На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности инфляции в России и антиинфляционные программы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                              
 
 
 
 
 
 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3
 
 
Глава 1: СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ИНФЛЯЦИИ …………………..……......5        
 
1.1. Теоретические трактовки инфляции………………..…………………......5
 
1.2. Виды инфляции и причины инфляционных процессов…...………….....11
 
1.3. Последствия инфляции и антиинфляционная политика……………… ..25
 
 
Глава 2: ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В
               РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ………………...32
 
2.1. Характер инфляции в плановой экономике……..……………………….32
 
2.2. Инфляция в рыночной экономике……………………………………..….40
 
 
Глава 3: ОСОБЕННОСТИ  ИНФЛЯЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ
    РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И МЕРЫ ПО ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЮ…….47
 
3.1. Причины российской инфляции переходного периода……………….....47
 
3.2. Программы финансовой стабилизации и борьбы с инфляцией
       в России в 1992-1996 гг.…………………………………………………. .59
 
3.3. Инфляция в условиях экономического кризиса 1998г.
      и инфляционные тенденции последних лет……………………………....67
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………75
 
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… ..77
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..……………………………………………………78
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Инфляция – сложный, многоаспектный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен. Термин «инфляция» относительно молод – стал применяться лишь в конце XIX века, однако, само явление «инфляция» как процесс, приводящий в расстройство денежное хозяйство и пагубно воздействующий на экономику государства в целом, очень стар, ибо стал проявляться практически одновременно с появлением денег. Наиболее же активно и ярко почти во всех странах мира, независимо от типа экономической системы и уровня развития экономики, инфляция «показала себя» сравнительно недавно – в прошлом столетии и особенно после второй мировой войны.
Не обошло данное явление и нашу страну, где проблема инфляции наиболее обострилась и приняла угрожающе-опасный характер для экономики в конце XX века, когда отечественную экономику ожидали огромные перемены, связанные с грандиозным реформированием советской административно-командной системы, со сменой экономических ориентиров, основанной на переходе с плановой экономики на рыночные отношения. Можно сказать, что инфляция стала практически «обязательной спутницей» всех этих преобразований в нашей стране; не отступает она от российской экономики и в XXI веке.
Для переходной российской экономики высокая инфляция является, безусловно, проблемой номер один; в последние годы борьба с инфляцией, выработка антиинфляционной политики почти всегда ставились правительством РФ на первое место. Но тем не менее полностью данная проблема не решена и остается наиболее актуальной для России и по сей день; таким образом, целесообразно рассмотреть данную проблему в рамках настоящей курсовой работы.
Объектом исследования данной работы является общее понимание, сущность инфляции и антиинфляционной политики; особенности же, специфика инфляции и меры по борьбе с ней, характерные именно для российской экономики – есть предмет изучения настоящего исследования.
Многогранность явления инфляции способствовала появлению большого количества экономических исследований, анализирующих инфляцию с теоретической и эмпирической точек зрения. Сущность и происхождение инфляции далеко не одинаково трактуются представителями различных экономических школ, а поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Исходя из всего этого, в данной работе будет уделяться внимание не только трактовке понятия инфляции, формам ее проявления, но и многочисленным факторам, причинам, порождающим этот феномен. Также, чтобы понять особенности российской инфляции в переходный период, в современное время, необходимо проследить проявление инфляции в разных экономических системах, изучить мировой опыт борьбы с этим явлением. Этим вопросам и будет посвящено данное исследование. В связи с этим можно выделить следующие задачи, решаемые в настоящей курсовой работе: изучение имеющейся литературы по данной проблеме; сравнительный анализ причин, видов, последствий инфляции в различных экономических системах; исследование инфляции и антиинфляционных программ в рамках переходного периода российской экономики.
При написании курсовой работы предполагается использовать историко-диалектический метод, основанный на сравнительном анализе исторических процессов и их теоретического обобщения. Данный метод позволит изучить явление инфляции, рассматривая различные исторические примеры ее проявления, а так же проследить динамику изменения инфляции, ее «поведение» в различных системах хозяйствования и в различные временные периоды, как нестабильного, постоянно изменяющегося процесса.
Для проведения данного исследования будет использоваться разнообразная учебная литература, а также материалы таких периодических изданий как «Российский экономический журнал» и «Вопросы экономики», газетные статьи; таким образом, будут изучены различные точки зрения на проблематику явления инфляции, что является необходимым при написании данной курсовой работы на выбранную тематику.    
3
 


ГЛАВА 1: СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ИНФЛЯЦИИ
 
1.1.           ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ТРАКТОВКИ ИНФЛЯЦИИ
 
