Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные направления повышения уровня рентабельности на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ВВЕДЕНИЕ
    Теоретические аспекты изучения рентабельности производства
      Сущность и понятие рентабельности производства
      Показатели рентабельности производства
      Факторы повышения рентабельности
    Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности и рентабельности производства на ОАО «Хлебогор» филиал «Карачевский хлебокомбинат» за 2008-2010гг.
      Характеристика предприятия
      Анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия
      Анализ рентабельности производства
    Основные направления повышения уровня рентабельности на предприятии
      Резервы увеличения прибыли и рентабельности
      Экономический эффект
Заключение
Список использованной литературы
Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Обобщающим показателем  экономической эффективности производства является показатель рентабельности.
Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления  валового дохода или прибыли с  затратами или используемыми  ресурсами.
На основе анализа средних  уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие  хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации  и концентрации производства.
Анализ рентабельности производства позволяет выявить большое число  тенденций развития, он призван указать  руководству предприятия пути дальнейшего  успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста  прибыли, что, в конечном счете, позволяет  предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Сущность проблемы повышения  рентабельности производства состоит  в увеличении в процессе использования  имеющихся ресурсов экономических  результатов на каждую единицу затрат.
Актуальность темы объясняется  тем, что рыночная экономика обусловливает  необходимость повышения эффективности  производства в первую очередь на микроуровне, т.е. на уровне отдельных  предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.
Целью данной курсовой работы является проанализировать рентабельность производства.
Для достижение поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
    Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие рентабельности производства;
    Выявить основные показатели рентабельности производства;
    Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности на ОАО «Хлебогор» филиал «Карачевский хлебокомбинат»;
    Провести анализ рентабельности производства.
Объектом исследования является ОАО «Хлебогор» филиал «Карачевский хлебокомбинат». Период исследования 2008-2010гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
      Сущность и понятие рентабельности производства
 
Ориентация отечественной  экономики на рыночные отношения  потребовала пересмотра отношения  к рентабельности, что обусловлено  ее особым местом в системе хозяйствования.
Рентабельность выступает  как экономическая категория, оценочный  результативный показатель, целевой  ориентир, инструмент расчета чистого  дохода общества, источник формирования различных фондов.
Рентабельность – это  относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.
Рентабельность более  полно, чем прибыль отражает окончательные  результаты хозяйствования, так как  ее величина показывает соотношение  эффекта с наличными или использованными  ресурсами.
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые  в экономических расчетах, характеризуют  относительную прибыльность.
Результативность и экономическая  целесообразность функционирования предприятия  могут оцениваться с помощью  абсолютных и относительных показателей.
Так с помощью показателей  первой группы можно проанализировать динамику различных показателей  прибыли (балансовой, прибыли от реализации, работ, услуг, оставшейся в распоряжении предприятия) за ряд лет. Такие расчеты  будут иметь скорее арифметический, чем экономический смысл (если при  этом не используются соответствующие  способы пересчета в сопоставимые цены). При этом следует отметить, что для получения более объективных  результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.
Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, поскольку  представляют собой различные соотношения  прибыли и вложенного капитала, или  прибыли и производственных затрат.
По абсолютной сумме прибыли  не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и  масштабы деятельности. Поэтому для  характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный  показатель – уровень рентабельности.
Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного  информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о  работе предприятия.
В условиях рыночных отношений  велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень  прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов  и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную  доходность предприятия, измеряемую в  процентах к затратам средств  или капитала с различных позиций.
Основными функциями рентабельности являются:
- учетная;
- оценочная;
- стимулирующая.
Как результативный показатель она характеризует эффективность  использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.
Рентабельность, являясь  конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для  его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.
Понятие «рентабельность» имеет  разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях  оно означает выгоду. Если предприятие  работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует  о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или  этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.
Наличие рентабельности позволяет  удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических  интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль  и которую общество использует для  решения социальных задач. Экономические  интересы предприятия заключаются  в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны  с созданием возможностей для  улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального  развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.
В гармонично развивающемся  обществе ни один из вышеперечисленных  интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь  нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к  ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности предприятия  в наращивании рентабельности (например, из-за необоснованности налогов и  отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию  заработной платы, к нерациональному  использованию капитала.
Рентабельность состоит из двух составляющих. Первый компонент ? доход от обычной (повседневной) хозяйственной деятельности предприятия (определяется как разность между валовыми доходами от реализации и издержками обращения). При этом на величину рентабельности от хозяйственной деятельности оказывает влияние соответствующая методика исчисления издержек, затрат на содержание персонала, оценки стоимости основных фондов, запасов и других составляющих. Второй компонент ? потенциальная рентабельность (доход от владения ценными бумагами, долговыми обязательствами и материальными ценностями). Разновидностью потенциального дохода выступает чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов, безнадежных финансовых обязательств, использования сумм от ускоренной амортизации, резервов.
 
