На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Межнациональные конфликты: причины возникновения и пути разрешения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Федеральное агентство по образованию

 
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 
 

 
Кафедра истории и политологии
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по дисциплине
ПОЛИТОЛОГИЯ
 
 
Тема:
Межнациональные конфликты: причины возникновения и пути разрешения
 
 
 
Выполнил:
___________________                  
(И.О. Фамилия)
Проверил:
Преподаватель
__________________                            
(И.О. Фамилия)
 
 
 
 
Санкт-Петербург
2009
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение………………………………………………………………………………3
 
Глава 1. Национальные общности...………...……..............................................4
 
Глава 2. Право на самоопределение……….……..………………………………..7
 
Глава 3. Национальные движения………………………………………………….8
 
Глава 4. Межнациональные конфликты. Причины………………………………9
 
Глава 5. Пути разрешения межнациональных конфликтов.……………………16
 
Глава 6. Национальная политика………………………………………………….18
 
Заключение………………………………………………………………………….21
 
Список используемой литературы………………………………………………….22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Конфликт - постоянная реальность в жизни человека на протяжении тысяч лет и существует по сегодняшний день и вероятнее всего, будет существовать и в будущем.
Мы видим, как много конфликтуют в мире вокруг нас. Многие районы мира охвачены постоянно продолжающимися конфликтами до сих пор. Это реальность, но, что интересно, любому человеку не нравится конфликтовать, любой человек предпочтет жить в гармонии и согласии, нежели быть несчастным и втянутым в состояние конфликта. Но, конфликты, остаются частью нашей действительности.
Конфликт принимает разные формы на разных уровнях, начиная с нас самих. Внутри нас гнездятся стрессы, злость, иногда ненависть к себе и угнетающая зависимость. Мы не можем преодолеть определенные желания. Внутренний конфликт переходит с личностного уровня на конфликт между людьми. Мы обнаруживаем конфликт между мужем и женой, среди членов семьи, с соседями и друзьями, на работе и т.п. Существует очень много различного рода человеческих конфликтов. От них берут начало конфликты более высокого уровня в форме споров, конфликтов между этническими группами, с применением силы и, в конце концов, заканчивающихся войной.
Конфликт всегда существовал и всегда будет существовать. Для возникновения подобных мыслей есть достаточно оснований.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Национальные общности
 
