На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное управление АПК

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?4
 
ВВЕДЕНИЕ
Идеальная модель экономического устройства общества пред­полагает использование механизма государства для решения раз­личных проблем.
Опыт развития рыночных систем показывает, что без участия государственных институтов невозможно нормальное, слаженное функционирование современного рынка. Особенно актуальной ста­новится данная проблема для страны, находящейся в состоянии трансформации всей социально-экономической системы, то есть стра­ны с переходной экономикой. В переходный период необходимо по-новому осмыслить возможности механизма государственного регу­лирования.
Экономические реформы в России привели к тому, что практи­чески во всех сферах производства и товарообмена формируются ры­ночные отношения, предполагающие личную и имущественную сво­боду их участников и невозможность директивных указаний со сто­роны государства. Однако специфика аграрного сектора, комплекс сложнейших нерешённых проблем сельского хозяйства требуют ком­плексной и всесторонней государственной поддержки.
Агропромышленный комплекс страны представляет собой от­крытую целостную социально-экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных структурообразующих элементов. Открытость такой системы проявляется в том, что на её функционирование суще­ственное влияние оказывает не только внутренняя, но и внешняя среда. Поэтому функционирование АПК зависит прежде всего от того, на­сколько отлажены механизмы его саморегулирования и управле­ния им.
Глубокое, объективное осознание состояния АПК позволяет сделать вывод о том, что в стране нужна такая аграрная полити­ка, которая представляла бы собой систему финансово-инвести­ционных, материально-технических и организационных управ­ленческих мер и мероприятий, осуществляемых по отношению к аграрному сектору страны.
Ясная аграрная стратегия, проводимые на ее основе рацио­нальная аграрная реформа и модернизация АПК приведут к ста­бильному подъему аграрного производства, который будет спо­собствовать росту экономики всей страны. Генеральная задача аграрной политики должна состоять в том, чтобы аграрный сектор экономики обеспечивал население национальным продо­вольствием, а стране продовольственную независимость и безо­пасность.
Для осуществления таких масштабных преобразований не­обходима нацеленная на высокий и эффективный результат со­ответствующая государственная аграрная политика и научно обоснованная программа рыночных реформ в агропромышленном комплексе.
Россия снова стала на путь решения проблем, не имеющих мировых аналогов. История человеческой цивилизации не име­ет опыта перевода социалистической экономики в капиталисти­ческую, рыночную экономику.
Целью курсовой работы является теоретико-методологическое обоснование целесообразности государственного регулирования АПК; разработка научной концепции и методических рекомендаций эффективного использования экономических рычагов государственного регулирования на разных уровнях управления в сфере АПК региона, финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий индустриально развитой территории.
Первая глава содержит определение целей, для достижения которых началась аграрная реформа и основные инструменты государственного регулирования, которые приемлемы в нынешних условиях для стабилизации ситуации и создания предпосылок к росту агропромышленного производства.
Во второй главе я рассмотрела ситуацию, сложившуюся в аграрном секторе России и необходимые условия, которые должно соблюдать государство для преодоления сегодняшнего затяжного кризиса в сельском хозяйстве и сопутствующих отраслях.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
 
 
1.1.           Сущность, цели, методы государственного регулирования экономики
 
Проблема роли государства в рыночной экономике - одна из важнейших и обсуждается со времени образования самого институ­та государства. Имеется несколько теоретических направлений, объяс­няющих роль и место государства в экономике. Согласно классиче­ской и неоклассической теории (Д. Риккардо, А. Смит, Ж.Б. Сэй, А. Маршалл, А. Пигу и др.), рыночная экономика в условиях совер­шенной конкуренции является саморегулирующейся, ею управляет «невидимая рука» и государственное вмешательство недопустимо.    
Исходным моментом этой теории является анализ таких кате­горий, как процентная ставка, заработная плата, уровень цен в стра­не. Эти ключевые переменные, которые в представлении классиков являются гибкими величинами, обеспечивают равновесие на рынке товаров, рынке труда и денежном рынке. Таким образом, рыночной механизм, по теории клас­сиков, сам по себе способен исправлять дисбалансы в экономике, и вмешательство государства оказывается ненужным.
Однако в конце 1920-х и начале 1930-х гг. прошлого столетия экономика капиталистических стан столкнулась с устойчивым и бес­прецедентно длительным состоянием макроэкономического нерав­новесия, известного под названием «Великая депрессия». Классическая теория в том виде, как она сформировалась сто с лишним лет тому назад, к началу 1930-х гг. оказалась во многих аспектах не способна дать адекватное объяснение происходящим кризис­ным явлениям. Дать такое объяснение и стремился Дж. М. Кейнс в своём знаменитом труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Д. Кейнс обоснованно утверждал, что экономика начала XX столетия в корне отлична от той, на основе которой строили научные выводы сторонники классического направления. Это была экономика, впитавшая научно-технический прогресс, оказавший влияние не только на масштабы производства, но и на его качество, структуру: сформировались монополистические объе­динения, конкуренция получила статус несовершенной.