 
      Показатели рентабельности производства
 
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1) показатели рентабельности капитала (активов),
2) показатели рентабельности продукции;
3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей  рентабельности формируется как  отношение прибыли к различным  показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются - все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал (формула 1).
 
           (1)
 
Несовпадение уровней  и рентабельности по этим показателям  характеризует степень использования  предприятием финансовых рычагов для  повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акции и т.д.
Каждый из перечисленных  показателей легко моделируется по факторным зависимостям (формула 2).
 
                      (2)
 
Эта формула раскрывает связь  между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь, заключается  в том, что формула прямо указывает  пути повышения рентабельности при  низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота  активов.
Факторную модель рентабельности (формула 3).
(3)
Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и  заемного капитала Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных  факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при  увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
Вторая группа показателей  формируется на основе расчета уровней  и рентабельности по показателям  прибыли, отражаемым в отчетности предприятий (формула 4).
 
           (4)
 
Данные показатели характеризуют  прибыльность продукции базисного  и отчетного периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли  от реализации рассчитывается по формулам 5 и 6.
 
                                            
;                                               (5)
                                             
.                                               (6)
Или по формулам 7 и 8.
 
                                            
;                                         (7)
                                            
;                                         (8)
 
где, К1, К0 – рентабельность продукции отчетного и базисного периодов;
Р1, Р0 – прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;
N1, N0 – реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
S1, S0 – себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
Изменение рентабельности в  отчетном периоде по сравнению с  базисным периодом определяется по формуле  9.
 
                                       
,                                                 (9)
 
Влияние фактора изменения  объема реализации рассчитывается методом  цепных подстановок (формула 10)
 
                                   ,                                        (10)
 
Соответственно влияние  изменения себестоимости составит (формула 11)
 
                                    ,                                        (11)
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению  с базисным периодом (формула 12)
                                 
,                                             (12)
Третья группа показателей  рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается  чистый приток денежных средств (формула 13).
 
        
,         (13)
 
где ЧПДС – чистый приток денежных средств.
Данные показатели дают представление  о степени возможности предприятия  расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция  рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется  в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.
Показатели рентабельности предназначены для оценки общей  эффективности вложения средств  в предприятие. Они широко используются для оценки финансово-хозяйственной  деятельности предприятиями всех отраслей.
Показатели рентабельности формируются следующим образом:
1) Показатель общей рентабельности  является самым распространенным  при определении рентабельности  деятельности предприятия и рассчитывается  как отношение прибыли до налогообложения  к выручке от реализации товаров,  работ и услуг, производимых  предприятием.
Показатель показывает какую часть выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения, анализируется в динамике и сравнивается со среднеотраслевыми значениями этого показателя. Показатель общей рентабельности определяется формулой 14.
 
                                      
,                                            (14)
 
где  Пдн – прибыль до налогообложения;
Вреал – выручка от реализации.
2) Рентабельность оборотных  активов определяется как отношение  чистой прибыли (прибыли после  налогообложения) к оборотным  активам предприятия. Этот показатель  отражает возможности предприятия  в обеспечении достаточного объема  прибыли по отношению к используемым  оборотным средствам компании. Чем  выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются  оборотные средства. Рентабельность  оборотных активов рассчитывается  по формуле 15.
 