Инфляция – один из самых сложных и многогранных процессов, воздействующих на финансовую, денежную и социальную системы национального хозяйства. Ввиду многообразия данного явления достаточно затруднительно подобрать однозначное определения понятия «инфляция»; тем не менее, наиболее распространенная трактовка этого процесса следующая: инфляция – (от лат.inflation – вздутие, как термин впервые было использовано для обозначения «вздутия» бумажно-денежной массы в Северной Америке во время гражданской войны 1861-1865гг.[1]) – процесс обесценения денег, происходящий в результате переполнения сферы обращения денежными знаками и выражаемый в общем росте цен. Таким образом, инфляция, прежде всего, проявляется в снижении покупательной способности денег, их обесценении, т.е. инфляция – это, непременно, есть денежное явление.  Поэтому прежде чем более детально рассмотреть сущность инфляции, ее причины, виды, необходимо совершить краткий экскурс в историю возникновения денег  и проследить первые проявления инфляции.
В примитивных обществах, на ранних этапах формирования то­варных отношений, преобладал натуральный обмен, т.е. один товар обменивался на другой без посредства денег (Т - Т); акт купли был одновременно и актом продажи. Пропорции обмена устанавливались в зависимости от случайных обстоятельств, например, от того, насколько выражена была потребность в предлагаемом продукте у одного племени или общины, а так же насколько дорожили своим излишком другие. Следовательно, такой об­мен (сейчас его называют «бартер») сопряжен с немалыми и очевидными трудно­стями. Ведь для него нужно, чтобы в каждом из множества случаев совпали запросы обоих участников сделки. Поэтому неизбежными ста­новились окольные обменные операции: что­бы получить искомый товар, надо было сначала найти какой-то еще, который нужен владельцу этого блага. И, разумеется, далеко не всегда операцию можно было исчерпать отысканием лишь одного «дополнительного» товара: спло­шь и рядом требовалась целая цепочка «вспо­могательных» обменов. Ясно, что все это край­не затягивало и, стало быть, осложняло про­цесс обмена. Кроме того, все более набирало обороты развитие специализации общественного производства, что вело к еще более активному обмену. Следовательно, возникла и постепенно реализовалась необходимость выделения какого-либо одного товара, который в данное время и в данном ме­сте стал играть, поначалу стихийно, роль посредника в обменных операциях. История преподносит нам немало образцов таких посредников, их натуральный облик был весьма различен. Так, у некоторых народов богатство измерялось численностью голов скота, и стада пригонялись на рынок для оплаты предполагаемых покупок. В виноградных областях Средиземноморья средством платежа была соль. В России обменные эквиваленты назывались «кунами» - от меха куницы. В древности на части нашей территории имели хождение «меховые» деньги, а деньги в виде кож обращались в отдаленных районах страны чуть ли не до петровских времен. Вообще древние эквиваленты поражают воображение. Среди них – табак и кожи, бусы из раковин и сушеная рыба, вино и рабы. Так сложи­лись «зародышевые» формы денег, но эти формы уже в силу их разнообразия не могли обладать всеобщностью, что, естественно, препятствовало их распространению. Требовался новый шаг, и он, в результате долгих лет эволюции, был сде­лан[1].
Развитие ремесел, особенно плавка металлов, упростило дело; роль посредников в обмене прочно закрепляется за слитками металлов. Первоначально ими были медь, бронза, железо. Эти обменные эквиваленты расширяют сферу действия и стабилизируются, превращаясь тем самым в подлинные деньги в их современном смысле. Обмен осуществляется уже по формуле Т – Д – Т.
По мере увеличения общественного богатства роль всеобщего эквивалента закрепляется за драгоценными металлами – серебром и золотом -  которые в силу своей редкости, высокой ценности при малом объеме, однородности, делимости, прочности, способности этих металлов «…к превращению из монетной формы в форму слитков, из последней – в форму предметов роскоши и обратно, то их преимущество по сравнению с другими товарами, что они не связаны с раз и навсегда данными, определенными потребительскими формами, делает их естественным материалом денег»[1], т.е. золото и серебро, можно сказать, были обречены выполнять роль денежного материала в течение длительного периода человеческой истории.
Золото и серебро на долгое время стали основой денежного обращения большинства стран мира, в том числе и России, но эта основа периодически подрывалась. Имеется в виду то, что количество находящихся в обращении золота и серебра отражало, соответствовало количеству товаров, необходимому для нормального, бессбойного товарообмена. Но в силу того, что правители государств, князья обладали исключительным правом чеканки монет, то зачастую в виду собственных интересов, золотые и серебряные монеты «разбавлялись» другими металлами и такие деньги формально приравнивались к «настоящим» золотым и серебряным монетам, но реально же, на деле при приобретении того или иного товара, уплате налогов требовалось рассчитываться «настоящими» монетами, либо гораздо большим количеством не чисто золотых и серебряных денег, отсюда и рост цен, налогов - т.е. первые проявления инфляционных тенденций, когда количество имеющихся в обращении денег адекватно уже не соответствует имеющемуся количеству товаров, значительно превышает его; не избежали данные тенденции и нашу страну.
Так, приблизительно в XIII в., в период феодальной раздробленности на Руси, удельные князья самостоятельно чеканили деньги, многие из которых оказывались «порчеными». «Порченые» - это неполноценные металлические деньги; порча осуществлялась путем добавления при чеканке серебряных монет меди или путем обрезания иностранных серебряных монет. «Порченные» монеты по своему номиналу приравнивались к «настоящим» серебряным монетам, что, естественно, вело к росту цен, сумм налогов, повинностей. А ведь это и есть наглядный пример первых  проявлений инфляционных процессов на Руси, и уже в те далекие времена правители страны понимали опасность этих процессов и необходимость борьбы с ними. Например, Иван III в своем завещании повелел сохранять право чеканки денег лишь за старшим сыном – престолонаследником; но порча монет продолжалась.
Одной из попыток упорядочения денежного обращения, освобождения его от «воровских» денег была реформа Ивана IV. Единой денежной единицей стала копейка, на которой изображался всадник с копьем. Чеканились также полкопейки («деньга») и четверики. Копейки соединялись в алтыны (5 коп.), гривны (10 коп.), полтины (50 коп.) и рубли (100 коп.)[1].
Следующее яркое проявление инфляции в российской истории можно проследить в период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 гг.). В 1654 г. российское правительство, пытаясь найти выход из трудностей, порожденных войной с Польшей и Швецией и хозяйственным расстройством, прибегло к чеканке медных денег с высокой нарицательной стоимостью и принудительным приравниванием их к серебру. Естественным следствием этого стал рост  рыночной цены серебряного рубля по сравнению с номиналом, исчезновение серебра из обращения и его сосредоточение у ростовщиков, общее повышение товарных цен. В итоге, в денежной системе страны наблюдался полный хаос, что привело к народному восстанию в   1662 г., известному в истории как «Медный бунт». Для стабилизации обстановки правители были вынуждены изъять из обращения медные деньги[1].
В петровские времена правительство, наученное горьким опытом, прибегало к более «тонким» способам фальсификации денег - уменьшению веса монет и содержания серебра, а также к введению в обращение мелкой медной монеты (1700 г.). В то же время с 1718 г. началась чеканка золотых монет высокого достоинства. Все эти начинания центра с трудом проникали в отдаленные, окраинные регионы страны, и в петровские времена ходили еще кожаные деньги. Следует заметить, что вплоть до XVIII в. в России практически отсутствовала собственная добыча золота и серебра. Монетные дворы, ставшие в XVII в. монополией государства, переплавляли иностранные деньги, подмешивая медь к серебру и стараясь по мере возможности придать монетам блеск серебра. Согласно «монетной регалии» Петра I был наложен жесткий запрет на вывоз из страны слитков благородного металла и иностранных монет, между тем как вывоз «порченой» монеты разрешался[2].  
Аналогичные проявления инфляционных тенденций прослеживались и в других странах мира.
Следующим шагом в развитии денежных систем многих государств стало участие в обороте, платежах и прочих операциях наряду с золотыми и серебряными монетами бумажных денег, которые появились в Европе приблизительно в XVII в.
Первое же применение бумажных денег приписывается, конечно, с большой долей условности, древним китайским купцам. Первоначально в виде дополнительных средств обмена выступали расписки о принятии товара на хранение, об уплате налогов, выдаче кредита. Их обращение расширяло торговые возможности, но вместе с тем нередко затрудняло размен этих бумажных дубликатов на металлические монеты. Надо отметить, что с самого начала эмис­сию бумажных денег государство использовало для покрытия своих расходов (с таким способом покрытия гос.расходов мы часто встречаемся и в наши дни); особенно большие размеры это принимало в периоды войн и революций, несущих с собой разрушительные для народ­ного хозяйства последствия.
В России эмиссия бумажных денег – ассигнаций – впервые началась в 1769 г. Предполагалось, как и в других странах, рискнувших ввести бумажные деньги, что их можно будет  при желании обменять на серебро или золото. Но сбой в этом механизме не заставил себя ждать. Уже к концу XVIII в. излишек ассигнаций вынудил приостановить размен; курс ассигнационного рубля, естественно, начал падать, а товарные цены расти[1].
Если проследить дальнейшие тенденции развития денежных хозяйств большинства стран Европы, то для них, что касаемо инфляционных процессов, XIX век был относительно спокоен. В XIX – первой четверти XX в. динамика цен носила циклический характер: во время экономических кризисов цены падали, в фазе подъема экономики – росли. Таким образом, периоды дефляции (дефляция – процесс, обратный инфляции, характеризующийся «подорожанием» денег, увеличением их покупательной способности, снижением уровня цен) сменялись периодами инфляции, причем долговременная тенденция в XIX в. характеризовалась снижением цен. Однако, скорое крушение системы золотого стандарта (денежная система, опирающаяся на один металл - золото), пришедшей в XIX в. на смену биметаллизму, подорвало механизмы, регулирующие денежно-кредитную сферу, и на передний план экономик большинства стран мира выдвинулась проблема инфляции. Наиболее обострилась данная проблема после Второй мировой войны, а тенденции практически постоянного повышения цен сохранялись во многих странах на протяжении почти всего XX века, и хотя, в настоящее время явление «инфляция» немного «затаилось», все же его опасность существует и сейчас – в XXI веке.
Таким образом, исторические примеры проявления инфляции показывают, что инфляционные процессы практически неизбежно возникают там, где происходит денежное обращение, а точнее при сбоях в нем, независимо от типа денежной системы и вида денег. Так, Дж.М.Кейнс отмечал, что специфические проблемы денежной экономики, в том числе и инфляция, будут возникать до тех пор, пока существуют деньги в любой их форме[1], т.е. инфляция, как уже было сказано, это непременно денежное явление. И, хотя, существуют и другие трактовки понятия инфляция, например, инфляция – форма нарушения общего равновесия в экономике, дисбаланс спроса и предложения; или же, инфляция – погоня денег за товарами    ( так    характеризовал   это    явление   американский   социолог
Дж.Гэлбрейт[2]), все эти определения сводятся к тому, что инфляция – это явление, непременно сопровождаемое расстройством денежного обращения, обесценением денежной единицы и ростом уровня цен. Причины же этих негативных процессов, а также виды и механизмы инфляции будут рассмотрены далее.
 