Для того чтобы более четко определить роль и место государст­ва в рыночной экономике, необходимо исходить из того, что оно (государство) ни в коей мере своими действиями не должно мешать функционированию рыночного механизма. Как известно, рынок не является идеальной экономической системой. Существуют так называемые «сбои», или «провалы» («фиаско») рынка. Это проявления неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказы­вается не в состоянии обеспечить рациональное распределение и ис­пользование ограниченных ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка: 1) монополия; 2) несовершенная информация; 3) внешние эффекты; 4) общественные блага.
Монополизация экономики имеет ряд негативных последствий: возникает дефицит товаров, завышение цен, отсутствие конкуренции и пр. С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Защита здоровой конкуренции, борьба с монополизмом - одна из задач государства. Негативное влияние оказывает несовершенная (асимметричная) информация. Рынок не всегда предоставляет исчерпывающую, достоверную и доб­росовестную информацию, необходимую экономическим субъектам. Государство может сглаживать асимметричность информации путём контроля за качеством товаров и услуг, запрета вводящей в заблуж­дение рекламы и т.д. Незаинтересованность в производстве обще­ственных благ - один из минусов рынка. Общественные блага целесообразно производить государству за счет налогообло­жения всего населения.
Государство устраняет последствия внешних отрицательных эффектов, от которых несут издержки третьи лица, например, загряз­нение окружающей среды.
В современных смешанных экономиках происходит усиление роли государства, это объясняется следующими факторами:
1.    умножаются «провалы» рынка;
2.    растёт значимость и объем общественных благ;
3.    увеличивается необходимость защиты национального биз­неса в мировой экономике;
4.    усиливается глобализация экономики;
5.    увеличивается необходимость согласования «правил игры» в национальном и мировом хозяйстве.
Руководствуясь законами и принципами рыночной экономики, умело используя инструменты регулирования, государство осуществ­ляет свою экономическую политику. Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная ли­ния экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам. Экономическая политика - это совокуп­ность мер, посредством которых достигаются намеченные цели и за­дачи, решаются социальноэкономические проблемы.
Процесс вмешательства государства в рыночную экономику но­сит название государственного регулирования экономики (ГРЭ). Речь идёт об эффективном, рациональном, корректирующем вмешательст­ве в рыночный механизм, осуществляемом по принципу: «Конку­ренция - везде, где возможно, госрегулирование - везде, где необхо­димо». Экономическая роль государства представляет собой степень участия государства в экономической деятельности общества. Госу­дарство превращается в организацию, выполняющую функцию уп­равления национальной экономикой. ГРЭ - комплекс мер законода­тельного, исполнительного и контролирующего характера, осуществ­ляемых государственными органами.
Государственное вмешательство небезгранично и имеет свои пределы. Государство вмешивается в рынок в той степени, в какой требуется поддержание экономической стабильности. Поэтому чрез­мерный контроль государства может привести к деформации рыноч­ного механизма. Госрегулирование должно быть экономически оп­равданным и допустимым в тех масштабах, которые не подавляют конкуренцию, повышают деловую активность субъектов хозяйства.
Важнейшими экономическими функциями государства являются:
–     разработка и утверждение правовых основ экономики; созда­ние различных условий или «правил игры», одинаковых для всех субъектов рыночной экономики;
– определение приоритетов макроэкономического развития;
–     реализация социальных ценностей;
–     содействие в создании рыночной инфраструктуры;
–    регулирование экономической деятельности для достижения поставленных задач.
Цели государственного регулирования экономики сводятся к следующим:
–    адаптация социально-экономической системы к изменению условий хозяйствования;
–    устойчивый экономический рост, макроэкономическое рав­новесие;
–   социальная стабильность, рост благосостояния населения;
–    обеспечение конкурентных преимуществ отечественным про­изводителям;
–    экономическая, производственная, экологическая безопасность;
–  развитие приоритетных стратегических научных, технико-тех­нологических направлений.
Под методами государственного регулирования экономики мы будем понимать специфические для государства как общественного института способы достижения поставленных целей.
Методы государственного регулирования делятся на правовые, административные, экономические, прямые и косвенные.
Правовое регулирование состоит из системы законодательных норм и правил, которые определяют формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей и др.
Административное регулирование (меры закрепления, разрешения, принуждения) осуществляет государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом, охраной окружающей среды, социальной защитой и др.
