На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Современные представления об отклоняющемся развитии одаренные дети

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Российский Государственный  Педагогический Университет
Психолого-Педагогический факультет
Кафедра психологической  помощи
 
 
 
 
Ре Курсовая работа
Ре
Современные представления  об отклоняющемся развитии – одаренные  дети.
 
 
Выполнила студентка 3 курса  ИДО ОЗО 
Захарова Екатерина Андреевна
 
   р                                                                  
младший школьник
 
.
 
Санкт-Петербург
2011 год
Содержание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1
Введение.
 
Определение «степени нормальности»  человека — сложная и ответственная  междисциплинарная проблема. Личностно  ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной, так и мировой  системы образования на всех его  уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми знаниями и навыками, позволяющими ему обеспечить «индивидуальную  траекторию развития» не только так  называемого среднестатистического  ребенка, но ребенка, отличающегося  яркой индивидуальностью и неповторимостью.
В связи с этим «норма»  по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается»  и рассматривается в различных  значениях.
Статистическая норма  — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует  средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции  людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических  качеств особенно важна на этапе  первичной диагностики психического состояния ребенка при определении  характера основного нарушения, его выраженности. Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т. п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в  пределах стандартного квадратичного  отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц  данной возрастной категории, пола и  т.д. Имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, обеспеченные соответствующей системой диагностических методов, позволяют  квалифицировать с большей или  меньшей точностью наблюдаемые  особенности детского развития как  индивидуальные варианты нормативного развития или как «отклонения» (так  называемая кривая Гаусса). Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних величин, тем с  большим основанием можно квалифицировать  данный случай как отклонение (рис. 1).
2

Рис. 1. Процентное распределение  случаев под кривой нормального  распределения Гаусса
Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.
Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом (СНОСКА: Понятие тренд — в научной литературе часто используется как синоним понятий «склонность», «тенденция», «направление», «путь».) развития каждого человека. Другими словами, это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений. В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума — с другой.
Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные  первичные нарушения, и является основным критерием эффективности  оказываемой ребенку помощи. Именно данное состояние можно рассматривать  в качестве основного показателя душевного здоровья человека
3
и рассматривать его в  качестве критерия оптимального уровня социально-психологической адаптированности.
«...Мы считаем ребенка  нормальным:
а)когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;
б)когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;
в)когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.
Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности или анормальности  детей и подростков». Идеальная  норма — это некое оптимальное  развитие личности в оптимальных  для нее социальных условиях. Можно  сказать, что это высший уровень  нормы функциональной.
Во всем мире проблема одаренности  вызывает все больший интерес  после того, как  в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась яростным нападкам. Отношение  в отечественной психологии было неоднозначным.
 С одной стороны,  существовали школы для одаренных  детей, проводились многочисленные  соревнования (интеллектуальные, музыкальные,  спортивные и др.), позволявшие  выявлять детей с выдающимися  способностями.
 С другой стороны,  идеи равенства неоправданно  распространялись и на сферу  способностей. Элитарность в обучении, тесты для идентификации  одаренности  часто подвергались резкой критике. 
 