1.2.           ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
 
Существует несколько аспектов, по которым можно классифицировать виды инфляции.
Инфляция является результатом разбалансирования совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS), т.е. это дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложившийся одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ресурсов). Совокупный спрос – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране; совокупное предложение – объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране; при равенстве AD и AS в экономике наблюдается макроэкономическое равновесие, когда весь произведенный национальный продукт полностью реализован, т.е. объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее, в противном случае наблюдается дисбаланс между AS и AD. Этот дисбаланс проявляется в разных формах, т.е. с точки зрения проявления различают  открытую и подавленную инфляцию.
Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где в условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен, снижении курса национальной валюты.
Подавленная или скрытая инфляция присуща централизованной экономике (например,  командно-административной системе), где решения об объемах распределения, производства, потребления и ценах принимаются из единого центра; жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер, когда внешне  цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит. Нарастающий дефицит сопровождается очередями, снижением качества товаров и услуг, развитием бюрократического и черного рынка, на которых товарные цены, выраженные в денежных единицах или в объеме услуг, предоставляемых в обмен на товары, растут в унисон с дефицитом. Можно сказать, что дефицит – это антипод открытой инфляции: если отпустить цены, то дефицит быстро исчезнет, но за это придется «заплатить» повышением общего уровня цен, т.е. дефицит – это есть проявление инфляции в скрытой форме.
В зависимости от темпов роста цен выделяют умеренную, галопирующую и гиперинфляцию, но прежде чем рассмотреть все эти виды инфляции, необходимо остановиться на способах измерения инфляции. Так, открытая инфляция обычно измеряется в темпах прироста уровня цен за год и подсчитывается в процентах:
                                          ? = [1] ,
где ? – темп инфляции в процентах за год, Р- уровень цен данного года, Р - уровень цен предшествующего года. Так же для измерения инфляции используются индекс потребительских цен (индекс стоимости жизни), индекс оптовых цен и дефлятор ВНП. Все эти вышеперечисленные показатели выражают относительное изменение среднего уровня цен за определенный промежуток времени. Обычно цены базового года принимаются за 100% , а цены других лет оцениваются по отношению к этим 100%.
Исходным для исчисления индекса потребительских цен (ИПЦ) является наблюдение за динамикой текущих цен на рынке потребительских товаров и услуг. Сопоставляя стоимости потребительской корзины (потребительская корзина – набор предметов потребления, обеспечивающий минимальный или рациональный уровень потребления) товаров и услуг в ценах данного года или месяца с ценами предшествующего, базового периода, находится искомый показатель. Например, отнесение данных о ценах на январь 2001г. к январю 2000г. составляет 120,8, т.е. обнаруживается прирост ценового индекса на 20,8%[2]. Итак,
ИПЦ = Цена «рыночной корзины» в данном периоде/Цена аналогичной корзины в базовом периоде.
Обращает на себя внимание также и такой показатель инфляционного роста как индекс оптовых цен. При исчислении индекса оптовых цен рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке. Индекс оптовых цен и ИПЦ тесно взаимосвязаны между собой, так как рост промышленных товаров и услуг в конечном итоге ведет к росту розничных цен.
Для измерения общего уровня цен чаще всего используется индекс цен валового национального продукта – дефлятор ВНП.  При исчислении данного показателя учитываются все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. Т.е. дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг.
                   Дефлятор ВНП= , где
Номинальный ВНП – расходы в нынешнем году по текущим ценам; реальный ВНП – расходы в нынешнем году по ценам базового года. Реальный ВНП показывает, насколько возрос валовой национальный продукт исключительно за счет роста цен[1].
Вернемся к классификации видов инфляции, итак, умеренной (или ползучей) называется инфляция с темпами роста цен до 10% в год. Это низкий темп инфляции, при котором обесценение денег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах. На Западе умеренную инфляцию рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства.
Галопирующая инфляция ограничена рамками от 10 до 100% в год. Деньги при этом виде инфляции обесцениваются довольно быстро, ускоренно материализуются. Контракты «привязываются» к росту цен; в качестве цен для сделок либо используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа. Другими словами, сделки (контракты) начинают индексироваться. Считается, что галопирующая инфляция опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер.
Гиперинфляция – в странах с развитой рыночной экономикой определяется темпами свыше 100% в год; для стран с неустойчивой экономикой, развивающейся или переходной, критерий начала гиперинфляции значительно выше, годовой прирост цен может измеряться четырехзначными величинами. При гиперинфляции цены растут астрономическими темпами, обесценение денежных средств происходит настолько стремительно, что цены могут пересчитываться ежедневно и даже по несколько раз в день. Яркой иллюстрацией гиперинфляции может служить описание инфляции Эрихом М.Ремарком в его литературном произведении «Три товарища»: «Это было во время инфляции. В месяц я получал 200 биллионов марок. Деньги выдавали по два раза в день и тут же устраивали на полчаса перерыв – чтобы успеть пробежаться по магазинам и хоть что-нибудь купить до того, как объявят новый курс доллара, после чего
деньги обесценивались наполовину»[1].
При гиперинфляции расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект «бегства от денег» с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Вести успешный бизнес  в условиях гиперинфляции почти невозможно; речь может идти только о возможности «выживания».
По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.
При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной- цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
В России и странах СНГ преобладает несбалансированная инфляция.
Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т. п.
Несбалансированность инфляции – большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным; возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.
И, наконец, в зависимости от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним выделяют ожидаемую (прогнозируемую)  и неожидаемую (непрогнозируемую) инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которую можно предсказать и спрогнозировать заранее, неожидаемая – наоборот.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая - особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
Что же лежит в основе развития столь разнообразных инфляционных процессов?
Существует множество причин, способных изменить темпы прироста уровня цен, вызвать инфляцию. Для более детального изучения воздействия инфляционных факторов на экономику, принято разделять их на факторы, лежащие на стороне совокупного спроса и факторы, лежащие на стороне совокупного предложения. На этой основе экономисты различают два типа инфляции.
1). Инфляция спроса – это тип инфляции, которая вызвана причинами, лежащими на стороне совокупного спроса. Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров».
Но соотношение между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен, с другой стороны – гораздо сложнее. Механизм инфляции спроса графически изображен на рис.1.1.
Уровень
цен

 
 
 
 