Цены – одно из критических точек экономической и социально-политической жизни общества. В цене сталкиваются групповые интересы производителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цена затрагивает каждого, вокруг нее идет борьба между людьми, в группах, партиях, парламентах, в правительствах, между государствами.
Через цены достигаются глобальные цели ГРЭ, изменения конъюнктурной и структурной политики, борьба с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировом рынке, и смягчение социальной напряженности.
Можно уверенно сказать, что вся история капитализма, в которой говорят о полной свободе ценообразования, на самом деле есть постоянное воздействие государства на цены.
Государственные меры регулирования цен носят законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентом законы создают правовую основу между хозяйствующими субъектами и государством в сфере ценообразования и являются ценовым правом. На основе этого права государство осуществляет административное регулирование цен, а за нарушение закона виновные привлекаются к судебной ответственности.
Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используются: бюджетная и фискальная политика; денежно-кредитная политика; программирование; прогнозирование и планирование.
Правительственные закупки способствуют росту рынков, ресурсов и товаров за счет увеличения совокупного спроса государственным вмешательством в хозяйственную жизнь. Этот метод осуществляется путем вливания своих финансовых ресурсов в элементы спроса, что приводит к подъему экономической конъюнктуры или наоборот, сокращая свое участие в спросе, оно сдерживает рост, когда он выходит из общественного контроля.
Трансфертные, дотационные и другие расходы есть метод перераспределения части государственных ресурсов нуждающимся, с целью поддержания и увеличения предложения или спроса на товары и услуги.
Государственные кредиты, как собственника (государства), чисто совокупного денежного капитала, представляется участникам рынка за определенную плату – процент. Увеличение государственного кредита стимулирует рост деловой активности, а сокращение – к ее сдерживанию.
Существуют и применяются разнообразные формы воздействия государства на экономику.
Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к пред­приятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относятся военные, оборонные, энергетические (в особен­ности атомная энергия), заповедники, национальные музеи, природ­ные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую сре­ду, охраняющие безопасность, выполняющие общегосударственные функции.
Подобные объекты, предприятия, организации чаще всего нахо­дятся в государственной или муниципальной собственности.
Налоговое регулирование осуществляется путём установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциа­ции налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении воздействует введение пошлин, та­моженных сборов. Изменяя в ту или иную стороны налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы.
Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии госу­дарства на денежное обращение и объём денежной массы. Государст­во через Центральный банк способно регулировать эмиссию и об­щую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковско­го ссудного процента и влиять через них на учётную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые Централь­ным банком, предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги.
Такое регулирование способно изменять денежные потоки и на­копления и тем самым оказывать воздействие на экономические про­цессы, бороться с высоким уровнем инфляции.
Бюджетное регулирование заключается в том, что государствен­ные органы обладают возможностью распределять средства государ­ственного бюджета по различным направлениям их расходования. Кроме того, государство обладает возможностью устанав­ливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя таким образом денежное обращение и денежные накопления. Государственное регулирование затрагивает и установление предель­но допустимого дефицита государственного бюджета.
Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики, заклю­чается в том, что государство может устанавливать предельный уро­вень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Иногда ценовое регулирование прояв­ляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.
Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально неза­щищённых или слабозащищенных слоев населения, создания соци­альных гарантий, поддержания уровня жизни, достойного человека.
Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодатель­ства и призвано обеспечивать охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице.
Государственные меры, воздействующие на величину и струк­туру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих мест, оказание помощи в открытии предприятий, государственные субси­дии на расширение производства, предоставление государственных заказов, организация общественных работ для тех, кто не нашёл применения на рынке труда и другие меры.
Государственное регулирование охраны и восстановления окружа­ющей среды предусматривает меры по защите природы в виде штра­фов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществле­нию обязательных природозащитных и природоохранных мероп­риятий. Государственные органы устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.
Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополи­стов, за исключением области естественной монополии.
Государственное регулирование в АПК определяется Федераль­ным законом «О государственном регулировании агропромышлен­ного производства». Государственным регулированием является эко­номическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь­ствия, а также на производственно-техническое обслуживание и мате­риально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Государственное внешнеэкономическое регулирование - это обшир­ный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими государственную гра­ницу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен.
Как следует из приведенного перечня, государственное регулирование экономики распространяет своё влияние на самые разные сферы экономической жизни. Однако это не означает, что столь об­ширное государственное регулирование лишает предприятия, пред­принимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыноч­ной экономики даже при наличии многочисленных видов и спосо­бов государственного регулирования оно носит довольно ограни­ченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохра­няются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые госу­дарственным регулированием.
