На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа История становления центрального банка России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?20
 

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле
Кафедра Финансов и кредита
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

на тему:
“История становления центрального банка России»

 

 

 
Студентка
Специальность
№ личного дела
Образование
Группа
Дисциплина
Преподаватель
 
 
 
 
 
 
Барнаул 2011

Содержание

 
Введение
1.Формирование банковской системы России
2.Государственный Банк Российской империи
3. Народный банк РСФСР
4. Государственный банк СССР
5. Центральный банк Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых капиталистически-рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового рынка в частности без центрального банка как одного из органов государственного (общественно организованного) управления и надзора чревато глубокими потрясениями и неоправданными потерями.
Объектом исследования данной контрольной работы является Центральный Банк Российской Федерации. Актуальность данной темы заключается в том, что Банк России занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках, то есть обладает реальными инструментами для стабилизации экономики. Он является главенствующим банком над огромной системой коммерческих банков. Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать. Осуществляя свою политику, ЦБ РФ поддерживает финансовую стабильность в государстве и формирует предпосылки, обеспечивающие устойчивость экономического роста страны.
Предметом исследования является деятельность Центрального банка Российской Федерации.
Целью контрольной работы является изучение эволюции и становления Центрального Банка России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующую задачу - выделить и охарактеризовать основные этапы развития Центрального банка.
 
 
 

1.Формирование банковской системы России

Первая попытка выпуска бумажных денег в России была предпринята в 1762г., когда российский император Петр III издал Указ об учреждении Государственного банка и введении в обращение банковских билетов. Дворцовый переворот, приведший к свержению Петра III, не позволил реализовать данный Указ. Создание российского центрального банка задержалось еще почти на 100 лет.
В 1769 г. были основаны Московский и Петербургский ассигнационные банки, в обязанность которых входило распространение ассигнационных билетов. Эти два банка стали первыми «денежными» банками, выполнявшими операции центрального банка в стране.
Как свидетельствует история, первые бумажные деньги, изготавливаемые в Сенатской типографии на плотной белой бумаге Красносельской мануфактуры в Царском Селе, имели сложные водяные знаки, были одинакового размера, хотя их номинал варьировался - выпускались купюры 25, 50, 75 и 100 руб. Затем в купюрах 25 и 75 руб. были обнаружены подделки, и в 1771 г. выпуск ассигнаций номиналом 75 руб. был прекращен. В целом эмиссия бумажных денег была довольно значительной, и в 1786 г. их масса, находившаяся в обращении, превысила 46 млн. руб.
В 1786 г. Московский и Петербургский ассигнационные банки преобразовались в Государственный ассигнационный банк, который был подотчетен только императрице Екатерине II. Без увеличения металлического покрытия банку разрешалось выпустить ассигнации на 100 млн. руб. По уставу ему предоставлялось также право покупать и продавать золото и серебро в слитках и иностранной монете, эмитировать в обращение серебряные монеты, чеканить монету, учитывать векселя, вести переводные операции за границу. Государственный ассигнационный банк уменьшил ранее принятые номиналы ассигнаций (стал выпускать 5, 10, 25, 50, 100-рублевые купюры) и резко увеличил выпуск бумажных денег.
Первые российские ассигнации не подлежали размену на золото или серебро; их устойчивость в основном зависела от суммы денег, находившихся в обращении. К 1800 г. количество ассигнаций в обращении за 14 лет (с 1786 г.) возросло в 4,6 раза, а их биржевой курс по отношению к серебру снизился на треть. С увеличением военных расходов эмиссия ассигнаций все же продолжала возрастать и в последующие годы. В 1810 г. Александр I своим Манифестом объявил ранее выпущенные ассигнации государственным долгом и прекратил их эмиссию. Но ненадолго. Уже в 1812 г. Отечественная война с Наполеоном вновь потребовала денежных ассигнований, и эмиссия бумажных денег была возобновлена. Сумма ассигнаций в обращении к 1818 г. по сравнению с 1800 г. увеличилась еще в 4 раза, а их курс упал до 20 коп. за рубль серебром.
Денежной реформой Е.Ф. Канкрина в 1839 г. вводятся новые принципы организации денежной системы. В соответствии с Манифестом Николая I «Об устройстве денежной системы» (июль 1839 г.) главным платежным средством объявляется серебряный рубль, государственные ассигнации получают статус вспомогательной денежной единицы, их постоянный курс установлен 3,5 руб. ассигнациями за рубль серебром. В обращении появляются билеты, выпускаемые Депозитной кассой при Государственном коммерческом банке (образован в мае 1817 г.) взамен вкладов серебряной монетой. Выпуск депозитных билетов, получивших право повсеместного обращения наравне с серебряной монетой, был строго ограничен размером накапливаемых в Депозитной кассе серебра и золота.
Центрами эмитирования кредитных билетов стали два кредитных учреждения: - Сохранные казны, созданные в Петербурге и Москве еще в 1772 г. как государственные ипотечные банки,
- Государственный заемный банк.
Кредитные билеты свободно обменивались на серебряную монету, их лимитируемый выпуск в размере 30 млн. серебром имел частичное металлическое покрытие, что позволило им стать устойчивым платежным средством.
В 1860 г. право выпуска кредитных билетов возвращается от Министерства финансов к банкам.

