На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Оценка и повышение эффективности ВЭД предприятия на примере ООО «Мир пакетов +»

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?5
 
                                           
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики и управления
 
 
 
 
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
 
На тему: «Оценка и повышение эффективности ВЭД предприятия на примере ООО «Мир пакетов +»
 
 
 
 
Выполнил
студент гр. ЗН (АТиЗ)-060600-62(к)                                             М.Н.Мусихина
 
Руководитель
к.э.н.                                                                                                Т.П. Сметанина
 
Допущен к защите в ГАК                                                           « »            2012г.
 
Зав. Кафедрой МЭОиП
к.э.н., доцент                                                                                  А.В. Аношин
 
Ижевск, 2012
Содержание
 
Введение
3
1.   Современное состояние, проблемы и тенденции развития рынка упаковочных материалов
7
1.1 Исторические аспекты развития рынка
7
1.2 Современное состояние и тенденции развития мирового рынка упаковочных материалов.
10
1.3 Проблемы и перспективы развития российского рынка упаковочных материалов
17
2.   Характеристика внешнеэкономической деятельности предприятия
21
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Мир пакетов+»
21
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия
30
    2.2.1 Особенности организации и управления ВЭД
30
    2.2.2 Специфика экспортно-импортных операций
32
    2.2.3 Анализ эффективности и проблемы ВЭД
34
2.3. Конкурентная (предпринимательская) среда деятельности предприятия
40
3.   Совершенствование организации  и  управления внешнеэкономической деятельностью предприятия
49
    3.1 Предпосылки совершенствования ВЭД  на предприятии
49
3.2 Основные направления совершенствования ВЭД
54
3.3 Обоснование эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию ВЭД
59
Заключение
70
Список использованной литературы
74
Приложение 1
77
           
 

Введение
 
В настоящее время предприятия России имеют широкие полномочия во внешнеэкономической сфере, эффективное использование которых позволяет существенным образом влиять на свое экономическое положение и развитие.
Решение задач эффективной организации экспортно-импортных операций предприятия связано с исследованием целого комплекса проблем и включает организационно-правовые, экономические, социально-политические, научно-технические и другие аспекты управления предприятием и его поддержки на различных уровнях.
Сложность решения указанных проблем связана также с недостаточной проработанностью механизма государственного регулирования экономического развития, отсутствием адекватной законодательной базы в части внешнеэкономического регулирования и конкурентного развития отечественных производств. Положение усугубляется неоднородностью экономического пространства и различием условий при формировании предприятиями своей стратегии ориентированной на развитие внешнеэкономической деятельности.
Характер трудностей, возникающих при изучении данной проблемы, во многом объясняется отсутствием комплексных научно обоснованных подходов и методов к организации экспортно-импортных операций в конкретных компаниях, их региональных проявлений, учета внешних факторов.
Внешнеэкономические связи любого современного государства являются в определенном смысле составной частью всемирного хозяйства и международных экономических отношений. Поэтому внешнеэкономический сектор национальных экономик - это своеобразный индикатор, показывающий степень вовлеченности данной страны во всемирное разделение труда и отражающий уровень экономического развития отдельно взятого народнохозяйственного комплекса.
Внешнеэкономическая деятельность является важной и неотъемлемой сферой хозяйственной деятельности предприятий, фирм, всех участников рыночных отношений. Произошедшая в современном обществе переоценка принципов и модельных характеристик экономического развития изменила представления о международном сотрудничестве. 
Вне фактора международного сотрудничества и, прежде всего, на уровне первичного предпринимательского звена практически невозможно добиться решения рационализации экономики. При этом основным хозяйственным звеном, опосредующим процесс интернационализации экономической жизни, является подразделение организаций ее базового уровня - предприятия, фирмы и другие жизнеспособные в условиях рынка самостоятельные единицы предпринимательского типа, нацеленные на достижение гармонизированных с общественными интересами максимальных показателей прибыльности, коммерческого оборота, технического перевооружения. 
Анализ внешнеэкономической деятельности предусматривает определение эффективности экспорта и импорта продукции по отдельным товарным группам. Особое значение имеет оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий в современных условиях, когда хозяйственная самостоятельность должна привести к повышению ответственности в обосновании управленческих решений. 
Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России.
Объектом исследования данной дипломной работы является малое предприятие ООО «Мир пакетов+». Общество с ограниченной ответственностью «Мир пакетов+»   зарегистрировано  в соответствии с действующим законодательством РФ и  начало свою деятельность в 2005 году.  Предприятие является самостоятельным хозяйственным субъектом,  не являясь подразделением более крупного  предприятия  или  объединения. 
Анализируемое предприятие осуществляет свою деятельность в сфере производства и оптовой торговли упаковочной продукции, а именно пакетов и одноразовой посуды. Производство осуществляется на базе сырья, поставляемого из г. Москва. Далее производимая продукция реализуется по территории России и в страны Ближнего Зарубежья, а именно Республику Беларусь и Казахстан.
Целью дипломной работы является анализ эффективности ВЭД предприятия и выявление путей ее повышения.
В этой связи в работе поставлены и решены следующие задачи:
?        выявить роль внешнеэкономической деятельности в системе внутрипроизводственных приоритетов;
?        исследовать теоретические и методические аспекты организации экспортных операций;
?        оценить существующее положение в компании в области ВЭД;
?        выполнить анализ основных экономических показателей ООО «Мир пакетов+»;
?        исследовать конкурентную среду предприятия;
?        выявить основные направления совершенствования ВЭД предприятия;
?        предложить экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию ВЭД предприятия.
Информационной основой исследования явились годовые отчеты, Устав ООО «Мир пакетов+», Стандарты ООО «Мир пакетов+», должностные инструкции, а также материалы первичного учета и отчетности, реестры договоров, труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, исследующих проблемы управления внешнеэкономической деятельности, нормативные и правовые акты, периодические издания, ресурсы сети Интернет.

1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА УПАКОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
1.1 Исторические аспекты развития рынка
 