                                        
                                              Реальный ВНП
Рис. 1.1. Инфляция спроса
На первом отрезке кривой совокупного предложения AS общие расходы (потребительские расходы С+инвестиционные расходы I+государственные расходы G+чистый экспорт NX) до такой степени низки, что объем  ВНП (Y) отстает от своего максимального уровня Y. Уровень безработицы высок, большая доля производственных мощностей бездействует.
Предположим, что совокупный спрос начал расти (перемещение кривой ADв положение кривой AD), это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться (это объясняется тем, что существует огромное количество незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние безработные не будут сразу требовать повышения заработной платы). Но по мере роста спроса растет производство (Y), растут цены (второй отрезок); по мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы, ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и, соответственно, цен (Р).
Третий отрезок (перемещение кривой ADв положение кривой AD) характеризуется полной занятостью (F), достигнут максимальный валовой продукт (Y), т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема выпускаемой продукции. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос – это рост цен (Р).
Таким образом, расширение совокупного спроса в условиях приближения к полной занятости и при ее достижении вызывает рост общего уровня цен. Что же приводит к такого рода инфляции?
Дело в том, что происходит рост платежеспособного спроса. Здесь встает следующий вопрос: «За счет чего же?». Ведь экономика любой страны – система относительно замкнутая, и увеличение доходов в одних секторах может, при прочих равных условиях, произойти только за счет перераспределения из других секторов, что в целом не изменит размеров совокупного спроса. Т.е. увеличение платежеспособности может возникнуть лишь из-за дополнительной эмиссии денег, осуществляемой государством чрезмерно. Вот и получается, что правительство, обладая монопольным правом на эмиссию денег, может в определенных случаях им злоупотреблять. Речь идет о явлении, которое в экономической теории получило название сеньораж, т.е. доход, полученный правительством в результате его монопольного права печатать деньги. Здесь следует подробнее остановиться на причинах государственной сверхэмиссии, нарушающей баланс между совокупным спросом и совокупным предложением.
Причины «вздутия» совокупного спроса из-за дополнительной эмиссии, главным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения.
Во-первых, если правительство считает, что покрытие бюджетного дефицита посредством займов у населения и бизнеса усилит дисбаланс между сбережениями и инвестициями, подняв ставку процента и сократив инвестиционный спрос, то оно может прибегнуть к монетизации государственного долга. Чрезмерная эмиссия и сопровождающая ее индексация доходов приводят к переплетению инфляционных ожиданий населения и бизнеса, что увеличивает темпы инфляции. Причем, к этому увеличению могут привести любые чрезмерные расходы, превышающие доходы бюджета, даже такие, казалось бы, справедливые и благородные, как увеличение размера трансфертных платежей (пенсий, пособий, дотаций и т.д.).
Во-вторых, к инфляционному росту совокупного спроса приводит расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением заработной платы не в связи с ростом производительности труда, а для привлечения и поощрения государственных служащих и работников госпредприятий. К тому же, наращивание в экономике удельного веса продукции госсектора с фиксированными ценами на фоне увеличения номинального дохода работников также может стать инфляционным фактором.
В-третьих, финансирование военных заказов и расширение военно-промышленного комплекса. Продукция этого сектора экономики специфична и не является объектом производственного и потребительского спроса. Сам же ВПК предъявляет спрос на рынке капитала, труда, а также на рынке потребительских товаров и услуг. Создается давление на цены в сторону их повышения, так как деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную массой товарной.
Итак, эмиссионное покрытие бюджетного дефицита является прямым фактором инфляции спроса. Сами же причины бюджетного дефицита, заключающиеся в неэффективности государственных расходов, вызывают (либо усугубляют) количественные и структурные диспропорции между совокупным спросом и совокупным предложением и становятся косвенными факторами инфляции.
Помимо группы причин, связанных с бюджетным дефицитом и увеличением денежной массы, инфляцию спроса может усилить обесценение отечественной валюты страны по отношению к устойчивой иностранной валюте; этот фактор при падении курса отечественной валюты срабатывает подобно дополнительной эмиссии и может вызвать инфляцию спроса.
Таким образом, механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем – совокупный спрос.
2). Инфляция предложения - это тип инфляции, вызванной причинами, лежащими на стороне совокупного предложения; эта инфляция появляется в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции. Графически инфляция предложения изображена на рис. 1.2.
Уровень
  цен
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                               Реальный ВНП                            
Рис. 1.2. Инфляция предложения
 
Кривая совокупного предложения AS под воздействием роста издержек на единицу продукции сдвигается влево в положение кривой AS, что вызывает сокращение объема производства (смещение от  Y в положение Y) при одновременном повышении  цен  от уровня Р до уровня Р.
Что же вызывает рост издержек? Прежде всего этот рост вызывает монополизм, но уже не государства, как в случае с инфляцией спроса, а монополизм фирм и профсоюзов.
Значительная часть продукции в современном мире производится в отраслях с олигополистической структурой рынка; все известные виды монополий и олигополий обладают соответствующей властью над ценой. Цены удерживаются за счет недопроизводства продукции по сравнению с конкурентным (т.е. общественно оптимальным) и потенциально возможным выпуском продукции, а также за счет барьеров проникновения в отрасль, прежде всего, основанных на монопольном владении ресурсами. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельной производительности, а также завышение цен на промежуточную и готовую продукцию за счет искусственного недопроизводства. Распространяясь по всей экономике, искаженные ценовые сигналы с каждым производственным циклом развивают тенденцию к завышенному ценообразованию по сравнению с тем, какими должны быть цены при данном уровне технологического развития. Итак, монополизм фирм порождает инерционное завышение цен.
В отдельных случаях аналогичным фактором инфляции предложения является определенная степень власти над ценой зарубежных фирм, приводящая к разновидности импортируемой инфляции через ценовые шоки. Под импортируемой инфляцией понимается инфляция, проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных  товаров (как правило, при высокой доле импорта в совокупном предложении). Так, если в экономике страны широко используются в производстве импортируемые ресурсы (энергоносители и технология), то их резкое подорожание приведет к росту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства при одновременном росте цен.
Усилить инфляцию предложения также может резкое обесценение курса отечественной валюты по отношению к иностранной, если в составе совокупного предложения высока доля импорта, включая ресурсы и технологию. В этом случае удержать цены не смогут даже те отечественные производители, продукция которых не имеет импортной составляющей. Ведь все производители одновременно являются и потребителями, и будут стараться сдерживать падение своего реального дохода через повышение цены выпуска.
Монополизм профсоюзов проявляется в области ценообразования на рынке труда. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясь повышения заработной платы, либо сокращают предложение квалифицированных профессий, что также толкает заработную плату вверх. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расширение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупный спрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.
Административное регулирование экономики также может придать импульс инфляции издержек. Например, частое изменение правовых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер предпринимательства, дробление лицензий, сокращение сроков их действия и т.д. Все это увеличивает административные издержки в частности и трансакционные издержки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращению легального производства.
Таким образом, механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.
Итак, были рассмотрены различия в факторах и механизмах раскручивания инфляции спроса и инфляции предложения. Два альтернативных источника инфляции – монополизм государства, ведущий к чрезмерной эмиссии, а также монополизм фирм и профсоюзов -  в сущности, сводятся к одному: к неэффективности их деятельности. Это случай одновременного фиаско и государства, и рынка.
Однако, при хронически высокой инфляции невозможно определить, к какому типу она относится. Факторы инфляции спроса и инфляции предложения переплетаются и усиливают друг друга. При гиперинфляции в гонке цен рост денежной массы и инфляционные ожидания превращаются в самостоятельные источники инфляции.
В связи с этим в теории инфляции выделяются два направления – монетарное и немонетарное толкование происхождения инфляции.
Позиция сторонников монетарного происхождения инфляции может быть кратко выражена словами М.Фридмена: «Инфляция всегда и везде есть явление денежное»[1]. Монетаристы трактуют инфляцию как переполнение каналов обращения избыточным объемом денежной массы над товарной, что вызывает рост общего уровня цен. Иными словами, инфляция рассматривается как обесценение отечественной валюты страны по отношению к товарам и иностранным валютам.
Итак, в качестве основных причин инфляции сторонники монетарного подхода - М.Фридмен, А.Мелцер, К.Бруннер, Д.Лейдлер, М.Паркин[2] - выделяют следующее:
1. Рост денежной массы (при постоянной скорости обращения) превышает рост объема совокупного производства. Это может возникнуть с случае ошибок ЦБ в определении соотношения размеров денежной массы и чековых платежей, а также при активном использовании долговых обязательств для оплаты товаров и услуг.
2. Рост скорости денежного обращения (при неизменном объеме номинальной денежной массы) превышает рост объем совокупного производства, что может возникнуть при уменьшении спроса на реальные денежные запасы.
При высокой инфляции обе эти причины действуют одновременно, ускоряя темп роста уровня цен. Аналогичное воздействие на ускорение темпов инфляции могут оказать инфляционные ожидания.
Сторонники немонетарной концепции инфляции считают, что превышение темпов роста денежной массы и скорости денег над ростом производства является не причиной, а «необходимым» условием инфляции. Причины же инфляции они видят в следующем:
1. В росте издержек производства, при котором увеличение заработной платы обгоняет рост производительности труда, а повышение налогов обгоняет темп прироста реального дохода.
2. В несоответствии структурных изменений в совокупном спросе структурным изменениям в совокупном предложении.
3. В сохранении монопольной власти фирм, в преобладании олигополистической структуры рынка, в существовании монополизма профсоюзов.
Следовательно, причины инфляции лежат не только на стороне проблем денежного обращения, но и на стороне структурных проблем экономического развития.
Можно сказать, что приблизительно с середины 90-х гг. XX столетия проблема инфляции урегулирована в странах с устойчивой и развитой рыночной экономикой (в США и Западной Европе). Утратив популярность в экономической науке этих стран, дискуссии о монетарном и немонетарном происхождении инфляции приобрели актуальность в странах Восточной Европы и, особенно, в России.
Монетарная и немонетарная концепции инфляции – две стороны одной медали, теоретически обосновывающие общую характеристику такого сложного социально-экономического феномена, как инфляция.
 
