На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад История развития естествознания

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Общие положения в естествознании
2. Основные этапы истории  развития естествознания
    2.1. Древнегреческий период
    2.2. Эллинистический период
    2.3. Древнеримский период античной натурфилософии
    2.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания
    2.5. Естествознание в средневековой Европе
    2.6. Этап, называемый «научной революцией»
3. Возникновение научного эксперимента, как метода исследования
4. Революции в естествознании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Концепция современного естествознания – новый предмет в системе  высшего образования.
Естествознание — неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества. Знание его современных  фундаментальных научных положений, мировоззренческих и методологических выводов является необходимым элементом общекультурной подготовки специалистов в любой области деятельности. Поэтому, изучение естественных наук – важный фактор для подготовки современных образованных специалистов.
Изучение современной  науки необходимо начинать с изучения истоков – потому что именно там  закладывались ее основы.
Историю развития естествознания можно проследить с VI в. до н.э. Начиная  с эпохи Коперника история естествознания рассматривается в свете научных революций, связанных с выявлением фундаментальных принципов природы.
Этапов выделяют иногда три-четыре, иногда более десяти. Переходы от этапа к этапу и от одной научной революции к другой не похожи на триумфальное шествие человеческой мысли. Основные направления ее развития возникали в результате перебора многих «окольных путей», отступлений, «периодов топтания на месте».
 


1. Общие положения в естествознании.
В настоящее время естествознание определяется с двух позиций:
– это совокупность наук о природе, взятых как единое целое. В таком определении подчеркивается многообразие природы и, следовательно, множество наук о ней;
– это наука о природе  как единой целостности. В этом определении  подчеркивается единство и нерасчлененность природы и, следовательно, существование  единой науки о ней.
В развитии естествознания можно выделить пять основных закономерностей:
1. Аккумуляция знаний – "Всякая новая научная теория не отвергает начисто предшествующую, а включает ее в себя на правах частного случая, т.е. устанавливает для прежней теории ограниченную область применимости, и при этом обе теории могут мирно сосуществовать" (Н. Бор).
2. Конкуренция научных  программ, т.е. возможность одновременного сосуществования различных концепций, которые объясняют или направлены на объяснение одного и того же явления или фрагмента реальности.
3. Революционный характер  развития, т.е. процесс радикальной коренной ломки старых, занимавших господствующее положение в науке научных парадигм и теорий. Это радикальная перестройка методов получения нового знания, включая изменения в самих нормах и идеалах научности.
4. Систематичность развития, т.е. безостановочное, непрекращающееся развитие, придающее науке характер прогрессивно развивающейся системы.
5. Цикличность развития. Например, периодическая активность космических объектов влияет на проявление всех жизненных процессов на Земле, включая интеллектуальную работу мозга. Это, в свою очередь, сказывается на периодической повторяемости научных открытий.
Изучение природы всегда было фундаментом практической деятельности человека, опытной и идейной базой  эволюции его мировоззрения. Осознавая  себя в процессе взросления, люди всегда задавались проблемой, какой мир  их окружает, где они находятся.
Существуют различные модели развития естествознания:
1. Кумулятивная – каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения;
2. Научно-революционная – каждый последующий шаг в науке основан на прерывности, особенности, уникальности, революционности:
- частная (микрореволюция, затрагивающая одну область знания);
- комплексная (революция, затрагивающая несколько областей знания);
- глобальная (всеобщая революция, радикально меняющая основания науки и формирующая новую картину мира).
3. "кейс стадис" – как бы пересечение всех возможных траекторий истории науки, сфокусированных в одной точке с целью рассмотреть и реконструировать одно событие из истории науки в его целостности, уникальности и невоспроизводимости (совокупность индивидуальных, частных ситуаций).