Еще несколько десятков лет назад люди спокойно обходились без пластиковой упаковки. Полимерная упаковка появилась сравнительно недавно и сразу завоевала доверие потребителей. Она намного практичней и удобней, чем привычные картонные, стеклянные, деревянные упаковки. В середине двадцатого века были замечены первые опыты с использованием полимеров на основе нефтепродуктов. В 1957 году итальянская компания Монтскатини запустила промышленную линию по производству полипропилена, сделав серьезный шаг для рынка пластиковой упаковки.
Сведем в Приложении 1 основные исторические вехи развития рынка упаковки.
Экологичность материалов в современном мире является очень важным аспектом любого производства, и полимерная промышленность не исключение. Научно-исследовательские институты продолжают работу в совершенствовании быстроразрушаемых упаковочных материалов. Производители разных стран разрабатывают полимеры, которые разлагаются под действием микроорганизмов и призваны заменить существующие пластмассы. Японцы научились делать пластмассу путем переработки природного крахмала, и надо отметить, что эта идея имеет огромный потенциал для развития. Такую пластмассу можно утилизировать всеми известными способами без вреда для окружающей среды.
Поливиниловый спирт, который является основным составляющим водорастворимой пластиковой упаковочной пленки, также способен изменить тенденции развития данной отрасли. Такие пленки растворяются в воде при разных температурах, зависящих от требования самого упакованного продукта.
В таблице 1 рассмотрим современный этап развития упаковочной отрасли.
Таблица 1 – Современный этап развития упаковочной отрасли
Этап
Характеристика этапа
1891 г.
Алюминиевые тубы
Еще в 1841 году алюминий проходил испытания в качестве упаковочного материала. Металлические тюбики, изобретенные еще в 1840-х гг. для масляных красок, начали новую жизнь. Д-р Уортингтон Шеффилд, дантист из Нью-Лондона, штат Коннектикут (США) попробовал использовать их для зубной пасты. А через 50 лет зубная паста уже во всю выдавливалась из алюминиевых тюбиков.
1907 г.
Первые пластмассы
Немецкий ученый Фредерик Киппинг открыл силикон, создав, таким образом, прорыв в разработке пластмасс
1908 г.
Бумажные мешки
Альдемар Бейтс изобрел мешок с клапанами. Это ознаменовало начало периода резкого роста потребления бумажных мешков. В СССР производство бумажных мешков началось в 1932 г.
1911 г.
Изобретение целлофана
Швейцарский химик изобрел целлофан, основанный на древесине (химически родственный вискозе). Компания "Du Pont" запатентовала его в 1923 г.
1933 г.
Англичане создают полиэтилен
Английская фирма Impeeial Chemical Industries (ICI) создает полиэтилен (ПЭ). Хотя коммерческое использование его началось лишь в послевоенное время. Сегодня ПЭ широко применяется во всем мире.
1940-е годы
Пакеты (с ручками)
Пакет с ручками, часто с цветной рекламой, играет роль упаковки. Бумажные или пластиковые, они давно стали неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Тем не менее, в СССР, еще в 80-е годы они были в диковинку. Их до конца 80-х гг. повсеместно заменяла веревочная авоська. Широкое применение в России получили лишь с начала 90-х годов.
1942 г.
Полиэтилен высокого давления
Фирма ICI внедряет полиэтилен высокого давления (ПЭВД). Впервые изготавливаются ПЭВД бутылки методом экструзии с раздувом.
Becton Dickinson выпускает термоформованные блистер - упаковки для лекарств.
1942 г.
Появление ПЭТ
Полиэтилентерефталат (ПЭТ) впервые получен в 1941 г. английскими химиками Уинфилдом и Диксоном. Лишь в начале 60-х гг. этот полимер и материалы на его основе начали использовать в упаковочных целях. Из ПЭТ стали производить ткани для мешков и мягких контейнеров, растягивающиеся и липкие ленты, неориентированные и ориентированные пленки, а затем и гибкие материалы для термоформования. В конце 70-х гг. из ПЭТ научились делать "преформы" и выдувать из них бутылки для напитков. До начала 90 гг. в СССР такие бутылки завозили по импорту. Их производство было освоено в России лишь в середине 90-х гг.
1952 г.
Тетра-Пак
AB Tetra Pak - это дочерняя фирма компании Akerlund & Rausing (Швеция), совершившая настоящую революцию в упаковке молока и молочных продуктов. Упаковка "Тетра-Пак" из ламинированной бумаги, треугольной (пирамидальной) формы быстро завоевала ведущее место среди других упаковок для молока и молочных продуктов. Официальная информация о ней появилась в СССР лишь в начале 60-х гг. Выпуск "треугольных" пакетов типа "Тетра-Пак" (без лицензии) был начат в СССР в конце 60-х годов.
1977 г.
Первые ПЭТ- бутылки
ПЭТ- бутылки впервые были созданы в 1977 г. специалистами фирмы Du Pont Company (США) для газированных напитков. Впервые ПЭТ стали использовать как основной материал в 1941 году в США в качестве полиэстера. Сейчас бутылки из полиэтилентерефталата занимают лидирующее положение среди упаковки для растительного масла, газированных напитков, воды и пива.
2000-е гг.
Экологические упаковки, этикетки
Минималистический подход к упаковке и, например, нанесение экологических этикеток, стали расхожими фазами нашей обыденной жизни. Упаковочные системы совершенствуются в целях удовлетворения требований к рисайклингу и вторичному использованию ресурсов (в России системный подход до последнего времени отсутствовал).
 
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сфера промышленности пластиковых упаковок еще очень несовершенна. Постоянное внедрение новых технологий, направленное не только на повышение качества упаковок, но и на расширение спектра применения полимеров дают понять, что ближайшие годы и десятилетия рынок будет успешно развиваться. Огромным стимулятором для развития является и сам потребитель, который постоянно повышает требования к упаковкам. Экологическая сторона полимерной промышленности также не доработана до конца, и до того момента как упаковка станет полностью безвредной предстоит еще очень большой путь.
 
1.2 Современное состояние и тенденции развития мирового рынка упаковочных материалов
 
Упаковочная индустрия - один из наиболее крупных, диверсифицированных и конкурентных секторов мировой экономики, развивающийся быстро и стабильно. Вместе с тем, она сильно зависит от цен на материалы и оборудование, от уровня спроса со стороны производителей — основных заказчиков тары и упаковки.
Весь мировой рынок упаковки можно разбить по сегментам в зависимости от материала (см. рисунок 1).
Подобное распределение объемов, в котором наибольшую долю занимает упаковка из бумаги и картона, объясняется, во-первых, традиционным спросом на продукцию данного сегмента со стороны производителей парфюмерии, фармацевтической и пищевой продукции, а также широким использованием картона в логистике.
 

Источник: Pira International Ltd., 2010
Рисунок 1 – Мировой рынок упаковочной продукции: сегментация по материалам в 2010 году
Высокая доля полимерной упаковки достигается, прежде всего, за счет роста спроса на полиэтилен, полипропилен, смолы и прочие полимеры.
В 2010 году сегмент полимерной упаковки показал рост. Стоит отметить, что данный сегмент имеет наиболее высокий потенциал, и спрос на него удовлетворен не до конца.
Наиболее развит рынок упаковки в Северной Америке и Западной Европе. Потребление упаковки на душу населения в цивилизованных странах впечатляет: лучше всех «упакованы» американцы – 230 кг на человека в год, и европейцы – в среднем 120 кг.
По данным Pira International, в 2009 г. совокупный оборот в отрасли превысил $410 млрд., в том числе по упаковочной продукции — $386 млрд. и по оборудованию — $25 млрд.
Основными региональными рынками являются Северная Америка (на США приходится около 30% мирового потребления), Западная Европа и Азия (при этом Япония потребляет 50% азиатской продукции).
На рисунке 2 представлена структура рынка упаковки в 2004 и 2010 годах в зависимости от используемых материалов.
 
 Источник: Pira International Ltd., 2010
Рисунок 2 - Структура рынка упаковки в 2004 и 2010 годах в зависимости от используемых материалов
 
В производстве упаковки используются бумажно-картонные материалы (39%), твердые пластики (19%), алюминий и сталь (17%) и гибкие пластики (12%).
По прогнозам Pira International, мировой рынок упаковочной продукции будет ежегодно расти на 4,2% и достигнет к 2012 г. $556 млрд. Наибольший рост придется на Азию, Восточную Европу и Латинскую Америку. В Индии и Китае рынок будет ежегодно расти соответственно на 14,2% и 8,2% и достигнет в 2012 г. $13 и $51 млрд. В Восточной Европе наибольший рост ожидается в Польше — 11% ежегодно, до $6 млрд. в 2012 г., а крупнейшим рынком этого региона останется Россия, где объем продаж в 2012 г. составит $18,5 млрд.
Самым крупным рынком конечных потребителей является пищевая промышленность — рост 4,6% ежегодно, до $227 млрд. в 2012 г. Однако, наиболее быстро будет расти сектор упаковки для средств личного ухода — 7,1% ежегодно. На рисунке 3 представлена структура мирового потребления упаковочной продукции в 2010 году.