                                        
,                                           (15)
 
где  ЧП – чистая прибыль;
ОА – среднегодовая  стоимость оборотных активов.
3) Рентабельность производственных  фондов определяется как отношение  балансовой прибыли к среднему  значению суммы стоимости основных  производственных фондов, нематериальных  активов и оборотных средств в товарно-материальных ценностях.
Уровень рентабельности производственных фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции (чем выше фондоотдача  основных фондов и скорость оборота  оборотных средств, чем ниже затраты  на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов труда)). Рентабельность производственных фондов рассчитывается по формуле 16.
 
                                         
,                                             (16)
 
где  П – прибыль до налогообложения;
ПФ – среднегодовая  стоимость производственных фондов.
4) Рентабельность активов  предприятия определяется как  отношение чистой прибыли ко  всем активам предприятия (формула  17)
 
                                       
,                                              (17)
 
где  ЧП – чистая прибыль;
ВБ – валюта баланса.
5) Рентабельность финансовых  вложений определяется как отношение  величины доходов от финансовых  вложений к величине финансовых  вложений (формула 18).
 
                                        
,                                             (18)
 
где  Пфв – прибыль предприятия от финансовых вложений за период;
ФВ – величина финансовых вложений.
6) Рентабельность производства  определяется как отношение величины  валовой прибыли к себестоимости  продукции (формула 19).
 
                                     
,                                             (19)
 
где  ВП – валовая прибыль;
СС – себестоимость  продукции.
Период окупаемости собственного капитала. Находится путем деления  среднегодовой величины собственного капитала на чистую прибыль анализируемого периода. Имеет большое значение для собственников и акционеров, поскольку через оценку его величины и динамики они, как правило, делают выводы об эффективности управления их капиталом.
Период окупаемости собственного капитала рассчитывается по формуле  20.
 
                                      
,                                        (20)
 
где  СК – средняя стоимость собственного капитала;
ЧП – чистая прибыль.
Одним из способов анализа  рентабельности является факторный  анализ. Рассмотрим данный вид анализа  рентабельности производства более  подробно.
В связи с переходом  экономики нашей страны на рыночные отношения изменяется и отношение  к получаемой от экономических субъектов  информации. Информация о финансовом состоянии организации, его финансовых результатах становится очень важна для широкого круга пользователей, как внешних – налоговые инспекции, коммерческие банки, акционеры и т.д., так и внутренних – администрация, менеджеры, внутренние финансовые службы организации.
Программа реформирования бухгалтерского учета, осуществляемая в Российской Федерации в настоящее время, направлена, с одной стороны, на то, чтобы сделать информацию, получаемую из бухгалтерской отчетности, наиболее емкой, всесторонней и в то же время  более понятной, прозрачной и читаемой. В проведении такой реформы, в  первую очередь, заинтересованы внешние  пользователи. Внутри предприятия администрация  может собрать любую информацию и самостоятельно провести анализ хозяйственной  деятельности. Внешний пользователь, имея ограниченный доступ к внутренней управленческой информации, должен по максимуму получить сведения о деятельности организации из общедоступных источников – бухгалтерской отчетности организации.
Заинтересованность акционеров-собственников  организации в проведении такого реформирования очевидна. Во всем цивилизованном мире акционерный капитал имеет  превалирующее значение для развития производства. Главное его преимущество заключается в способности аккумулировать на наиболее рентабельных участках экономики  большие инвестиционные ресурсы, так  как акционеры будут с большей  охотой вкладывать свои сбережения в  развивающиеся и доходные предприятия.
Имея на руках бухгалтерскую  финансовую отчетность за отчетный год  или за ряд предыдущих лет, акционеры  общества должны оценить эффективность  использования вложенных капиталов, рентабельность активов организации, финансовую устойчивость и перспективы  развития на будущее. Для точной оценки деятельности организации необходимо использовать методы экономического анализа. Имея на вооружении набор инструментов анализа хозяйственной деятельности, возможно достоверно и всесторонне  оценить результаты хозяйственной деятельности организации.
В экономически развитых западных странах ни один инвестиционный проект не обходится без глубокого экономического анализа. Для этого разработаны  целые комплексы оценки эффективности  деятельности организации. В эту  систему входят различные показатели: коэффициенты финансовой устойчивости, рентабельности, платежеспособности. В результате многочисленных исследований деятельности успешных и убыточных  компаний разработаны оптимальные  значения ряда коэффициентов, дающих возможность  оценить динамику развития организации  и перспективы ее роста на будущее.
Для того чтобы экономический  анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т.е. анализ должен охватывать все стороны экономического процесса и всесторонне выявлять причинные зависимости, влияющие на деятельность организации в той или иной степени.
С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда  каждый изучаемый объект рассматривается  как сложная изменяемая система, состоящая из ряда факторов внешней  и внутренней среды.
Любой факторный анализ начинается с моделирования многофакторной модели. Сущность построения модели заключается  в создании конкретной математической зависимости между факторами.
При моделировании функциональных факторных систем необходимо соблюдать ряд требований.
1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать  и иметь конкретное физическое  значение.
2. Факторы, которые входят в  систему факторного анализа, должны  иметь причинно-следственную связь  с изучаемым показателем.
3. Факторная модель должна обеспечивать  измерение влияния конкретного  фактора на общий результат.
В факторном анализе используют следующие виды наиболее часто встречающихся моделей.
1. Когда результативный показатель  получается как алгебраическая  сумма или разность результирующих  факторов, применяются аддитивные модели (формула 21).
 