Взгляды на историю развития естествознание до сих пор неоднозначны, противоречивы, хотя это и древнейшая наука. Существуют две крайние точки  зрения по этому вопросу. Сторонники одной из них объявляют научным  всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки  ко времени, когда человек научился изготавливать первые орудия труда. Другая крайность – историю развития естествознания связывают с существованием европейской цивилизации, начиная  с Древней Греции. При этом развитие науки в других земных цивилизациях практически не рассматривают. Возможно, поэтому европеизация науки привела  к современной однобокой техногенной  глобальной цивилизации.
Существуют различные  взгляды на историю развития естествознания. Рассмотрим один пример, в котором выделяется  5 этапов развития естествознания:
1. Донаучный этап (до XV века). Для древнего человека окружающий мир ограничивался горизонтом конкретно-чувственного восприятия. Архаическое мышление было преимущественно "правополушарным". Наиболее полно умозрительное, недетализированное истолкование природы как целостности отражала древнегреческая натурфилософия. Её познавательные принципы: уподобление большого – малому, тождественность микро- и макромиров, выведение свойств предмета из свойств его частей. Человек – часть Вселенной (микрокосм). Главные методы: наблюдения, гипотезы, логические рассуждения. В VIII - XIV веках натурфилософия дала начало собственно науке – специфической сфере интеллектуальной человеческой деятельности.
2. Аналитический этап (XV - XVII века) связан с дифференциацией знания о природе и выделением специальных наук – физики, алхимии, медицины, биологии. Математика и астрономия уже были самостоятельны. Гуманитарное знание формировалось в сфере искусства и религии. Это период становления аналитического метода исследования: изучения сложного предмета через разложение его на части. Научное знание носило описательный, эмпирический характер в сочетании с фантазийным, иррациональным объяснением. Сильно влияние религии. Религиозная картина мира занимала в обществе ведущее место. В период Промышленного переворота (конец XVII века) завершается переход к дисциплинарно организованной науке и начинается синтетическая стадия осмысления мира.
3. Синтетический этап (XVII - XIX века) познания природы связан со становлением классического естествознания, сформировавшего новую исследовательскую позицию "человека познающего" над природой. Отстранённость наблюдателя, его выделенность из окружающего мира давала надежду на объективность научного знания. Формируется синтетический метод изучения многосоставных сложных объектов путём объединения в единое целое аналитических знаний о его частях. Быстрыми темпами развиваются техника и технология производства, способствующие росту авторитета науки. Данный этап можно охарактеризовать как период углублённого изучения частностей. Бурное развитие отдельных научных дисциплин было направлено на достижение идеальной теоретической конструкции каждой области знания. Во второй половине XIX века возникла идея самодостаточности математики (ещё Пифагор считал, что "всё есть число"), казалось завершённым здание физики и других естественных наук. В целом научное знание выполняло нормативную функцию: научные законы и теории имели характер запрета или разрешения человеку на определённую деятельность. Достаточно вспомнить любой закон классической физики или химии, чтобы в этом убедиться. К концу XIX века классическая дисциплинарная наука сформировалась окончательно и достигла "необычайных высот в искусстве расчленения целого на части" (И. Стенгерс). Её стиль мышления, который можно определить как аналитико-синтетический, и основные методы остаются актуальными и сегодня.
4. Неклассический этап (нач. XX - сер. XX века) связан с изучением сложных объектов, организованных как системы с массовыми, вероятностными взаимодействиями компонентов. Их устойчивость связана с управлением и саморегуляцией (заводы-автоматы, ЭВМ, экосистемы, механизм жизни, управление экономикой страны и т.п.). Развиваются квантовые физика и химия, генетика, космология, кибернетика, теория систем. Изменились нормы и идеалы неклассической науки. Произошёл отказ от линейного детерминизма. В научное исследование вводятся вероятность и системность как фундаментальные свойства реального мира. Природа представляется Большой системой, свойства которой невозможно вывести только из свойств её частей. Осознаётся относительность теорий, научной картины мира, вариативность путей развития природы и общества. В рамках нового системного мышления невозможно вычленить из окружающего мира человека – единственного исследователя и интерпретатора природы.