Источник: Pira International Ltd., 2010
Рисунок 3 - Структура мирового потребления упаковочной продукции в 2010 году
Упаковочная продукция промышленного назначения занимает 30% рынка, а 70% упаковки приходится на потребительские товары, в первую очередь на продукты питания напитки.
Национальные и международные экологические нормы, заставляющие использовать при производстве перерабатываемые материалы, требуют новых технологических и маркетинговых решений в упаковочной индустрии, приводят к усилению конкуренции, заставляют производителей идти по пути консолидации, добиваясь снижения затрат.
В упаковочной отрасли работают более 100 тыс. крупных компаний, насчитывающих 7,5 млн. сотрудников. По данным всемирной организации упаковщиков (WPO) упаковочная промышленность «весит» около 2% совокупного мирового продукта.
Мировая упаковочная индустрия высоко фрагментирована, в ней действуют порядка 100 тыс. компаний с 5 млн. работников. 100 крупнейших компаний дают не более 45% оборота отрасли, на 20 ведущих компаний приходится 25%.
У четверти компаний, входящих в сотню лидеров, производство упаковки является частью бизнеса; они также производят сырье для упаковки, получая тем самым более высокую добавленную стоимость. Это представители лесной и целлюлозно-бумажной промышленности International Paper Company, Weyerhaeuser Company, Georgia-Pacific Corporation и др.; производители алюминия и алюминиевой продукции — Alcan и Alcoa; производители стекла и стройматериалов, крупнейший среди которых — Compagnie de Saint-Gobain.
Другую группу образуют компании, производящие как упаковку, так и оборудование для ее производства. Это Tetra Pak Group, входящая в холдинг Tetra Laval, Toyo Seikan, Kloeckner, SIG Holding и др.
Из потребителей упаковочной продукции ее производство в значительных объемах ведет лишь американский пивной гигант Anheuser-Busch, — не только крупнейший производитель алюминиевых банок, но и самый крупный в мире их переработчик. Серьезными активами в упаковочной индустрии обладают полиграфические компании — например, Toppan Printing, M-real, Bemis.
В упаковочной индустрии насчитывается более 50 компаний с объемом продаж свыше $1 млрд., 60% из них — американские фирмы.
В таблице 2 представлены основные мировые игроки в отрасли производства различного вида упаковки и упаковочного оборудования в 2010 году. Сравнительный анализ производился на основе Turnover-to-Personnel index (ТР- Index).
ТР- Index - отношение оборота компании за год к среднесписочному количеству сотрудников. По сути TP — index показывает эффективность работы персонала, его способность генерировать выручку.
 
 
 
Таблица 2 - Сравнительная эффективность предприятий на основе TP-Index за 2010 год
Компания
Специализация
Оборот, USD
Штат компании
TP-index
Страна
Tetra Pak
Картон, пищевая упаковка,
9 474
20905
453 192
Швеция
Amcor Limited
Картон, алюминий, сталь, пластик
8 429
29063
290 025
Австралия
Crown Holdings
Упаковка, пластик
7 200
27600
260 870
США
Smurfit-Stone Container Corporation
Упаковка, картон
8 291
35300
234 873
США
Lead Technology Ltd.
Упаковочные машины
4
18
222 222
Израиль
EMIRATES TECHNOPACK
Вакуумная упаковка
35
180
194 444
Арабские Эмираты
Ecopack d.o.o.
Пищевая упаковка, пластик
2
13
153 846
Словения
RPC Containers Ltd (RPC Group)
Пищевая упаковка, пластик
811,7
6500
124 874
Англия
Queens Cosmetic Packaging Co.,Ltd
Пластик, упаковка для косметики
10
85
117 647
Китай
Веда-Пак
Стекло, бутылки
54
850
63 530
Россия
Титан
Бумага, картон, гофротара
290
6900
42 029
Россия
Xiamen Good Imp&Exp Co., Ltd
Пластик, вакуумная упаковка
1
25
40 000
Китай
Tangent Plast
Пластик, парфюмерные флаконы
0,1
3
33 333
Индия
Илим Палп
 
1 300
44650
29 115
Россия
Dongcai Printing Packing Co., Ltd
Бумага, картон, подарочная упаковка
15
600
25 000
Китай
Shenzhen Yat Yen Yeung Technology Co., Ltd.
Упаковочная лента
25
1200
20 833
Китай
V-PACK COMPANY
Пищевая упаковка, пластик
4
250
16 000
Вьетнам
Lian Fu Paper Co., Ltd.
Пищевой и непищевой пластик
0,5
40
12 500
Китай
Wenzhou Hesheng Hardware Plastics Factory
Упаковочное оборудование
300000
110
2 727
Китай
В таблице 2 проведен сравнительный анализ эффективности предприятий отрасли на основе ТР- Index. TP-index (Turnover-to-Personnel index) — показывает отношение оборота предприятия за год к среднесписочному количеству сотрудников. TP-index является одним из самых простых и надежных способов сравнительной оценки эффективности работы предприятий.
По показателям TP-index, отрасль выглядит как "устойчивый середняк", воспроизводя значения большинства компаний реальной экономики. Как и прочие "производственные" направления бизнеса, компании упаковочной отрасли заметно отстают от медианы рейтинга Fortune-500, вершинные значения которого сформированы финансовыми и страховыми институтами.
Лидер отрасли по показателю TP-index — шведский Tetra Pak, пионер в разработке уникальных упаковочных технологий. Вслед за ним — Amcor Limited. За ними идет группа компаний, специализированная на производстве вошедшей в моду пластиковой пищевой упаковки.
Российские производители упаковки не слишком стремятся к открытости данных о своем бизнесе. Из тех фирм, информация о которых доступна, первое место занимает Веда-Пак. На втором месте ГК Титан, на порядок уступающая в эффективности Tetra Pak. Результаты Титана вдвое превосходят показатели Илим Палп.
Традиционное окружение российских фирм по результатам TP-index — компании из Китая и других стран Юго-восточной Азии. К чести российских производителей следует отметить, что даже Веда-Пак почти на порядок превосходит аутсайдеров списка из числа китайских упаковщиков. 
К основным факторам, определяющим спрос на упаковочные изделия и материалы, можно отнести следующие:
- стабильный рост производства в отраслях, являющихся главными потребителями упаковки, структурные изменения в этих отраслях;
- социальные перемены (рост покупательской способности, стремление к здоровому образу жизни, миграция и т.п.);
- демографические изменения (старение населения, уменьшение численности семьи, рост числа одиноких людей);
- развитие розничной торговли – торговля становится все более значимым связующим звеном между производителями упаковки и потребителями, растет доля реализации товаров в системе самообслуживания. Все более важную роль играют торговые марки. Торговые сети вырабатывают корпоративные требования к упаковке;
- рост влияния требований по охране окружающей среды.
Современные тенденции в сфере упаковки:
- Упаковка PET: дальнейшее завоевание рынка;
- Применение нанотехнологий в современной упаковке: разработки «active» и «smart packaging»;
- Защищенная от подделок упаковка;
- Дизайн упаковки в соответствии с возрастной категорией заказчиков;
- Малые партии при упаковке напитков и кондитерских изделий;
- Упаковочные тенденции «Shelf-ready»;
- Технологии асептической фасовки и упаковки и др.
Основные особенности сегмента упаковки — появление новых полимеров, новых сфер применения, разработка новых стандартов и удовлетворение растущих запросов потребителя.
Мировой рынок экологичной упаковки к 2015 году будет оценен в 142, 42 млрд. долларов, считает маркетинговая компания Global Industry Analysts (GIA).
 Среди основных факторов увеличения количества экологичных материалов и упаковки называются инициативы правительств стран по сокращению выбросов парниковых газов, увеличение программ по переработке упаковочных отходов, увеличение использования переработанных материалов в производстве упаковки.
 Самым быстрорастущим сегментом на рынке считается биоразлагаемая упаковка. Существенно увеличится спрос на биопластики.
 