                         P = N - Sps -KP - YP,                                     (21)
 
где  P – прибыль от реализации продукции;
N – выручка от реализации;
Sps – производственная себестоимость реализованной продукции;
KP – коммерческие расходы;
YP – управленческие расходы.
    Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов (формула 22).
 
                               
,                                   (22)
 
где  Ra – рентабельность активов;
Rп = P/N – рентабельность продаж;
FO = N/A – фондоотдача активов;
A – средняя стоимость активов организации за отчетный год.
3. Когда результативный показатель  получаем делением одного фактора  на другой, применяются кратные модели.
4. Различные комбинации  вышеперечисленных моделей дают  смешанные или комбинированные модели.
В практике экономического анализа  существует несколько способов моделирования  многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и  расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные  элементы.
Например, методом расширения можно  следующим образом построить  трехфакторную модель рентабельности активов организации (формула 23).
 
                          
; Y = a ? и ? с,                     (23)
 
где  N/CK – оборачиваемость собственного капитала организации;
CK/A – коэффициент независимости или доля собственного капитал в общей массе активов организации;
CK – средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.
Таким образом, мы получили трехфакторную  мультипликативную модель рентабельности активов организации. Данная модель широко известна в экономической  литературе как модель Дюпона. Рассматривая эту модель, можно сказать, что  на рентабельность активов организации  оказывают влияние рентабельность продаж, оборачиваемость собственного капитала и доля собственного капитала в общей массе активов организации.
А теперь рассмотрим следующую модель рентабельности активов (формула 24).
 
   (24)
 
где X = N/S – доля выручки, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости продукции;
Y = OA/A – доля оборотных активов в формировании активов;
Z = Q/OA – доля запасов в формировании оборотных активов;
L= S/Q – оборачиваемость запасов.
Первый фактор этой модели говорит  о ценовой политике организации, он показывает ту базовую наценку, которая  заложена непосредственно в цене реализуемой продукции. Второй и  третий факторы показывают структуру  активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный  капитал. Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности  использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.
Для проведения исследования влияния факторов на конечный результат  проведем факторный анализ этой четырехфакторной модели методом цепных подстановок  с использованием абсолютных разностей. Математически это выглядит следующим  образом (формулы 25,26,27,28):
 
                            
,                               (25)
                            
,                                (26)
                          
,                        (27)
                            
,                          (28)
 
где Ri – влияние i-го фактора на общее изменение рентабельности активов, факторы с индексом 1 относятся к отчетному году, факторы с индексом 0 – к базовому (предыдущему).
На современном уровне развития производства и экономики  не бывает случайных и продолжительных  успехов. Если успех был достигнут случайно, на интуитивном уровне, то он не может быть продолжительным, так как найдутся люди, которые подойдут к проблеме с экономически правильным решением, и конкурентную борьбу выиграют они. Успех должен быть обоснован комплексным и всесторонним анализом хозяйственной деятельности организации, рациональным планированием, знанием и максимальным использованием своих преимуществ, скрытием своих недостатков.
Показатель рентабельности имеет математическую зависимость  от многих показателей, характеризующих  эффективность использования активов, ценовую политику организации, структуру  пассивов и активов, финансовую устойчивость, платежеспособность и многие другие.
Комплексный анализ финансового  состояния организации на этом не оканчивается и может быть продолжен  анализом эффективности использования  трудовых ресурсов, материальных ресурсов, основных средств. Детальная проработка по каждому из этих направлений позволит выявить конкретные механизмы влияния  на конечный финансовый результат деятельности организации.
Анализ финансового состояния  организации и выявление резервов ее дальнейшего устойчивого роста  необходимо продолжать также анализом коэффициентов платежеспособности, финансовой устойчивости, оборачиваемости  активов, анализом кредиторской и дебиторской  задолженности, анализом денежных потоков, анализом эффективности использования  чистых активов, собственного капитала и т.д.
Таким образом, показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных  предприятий и отраслей, выпускающих  разные объемы и виды продукции. Эти  показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным  производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и  рентабельность производства.
 