Рассматривая проблему социально-территориальных общностей, следует иметь в виду и такой важный ее аспект, как размещение в их пределах различных национальных (этнических) общностей, главными из которых являются нации. Наличие определенной территории является непременным атрибутом (признаком) нации. На это указывал в частности П. Сорокин. «Не вдаваясь в подробный анализ, — писал он, — можно определить нацию как солидарную, организованную, полузакрытую социально-культурную группу с многочисленными (многофункциональными) связями, которая, по крайней мере, отчасти, сознает свое единство и существование. Эта группа состоит из индивидуалистов, которые 1) являются гражданами одного государства, 2) имеют общий или сходный язык и ряд культурных ценностей, впрочем, и то и другое является результатом прошлой истории их предков и этих людей, и 3) которые занимают общую площадь, рассматриваемую как их территория, на которой жили их предки и на которой живут они».
Наличие своей территории дает возможность сохранить известную самобытность национальной культуры, общение на родном языке, сохранение обычаев и традиций. Отношения между нациями (этносами) весьма подвижны: от сотрудничества до кровопролитных конфликтов. В процессе межнационального взаимодействия имеет место «территориальное перемещение» наций (этнических групп), осуществляется фактическая интернационализация населения. Основными факторами, обусловливающими последнюю, являются урбанизация, научно-техническая революция, миграционные процессы. На характер взаимоотношений наций влияют и те изменения, которые происходят в структуре национальных общностей. Постепенное выравнивание социально-культурного положения различных наций, сближение их социальных структур и статуса, общность территориальных интересов создают необходимые условия и предпосылки для сотрудничества.
Применительно к современной России, находящейся на этапе утверждения рыночных отношений, связанных с конкуренцией, борьбой «всех против всех», явной политизацией этничности следует отметить такую особенность, как возникновение факторов напряженности в межнациональных отношениях. И здесь главную роль играет именно политизация этничности, под которой понимается самоидентификация личности с нацией-государством, использование этничности в политических целях. Политизация этничности играет двоякую роль. В условиях политически стабильного государства она способствует усилению стабильности. В государствах, переживающих кризис, она выступает как дестабилизирующий фактор, влияющий в первую очередь на национальное самосознание людей. Именно в национальном самосознании, представляющем определенную систему теоретических взглядов, обыденных представлений, установок и стереотипов, ценностных ориентации и норм, формируется образ собственного народа и образы других народов, восприятие
собственного статуса и своих национальных интересов.
Для исследования природы национального самосознания и его роли в жизни национальной (этнической) группы, принципиально важным является выдвинутое Б. Ф. Поршневым положение о том, что ядром любой формы самосознания (в том числе и национального) является осознание на индивидуальном и коллективном уровнях некой единой общности, сформированной представлением некоего «мы». «Материал не только из истории первобытного общества, но и из истории разных эпох иллюстрирует, что может вовсе отсутствовать сознание «мы» при ясно выраженном, что есть «они». «Они» - это не мы, и, наоборот, «мы» - это не они».
Каждая национальная (этническая) общность обладает определенной суммой представлений о своем происхождении, своей исторической судьбе, важнейших событиях в ней и выдающихся деятелях. Причем эти знания и представления подвержены изменениям не только в результате появления новой информации, но и под давлением обстоятельств, политической конъюнктуры и т. д. Новая интерпретация «старых истин» вызывает, как правило, неоднозначную реакцию внутри национальных общностей: поддержку одной части и неприятие другой. В подобной ситуации может происходить некоторое изменение социальной базы формирования национального сознания. Однако с течением времени внутри национальной общности достигается консенсус в оценке тех или иных событий, идей, лидеров.
Следует выделить такой ее важный компонент, как национальный интерес. Говоря о его содержании, следует указать на то, что в нем получают отражение как объективные связи и отношения, в которые вступают национальные (этнические) общности друг с другом, так и субъективные представления и побуждения к деятельности (установки, мотивы, ценностные ориентации и т. д.). При рассмотрении вопроса о классификации национальных интересов выделяется, как правило, несколько наиболее важных оснований. Интересы различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по своей направленности (экономические, политические, духовные); по характеру субъекта, по степени осознанности, по возможности их осуществления. Национальные интересы, получив соответствующую интерпретацию, становятся программой деятельности национальных движений, партий, организаций, входят в содержание национальной идеологии (национальной идеи). Последняя представляет собой важный (теоретический) уровень национального самосознания. Национальное самосознание играет определенную роль в консолидации национальных (этнических общностей). Такого рода консолидация не означает обязательного отрицательного противопоставления (а тем более вражды) другим национальным общностям. В стабильно развивающемся политическом социуме формируется, как правило, благоприятная среда межнационального взаимодействия (сотрудничества). В этих условиях осознание своей принадлежности к той или иной национальной общности никак не связано с какой бы то ни было неприязнью к лицам других национальностей. В кризисных ситуациях все складывается по-другому: переживаемые трудности и лишения сравниваются с действиями других национальных общностей, в представителях которых видят если не врагов, то конкурентов. А политизация этничности становится инструментом борьбы за власть. Национальные элиты, используя недовольство широких масс, вызванное ухудшением экономического положения, стремится направить его в соответствующее русло, придав ему национальную (а нередко и националистическую) окраску. И на этой волне недовольства укрепить свои властные позиции, добиться либо изменения статуса своей национальной группы, либо соответствующих льгот и привилегий у центральной власти.
Особую роль следует отвести в межнациональном взаимодействии роль исторической памяти. Любое ухудшение ситуации взаимодействия национальных общностей актуализирует прошлую вражду и прошлые несправедливости, реанимирует отжившие негативные стереотипы и предрассудки. В подобных условиях ставка на «национальную идею», ее усиленная пропаганда способна привести к негативным результатам, стимулировать процесс межнациональной дезинтеграции. Причем, как показывают результаты социологических исследований, давление национальной среды на личность может быть в кризисной ситуации большим, чем социальной (социально-классовой, профессиональной). Более того, возможно обострение противоречия между системой социальных и национальных (этнических) ценностей, доходящее до конфликта. В стремлении его разрешить личность ориентируется главным образом на легитимные политические методы (что не исключает и некоторые другие). При этом преимущество собственно национальных ценностей и ориентации над социальными объясняется большим постоянством первых и соответственно большей подвижностью вторых.
В течение жизненного цикла индивида социальные приоритеты меняются значительно чаще по сравнению с национальными. Индивид в процессе социализации находит для себя новые ценности и ориентиры, его жизненные цели и установки меняются, в то время как в процессе постижения национальных ценностей происходит их более глубокое усвоение, они приобретают более постоянный характер, определяют поведение и жизнедеятельность индивида.
Влияние национальных отношений на все стороны жизни современного общества имеет явную тенденцию к усилению, более того, процесс образования национальных государств на всех континентах продолжается, являясь в известном смысле следствием национальных и националистических движений. Обострением противоречий между национальными регионами (республиками) и центром, отсутствие действенных способов для их разрешения привели к стихийной консолидации людей по национальному признаку. Именно в национальной группе они увидели средство, способное оказать влияние на государственную систему с целью обеспечения более справедливого распределения общественного богатства и создания возможностей осуществлять власть на основе утверждения и пропаганды национальных ценностей, абсолютизация и гиперболизация которых с неизбежностью приводит к национализму.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Право на самоопределение
 
