На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие социальной адаптации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
Содержание
 
Введение
1. Место социальной адаптации в процессе
социализации личности
2. Сущность социальной адаптации
3. Составляющие и направленность социальной адаптации личности
Заключение
Список литературы


Введение
 
В социологии как науке важное место уделяется проблеме включения человека в систему социальных связей, складывающуюся в обществе. Такое включение охватывается понятием социализации. Традиционно считается, что термин социализация введен в науку Э.Дюркгеймом, который применил его для того, чтобы обозначить предмет «науки о воспитании» - специального раздела дюркгеймовской социологии и отделить его от предмета собственно науки педагогики. В дальнейшем проблема социализации личности поднималась в трудах таких исследователей, как М.Вебер, П. Тиллих, М. Шелер, Т. Литт и др.
В рамках современных научных исследований социализация рассматривается как процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит[1]; усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта[2].
Социализация как широкое, многоаспектное понятие охватывает собой сложный и разнонаправленный процесс интеграции личности в общество, в различные типы социальных общностей через усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых сформируются социально значимые черты личности.
При рассмотрении структуры процесса личностной социализации обычно выделяют две его фазы:
1)     социальную адаптацию
2)     интериоризацию.
Идея социальной адаптации личности затрагивалась в работах ряда видных социологов (Дж. Г. Мид, Т. Парсонс) и психологов (Л.С. Выготский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, Ж. Пиаже, Л. Филипс).
Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) определяется как приспособление строения и функций организма, его клеточных систем, органов к условиям окружающей среды. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.
Социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Цель данной работы – рассмотреть социальную адаптацию как часть процесса социализации личности.

1. Место социальной адаптации в процессе
социализации личности
 
Термин «адаптация» (от лат. - приспособляю) был вве­ден в научный обиход во второй половине XVIII в. X. Аубертом для обозначе­ния повышения и понижения световой чувствительности при изменениях освещенности (световая и темновая адаптация). В дальнейшем он стал упо­требляться для обозначения одного из фундаментальных свойств всего живого - способности живых организмов изменять свою физическую и функцио­нальную организацию, а также формы поведения (у животных) в соответствии с особенностями окружающей среды обитания.
Социальной адаптацией называется процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Другими словами, социальная адаптация - это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Социальная адаптация прежде всего подразумевает под собой приспособление человека к новым для него условиям жизни и функционирования, к ключевым ролям, нормам поведения и т.д.
Социальная адаптация может принимать разные формы: индивидуально-личностные, микрогрупповые, макрогрупповые (национально-этнические, институциональные и т.п.) и мегагрупповые (международные, межгосударственные, межнациональные и др.). Поэтому в науке выделяют различные виды социальной адаптации в зависимости от социального субъекта:
?      адаптацию личности,
?      адаптацию социальных групп (молодежь, безработные, военные, инвалиды и т.д.),
?      адаптацию социальных институтов - например, образования, семьи и т.д.
В последние годы в отечественной науке к вопросам социальной адаптации ученые обращаются очень активно, и причина тому – трансформационные процессы, протекающие в российском обществе и существенно меняющие социальную (социально-экономическую, социально-демографическую, социокультурную и т.п.) среду существования людей. За последние десятилетия заметно выросло число исследований по вопросам социальной адаптации различных групп людей к новым условиям социальной жизнедеятельности, и прежде всего – к формирующимся рыночным отношениям.
 