4
Долгое время одаренных по сути дела в нашей стране не существовало. Провозглашался ханжеский лозунг: “Неспособных детей нет!”. Все объявлялись одаренными. А раз все дети одарены от природы в равной степени, то надо ли заниматься талантами, разрабатывать для них особые методы обучения и воспитания, готовить учителей. Сказывались предубеждения, обусловленные недооценкой индивидуально-природных предпосылок развития.
В последние годы проблема различий между детьми по одаренности  “вышла из тени” и вызывает большой  интерес. Сегодня модной стала проблема детской одаренности. Везде и  всюду ищут таланты, развивают таланты, создают фонды для помощи талантам.
С 1975 г. существует Всемирный  совет по одаренным и талантливым  детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию незаурядных детей, организует международные  конференции. В развитых странах  широко практикуется выявление, диагностирование одаренных детей.
За рубежом накоплен весьма поучительный опыт по разработке особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Большое внимание уделяется подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к учению и творческими детьми.
Человек, наделенный развитыми  способностями, другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому  строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Еще один важный момент. Чаще всего мы говорим об одаренных детях, как об опережающих  в своем развитии сверстников. Но есть и другая сторона одаренности, гораздо более трудная и для  учителей и для родителей. Это  одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут  быть не такими уж выдающимися, что  мешает окружающим вовремя угадать  этот дар.
Среди зарубежных ученых, занимавшихся проблемой детской одаренности, можно выделить Дж. Рензулли, Ф. Монкса, П. Торренса, Дж. Гилфорда и др. Среди отечественных ученых Л. С. Выготский ,Н. С. Лейтес, Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин, В.А. Моляко, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн.
5
Глава 1. Понятие  одаренности.
Впервые одаренностью стал заниматься Гилфорд. После 2-й Мировой войны работал в Пентагоне, разрабатывал по заказу программы для выявления одаренных детей (умственная одаренность). С тех пор в США факт необходимости работы с одаренными детьми означал признание государственной важности этой проблемы. Цель: выявить детей, которые могли стать двигателями прогресса и дать им развитие.                                     В советской психологии (Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн) намечалось понимание того, что одаренность есть нечто большее , чем сумма способностей, а именно включает не только количественный, но и качественный компонент. Но данный подход не был ни проработан концептуально, ни обеспечен методически.
Так Б. М. Теплов предлагает следующее определение: «…Одаренность понимается как то качественно-своеобразное сочетание способностей, о которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнений той или иной деятельности». При этом автор считает: «…нельзя говорить об одаренности вообще. Можно говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности». 
Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения  одаренности, которое было предложено Комитетом образования США. Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающие следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству).
Наиболее удачным можно  считать определение одаренности, предложенное К.К. Платоновым. Он утверждал, что одаренность - это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп развития.
6
В современной психолого-педагогической науке принято рассматривать одаренность как явление динамическое. Психика человека - результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Поэтому и детская одаренность реально всегда предстает перед нами как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов.
В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна  и Б.М. Теплова сделана попытка  дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.
Иногда способности считают  врожденными, "данными от природы". Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
На развитие способностей оказывает влияние особенности  высшей нервной деятельности.
Способности различаются  по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени  развития.
Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного  выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на: математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т.д.
По широте различаются: общие и специальные способности.
Специальные способности  являются условиями, необходимыми для  успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К  ним относятся, например, музыкальный  слух, музыкальная память и чувство  ритма у музыканта, "оценка пропорций" у художника,
7
педагогический такт у  учителя и т.п. Общие способности  необходимы для выполнения различных  видов деятельности.
Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и  художнику, и писателю, и врачу, и  педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности поэтому принято называть общими.
Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая  способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.
Качественно своеобразное сочетание  способностей, необходимых для успешного  выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или  общей (к различным видам деятельности).
Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие творческого подхода.
 
8
1.1.Типология одаренности.
Понимание типологии одаренности  – это первый и необходимый  шаг на пути конкретной работы с  одаренными учениками, действенной  помощи в развитии, укреплении и  реализации их незаурядных возможностей. В обширной психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам  одаренности, рассмотрим некоторые  из них.
Одаренность общая  и специальная.
Исследователи традиционно  спорили о том, существует ли так  называемые «общая одаренность» как  универсальная способность или  дар всегда конкретен и проявляется  только в одной или нескольких сферах.
Большая часть ученых склоняется к тому, что одаренность – интегральное (суммарное общее) личностное свойство. Иначе говоря,–если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.
Но также традиционно  существует и другая точка зрения. Сторонники ее полагали, что видов  одаренности существует столько, сколько  может быть найдено точек приложения человеческой активности. Согласно этому  подходу, одаренность всегда конкретна, и нельзя говорить об одаренности  вообще, нужно говорить об одаренности  музыкальной, математической и т. д.
Однако исследования специалистов убедительно свидетельствуют в  пользу того, что одаренность интегральное свойство личности.
Специализированная одаренность  в природе – большая редкость.
Этот вопрос нужно рассматривать  и в возрастном аспекте. Одаренность  на разных возрастных этапах (старший  дошкольный и младший школьный возраст) менее дифференцирована и должна преимущественно рассматриваться  как универсальная (общая) способность. Но с возрастом на генетический фон  накладывается влияние средовых факторов. В результате одаренность  приобретает предметную направленность, реализующиеся в каком-либо виде деятельности. В этот период большинству  детей далеко не безразлично, чем  заниматься.
 