 
1.2.           Состояние сельского хозяйства России и необходимость вывода его из кризиса
 
От состояния агропромышленного комплекса во многом зависит развитие экономики страны, ее национальная безопасность, жизненный уровень населения. В сельском хозяйстве и пищевой промышленности работает каждый пятый, занятый в сфере материального производства, удельный вес этих отраслей в ВВП составляет около 9%, на долю продовольственных товаров приходится 46% общего объема розничного товарооборота. В сельской местности проживает 27% населения страны [1]. Сельское хозяйство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг, обеспечивая занятость миллионов трудоспособного населения.
На сегодняшний день агропродовольственный   комплекс   России   переживает   кризис, обусловленный накопленными проблемами в этом секторе экономики, общим социально-экономическим кризисом в стране, ошибками в аграрной политике, а также специфическими отраслевыми проблемами, которые усугубляют положение.
В силу низкой рентабельности в сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях произошло сокращение производственно-технического потенциала. Отсутствие необходимых денежных поступлений привело к многократному уменьшению закупок новой техники и оборудования и физической    амортизации    большей    части    основных    средств сельхозпредприятий. Поэтому даже при расширении спроса на отечественную продовольственную  продукцию рост ее  производства  сдерживается ресурсными ограничениями.
   Особенно актуальна проблема деградации земель. К настоящему времени из сельскохозяйственного оборота выведено около 30 млн.га. Вынос питательных веществ из почвы в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями [23]. Приходят в упадок мелиоративные системы, увеличиваются площади закисленных почв.
Острейшей проблемой является тяжелое финансовое положение сельского хозяйства, которое характеризуется:
–     незначительными денежными поступлениями от реализации продукции  из-за низкого уровня цен на нее и ограничений сбыта;
–     нехваткой   собственных   оборотных   средств   для   сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредита;
–     высокой кредиторской задолженностью, в основном по льготным  государственным кредитам, платежам в бюджета всех уровней и внебюджетные фонды. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, так как существующая система налогообложения недостаточно учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве.
В силу этого подавляющая часть сельхозпредприятий имеет блокированные банковские счета, что обусловливает неденежные формы кредитов, рост бартера, перевод сделок в теневой сектор со всеми вытекающими негативными последствиями.
Нерешенной проблемой остается межотраслевой диспаритет цен и доходов. В условиях либерализации экономики сельское хозяйство оказалось особо    незащищенным    перед    монополизированными    отраслями промышленности. Ценовой пресс со стороны массы посредников и перекупщиков привел к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта.
В результате девальвации рубля 1998 года начала складываться благоприятная ценовая ситуация на продовольственном рынке. Ее сохранение на последующие годы позволило бы обеспечить рентабельное производство в АПК. Однако последовавший затем рост цен на горючее и другие ресурсы вновь усилил межотраслевой диспаритет цен и доходов.
Немаловажной  проблемой является  ограниченный  спрос  на  агропродовольственную продукцию. Либерализация цен в 1992 году привела к отмене государственных продовольственных дотаций, которые достигали по некоторым базовым продуктам 80% розничной цены. Это резко сократило покупательную способность населения.
Проблема сбыта для отечественных товаропроизводителей была усугублена внешнеторговой экспансией продовольствия. Финансовый кризис 1998 года сделал импорт продовольствия заметно менее выгодным. В результате за счет импортозамещения создались возможности для расширения рынка сбыта отечественного продовольствия. Вместе с тем, падение реальных доходов ограничивает общий спрос населения на продукты питания, в первую очередь белковосодержащие (животноводческие).
Нормальному функционированию агропромышленного комплекса препятствует неразвитость аграрных рынков, отсутствие эффективных систем их   регулирования,   наличие   межрегиональных  торговых   барьеров, искусственное сдерживание цен администрациями регионов. В силу неразвитости рыночной инфраструктуры не обеспечивается нормальная связь между производителем и потребителем продовольствия, оганичивается возможность сбыта продуктов отечественными сельхозтоваропроизводителями по приемлемым ценам.
Существенным сдерживающим фактором роста агропромышленного производства  является  отсутствие  эффективных  государственных  и негосударственных систем регулирования продовольственного рынка. Старые административно-распределительные органы упразднены, а новые механизмы, соответствующие современным условиям функционирования экономики не созданы. Это затрудняет формирование единого рыночного пространства страны, приводит к существенным потерям для сельского хозяйства и населения.
Негативное влияние на развитие рынка продовольствия оказывают межрегиональные торговые барьеры, затрудняющие доступ на него товаропроизводителям. Ограничения на вывоз снижают уровень конкуренции, приводят к падению цен на рынках регионов нетто-экспортеров продовольствия и соответствующему росту цен в регионах нетто-импортерах, что опосредованно ведет к сокращению спроса.
Предприятия, поставляющие средства производства, крайне плохо адаптированы к потребностям отечественного сельского хозяйства.