2.Государственный Банк Российской империи

С учреждением 31 мая 1860 г. Государственного банка Российской империи начинается новый этап в регулировании денежного обращения. Основной капитал Государственного банка был установлен в размере 15 млн. руб. Данному банку передавались средства Государственного коммерческого банка. В соответствии с уставом он учреждался «для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы». Государственный банк был важнейшим звеном государственной системы, органом проведения экономической политики правительства. Являясь в соответствии с Уставом банком краткосрочного коммерческого кредита, он был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности Государственный банк осуществлял через сеть своих контор и отделений, а также через коммерческие банки. При создании Государственного банка к нему от Государственного коммерческого банка перешли 7 контор.
 Согласно Уставу 1860 г. Государственный банк был создан для "оживления торговых оборотов" и "упрочения денежной кредитной системы". Но основную часть ресурсов банка на первом этапе его развития поглощало прямое и косвенное финансирование казны, а также операции по ликвидации дореформенных государственных банков. Помимо этого Государственный банк выполнял функции, относившиеся к аппарату Министерства финансов, проводил выкупную операцию и вел делопроизводство по ней, а также поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. В качестве органа экономической политики правительства Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита. Операции Государственного банка, как банка краткосрочного коммерческого кредита должны были заключаться в учете векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, приеме вкладов, производстве ссуд (кроме ипотечных), покупке государственных бумаг за свой счет.
По Уставу Государственный банк был подведомственным Министерству финансов и находился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений. Принципиальные вопросы по Государственному банку решались и оформлялись через Особенную канцелярию по кредитной части. "Непосредственным главным начальником" Государственного банка являлся Министр финансов. Управление всеми операциями и делами банка и наблюдение за их производством возлагалось на Правление банка, которое состояло из Управляющего (председатель), его товарища (заместитель), шести директоров и трех депутатов от Совета государственных кредитных установлений. При Правлении Госбанка функционировал Учетный и ссудный комитет, который состоял из Управляющего банком, его товарища, двух директоров банка и четырех членов от купечества. Председателем комитета являлся Управляющий банком. Члены Учетного и ссудного комитета от купечества избирались на два года из купцов первой и второй гильдий, торговавших в Санкт-Петербурге. В их обязанности входила оценка поступавших для учета векселей, оценка товаров для предоставления подтоварных ссуд и выяснение кредитоспособности клиентов. Большую часть своих ресурсов в 1860–70-х гг. Государственный банк вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавал краткосрочные и долгосрочные ссуды Государственному казначейству. К 1879 г. долг Казначейства Государственному банку составил 478,9 млн. рублей. Погашение долга, начавшееся в 1881 году, закончилось в 1901 г.
Россия вступила на путь капиталистического развития значительно позднее многих западных стран и проходила его в более сжатые сроки. Процесс утверждения капитализма как господствующей социально-экономической системы проходил в конце XIX - начале XX века. В это время Министром финансов был крупнейший государственный деятель России рубежа XIX-XX вв. С.Ю.Витте. Главное внимание С.Ю.Витте уделял укреплению финансов, развитию промышленности и железнодорожного транспорта. Свою деятельность на министерском посту он начал с реформы Государственного банка: 6 июня 1894 г. был принят новый Устав. Основным направлением деятельности Государственного банка после его принятия должно было стать интенсивное кредитование торговли и промышленности, в особенности сельскохозяйственной. Основной капитал банка был увеличен до 50 млн. руб., резервный - до 5 млн. рублей.
Новый Устав внес изменения в организацию управления Банком. Государственный банк был выведен из-под надзора Совета государственных кредитных установлений и поставлен под надзор Государственного контроля. Общее управление Государственным банком возлагалось на Совет, который заменил Правление, и Управляющего банком. В состав Совета входили: директор Особенной канцелярии по кредитной части, член от Государственного Контроля, товарищи управляющего Банком, Управляющий Санкт-Петербургской конторой Банка, члены от Министерства финансов (их число не ограничивалось), один член от дворянства и один - от купечества. Председателем Совета Государственного банка был его Управляющий.
Спустя год после Высочайшего утверждения нового Устава в России началась денежная реформа, завершившаяся в 1898 году. В ходе этой реформы - денежной реформы Витте - Государственный банк стал эмиссионным центром страны. И в дальнейшем главной его задачей стало регулирование денежного обращения.
7 ноября 1917 г. история Государственного банка закончилась. Начиналась история Народного банка РСФСР.