1.3 Проблемы и перспективы развития российского рынка упаковочных материалов
 
Упаковочная промышленность яв­ляется одной из наиболее дина­мично развивающихся отраслей в России. Ее развитие стимулиру­ется постоянно повышающимся спросом на современные упаковочные материалы.
В России производятся все необходимые средства для изготовления упаковочных ма­териалов, такие, как бумага, картон, оберточ­ная пленка и фольга.
В советские времена упаковка не являлась приоритетным направлением, что и определи­ло низкий уровень ее развития. Упаковка из стекла была многоразовой, этикетки не при­влекали внимание, большая часть продуктов питания не упаковывалась заранее, а завора­чивались в торговых точках в дешевую низко­качественную бумагу. Если во времена Совет­ского Союза упаковка товара имела в большин­стве случаев защитную и информационную функцию, то перестройка изменила подход к продаже товаров. В результате упаковка стала одним из важнейших факторов, повышающих их конкурентоспособность. Теперь упаковка в России - это продолжение товара, это часть дизайна, имиджа, марки, дополнительный ин­формационный канал.
Бумага и стекло были основными упако­вочными материалами на советском рынке упаковки, что, в общем, было положительным моментом, так как данные материалы эколо­гически чистые по сравнению с полимерной упаковкой.
Сегодня российское производство упако­вочных материалов развивается в одном на­правлении с мировым производством упаков­ки. На рисунке 4 и в таблице 3 представлена структура по крупнейшим сегментам российского рынка упаковочных материалов в зависимости от вида материала, кроме этого в таблице 3 представлено сравнение структуры российского и мирового рынка упаковочных материалов по видам используемых при производстве материалов.

Рисунок 4 – Российский рынок упаковочной продукции: сегментация по материалам
Таблица 3 – Структура мирового и российского рынка упаковки по видам материалов за 2010-2011 гг.
Наименование материала
Россия
Весь мир
2010 г.
2011 г.
2010 г.
2011 г.
Металл
8%
8 %
13%
13 %
Стекло
18%
17 %
7%
7 %
Полимеры
35%
36 %
35%
35 %
Бумага, картон
39%
39 %
45%
45 %
 
Бумага, картон и полимеры являются наи­более распространенными упаковочными ма­териалами, производимыми в России, их доли составляют 39% (бумага и картон) и 36% (по­лимеры) соответственно. В целом различия структуры российского и мирового рынка невелики. На первом месте в обоих случаях находится картон и бумага, однако в России выше удельный вес упаковки из стекла (17% на российском рынке и 7% на мировом рынке) и ниже удельный вес упаковки из металла (8% на российском рынке и 13% на мировом рынке).
В таблице 4 представлены более подробные данные об объеме производства упаковочных материалов за 2008-2010 годы, а также динамика структуры российского рынка упаковочных материалов.
Таблица 4 – Динамика производства упаковочных материалов в России
Сегмент рынка
Объем производства, млн.$
2008
Объем производства, млн.$
2009
             Объем производства, млн.$
2010
Доля сегмента
 
2008, %
2009, %
2010, %
Упаковка из бумаги и картона
6218
4571
5419
39%
40%
39%
Полимерная упаковка
5565
5141
4863
35%
34%
35%
Стеклянная упаковка
2212
1499
2223
15%
14%
16%
Упаковка из металла
1297
1129
973
8%
9%
7%
Упаковка из дерева
146
100
139
1%
1%
1%
Прочие виды тары и упаковки
248
240
278
2%
2%
2%
Итого
15686
12681
13895
 

 
Установленные в России мощности по производству упаковочных материалов и упа­ковки сильно изношены, так как на протяже­нии многих лет не проводилось реконструк­ции и технического переоснащения. Более по­ловины установленного оборудования рабо­тает от 10 до 30 лет, порядка четверти - более 30 лет. Если в 1980 г. износ основных фондов составлял порядка 45%, то в 1997-98 гг. он составлял 90%.
В начале 90-х гг. началось развитие отрас­ли с использованием новых технологий и ма­териалов. Крупные молочные заводы были одними из первых предприятий в России, при­менивших новые упаковочные материалы.
На долю пищевой промышленности, ко­торая насчитывает порядка 25 тыс. предпри­ятий, приходится до 50% всей упаковки, по­требляемой на российском рынке, и около 70% потребительской упаковки.
Финансовый кризис 1998 г значительно укрепил позиции российской упаковочной от­расли. Большое количество компаний-потре­бителей упаковки стали закупать продукцию в России, также увеличилось количество са­мих потребителей упаковки - ведущие меж­дународные компании начали размещать свои производственные мощности в России, они также являются клиентами российских упа­ковочных компаний, которые, окрепнув пос­ле кризиса, стали активно инвестировать в производственные мощности и передовые технологии. Положительно оценивают перс­пективы российской упаковочной промыш­ленности западные эксперты и западные про­изводители упаковки.
Общий российский рынок упаковки с учетом незамещенного импорта в 2010 году составил 4,5 млрд. долларов США (это приблизительно 1% российского ВВП), из которых на долю рынка упаковочных машин и оборудования пришлось — 425 млн. долларов США. Доля рынка отечественных производителей составила — 3,5 млрд. долларов США.
Основными потребителями упаковочных материалов и потребительских упаковок в нашей стране являются сферы производства пищевых продуктов и напитков, затем сферы производства хозяйственных товаров и товаров личной гигиены. Анализируя данные Госкомстата за прошлый год можно отметить, что произошел рост объемов производства в полиграфической промышленности, химической и нефтехимической промышленности, в машиностроении и пищевой промышленности. А это те отрасли, которые напрямую связаны с производством и потреблением упаковки.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Мир пакетов+»
 
