На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа «Группы интересов» и их роль в политике

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего                 профессионального образования
 
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
 
Коммерческий факультет
 
 
 
 
 
Контрольная работа
 
 
По дисциплине:     «Политология»
На тему:   «Группы интересов»  и их роль в политике»
Фамилия
Имя              Отчество         Номер группы    
Проверил__________________________________________________
                                                                                 (Ф.И.О., должность)
 
 
 
 
 
 
 
 
Хабаровск 2011
 
 
Тема:  "ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ" И ИХ РОЛЬ В ПОЛИТИКЕ
 
 
 
2. Введение
3. Сущность, функции и типология группы интересов и "групп давления".
4. Политическая деятельность групп интересов в демократических обществах.          Лоббизм и другие методы влияния.
5. Группы интересов в России: проблема становления и легализации.
6. Заключение
7. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Политический механизм государственного регулирования социальных интересов раскрывается через политико-правовые стратегии: легализации, легитимации, партикуляризации, зонирования (ограничения участия в некоторых областях общества и государства). При этом система управления должна учитывать и настроения людей, их интересы, осознание ими политики, то, как они определяют свою модель поведения.
Социально-экономические интересы формируются в рамках гражданского общества, но при непосредственном влиянии политической сферы. Гражданское общество как совокупность организованных исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности и человеческих ценностей характеризуется тем, что люди во всех сферах жизни социальной, духовной, экономической, политической руководствуются определенными интересами, которые находят свое воплощение и в организации всевозможных союзов (в группах интересов), вступающих во взаимодействие и друг с другом и с органами государственной власти.
Откуда возникают группы интересов? В большинстве случаев считают, что они отражают хозяйственные фракции, стихийно возникающие по мере развития капитализма, и порождаются силами, внешними по отношению к государству. Группы интересов конституируются специфическими характеристиками отдельных государств и во многом являются продуктом институтов политики. Теоретики рационального выбора подчеркивают, что стихийно возникающие группы интересов обусловлены предсказуемыми материальными предпочтениями людей и реализуются при помощи столь же предсказуемых стратегий. Их критики утверждают, что не всякая цель по сути своей есть экономическая. На наш взгляд, объективные интересы обусловлены локальными, социально сконструированными представлениями об эффективности. Объективные интересы в значительной степени субъективны, поскольку подчинены представлениям о рациональности. Национальные институты воплощают самые разные идеи об экономической рациональности, и эти идеи влияют на представления людей об их собственных интересах. Представления о собственном интересе формируются под влиянием соответствующего национального контекста.
Исследователи групп интересов изначально убеждены, что выбор политики отражает позиции наиболее сильных групп интересов. Однако такие сильные группы зачастую проигрывают политические баталии. Институционализированная политическая культура предостерегает против социальных практик, которые могут оказаться разрушительными и неэффективными.
Группы интересов существуют на протяжении всей истории человечества - с тех пор, как стали складываться системы власти. Движущим мотивом является стремление реализовать специфический интерес, выражаемый, как правило, в статусных привилегиях, властных полномочиях, либо в разных формах получения материальной выгоды. Группы интересов вместе с тем, - посредники между государством и обществом. Их цель - не только достижение максимального результата, но и создание гибких режимов.
 
 
1. Сущность, функции и типология группы интересов и "групп давления".
 
