На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Культура Древней Руси (IХ-первая треть ХIII вв )

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУЛЬТУРА  ДРЕВНЕЙ РУСИ. (IХ-ПЕРВАЯ ТРЕТЬ ХIII ВВ.)
Понятие "культура" относится к числу наиболее фундаментальных  в науках о человеке и обществе. Культура не существует вне человека, она образует его среду обитания и общения, она формируется человеческим обществом и в то же время формирует и развивает это общество. История культуры не есть лишь сумма историй литературы, живописи, архитектуры, музыки, театра и других видов художественного творчества. Это не обособленная часть истории общества, а вся его история с точки зрения развития культуры.
1.ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Общие особенности.  Древнерусская культура развивалась  не обособленно, а в постоянном  взаимодействии с культурами  окружающих народов и подчинялась  общим закономерностям развития  средневековой культуры Евразийской цивилизации.
2.1.1. Существенное  влияние на культурную жизнь  всех народов оказывала религия,  определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи,  в том числе представления  людей о власти, времени т.д.
2.1.3. Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.
2.2. Культура Киевской  Руси опиралась на многовековую  историю развития культуры восточных  славян. Именно в эпоху славянской  древности были заложены начала  русской духовности, языка, культуры в целом.
2.3. Существенное  влияние на развитие древнерусской  культуры оказало иноземное воздействие  (скандинавское, византийское, позже  татаро-монгольское), что не умаляет  ее самобытности и самостоятельности.
2.4. Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.
2.4.1. Основу этого  синтеза составила языческая  культура восточно-славянских племен.
2.4.2. Второй важнейшей  составляющая явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для развития контактов с Европой, дав таким образом мощный импульс для развития культуры в целом.
2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
3.1. Письменность  на Руси появилась задолго  до принятия христианства. Сохранились  упоминания о том, что древние  славяне пользовались узелковой  и узелково-иероглифической письменностью,  но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.
3.2. Широкое распространение  грамотности связывают с деятельностью  во второй половине IX века братьев  Константина (принявшим перед  смертью монашество под именем  Кирилла) и Мефодия, создавших  первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках - греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.
Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками - глаголицей и кириллицей.
3.2.1. Глаголица, по  мнению большинства ученых, имеет  боле раннее происхождение. Вероятно  именно она была создана Кириллом Философом, использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо, но и древнееврейский и другие восточные алфавиты, а также буквы собственного изобретения. Памятники, где использована глаголица, написаны более архаичным языком. Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из кожи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встречаются надписи, сделанные кириллицей, и никогда - наоборот.
3.2.2. В основу кириллицы  было положено только греческое торжественное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены стилизованными под греческие буквы знаками, похожими на глаголицу, откуда они вероятно и были заимствованы. Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славян с конца IX в. и незнакомых Кириллу. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаголица так и не прижилась.
Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя  славянской азбуки вообще и позднее  перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Забытая же глаголица вошла  в историю под именем, которым  древние славяне называли любую азбуку.
3.3. О распространении  грамотности среди различных  слоев древнерусского общества  свидетельствуют новгородские берестяные  грамоты XI века, содержащие бытовые  записи характера, письма и  т.д., а также многочисленные надписи  на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий - граффити.
3.4. Первые школы.  Несмотря на достаточно широкое  распространение грамотности (берестяные  грамоты и граффити вышли из-под  руки ремесленников, купцов, женщин), образование было привилегией  высших слоев общества, для детей которых в XI века были открыты первые школы. Более трехсот детей обучались в киевской школе, открытой Ярославом Мудрым. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, в котором девушек обучали грамоте. Появились и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной службе. Князья и часть духовенства владели иностранными языками. Монастыри и князья собирали значительные по тем временам библиотеки.
3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
4.1. Появлению письменной  литературы на Руси предшествовало  развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего  ее идейную направленность и  художественные особенности. Особенно  широко были распространены заговоры  и заклинания, календарные обрядовые песни, былины ("старины"), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал "ласковый князь" Владимир Красное Солнышко.
