На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Виды эластичности спроса, методы ее измерения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 

Введение……………………………………………………………..……….…..3
1. Понятие эластичности спроса и ее разновидности…...…………………….5 
    1.1 Сущность эластичности спроса…………………………………………..5
    1.2 Эластичность спроса по цене…………………………………………….8
    1.3 Эластичность спроса по доходу…………………………………………13
    1.4 Перекрестная эластичность……………………………………………..15 
2. Методы  измерения эластичности……………………………….…………..18
3. Практическое  применение эластичности спроса………………….……….24
Заключение……………………………………………………………….……..28
Список  литературы……………………………………………………….…….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Для успешного и эффективного ведения  хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно  иметь четкое и верное представление  о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.
      Изучение  спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы  в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе и его эластичности позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке. Именно поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.
      Цель  работы – изучение такой категории спроса как эластичность, рассмотрение ее сущности, а также необходимости, важности и полезности применения для предприятий и фирм.
      Задачами  данной курсовой работы являются:
    изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
    классификация видов спроса в зависимости от эластичности и их характеристика;
    изучение способов расчета эластичности спроса;
    обоснование практического применения эластичности спроса, полезности использования данной категории.
      Эластичность - одна из самых важных категорий  экономической науки. Впервые она  была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах  изменение одной переменной в  ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов.
      Однако  нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта. Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.
      Теоретической основой написания курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных классиков в экономической теории, учебники и специальные издания по экономике.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Понятие эластичности спроса и ее разновидности 
          1.1 Сущность эластичности спроса 

      Опыт  функционирования рыночной экономики  показывает, что степень зависимости объема спроса от конкретного фактора может быть разной. К тому же такая степень чувствительности редко бывает постоянной.
      При определении степени зависимости  объема спроса от состояния конкретного  фактора в экономической теории используется понятие «эластичность». Данный термин позаимствован из физики, а в экономической теории отражает степень реагирования одной переменной величины на изменение другой.
      Таким образом, эластичность измеряет силу влияния  причины на результат (экономическое явление) [5]:
                    Относительное изменение  результата (%) Эластичность = ——————————————————.
                    Относительное изменение  причины (%)
    (1.1)
 
      Эластичность показывает на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.
      Универсальным измерителем эластичности выступают процент или коэффициент. Показатель эластичности обычно показывает процентное изменение одной переменной величины (результата) при однопроцентном изменении значения причины.
      Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
      Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о  том, на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены.
      Основными факторами эластичности спроса по цене являются:
      1. Наличие товаров-заменителей или товаров-субститутов.
      При этом действует общее правило: чем  больше у того или иного экономического блага полноценных заменителей, чем ближе они к нему по основным потребительским свойствам, тем эластичнее будет спрос по цене.
      Дело  в том, что при повышении цены спрос домашних хозяйств без особых затруднений может быть переключен на товары-заменители, которые сохранили прежние цены и оказались более дешевыми относительно исследуемого товара.
      Следует также обратить внимание на то, что  чем уже и точнее по потребительским  свойствам определен товар, тем  больше у него субститутов, тем выше эластичность спроса.
      Обратим внимание и на то, что признавать или не признавать товар А и товар В товарами-субститутами – это определяют сами потребители.
      Например, сыр за завтраком вполне может  рассматриваться как субститут  для ветчины, масла животного  и т.д. Но если тот или иной покупатель предпочитает за завтраком все же иметь именной «трехслойный» бутерброд, включая сыр, ветчину и масло сливочное, то эти продукты уже выступают как товары сопутствующие или товары-комплементы. Тогда можно ожидать, что спрос на один товар (например, сыр) будет увеличивать спрос на другой товар.
      2. Уровень доходов потребителей. Эластичность спроса на один и тот же товар у покупателей с разными уровнями доходов различна.
      3. Удельный вес в доходе потребителя. Чем выше удельный вес данного товара в бюджете потребителя, тем эластичнее будет спрос на него.
      4. Временной фактор. Спрос становится более эластичным с течением времени. Это объясняется, во-первых, тем, что повышение цены на товар (и соответствующее понижение величины спроса на него) побуждает производителей развивать производство товаров-субститутов, что требует определенного времени; а во-вторых, тем, что вкусы и предпочтения потребителей в целом довольно консервативны. Требуется значительный промежуток времени, чтобы они адаптировались к изменившимся условиям.
      Сказанное, однако, не относится к товарам  длительного пользования. Увеличение цен на автомобили приведет к тому, что многие отложат их покупку, и  спрос значительно снизится. Однако по истечении определенного времени, когда приобретенные ранее машины станут изнашиваться и нуждаться в замене, спрос возрастет опять. В результате долгосрочное изменение спроса значительно ниже, чем краткосрочное.
      5. Значимость продукции для потребителя. При прочих равных условиях, чем менее значим товар или услуга для потребителя, тем выше их эластичность. Следует, однако, учитывать, что значимость одного и того же блага для различных групп (социальных, возрастных, территориальных и т.д.) потребителей различна.
      6. Степень насыщения потребностей. Чем она выше, тем менее эластичен спрос. Здесь действует закон убывавшей предельной полезности, связанный с понижением эластичности спроса. В жизненном цикле товара эластичность спроса гораздо выше на этапе выведения товара на рынок, поэтому даже небольшое снижение цены может вызвать здесь значительный рост объема продаж.
      7. Доступность товара или услуги. Чем выше степень товарного дефицита, тем ниже эластичность спроса на товар. В условиях дефицита потребитель лишен возможности выбора и вынужден приобретать товар по сложившейся на данный момент цене.
      Существуют  также неценовые факторы, влияющие на спрос. К таким можно отнести: изменение денежных доходов покупателя, покупательские ожидания, включая и  инфляционные ожидания, а также временные  или постоянные субъективно-личностные предпочтения (вкусы потребителей, отношение к моде, дизайну и т.д.).
      Эластичность  спроса – это измеритель силы влияния какого-либо фактора на величину спроса. Основными видами эластичности спроса являются:
          ·        эластичность спроса по цене; 
          ·        эластичность спроса по доходу;
          ·        перекрестная эластичность, то есть эластичность спроса по цене других товаров. 
     