5. С середины XX века (60-70-е  годы) начинается период, называемый постнеклассическим. Он связан с идеями интеграции наук, универсального эволюционизма и новым подходом к познанию – синергетическим. В синергетике сфокусированы главные идеи современной науки: нелинейность мышления, плюрализм, неоднозначность, альтернативность путей развития в природе и обществе, но главное, – новое понимание роли хаоса – необходимого конструктивного, созидающего начала в непрерывно становящемся мире. Для этого этапа характерно взаимопроникновение наук, и не только родственных, междисциплинарные формы научных исследований, интеграция усилий представителей разных дисциплин, теоретиков и экспериментаторов, естественников и гуманитариев. Мир современной науки – "человекомерные системы" (включающие человека), а это требует учёта в познавательных схемах аксиологических факторов (ценностной ориентации, нравственных критериев, целеполагания и пр.).
Эти этапы надо понимать как появление и утверждение  какого-либо нового, глобального, общечеловеческого  подхода к познанию природы, который  не исчезает, а продолжает использоваться и совершенствоваться человеком  и сегодня:
I этап – инстинктивный  (донаучный). На этом этапе человек познает окружающий мир на основе инстинктов и элементарного абстрактного мышления. Поэтому I этап не может быть отнесен к истинно научному, хотя производство знания уже существует. Если бы человек остался на этом этапе, то он был бы только одним из высших животных, которые познают мир на инстинктивно-абстрактном уровне.
II этап – орудийный  (технический). На этом этапе человек познает окружающий мир с помощью элементарных орудий труда и огня. Это уже элементарная научная деятельность, передаваемая по наследству и сознательно основанная на методе проб и ошибок (основа современной науки). Этот этап резко выделил нас из окружающей среды и собственно в это время начало формироваться понятие "человек" и его культура.
III этап – ремесленный  (локально-технический). На этом этапе люди уже настолько осознали внутреннюю природу окружающего мира, что приступили к созданию того, что в природе само по себе не существует. Пришло осознание, что мир или его части можно переделывать для своей пользы. Например, бумага, создаваемая осами, не могла быть использована для развития письменности. Человек с этой целью стал использовать и создавать папирус, пергамент, бумагу, камень, глину и т.д. При этом развилось узкоспециализированное, наследственное, часто связанное с мифами знание о природе конкретных веществ и явлений, разделение труда. Идеологическая основа деятельности базировалась на язычестве, мифологии и зачатках единобожия. К этому этапу можно отнести цивилизации Древнего Китая, Древнего Египта, Вавилона, южноамериканские культуры и т.д., возможно, начиная с мадленской культуры (15 - 8 тыс. лет до н.э. на территории Центральной Европы). Инженерно-архитектурные и гидротехнические решения древних культур до сих пор признаются чудом. Однако науки как вида деятельности еще не существовало.
IV этап – пренатально-научный. На этом этапе человек во всем своем многообразии общения с природой выделил науку как самостоятельный вид деятельности. Вначале это были звездочеты, религиозные и хозяйственные хроникеры, жрецы, картографы и т.д. Они не столько анализировали, сколько фиксировали факты, пытаясь как-то прогнозировать дальнейшее развитие. Например, жрецы Древнего Египта уже могли предсказывать солнечные затмения. Южноамериканские культуры задолго до европейцев познали гелиоцентрическую природу солнечной системы. На Востоке различали качество (чистоту) материалов (индийская железная колонна). Самые древние из известных письменных записей результатов научного осмысления мира обнаружены на глиняных досках Древней Месопотамии: это данные астрономических наблюдений, списки веществ, признаки болезней, математические таблицы. Другие письменные источники, датирующиеся приблизительно 2000 годом до нашей эры, свидетельствуют, что вавилоняне в то время знали теорему Пифагора, умели решать квадратные уравнения, разработали систему счисления по основанию 60. Именно из нее возникли современные способы измерения времени и углов (60 минут в часе, 60 секунд в угловом градусе). Примерно к этому же периоду относится папирус, обнаруженный в долине Нила. В нем содержатся сведения относительно лечения ран и болезней, определения объема части пирамиды. Некоторые из современных единиц длины могут быть обнаружены в египетских прототипах. Современный календарь является косвенным результатом астрономических наблюдений древних греков.