Людям изначально было присуще стремление к координации деятельности, к созданию объединений, многократно умножающих их силы. Общественные объединения позволяли синхронизировать их совместные усилия, направлять их к достижению поставленных целей. Вхождение общества в капиталистическую стадию развития открыло новые возможности и перспективы для развития общественных объединений. В условиях расслоения общества и размежевания интересов различных групп населения возникла необходимость их представления и защиты, что потребовало создания соответствующих объединений граждан - политических партий, профсоюзов, крестьянских организаций и т. п.
Общественные объединения – это добровольные формирования, возникшие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов и целей.
Основными формами объединений являются общественные организации и общественные движения. Общественные организации – это объединения граждан, имеющие устойчивую внутреннюю структуру, устав и фиксированное индивидуальное или коллективное членство. Они включают в себя людей, объединившихся для достижения определенных целей, но не обязательно имеющих общие идеологические взгляды и убеждения. Такие объединения характеризуются устойчивостью своего состава и постоянством связей между членами. К их числу относятся политические партии, профсоюзы, предпринимательские ассоциации, конфессиональные организации, правозащитные организации и т. д.
Общественное движение – это определенным образом упорядоченная деятельность граждан, направленная на достижение совместных целей. В отличие от организаций общественные движения структурно не оформлены, а также не предусматривают фиксированное членство и устав. Они могут включать в себя группы и течения, объединившиеся из тактических соображений, но расходящиеся в своих программных установках. Общественные движения обычно возникают стихийно как реакция на ту или иную ситуацию и также стихийно распадаются (толпы, демонстрации, митинги). Будучи слабо организованными, они существуют непродолжительное время. Им присущ выраженный эмоциональный настрой, непредсказуемость, а в отдельных случаях и склонность к использованию силовых средств для достижения своих целей.
Все общественные объединения, будь это организации или движения, выступают в качестве групп интересов, которые создаются гражданами (предпринимателями, лицами наемного труда, фермерами, торговцами, женщинами, национальными меньшинствами и др.) для реализации своих потребностей (экономических, культурных, политических, религиозных, просветительских, национальных и др.).
В зависимости от целей своей деятельности общественные объединения (группы интересов) могут играть разную роль в политической жизни. Одни из них для реализации поставленной цели могут оказывать влияние на политическую власть или стремиться к её завоеванию (последнее присуще только политическим партиям), другие – нет. В данном разделе рассматриваются общественно-политические объединения, не являющиеся политическими партиями в собственном смысле этого слова. Такие объединения (группы интересов) в отличие от политических партий стремятся не к завоеванию власти, а к оказанию систематического давления на неё с целью реализации интересов той социальной группы, которую они представляют. В западной политологии их нередко называют группами давления.
Группы давления представляют собой политическую форму деятельности групп интересов. Их целями могут быть государственные ресурсы, дотации, выгодные заказы, налоговые льготы, те или иные приоритеты бюджетной политики и т. п. В их арсенале значительные ресурсы, с помощью которых оказывается воздействие на власть. В качестве таковых выступают их экономические и финансовые средства, наличие информации или лиц, обладающих опытом государственного управления, определенные организационные возможности и т. д. В конечном счете, ресурсы определяют степень влияния на власть тех или иных групп давления. Отдельные группы давления, благодаря своим мощным ресурсам, имеют возможность поддерживать регулярные контакты с правительством, быть постоянно представленными в коридорах власти и управления. При этом некоторые из них могут оказывать настолько большое влияние на политическую власть, что по своей силе они нередко превосходят влияние политических партий. Известны случаи, когда могущественные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительства отступать перед своими требованиями. С этой целью они применяли самые различные формы и методы политического воздействия: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, сбор подписей под соответствующими требованиями, забастовки, пикеты, митинги, шествия и т. п.
Весьма распространенным способом воздействия групп интересов на политическую власть является лоббирование, которое представляет собой систему средств и методов воздействия на политическую власть с целью обеспечения интересов тех или иных групп. Для обеспечения интересов тех социальных групп, от имени которых выступают лоббисты ими применяются следующие методы: выступления на слушаниях в комитетах парламента с изложением позиции заинтересованной стороны, подготовка проектов законов для последующего рассмотрения депутатами, организация пропагандистских акций за или против готовящегося в правительстве решения, финансирование избирательных кампаний нужных депутатов, организация кампании давления с мест (потоки писем, телеграмм, телефонных звонков в адрес законодателей или правительственных чиновников, личные визиты влиятельных местных избирателей к своим депутатам политология бесплатно), угрозы и др.
Огромную роль в политической жизни стран с рыночной экономикой играют такие группы интересов, как предпринимательские союзы и объединения, располагающие внушительными экономическими и финансовыми ресурсами. Они добиваются благоприятной для себя экономической и бюджетной политики, налоговых послаблений, льгот и т. п. При этом могут использоваться как легальные средства воздействия на правительство и парламент, так и нелегальные.
Важные социальные и политические функции в общественной жизни выполняют профсоюзы, которые представляют собой независимые от нанимателей и государства объединения наемных работников, созданные для защиты их экономических интересов.
Ассоциации предпринимателей и профсоюзы на Западе обычно относят к экономически заинтересованным группам. Тем самым признается наличие у них корпоративных (групповых) интересов, которые могут в чем-то не совпадать с общественными потребностями.
В последние десятилетия широкое распространение на Западе получили новые общественные движения, которые защищают интересы широких слоев населения. Нередко их называют группами общественной заинтересованности. К их числу относят следующие: консьюмеристское движение, которое можно определить как движение в защиту потребителей против некачественных или опасных продуктов, вводящей в заблуждение рекламы, несправедливых цен и т. п.; экологическое движение, выступающее в защиту окружающей среды, за минимизацию вредных выбросов, предотвращение экологических катастроф и т.д.; женское движение, направленное на преодоление всех форм неравноправия между полами и упразднение общественных различий между мужчинами и женщинами, движение за альтернативную глобализацию (ДАГ), именуемое также как движение антиглобалистов и др.
Группы давления и тесно связанные с ними общественные движения являются воплощением активного начала гражданского общества, его систематического влияния на государство с целью решения общественно значимых проблем.
 
