На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Товарные запасы: виды и назначения. Роль товарных запасов деятельности торгового предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность товарных запасов и их функции…………………………………...5
2.Методы анализа и учета товарных запасов на торговом предприятии…….13
3.Управление товарными запасами…………………………………………….14
4.Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров……………………..17
5.Заключение  …………………………………………………………………….23
6.Литература……………………………………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Процессы  производства, обращения и потребления  в обществе происходят непрерывно. Однако в развитом обществе не происходит совпадения, как в пространстве, так и во времени этих процессов. Поэтому для обеспечения их непрерывности  и необходимы товарные запасы. 
При создании запасов в сфере обращения решается вопрос удовлетворения разнообразных потребностей людей путем предоставления им выбора товаров из широкого ассортимента. Решить этот вопрос без необходимых запасов невозможно. 
          При увеличении объема спроса, возникающем под действием различных, иногда случайных факторов, равно, как и сокращении его ввиду различных обстоятельств или изменений объемов предложения товаров, соответствие спроса и предложения достигается за счет товарных запасов.

       Случайные нарушения соответствия спроса и предложения должны выравниваться за счет изменения товарных запасов, которые в этом случае не только обеспечивают бесперебойную торговлю, но и в моменты изменений спроса дают возможность сохранить правильное соотношение между спросом и предложением за счет изменения своих размеров. 
            Наличие товарных запасов в обществе связано также с рациональной организацией товародвижения. Для народного хозяйства в целом является более экономичным движение товарных масс крупными транспортными единицами, например, целыми вагонами, контейнерами и маршрутами (вагонными составами). При этом появляется возможность более эффективного использования различных видов транспорта. Для этого требуется образование определенных запасов. 
            Следует также отметить, что доставка товаров до потребителей происходит с интервалами во времени. Учитывая, что потребности в товарах являются постоянными, а на поставку товаров в места их реализации могут влиять случайные факторы, способные ее задержать, образование товарных запасов оправдано. 
          Рациональное образование товарных запасов и их регулирование - важнейшее условие для обеспечения расширенного воспроизводства товаров, в том числе бесперебойной продажи товаров, все более полного удовлетворения спроса населения при минимально возможных издержках производства и обращения. 
          Товарные запасы находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией движения является потребление, причем на место потребленных товаров производство поставляет новые. Товары в продолжение большего и меньшего времени образуют запас, пока их не заменят новые экземпляры того же рода. Только посредством такого образования запаса обеспечивается постоянство и непрерывность процесса обращения. 
            Важное значение в рыночной экономике имеют вопросы, связанные с регулированием товарных запасов торговых предприятий. Основное назначение товарных запасов торговых предприятиях - обеспечивать устойчивое предложение товаров с учетом покупательского спроса. Причем предложение товаров должно быть выражено в виде сформированного ассортимента для данного типа торгового предприятия. Следовательно, ассортимент товаров является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов. 
 

 


1.Сущность товарных запасов и их функции
     Товарные  запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере товарного  обращения, а также у изготовителя и в пути. Их наличие характеризует  статичное состояние и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени. Они обеспечивают непрерывность производства, потребления и бесперебойность реализации. Определенные размеры запасов создаются в связи с сезонным колебанием спроса на некоторые непродовольственные товары при относительно равномерном их производстве и сезонном производстве сельскохозяйственной продукции при равномерном ее потреблении. Необходимость запасов обусловливают и такие факторы, как специализация и размещение промышленных предприятий, уровень развития транспортных связей, изменение средней дальности и скорости доставки товаров, размещение магазинов и др. Товарные запасы как часть товарных ресурсов представляют собой также предложение товаров на каждый данный момент. В связи с этим важно понимать, что они формируются под влиянием спроса, величина которого носит вероятностный характер. Известно, что спрос является весьма динамичной категорией. Это затрудняет его оценку вообще и не позволяет достаточно точно измерить его в процессе планирования. Такое положение объясняется отсутствием возможности точно измерить влияние на спрос целого ряда факторов (мода, социально-экономические и психологические факторы и др.) и тем, что поведение людей, которые предъявляют спрос на товары и услуги, носит субъективный характер.