 
9
Творческая и  интеллектуальная одаренность.
Экспериментально было выявлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого  по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного  мышления. В этом случае человек  может быть успешен в учении, но беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве. В отличие от этого  высокий уровень креативности, как правило, невозможен без высокого уровня развития интеллектуальных способностей (способностей к конвергентному, логическому мышлению).
Есть у этого явления  и возрастной аспект. В психологии есть понятие «наивная креативность». Еще Л. С. Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. На ранних возрастных этапах (дошкольный, младший школьный возраст) высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству (креативность) в дальнейшем быстро снижается.
 
1.2 Особенности детей с  различными видами одаренности
 
Когда речь заходит о составлении  специальных учебных программ для  одаренных детей, часто возникает  следующий вопрос: “Какого ребенка  считать одаренным?” Ни один одаренный  или талантливый ребенок не похож  на другого, но приводимые ниже шесть областей или сфер одаренности охватывают способности большей части детей.
Психомоторная одаренность. Этот вид одаренности хорошо известен. Он заключается в высоком уровне способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик). Психомоторная одаренность получила
повсеместное признание, ее особый статус не вызывает бурных дискуссий  и обвинений в недемократизме.
10
Ребенок проявляет большой  интерес к деятельности, требующей  тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение; обладает широким  диапазоном движения; прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; для своего роста обладает исключительной физической силой.
Художественная  одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Дети, обладающие художественной одаренностью, уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они нуждаются в понимании со стороны учителей и сверстников.
Общая интеллектуальная одаренность. Дети с общей интеллектуальной одаренностью овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Зачастую они знают многое, о чем их сверстники и не подозревают, демонстрируют способности к практическому приложению знаний.
Академическая одаренность. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения - в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье.
Особо выделен такой вид  одаренности, как творческая (или творческое, продуктивное мышление). До сих пор продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Одни специалисты считают, что всякая одаренность - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность
11
порождается или способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано, или способностью продуцировать, выдвигать новые  идеи, изобретать. Целесообразность выделения  творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные  учебные программы и учебный  процесс дают мало возможностей для  ее проявления и развития.
Ребенок с данным видом  одаренности чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой  уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень; часто делает все по-своему; изобретателен в изобразительной  деятельности, в играх, в использовании  материалов и идей; способен продуцировать  оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности  и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Лидерская одаренность (используются также понятия “социальная одаренность”, “социальный интеллект”, “организаторские способности”). Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений.
Ребенок легко приспосабливается  к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении  посторонних людей сохраняет  уверенность в себе; генерирует идеи и решения задач; в общении  со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные  для его возраста; другие дети часто  обращаются к нему за советом и помощью.
Если непредвзято взглянуть  на педагогическую практику, то несложно заметить, что реально принято  выделять обычно четыре категории одаренности. Безусловно, данная точка зрения не точна, она является не идеальным  представлением, а объективно существующей педагогической реальностью.
Тем не менее, одаренными чаще всего называют:
Детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
12
Детей с высоким уровнем  творческих способностей;
Детей, достигших успехов  в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др. – их чаще называют талантливыми);
Детей, хорошо обучающихся  в школе.
 