Среди них можно выделить две группы: предприятия, которые работают исключительно на внутренний рынок (заводы сельхозмашиностроения), и предприятия, имеющие экспортный потенциал (производители минеральных
удобрений).
Первая группа предприятий, столкнувшись с резким сужением рынка своей продукции, оказалась в глубочайшем кризисе. Затянувшиеся процессы их реструктуризации и модернизации привели к критическому отставанию от потребностей АПК. Сдерживается организация дилерских сетей современного типа, формирование лизинговых компаний.
Экспортно-ориентированные отрасли не столь сильно пострадали от сужения спроса на внутреннем рынке, так как нашли свою нишу на внешнем. Перспективная проблема этих отраслей заключается в том, что рост спроса на их продукцию на внутреннем рынке может быть ограничен нежеланием снижать цены по сравнению с мировым уровнем, также как и приспосабливаться к потребностям внутреннего покупателя.
Проблемы развития сельской местности сегодня являются не только социальными, но и оказывают негативное воздействие на экономику аграрного производства.
Социальная инфраструктура села в значительной мере продолжает оставаться  на  содержании  у  сельхозпредприятий,  увеличивая  их непроизводственные расходы, ухудшая финансовое состояние.
Сложность проблемы заключается и в том, что в сельской местности, кроме  сельскохозяйственной деятельности,  практически  нет других источников дохода. Это заставляет руководителей сельхозпредприятий сохранять избыточную численность работников для поддержания социальной стабильности на своей территории, что ведет к снижению производительности труда и общей рентабельности отрасли.
Во   многих  регионах   преодолению   негативных   процессов препятствуют острые проблемы демографического и кадрового потенциала, нехватка специалистов и руководителей, недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур.
Говоря об инновационном развитии АПК, нельзя пройти мимо проблемы производства биотоплива. По этому вопросу нет единой точки зрения как на уровне как экспертов международных организаций, так и у нас в стране.
У нас есть все основания для признания нецелесообразности форсированного наращивания производства биотоплива из сельскохозяйственного сырья. Во-первых, в результате такого процесса произошло бы отвлечение кормовых ресурсов для наращивания производства продукции животноводства, являющимся одним из приоритетных в развитии сельского хозяйства. Во-вторых, сократились бы ресурсы для экспорта зерна.
В нашей стране имеются неограниченные возможности использования для этих целей несельскохозяйственного сырья, например целлюлозосодержащее сырье, и именно их надо использовать в первую очередь.
Учитывая сложившуюся ситуацию в других отраслях экономики закономерно становится вопрос – не сможет ли сельское хозяйство стать «локомотивом» стабилизации и последующего динамического ее развития?
Хотелось, чтобы это было именно так. Есть у нас и огромные возможности, особенно в виде неиспользуемых земель, пока еще очень низкой производительности труда, неиспользованных возможностей освоения достижений науки и, кстати, практику модельных предприятий почти во всех отраслях сельского хозяйства. Но для того, чтобы быть локомотивом отрасль должна быть инновационной.
Как показывают расчеты, по итогам 2008 года около половины продукции по-прежнему производится в низкопроизводительном и низкотоварном секторе хозяйств населения.
Конечно, надо поклониться им, что в этот трудный период выручили страну и кормят самих себя, но если вести речь об устойчивости, экономическом развитии, да и к тому же в условиях рыночного хозяйства, то это, по меньшей мере, неоправданно.
В 2008 году совокупная товарность по хозяйствам всех категорий составила лишь 50% с колебанием от 15% по семенам подсолнечника и до 22% по картофелю. По мясу и птице этот показатель составил 74%, по молоку – 57% [22].
Такого нерационального использования ресурсов, в том числе трудовых, нет и не может быть ни в одной стране, считающей себя развитой.
Может быть в Дании, Франции, например, система жесткая, но там фермер не может выпить и кружку своего молока, а идет за ним в магазин. Практически все производство охвачено развитыми формами кооперации как заготовительной, так и сервисной.
У нас же фактор кооперации только провозглашен, и то для мелкого производителя, хотя в России кооперация зародилась еще в конце XIX – начале XX веков.
Какое бы направление повышения устойчивости мы бы не рассматривали, неизменно возвращаемся к нескольким основополагающим положениям.
Возможно, основным из них является создание условий для обеспечения сельскому хозяйству доходности, необходимой для расширенного воспроизводства.
Необходимы новые подходы к формированию в АПК системы ценообразования.
Практика последних лет вновь подтвердила, что и в период развития, и в период кризиса «крайним» оказывается сельское хозяйств. В период развития ему достается малая доля от роста совокупной прибыли, а в кризисные – оно более всех страдает от понижения цен реализации.
Об этом свидетельствуют данные о динамике цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, а также потребительских цен в октября 2008 года к декабрю 2007 года.