     Товарные  запасы группируют по месту нахождения (в розничной и оптовой торговле, в пути, промышленности и др.), по товарному составу и многим другим признакам: на текущие, страховые, сезонные и т.д.
     Приведенные выше положения свидетельствуют  о том, что товарные запасы являются сплошной экономической категорией. Они выражают многогранные взаимоотношения между участниками хозяйственной деятельности.
     Каждый  руководитель и менеджер должен рассматривать  запасы как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства. Это стадия в оборотном  капитале, продолжительность которой  определяет потребность в денежных средствах предприятия. Обычно, чем  крупнее предприятие, тем больше должна быть величина запасов в сумме. Одновременно на размеры запасов  влияют число поставщиков, их надежность и отдаленность, складские мощности, разнообразие покупателей и их постоянство, количество заказов, прогноз цен, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота  запасов, дефицит рабочей силы, надежность поставок и т.д.
     В процессе управления товарными запасами постоянно решаются следующие задачи: определение целей управления; анализ состояния товарных запасов; оперативный  учет и контроль состояния товарных запасов; осуществление экономических  и организационно-технических мероприятий  по формированию и регулированию  товарных запасов и поддержанию  их на оптимальном уровне (в определенном соответствии с объемом и структурой его продаж).
     Цель  управления товарными запасами –  это формирование и поддержание  их величины на таком уровне, который  позволяет обеспечить бесперебойную  торговлю каждым товаром при минимальных  затратах. Для достижения этой цели руководители или менеджеры предприятия  должны определить, сколько надо хранить  запасов, когда размещать заказы и сколько заказывать единиц товара за один раз. От руководителей и менеджеров торгового предприятия требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добиваться увязки объема продаж с величиной запасов, при необходимости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовое состояние потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами и учитывать политику в области цен.
     С учетом указанных факторов в деле управления товарными запасами каждый руководитель торговой организации  должен знать ответы на такие вопросы: сколько и каких запасов должно быть в наличии и каков их оптимальный размер, как ускорить оборачиваемость средств, вложенных в запасы. В условиях рыночных отношений товарные запасы создаются для достижения поставленных целей перед торговой организацией: для обеспечения роста доли продаж на рынке, поддержания конкурентоспособности, обеспечения прибыльной работы в процессе движения и реализации товаров и др.
     Для оценки состояния товарных запасов, эффективности их использования  надежности товароснабжения используется определенная система показателей. Основные из них приводятся ниже.
     Величина  товарных запасов в сумме (в натуральных  показателях, выраженных в физических единицах количества, веса, длины, площади, объема) на конкретную дату и их уровень  в днях к объему продаж. Первый из показателей определяется по данным бухгалтерской и статистической отчетности. Уровень же рассчитывается путем деления суммы товарных запасов на определенную дату на однодневный  объем продаж того периода, в котором  эти запасы будут реализовываться. Оценка уровня запасов проводится путем  сравнения рассчитанного размера  в днях на конкретную дату с необходимой  величиной, обоснованной предприятием на каждый квартал. Уровень запасов  показывает, на сколько дней данные товарные запасы обеспечивают плановый объем продаж. На его основе изучают  состояние товарных запасов в  динамике предприятий (организаций). Этот показатель (уровень запасов) характеризует  запасоемкость объема продаж. Величина товарных запасов в сумме и днях к объему продаж и особенно их изменения служат индикатором соотношения спроса и предложения.