2. Сущность социальной адаптации
 
Понятие «социальная адаптация» в нашей стране начало широко использоваться с середины 1960-х годов, при этом сам термин трактовался различными авторами неодинаково. В частности, долгое время в науке адаптация рассматривалась сугубо как биологическое явление, и при разговоре о социальной адаптации нередко осуществлялся перенос свойств и признаков биоадаптации на адаптацию социальную. Однако в последнее время все чаще говорится о том, что сводить социальную адаптацию исключительно к естественно-природным механизмам и функциям некорректно. В частности, М.В.Ромм полагает, что «механическое сведeние биологической и социальной адаптации к общему знаменателю означает лишь непродуктивный перенос способов, приемов и закономерностей, характерных для биоадаптации, на высшие уровни адаптивных процессов в обществе»[3].
В силу особого содержания социальной адаптации в последние годы отечественные ученые заняты поиском адекватного научного определения данного понятия. К настоящему моменту сложилось несколько его трактовок, при этом авторы употребляют термин «социальная адаптация» с различными смысловыми оттенками.
Так, В.Н.Волков считает, что социальная адаптация – это совокупность особых системообразующих свойств, позволяющих человеку выстраивать свою жизнь, придавать ей ценность, целостность и смысл[4].
Н.Никитиной социальная адаптация рассматривается как интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений[5].
С.Д.Артемов определяет социальную адаптацию как «процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в котором живет и действует человек»[6].
И.А.Милославова при рассмотрении этого феномена указывает прежде всего  на объективно-субъективный характер процесса социальной адаптации (вводит термины приспособление и приспосабливание) и подчеркивает, что благодаря социальной адаптации человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни[7].
Резюмируя многие трактовки понятия «социальная адаптация», В.Г.Асеев считает, что в настоящее время нет такого четкого и однозначного определения этому явлению, которое бы учитывало всю сложность и противоречивость социально-адаптационного процесса[8], в связи с чем проблема определения понятия «социальная адаптация» продолжает оставаться весьма актуальной и требующей своего научного и всестороннего разрешения.
Также подводя итог научным дискуссиям о социальной адаптации, М.Ромм акцентирует внимание на том, что при любой позиции социальная адаптация должна анализироваться как явление, нуждающееся в комплексном рассмотрении.
 