Самоопределение - право населения той или иной страны самостоятельно определять свою политическую и экономическую системы.
Самоопределение является деятельным отношением к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено на защиту этических ценностей от того, что им угрожает.
Право народов на самоопределение - в конституционном и международном праве - право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. Кроме отделения подразумевается значительное количество возможностей самоопределения от полного отказа от каких-то особенных прав до самоуправления, автономии или различных форм культурного обособления. В общем смысле, это право той или иной группы людей (не обязательно объединённых по этническому принципу) на коллективный выбор своей общей судьбы.
Право наций на самоопределение закреплено в Декларации Генеральной ассамблеи ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960, а также в международном Пакте о гражданских и политических правах и международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятых Генеральной ассамблеей ООН в 1966. В то же время в официальных документах ООН признается и право на территориальную целостность существующих стран. Данное противоречие фактически оставляет за полиэтническими странами право самостоятельно решать данную проблему, при этом позиция международного сообщества зависит от политических интересов в возникающих конфликтах наиболее влиятельных государств.
Новейшая политическая история показывает, что процесс реализации права наций на самоопределение достаточно болезненный - мирным путем данные проблемы разрешались крайне редко. Примером последнего может служить распад Чехословацкой федеративной республики, в результате которого с начала 1993 страна распалась на две части — Чехию и Словакию. Для России проблема реализации права наций на самоопределение также стоит достаточно остро и нередко проявляется в виде претензий на выход национальных республик из состава федерации. Например, Чеченская республика.
Существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение.
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3. Национальные движения
 
Таким названием обозначаются в истории общественные или народные движения, ставящие своей целью освобождение какой-либо национальности от иноземного владычества или политическое объединение отдельных частей нации, раздробленной между несколькими государствами. Национальные движения могут происходить или среди отдельных народов, или одновременно у нескольких народов, когда вызываются некоторыми общими причинами.
Национальные движения политического характера бывают, прежде всего, результатами местных причин, но иногда они получают характер движений, совершающихся под знаменем общего принципа.
От освободительных и объединительных национальных движений нужно отличать националистические стремления, направленные против независимости и целости других национальностей. И те, и другие идут нередко рука об руку. Например, немецкое национальное движение, целью которого было объединение Германии, сопровождалось враждебным отношением к датчанам и полякам. Националистические стремления подобного рода обнаруживаются у многих народов. С особой силой они стали проявляться у нас за последнее время и даже нашли свое выражение в формуле: "Россия для русских". Кроме расового или племенного фанатизма, имеющего много общего с фанатизмом вероисповедания или узкого консерватизма, в данном случае нередко действуют мотивы и чисто материального характера - так называемое ограждение отечественной промышленности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 4. Межнациональные конфликты. Причины.
 