Общество с ограниченной ответственностью «Мир пакетов+»   зарегистрировано  в соответствии с действующим законодательством РФ и  начало свою деятельность в 2005 году.  Предприятие является самостоятельным хозяйственным субъектом,  не являясь подразделением более крупного  предприятия  или  объединения. 
В настоящее время, данное предприятие является юридическим лицом и имеет самостоятельный отчетный баланс, расчетный счет в АКБ «Ижкомбанк», круглую печать, штампы, бланки с указанием своего полного наименования, собственный товарный знак.
В своей деятельности ООО «Мир пакетов+» руководствуется Уставом, а также соответствующими законодательными актами в сфере предпринимательской деятельности.
Данное предприятие отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и находящимся в собственности имуществом. От своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для осуществления производственной деятельности, а также оптовой торговли товарами в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Также данное предприятие самостоятельно отвечает за полученные результаты от своей производственной деятельности и выполнение обязательств перед заказчиками, бюджетами, банками и другими контрагентами.
Источниками формирования финансовых результатов предприятия являются прибыль от продажи продукции. На предприятии созданы уставный и резервный фонды.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей.
В анализируемом предприятии ООО «Мир пакетов+» три учредителя. Все учредители (заинтересованные лица) могут принять участие в управлении, что отвечает их интересам, с одной стороны, а с другой, соответствует целям самого партнерского предприятия - получить максимальную прибыль - за счет четкой структуры управления отдельным направлением торговли.
Уставный капитал ООО «Мир пакетов+» в настоящее время составляет 510 тысяч рублей (вклады осуществлены тремя учредителями в равных долях).
Управление деятельностью предприятия осуществляется директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штат.
Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размер оплаты труда работников предприятия установлен согласно штатному расписанию.
Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством РФ.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемым и утверждаемым планом экономического и социального развития.
Анализируемое предприятие территориально находится в промышленной зоне города. В состав арендуемых помещений входит офис, склад и производственный цех.
ООО  «Мир пакетов+» является  малым  предприятием со средней численностью   работающих 21  человек. Отношения работников и предприятия, возникающие на основе трудового договора - контракта, регулируются законодательством РФ о труде.
Именно  малые  предприятия наиболее мобильны в условиях рынка,  более чутки к изменениям рыночной конъюнктуры и наиболее способны к четкому управлению со стороны администрации.  Данная численность предприятия в этом конкретном случае позволяет выполнять требования клиентов  максимально эффективно и позволяет поддерживать работоспособность фирмы.
Предметом деятельности  ООО  «Мир пакетов+» является:
- оптовая торговля упаковочной продукцией;
- производство пакетов;
- оптовая торговля одноразовой посудой;
- заключение контрактов на поставку продукции, как с отечественными, так и с иностранными производителями.
Главным органом управления фирмы является собрание учредителей.  Оно назначает на должность директора предприятия,  который является официальным главным представителем интересов фирмы и уполномоченным принимать финансово - хозяйственные решения различной сложности. 
В таблице 5 приведены основные экономические показатели ООО «Мир пакетов+» за 2009-2010 годы.
Товарооборот – это объем продаж товаров организацией в денежном выражении за определенный период времени
 
 
Таблица 5 - Основные экономические показатели ООО «Мир пакетов+»
 
Показатели
 
Ед. изм.
 
2009 год
 
2010 год
 
Отклонение (+;-)
2010г в % к 2009г
А
Б
1
2
3
4
Товарооборот
тыс. руб.
28443,00
31097,00
2654,00
109,33
Среднесписочная численность работников, всего
чел.
20,00
21,00
1,00
105,00
В т.ч. работников торгово-оперативного персонала
чел.
9,00
8,00
-1,00
88,89
Производительность труда одного работника
тыс. руб./
чел.
1422,15
1480,81
58,66
104,12
Производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала
тыс. руб./чел.
3160,33
3887,13
726,79
123,00
Фонд заработной платы    
тыс. руб.
3187,20
3618,72
431,52
113,54
Среднемесячная з/п одного работника
тыс. руб.
13,28
14,36
1,08
108,13
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг
тыс. руб.
24312,59
26567,20
2254,61
109,27
Валовая прибыль
тыс. руб.
4130,41
4529,80
399,39
109,67
Издержки обращения
тыс. руб.
2315,00
2467,00
152,00
106,57
Прибыль (убыток) от продаж
тыс. руб.
1815,41
2062,80
247,39
113,63
Рентабельность продаж
%
6,38
6,63
0,25
103,93
Прочие операционные расходы
тыс. руб.
25,50
52,00
26,50
203,92
Внереализационные доходы
тыс. руб.
5,20
6,80
1,60
130,77
Внереализационные расходы
тыс. руб.
4,80
5,30
0,50
110,42
Прибыль (убыток) до налогообложения
тыс. руб.
1790,31
2012,30
221,99
112,40
Рентабельность предприятия
%
6,29
6,47
0,18
102,81
Текущий налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
тыс. руб.
358,06
402,46
44,40
112,40
Чистая прибыль отчётного периода
тыс. руб.
1432,25
1609,84
177,59
112,40
Рентабельность конечной деятельности
%
5,04
5,18
0,14
102,81
 
Из таблицы 5 следует, что в компании за прошедший год произошел рост товарооборота на 9,33%. Это связано с тем, что в  2010 году компания «Мир пакетов+» успешно начала осуществлять экспортные поставки продукции в Республику Беларусь и Казахстан. Благодаря этому предприятие значительно расширило свой рынок сбыта, увеличило товарооборот. Численность сотрудников увеличилась на 5 %, производительность сотрудников также повысилась (на 4,12%), что свидетельствует о более рациональном использовании трудовых ресурсов.
Также необходимо отметить рост по всем представленным экономическим показателям за рассматриваемый период, что свидетельствует о благополучном состоянии компании и росте. Рентабельность деятельности предприятия увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 на 2,81%, что свидетельствует об оптимизации используемых ресурсов.
Выполним расчет и анализ показателей оценки финансового состояния ООО «Мир пакетов+». При этом подлежат расчету следующие показатели:
              -показатели оценки платежеспособности;
              -относительные показатели оценки финансовой устойчивости.
Рассмотрим методику расчета показателей оценки платежеспособности.
Ликвидность предприятия — это наличие возможности погашать задолженности предприятия в сжатые сроки. Степень ликвидности определяется отношением объема ликвидных средств, находящихся в распоряжении предприятия (актив баланса), к сумме имеющихся задолженностей (пассив баланса). Другими словами, ликвидность предприятия — это показатель его финансовой стабильности.
К ликвидным средствам относят все активы, которые могут быть преобразованы в деньги и использованы для погашения долгов предприятия: наличные деньги, вклады на банковских счетах, различные виды ценных бумаг, а также элементы оборотных средств, поддающиеся быстрой реализации.
Различают ликвидность общую (текущую) и срочную. Общую ликвидность предприятия определяют как соотношение суммы текущих активов и суммы текущих обязательств (пассивов), определяемых на начало и конец года. Коэффициент текущей ликвидности показывает способность предприятия погашать текущие пассивы за счет оборотных активов. Если значение коэффициента ниже 1, то это свидетельствует об отсутствии финансовой стабильности предприятия. Нормальным считается показатель выше 1,5. 
Коэффициент текущей ликвидности  (Ктл) рассчитывается по формуле (1):
 
Ктл = (Аоборот - Рбуд.пер.) / (ОБкрат. – Дбуд.пер. – Рпр)                                                              (1)
 
где Аоборот - сумма оборотных активов, тыс. руб.;
Рбуд.пер. – расходы будущих периодов на конец отчетного периода, тыс. руб.;
ОБкрат. – краткосрочные обязательства на конец отчетного периода, тыс. руб.;
Дбуд.пер. – доходы будущих периодов на конец отчетного периода, тыс. руб.;
Рпр – резервы предстоящих расходов на конец отчетного периода, тыс. руб.
Срочная ликвидность предприятия определяется тем, как быстро дебиторская задолженность и производственные запасы могут быть обращены в наличные денежные средства. 
Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается по формуле (2):             
 
Кбл = (Аоборот – З – ДЗ>12) / (ОБкрат. – Дбуд.пер. – Рпр)                                              (2)
 
где З –  запасы на конец отчетного периода, тыс. руб.;
ДЗ>12 – дебиторская задолженности со сроком погашения более 12 мес. на конец отчетного периода, тыс. руб.
Абсолютная ликвидность — отношение суммы имеющихся в распоряжении предприятия денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к текущим пассивам.
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле (3):             
Кал = (ФВкратк. + ДС) / (ОБкрат. – Дбуд.пер. – Рпр)                                                             (3)
 