1.3. ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
 
Как и большинство других явлений, характерных для экономической системы любой страны, инфляция не может быть оценена однозначно, хотя, конечно, негативные последствия ее много больше, нежели чем положительный эффект. Тем не менее, имеет право на жизнь точка зрения, связанная с тем, что инфляция способствует экономическому росту, оживлению экономической конъюнктуры, и она не должна рассматриваться как абсолютное зло. При таком подходе, инфляция является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития. Так, инфляция, вызывая повышение цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.
В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако, галопирующая, а тем более, гиперинфляция воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально-экономические издержки. Она отвлекает капиталы из сферы реального производства в сферу обращения, где они быстрее оборачиваются и приносят огромные прибыли; приводит в расстройство товарооборот страны, ведет к деформации потребительского спроса, к «бегству от денег» к любым товарам независимо от реальной потребности в них; искажает нормальную структуру соотношения спроса и предложения; усиливает спекулятивную торговлю; отрицательно влияет на кредит и кредитную систему; вызывает глубокое расстройство денежной системы. Обесценение денег подрывает стимулы к денежным накоплениям.
Нельзя не отметить опасность даже не особо большого уровня инфляции, заключающуюся в искажении ценового сигнала. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными. Цены, содержащие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень. Как образно выразился Ф. Хайек, «высокая инфляция и в особенности сильно варьирующая инфляция приводит к тому, что помехи полностью «забивают» полезный сигнал и важная информация превращается в бессмысленный шум»[1].
Рассмотрим более подробно социально-экономические последствия инфляции:
- Инфляция искажает относительные цены, что деформирует факторное распределение доходов и размещение ресурсов, а также снижает эффективность производства и дальнейшего распределения по всей воспроизводственной цепочке. В том числе, инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Действительно, чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата, и тем меньшей частью национального продукта вознаграждается фактор труда по отношению к фактору капитала. Таким образом, при ускорении темпов инфляции доля труда в национальном доходе сокращается.
- Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к должникам. Долги в условиях инфляции возвращаются подешевевшими деньгами: при неравномерном росте цен невозможно застраховать ссужаемый капитал, так как невозможно точно рассчитать будущий темп инфляции.
- Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу последнего. Реализуя монопольное право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции. Покупательная способность населения снижается, и оно недопотребляет часть национального продукта. Покупательная способность государства,  наоборот,   вырастает  на перераспределенную в его  пользу
денежную сумму. Таким образом, государство посредством эмиссии облегает население специфически видом налога – инфляционным налогом, ставка которого равна темпам инфляции ?. «К обесценению денег как своеобразному налоговому источнику государство стало прибегать с тех пор, как этот источник был открыт Римом. Печатание законных платежных средств являлось и является последним резервом, крайней мерой всякого правительства»[1], - замечает Дж.М.Кейнс.
- Инфляция перераспределяет национальный доход между получателями трансфертных платежей и участниками производства в пользу последних. Факторный доход участников производства, получаемый в денежной форме, растет пропорционально инфляционному повышению цен. Напротив, номинальный доход в виде пенсий, пособий и других трансфертных выплат не привязан к изменению цен (в период между индексациями) и его покупательная способность уменьшается быстрее, чем реальный доход участников производства, который при не слишком высокой инфляции может остаться неизменным.
Рассмотренные перераспределительные эффекты, создаваемые инфляцией, воздействуют и на поведение экономических субъектов. При высоких темпах инфляции агенты рынка перестают доверять друг другу, включая государство, что усиливает инфляционные ожидания и экономическую нестабильность.
Инфляция подрывает не только экономическую стабильность внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения.
Во-первых, рост цен означает внутренне обесценение валют, падение их покупательной способности. Обесценение валют порождает бросовый экспорт по ценам ниже мировых.
Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых цен.
В-третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной продукции. Подрывая конкурентоспособность национального производства, инфляция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита.
В-четвертых, неравномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствия между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотры курсовых соотношений.
Таким образом, инфляция стала не только внутренней проблемой государств, но и основной разрушительной силой в международных валютных отношениях. В виду этого, борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей, если не полному устранению, то хотя бы снижению инфляции до разумного, прогнозируемого уровня.
Возможны два похода  к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой – в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию – прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится  к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции – индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования, к примеру, через выпуск акций, облигаций. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны – ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.
История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х годах XXв. в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп-вперед», т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной, т.к. сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения[1].
Сторонники «экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.
Другим вариантом государственной экономической политики в области борьбы с инфляцией в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер. Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деятельности фирм на внутреннем и мировых рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты[2].
На практике для борьбы с высокой инфляцией в различных западных странах применяются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих, рассмотренных выше программ.
Итак, инфляция – это сложный, неоднозначный социально-экономический феномен, отличающийся многообразием видов, форм проявления и сложностью механизмов «раскручивания». Однако, этот феномен не универсален, в каждой конкретной системе хозяйствования инфляция имеет свою специфику, особенности, рассмотрению которых и будет посвящена следующая глава.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2: ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
 
