На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Пути перехода к рыночной экономике

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение
    Понятие и признаки переходной экономики
    Модели переходной экономики
    Специфика переходного процесса в российской экономике
Заключение
Список литературы 

 

     
     В преддверии ХХI в. наша страна начала переход  к рыночной экономике, рыночному  хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.  
 
Необходимо подчеркнуть, что не существует структуры рыночной экономики без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следует эту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства? Представляет ли собой структура рыночной экономики наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности структуры рыночной экономики.  
 
Необходимо отметить, что происходящие в России процессы сделали особенно актуальными теоретические проблемы общественной эволюции.  
 
В настоящее время широкое распространение получил взгляд на российскую экономику, как экономику переходную осуществляющую движение от административно-командного устройства к рыночному.  
 
Тезис о создании в России рыночной экономики сделался общим местом теоретических построений, относящихся к характеристике современной российской экономической реформы. И тем не менее само по себе массовое распространение названного тезиса еще не свидетельствует о его научной определенности, практической четкости.  
 
Обращает на себя внимание прежде всего то обстоятельство, что сам по себе термин "рыночная экономика" одинаково может быть использован для характеристики экономических систем как высокоразвитых, так и малоразвитых стран. А это означает, что перспектива рыночного реформирования российской экономики оказывается размытой. Так появляется необходимость в подключении дополнительных характеристик, которые могли бы уточнить смысл российских экономических преобразований. Названные характеристики должны формироваться на основе представлений, раскрывающих общественное развитие как движение системы или систем. Несистемный подход к общественным процессам объективно снижает качество таких характеристик, делает их случайными, несущественными, необоснованными.  
 
Целью данной курсовой работы является исследование современных концепций рыночной экономики и ее влияния на экономику России.
 

     Введение 

     Мировое сообщество вступило в XXI век, который уже получил определение «переходная эпоха». Суть переходной эпохи - переход к состоянию «устойчивого (sustainable) развития», основу которого составляет здоровое будущее, построенное на адекватной экологической базе.
     Прикладное  понимание понятия «переходность» обусловлено необходимостью обозначить одним конкретным термином всю совокупность социально-экономических явлений  в постсоциалистических странах  после принятия властями политического  решения ликвидации монополии государственной собственности, чрезмерной централизации управления и восстановления рыночных отношений, основанных на развитом институте частной собственности.
     Тема  актуальна для изучения, т.к. позволяет  рассмотреть особенности переходного  периода экономики.
     Целью данной работы является описание сущности переходной экономики. Для достижения цели необходимо последовательно решить следующий ряд задач:
    описать понятие и признаки переходной экономики;
    охарактеризовать модели переходной экономики;
    выявить специфику переходного процесса в российской экономике.
     Методами  исследования избраны: описание, анализ литературы, синтез информации.
     Работа  написана на основании учебной литературы отечественных авторов. 

 