     Средний размер товарных запасов за определенный период. Этот показатель устанавливается при наличии информации на три и более дат по среднехронологической (на первую и последнюю дату путем деления пополам, плюс в полном объеме на промежуточные даты, и полученную таким образом сумму делят на количество данных о товарных запасах (n) за минусом единицы (n – 1), а при наличии запасов на начало и конец периода каждую из величин делят на два и суммируют (в целях упрощения этих расчетов запасы на начало и конец периода суммируют и делят на два).
     На  этой основе затем определяется товарооборачиваемость в днях. Для этого средние товарные запасы в сумме делят на однодневный объем продаж того периода, за который этот показатель рассчитывается. Оборачиваемость товаров в днях к обороту (оборачиваемость оборотных средств, вложенных в товарные запасы) сравнивают с их величиной, установленной предприятием как один из плановых показателей и в разрезе предприятий, особенно тех, которые являются конкурентами. Важно также понимать, что время обращения товаров показывает, как быстро будет продан товар и как скоро будут возмещены затраты на его производство и обращение. Этот показатель прямо вязан с показателями экономической эффективности рыночной деятельности. По его величине судят о том, как долго товар остается в форме запаса, то есть требует затрат и не приносит отдачи.
     Для характеристики скорости обращения  товаров используют и показатель, характеризующий количество оборотов за определенный период. Для расчета  оборачиваемости в разах число  дней в периоде делят на товарооборачиваемость в днях, или объем продаж делят на средние товарные запасы в сумме за соответствующий (тот же) период.
     Товарооборачиваемость в днях к обороту в целом по торговле страны характеризует продолжительность нахождения товаров в сфере обращения с момента производства товаров до момента их реализации потребителям. С точки зрения предприятия этот показатель отражает среднее время, в течение которого товары находятся на предприятии с момента оплаты счета поставщиков до момента их продажи.
     При ускорении на один день оборачиваемости  средств, вложенных в товарные запасы, высвобождается из сферы торговли сумма, равная среднему однодневному объему продаж. Однако это только часть  эффекта. За счет сокращения времени  обращения товаров ускоряется процесс  воспроизводства, обеспечиваются интенсификация развития торговли и повышение ее эффективности, уменьшаются потребность  в заемных средствах (кредитах банков и т.п.) и расходы торговых предприятий (организаций) за их использование. Перед  торговлей и другими отраслями  экономики стоит задача обеспечить ускорение оборачиваемости всех материальных и денежных ресурсов и  так организовывать хозяйственно-финансовую деятельность, чтобы не допускать  сверхнормативных (излишних для обеспечения  нормальной деятельности) запасов товарно-материальных ценностей.
     Необходимо  также учитывать следующие положения:
    на большинстве крупных и средних предприятий имеется доступная информация, которая может быть использована при контроле товарно-материальных запасов;
    на каждом предприятии целесообразно проводить группировки для всех видов товарно-материальных запасов с целью выявления среди них наиболее значимых;
    в результате ранжирования по стоимости отдельных видов запасов среди них необходимо выделять конкретные группы (до 5), контроль за состоянием которых имеет первоочередное значение в деле управления оборотными средствами предприятия;
    для наиболее значимых и дорогостоящих запасов целесообразно определять наиболее рациональный размер заказа и задавать величину резервного (страхового) запаса.
     Показатели  формирования ассортимента товаров. Перед  каждым владельцем магазинов и менеджером стоит задача выбрать из множества  производимых товаров такие, которые  пользуются спросом у покупателей. Совокупность товаров (товарных запасов), предлагаемых в магазине к реализации, называется ассортиментом. Целью формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение такого предложения, которое по широте (наличию многих видов товаров) и глубине (это  в магазинах, где предоставлено  в пределах одной группы товаров  множество их видов и сортов) позволит обеспечить запланированные объем  продаж и прибыль. В каждом магазине следует вовремя проводить упорядочение ассортимента (заменять имеющийся более ходовым), обновлять (использовать наиболее модные) и осуществлять контроль за его состоянием (выявлять, какие товары отсутствуют в продаже, хотя на них большой спрос, какие с трудом продаются, учитывать их оборачиваемость и т.п.).