V этап – натурфилософский (систематизационный). Это важнейший этап развития человечества, являющийся основой естествознания и ныне, особенно для западной цивилизации. В большей степени начало этого этапа относится к Древней Греции, где создавалась методологическая основа познания Мира. Появились начала логики (Аристотель), философии, математики (геометрия Евклида), систематики, географии (Страбон), механики, астрономии и т.д.
VI этап – схоластический. В это время (до XV века) естествознание в большой степени было поглощено обсуждением вопроса отношения знания к вере и отношения общего к единичному. С современной позиции большое значение придавалось именно вненаучным видам знания (астрология, алхимия, магия и т.п.). Завершению этого этапа не видно конца.
VII – социальный. В XVII веке происходит признание социального статуса естествознания, рождение его как особого социального института. Естествознание было признано на практике как движущая сила развития отдельных государств и всего человечества в целом. Возникают Лондонское Королевское общество и Парижская академия наук. В это время появляются работы И. Кеплера, X. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Ньютона. С их именами связано рождение основ современной физики и необходимого для нее математического аппарата, формулирование основных идей классической механики (три основных закона движения, закон всемирного тяготения и т.п.), экспериментального естествознания. Кроме того, это эпоха Великих географических открытий (Васко да Гама. Ф. Магеллан и др.).
VIII этап – социокультуральный. С XIX века естествознание становится массовой профессией, появляется государственная система высшего образования, наступает глубокое профессиональное разделение труда, когда создаются, как бы несовместимые области естествознания. Вырабатывается идеология и культура научной деятельности, складывается образ человека-ученого. В это время появляются космогоническая гипотеза Канта–Лапласа, теория катастроф, теория геологического и биологического эволюционизма, формулировка Периодической системы химических элементов, начала клеточной теории, закон сохранения и превращения энергии. В конце XIX - начале XX века разрабатывается классическая электродинамика, обнаруживается и изучается явление радиоактивности, открыты электрон и атомное ядро, формулируются квантовая гипотеза и квантовая теория атома, а также специальная теория относительности и общая теория относительности. Важными событиями развития естествознания XX века являются создание модели расширяющейся Вселенной, квантовой механики, кибернетики, структуры генетического кода и т.д.
IX этап – глобально-технологический. В наше время естествознание приобрело комплексный характер и достигло глобального технологического уровня. Человечество превратило естествознание в орудие использования планеты Земля в целом с одной стороны, и начало активно управлять собственно биологической сущностью человека, животных и растений с другой стороны. До сих пор преобладает лозунг: "Взять от природы все – наша задача". Человечество в социальном отношении все больше начинает напоминать единый организм за счет развития информационных и коммуникационных технологий. Все это уже сейчас привело к тому, что практически все ресурсы планеты безвозвратно, а возможно безрассудно используются на благо человека, который признается венцом природы. Охрана самой природы сведена лишь до уровня опять же обеспечения существования человека. Человек реально не участвует в круговороте веществ и энергии (условие существования жизни на планете Земля), а лишь использует его возможности.
X этап – ноотехнологический. Этот этап развития естествознания еще не наступил, но это единственно разумный вариант дальнейшего существования человечества. Сущность этого этапа должна заключаться в том, что необходимо прекратить безвозвратно использовать ресурсы Земли. Надо научиться управлять глобальным круговоротом веществ и энергии, где человек – лишь часть этого процесса (не паразит, а симбионт).
 


2. Основные этапы развития естествознания.
Самыми древними науками  можно считать астрономию, геометрию и медицину, созданные жрецами Египта и Междуречья. Большие успехи в данных направлениях были достигнуты также в Древнем Китае и Древней Индии. Следует отметить определенные взаимосвязи, существовавшие между этими регионами Древнего Востока. Астрономия и медицина не представляли собой в те времена отдельных наук, а были прочно вплетены в ткань философско-религиозной мысли. Математика начала развиваться для нужд астрономии, но именно математика, по мнению ряда ученых, является единственной наукой, сформировавшейся в Древнем Мире.