3. Народный банк РСФСР

7 ноября 1917 г. в шесть часов утра, по предписанию Петроградского Военно-революционного комитета, вооруженные моряки Гвардейского флотского экипажа, не встретив никакого сопротивления, заняли здание Государственного банка. Днем представители новой власти потребовали у Банка денег. В ответ руководство Государственного банка дало указание прекратить обслуживание клиентов.
12 ноября Государственному банку было предъявлено требование об открытии в Петроградской конторе текущего счета на имя СНК и представлены образцы подписей В. И. Ленина и временного заместителя наркома финансов В.Р.Менжинского. Но служащие Банка продолжали осуществлять операции на основании финансовых документов, оформленных Министерством финансов. Даже однодневный арест Управляющего Банком И.П. Шипова не заставил их изменить свою позицию. 21 ноября вопрос о саботаже чиновников Министерства финансов и Государственного банка обсуждался на заседании ЦК РСДРП(б) и ВЦИК. Была принята резолюция ВЦИК "О борьбе с саботажем чиновников Государственного банка", предписывавшая Совнаркому применить самые энергичные меры для немедленной ликвидации саботажа.
14 (27) декабря 1917 г. после вооруженного захвата зданий петроградских банков Декретом ВЦИК "О национализации банков" в стране была введена государственная монополия на банковское дело. Употребленное в Декрете "О национализации банков" имя нарицательное "народный банк", с конца января 1918 г. стало употребляться как имя собственное Народный банк. Сначала Банк назывался Народный банк Российской Республики, затем - Народный банк РСФСР.
В соответствии с Декретом "О национализации банков" банки подлежали слиянию с Государственным банком без конфискации их акционерных капиталов, которые стали передаваться государству по Декрету СНК от 24 января 1918 года. Все банковские акции без всяких ограничений аннулировались. Собственники акций под угрозой конфискации имущества должны были немедленно сдать акции в отделения Государственного банка.
Для проведения национализации банков по решению Финансового отдела Московского совета было организовано Московское отделение Народного банка Советской Республики, которое имело свое Временное правление и филиалы. Денежные подкрепления Временное правление получало через Московскую контору. По всем остальным вопросам Временное правление Московского отделения связывалось непосредственно с Центральным управлением Народного банка.
Задачей Московского отделения было выполнение работы по слиянию счетов частных банков и реализация активов банков. Объединение всех операций и счетов бывших частных банков в Москве было закончено к сентябрю 1918 года. А в декабре 1918 г. филиалы Московского отделения Народного банка стали филиалами Московской конторы Банка, а Временное правление было ликвидировано. Руководство работой по национализации и слиянию банков возлагалось на Центральное управление Народного банка РСФСР. Контроль за деятельностью Центрального управления Народного банка РСФСР в этой области осуществлял Наркомфин. При Центральном управлении Народного банка РСФСР был организован Отдел местных учреждений, который руководил работой по национализации и слиянию банков на местах. В конце мая 1918 г. при каждом филиале бывшего коммерческого банка были организованы ликвидационно-технические коллегии под председательством комиссаров филиалов Народного банка. Ликвидационно-технические коллегии должны были осуществить слияние банков и связанную с национализацией ликвидационную работу.
Придя к власти, Советское правительство столкнулось с теми же проблемами, с которыми не смогли справиться ни царское, ни Временное правительства. Ко времени Октябрьской революции значительно усилилось действие факторов, оказывавших разрушающее воздействие на денежную систему страны, дезорганизовывавших ее хозяйственную жизнь, сокращавших товарооборот, приводивших к падению производительности труда и т.д. Эти проблемы новое руководство государства решало методами, отличными от методов своих предшественников. Причины различных подходов к решению одних и тех же проблем предопределялись как экономическим положением страны, так и теоретическими представлениями пришедшей к власти партии большевиков. В результате в течение 1918-1920 гг. в России сложилась специфическая система производства, обмена и безденежного распределения (система "военного коммунизма"), предполагавшая постепенное отмирание денег. Однако, несмотря на отрицание необходимости существования при новом строе такой экономической категории как деньги, руководству Советской республики приходилось решать реальные экономические проблемы, в том числе постоянно вести борьбу со свойственным периоду инфляции "денежным голодом".
СНК постоянно выпускал в обращение новые денежные знаки, повышая их купюрность, а также различные денежные суррогаты. В числе последних обращались билеты Государственного казначейства, облигации "Займа свободы", краткосрочные обязательства Государственного казначейства, купоны процентных бумаг Государственных займов, боны городов и местных учреждений Народного банка РСФСР.
 В целях сокращения эмиссии весной 1918 г. в отделениях Народного банка РСФСР в Петрограде, Москве и ряде других крупных городов были созданы расчетные отделы, которые принимали чеки и платежные поручения о перечислении денег с текущего счета предприятия или учреждения. Чеки принимались также при уплате налогов государству и при погашении ссуд. Кроме того, в мае 1918 г. СНК был издан Декрет "О соблюдении единства кассы", который обязывал государственные учреждения вносить все денежные средства в кассу Народного банка РСФСР (или казначейства) и производить платежи только через банк (или казначейство).
До середины февраля 1918 г., кроме Народного банка РСФСР, кредитованием национализированных и частных предприятий занимались Особое совещание по финансированию при ВСНХ и производственные отделы Высшего Совета Народного Хозяйства. Но в феврале 1918 г. Декрет СНК запретил всем учреждениям, кроме Народного банка РСФСР, открывать кредит предприятиям. Все выданные ВСНХ ссуды были переданы на баланс Банка, при котором учреждался Центральный учетно-ссудный комитет. Постановление ВСНХ от 30 августа 1918 г. обязывало все национализированные предприятия хранить свои деньги на текущих счетах в банках. С этого времени в промышленности начался переход на централизованное распределение сырья, материалов и готовых изделий. Для управления различными отраслями промышленности были созданы главки или центры, руководимые отделами ВСНХ: Главрезина, Главуголь, Главзолото, Центросахар, Центрожир и др. Все национализированные предприятия обязаны были сдавать готовую продукцию соответствующим главкам и центрам, которые в свою очередь должны были снабжать предприятия сырьем, материалами и пр. Расчет за готовую продукцию и сырье должен был осуществляться бухгалтерскими записями без участия денежных знаков. Национализированные предприятия обязаны были хранить все свои деньги в банке и в случае надобности рассчитываться чеками на Народный банк РСФСР. В своих кассах предприятия могли оставлять денежных знаков в количестве, необходимом только для текущих потребностей. Такая система организации промышленности способствовала установлению безденежных расчетов между национализированными предприятиями и их главками. Во второй половине 1918 г. все платежи между хозяйственными организациями стали совершаться посредством чеков или путем бухгалтерского перечисления со счета одной организации на счет другой организации в Народном банке РСФСР.
В конце 1918 г. в Народном банке РСФСР была введена окружная система. В это время на территории Советской республики функционировало 187 филиалов Банка. Окружные конторы должны были следить за тем, чтобы подведомственные им филиалы не нарушали общегосударственной политики в области кредитования и денежного обращения. В начале ноября 1918 г. в окружную была превращена Московская контора Народного банка РСФСР. Немного позднее в окружную была преобразована Северообластная контора Народного банка РСФСР (так называлась с 1 октября 1918 г. Петроградская контора банка). В марте 1919 г. окружными стали Харьковская, Киевская и Одесская конторы.
В начале 1919г. Народный банк РСФСР прекратил кредитование национализированных предприятий и начал осуществлять их сметное финансирование. Банковские функции Народного банка РСФСР были сведены к минимуму, в нем были централизованы все сметные, расчетные и кассовые операции. Он осуществлял исполнение бюджета, а также финансирование и расчеты между учреждениями и предприятиями. В результате Народный банк РСФСР превратился в единый расчетно-кассовый орган РСФСР и перестал быть банком.