где ФВкратк. – краткосрочные финансовые вложения на конец отчетного периода, тыс. руб.;
ДС – денежные средства организации на конец отчетного периода, тыс. руб.
              Коэффициент текущей ликвидности, показывающий уровень покрытия краткосрочных обязательств общей суммой оборотных активов (за минусом расходов будущих периодов) выше нормы, равной 2, и за 2008-2010 увеличился с 2,619 до 3,468. Коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий уровень покрытия краткосрочных обязательств наиболее ликвидными активами, на конец 2010 года выше нормы, равной 0,2, и при этом также имеет тенденцию к росту. Коэффициент быстрой ликвидности, характеризующий уровень покрытия  краткосрочных обязательств ликвидными активами также находится в пределах нормы (минимальное значение 0,8). Таким образом, делаем вывод, ООО «Мир пакетов+» на конец 2010 года платежеспособно.
Выполним анализ относительных показателей финансовой устойчивости.
Исходные данные и результаты расчета финансовых коэффициентов представлены в таблице 6.
Таблица 6- Анализ рыночной и финансовой устойчивости ООО «Мир пакетов+»
Наименование
показателя
2008 г.
2009 г.
2010 г.
Изменение за 2008-2009 гг.
Изменение за 2009-2010 гг.
Собственный капитал на конец года (СК)
350
417
484
67
67
Сумма земных средств на конец периода  (ЗС)
1334
1450
1740
116
290
Сумма валюты баланса на конец периода (ВБ)
4835
5620
6583
785
963
Сумма оборотных средств на конец периода (Аоборот.)
3382
4175
5167
793
992
Сумма собственных оборотных средств (СОС) на конец периода
2078
2754
3436
676
682
Сумма долгосрочного заемного капитала, инвестированного в оборотные активы на конец периода (ЗСдолг.)
59
20
28
-39
8
Сумма дебиторской задолженности на конец периода (ДЗ)
653
732
1093
79
361
Коэффициент автономии (не менее 0,5)
0,724
0,742
0,736
0,018
-0,006
Соотношение заемных и собственных средств (не более 1)
0,381
0,348
0,359
-0,033
0,011
 
 
 
 
Продолжение таблицы 6
Наименование
показателя
2008 г.
2009 г.
2010 г.
Изменение за 2008-2009 гг.
Изменение за 2009-2010 гг.
Доля заемных средств в стоимости имущества (не более 0,5)
0,276
0,258
0,264
-0,018
0,006
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (не менее 0,1)
0,614
0,66
0,665
0,046
0,005
Коэффициент маневренности (не менее 0,6)
0,611
0,71
0,769
0,099
0,059
Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества (не более 0,4)
0,135
0,13
0,166
-0,005
0,036
Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости оборотных средств (не более 0,7)
0,193
0,175
0,212
-0,018
0,037
 
Как показывают данные таблицы 6, ООО «Мир пакетов+» независимо от внешних источников финансирования. Так, значение коэффициента автономии на конец 2010 года равно 0,736, при минимуме, равном 0,5. Это говорит, что собственный капитал составляет 73,6% в валюте баланса, при норме не ниже 50%. Кроме этого, соотношение заемных и собственных средств ниже 1, а доля заемных средств в стоимости имущества ООО «Мир пакетов+» ниже 0,5.
              ООО «Мир пакетов+» соблюдает норматив обеспеченности собственными средствами и норматив коэффициента маневренности. Это говорит о том, что предприятие имеет достаточную долю собственных и приравненных к ним долгосрочных заемных средств в собственном капитале (в 2008 году 0,769 при минимуме, равном 0,6). Кроме этого предприятие достаточную долю собственных оборотных средств в общей сумме оборотных активов.
 
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия
2.2.1 Особенности организации и управления ВЭД
 
В настоящее время ВЭД компании включает в себя:
- Экспорт производимых на предприятии упаковочных материалов.
Для организации и управления ВЭД в компании существует должность специалиста по внешнеэкономическим связям, а также вопросами ВЭД занимаются:
              а) директор (общее    руководство     ВЭД, организация  взаимодействия  всех  структурных  подразделений, обеспечение   выполнения    принимаемых    предприятием обязательств по всем договорам, создание условий для внедрения новейшей техники  и  технологии, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере ВЭД  и т.д.)
б) юрист (качество ВТ контракта, дела в арбитражах);
в) бухгалтерия (расчетные операции, отчетная документация).
Должность специалиста по внешнеэкономическим связям появилась в компании в связи с запуском собственного производства упаковочной продукции.
Можно выделить следующие функции специалиста по внешнеэкономическим связям:
- содействие развитию ВЭД в целях ускорения экономического и социального развития предприятия;
- обеспечение выполнения предприятием обязательств, вытекающих из договоров и соглашений с зарубежными партнёрами;
- поиск и освоение новых форм международного экономического, производственного и научно-технического сотрудничества;
- обеспечение ориентации основных управленческих служб и работников предприятия на максимально возможное использование преимуществ международного разделения труда;
Для решения поставленных задач должны быть  реализованы следующие функции:
а) подготовка решений директора предприятия по стратегии развития ВЭД предприятия;
б) поиск и заключение контрактов с новыми зарубежными партнерами;
в) работа по увеличению объема экспортных поставок, вовлечению в экспорт других видов товаров и ресурсов;
г) контроль за расходованием валютных средств;
д) изучение конъюнктуры зарубежных рынков, регулярный сбор, накопление, обработка соответствующей информации;
е) согласование работы предприятия в области внешнеэкономической деятельности с соответствующими ведомствами;
ж) контроль выполнения договоров с внешнеторговыми организациями по поставкам продукции на экспорт и поставкам продукции иностранными фирмами по импорту;
з) анализ и систематизация отзывов зарубежных потребителей и рекламаций, ознакомление с ними научно-технических и производственных служб предприятия;
и) организация сотрудничества с иностранными партнерами в сфере обучения персонала;
к) организация приема представителей зарубежных и отечественных предприятий (фирм), прибывших для решения вопросов по внешнеэкономической деятельности.
             
 
2.2.2 Специфика экспортно-импортных операций
 
Компания ООО «Мир пакетов+» осуществляет экспорт упаковочной продукции в Казахстан и Республику Беларусь. В настоящее время эти государства входят в Таможенный Союз, что существенно облегчает экспортную деятельность, однако некоторая специфика экспортных операций осталась.
С 1 июля вступило в силу Соглашение от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" и принятые в соответствии с ним протоколы от 11.12.2009.
С указанной даты эти документы применяются на двусторонней основе (Россия и Казахстан), а с 6 июля - на трехсторонней (Россия, Казахстан и Беларусь).  Принципы взимания косвенных налогов (НДС и акцизы) заключаются в следующем: 
1) При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты акцизов. 
2) При импорте товаров налоги взимаются налоговыми органами государства, на территорию которого ввозятся товары. 
3) При выполнении работ (оказании услуг) НДС и акцизы перечисляются в том государстве, территория которого признается местом реализации работ (услуг).
Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.
Акциз — вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги.
Налог на добавленную стоимость — вид косвенного налога; форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Действие Соглашения от 25.01.2008 распространяется на все товары - как происходящие с территорий России, Белоруссии, Казахстана, так и происходящие из других стран и выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза. Соглашение от 25.01.2008 применяется и при экспорте товаров из России независимо от того, облагается или нет ввоз данного товара на территории Белоруссии или Казахстана.
Документы, обосновывающие правомерность применения нулевой ставки, необходимо представить в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров.  В соответствии с Соглашением от 15.09.2004 срок составлял 90 дней, но каких именно - не уточнялось. 
Список документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки и возмещения НДС при экспорте в Беларусь и Казахстан следующий: договор, выписка банка, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Белоруссии или Казахстана, транспортные документы.
Если комплект документов не будет представлен в установленный срок, то НДС необходимо уплатить по ставке 10 или 18 процентов за тот налоговый период, на который приходится дата отгрузки.
В компании действуют следующие принципы организации сотрудничества с иностранными контрагентами:
              - Отгрузки товара производятся после поступления предоплаты на расчетный счет поставщика при наличии письменной заявки, содержащей отгрузочные реквизиты.
              -  Цена для каждой партии товара оговариваются в соответствующих дополнительных соглашениях к контракту на каждую согласованную партию товара. На отдельные партии товара могут быть установлены фиксированные цены по согласованию с поставщиком.
              -  Оплата за партии товара осуществляется в банк продавца следующим образом: 100% предоплата в течение 3-х банковских дней с даты выставления продавцом счета на оплату.
              -  Валютой платежа при импорте является, как правило, евро, при экспорте расчеты производятся в рублях.
                   Претензии по количеству и качеству товара должны быть предоставлены покупателем в течение 30 дней от даты отгрузки в письменном виде и подтверждены соответствующими документами (подлинными ж.д. накладными с соответствующими отметками, коммерческим актом, составленным железной дорогой  и др.) Если в течение 30 дней  претензия не будет предъявлена, покупатель теряет право на ее предъявление. Любая возможная претензия, как по количеству, так и по качеству, или возможные потери товара, которые могут возникнуть в ходе выполнения контракта, не дают право покупателю отказаться от оплаты счетов. Сумма любой претензии не должна превышать контрактной суммы поставленной партии товара. Претензия рассматривается, как правило, в тридцатидневный срок с даты предъявления.
 