Формирование наук осуществлялось очень медленно. «Принято считать, что  к середине XVIII в. сформировались только четыре науки: механика, физика, математика и астрономия. Великие системы  биологии, как и первые основные законы химии, пришлись на конец XVIII — начало XIX в., основные идеи геологии находились в то время в стадии формирования».
 
2.1. Древнегреческий период.
Естественнонаучные знания Древнего Востока проникли в Древнюю  Грецию в VI в. до н.э. и обрели статус науки как определенной системы знаний. Эта наука называлась натурфилософией (от лат. natura — природа). Натурфилософы были одновременно и философами, и учеными. Они воспринимали природу во всей ее полноте и были исследователями в различных областях знания. Эта стадия развития науки характеризуется концептуальным хаосом, проявлением которого и стала конкуренция различных воззрений на природу. Во всех трудах древнегреческих ученых естественнонаучные идеи тонко вплетены в философскую нить их мысли.
В VI в. до н.э. в древнегреческом городе Милете возникла первая научная школа, известная прежде всего не своими достижениями, а своими исканиями. Основной проблемой этой школы была проблема первоначала всех вещей: из чего состоят все вещи и окружающий мир? Предлагались разные варианты того, что считать первоосновой всех вещей: огонь (Гераклит), вода (Фалес), воздух (Анак-симен). Следует особо подчеркнуть, что эти первоосновы не сводились просто к огню, воздуху или воде. Например, Фалес понимал под «водой» текучую субстанцию, охватывающую все существующее в природе. Обычная вода входит в это обобщенное понятие как один из элементов.
Другое научное сообщество рассматриваемого периода, пифагорейцы, в качестве первоначала мира — взамен воды, воздуха или огня — ввели понятие числа. Они также отмечали связь между законами музыки и числами. Согласно их учению, «элементы чисел должны быть элементами вещей». Пифагор (582—500 гг. до н.э.) был не только известным математиком и астрономом, но и духовным лидером своих учеников и многих ученых того времени. Пифагорейцы проповедовали тип жизни в поисках истины, научное познание, которое, как они считали, и есть высшее очищение - очищение души от тела. Следует отметить, что пифагорейские числа не соответствуют современным абстрактным представлениям о них. Пифагорейское число тянуло за собой длинный «шлейф» физических, геометрических и даже мистических понятий.
Исследование первоосновы вещей вслед за учеными милетской школы были продолжены Демокритом (ок. 460-370 гг. до н.э.) и его учителем Левкиппом, которые ввели понятие атома. Новое учение, атомистика, утверждало, что все в мире состоит из атомов — неделимых, неизменных, неразрушимых, движущихся, невозникающих, вечных, мельчайших частиц. Учение об атоме явилось гениальной догадкой, которая намного опередила свое время и служила источником вдохновения для многих его последователей.
Самой яркой фигурой  античной науки того периода был  величайший ученый и философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), авторитет которого был незыблемым более полутора тысяч лет. Аристотель в совершенстве освоил учение своего учителя Платона, но не повторил его путь, а пошел дальше, выбрав свое собственное направление в научном поиске. Если для Платона было характерно состояние вечного поиска без конкретной окончательной позиции, то научный дух Аристотеля вел его к синтезу и систематизации, к постановке проблем и дифференциации методов. Он наметил магистральные пути развития метафизики, физики, психологии, логики, а также этики, эстетики, политики.
Сочинения Аристотеля разнообразны по тематике, многочисленны по объему и значительны по влиянию, которое они оказали на дальнейшее развитие различных наук. Во многих из этих книг Аристотель продемонстрировал всесторонние и глубокие по тому времени знания.
Аристотель разделял все  науки на три больших раздела: науки теоретические и практические, которые добывают знания ради достижения морального совершенствования, а также  науки продуктивные, цель которых — производство определенных объектов. Формальная логика, созданная Аристотелем, просуществовала в предложенной им форме вплоть до конца XIX в.