Если цены реализации сельскохозяйственными товаропроизводителями в октябре 2008 года были выше, чем в декабре 2007 года лишь на 3,4%, то на промышленную продукцию – примерно на 19,6%. При этом потребительские цены на продовольственные товары возросли более, чем на 15% [22].
В части цен на продукцию сельскохозяйственных товаропроизводителей, видимо, следует перейти от их мониторинга, который сейчас осуществляется, к регулированию на основе преимущественно «мягких» механизмов. В их числе могут использоваться индикативные цены, минимальные предельные цены реализации, например, на молоко, расширение перечня продукции, включаемой в закупочные интервенции, залоговые операции, о которых уже шла речь.
Влияние финансового кризиса на мировую и национальные экономики в последнее время приобретает все больше значимости и становится одной из приоритетных проблем, решением которой занимаются  страны, чьи экономики оказались наиболее незащищенными. Тенденции в  развитии внешнеторговых отношений определяют вектор направления и силу влияния мирового кризиса на отдельные государства. Одним из сильных преимуществ в решении сложившихся экономических трудностей является конкурентоспособное производство и высокий уровень самообеспечения продовольствием в стране.
Результатами начала финансового кризиса 2007 – 2008 годов стали обвалы фондовых и товарных рынков, что повлекло убытки крупнейших банков и инвестиционных компаний. Произошло снижение потребления промышленных товаров, что в свою очередь сказалось на падении цен на сырьевом рынке. На рынке продовольственных товаров, также отразилась эта тенденция. Но рынок сельскохозяйственной продукции функционирует в условиях возрастающего потребления. Увеличивающаяся численность населения мира и актуальность экологически-чистых продуктов питания определяет дисбаланс в потреблении и производстве, что ведет к сокращению мировых запасов продовольствия. Поэтому корни роста цен на продукцию сельского хозяйства в 2009 году начинаются здесь.
Каким образом кризис отразится на  АПК России? Из слов президента РФ Дмитрия Медведева на выступлении Петербургского международного экономического форума от 7 июня 2008 года, следует, что мировой финансовый кризис 2007 – 2008 годов, глобальный дефицит энергоресурсов, рост цен на продовольствие Россия рассматривает, как потенциальную возможность относительно быстро изменить свои позиции в мировой финансово-экономической системе. Но политика, проводимая государством в этом направлении, требует пристального внимания общества и своевременной корректировки. Если не рассматривать промышленное производство, в сфере сельского хозяйства при сложившейся ситуации в будущем возникнут проблемы, ставящие его в зависимость от импорта.
Возможности решения проблем сельского хозяйства в условиях мирового финансового кризиса заключены в формировании АПК как одного из приоритетных и конкурентоспособных производств страны путем осуществляемой государственной поддержки.
Засуха также нанесла серьезный урон российскому сельскому хозяйству. Режим чрезвычайной ситуации на сегодняшний день введен в 27 регионах РФ. «Посевы практически уничтожены на площади более 10 млн. га, - сообщил Иван Оболенцев. – Там, где посевы сохранились, есть тенденция к тому, что пшеница получается не такой высококлассной и сможет быть использована только в качестве фуража.
«При этом, – подчеркнул глава Агропромсоюза, – на продовольственные цели в РФ расходуется 22 млн. т зерна - они у нас в любом случае на текущий год есть. Гораздо большую настороженность вызывает ситуация с фуражным зерном, потому что его мы расходуем в год приблизительно 40 млн. т. Это основа кормов для животноводства. Сейчас дефицит кормов в целом, и фуражного зерна в том числе, составляет по разным оценкам от 7 до 10 млн. тонн, сообщил Иван Оболенцев. По его мнению, эту проблему Россия сможет решить, не прибегая к импорту, а организовав переброску кормов из других регионов, не пострадавших от жары и засухи.
Нынешнее лето наиболее тяжело отразились на молочном животноводстве. «Длительная жара привела к тому, что продуктивность коровы упала в среднем на 15 – 20%, - сообщил Андрей Даниленко. - Погода повлияла на продуктивность молочного производства не только в тех регионах, где была введена чрезвычайная ситуация по зерну, но и практически везде, где были аномально высокие температуры. Однако, к счастью для населения, снижение продуктивности поголовья произошло в тот период, когда у нас всегда избыток молока. Поэтому на обеспеченность населения и предприятий молоком это не повлияло. Вопрос в том, сколько будет длиться эта жара. Потребуется не менее месяца, а то и несколько месяцев, чтобы поголовье восстановило свою продуктивность. При этом, в основном, пострадало поголовье частного сектора. Сектор сельхозпредприятий в целом даже не показывает снижения объемов производства молока - за счет того, что продолжается завоз импортного скота и продолжается строительство и запуск новых объектов». Однако несмотря на неблагоприятную погоду, «риска дефицита молока на российском рынке все же нет - особенно при условии увеличения импорта молока и молочной продукции из соседних Украины и Белоруссии, которые, в основном, не пострадали по своим производственным мощностям», – считает Андрей Даниленко.