     Особое  внимание при характеристике ассортимента уделяется качеству потребительских  товаров. Ежегодно в статистических сборниках публикуется информация в большом числе забракованных  и сниженных в сортности товаров (в % к общему объему проинспектированных товаров). Многие ввозимые товары не отвечают требованиям нормативной документации по качеству, безопасности применяемого сырья, материалов, компонентов, санитарным нормам, медико-биологическим требованиям.
     При изучении состояния товарных запасов  и тенденций их развития необходимо изучать и такие показатели: доля прироста объема продаж, связанная  с ускорением оборачиваемости оборотных  средств, вложенных в товарные запасы; затраты на хранение и транспортировку  на единицу стоимости товаров (в  расчете на 1000 руб. их стоимости и  т.п.); средний размер товарных запасов на 1000 руб. объема продаж в разрезе магазинов и, особенно, по сравнению с показателями конкурентов.
     Товарные  запасы выполняют следующие функции:
    обеспечение непрерывности обращения товаров;
    удовлетворение платежеспособного спроса населения;
    показателя соотношения между объемом и структурой спроса и товарным предложением.
     Функция товарных запасов, обеспечение непрерывности  обращения товаров показывает, как  и с какой цикличностью будет  поступать товар на торговое предприятие, не будет ли предприятие испытывать недостаток в товарных запасах, чтобы  обеспечить бесперебойность продажи  пользующихся спросом товаров.
     Товарные  запасы выполняют следующие функции:
    обеспечение непрерывности обращения товаров;
    удовлетворение платежеспособного спроса населения;
    показателя соотношения между объемом и структурой спроса и товарным предложением.
     Функция товарных запасов, обеспечение непрерывности  обращения товаров показывает, как  и с какой цикличностью будет  поступать товар на торговое предприятие, не будет ли предприятие испытывать недостаток в товарных запасах, чтобы  обеспечить бесперебойность продажи  пользующихся спросом товаров.
     Удовлетворение  платежеспособного спроса населения  это великая функция, которая  характеризует торговое предприятие, насколько товарные запасы в ассортиментном разрезе смогут удовлетворить самые  высокие платежеспособные спросы населения.
     Функция показателя соотношения между объемом  и структурой спроса и товарным предложением. Здесь очень важно найти ту грань между объемом и структурой спроса и товарным предложением, то есть, будет ли в полной мере товарное предложение соответствовать структуре, которая необходима в данное время и в том объеме, который будет востребован.
     Формирование  товарных запасов обусловлено следующими причинами:
             непрерывность процесса обращения;
             сезонность производства и потребления;
             неравномерность размещения производства и районов потребления
             колебания спроса и ритмичности производства;
            необходимость образования страховых резервов
     Стремление  уменьшить расходы на хранение запасов  влечет за собой увеличение числа  поставок, что повышает расходы на поддержание последних. Задача управления запасами заключается именно в том, чтобы применительно к конкретной хозяйственной ситуации решать, когда  запасать и сколько запасать, чтобы  своевременно и в необходимом  размере удовлетворить имеющиеся  потребности и при этом обеспечить минимум совокупных издержек на хранение и поставку отдельных партий товарных ресурсов. 
 
 

 

2. Методы анализа и учета товарных запасов на торговом     предприятии.
       На торговых предприятиях традиционно применяются три метода анализа и учета товарных запасов: 
1) инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могут перевешиваться и перемериваться. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму. Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и невыгодность для предприятия, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, не функционирует; 
2) снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета. Причем подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки и др.). Затем с учетом соответствующих норм производится пересчет, определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. Недостаток данного метода - меньшая точность, чем при инвентаризации; 
3) балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостаток данного метода - отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода неустановленные потери, что приводит к некоторым искажениям суммы запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятия остатков. 
           Используя балансовый метод, легко осуществлять оперативный контроль за движением товаров. Этот метод особенно эффективен при автоматизированном учете на базе компьютерной сети.