1.3 Особенности личностного  развития одаренных детей
 
При всем индивидуальном своеобразии  реальных проявлений детской одаренности  существует довольно много черт, характерных  для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.
Ценность их в том, что  они почти всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого  внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных  детей от их условно “нормальных” сверстников. Знание их необходимо для  адекватного построения педагогического  процесса.
Оригинальность  мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных, обычно называют оригинальностью мышления, которая проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании, других продуктах детской деятельности.
Способность к  прогнозированию. Одаренным детям в значительно большей степени, чем их сверстникам, свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению. Их способность к предвидению распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий,
13
не отдаленных во времени  относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Способность к  оценке. Эта способность предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.
А.М. Матюшкин отмечает, что  способность к оценке обеспечивает возможность самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного, творческого  ребенка в самом себе, в своих  способностях, решениях, определяя  этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.
Интересы и склонности одаренных детей имеют также  свои специфические особенности. Одна из них – устойчивость интересов – проявляется в характерном для одаренного ребенка упорстве в достижении цели, высокой преданности делу, что служит одним из самых важных индикаторов одаренности. Второе свойство, характерное для значительной части одаренных детей – широта интересов.
Широта интересов – основа многообразного опыта, служащего исходным материалом для комбинаторики, ассоциирования и других важных творческих операций. Знания, полученные опытным путем в процессе собственной исследовательской практики, строящейся, в свою очередь, на интересе одаренного ребенка к предмету исследования, - один из важнейших факторов, характеризующих одаренность.
Самоактуализация. Так в психологии называют стремление человека реализовать свои личностные возможности, т.е. стремление постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность. У людей, склонных к самореализации доминирующим мотивом поведения чаще всего является радость от использования своих способностей. В этих условиях главная задача педагогов - помочь ребенку обнаружить то, что в нем заложено, а не обучать, “отливая” в определенную форму, придуманную кем-то другим заранее. Обучение внешнее, управляемое извне, должно уступить место внутреннему, направленному изнутри.
Перфекционизм. Это стремление доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям, эталонам.
14
Внутренняя потребность  в совершенстве продуктов собственной  деятельности характерна для одаренных  детей уже на самых ранних возрастных этапах. Эти дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня. Высоким личным стандартам часто сопутствует чувство неудовлетворенности, которое может негативно сказаться  на формировании Я-концепции.
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Эгоцентризм. Одаренные дети, так же как и их “нормальные” сверстники, часто не понимают, что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Многие исследователи отмечают высокую степень выраженности эгоцентризма у одаренных детей, объясняя это тем, что, чем лучше знаешь что-либо, тем больше шансов в связи со своим знанием вести себя эгоцентрически.
Однако эгоцентризм, как  всякое сложное личностное свойство, нельзя рассматривать упрощенно, одномерно. При внимательном, глубоком изучении выявляется, что в одних сферах данное свойство проявляется у одаренного ребенка ярче, чем у “нормального”, в других, наоборот, - выражено меньше.
Познавательный  эгоцентризм, проявляемый в познавательной сфере, обычно так и именуется. Данный вид эгоцентризма наиболее характерен для одаренных детей как дошкольного, так и младшего школьного возрастов. Одаренные дети практически не способны понять, как то, что просто и понятно для них самих, не могут постичь окружающие. Данный вид эгоцентризма отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем.
Моральный эгоцентризм. Одаренному ребенку, так же как и “нормальному” сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральных действий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок часто обнаруживает превосходство над сверстниками. Более высокий уровень умственного развития, способность улавливать причинно-следственные связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее – все это создает хорошую базу для понимания мотивов поведения других людей. Поэтому
15
моральный эгоцентризм свойствен  одаренному ребенку в меньшей  степени, чем “нормальным” детям, преодолевается он легче.
Коммуникативный эгоцентризм. В большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего. Но одаренные дети легче и быстрее справляются с этими проблемами, чем “нормальные”. Таким образом, коммуникативный эгоцентризм характерен для них в меньшей
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.