2.1. ХАРАКТЕР ИНФЛЯЦИИ В ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
 
Инфляционные процессы, проявляющиеся в плановой экономике, целесообразно рассматривать на примере экономической системы СССР, где данная система хозяйствования была бессменной практически на протяжении всего прошлого столетия и просуществовала около 70 лет.
Административно-командная (плановая) экономика в нашей стране складывалась постепенно; первым шагом к ней стало разрушение относительно развитого рынка царской России в период Революции 1917 г., Гражданской войны (1917-1922 гг.) и политики «военного коммунизма», провозглашенной все более укреплявшейся советской властью. В рамках «военного коммунизма» была произведена полная национализация промышленности, ликвидация частной собственности, в деревне -  введена продразверстка, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных государством норм; на смену товарно-денежных отношений пришла система натурального обеспечения, таким образом, рыночные отношения были уничтожены.
Некоторый возврат к рынку был осуществлен в период новой экономической политики, провозглашенной в 1921 г. НЭП «принесла» следующие рыночные элементы в складывающуюся плановую экономику: был осуществлен перевод государственных предприятий на хозрасчет, натуральная заработная плата заменена на денежную в зависимости от количества и качества труда, т.е. и у «новых» предпринимателей (нэпманов), и у простых рабочих появилась материальная заинтересованность в результатах своей деятельности. Кроме того, в экономику были допущены такие капиталистические элементы, как заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий, привлечение иностранного капитала в экономику; возможность аренды предприятий, помещений, земли, техники кооперативами, частными лицами. В деревне продразверстка была заменена натуральным продналогом. Но наряду со всеми допущениями рыночных элементов в советскую экономику того времени, одновременно совершенствовалась и укреплялась система государственного планирования и централизованного управления, т.е. шел двоякий процесс рыночных преобразований с одной стороны, с другой же –проявились первые попытки жесткой регламентации хозяйственной деятельности со стороны Советского правительства.
Надо сказать, что годы разрушения рынка и тяготы его восстановления, безусловно, не обходились без денежных кризисов и реформ. Приглядимся к НЭП в сфере денежно-кредитной политики повнимательнее.
После национализации и подавления рыночных отношений доход государственного бюджета (1919-1920) сократился чуть ли не до 1/20, а по некоторым оценкам, - даже до 1/40 поступлений в бюджет 1914-1915 гг. В стране ходили триллионы обесценившихся совзнаков. Многие области России оставались в сфере влияния иностранных валют: на Дальнем Востоке преобладала японская иена, принимались также и китайские серебряные монеты; в Средней Азии обращались местные бумажные деньги, разменные на золото и серебро царской и бухарской чеканки; в Закавказье и на юге России ходили деньги, привязанные к турецкой лире и старому российскому золотому червонцу. Естественным средством сбережения в Москве и Петрограде также были инвалюта, старые золотые деньги – они начали вновь входить в сферу обращения[1].
Итак, на значительной части территории России совзнаки отторглись, советская власть находилась в сужающемся «валютном кольце». Возникла, как считали большевики, опасность повторения опыта французской революции, задушенной экономически, в частности тем, что она лишилась своей валюты, которую легко и просто вытеснила старая королевская золотая монета. Особенно беспокоило Советское правительство то, что на руках у населения сохранялись царские деньги; только им доверяли жители города и деревни. Эти обстоятельства во многом и сыграли решающую роль в подготовке денежной реформы.
Переход к новой экономической политике предполагал восстановление товарно-денежных связей, «допущение» мелких «неорганизованных» хозяйств при сохранении командных высот в руках государства. В монетарной области реформа проводилась поэтапно. В июле 1922 г. Государственный банк приступил к выпуску банкнот, «выписанных в золоте» и обеспеченных на 25% золотым запасом и иностранной валютой. Банкнота была названа червонцем, ее декларированная стоимость (так называемое золотое содержание) составляла 78,2 доли, т.е. 7,74234 г золота. Был установлен паритет червонца к доллару и франку. Госбанк обязался обменивать червонцы на иностранную валюту. Была организованна фондовая биржа, осуществлявшая торговлю иностранной валютой, облигациями, акциями паевых товариществ. Но из биржевого оборота были исключены старые золотые монеты, их следовало сдавать.
На передний план выдвинулась задача накопления золотого и валютного резерва. Все государственные и кооперативные предприятия, а также частные лица обязаны были держать валюту на счете в Госбанке, последний имел право преимущественной покупки валюты на бирже. До 1924 г. действовала система параллельного обращения банкнот – червонцев и совзнаков, причем курс рыночного обмена совзнаков на червонец падал изо дня в день (так в 1922 г. один червонец обменивался на 60000 совзнаков). Выпуск червонца регламентировался потребностями внутреннего и внешнего товарооборота; мелкий же товарооборот (розницу) обслуживали совзнаки[1].
Завершающим этапом реформы явилось проведение в 1924 г. нуллификации совзнаков. Вместо них были выпущены казначейские билеты достоинством 1, 3 и 5 руб. В обращение были введены десятирублевые банкноты (червонцы), разменные на иностранную валюту.
Червонцы стали свободно размениваться на казначейские билеты, хотя последние не имели золотого обеспечения и выпускались для бюджетных нужд. Двухъярусность обеспечения, обозначавшаяся на десятирублевых банкнотах до начала 90-х гг. вскоре оказалась фикцией. Размен червонцев на инвалюту постепенно прекратился, они были «уравнены в правах» с казначейскими билетами.
Созданное еще в 1923 г. Особое валютное совещание в составе руководителей наркоматов финансов и торговли, а также председателя Госбанка регулировало валютные операции, давало разрешение на биржевую покупку валюты, толковало законы, боролось с использованием инвалюты в качестве средства платежа.
Скрытой формой дополнительной эмиссии денег стали государственные займы, первым из которых был так называемый хлебный займ, выпущенный летом 1922 г.
Чтобы уберечь рубль от открытой инфляции, устанавливались твердые цены. По словам одного из экономических экспертов того времени С.Г.Струмилина: «Зафиксированный уровень цен – вот, по-видимому, все, что требуется для устойчивости нашей валюты»[1]. Но стабилизация покупательной силы рубля требовала, несмотря на все фискально-денежные ухищрения, соответствующего товарного предложения для обеспечения равновесия между товарной и денежной массой. Производство же предметов потребления в этот период терпело некоторый застой, упадок предопределялся самим контролем над ценами. Кроме того, в 1924 г. эксперты Госплана сочли возможным открыть шлюзы для дополнительной денежной эмиссии, в итоге, товарные прилавки опустели довольно быстро. Итак, видно, что в период проведения НЭП, Советская экономика впервые столкнулась со скрытой, подавленной формой инфляции, выразившейся в дефиците товаров.
Что же касается внешнего рынка, то курс рубля можно было устанавливать «по произволу», при посредстве государственной монополии внешней торговли. С рыночной конвертируемостью рубля было покончено на долгие годы. Предполагалось, что инвалюта будет добываться, как это и было раньше, при помощи хлебного экспорта. Но этот канал валютных поступлений быстро иссяк, и в конечном счете пришлось перейти на вывоз природных ресурсов.