 
 
 
2. Политическая деятельность групп интересов в демократических обществах.
 
Возможность граждан обращаться напрямую к властным органам на практике, конечно, существует. Первая поправка к Конституции США гарантирует гражданам право обращаться к органам государственной власти с петициями об удовлетворении жалоб. Похожие положения есть в Конституции РФ, конституциях европейских стран. Однако формально в современных развитых государствах существует мощный бюрократический аппарат, который в действительности не позволяет реализовывать гражданам это право.
Общеизвестно, что для того, чтобы добиться какого-либо результата необходимо пройти большое количество инстанций. Например, для получения каких-либо льгот человек должен предоставить определенное количество справок, на получение которых приходится тратить время. Далеко не каждый человек в состоянии все эти справки получить: зачастую, по крайней мере в России, люди просто не знают о своих правах, о том, на какие льготы они могут претендовать.
Для упрощения процедуры представления интересов граждане объединяются в союзы, объединения, ассоциации и др. Эти организации занимаются представительством интересов общества. Процесс представления интересов общества называется лоббированием.
Основой лоббизма в любом случае является та или иная социальная группа, т.н. группа интересов. Группами интересов называют добровольные объединения людей, коллективов и организаций с формальной основной структурой, в которой личные требования соединены с материальной и духовной общественной пользой и которые выражают себя внутри своей организации или высказываются относительно других групп и политических институтов.
Группы интересов являются неотъемлемой частью демократического общества и выполняют в нем следующие функции:
 
1)     определение интересов.
Этот процесс заключается в том, что самые различные интересы участников объединения претворяются в конкретные формулы и требования объединения.
Определение групп интересов означает, что интересы их участников входят как конкретные требования их участников в процесс принятия решения.
 
2)     обобщение и формулирование основных интересов.
Во многих случаях требуется обобщение интересов внутри союза, объединения. Этот процесс необходим для того, чтобы это объединение могло влиять на политический процесс. Также обобщение и формулировка интересов чрезвычайно важна для государства. Поиск политического решения облегчается, если вся полнота требований общества уже обработана и сведена к небольшому кругу альтернатив и если между отчасти противоречащими друг другу интересами различных группировок достигнуто согласие.
 
3)     выбор интересов.
Если процесс обобщения и формулировки интересов направлен на имеющиеся интересы внутри групп, то от правильного выбора (селекции) интересов зависит способность влияния объединения на политическую систему.
Последняя может реализовать лишь ограниченное число интересов, иначе она будет безнадежно перегружена.
Чрезвычайное разнообразие групп интересов вызывает необходимость в их классификации. Ученые по-разному классифицируют эти группы интересов.
Одним из примеров такой типологии можно назвать классификацию немецкого ученого Ульриха фон Алемана. Основным критерием этой классификации является сфера деятельности.
 
1. организованные интересы в экономической сфере
- предпринимательские объединения и объединения самостоятельных категорий работников
- профсоюзы
- потребительские союзы
 
2. организованные интересы в социальной сфере
- объединения защиты социальных прав
- объединения социальных достижений (например, благотворительные общественные союзы)
- группы самопомощи (анонимных алкоголиков)
 
3. организованные интересы в сфере досуга и отдыха
- спортивные союзы и объединения
- кружки для общения и реализации хобби
 
4. организованные интересы в сфере религии, науки и культуры
- церкви, секты
- научные ассоциации
- общеобразовательные кружки, клубы по искусству
 
5. организованные интересы в общественно-политической сфере
- духовные, этические, правозащитные объединения
- общественно-политические объединения (экологические, разоруженческие и т. д.)
Следующей ступенью организации интересов являются группы давления Группа давления (от англ. pressure group) - это организация, созданная для защиты интересов и оказания давления на органы государственной власти с целью добиться от них принятия решений, соответствующих ее интересам.
Определяя различие между группами давления и политическими партиями указывают на то, что первые преследуют цель осуществления власти, вторые ограничиваются оказанием влияния на власть, оставаясь при этом вне ее. В своей деятельности группы давления различаются:
 
- по цели: группы, отстаивающие материальные интересы, и группы, поддерживающие прежде всего идеологические, моральные принципы;
- по роду: частные группы – общественные;
- по структуре: массовые (профсоюзы) – кадровые (с ограниченным числом членов)
 
Определение феномена группы давления включает в себя три элемента: существование организованной группы, защита интересов и осуществление давления на власть. Необходимо заметить, что главной образующей силой групп давления является элита, наиболее влиятельная часть общества.
 