3. Составляющие и направленность социальной адаптации личности
 
Для российской научной литературы характерно убеждение, что адаптация личности – это момент или часть процесса социализации (Б.Д. Парыгин, Л.Л. Шпак, И.А.Милославова, Л.М.Растова, Л.К.Синцова и др.), что социальная адаптация реализуется в ходе социализации и что, наконец, именно социализация имеет определяющее влияние на характер, специфические особенности протекания и результативность социальной адаптации человека. Таким образом, социальная адаптация и социализация личности являются тесно взаимосвязанными понятиями.
С другой стороны, между ними нельзя ставить знак равенства. Как указывает М.Ромм, социализация – это процесс непрерывный (инкретный), идущий с момента рождения до смерти, а социальная адаптация – процесс прерывистый (дискретный), связанный с новыми обстоятельствами жизнедеятельности человека. Прежде чем индивид включается в процесс адаптации к изменившейся социальной ситуации, порождающей новые нормы и ценности, необходимо, чтобы он приобщился к также претерпевающим изменения группам и социальным институтам в процессе социализации. В связи с этим социальная адаптация, по мысли М.Ромма, служит логическим итогом глобального процесса социализации, в то время как социализация представляет собой этап становления индивида и приобщения его к основным нормам, ценностям и социокультурным институтам для выполнения в последующем той или иной социальной роли. Социальная адаптация, в самом общем виде, раскрывает и уточняет идентичность личности, гармонизируя тем самым смыслы и стратегии ее жизнедеятельности в динамичной, непрерывно изменяющейся социокультурной среде[9].
Механизм действия социальной адаптации основан на приведении структуры сознания и поведения, свойственных личности человека, в состояние равновесия с внешней социальной средой. Основой такого равновесия выступает осознание и принятие человеком определенной системы норм, моделей поведения, ролей и т.п.
Равновесие между отдельными личностями и социумом имеет не статический, а динамический характер, и поиск такого равновесия осуществляется почти постоянно. Основной задачей постоянно осуществляющегося процесса социальной адаптации является поддержание состояния гомеостаза общества (применительно к обществу гомеостаз понимается как постоянство ряда показателей внутренней среды социального организма, которое является необходимым условием жизнедеятельности социума как системы).
Необходимость в социальной адаптации личности появляется в тех случаях, когда между человеком и окружающей его социальной средой возникают противоречия. Противоречия обычно появляются из-за произошедших изменений в социальной среде, негативно или позитивно влияющих на жизнедеятельность личности, или из-за сдвигов во внутреннем мире и сознании человека.
С точки зрения содержания, процесс адаптации может быть проанализирован по двум направлениям. С одной стороны, можно говорить об адаптации как психологическом процессе, а с другой – как о процессе образовательном. В первом случае в процессе адаптации происходит включение человека в социальный коллектив как полноправного члена на основе интернализации как официальных, так и неофициальных социальных ролей, усвоения ценностных установок, моделей поведения, норм общежития данного коллектива. Во втором случае в ходе адаптации происходит приобретение человеком дополнительных знаний и умений, овладение им соответствующими операциями и приспособление к новым условиям жизни в конкретной структуре социума.
Социальная адаптация как процесс проходит несколько стадий.
На начальной стадии субъект информирован о правилах поведения в социальной среде, но не признает эти правила, придерживаясь других ценностных норм. На этом этапе происходит познание человеком окружающей среды и ее трансформаций.
На второй стадии человек как субъект социальных отношений и социальная среда находятся в состоянии взаимной терпимости.
На стадии аккомодации происходит признание субъектом основных ценностей социальной среды при сохранении признания ценностей некоторых социальных сфер.
Последняя стадия – стадия ассимиляции. Она завершает установление полного соответствия ценностных систем среды и личности.
Ларионова С.А.[10] выделяет несколько наличных (достигнутых) уровней социальной адаптации:
1)     «эффективная адаптация» - характеризуется высокой степенью адаптированности;
2)     «неполная адаптация», «неустойчивая адаптация» - характеризуемтся снижением степени адаптированности в определенных социальных ситуациях;
3)     «дезадаптация» - это нарушение социальной адаптации.
Социальная адаптация может идти двумя основными путями:
?      через преобразование внешней для личности среды;
?      через преобразование его внутренней среды.
Нередко выбор пути социальной адаптации зависит от субъективных качеств личности. Так, напористые, уверенные в себе, сильные личности склонны проходит социальную адаптацию через преобразование и подчинение внешней среды своим запросам и потребностям. Они выбирают преобразующий тип социальной деятельности и играют активную роль в процессе социальной адаптации.
С другой стороны, нередко бывает так, что человек оказывается вынужденным подчиниться изменениями в социальной среде и принять их. В этом случае процесс адаптации обычно направляется вовнутрь, нацеливается на преобразование внутреннего мира (ценностей, установок, норм и т.п.) личности. В этом случае социальная адаптация принимает форму самоадаптации.
Психологи и специалисты по социологии обычно рассматривают адаптацию с двояко – как процесс и как результат. Как процесс, адаптация представляет собой последовательность стадий вхождения человека в социальный коллектив, а как результат – итоговое состояние человека, включившегося в жизнедеятельность социального организма. Социальная адаптация как результат выражается в состоянии адаптированности человека к новым факторам социальной среды[11]. Замечено, что чем активнее сам человек регулирует процесс взаимодействия с социальной средой, тем проще проходит адаптация и тем выраженнее оказываются признаки адаптированности личности. Однако не всегда успешность социальной адаптации зависит только от человека, нередко огромное влияние имеет и сама социальная среда, в частности то, насколько она подвижна и подвержена изменениям.
Показателями высокой социальной адаптации человека в обществе служат:
?      высокий социальный статус индивида в новой для него социальной среде;
?      его психическая удовлетворенность новыми условиями социального бытия.
Свидетельством низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную группу, обычно – с более низким социальным статусом; аномия, отклоняющееся (девиантное) поведение.
 

Заключение
 
Итак, одним из важнейших элементов процесса социализации личности в обществе является социальная адаптация. Как было показано в работе, этот термин неоднозначный и по-разному трактуется разными учеными. В целом социальной адаптацией называют интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Как было выявлено в работе, процесс социальной адаптации носит объективно-субъективный, благодаря социальной адаптации человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни.
Социальная адаптация личности в обществе может быть полной (эффективной), неполной (частичной) или может возникать явление социальной дезадаптации. Показателями высокой социальной адаптации человека в обществе служат высокий социальный статус индивида в новой для него социальной среде; его психическая удовлетворенность новыми условиями социального бытия.
 
 
 
 

Список литературы
 
1.                 Андреева Г.М. Социальная психология: учебник/ Г.М. Андреева. -  М.: Аспект Пресс, 2001.
2.                 Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и труд. М., 1970.
3.                 Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986.
4.                 Волков В.Н. Онтолог
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.