2.2.3 Анализ эффективности и проблемы ВЭД
 
Анализ экспортной деятельности
Экспортная деятельность в компании «Мир пакетов+» осуществляется с середины 2008 года и включает в себя экспорт упаковочных материалов, в частности полиэтиленовых пакетов собственного производства, изготавливаемых из сырья, закупаемого в г. Москва. На рисунке 5 показана структура товарооборота за 2009-2010 годы.

Рисунок 5 - Доля экспортируемой продукции в товарообороте
 
Анализ рисунка 5 показал, что доля экспорта в 2010 году в общем объеме продаваемой продукции выросла и составила 9% по сравнению с 7% в 2009 году, что свидетельствует об активном развитии данного направления на предприятии. Общая доля товаров, продаваемых на территории России, сократилась за анализируемый период с 93 % до 91 %.
В таблице 7 приведена динамика объема товарооборота и экспорта ООО «Мир пакетов+» за 2008-2010 года.
Таблица 7 - Динамика товарооборота и экспорта ООО «Мир пакетов+»
Показатель
2008 год
2009 год
2010 год
Отклонение (2010 от  2009)
Темп роста
Товарооборот, тыс. руб.
29429,00
28443,00
31097,00
2654,00
109,33
Объем экспорта, тыс. руб.
         В том числе:
1471,40
1991,00
2798,70
807,70
140,57
Упаковочная продукция,
Виды продукции:
1320,00
1795,00
2543,00
748,00
141,67
Продолжение таблицы 7
Показатель
2008 год
2009 год
2010 год
Отклонение 2010 от  2009
Темп роста
Пакеты с ручками
285,00
368,00
587,00
219,00
159,51
Пакеты-«Майки»
586,00
775,00
1135,00
360,00
146,45
Мусорные пакеты
449,00
652,00
821,00
169,00
125,92
Одноразовая посуда,
В том числе:
151,40
196,00
255,70
59,70
130,46
Приборы
45,40
56,00
71,30
15,30
127,32
Тарелки
60,60
79,20
112,80
33,60
142,42
Стаканы
37,90
49,00
62,50
13,50
127,55
Прочее
7,60
11,80
9,10
-2,70
77,12
Из таблицы 7 можно сделать вывод, что на протяжении 2009 и 2010 годов происходил рост объемов экспорта. Необходимо отметить, что в 2009 году темпы роста объемов экспорта сопоставимы с темпами роста товарооборота, однако в 2010 году темпы роста объемов экспорта значительно превышают темпы роста товарооборота. Это свидетельствует о том, что экспортная деятельность является более быстроразвивающейся, чем реализация товаров в России.
Наибольшую долю в экспорте занимает упаковочная продукция, кроме этого экспортируется одноразовая посуда, наибольший темп роста отмечен по товарной группе упаковочная продукция – 141,67 % рост в 2010 году по сравнению с 2009 годом.
В таблице 8 приведена динамика объема экспорта ООО «Мир пакетов+» за второе полугодие 2008-2010 годы в страновом разрезе.
 
Таблица 8 - Динамика экспорта ООО «Мир пакетов+» по странам
Показатель
2008 год
2009 год
2010 год
Отклонение (2010 от  2009)
Темп роста
Объем экспорта, тыс. руб.
         В том числе:
1471,4
1991
2798,7
807,70
140,57
         Беларусь
1471,4
1493,2
2188,1
694,90
146,54
          Казахстан
0
497,8
610,6
112,80
122,66

Рисунок 6 - Экспорт товаров по странам
 
В таблице 8 и на рисунке 6 представлен анализ экспорта товаров в страновом разрезе. Необходимо отметить, что наибольший объем экспорта приходится на Республику Беларусь (75% в 2009 году и 78% в 2010 году). Экспорт продукции в Казахстан осуществляется с 2009 года, при этом темпы роста ниже, чем темпы роста объема экспорта в Республику Беларусь (122% в Казахстане против 147% в Республику Беларусь).
В общем, можно сделать вывод, что экспортная и импортная деятельность на предприятии активно развивается. За 2008, 2009 и 2010 годов выявлены высокие темпы роста экспорта. Наибольший прирост объем экспорта показал в 2010 году. Это объясняется активной работой менеджеров по привлечению иностранных клиентов, расширением ассортимента и положительной конъюнктурой рынка.
Анализ эффективности экспортной деятельности
Для определения экономической эффективности ВЭД на уровне предприятия Л.Е. Стровский предлагает методику, суть которой сводится к следующему. Рассчитывается показатель экономического эффекта экспорта:
                                       ЭЭэкс = Ов.ф  - Зэкс,                                           (4)
где ЭЭэкс - показатель экономического эффекта экспорта, тыс. руб.;
Ов.ф - рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитываемый путем пересчета валютной выручки в рубли по курсу на дату поступления валюты, тыс. руб.;
Зэкс - полные затраты предприятия на экспорт, тыс. руб.
Экономическая эффективность экспорта рассчитывается по формуле:
                                        Ээкс = Ов.ф/Зэкс                                                 (5)
Этот показатель отражает количество выгоды, результата, имеющееся на каждый рубль затрат. Если значение показателя превышает единицу, экспортная деятельность признается эффективной.
Проведем в таблице 9 сравнительный анализ эффекта и эффективности операций по экспорту упаковочных пакетов  компании «Мир пакетов+» за 2010 г на примере единицы продукции номенклатурной группы  «Пакет с ручками» отдельно по Белоруссии и Казахстану.
Таблица 9 -Расчет эффективности экспортных операций ООО «Мир пакетов+» на примере номенклатурной группы «Пакет с ручками»

Показатели
Расчет
2010
1
Объем продаж, тыс. шт.
-
1630,5
2
Производственная себестоимость 1 ед. продукции, руб.
-
1,39
3
Цена продукции
-
 
4
     на внутреннем рынке, руб.
-
1,61
5
     на рынке Белоруссии, руб.
-
1,72
6
на рынке Казахстана, руб.
-
1,71
7
Коммерческие затраты, связанные с реализацией на внутреннем рынке, руб./шт.
-
0,17
8
Коммерческие затраты, связанные с реализацией     на рынке Белоруссии, руб./шт.
-
0,24
9
Коммерческие затраты, связанные с реализацией  на рынке Казахстана, руб./шт. 
-
0,25
10
Затраты, руб.
 