 
Лоббизм и другие методы влияния.
 
Определение лоббизма
 
Процесс представления интересов данных групп называется лоббизмом. Есть много определений этого термина. Вот некоторые из них:
Лоббизм – это особая система и практика организации отдельных групп общества путем целенаправленного влияния на органы законодательной и исполнительной власти.
Лоббизм – это деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных законодательством.
Лоббизм — это давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок, или так называемых групп давления.
Лоббизм - это система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещения правительственных заказов и т.п.; «лобби» называются также агенты этих контор и агентств.
Лоббизм – многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа политиков), предлагающий или осуществляющий решение. Середину составляет отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывшие чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, Специалисты по общественному мнению и т.д.
Лоббизм (от англ. lobby кулуары, где депутаты парламента могли общаться с посторонними) - специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т. п. (т. н. групп давления) на процесс принятия решений парламентом. Прежде всего лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских комитетах и т. п. Лоббизм возник впервые в США, где лоббистская деятельность с 1946 регулируется федеральным законом.
Лоббирование — намеренное установление связей с любым должностным лицом или служащим любого исполнительного ведомства от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений.
На мой взгляд, наиболее четким определением этого явления является определение данное в законопроекте «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». Оно точно определяет объект и субъект лоббирования, четко обозначает то, что может быть целью лоббирования: влияние на принятие решений.
 
Функции лоббизма
 
«Отрицательные» стороны лоббизма очевидны: то, что может быть выгодно одной социальной группе, может быть не выгодно всему обществу.
Совсем необязательно, что лоббист будет представлять интересы большей части общества. Следует учесть, что группы давления - это по большей части элитные группы, для которых характерны свои интересы, отличные от большинства населения. Однако большинство специалистов утверждает, что лоббизм – абсолютно легитимный и нужный институт в гражданском обществе.
Вот основные функции лоббизма:
 
- посредничество между обществом и государством
Лоббисты представляют интересы общества перед органами государственной власти. Добиваясь своих, чаще всего экономических целей, лоббисты реализуют интересы большинства населения. Например, если лоббист представляет интересы крупной промышленности, то добившись инвестиций, он обеспечит работников предприятия зарплатой.
 
- замещение представительства
Лоббисты в некоторых случаях представляют интересы части общества, замещая при этом официальных представителей (чиновников, депутатов законодательных органов власти) народа.
 
- упорядочивание плюрализма общественного мнения
Многие партии имеют похожие программы, которые не совпадают в определенных позициях (например, в современной России это Яблоко и СПС,
Единство и Отечество), лоббисты упорядочивают резкость мнений, реализуя интересы, а не отстаивая позиции партий.
 
- информационная функция
Такой канал лоббирования как СМИ выполняет функцию информирования широкой публики о каких-то событиях, фактах из жизни политиков и т.д. Возможно, это не самый легитимный способ лоббирования, ведь каждый журналист может иметь собственное мнение о события, которое может не быть объективным.
 
- постановка актуальных вопросов
Лоббисты, добиваясь своих целей, ставят актуальные вопросы перед общественностью и органами государственной власти. Например, когда в США получили широкое распространение видеокассеты именно лоббисты подняли вопрос перед законодательной властью о проблеме незаконного копирования кассет.
Есть интересное исследование Института социологии Российской академии наук, в ходе которого были опрошены представители современного среднего российского бизнеса. На вопрос в чем, по мнению респондентов, заключается деятельность лоббистских организаций были получены следующие ответы:
- защита от коррупции в государственных органах власти – 57 %
- поддержка в борьбе с бюрократизмом – 54%
- помощь в получении достоверной информации о рыночной конъюнктуре и политических прогнозов - 47 %
 