     

      1.2 Эластичность спроса по цене 

      Эластичность  спроса по цене – это степень изменения величины спроса в ответ на изменение рыночной цены на один процент.
      Эластичность  спроса по цене измеряется с помощью  коэффициента эластичности.
     Если  обозначить цену через P, величину спроса через Q, то показатель (коэффициент) ценовой  эластичности спроса Ed будет равен [3, с. 113]: 

     процентное изменение спроса ?Q / Q ? 100%  ?Q   P Ed = ————————————— = ——————— = —— ? ——,
     процентное  изменение цены ?P / P ? 100%  ?P   Q
(1.2)
 
     где ?Q – изменение спроса;
     ?P – изменение цены.
      Измерять  реакцию величины спроса на изменение  цены простым отношением приращения спроса к приращению цены (DQ : DP) нельзя. Одна из причин – масштаб цен. Если цены вырастут в 10 раз, то отношение DQ: DP уменьшится в 10 раз. Аналогичным образом этот показатель будет зависеть от единицы измерения величины Q. Хотя на самом деле реакция спроса могла остаться той же самой. Для измерения отношений спроса в зависимости от изменения цены в экономической теории используют относительные приращения. Отсюда и использование двух методов расчета эластичности: точечная и дуговая эластичность.
      Точечная  эластичность применяется при малых приращениях (обычно до 5%) или в абстрактных задачах, где задаются непрерывные функции спроса:
      
      В тех случаях, когда приращение величин превышает 5%, а также, если у нас недостаточно данных и удалось, например, замерить две более или менее близкие точки на кривой спроса, то применяют для расчета коэффициент дуговой эластичности:
      
      Qd - покупаемое количество блага;
      Р – цена этого блага.
      Эластичность  спроса по цене будет всегда отрицательной  величиной, так как при увеличении цены величина спроса уменьшается (числитель  и знаменатель коэффициента эластичности имеют разные знаки). Однако для экономистов важно абсолютное значение этого коэффициента - iEdpi, поэтому в начале формулы присутствует знак минус.
      Эластичный  спрос. Если Edp > 1, то спрос на товар является эластичным, то есть в значительной мере зависит от цены. Такая ситуация характерна для высококонкурентных рынков, когда покупатель легко может выбрать другого продавца с более низкой ценой. Например, спрос летом и осенью на овощи и фрукты или спрос на неквалифицированный труд. Продавца эта ситуация заставляет снижать цену, только так он может продать больше товара и увеличить выручку (сезонное снижение цен на сельскохозяйственные товары).
      Неэластичный  спрос. Если Edp < 1, то спрос на товар является неэластичным по цене, то есть при изменении цены величина спроса изменяется незначительно. Товарами и услугами, имеющими неэластичный спрос, являются, например, товары первой необходимости, большинство медицинских товаров и медицинских услуг, коммунальные услуги. Также чем меньше заменителей у товара, тем спрос на него менее эластичен.
      Единичная эластичность. Если Edp = 1, то эластичность спроса по цене называется единичной. Угол наклона кривой предложения в этом случае равен 45 градусов.
      Абсолютная  неэластичность. Если Edp = 0, то спрос совершенно неэластичен по цене. При изменении цены спрос на товар остается неизменным. Так, например, необходимость в жизненно важной хирургической операции не меняется в зависимости от цены на нее.
      Абсолютная  эластичность. Если Edp ® ?, то спрос совершенно эластичен по цене. Такая ситуация возможна, когда на рынке однородного товара цена устанавливается в результате взаимодействия множества продавцов и покупателей. При этом спрос на продукцию одного из продавцов можно считать совершенно эластичным: по этой цене он может продать любое количество товара, которое готов предложить. Таким образом, абсолютно эластичным предполагается спрос на рынке совершенной конкуренции, который будет рассмотрен в следующих темах.
      Графики эластичности спроса по цене.  