Зарождение медицины как самостоятельного научного знания связано с именем Гиппократа (460—370 гг. до н.э.), который придал ей статус науки и создал эффективно действующий метод, преемственно связанный с ионийской философией природы. За этим методом стояли усилия древних философов дать естественное объяснение каждому явлению, найти его причину и цепочку следствий, веру в возможность понять все тайны мира. Медицинские труды Гиппократа многочисленны и разнообразны. Основной его тезис: медицина должна развиваться на основе точного метода, систематического и организованного описания различных заболеваний.
 
2.2. Эллинистический период.
Первой из эллинистических  школ была школа Эпикура (341—270 гг. до н.э.). Эпикур делил философию на три части: логику, физику и этику. Эпикурейская физика — это целостный взгляд на реальность. Эпикур развил идеи атомистики, заложенные Левкиппом и Демокритом. В его школе было показано, что атомы различаются весом и формой, а их разнообразие не бесконечно. Для объяснения причины движения атомов Эпикур ввел понятие первоначального толчка (первотолчка).
С 332 г. до н.э. началось сооружение города Александрии, который стал основным научным центром эллинистической эпохи, центром притяжения ученых всего средиземноморского региона.
В Александрии был создан знаменитый Музей, где были собраны необходимые инструменты для научных исследований: биологических, медицинских, астрономических. К Музею была присоединена Библиотека, которая вмещала в себя всю греческую литературу, литературу Египта и многих других стран. Объем этой Библиотеки достигал 11,7 тыс. книг, в ней нашла отражение культура всего античного мира.
В первой половине III в. до н.э. в Музее велись серьезные медицинские исследования. Герофил и Эрасистрат продвинули анатомию и физиологию, оперируя при помощи скальпеля. Герофилу медицина обязана многими открытиями. Например, он доказал, что центральным органом живого организма является мозг, а не сердце, как думали ранее. Он изучил разновидности пульса и его диагностическое значение.
В эллинистический период начали составляться труды, объединявшие все знания в какой-либо области. Так, например, одному из крупнейших математиков того периода Евклиду принадлежит знаменитый труд «Начала», где собраны воедино все достижения математической мысли. Опираясь на аристотелевскую логику, он создал метод аксиом, на основе которого построил все здание геометрии. По сути аксиомы есть фундаментальные утверждения интуитивного характера. Часто в виде аргументации Евклид использовал метод «приведения к абсурду».
Выдающимся ученым эллинистического периода был математик-теоретик Архимед (287—212 гг. до н.э.). Он был автором многих остроумных инженерных изобретений. Его баллистические орудия и зажигательные стекла использовались при обороне Сиракуз. Среди множества работ особое значение имеют следующие: «О сфере и цилиндре», «Об измерении круга», «О спиралях», «О квадратуре параболы», «О равновесии плоскости», «О плавающих телах». Архимед заложил основы статики и гидростатики.
Систематизатором географических знаний был друг Архимеда Эрастофен. Исторической заслугой Эрастофена явилось применение математики к географии для составления первой карты с меридианами и параллелями.
Следует отметить, что в  рассматриваемый период завершили  свое формирование основополагающие элементы наиболее древних наук — математики (прежде всего геометрии), астрономии и медицины. Кроме того, началось формирование отдельных естественных наук, методами которых могут считаться наблюдение и измерение. Все эти науки создавались жрецами Египта, волхвами и магами Междуречья, мудрецами Древней Индии и Древнего Китая. Натурфилософы Древней Греции были теснейшим образом связаны с этими жрецами, а многие являлись их непосредственными учениками. Все науки того времени были тесно вплетены в философско-религиозную мысль и по существу считались знанием элиты (религиозной или философской) древнего общества.
 
2.3. Древнеримский период античной натурфилософии.
В 30-х гг. до н.э. новым  научным центром становится Рим  со своими интересами и своим духовным климатом, ориентированным на практичность и результативность. Закончился период расцвета великой эллинистической науки. Новая эпоха может быть представлена работами Птолемея в астрономии и Галена в медицине.