      Сущность рыночной экономики
     1. Понятие и признаки переходной экономики 

     Смена одной хозяйственной системы  на другую не происходит одномоментно. Для полной замены требуется определенный интервал времени.
     Переходная  экономика (переходный период в экономике) - это хозяйственные процессы в период перехода от одной хозяйственной системы к другой.
     Хозяйственные процессы в переходный период существенно  отличаются от аналогичных процессов  внутри какой-либо хозяйственной системы. Переходная экономика имеет ряд  отличительных признаков:
     I. Неустойчивость. Это означает, что в переходный период происходят постоянные изменения, одни формы хозяйствования заменяются на другие. Причем изменения переходной экономики отличаются от изменений внутри хозяйственной системы. Изменения эти являются безвозвратными, то есть новые элементы меняют старые навсегда. Напротив, изменения внутри системы могут быть безвозвратными, то есть новые элементы вводятся временно (например, жесткое государственное регулирование вводится только на период кризиса, а в период стабильности отменяется).
     Изменения переходного периода охватывают все стороны хозяйственной жизни общества. Тем не менее, изменения переходного периода неравнозначны по своему влиянию. Среди них выделяются два, которые являются необходимыми и достаточными для смены одной хозяйственной системы на другую. Этими изменениями являются:
    изменение господствующей формы собственности на производственные ресурсы (труд, земля, капитал);
    изменение господствующего способа ценообразования на товары и услуги.
     Если  хотя бы одно из этих изменений не состоится, то новая хозяйственная система не сможет прийти на смену старой. Каждой хозяйственной системе соответствует своя господствующая форма собственности на производственные ресурсы (что не исключает наличие других форм, с меньшим удельным весом).
     Для традиционной системы - это коллективная форма собственности.
     Для рыночной - частная.
     Для командно-административной - государственная.
     Точно также каждой хозяйственной системе  соответствует свой главенствующий способ ценообразования. Главным фактором цены в традиционной системе являются обычаи и традиции, для рыночной - состояние конъюнктуры (соотношение спроса и предложения), для командно-административной - решения государства. По вышеуказанным критериям нельзя считать смену системы экономики «совершенной конкуренции» на «смешанную» экономику сменой хозяйственной системы в целом (господствующей формой собственности осталась частная, а ценообразование, в большинстве своем, продолжало основываться на рыночной конъюнктуре).
     Изменения в переходном периоде имеют различные качественные характеристики. Они могут быстро осуществляться в ходе сознательной деятельности людей, а могут растягиваться на столетия. Наконец, переходные изменения могут иметь как прогрессивное, так и регрессивное значение для экономического развития соответствующей страны.
     С этой позиции (качественного характера) изменения переходного периода  можно классифицировать следующим  образом:
     -естественно-эволюционные изменения. Эти изменения происходят длительное время (до нескольких столетий); осуществляются они, в целом, независимо от сознания людей, в начале, нововведения существуют в виде обычаев и традиций, а затем закрепляются в законах; наконец, эти изменения имеют прогрессивный характер, т.е. способствуют дальнейшему развитию экономики (новые элементы заменяют старые только тогда, когда они полностью исчерпывают свой ресурс развития). К естественно - эволюционным изменениям можно отнести такие, как замена натуральных отношений на товарные, мануфактурного производства - на фабричное, замена локальной торговли на мировую и т.п.;
     -естественно-реформаторские изменения. Они осуществляются быстро, в ходе сознательной деятельности людей. Они сразу закрепляются в законодательных актах, также носят прогрессивный характер. Естественно-реформаторские изменения однонаправлены с естественно-эволюционными, они только ускоряют развитие последних. Экономическая история России дает нам яркие примеры естественно-реформаторских изменений (отмена крепостного права, введение фермерства в ходе реформ П.А. Столыпина). В зарубежной истории можно привести такие примеры, как кодификация прав собственности при Наполеоне (Гражданский кодекс Наполеона), законодательное оформление государственного регулирования экономики в ходе «Нового курса» Ф. Рузвельта;
     -искусственно-революционные изменения. Они также осуществляются быстро, являются результатом сознательной деятельности людей, закрепляются в законах и иных юридических актах. Однако эти изменения всегда регрессивны. Новые элементы меняют старые тогда, когда они еще далеко не исчерпали свой ресурс развития. Более того, новые элементы качественно хуже старых элементов. Таким образом, в результате искусственно-революционных изменений экономика страны оказывается отброшенной далеко назад и переживает глубокий кризис. Такие изменения осуществляются не ради экономического прогресса общества, а ради неэкономических целей (например, высокого уровня политической власти). Наиболее ярким примером таких изменений являются все экономические преобразования коммунистов в России после переворота 1917 г. Упраздненные ими рыночные отношения являлись гораздо более эффективным механизмом, чем командно-административная система, пришедшая им на смену.