«Существенного сокращения поголовья молочных коров не наблюдается, – согласен и Иван Оболенцев. Если сокращение есть, то оно незначительное, и в объемах прошлого года. Уже пятый год наблюдается уверенный прирост по мясу птицы. В этом году он, скорее всего, составит более 200 тыс. т. По мясу свинины тоже достаточно устойчивый рост. Единственная проблема - мясо крупного рогатого скота - но эта проблема не нова, а перетекает из года в год».
Современное мировое хозяйство сложно и многогранно. Оно далеко от совершенства и подвержено всевозможным рискам. Глобальный экономический кризис и засуха внесли свои жесткие корректировки в экономики многих стран. Чтобы преодолеть последствия этих факторов, требуется быть предельно собранными, с максимальным вниманием относиться как к эффективности своей работы, так и к обоснованности новых планов и программ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2.  НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ РОССИИ
 
2.1.  Прямая господдержка сельхозпроизводителей
Современная экономическая политика России представ­лена обширной нормативно-правовой базой, регулирующей все производственные и непроизводственные сферы. Ми­ровой кризис охватил все развивающиеся и развитые стра­ны. Отличие состоит в силе воздействия и масштабах по­следствий. В группе наиболее пострадавших оказались стра­ны, которые не имеют своих природных богатых ресурсов и которые они импортируют из других стран. Россия в эту груп­пу не попала, но она не находится и в самом выгодном поло­жении, особенно это касается; сельского хозяйства. Предос­тавляемая государственная поддержка пока еще не вносит значимый вклад в развитие аграрной; сферы страны. Боль­шинство сельскохозяйственных предприятий оказалось на грани банкротства.              
В сложившейся ситуации решить данную проблему можно с помощью кардинальных и новых мер, сре­ди которых важное место должна занимать государствен­ная программа, включающая системы квотирования и суб­сидирования производства стратегически важных видов продукции сельского хозяйства. Цель данных видов госу­дарственного регулирования - это защита интересов това­ропроизводителей и государства, а основной задачей явля­ется создание таких условий для производителей, которые позволяли бы им производить сельскохозяйственное сырье и продовольствие в объеме и ассортименте, соответству­ющих общественным потребностям и спросу на них;
Система квотирования определяется как комплекс ограничительных экономических и организационно-правовых мер в производстве определенных государством видов про­дукции. Установление квот товаропроизводителям широко используется в отдельных европейских странах для стаби­лизации цен на насыщенных товарных рынках. Естественно, что на дефицитных рынках квоты не используют, а наоборот, применяют систему стимулирования товаропроизводителей.
Квотирование - это новый подход в планировании раз­вития сельского хозяйства страны. Для организации данно­го процесса необходимо рационализировать систему управ­ления агропромышленным комплексом, в частности, возло­жить обязанность по сбору информации о производствен­ных возможностях сельскохозяйственных товаропроизво­дителей на Департамент регулирования агропродовольственного рынка. Данная информация должна включать: про­гнозные объемы производства установленных видов сель­скохозяйственной продукции до 1 августа текущего года по каждой области, соответственно на областном уровне - по каждому району, на районом - по каждому товаропроизводи­телю. После получения такой информации Отдел государственных закупок и интервенций вышеназванного Департамента должен сопоставить плановые государственные потребности, согласно бюджету РФ и производственные плановые возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Квота должна представлять собой возможность реали­зации сельским товаропроизводителем, например, 1 тыс. т зерна по фиксированной цене, исходя из определения его классности и других параметров [21]. Количество квот, приходя­щихся на одно предприятие, должно рассчитываться исходя из ранее заявленного и утвержденного объема производства продукции. Особое внимание должно уделяться выделению квот на производство сахарной свеклы и семян подсолнеч­ника с целью поддержания рационального севооборота и од­новременного покрытия потребности в данном сырье.
Квоты могут распределяться товаропроизводителям под следующие условия: площадь подсолнечника должна быть меньше 12% от площади пашни; дополнительные квоты на возделывание подсолнечника должны распределяться только при условии ввода в обработку новых площадей, распашки залежи или заброшенных и целинных земель; площадь са­харной свеклы в обороте не должна составлять более 20% в общей структуре севооборота, при этом следует ввести субсидирование распашки земель под сев сахарной свеклы, и др.