В условиях современного российского общества происходит влияние групп давления на принятие политических решений с целью удовлетворения интересов определенных социальных групп.
Лоббизм, как политическое явление, обладает противоречивым статусом субъекта деятельности. Так, для обозначения сил, стоящих за лоббистскими организациями, традиционно использовались понятия “группа интересов”, “заинтересованная группа”, “группа давления”, которые, несмотря на попытки различных исследователей их идентифицировать, имеют разный функциональный смысл. Под “заинтересованной группой” понимается некоторое объединение лиц, преследующих свои интересы в какой-либо области деятельности правительственных департаментов. Теоретически такая группа готова оказать давление на них. Группа давления в данном случае – фактически та же заинтересованная группа, но уже приступившая к активным политическим действиям. Имеет смысл предположить, что в аспекте функционального действия заинтересованная группа не является группой давления, но потенциально имеет возможность стать ею в случае необходимости предпринять активные действия по отстаиванию своих интересов.
Группы давления стремятся не к завоеванию политической власти, а лишь к влиянию на тех, кто её осуществляет. Группы давления создаются на базе групп интересов. Группы интересов - это элиты, профсоюзы, молодежные, феминистские движения, религиозные объединения, военно-промышленный комплекс, ассоциации предпринимателей и т.д. Чтобы включиться в политическую борьбу за удовлетворение своих интересов, добиться каких-либо политических решений в свою пользу, они обычно и создают группы давления.
Группы давления занимают такое положение в обществе и его отдельных сферах, при которых их так или иначе затрагивают принимаемые в государстве решения, в силу чего они просто обязаны включаться в управление. Более того, эти группы фактически владеют важными ресурсами и потому нередко через их деятельность формальные основания власти приводятся в соответствие с властью фактической. Анализ их деятельности помогает вскрыть действительные центры власти в обществе. Так что деятельность данных групп - это не просто давление на власть сверху, сбоку или снизу, а механизм иерархического согласования решений, перераспределения власти путем заключения сделок между бюрократией и немногими привилегированными группами.
Ассоциации подобного рода стремятся оказать воздействие на политический процесс, но при этом не претендуют на прямое участие в управлении государством. Тем самым они избегают какой-либо политической ответственности за свои действия. Отказываясь от претензий на высшую политическую власть, они все свое влияние сосредоточивают на решении конкретных хозяйственных вопросов, на управлении государством.
К особенностям действий групп давления можно отнести и то, что они активны в основном только в сфере принятия (исполнительных или законодательных) решений.
В силу этого их отличают малочисленность контактов с массами, связь лишь со специфическими, а не общими интересами, более узкий набор средств, применяемых в политической игре, мене публичная деятельность.
Такие же формы деятельности, как отбор кандидатов на предстоящие выборы, издание средств массовой информации, образование фондов поддержки кандидатов и т.п., являются, скорее, исключением, чем правилом их взаимоотношений с обществом и властью.
В качестве основных форм и способов решения своих задач группы давления используют советы, рекомендации, консультации для ответственных лиц и органов управления, помощь политикам и управленцам в соответствие им в выполнении решений, обеспечение связи с прессой, финансирование политических групп, работа в депутатских комиссиях, выступления на слушаниях, неофициальные контакты, инспирирование писем и телеграмм (поддержки или протеста), контроль за законами при сотрудничестве с администрацией и т.д. В то же время в их арсенал входят шантаж, оказание ответственным лицам незаконных услуг, угрозы, подкуп, финансовая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и т.д. (причем эти методы особо влияют на впервые избранных депутатов). Таким образом, характер осуществления группами давления своих функций прежде всего зависит от того, законны или незаконны способы их деятельности.
Дж. Макконелл характеризует группу давления как организацию, которая защищает определенные материальные, социальные, духовные и другие интересы, используя при этом помощь платных агентов, нанятых для «воздействия на законодательных и должностных лиц, оказывая поддержку кандидата, выдвигаемым политическим партиям, или посредством проведения просветительских либо пропагандистских компаний среди широких масс общества».
Представляет интерес подход к исследованию групп давления современного французского политолога Ж.-М Денкэна в работе «Политическая наука». К определению этого понятия он подходит через сравнение с политическими партиями, также обращая внимание на функциональный аспект. Если существование партий характеризуется политической деятельностью в узком смысле слова, то группы давления имеют «неполитические цели, но для их достижения они занимаются политикой, и если для партий политика является целью, то для групп давления – средством». По его мнению, чтобы включить в категорию групп давления ту или иную группу, она должен обладать некоторыми характерными чертами: во-первых, иметь минимум организации; во-вторых, собственную цель, идентичную личностным целям представителей группы; в-третьих, необходимо, чтобы группа давления представляла собой автономный центр принятия решений; в-четвертых, она должна оказывать эффективное давление.
Таким образом, существование многообразных групп давления является дополнением к многопартийности и расширяет плюрализм. Они существуют как вне центров власти, так и внутри них.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Группы интересов в России: проблема становления и легализации.
 