 
                   3. Управление товарными запасами. 
           Управление товарными запасами всегда имеет целью их оптимизацию, т. е. обеспечение торговой организации товарами в таком ассортименте и в таких количествах, которые максимально соответствуют предвидимому спросу. Следовательно, и этой важнейшей управленческой функции предшествует изучение и прогнозирование возможностей рынка. Управлять товарными запасами - это значит планировать определенный объем и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям. Управление должно быть систематическим. Иными словами, должен быть предусмотрен некий организационный механизм, который сам по себе обеспечивал бы поддержание нужных товарных запасов. Вмешательство руководителя должно требоваться лишь тогда, когда этот механизм почему-либо не срабатывает, а также в исключительных случаях, которые не могли быть заблаговременно предусмотрены системой и программой. 
           В практике торговли величину товарных запасов, которые необходимо иметь, определяют несколькими способами. 
1. Как отношение товарного запаса на определенную дату к объему реализации на ту же дату за некоторый предшествующий период. 
Обычно это отношение рассчитывают на начало месяца, но некоторые организации предпочитают оперировать этим показателем, рассчитанным на конец месяца. 
2. Как число недель торговли, на которое хватит данного запаса. Исходными данными служит известная (или намеченная) товарооборачиваемость. Например, на предстоящее полугодие (27 торговых недель) планируется трехкратная оборачиваемость запасов. Отсюда запас рассчитывают путем деления 27 на 3; следовательно, необходимо постоянно иметь запас, которого хватит на 9 недель торговли. Теперь прогнозируется объем реализации на предстоящие 9 недель, и отсюда получают потребные товарные запасы к началу периода. 
4. По базовому (минимальному) товарному запасу. Этот способ применим для предприятий, где оборачиваемость товарных запасов составляет 6 раз в год или менее. Товарные запасы, которые необходимо иметь на начало месяца, определяют путем сложения базового товарного запаса и намечаемого объема реализации на месяц. В формульном выражении 
Запас на начало месяца = объему реализации, намечаемому на этот месяц, + (средняя величина товарных запасов - среднемесячный объем реализации). 
           Ни один из этих методов не является безупречным на основе длительного опыта, и поэтому являются чисто эмпирическими. Поэтому нельзя дать однозначной рекомендации, какой из них применять и какой даст наилучшие результаты. Это зависит от множества конкретных факторов. Торговой организации следует оценить различные методы и выбрать тот, который больше всего подходит именно для нее. Наилучшим, естественно, следует считать такой метод, при котором потребители будут удовлетворены работой предприятия; не окажется случаев отсутствия товаров, спрашиваемых покупателями; уровень товарных запасов оптимален; товарооборачиваемость приемлемая. 
          Учет товарных запасов должен быть налажен и в физическом выражении - в штуках, единицах, массах, упаковках. Необходимо также уметь управлять этими "физическими" запасами. Ведь потребитель покупает упаковки, штуки, массы и объемы, запас должен быть так сбалансирован, чтобы потребитель мог приобрести нужные ему товары в удобном виде (расфасовке, упаковке и пр.). Учет физического товародвижения, сбор информации о продаже конкретных наименований товаров значительно сложнее, нежели получение данных в стоимостных показателях. Между тем руководителям торговли просто необходимо знать, какие фасоны, размеры, расцветки пользуются спросом, а какие не идут. В мелких магазинах сбор подобных данных не представляет труда, но на крупных розничных предприятиях и оптовых базах с их чрезвычайно широким ассортиментом и огромными товарными массами необходимо предусматривать специальные - иногда весьма сложные - системы сбора такой информации. 
          Во всяком случае, непременной предпосылкой управления товарными запасами является учет реализации по возможно более дробным товарным группам. Основным техническим средством решения этой задачи является применение, например, в узлах расчета магазинов таких контрольно-кассовых машин, которые могут аккумулировать и выдавать расчлененные итоги. Современные контрольно-кассовые машины способны выдавать весьмадетализированнуюинформацию.  