Отсутствие или недостаточная эффективность политико-государственных институтов, обеспечивающих разностороннее развитие нации, порождает националистические настроения и, как следствие, мощные движения протеста. Для общества, находящегося в состоянии кризиса, такого рода движения представляют огромную опасность. Национальная (этническая) солидарность, приобретая конфликтные черты, становится мощным фактором разъединения людей, живущих в многонациональном государстве, по «национальным квартирам».
Серьезной проблемой, влияющей на межнациональные отношения в регионах, является деление этносов на коренные и некоренные. Хотя эти термины не могут быть определены абсолютно точно, к коренным этносам на уровне обыденного сознания относят те этносы, которые проживают издавна на данной территории. Однако установить достаточно точную границу длительности проживания, дающую право называться «коренным», практически невозможно. Тем не менее, под влиянием национальных элит у определенной части так называемых коренных этносов сформировались установки на оправданность определенных привилегий и каких-то дополнительных прав (например, владение и распоряжение природными ресурсами). Претензии на особый статус «коренного» этноса, как показали социологические исследования, разделяются отнюдь не всеми его представителями. Характерной чертой массового сознания стало в последнее время распространение императива национальной идеологии. Поиск адекватной исторической ситуации национальной идеи является одной из причин доминирования национальных ценностей, вытеснивших господствующие долгое время идеологические ценности социалистического общества.
Гипертрофирование роли национальной идеологии приводит с неизбежностью к появлению и усилению позиций национализма. Вопрос о корнях национализма в России приобретает в настоящее время особое значение. В недавнем советском прошлом преобладал марксистско-ленинский подход к оценке и роли национального фактора в развитии общества и его переустройства.
Разумеется, отсутствие «идеологической целостности» отнюдь не говорит о том, что не предпринимались попытки выработать единый подход в этом вопросе. В конце XIX — начале XX в. существовали разные подходы к решению национального вопроса, после победы социалистической революции в России восторжествовала концепция «пролетарского интернационализма», отводившая национальному подходу второстепенную роль по сравнению с классовым. Однако в практике национально-государственного строительства большевики отошли от своих собственных постулатов, провозгласив принципы национального самоопределения вплоть до отделения и создания независимых национальных государств. Попытки разделения населения «по национальным квартирам» в ходе государственного строительства отнюдь не способствовали интернациональному единению, и хотя на практике этот принцип при советской власти не был реализован, он оказался «миной замедленного действия». Национальное обособление и противопоставление одной нации другим в полной мере проявилось в годы так называемой перестройки. Политическим элитам удалось навязать националистические идеи широким массам народа, что объективно способствовало развалу Советского Союза и созданию новых национально ориентированных несоциалистических государств. Социалистическая солидарность оказалась вытесненной солидарностью национальной (националистической). Усилившаяся конкуренция по всем линиям в процессе перехода к рыночной экономике усилила психологическое размежевание на «мы» и «они», породила различные формы соперничества и противоборства, стимулируя стремление к доминированию в разных сферах общественной жизнедеятельности. Следует подчеркнуть, что консолидация на национальной основе (тем более националистической) чаще всего носит конъюнктурный характер и происходит в условиях наличия действительного (или мнимого) внешнего врага. В то же время любая национальная (этническая) общность в силу своей гетерогенности не отличается совпадением интересов всех ее составляющих социальных групп. Эти интересы различны, и как только изменяются условия, эти различия проявляются довольно явно. Единство интересов любой национальной общности возможно также как состояние, достигнутое под воздействием политических лидеров или средств массовой информации. Однако и то и другое носит временный характер. К тому же нельзя не учитывать узкоэгоистические, корпоративные интересы большинства политиков, изменяющиеся по мере достижения поставленных целей с помощью различных методов, не исключающих популизм и циничное манипулирование общественным мнением.