      
      Рисунок 1 – Сильное изменение  величины спроса по цене 

      1. Edp > 1 – сильное изменение величины спроса по цене. Снижение цены с р1 до р2 вызывает значительное увеличение спроса с Q1 до Q2 ,а общая выручка РхQ возрастает.
      
      Рисунок 2 – Слабое изменение величины спроса по цене  

      2. Edp < 1 – слабое изменение величины спроса по цене. Снижение цены вызывает незначительный рост спроса, при этом общая выручка РхQ падает.
        

     Рисунок 3 – Единичная эластичность спроса по цене
      3. Edp = 1– единичная эластичность спроса по цене. Снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса. Общая выручка остается неизменной.
      
      Рисунок 4 – Абсолютно эластичный и абсолютно  неэластичный спрос 

      4. На этом графике показаны крайние  противоположные варианты: кривая  спроса D1 показывает абсолютно эластичный спрос, кривая D2 – абсолютно неэластичный спрос.
      На  эластичность спроса по цене влияют следующие  основные факторы:
      1) Наличие товаров знаменателей: спрос на товар, имеющий близкие заменители, имеет тенденцию быть более эластичным.
      2) Временные рамки, в пределах  которых принимается решение  о покупке: спрос на коротком  промежутке времени менее эластичен,  чем на длинном.
      3) Значимость товара для потребителя: спрос на товары первой необходимости является малоэластичным.
      4) Удельный вес товара в доходе  потребителя: чем больший объем  затрат в бюджете потребителя  приходится на приобретение данного  товара или услуги, тем выше  будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях. 
 

      1.3. Эластичность спроса по доходу 

      Известно, что в развитых странах каждые 20 – 30 лет доход населения увеличивается  примерно в 2 раза. Соответственно изменяется и потребление, а значит, и производство.
      Поскольку доход воздействует на спрос, постольку  возникает необходимость определения  эластичности спроса по доходу. Она  характеризует чувствительность спроса потребителей к изменению их дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу (EI) показывает, на сколько процентов изменится спрос на продукцию при изменении дохода покупателя на 1%, и вычисляется по формуле [3]: 

          ?Q / Q ? 100% ?Q    I       EI = —————— = —— ? ——,
          ?I / I ? 100% ?I   Q
(1.5)
 
      где I – доход (income) потребителя. 

     Особенность коэффициента эластичности спроса по доходу состоит в том, что для некоторых товаров он меняет свой знак.
     Товары, спрос на который с ростом дохода падает, имеют отрицательную эластичность спроса по доходу (EI < 0). Такие товары называются некачественными (3 на рисунке 5) (например, масло, сметана, цельное молоко).
     Товары, спрос на которые с ростом дохода увеличивается, имеют положительную  эластичность (EI > 0). Такие товары называются нормальными или стандартными. При этом экономисты различают три группы стандартных товаров:
     1) товары первой необходимости.  Спрос на эти товары растет  медленнее роста доходов. Коэффициент  эластичности 0< EI < 1 (1 на рисунке 5). 

       
 
 
 
 

     Рисунок 5 - Зависимости спроса (Q) от доходов (I) [1] 