          Чтобы управлять товарными запасами, необходимо в любой момент времени точно знать величину текущих товарных запасов в стоимостном выражении. На предприятиях, торгующих легковыми автомобилями, мебелью, бытовыми электроприборами длительного пользования и другими дорогими товарами, достаточно точные данные о текущих товарных запасах руководители могут получить из книг и документов бухгалтерского учета. Но универсальные магазины, розничные и оптовые предприятия с преимущественно продовольственным ассортиментом, галантерейные магазины не в состоянии вести столь оперативный и подробный учет - их чрезвычайно широкий и разнообразный ассортимент сделал бы обширные бухгалтерские операции неоправданно трудоемкими и дорогостоящими. Поэтому они вынуждены время от времени производить инвентаризацию товарных запасов, т. е. фактически пересчитывать, перевешивать, перемерять все имеющиеся запасы товаров. Эта процедура очень дорогая и требующая много времени; в результате инвентаризацию проводят сравнительно редко, а текущие товарные запасы определяют исходя из данных последней инвентаризации и данных бухгалтерского учета за последующий период.
 

 


4. Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров
     Как фактические, так и плановые товарные запасы отражаются как в абсолютных суммах, т.е. в рублях, так и в  относительных величинах, т.е. в днях запаса.
     В процессе анализа фактическое наличие  запасов товаров следует сопоставить  с нормативом запасов, как в абсолютных суммах, так и в днях запаса. В  результате этого определяются сверхнормативные товарные запасы либо величина незаполнения норматива, дается оценка состояния товарных запасов, а также устанавливаются причины отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов.
     Основными причинами образования сверхнормативных запасов товаров могут быть следующие: невыполнение планов товарооборота, завоз товаров в торговую организацию в количествах, превышающих спрос на них, нарушение сроков поставки товаров, некомплектность поставляемых товаров, нарушение нормальных условий хранения товаров, приводящее к ухудшению их качества и др.
      Исходные данные для анализа товарных запасов представим в следующей  таблице: (в тыс. руб.)
Показатели По плану Фактически Отклонение  от плана
1. Сумма  годового розничного товарооборота 12000 12480 + 480
2. Однодневный  товарооборот  33,3 34,7 + 1,4
3.Величина  товарных запасов 3420 4125 + 705
4. Товарные  запасы текущего хранения 3420 4060 + 640
5. То  же, выраженное в днях запасы  10 117 + 14
6. Среднегодовые  товарные запасы 3200 4092 + 892
     По  данным этой таблицы сделаем вывод  о соответствии фактических товарных запасов нормативу. Необходимо учитывать, что плановая величина товарных запасов в сумме 3420,0 тыс. руб. устанавливалась в соответствии с намечавшейся ежедневной продажей товаров на сумму 33,3 тыс. руб. Однако фактическая ежедневная продажа товаров равнялась 34,7 тыс. руб. Отсюда вытекает, что для поддержания увеличившегося объема реализации товаров необходимо иметь большую величину товарных запасов, чем это предусматривалось планом. Вследствие этого запас товаров на конец года нужно сопоставить с фактической однодневной реализацией товаров, умноженной на плановую величину товарных запасов в днях.
     Поэтому в анализируемой торговой организации  принимая во внимание увеличившийся  товарооборот имеет место сверхнормативный товарный запас в сумме:
     4125 — (34, 7 * 103) = 551 тыс. руб.
     Теперь  рассмотрим относительные показатели — запасы в днях (остатки в  днях запаса). На величину запасов в  днях оказывают влияние два основных фактора:
    изменение объема товарооборота;
    изменение абсолютной величины товарных запасов.
     Первый  фактор оказывает обратное влияние  на величину запасов в днях
     Из  последней таблицы следует, что  величина товарных запасов, выраженная в днях, увеличилась на 14 дней. Определим  влияние названных факторов на это  отклонение.