Не вызывает сомнения вывод о том, что в нынешних российских условиях национальный вопрос «менее всего является совокупностью противоречий и конфликтов в межэтнических отношениях. Это скорее использование национальной формы в обострении и усугублении всей совокупности социальных противоречий.
На еще одну важную особенность в этой связи указывают исследователи, работающие в области межнациональных отношений. Это использование преступными группировками национальной идеи для оправдания своей деятельности. Представители криминальных сообществ нуждаются в позитивной идентичности, причем не только с позиции специфичной криминальной культуры. Для российской действительности характерно использование этнической идентичности в целях «облагородить» преступную деятельность. В первую очередь это относится к терроризму, который в связи с военными действиями в Чеченской Республике оправдывается интересами нации. Обращение к национальной идентичности, ее использование проявляется также в образовании преступных группировок по этническому признаку. В этом лидеры преступного мира видят возможность усиления своих позиций в обществе в своем противодействии властям. Существование преступных групп (также, как и незаконных вооруженных формирований), созданных по национальному признаку, представляет особую опасность для стабильности межнациональных отношений. Их ликвидация является делом первостепенной важности, и в нем объективно заинтересовано большинство в любых этнических группах. Насилию не должно быть места в межнациональных отношениях. Хотя, как показывает опыт, изжить его пока не удастся. Нередко в ходе этнополитических конфликтов стороны прибегают к нему как к наиболее действенному с их точки зрения методу.
В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межнациональных конфликтов. Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредотачивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией. Исследователи, опирающиеся  на коллективные действия, концентрируются на ответственности элит, борющихся с помощью мобилизации вокруг выдвигаемых ими идей за власть, ресурсы. В более модернизированных обществах членами элиты становились интеллектуалы с профессиональной подготовкой, в традиционных имела значение родовитость. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды. В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению - «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».
Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций»  С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддистской и православных культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации - либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства и т.п.
Известна также теория этнической границы, понимаемой как субъективно-осознаваемая и переживаемая дистанция в контексте межэтнических отношений. (П.П. Кушнер, М.М. Бахтин). Этническая граница определяется маркерами – культурными характеристиками, имеющими первостепенное значение для данной этнической группы. Их значение и набор могут меняться. Этносоциологические исследования 80х-90х гг. показали, что маркерами могут быть не только ценности, сформированные на культурной основе но и политические представления, концентрирующие на себе этническую солидарность. Следовательно, этнокультурный разграничитель (такой, как язык титульной национальности, знание или незнание которого влияет на мобильность и даже карьеру людей) заменяется доступом к власти. Отсюда может начаться борьба за большинство в представительных органах власти и все вытекающие из этого дальнейшие обострения ситуации.
За  последние  годы  в  различных  частях  света  полыхало  пламя  более  40  вооруженных  конфликтов: в  Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Армении, Афганистане, Таджикистане, Северо-Кавказском  регионе  России  и  других. Абсолютное большинство конфликтов  носит  межнациональный  характер. Они  развёртывались на  территории одной  или нескольких стран, переходя нередко в полномасштабные  современные  войны. Многие  из  них осложнялись религиозными  и  клановыми  противоречиями. Некоторые  тянутся  столетиями, как, например, ближневосточный  конфликт  между евреями  и  арабами, закавказский  конфликт  между  армянами  и  турками. Первопричины  длящихся  конфликтов часто  стираются  временем, уходят в  подсознание и выражаясь в труднообъяснимой почти патологической национальной нетерпимости. Непосредственными причинами периодически возобновляющихся  столкновений  обычно  выступают  ближайшие  «несправедливости». Имеется  в  виду то, что в большинстве межнациональных конфликтов справедливого  решения для всех враждующих сторон объективно не существует, так как  каждая руководствуется своей правдой, своими историческими периодами, событиями, фактами.