Птолемей жил, возможно, в 100-170 гг. н.э. Особое место среди его работ занимает «Великое построение» (в арабском переводе — «Альмагест»), которая является итогом всех астрономических знаний того времени. Эта работа посвящена математическому описанию картины мира (полученной от Аристотеля), в которой Солнце, Луна и 5 планет, известных к тому времени, вращаются вокруг Земли. Из всех наук Птолемей отдает предпочтение математике ввиду ее строгости и доказательности. Мастерское владение математическими расчетами в области астрономии совмещалось у Птолемея с убеждением, что звезды влияют на жизнь человека. Геоцентрическая картина мира, обоснованная им математически, служила основой мировоззрения ученых вплоть до опубликования труда Н.Коперника «Об обращении небесных сфер».
Наука античного мира обязана Галену (130-200 гг.) систематизацией знания в области медицины. Он обобщил анатомические исследования, полученные медиками александрийского Музея; осмыслил элементы зоологии и биологии, воспринятые от Аристотеля; теорию элементов, качеств и жидкостей системы Гиппократа. К этому можно добавить его телеологическую концепцию.
 
2.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания.
В эпоху Средних веков  возросло влияние церкви на все сферы  жизни общества. Европейская наука  переживала кризис вплоть до XII-XIII вв. В это время эстафету движения научной мысли Древнего Мира и античности перехватил Арабский мир, сохранив для человечества выдающиеся труды ученых тех времен. Ф. Шиллер писал, что арабы как губка впитали в себя мудрость античности, а затем передали его Европе, перешедшей из эпохи варварства в эпоху Возрождения.
Арабский мир дал человечеству много выдающихся ученых и организаторов  науки. Так, например, Мухаммед, прозванный аль-Хорезми (первая половина IX в.) был выдающимся астрономом и одним из создателей алгебры; Бируни (973-1048) — выдающийся астроном, историк, географ, минералог; Омар Хайям (1201— 1274) — философ и ученый, более известный как поэт; Улугбек (XV в.) — великий астроном и организатор науки, один из наследников Тимура, а также Джемшид, Али Кушчи и многие другие ученые.
Аль-Хорезми значительно улучшил таблицы движения планет и усовершенствовал астролябию — прибор для определения положения небесных светил. Бируни со всей решительностью утверждал, что Земля имеет шарообразную форму, и значительно уточнил длину ее окружности. Он также допускал вращение Земли вокруг Солнца. Омар Хайям утверждал, что Вселенная существует вечно, а Земля и другие небесные тела движутся в бесконечном пространстве.
 
2.5. Естествознание в средневековой Европе.
В то же самое время в  Европе читали, главным образом, Библию, предавались рыцарским турнирам, войнам, походам. Была распространена куртуазная литература, посвященная прекрасным дамам и рыцарской любви. Только единицы имели склонность к философии и серьезной литературе времен античности.
Однако естествознание развивалось и в средневековой  Европе, причем его развитие шло  по самым разным путям. Особо необходимо упомянуть поиски алхимиков и  влияние университетов, которые были чисто европейским порождением. Огромное число открытий в алхимии было сделано косвенно. Недостижимая цель (философский камень, человеческое бессмертие) требовала конкретных шагов, и, благодаря глубоким знаниям и скрупулезности в исследованиях, алхимики открыли новые законы, вещества, химические элементы.
С XIII в. в Европе начинают появляться университеты. Самыми первыми  были университеты в Болонье и  Париже. Благодаря университетам возникло сословие ученых и преподавателей христианской религии, которое можно считать фундаментом сословия интеллектуалов.
 
2.6. Этап, называемый «научной революцией».
Периодом «научной революции» иногда называют время между 1543 и 1687 гг.
Первая дата соответствует  публикации Н. Коперником работы «Об обращениях небесных сфер»; вторая — И. Ньютоном «Математические начала натуральной философии».
Все началось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера, Галилея, которая разрушила космологию Аристотеля — Пт
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.