     За  счет повышения суммы розничного товарооборота относительная величина товарных запасов текущего хранения уменьшаюсь на величину: 3420 / 34,7 — 3420 / 33,3 = -4,4 дня.
     За  счет увеличения абсолютной суммы товарных запасов текущего хранения относительная  величина этих запасов возросла на 4060 /12480 — 3420 /12480 = +18,4 дня.
     Общее влияние двух факторов (баланс факторов) составляет: — 4,4 дня + 18,4 дня = +14 дней.
     Итак, запасы товаров, выраженные в днях, увеличились исключительно за счет роста абсолютной суммы товарных запасов. В то же время повышение  суммы розничного товарооборота  снизило относительную величину товарных запасов.
     Затем следует установить влияние отдельных  факторов на величину среднегодовых  запасов товаров. Такими факторами  являются:
    Изменение объема товарооборота. Данный фактор оказывает прямое влияние на величину среднегодовых товарных запасов
    Изменение структуры товарооборота. Если в общей сумме товарооборота увеличивается удельный вес товаров, имеющих медленную оборачиваемость, то запасы товаров увеличатся, и наоборот, при росте доли товаров с более быстрой оборачиваемостью товарные запасы будут снижаться.
    Оборачиваемость товаров (товарооборачиваемость). Этот показатель приближенно характеризует среднее время (среднее количество дней), спустя которое денежные средства, направленные на формирование товарных запасов, возвращаются обратно в торговую организацию в виде выручки от продажи товаров.
     Имеем следующие значения показателя оборачиваемости  товаров:
    по плану: 3200 х 360 / 1200 = 96 дней.
    фактически: 4092 х 360 / 12480 =118 дней.
     Следовательно, в анализируемой торговой организации  имело место замедление оборачиваемости  товаров по сравнению с предусмотренной  планом на 118 — 96 = 22 дня. При анализе необходимо установить, какие причины обусловили замедление оборачиваемости товаров. Такими причинами служат накопление сверхплановых товарных запасов (как в рассматриваемом примере), а также снижение суммы товарооборота (в анализируемой торговой организации это явление не имело места)
     Вначале следует рассмотреть оборачиваемость  по всем товарам в целом, а затем  — по отдельным видам и группам  товаров.
     Определим способом цепных подстановок влияние  перечисленных трех факторов на величину среднегодовых запасов товаров. Исходные данные:
     1. Среднегодовые товарные запасы:
    по плану: 3200 тыс. руб.
    фактические: 4092 тыс. руб.
     2. Розничный товарооборот:
    по плану: 12000 тыс. руб.
    фактически: 12480 тыс. руб.
     3. план по розничному товарообороту  выполнен на 104 %. товарооборачиваемость составляет:
    по плану: 96 дней;
    фактически 118 дней.
 
Взаимосвязанные факторы  
Способ  расчета
 
Среднегодовой запас товаров в тыс. руб
Объем товарооборота Структура товарооборота Оборачиваемость товаров
План План План - План 3200
Фактически План План 3200*104/100 Расчетн. 3328
Фактически Фактически План 12480*96/360 Расчетн. 3280
Фактически Фактически Фактически - Факт. 4092
     Таким образом, среднегодовой запас товаров  увеличился по сравнению с планом на сумму: 4092 — 3200 = + 892 тыс. руб. Это произошло  за счет влияния следующих факторов:
    увеличения объема товарооборота: 3328 — 3200 = + 128 тыс. руб.
    изменения структуры товарооборота в сторону увеличения в нем доли товаров с более быстрой оборачиваемостью: 3280 — 3328 = — 48 тыс. руб.
    замедления оборачиваемости товаров: 4092 — 3280 = +812 тыс. руб.
Общее влияние  всех факторов (баланс факторов) составляет: + 128-48 + 812 = +892 тыс. руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.