 
 
 
       Факторы повышения рентабельности
 
Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства»  является величина прибыли. В связи  с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно  разделить на две группы:
– факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;
– факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.
К факторам внутреннего порядка  относят количество реализуемой  продукции, её качество, издержки производства.
Количество реализованной  продукции зависит от объёма валовой  продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции  происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста  её внутреннего потребления, как  правило, ниже темпов роста валовой  продукции, что создаёт условия  для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает  влияние на величину прибыли так  же через денежную выручку, так как  продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.
Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта  продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель  реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают  продукцию и в зависимости  от каналов реализации: при продаже  её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.
Важным фактором прибыли  является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли.
К факторам внешнего порядка  относятся рыночный спрос на продукцию. Е предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.
Факторы рентабельности производства могут носить экстенсивный и интенсивный  характер. Экстенсивные факторы оказывают  влияние на рентабельность путём  изменения количества реализованной  продукции, а интенсивные – на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции.
Таким образом, теоретический  анализ рентабельности производства показал, что проблема рентабельности, методы её количественного измерения постоянно находится в центре внимания при разработке методических и инструктивных материалов. В этом плане заслуживает внимания предложение экономистов о введении классификации показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественного выражения.
Абсолютные показатели рентабельности – это валовой и чистый доход. Однако, абсолютные размеры чистого  дохода, прибыли и валового дохода не позволяют в полной мере сравнить экономические результаты производственной деятельности предприятий. Хозяйство  может получить прибыли на тысячу рублей и на миллион. В обоих случаях  производство является рентабельным, а эффективность может быть разной, так как она зависит от размеров производства, структуры продукции, величины издержек производства и так  далее. Поэтому для характеристики экономической эффективности производства используют также относительные показатели рентабельности, которые выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: валового, чистого дохода, прибыли, и показателей эффективности использования тех или иных производственных ресурсов или затрат.
Относительные показатели рентабельности могут быть исчислены в денежном измерении или, чаще всего, в процентах. С их помощью рентабельность производства может быть выражена как по валовой, так и по реализованной (товарной) продукции.
В свою очередь, определение  резервов повышения рентабельности производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а  с другой – резервов снижения себестоимости  продукции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  ПРОИЗВОДСТВА НА ОАО «ХЛЕБОГОР»  ФИЛИАЛ «КАРАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»  ЗА 2008-2010ГГ.
2.1 Характеристика предприятия 
 