С 1926 г. новая экономическая политика начинает постепенно сворачиваться, ей на смену берется курс на индустриализацию, результатом которой должен был стать активный подъем промышленности (в сельском хозяйстве - курс на коллективизацию). Индустриализация сопровождалась жестким планированием, которое выражалось в принятии пятилетних планов развития народного хозяйства СССР (первый такой план за 1928-1932 гг. был принят в 1929г.), централизованным распределением ресурсов, произведенной продукции, установлением жестких, фиксированных цен.
Для индустриализации требовались денежные средства, в связи с этим были резко увеличены налоги с предпринимателей, таким образом уничтожался частный сектор в промышленности и торговле. Другим важным источником стали обязательные государственные займы. Люди были вынуждены отдавать в год одну или две месячные зарплаты; отказ от подписки на заем мог стоить человеку увольнения или даже ареста. К 1941 г. государство получило взаймы у населения 50 млрд. рублей. Начался быстрый рост цен на все товары, за 30-е гг. цены в целом выросли в 6-15 раз. Золотой рубль перестал быть конвертируемым; в обращении были только бумажные деньги и разменная монета[1].
В течение двух десятилетий - со времени окончания второй мировой войны и до второй половины 60-х годов – экономика СССР находилась в состоянии относительного макроэкономического равновесия. В финансовой политике разных составов правительства того периода (до 1953 г. правительство при Сталине, 1953-1964 гг. – правительство Хрущева) господствовали весьма консервативные подходы, не допускавшие появления значительного дефицита бюджета даже в случаях острой нехватки финансовых ресурсов. В то же время относительно высокие темпы экономического роста обеспечивали властям получение финансовых ресурсов, достаточных для реализации наиболее паритетных проектов. Административная система установления цен позволяла удерживать весьма низкие темпы официальной инфляции, в то время как подавленная инфляция уже довольно активно начала подрывать Советскую экономику.
Существенное замедление темпов экономического роста во второй половине 60-х годов (период правления Брежнева (1964-1982 гг.), получивший название «застой») заметно сузило финансовую базу политики советского руководства при заметном возрастании амбициозности его намерений. Грандиозная программа оснащения вооруженных сил СССР ракетно-ядерным оружием нового поколения, строительство современного военно-морского флота, массированная военная и экономическая поддержка родственных идеологических режимов и политических движений за рубежом наряду с масштабными инвестиционными проектами внутри страны (по освоению ее восточных районов, реконструкции Нечерноземья, строительству КамАза, Атоммаша, сети магистральных нефте- и газопроводов), регулярные списания долгов сельскому хозяйству сталкивались с сокращающимися финансовыми возможностями народного хозяйства. С начала 70-х годов растущий дефицит финансовых ресурсов во все большей мере стал покрываться за счет увеличения кредитования экономики со стороны банковской системы.
Дополнительные кредиты естественным образом вызывали ускоренный рост денежной массы в обращении. В 1961-1985 гг. денежная масса росла ежегодно темпами около 10%. Так, в начале 60-х годов темпы роста номинального ВВП отставали от темпов роста денежной массы примерно в 1,5 раза, во второй половине 60-х годов и особенно в 70-е годы – примерно вдвое, в первой половине 80-х – уже втрое. Происходило интенсивное насыщение экономики деньгами, что нашло свое проявление в быстром нарастании отношения денежной массы к ВВП. Если в 1961 г. денежный агрегат М2 (наличные деньги, деньги на текущих, срочных и сберегательных счетах) составлял 22,8%  ВВП, в 1970 г.- 29,5%, в 1980 г. – 44,2%, то в 1984 г. он достиг 52,6%[1].
Именно со второй половины 60-х годов стал быстро расти уже существовавший к тому времени «денежный навес» - перенасыщение экономики деньгами относительно номинальных масштабов национального продукта. На потребительском рынке увеличение «денежного навеса» привело к усилению инфляции, проявлявшейся в централизованно планируемой экономике в двух видах: открытом – рост цен в неконтролируемых сегментах советской экономии (колхозном и «черном» рынках) и скрытом – исчезновение товаров из государственной торговой сети (появление и широкое распространение дефицита). К 1980 г. уровень цен колхозного рынка по сопоставимому перечню товаров превысил уровень государственных розничных цен в 2,57 раза. Дефицитным стал широкий круг товаров не только потребительского (от продуктов питания до товаров длительного пользования), но и производственного назначения.
«Таким образом, гипотетическая либерализация цен, будь она проведена еще в 70-е или 80-е годы, уже тогда неизбежно вызвала бы их заметное повышение. Сохранение же практики тотального государственного контроля за ценами поддерживало административную «плотину», за которой накапливался разбухавший год от года «денежный навес»»[1].
Следствием прихода в 1985 г. к власти нового политического руководства во главе с М.С. Горбачевым, имевшего целевые ориентиры, отличные от взглядов своих предшественников, и не отягощенного их идеологическими предрассудками, стали серьезные изменения в макроэкономической ситуации. Произошло резкое ухудшение бюджетной ситуации, причем в области как доходов, так и расходов.
Начатая в 1985 г. антиалкогольная кампания привела к сокращению продаж алкогольных напитков и к значительному снижению поступлений налога с оборота. С другой стороны, начало осуществления программы «ускорения» и перевооружения машиностроительного комплекса имело своим следствием заметное увеличение бюджетных расходов. Таким образом, уже в 1985 г. впервые за послевоенные годы, бюджет СССР был сведен с дефицитом 2,4% ВВП.
Экономическая политика правительства М.С.Горбачева в последующие годы привела к дальнейшему увеличению разрыва между бюджетными доходами и расходами. С 1986 г. было разрешено оставлять в распоряжении предприятий все большую часть прибыли, что значительно уменьшило отчисления в бюджет. Происшедшее в 1986 г. падение мировых цен на нефть и на другие энергоресурсы вызвало дополнительное сокращение бюджетных доходов. В то же время ликвидация последствий Чернобыльской катастрофы потребовала новых правительственных расходов. Дефицит бюджета возрос до 6,2% ВВП[2].
Переход к институциональным реформам в 1988 г. при сохранении мягкой бюджетной политики означал дальнейшую дестабилизацию макроэкономической ситуации. Наиболее значимыми событиями в этом ряду стали принятие Закона о предприятии, либерализовавшего политику в области выплаты заработной платы, разрешение предприятиям переходить на практику договорных цен, начало кооперативного движения. В том же году правительство повысило закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию при сохранении прежних розничных цен, что автоматически увеличило объем бюджетных субсидий. Дополнительные расходы были вызваны землетрясением в Армении и повышением минимальной пенсии на 25%. Величина дефицита бюджета возросла до 9,2% ВВП и приблизительно на этом уровне сохранялась до 1991 г.
Для финансирования бюджетного дефицита активно использовались кредитные ресурсы Госбанка СССР. Их чистый прирост в процентах к ВВП вырос с 2,8 в 1986 г. до 14,1 в 1990 г. Темпы прироста денежной массы в 1987-1990 гг. увеличились до 14,1-15,8% в год. Возросшие объемы денежной массы способствовали увеличению объема накопления «денежного навеса» - доля М2 в ВВП возросла с 52,6% в 1984 г. до 67,7% в декабре 1990 г. Несмотря на сохранявшийся еще государственный контроль за ценами, все явственнее стала проявляться инфляция. К концу 1990 г. дефицит приобрел широкое распространение, так что в разряд дефицитных начали попадать товары первой необходимости. На колхозном рынке цены в 1990 г. выросли на 21,5% а их уровень превысил государственные розничные цены уже в 3,03 раза. Давление избыточной денежной массы стало сказываться и на уровне государственных цен. Сводный индекс потребительских цен возрос на 6,8%[1]. Многократно откладывавшаяся реформа цен и всей плановой системы неумолимо приближалась.
 