     Изменения в переходной экономике можно  классифицировать и, с точки зрения, территориального распространения. С этой позиции переходные изменения могут быть локальные и глобальные.
     Локальные изменения - это изменения в переходной экономике отдельной страны. К примеру, к таким изменениям могут относиться отмена цеховой системы в Голландии в середине XVI в., или приватизация государственного имущества в России в начале 90-х годов XX в.
     Глобальные  изменения - это изменения переходной экономики, охватывающие весь цивилизованный мир. К таковым можно отнести замену натурального хозяйства товарным, мануфактурного производства - фабричным и т.п.
     II. Альтернативность. Это означает, что переход к новой хозяйственной системе может осуществляться различными способами.
     Вообще всегда существует несколько вариантов перехода. Они могут различаться по технике осуществления, идеологическими установками, сроками осуществления и т.п. Как правило, альтернативные варианты являются несовместимыми друг с другом, зачастую они даже враждебны.
     Варианты создания новой хозяйственной системы теоретически сформулированы в виде практических программ, которые составлены видными учеными-экономистами, за которыми стоят конкретные социальные слои населения, крупнейшие корпорации, политические партии.
     Альтернативность  переходной экономики предполагает наличие проблемы выбора пути создания новой хозяйственной системы, потому что необходимо выбрать только один вариант. Этот выбор имеет очень важное значение. От выбора способа перехода к новой системе во многом зависят качественные характеристики этой системы.
     В зависимости от способа перехода созданная новая хозяйственная система может способствовать дальнейшему развитию экономики страны, а может его сдерживать. Любая переходная экономика дает множество примеров альтернативности. Наиболее яркие примеры существуют в современных посткоммунистических странах. В самом общем виде, альтернативность там проявилась в существовании двух противоположных концепций: концепций «градуализма» и концепции «шоковой терапии» (постепенный и радикально быстрый варианты перехода к рыночной хозяйственной системе) [2, с.20-22].
     III. Историчность. Это понимается так, что переходные процессы в любой стране являются уникальными и неповторимыми, поскольку основываются на национальных традициях и обычаях. В принципе любая переходная экономика также уникальна, как уникальна любая национальная экономика. Еще в середине XIX в. экономисты исторической школы (Ф.Лист, Г. Шмоллер, А. Рошер, Г. Гильдебранд) убедительно доказали, что национальная специфика в экономических процессах сильнее так называемых общих закономерностей. Поэтому эти закономерности проявляются в разных странах абсолютно по-разному. Успех переходных преобразований, в первую очередь, зависит от того, соответствуют ли они национальным особенностям конкретной экономики. Чем больше будет такого соответствия, тем менее болезненным станет переход к новой хозяйственной системе, а сама хозяйственная система - эффективнее.
     Практически, подтверждается в национальной специфике переходных процессов в таких странах как Венгрия, Чехия, Словакия. Китай (в начале 90-х годов XX в.). Это наиболее успешные варианты построения рыночной экономики, основанные на соблюдении национальных традиций. Другим примером являются страны бывшего СССР. Применение моделей переходных преобразований без учета национальных традиций привело к негативным последствиям. Заимствованные схемы преобразований все равно приняли национальный колорит только в отрицательном смысле. Данный признак проявляется еще и в том, что если применить одинаковую программу переходных преобразований в двух разных странах, то она неизбежно даст абсолютно разный эффект (как в плане результата, так и в плане развития).
     IV. Кризисностъ. Ни один переходный период не проходит безболезненно. В данный интервал времени неизбежны кризисные явления. Они возникают по следующим причинам:
    Переходный период начинается тогда, когда существующая хозяйственная система исчерпывает свой ресурс развития и входит в состояние тяжелого хронического кризиса. Поэтому весь переходный период идет медленное, постепенное преодоление кризисных явлений старой системы. Некоторые из них преодолеваются быстро, другие медленно. К примеру, в России в 90-е годы XX века достаточно быстро был преодолен товарный дефицит. Однако такие элементы командно-административной системы как коррупция, крайняя неравномерность уровня доходов, бюрократизм, правовой нигилизм не преодолены до сих пор и перспектива их преодоления не просматривается.
    Зарождающаяся новая хозяйственная система является еще несовершенной и неустоявшейся, ее функционирование неизбежно сопряжено с кризисными явлениями, присущими уже ей самой. Так, в период перехода к рыночной системе любая экономика сталкивается с элементами ее кризиса: инфляцией, безработицей и др. Только по мере совершенствования новой системы она преодолевает кризисные явления, превращая их из хронических в периодические.
     Таким образом, любой переходный период сочетает в себе кризисные явления, присущие как уходящей, так и приходящей системе. Эти кризисные явления  можно смягчить (за счет правильной политики преобразований). Но полностью  избежать их практически невозможно. 