 
"Секторизация" российского стиля политики.
 
Для российского стиля политики характерна "секторизация", которая означает, что политика формируется ведомствами автономно.
Следует отметить, что российская "секторизация" принципиально отличается от практики, проводимой ведомствами в западных демократических странах. У нас "секторизация" заканчивается, по сути, выработкой каждым министерством (ведомством) своей программы. В западно-европейских странах за этим следуют длительные переговоры с близкими ведомствами, затем "своими" группами интересов, политическими субъектами - партиями, парламентом и т.д. Отсюда и характерная для западных стран черта, как "клиентилизм", т.е. когда правительство ведет переговоры с устоявшимися, "своими" группами интересов. Ведет их на основе как писаных законов, регулирующих характер взаимоотношений различных субъектов по выработке, принятию и реализации решений, так и на основе исторически сложившихся традиций, общепринятых в обществе правил игры, как, скажем, это имеет место в Англии, где действует так называемая "прецедентная система".
 
Закрытость переговоров между правительством и группами интересов.
 
Нельзя сказать, что группы интересов у нас не участвуют в процессе принятия решений. Часто приходится слышать заявления со стороны представителей официальной власти, депутатского корпуса и т.д. о действиях директорского, аграрного лобби, традиционными являются ссылки на военно- промышленный комплекс. Но эти процессы согласования интересов между ними окутаны покровом секретности. Об их действиях можно судить по отдельным решениям правительства, отдельных министерств, которые, выдав, скажем, лицензию на продажу (покупку) товаров или продуктов тому или иному лицу, фирме и т.п., не доводят до сведения общественности не только основания выбора конкретного лица или организации, но практически ничего – о правах сторон, о выгоде принятого правительством (министерством) решения и т.п.
Секретность переговоров между правительством и группами интересов позволяет говорить еще и об отсутствии постоянных "правил игры", поскольку они часто меняются властью. Стремясь убедить население в отказе от прежнего стиля политики и переходе к практике консенсусных отношений при принятии политических решений, руководящая политическая элита пошла на подписание
Договора об общественном согласии (1994 г.) между властью, политическими, общественными организациями, союзами. Однако договор о согласии стал не средством разрешения острых политических конфликтов, а ширмой, созданной для передышки и перегруппировки сил перед новой схваткой. Судьба этого нежизнеспособного документа изначально была предопределена деятельностью
Согласительной комиссии, которая полностью направлялась администрацией президента и в которой возможность рядовых участников как-то влиять на положение дел была сведена к нулю. Практически это влияние ограничивалось рамками заседаний Общественной палаты при президенте РФ и Согласительной комиссии, находящейся под полным контролем администрации президента.
 
Лоббизм в России при принятии и инициализации законопроектов.
 
Но известно, что хороший, эффективный закон должен отвечать по меньшей мере двум условиям. Первое - соответствие этого закона общественным нуждам и согласие с ним тех сил, интересы которых он затрагивает и от которых в решающей степени зависит его реализация.
Второе - высокопрофессиональная проработка закона, призванная обеспечить безупречные правовую и политическую базы.
Для соблюдения обоих этих условий необходимо, чтобы в подготовке и обсуждении законопроектов участвовали не только опытные и высококвалифицированные профессионалы, но и полномочные представители заинтересованных общественных сил и групп. Имеется в виду прежде всего участие на неформальном, "лоббистском" уровне, чреватом сговором, давлением, использованием "подпитки" и т.п. методов, а узаконенное и введенное в рамки соответствующих институтов и структур.
К чему ведет игнорирование данного требования, можно видеть на примере нынешних российских реалий. Как все мы знаем, основное взаимодействие государственных и общественных структур и их персонала в процессе подготовки и обсуждения законопроектов происходит в обеих ветвях власти на межличностной основе, что не просто ведет к гипертрофированной роли лоббизма, но и способствует тому, что он становится полукриминальным.
Как правило, мы связываем эту его особенность с известной склонностью наших политиков и чиновников к подкупу, взяточничеству и т.д. Однако, дело зде
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.