2.2. ИНФЛЯЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
 
Практически все страны с рыночной экономикой прошли через инфляцию; наиболее наглядным примеров инфляционных процессов, характерных для рыночной экономики может служить рассмотрение инфляции США. Проследим за ходом развития инфляции в Америке. Здесь нельзя не вспомнить о том, что сам термин «инфляция» американского происхождения, где он впервые стал употребляться в XIX веке в период Гражданской войны 1861-1865 гг. для обозначения процесса разводнения, разбухания бумажно-денежного обращения[1].
Для Америки конца XIX – начала XX вв. характерны смены периодов инфляции и дефляции, т.е. динамика цен носила циклический характер: во время экономических кризисов цены падали (дефляция), в фазе подъема – росли (инфляция). Так, в 20-е годы XX века в период процветания экономики США, уровень цен был стабильным, но уже в начале 30-х годов экономику Америки и многих Европейских стран сотряс страшный кризис, получивший название «Великая депрессия» (1929-1933 гг.), результатом которого стало обвальное падение цен (дефляция), сокращение производства, крах банковской системы[2].
В годы Второй Мировой Войны, и в течение нескольких лет после нее (примерно до 1948 г.) в США наблюдался резкий рост цен, но это вполне объяснимо, ведь война не могла не задеть сферу финансов и денежного обращения. После войны общая тенденция роста цен сохранялась, однако, интенсивность повышения уровня цен не всегда была одинаковой; например, для периода 1951-1956 гг. характерна общая устойчивость цен, когда ежегодное повышение цен составляло менее 1,5%. Но уже в конце 60-х гг. американцы «познакомились» с галопирующей инфляцией, которая активно набирала обороты в 70-е годы и в начале 80-х, и темпы роста которой выражались уже двухзначными числами[3]. Это была инфляция издержек, причинами которой стали так называемые «шоки предложения», сотрясшие экономику США; рассмотрим их подробнее:
1. Эффективное функционирование нефтяного картеля Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) привело к драматическому четырехкратному повышению цен на нефть, т.е. в результате своеобразного тайного сговора стран-членов ОПЕК цены на нефть возросли посредством относительно небольшого ограничения выпуска. В результате этого, естественно, издержки производства и реализации практически всех товаров резко возросли.
2. В 1972 и 1973 гг. сложились крупные дефициты сельскохозяйственной продукции, особенно в Азии и в Советском Союзе. В ответ резко увеличился американский сельскохозяйственный экспорт, значительно ограничив предложения сельхозпродуктов на внутреннем рынке США. Возросшие в результате этого цены на сельскохозяйственное сырье в США означали более высокие издержки для промышленного сектора, производящего продовольствие и натуральные волокна. Эти возросшие издержки перешли на возросшие цены и были оплачены потребителями.
3. В 1971-1973 гг. в целях достижения большей сбалансированности международной торговли и финансов была снижена стоимость доллара. Обесценение доллара означает, что теперь нужно больше долларов, для того чтобы купить единицу иностранной валюты. Это, в свою очередь, вызывает удорожание американского импорта, то есть обесценившийся доллар вызывает резкий рост американских импортных цен. В той мере, в какой импорт является затратой производства, растут и издержки производства, а следовательно и цены.
4. В 1971-1974 гг. администрация президента Никсона ввела контроль над уровнем цен и заработной платы, что имело эффект ограничения инфляционных тенденций в экономике США. Однако, после упразднения этой системы (1974 г.), предприниматели быстро «вздули» цены для того, чтобы компенсировать те потери, которые они понесли во время действия контроля. Этот взлет ускорил рост издержек производства и цен товаров[1].
Кроме перечисленных «шоков предложения» инфляцию также раскручивали инфляционные ожидания рабочих. Ведь, по большому счету, американская инфляция 70-х годов – это порождение инфляции конца 60-х годов, которая, в свою очередь, была вызвана раздутыми военными расходами периода вьетнамской войны. Следовательно, к началу 70-х годов рабочие США уже в течение определенного периода времени находились под давлением инфляции. В результате, требования рабочих относительно уровня номинальной заработной платы стали включать ожидания возрастающего уровня инфляции. Большинство же работодателей, ожидая, что им удастся перенести в цены возросшие трудовые издержки в условиях растущей инфляции, не оказали сопротивления требованиям рабочих по все большему и большему увеличению номинальной заработной платы. В действительности, многие работающие в своих коллективных договорах имели пункты по корректировки зарплаты в соответствии с ростом цен, с ростом стоимости жизни, так что их номинальные уровни зарплаты автоматически увеличивались одновременно с повышением уровня цен. В конечном итоге, эти требования все большего и большего увеличения номинального уровня заработной платы приводили к повышению производственных издержек и к еще большему увеличению цен, т.е. имела место «инфляционная спираль» (инфляционная спираль – ситуация в экономике, когда рост заработной платы подстегивает рост цен, и наоборот; в этих условиях работники требуют повышения зарплаты, доходов, но рост доходов увеличивает денежную массу, что вновь ведет к дальнейшему росту цен).
Все вышеперечисленные факторы, действуя одновременно и в сочетании друг с другом, в итоге привели к тому, что в США в 70-х годах создалась наихудшая из возможных макроэкономических ситуаций: производство сокращалось, что, естественно, вызывало рост безработицы, и все это переплеталось с быстрым ростом цен – налицо была стагфляция (стагфляция – экономическая ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства и ростом безработицы). Числовые параметры стагфляции США в 1973-1974 гг. были весьма значительны. Уровень безработицы подскочил  с 4,9% в 1973 г. до 8,5% в 1974 г., внеся существенный «вклад» в сокращение реального ВНП на 49 млрд. дол. В то же самое время уровень цен вырос на 21%.
Схема стагфляции 1973-1974 гг. в основных чертах повторилась в 1978-1980 гг. На этот раз ОПЕК ввела гигантское увеличение цен на 21 долл. за баррель нефти; в сочетании с растущими ценами на сельскохозяйственные продукты, уровень цен вырос в 1978-1980 гг. на 26%, тогда как уровень безработицы подскочил с 6,1% до 7,6%. В течение этого трехлетнего периода ВНП увеличивался же в среднем на очень скромные 2% в год[1].
Как же американская экономика «справилась» со столь тяжелой экономической ситуацией?
Стабилизации экономики США способствовала экономическая политика администрации президента Рейгана (1981-1988). «Рейганомика» включала в себя следующие основные элементы экономической политики, в том числе и антиинфляционные меры:
1. Рост государственного вмешательства в экономику был приостановлен за счет замораживания и сокращения расходов на социальные программы и программы поддержания уровня жизни. Расходы на оборону, однако, были значительно увеличены.
2. Произошло значительное сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства.
3. Администрация поощряла Федеральную резервную систему удерживать темп роста массы денег на уровне, который рассматривался бы как неинфляционный, хотя и достаточный для обеспечения экономического роста.
4. Начиная с 1981 г. ставки личного подоходного налога и налога на прибыли корпораций резко сократились. В 1986 г. налоговая система была реформирована таким образом, что предельная ставка налога на доходы состоятельных налогоплательщиков упала с 50 до 28%.
5. Активно проводилась политика «дорогих денег», характеризующаяся вводом высоких процентных ставок на банковские кредиты, что также должно было способствовать сдерживанию темпов роста денежной массы[1].
Итогом претворения в жизнь вышеперечисленных мер стало то, что к 1988 г. стагфляция 70-х годов и начала 80-х практически сошла на нет. Однако, важным событием, которое предшествовало появлению такой благоприятной тенденции, был глубокий спад 1981-1982 гг., в значительной степени вызванный жесткой денежной политикой. Спад привел к росту уровня безработицы до 9,2% в 1982 г[2]. В условиях экстремального сокращения рынка труда рабочие вынуждены были примириться с сокращением приростов их номинальной зарплаты – или в некоторых случаях даже принять сокращение зарплаты, - для того чтобы сохранить свои рабочие места. Фирмы в свою очередь были вынуждены ограничить повышение цен, для того чтобы удержать свою относительную долю резко сжавшегося рынка.
Одновременно действовал ряд других важных факторов. Интенсивная зарубежная конкуренция на протяжении всего периода 1982-1988 гг. сдерживала рост цен в нескольких важнейших отраслях, таких, как автомобилестроение и сталелитейная. Подрыв монопольной власти ОПЕК также вызвал впечатляющее падение цен на нефть и нефтепродукты. Все эти факторы в сочетании с «рейганомикой» привели к сокращению издержек производства и, естественно, к снижению цен; таким образом, уже к 1983 году инфляция была снижена до 3,2%[1]  и, начиная с 1983г. и по сей день, уровень инфляции США остается относительно низким.
 
Проследив проявления инфляции в плановой и рыночной системах хозяйствования, можно сделать вывод, что характер инфляции определяется прежде всего «глубиной» государственного регулирования экономики. То есть, в рыночной экономике с относительно «скромным» по сравнению с административно-командной экономикой государственным вмешательством в хозяйственные процессы, инфляция носит явную форму, открыто проявляющуюся в росте уровня цен. В плановой же системе, с ее централизованным, тотальным регулированием, планированием и контролем всех сфер экономической жизни, в том числе и ценообразования, денежной сферы, инфляция носит скрытый характер и проявляется в форме острого  дефицита товаров, хотя официально она отсутствует полностью, что достигается посредством жесткой государственной фиксации цен. Своеобразным «зеркалом» реальной экономической ситуации становятся, в таком случае, неподвластные госконтролю сегменты рынка, например «черный» рынок, где уровень цен растет довольно быстрыми темпами. Но как показала практика СССР такое положение вещей – рост дефицита и все большее расширение «черного» рынка, увеличение товарных цен на нем – не может продолжаться вечно; экономическая ситуация все более усугубляется и реформирование экономической системы, в том числе и в сфере денежного обращения становится неизбежным.  Особенности инфляции в России
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.