  Один из наиболее полных вариантов типологии межнациональных конфликтов предложил Я. Этингер:
1. Территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных в прошлом этносов. Их источник - внутреннее, политическое, а нередко и вооруженное столкновение между стоящими у власти правительством и каким-либо национально-освободительным движением или той или иной ирредентистской и сепаратистской группировкой, пользующейся политической и военной поддержкой соседнего государства. Классический пример - ситуация в Нагорном Карабахе и отчасти в Южной Осетии.
2. Конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования. Таково положение в Абхазии, отчасти в Приднестровье.
3. Конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов. Спор между осетинами и ингушами из-за принадлежности Пригородного района - яркое тому свидетельство.
4. Конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства. Например, стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые, как известно, были включены в состав этих двух государств при провозглашении их независимости, а в 40-е годы перешли к РСФСР.
5. Конфликты, источниками которых служат последствия произвольных территориальных изменений, осуществляемых в советский период. Это прежде всего проблема Крыма и в потенции - территориальное урегулирование в Средней Азии.
6. Конфликты как следствие столкновений экономических интересов, когда за выступающими на поверхность национальными противоречиями в действительности стоят интересы правящих политических элит, недовольных своей долей в общегосударственном федеративном "пироге". Думается, что именно эти обстоятельства определяют взаимоотношения между Грозным и Москвой, Казанью и Москвой.
7. Конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера, обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы против метрополии. Например, конфронтация между Конфедерацией народов Кавказа и российскими властями.
8. Конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территориях других республик. Таковы проблемы месхетинских турок в Узбекистане, чеченцев в Казахстане.
9. Конфликты, в которых за лингвистическими спорами (какой язык должен быть государственным и каков должен быть статус иных языков) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это происходит, например, в Украине.
Конфликтная  ситуация  в большинстве  случаев  складывается  как  результирующая  составляющая  комплекса  причин и  условий. Конфликт  возникает тогда, когда объективно, а  не  редко  субъективно, происходят  межнациональные  сравнения,  решение  многих  проблем  видится  лишь  в  национальном  самоутверждении (например, Белоруссия, Украина).
Конфликтные  люди  (группы) в таких  случаях  всегда  находятся. Стремящиеся  к  власти  и  собственности  национал  политические  силы  ловко  используют  стихийное  недовольство. Подогревая  его, они  выставляют  себя  защитниками  нации. И  хотя давно известно, что  национализм и этнократизм  бесперспективны  и  разрушительны, взбунтовавшемуся  народу  они, как  правило, таковыми  не  кажутся. Наоборот, именно  этнократизм  и  национализм  становятся  самой  понятной, самой  близкой  и  объединяющей  идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры  сплачивает  людей с  полуслова. Ведь, что  может  быть легче, чем сказать, например, что  во  всех несчастьях мира и прежде всего каждой души, виноваты евреи, немцы, арабы, негры, цыгане, вьетнамцы или чехи. И всегда найдётся  достаточное  число  вьетнамцев, венгров, чехов, цыган, или евреев, поступками которых можно  проиллюстрировать  мысль, что именно они во всём виноваты.
При  изучении  причин  некоторых  межнациональных  конфликтов  на  территории  СССР  можно и  не  найти  серьёзных  национальных  обстоятельств. Национализм  в  этом  случае  является  сопровождающей  составляющей, выполняющей  функции социального «клея». Последний  в  сознании  конфликтующих сторон  может вполне  подменить  суть  проблемы. О  ней  в  какой-то  мере  могут  забыть, но помнить: «наши – чужие». В такой  психологической  атмосфере  общепризнанные  многовековые  законы  человеческого  общежития  подменяются  «национальной  справедливостью», а  кровавые  расправы  над  «чужими»  становятся  священной  местью, которая  не  воспринимается  преступной. Поведение одной стороны  по закону зеркального  отражения мгновенно воспроизводится другой. И  так они обе вступают  в  жестокую схватку между  собой, которая  втягивает  в  себя  всё  более  и  более  широкие массы единомышленников.