Рассмотрим подробнее возможные варианты политики государства в выделении квот сельским товаропроизводи­телям:
1.   Если заявленные товаропроизводителями объемы про­изводства сельскохозяйственной продукции больше, чем планирует государство, то по инициативе Департамента регулирования агропродовольственного рынка этот вопрос выносится на рассмотрение Правительства РФ, где решает­ся вопрос о возможности внесения корректив в объемы экспорта данной продукции и, соответственно, в доходную часть госбюджета страны. При этом количество квот устанавливается на уровне заявленных возможностей. Либо коррективы не вносятся и количество квот ограничивается потребностями государства.
2.   Если заявленные объемы производства по оговарива­емым видам продукции меньше потребностей государства, то Правительству необходимо рассмотреть варианты им­порта недостающей продукции сельского хозяйства, либо корректировки системы субсидирования сельских товаро­производителей с целью стимулирования внутреннего про­изводства.
Данные меры будут ориентировать и стимулировать отечественных товаропроизводителей на производство стратегически важных для государства ви­дов продукции, а также повышать их рентабельность. Кроме того, будут полностью задействованы мощности перераба­тывающих заводов, снизится потребность в импортном сы­рье.
Система государственного субсидирования основана на расчетном методе определения потребности в государ­ственной поддержке, необходимой для обеспечения безубы­точности работы сельских товаропроизводителей. Так, про­веденные исследования позволили предложить следу­ющие виды субсидий и их ставки:
1. Дополнительные субсидии на 1 голову приплода для всех товаропроизводителей: от коровы в размере 5000 руб., от первотелки - 6000 руб. Сумма субсидии для первотелок увеличена на 1000 руб. не только с целью стимулиро­вания ввода в оборот стада новых животных для его ремон­та, но и для увеличения общего поголовья продуктивных молочных коров.
Данные дополнительные субсидии должны поступать непосредственно сельскохозяйственному товаропроизводи­телю по мере подачи им соответствующих документов, но не ранее трех месяцев после рождения теленка. Обязатель­ным условием также является целевое использование суб­сидий - это строительство и реконструкция животновод­ческих помещений, приобретение доильного оборудования, обслуживающей техники, а также племенных животных. Сле­дует отметить, что сегодня субсидии выделяются только на содержание племенного маточного поголовья крупного рога­того скота (в мясном и молочном скотоводстве из расчета на 1 корову, от которой получен живой теленок в отчетном финансовом году):
-  в племенных заводах – из федерального бюджета – 5000 руб./год; из областного бюджета – 1500 руб./год;
- в племенных репродукторах – 4500 руб./год и 1400 руб./ год соответственно;
-   на содержание племенного маточного поголовья сельс­кохозяйственных животных, за исключением племенного маточного поголовья крупного рогатого скота (КРС), – из фе­дерального бюджета – 4300 руб./год; из областного бюджета –1300 руб./год [21].
Интерпретация условий для получения вышеназванных субсидий недостаточно полная. Поэто­му кандидат экономических наук Татьяна Савченко предлагает выплаты дополнительных субсидий при обязательном соблюдении условий в части не только отела, но и обязательной сохранности теленка.
2. Субсидии на ветеринарные препараты и медикамен­ты, предназначенные для вакцинации крупного рогатого ска­та. Следует отметить, что субсидии должны выделяться только на вакцины от ящура, бешенства и сибирской язвы с целью профилактики данных заболеваний у животных. При этом необходим систематический мониторинг такой вакци­нации соответствующими органами на уровне субъектов Федерации как по количеству используемых вакцин, так и их стоимости у различных поставщиков.
3.        Увеличение ставки субсидий за 1 кг реализованного молока с 1,5 до 6 руб. в общей сумме из федерального и областного бюджетов.
4.        Субсидии на комбикорма отечественных производи­телей должны быть по ставке 3 руб./кг.
Для обоснования потребности в вышеназванных субси­диях в сложившихся рыночных условиях кандидат экономических наук Татьяна Савченко и д.э.н. Елена Закшевская прове­ли подробный анализ работы ООО «ЭкоНиваАгро» Лискинского района Воронежской области.
Для сравнения отметим, что сегодня максимальная рас­четная сумма субсидий на 1 продуктивную голову скота для данного предприятия составляет 5812 руб. а их доля в струк­туре затрат на 1 голову равна 10,5% (табл. 1), с учетом же дополнительных субсидий (20515 руб.) их доля увеличива­ется до 37% [21].
Предложенная система субсидирования условно апробирована в 28-ми хозяйствах Лискинского района Воро­нежской области. В частности, по ним определены затраты на одну голову крупного рогатого скота в год, рассчитаны субсидии по существующим и предлагаемым ставкам с уче­том оговоренных выше условий и определена выручка соот­ветственно по двум вариантам субсидирования.
Полученные результаты позволяют судить о том, насколь­ко предложенная система субсидирования позволит сократить разницу между доходами и расходами в отрас
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.