     2) предметы роскоши. Спрос на  них опережает рост доходов. Для этих товаров не существует предела насыщения. Коэффициент эластичности EI > 1 (2 на рисунке 5).
     3) товары второй необходимости.  Спрос на них растет в меру  повышения доходов. Коэффициент  эластичности EI = 1.
     Рост  дохода увеличивает возможность  совершения покупок, так что спрос на большинство товаров с увеличением дохода возрастает, и эластичность спроса по доходам оказывается положительной. Но по абсолютной величине эти эластичности могут резко различаться.
     Итак, мы видим, что такой показатель, как эластичность спроса, служит весьма полезным инструментом выявления отношения потребителей к различным товарам.
     Практическое  значение коэффициента эластичности спроса по доходу заключается в следующем. С его помощью прогнозируются перспективы  развития отраслей: развивающиеся, стабильные, или находящиеся в состоянии застоя, и умирающие. Чем выше в отрасли относительная эластичность спроса по доходу, тем активнее эта отрасль развивается. Рост положительного значения коэффициента EI темпами, примерно одинаковыми с темпами роста производства, свидетельствует о стабильности в отрасли, а отсутствие роста – о застое. И, наконец, отрицательный коэффициент является признаком сокращения производства. Использование коэффициента эластичности спроса по доходу для классификации предприятий, их групп или отраслей в зависимости от тенденций развития позволяет своевременно определять критические области, проводить их реорганизацию. Именно в этом проявляется универсальность анализа спроса: диагностика развития предприятий и отраслей позволяет предвидеть изменения в экономике страны в целом. 
 

      1.4 Перекрестная эластичность 

     Перекрестная  эластичность спроса выражает зависимость спроса на данный товар Х по отношению к изменению цены на товар Y.
     Перекрестная  эластичность рассчитывается как отношение процентного изменения величины спроса на товар Х к заданному процентному изменению цены на другой товар Y. Коэффициент перекрестной эластичности спроса вычисляется по формуле [3]: 

      процентное изменение  объема спроса на товар Х ?Qx  Py Exy = ————————————————————— = ——— ? ——,
          процентное изменение  цены на товар Y ?Py  Qx
(1.3)
 
     где ?Q – изменение спроса;
     ?P – изменение цены.
     Коэффициент перекрестной эластичности спроса может  иметь положительное, отрицательное  и нулевое значения.
     Взаимозаменяемые товары имеют Exy > 0, т. к. повышение цены товара Y вызовет увеличение спроса на товар Х, поскольку Х заменяет Y. Например, с ростом цены на уголь спрос на жидкое топливо или дрова увеличивается. Чем выше коэффициент перекрестной эластичности, тем больше степень взаимозаменяемости двух товаров.
     Взаимодополняемые товары имеют Exy < 0. Например, с повышением цены на автомобили спрос на бензин уменьшается. Чем больше отрицательная величина коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимодополняемости товаров.
     Независимые товары имеют Exy = 0. В этом случае изменение цены на один товар никак не отражается на спросе на другой товар. Например, с ростом цены на хлеб спрос на цемент не изменится.
     Следует также иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса может быть ассиметричной. Очевидно, например, что если цена мяса снизится, то  спрос на кетчуп возрастет; однако если цена кетчупа увеличится, то это вряд ли изменит спрос на мясо.
     Расчет  и анализ коэффициентов перекрестной эластичности позволяют установить принадлежность продукции к определенному  типу: взаимозаменяемой или взаимодополняемой. Кроме того, расчет коэффициента перекрестной эластичности применяется также для доказательства отсутствия монополизации фирмой производства какой-либо продукции: при положительном коэффициенте перекрестной эластичности Exy в случае повышения цены на продукцию данной фирмы происходит рост спроса на взаимозаменяемую продукцию другой фирмы.
     Между эластичностью спроса по цене и совокупной выручкой существует взаимосвязь (рисунок 6).
       
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 6 - Эластичность и общая выручка [8] 

    Совокупная  выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену [8]: 

    TR = P ?  Q, (1.4)
 
     где TR – совокупная (общая) выручка (доход);
      P – цена;
      Q – количество.
      Если  спрос по цене эластичный, то снижение цены вызывает рост совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки.
      Противоположная ситуация складывается в нижнем левом  углу: процентное изменение количества продукции мало, а процентное изменение  цены – велико.
      Если  спрос по цене неэластичен, то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки. Влияние цены на совокупную выручку отражено в таблице [8].
Таблица 1 -Эластичность спроса по цене и совокупная выручка
Величина  эластичности спроса по цене Влияние изменения цены на совокупную выручку (TR)
Увеличение  цены (Ph) Уменьшение  цены (Pi)
Ed > 1 TRi TRh
Ed = 1 TR - const
Ed < 1 TRh TRi
 
      Ценовая эластичность, как мы видим, имеет  важное значение для фирм-ценоискателей, т. е. фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация и др.). 

      2. Методы измерения эластичности спроса 

      Рассчитывая коэффициент эластичности, следует решить одну проблему: какие показатели цены и количества продукции использовать в вычислениях?
      Существуют 2 способа вычисления коэффициента эластичности. Первый позволяет определить точечную эластичность (эластичность в точке). Она характеризует относительное изменение спроса при бесконечно малом изменении цены. Это в реальности встречается либо на монополизированном рынке, либо в определенной точке сбыта товара в краткосрочном периоде.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.