     2. Модели переходной экономики 

     В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них  называется «градуализм» (от английского  слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия». Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не является строгим научным термином для обозначения экономических процессов. Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономической литературе.
     Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.
     Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Хотя эта страна относится к посттоталитарному типу, китайский опыт настолько удачен, что может служить образцом для подражания и в постсоциалистических государствах.
     С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны Запада.
     Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Оно поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым. Политическая стабильность, способность создать благоприятные условия для предпринимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Китай иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в пятнадцать - десять раз превышает накопленный объем иностранных инвестиций в РБ. Очень удачным решением оказалось создание свободных экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производства с использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы [6, с. 383].
     В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее перевести  на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепенную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование. Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия тяжелой промышленности не станут конкурентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать. Однако они считают, что государство по мере возможности должно субсидировать их с тем, чтобы кризис тяжелой промышленности не повлек за собой опасных экономических и социальных последствий.
     Китайский опыт безусловно заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что китайскому руководству  удается совмещать реформы с  быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.
     Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного  слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений  на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий.
     Нетрудно  увидеть, что китайские реформы  проводятся в благоприятных условиях политической стабильности, когда государство  имеет возможность добиться исполнения своих решений. В чем причины этой стабильности, отличающие преобразования в Китае от реформ в России, Беларуси и других странах постсоветского пространства? Во-первых, в Китае на данный момент нет движения к политической демократии и связанного с ней столкновения интересов и мнений, а сохраняется власть Коммунистической партии. Во-вторых, благодаря национальной и культурной гомогенности (однородности) общества Китай почти не сталкивается с проблемами национального сепаратизма и противоречий между Центром и регионами. Очевидно, что такое положение дел сильно отличается от ситуации других постсоветских стран. Поэтому китайский опыт в целом невоспроизводим, например, в России, хотя отдельные его элементы могли бы найти использование [6, с. 384].
     «Шоковая  терапия». Переход к рыночной экономике поставил вопрос о путях проведения рыночных преобразований. От его решения зависят последовательность проводимых мероприятий, состав реформаторских мер и др. В настоящее время в практике проведения курса реформ существуют два альтернативных пути: быстрых радикальных реформ - «шоковая терапия» и постепенного, эволюционного перехода.
     «Шоковая  терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями.
     Монетаризм  исходит из того, что рынок - это  самая эффективная форма экономической  деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного  периода должны происходить с минимальным участием государства. Действительно, как показывает теория общественного выбора, государство не есть некий абстрактный институт. Оно возглавляется конкретными людьми, которые заинтересованы в сохранении своего социального статуса и потому не расположены к тому, чтобы допустить автономное функционирование экономики.
     Исходя  из этих соображений, монетаристы делают очень большой упор на либерализацию  экономики, полагая, что это обеспечит  самоорганизацию рынка. В самом  деле, опыт переходных экономик подтверждает тезис неоклассической теории о том, что хозяйствующие субъекты (фирмы, предприниматели) в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организации (институты) без всякого вмешательства государства. Например, товарные биржи и посреднические компании, многие частные компании и банки, а также неформальные кодексы ведения бизнеса возникли исключительно по инициативе самих предпринимателей. Вместе с тем современная теория говорит о возможности возникновения и устойчивого существования институтов, пагубных для экономики, например, преступных сообществ или неэффективных форм производства и торговли. Кроме того, саморазвитие рынка на основе либерализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализации недостаточно; она должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства.
     Согласно  монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма [6, с. 385].
     Финансовая  политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение  так называемых жестких бюджетных  ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.
     В наиболее последовательном виде эта  доктрина была реализована в Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два - три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании с бурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три - четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.
     Недолгая  история переходной экономики показывает, что почти все постсоциалистические страны в той или иной степени  руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах - например, в Польше, Чехии и Эстонии - этот опыт был вполне успешен.
     Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На начальном этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стремительная инфляция и развал экономики в этот период сопровождаются распадом старых органов государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление последовательного экономического курса. Только немногие страны, обеспечившие плавный переход от государственности советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность рыночных преобразований [6, с. 386].
     Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции  трансформации во многом зависит  от исходного состояния дел в  стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т. е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.
     Это справедливо не только для градуалистской, но и для либеральной концепции, реализация которой требует болезненных реформ в системе государственных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты прав собственности, противодействия обороту незаконных платежных средств (в том числе иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и других действий государства. (Отметим, что вопреки распространенному мнению, либеральное государство чрезвычайно жестко и последовательно в защите закона и прав граждан; его либеральная природа проявляется не в безвластии, а в невмешательстве в те сферы общественной и экономической жизни, где предпочтительна частная инициатива).
     Программа «шоковой терапии» предлагает следующий  пакет мер:
    Реформа цен и рынка (либерализация экономики): реформа внутренних цен; либерализация системы распределения; либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков.
     2. Развитие частного сектора —  приватизация: малая приватизация  и развитие частного сектора;  крупномасштабная приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий.
     3. Пересмотр роли государства: ограничение  права государственной собственности;  ограничение прямой хозяйственной  деятельности; усиление регулирующей  функции в социальной сфере.
     4. Макроэкономическая стабилизация: новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы, законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.
     Содержание  пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:
     Первый  пакет мер - меры по либерализации экономики связаны с переходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли и транспорта. Очень важный момент в комплексе системных преобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых ресурсов [6, с. 387].
     Второй  пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается в четкой формулировке прав государственной собственности и разделении функций государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление программ приватизации. Оформление гарантированных прав частной собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провести без ликвидации крупных монополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы, прекращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий.
     Третий  пакет мер требует переосмысления роли государства в экономике: оно  должно отказаться от прямой собственности  и контроля за производством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задача государства - реформировать систему социального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Государство должно установить соответствующие юридические рамки для коллективных сделок и деятельности частного сектора и сформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение. Необходимо реформировать основные правительственные институты, включая центральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.
     Четвертый пакет мер - макроэкономическая стабилизация пред- ' полагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в виде излишнего количества денег у населения и предприятий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.