4. Государственный банк СССР

В условиях проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР. Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной "с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения". Он имел право предоставлять кредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только "при условии обеспеченности их и экономической целесообразности". Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов. В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на драгоценные металлы и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные сделки по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.
В 1922 г. и 1923 г. были проведены две деноминации, укрупнившие номинал совзнака - бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Во время первой деноминации в обращение были выпущены денежные знаки, которые обменивались в соотношении один рубль выпуска 1922 г. на 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов, официально ходивших в то время в стране; во время второй деноминации денежные знаки образца 1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г. в соотношении 1:100.
11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено право выпуска в обращение червонцев - банковских билетов, и он превратился в эмиссионный центр. С началом эмиссии червонцев началась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующая послевоенная инфляция.
В период НЭПа практиковались такие виды банковского кредита, как учет векселей, ссуды до востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные ссуды под залог векселей. В дополнение к этим кредитам банк спустя три года после своего создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка по всем конторам.В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение денежной наличности Госбанка и Наркомфина.
С 1922 г. в стране началось создание коммерческих банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного кредита, которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.
В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики.
 Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.
 В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного банковского кредита. Наделение предприятий собственными оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный кредит госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированием сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением вложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых изделий и товаров, а также на другие временные нужды, связанные с процессом производства и обращения товаров. В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.
В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.
С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

5. Центральный банк Российской Федерации

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.
Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.
В 2003г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
 

Заключение

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального Банка - проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.