4.2. Древнерусская  письменная литература родилась  в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом  для письма вплоть до XV века  служил пергамен, изготовленный  из специально выделанной телячьей  кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью ("Остромирово Евангелие" XI в. и "Мстиславово Евангелие" XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.
Вся древнерусская  литература делится на переводную и  оригинальную.
4.2.1. Перевод занимал  важное место в литературе  Киевской Руси и рассматривался  как часть национальной словесности.  Выбор переводных сочинений был  обусловлен влиянием церкви на древнерусскую литературу: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов.
Переводились также  исторические произведения и хроники.
4.2.2. Оригинальная  древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести.
- Летописание занимает  центральное место среди жанров  древнерусской литературы. Летописи  представляют собой погодные ("по  летам") записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.
Древнейшая русская  летопись - "Повесть временных  лет", составленная на основе не сохранившихся  более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора  и датируют 1113 г. "Повесть временных  лет" дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них - Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения - единство и величие русской земли. С ХII в. расцвет получает летописание местных феодальных центров.
- Житие (агиография) представляет собой жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.)
- Слово (поучение, речи) - произведение, относящееся к  жанру красноречия. На Руси  получили распространение две разновидности этого жанра - торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия - "Слово о законе и благодати", которое приписывают первому киевскому митрополиту Иллариону (вторая четверть XI в.). "Слово" - первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором - представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей.
Яркий образец нравоучительного красноречия - "Поучение Владимира Мономаха" (1096 или 1117г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.
- Особую группу  памятников древнерусской литературы  составляют "хождения" ("хожения") - разновидность литературы путешествий. Их главное назначение - рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра - "Хожение игумена Даниила" в Палестину.
- Самым известным  литературным памятником домонгольской  Руси является "Слово о полку  Игореве", (конец ХII в.) призывающее  к единству русских земель, выступающее  против усобиц, противопоставляющее  два состояния человечества - мира и войны. Своеобразие "Слова о полку Игореве" обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.
К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в  соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их. Наличие произведение, стоящих вне жанровых систем ("Поучение" Владимира Мономаха, "Слово о полку Игореве"), свидетельствует об интенсивном творческом поиске отечественных авторов.
4. АРХИТЕКТУРА
Сохранившиеся памятники  архитектуры свидетельствуют о  высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.
5.1. Деревянное зодчество.  Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси  не было монументального каменного  зодчества. Постройки были деревянные  или деревянно-земляные.
С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.
5.2. Каменное строительство  начинается в конце X в.
5.2.1. Первые каменные  сооружения были построены под  руководством византийских мастеров, что в значительной степени  обусловило выбор типа культовых  сооружений и принципов строительства  храмов. Сложившийся в зодчестве Византии крестово-купольный храм (см. схему) стал преобладающим типом православного храма на Руси: четыре, шесть или более столбов (столпов, № 2 на схеме) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол (№1). В восточной части здания (алтарной, №3)) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой (№5), украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон - хоры (№4), где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.
В композицию интерьера  православного храма органично  включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная  структуре здания и символике его частей. 
В начале XI в. византийскими и русскими строителями в одно время были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве (1037 г.), и Новгороде (1052 г.) и Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.).

5.2.2. Светские постройки.  Одновременно с храмами из  камня строились, но в значительно  меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости. Выдающимся  памятниками гражданского строительства  стали Золотые ворота в Киеве  (XI в.).
5.3. Особенности русской архитектуры. Русские мастера, позаимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность, "башенность". Тенденции творческого переосмысления византийской системы храма и самостоятельного архитектурного поиска усилились в конце XII в. в связи с быстрым развитием древнерусских городов. Вокруг храмов начали сооружать одноэтажные галереи-усыпальницы и устраивать места общественных собраний.
5.4. В XII в. в соответствии  с местными условиями (строительные  и художественные традиции, особенности  строительных материалов) складывались  местные архитектурные школы,  открывавшие дорогу народному  мастерству.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.