Разборки в стихийных межнациональных столкновениях могут ограничиться массовыми беспорядками, совершением тяжких  преступлений  против  личности, собственности, общественного  порядка, а в  политически  и идеологически  организованных - вылиться в  полномасштабные  вооруженные  сраженья. Так под видом священной мести делается всё. Что приносит вред  другой нации. Взаимоуничтожение продолжается до всеобщего умопомешательства. Новые витки насилия становятся всё более жестокими. Они  стимулируются только что понесёнными жертвами, новыми обидами и целенаправленной пропагандой заинтересованной в разжигании конфликта открытых и тайных сил, используемых в личных преступных целях механизм нарастания нетерпимости и ненависти.
При возникновении межнационального конфликта внутри одного государства есть два варианта поведения официальных властей:
1. Когда власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми  силами и средствами  потушить  возникший  конфликт, как это например, делалось российскими властями в конфликте между североосетинами и ингушами.
2. Когда власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в Азейбарджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии – в  конфликте между грузинами и югоосетинами, между грузинами и абхазами. В аналогичные ситуации в конечном счёте втягивались и российские  власти в Чечне.
Серьёзным же барьером для удержания конфликта на мирном уровне является отсутствие соответствующих групп, пытающихся решить  межнациональные противоречия насильственным путём. В таких случаях  стороны воздерживаются от острых ситуаций, которые могут послужить  серьёзными поводами для насилия. Аналогичные формы межнационального конфликта пока наблюдаются в Эстонии, Латвии, Казахстане между  титульными нациями и русскоязычным населением, которое сохраняет цивилизованное поведение в условиях постоянного попирания их прав  националистически настроенными властями.
Можно различным образом типологизировать причины межнациональных конфликтов. Приведенная ниже их классификация имеет общетеоретическое значение.
Политические причины. Рассмотрим, в качестве примера СССР. В первую очередь это кризис, а затем распад СССР – крупной транснациональной мировой державы. Данная причина имеет универсальный характер, поскольку противостояние этнических, а также конфессиональных групп всегда обостряется в периоды распада многонациональных асимметричных государств. Советская национальная политика была с функциональной точки зрения весьма эффективной. Режим искусно замораживал и подавлял конфликтный потенциал межнациональных отношений. В выборе средств он, разумеется, не стеснялся, но при этом действовал достаточно изощренно и разносторонне. Использовались не только прямые репрессии и тотальные переселения целых народов, но и более тонкие методы, например, перемешивание и «разбавление» этносов (наиболее очевидный пример – целенаправленное заселение Прибалтики выходцами из славянских регионов). Со временем давление нарастало, и в конце концов наружу вышли многочисленные исторические обиды - давнишние и новые, реальные и мнимые. Особенно это характерно для Кавказского и Прибалтийского регионов. При этом даже то хорошее, что действительно было у нас в межнациональных отношениях (пусть это было интернационализмом коммунальной квартиры или общей тюремной камеры), разлетается на куски, покрываясь националистической пеной.
Экономические причины тесно связаны с политическими. С одной стороны, здесь происходит во многом аналогичная политическая борьба за передел национального богатства, с другой, регионы традиционно бедные, обделенные природными ресурсами и не располагающие развитой экономикой, но получавшие определенную централизованную поддержку, теперь, лишившись ее, пытаются как-то выйти из положения путем апелляции к категориям национального выживания, сохранения национального очага и т.д., прибегая при этом к любым доступным им средствам экономического давления или даже шантажа. Кроме того, экономически более мощные регионы стремятся блокировать тенденции национального сепаратизма, тоже используя для этого экономические и финансовые рычаги. Строго говоря, во многих случаях все эти факторы нельзя отвести к сфере чистой экономики. Они носят скорее экономико-пси
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.