Хлебокомбинат расположен по адресу: Брянская область, город Карачев, ул. Калинина, д. 2. Юридический адрес предприятия ОАО фирма «Хлебогор»: г. Брянск, пр. Московский, д. 85а.
Новый Карачевский хлебокомбинат  был пущен в эксплуатацию в 1965г.  До этого времени хлебобулочная  продукция выпускалась в здании церкви. Здесь работали две печи ФТЛ-2 хлебные и одна печь булочная. Труд в основном был ручной. После  деления хлебные тестовые заготовки  в формах помещались в вагонетки, а потом, после окончания расстойки, вручную ставили на люльки печи. Выбивка готового хлеба из форм также  производилась вручную на специальные  столы. А затем сами пекари со стола  укладывали хлеб на вагонетки и отвозили их в экспедицию.
Кроме хлеба и булочных изделий также выпекали пряничные  изделия.
Имелся цех безалкогольных напитков по ул. Федюнинского. 
Новый хлебокомбинат размещается на трех этажах. В 1965 г. эксплуатировалась одна печь ФТЛ-2 для булочных изделий, другая – «Подмосковная» - для производства хлеба. Кроме того имелась одна резервная печь ФТЛ-2.
Территория предприятия  ограждена, асфальтирована, имеет один выезд; на ней расположены главный  производственный комплекс и складские  помещения. Водоснабжение производится от сети городского водопровода, также  имеются водобаки для запасной воды. Отопление обеспечивается собственной  газовой котельной.
Кроме того, на территории хлебокомбината имеется безалкогольный цех напитков, который выпускает напитки 8-ми наименований. Все технологические операции механизированы.
На сегодняшний день Карачевский  хлебокомбинат входит в состав ОАО  фирмы «ХЛЕБОГОР» и является филиалом этой фирмы. Основной поставщик муки и сырья – ЗАО «Мелькрукк».
Выпускаемая филиалом «Карачевский хлебокомбинат» продукция пользуется спросом у населения не только жителей г. Карачева и Карачевского района, но и жителей Орловской области (п. Хотынец). Поставка потребителям хлебобулочной продукции осуществляется автотранспортом хлебокомбината и потребителей.
Свидетельство о государственной  регистрации (перерегистрации) общества – Открытое акционерное общество фирма «Хлебогор» - №536 от 29.07.1996г. Юридический  адрес местонахождения общества: г. Брянск,             пр-т Московский, д. 85-а. Основные виды деятельности: производство хлебобулочных, кондитерских изделий.
Цели и виды деятельности филиала:
    Основной деятельностью предприятия является получение прибыли, удовлетворения спроса потребителей на хлебобулочные, кондитерские изделия, внедрение и использование передовых достижений науки, техники и организации производства.
    Филиал осуществляет:
а) обеспечение успешного  решения задач по развитию производства хлебобулочных, кондитерских изделий, товаров народного потребления, выполнение платных услуг;
б) расширение возможностей в производственном и социальном плане;
в) повышение эффективности использования материальных, финансовых и др. ресурсов;
г) организацию сбыта и  продажи готовой продукции;
д) обеспечение надежной и взаимовыгодной кооперации производства, рациональных хозяйственных связей с поставщиками и потребителями;
е) освоение новых видов  хлебобулочных и кондитерских изделий, внедрение новых прогрессивных  технологических процессов;
ж) изучение покупательского спроса и коньюнктуры рынка, проведение анализа экономической и производственно-хозяйственной деятельности;                          
з) обеспечения строгого соблюдения прав работающих, защиту их законных интересов, улучшение условий и охраны труда, социальной и правовой защиты трудового коллектива;
и) обеспечение природоохранных мероприятий;
к) посредническую и торгово-закупочную деятельность;
л) обеспечивает первичный и бухгалтерский учет, анализ финансово-хозяйственной деятельности и имеет законченный баланс;
м) организацию переподготовки и повышение квалификации специалистов по различным направлениям деятельности.
    Филиал осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации в соответствии с целями акционерного Общества.
    Прибыль предприятия после уплаты налоговых платежей в бюджет по обязательствам банков направляется на создание фондов и выплаты дивидендов в соответствии с решением общего  собрания ОАО фирма «Хлебогор» и Совета директоров.
Филиал самостоятельно, по месту нахождения, уплачивает в бюджеты  всех уровней все полагающиеся налоги, а также платежи в государственные  внебюджетные фонды.
Правовое положение филиала.
    Филиал не является юридическим лицом. Правовое положение филиала определяется Федеральным законом РФ «Об акционерных Обществах», законодательством РФ, Уставом акционерного Общества и настоящим Положением.
    Имущество филиала состоит из оплаченной части уставного капитала, вошедшего составной частью в общий уставный капитал Общества, и учитывается как на отдельном балансе, так и на балансе Общества.
Филиал вправе открывать  банковские счета на территории РФ на основании доверенности акционерного Общества.
    Филиал вправе от имени акционерного Общества приобретать и осуществлять имущественные и личные  неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в Арбитражном и третейском суде.
    Филиал осуществляет в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом общества распоряжение наделенным имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. На него (филиал) распространяется действие Главы 5 «Крупные сделки» в части ст.78,79 закона РФ «Об акционерных Обществах».
    Филиал несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
    Филиал осуществляет деятельность от имени создавшего его Общества.
Ответственность за деятельность филиала несет создавшее его  ОАО  фирма «Хлебогор».
    Руководитель филиала назначается Обществом на контрактной основе и действует на основании доверенности, выданной Обществом.
    Филиал имеет круглую печать, штамп и бланки с наименованием филиала и акционерного Общества.
 
