и усиления их потребности в рефинансировании Банк России при необходимости будет  использовать аукционы по предоставлению кредитов без обеспечения кредитным  организациям с международным рейтингом  долгосрочной кредитоспособности не ниже определенного уровня. На начальном  этапе проведения указанных операций минимальный рейтинг кредитоспособности устанавливается на уровне "B-" по классификации рейтинговых агентств "Fitch Ratings" или "Standard & Poor's" либо на уровне "B3" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service".
В качестве инструмента прямого  регулирования ликвидности по-прежнему будут использоваться обязательные резервные требования. Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в  целях расширения возможностей банковского  сектора по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций  к новым резервным требованиям. Вместе с тем в зависимости  от изменения макроэкономической ситуации Банк России может принять решение  относительно изменения нормативов обязательных резервов. В 2009 - 2011 годах  предполагается уточнить категории  резервируемых обязательств, порядок  определения величины резервируемых  обязательств по выпущенным кредитной  организацией долговым ценным бумагам, порядок переоформления обязательных резервов при реорганизации кредитных  организаций.
В 2009 - 2011 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита. Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.
 
 
 
3.3 Принципы денежно-кредитной политики
на  среднесрочную перспективу
В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов" отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в  указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной  политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.
Установление целевых  ориентиров прироста потребительских  цен в рамках трехлетнего скользящего  периода, превышающего продолжительность  основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет  учитывать влияние динамики денежного  предложения и решений о корректировке  его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной  стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в  том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических  факторов конъюнктурного характера.[6]
Банк России и Правительство  Российской Федерации в вариантах  развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.