 
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
 
Анализ финансово-хозяйственной  деятельности, как правило, начинается с технико-экономических показателей.
Технико-экономические показатели – система измерителей, характеризующая материально-производственную базу предприятий (производственных объединений) и комплексное использование ресурсов. Технико-экономические показатели применяются для планирования и анализа организации производства и труда, уровня техники, качества продукции, использования основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов; являются основой при разработке годового плана производственной работы предприятия, установления прогрессивных технико-экономических норм.
Для анализа хозяйственной  деятельности предприятия  рассчитаем технико-экономические показатели с помощью бухгалтерской отчетности за 2008-2010 годы.(Приложение А, Б, В).
Проведем анализ производства и реализации продукции. В данном анализе используются такие показатели как:
- объем товарной продукции  – это объем продукции подготовленной  к реализации, которая определяется  как разность между валовой  продукции и незавершенным производством;
- реализованная продукция  – это продукция отгруженная  и оплаченная;
- чистая продукция –  определяется как разность между  товарной продукцией и материальными  затратами, а также амортизацией  основных средств.
Анализ объема производства и реализации продукции представлен  в таблице 1.
 
Таблица 1 – Анализ объема производства и реализации продукции        за 2008 – 2010 годы
Ед. изм.
2008
год
2009
год
2010
год
Показатель
Абсолютное отклонение
Относительное отклонение
2009/
2008
2010/
2009
2009/
2008
2010/
2009
Объем товарной продукции
тыс.руб.
820500
1050780
1120350
230280
69570
0,28
0,07
Материальные затраты на товарный выпуск
тыс.руб.
467129
606068
572525
138939
-33543
0,30
0,06
Амортизация
тыс.
руб.
13498
16110
17884
2612
1774
0,19
0,11
Чистая продукция
тыс.руб.
339873
428602
529941
88729
101339
0,26
0,24
Выручка от продажи продукции (без  НДС)
тыс.руб.
782877
1015663
1076855
232786
61192
0,3
0,06

 
Анализируя показатели товарной продукции и чистой продукции, можно  отметить, что за последние три  года они увеличиваются, причем прирост  показателей в 2009 году по отношению  к 2008 году (28-30%) значительно выше прироста показателей 2010 года к 2009 году (всего 6-7%). Данный факт связан, прежде всего с тем, что в 2009 году предприятие приложило максимум усилий для оптимизации деятельности и увеличения прибыли, в частности, проводилась интенсивная работа по перевооружению основных средств, закуплено новое и усовершенствовано старое оборудование (о чем свидетельствует рост стоимости основных средств по данным бухгалтерского баланса), что позволило значительно расширить ассортимент продукции, улучшить ее качество и выйти на новые рынки сбыта. Кроме того, следует отметить, что в 2010 году при росте показателей стоимости товарной продукции и выручки от ее реализации наблюдается снижение материальных затрат на 6% и рост амортизационных отчислений (+11%). На основании этого можно говорить о том, что техническое переоснащение производства приносит положительные результаты – наблюдается экономия материальных и трудовых затрат, как следствие, снижается себестоимость и растет прибыль, а вместе с ней и рентабельность производства.
Для эффективной работы предприятия необходимо, чтобы оно было обеспечено достаточным количеством основных средств. В связи с этим рассчитываются следующие показатели эффективности использования основных средств: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, которые представлены в таблице 2.
 
Таблица 2 – Показатели движения и эффективности использования  основных средств за 2008-2010 годы.
Ед. изм.
2008
год
2009
год
2010
год

и т.д.................


Показатель
Абсолютное отклонение
Относительное отклонение
2009/
2008
2010/
2009
2009/  2008
2010/
2009
Объем товарной продукции
тыс.руб.
820500
1050780
1120350
230280
69570
0,28
0,07
Среднегодовая стоимость основных средств
тыс.руб.
107539
126032
166717
18493

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.