 
11
     при реализации на внутреннем рынке
(2+7)*1
2543,60
12
     при реализации  на рынке Белоруссии
(2+8)*1
2657,70
13
     при реализации  на рынке Казахстана
(2+9)*1
2674,02
14
Выручка от реализации, тыс. руб.
 
 
15
     при реализации на внутреннем рынке
1*4
2625,1
16
     при реализации на рынке Белоруссии
1*5
2804,5
17
     при реализации на рынке Казахстана
1*6
2788,2
18
Эффективность,
 
 
19
     при продаже на внутреннем рынке
15/11*100
103,20
20
     при продаже на рынке Белоруссии
16/12*100
105,52
21
     при продаже на рынке Казахстана
17/13*100
104,27
 
Распишем подробнее анализ, проведенный в таблице 9. Строки 11-13 представляют собой затраты произведенные при реализации продукции. Например, для того, чтобы вычислить затраты от реализации на внутреннем рынке необходимо к себестоимости единицы продукции (она одинакова для всех трех случаев и равна 1,39 руб.) прибавить коммерческие затраты возникающие при реализации продукции и умножить на объем продаж:
Затраты при реал-ции на внутр. рынке = (Себест-ть+ком. расходы)*Объем продаж = (1,39+0,17)*1630,5 = 2543,6 тыс.руб.
Аналогично рассчитываются строки 12 и 13.
Для того чтобы рассчитать строки 15-17 и найти выручку от реализации продукции необходимо цену реализации продукции умножить на объем продаж. Например:
Выручка от реализации на внутр. рынке = Цена на внутр. рынке * Объем продаж = 1,61*1630,5 =  2625,10
Аналогично рассчитываются строки 16 и 17.
Для того, чтобы рассчитать эффективность продаж (строки 19-21), необходимо воспользоваться выручку разделить на затраты и умножить на 100%. Если полученное значение больше 100, значит экспорт эффективен, если менее 100 – неэффективен. Например,
Эффективность продаж на внутр. рынке = Выручка на внутр. рынке /затраты на реализацию на внутр. рынке = 2625,10/2543,60*100 = 103,25
Расчеты, приведенные в таблице 9, свидетельствуют о том, что за 2010 экспорт продукции ООО «Мир пакетов+» был эффективен. Эффективность при продаже на рынке Белоруссии превысила эффективность при продаже на внутреннем рынке на 0,02, при продаже на рынке Казахстана – на 0,01. Эффект экспорта при продаже на рынке Белоруссии составил 146,8 тыс. руб., что на 65,3 тыс. руб. больше чем на внутреннем рынке,  и на 32 тыс. руб. больше чем эффект продаж на рынке Казахстана. Необходимо также отметить, что эффект от продаж на рынке Казахстана также превышает эффект от продаж на российском рынке.
 
 
2.3. Конкурентная (предпринимательская) среда деятельности предприятия
 
Компания ООО «Мир пакетов+» осуществляет деятельность, направленную на производство и оптовую торговлю упаковочной продукции, на рынке гибкой упаковки. Условно рынок гибкой упаковки можно разделить на несколько сегментов.
Деление на сегменты 320 тыс. тонн гибкой упаковки, которую потребили российские предприятия, включая импорт, можно провести по типам упаковки.
Подавляющая часть упаковки, свыше 85%, используется в пищевой промышленности. 
Полиэтиленовая пленка (РЕ). Эта пленка бывает однослойной или многослойной. Однослойная пленка в основном используется в производстве фасовки и пакетов для торговли. Многослойная пленка используется для, упаковки моющих средств, кормов для животных, подгузников и другой продукции этого типа. Весь объем полиэтиленовой пленки практически полностью производится внутри России и из отечественного сырья. Небольшой объем высококачественной многослойных пленок импортируется. Объем потребления всех видов пленок, условно можно оценить в 150 тыс. тонн в год. В статистических справочниках приводятся данные производства полиэтиленового гранулята в России в объеме 800 тыс. тонн в год. Однако, использовать эти цифры при оценке рынка пленок невозможно, так как большая часть от этого объема не используется для изготовления пленок под печать.
Полипропиленовая пленка (РР). Этот вид пленки является наиболее распространенным в производстве промышленной упаковки. Уровень потребления всех видов полипропиленовой пленки (прозрачной, жемчужной, металлизированной) в 2010 году достиг 70 тыс. тонн в год. В эту цифру не входит объем потребления прозрачной пленки для сигаретных пачек российскими табачными компаниями. Объем ее потребления составляет около 30 тыс. тонн в год.
Фольга. Предприятия молочной отрасли активно потребляют упаковочную фольгу (кашированную и с термолаком). Сейчас в России ее производят два завода: Саянский Алюминий (45 тыс. тонн) и Петербургский фольгопрокатный завод (25 тыс. тонн). Объем потребления фольги в России в 2003 году составил 110 тыс. тонн, из которых 70 тыс. тонн были произведены внутри страны, а 40 тыс. тонн импортированы. Однако нужно заметить, что в структуре производства отечественных предприятий и импортных поставках, значительную долю составляет «упаковочная фольга для бытовых нужд». Объем исследуемого сегмента фольги кашированной и с термолаком, используемой для производства гибкой упаковки, составляет около 40 тыс. тонн в год. 
Барьерные пленки. Этот тип пленок может быть только многослойным. Их необходимо разделить на две подгруппы. Первая группа представляет собой ламинаты на основе лавсановой (PET) пленки 12-14 мкм. Очень распространенным на рынке ламинатом является PET+PE. Объем потребления РЕТ-пленки в России составляет около 12 тыс. тонн ежегодно. Во вторую группу входят классические барьерные пленки, один из внутренних слоев которых, состоит из материала с высокими барьерными свойствами (полиамид, EVOH, ПВдХ).
Бумага. Еще несколько лет назад бумажная упаковка доминировала на российском рынке. Сейчас объем потребления пленочных материалов больше, но в некоторых сегментах полноценной замены бумаге по потребительским качествам и цене просто не существует. Прежде всего, это карамель (парафинированная бумага), чай (бумага с различными покрытиями, типа латекс), специи и пищевые концентраты, (ламинированная бумага), кофе (бумага в составе многослойных ламинатов). Кроме того, различные виды бумаги, например пергаментная, все еще очень активно используются в регионах. Объем потребления бумаги, используемой при изготовлении высококачественной упаковки, превышает 40 тыс. тонн в год. Что касается общего объема потребляемой бумаги, то цифра в несколько раз больше.
В таблице 10 представлены крупнейшие компании-производители гибкой упаковки за 2010 год.
 
 
Таблица 10 - Крупнейшие компании по производственным мощностям
Компания
Краткая характеристика
Объем пр-ва (т/мес.)
Мультифлекс,  г. Москва
Предприятие изготавливает широкий спектр упаковки, ламинатов и барьерных пленок. Имеются собственные экструзионные мощности для производства трехслойных и пятислойных пленок. 
650
Компания
Краткая характеристика
Объем пр-ва (тонн/мес.)
Полиграфоформление-Флексо,
г. С. Петербург
Основная специализация – производство упаковки с твист-эффектом для кондитерских фабрик. Она изготавливается на 4 флексографских машинах, три из которых итальянские Schiavi и одна W&H Novoflex.
550
Экорт-Упаковка,
г. Москва
Компания занимает заметные позиции на рынке промышленной упаковки и полиэтиленовых пакетов с фирменной символикой. Парк машин – один из самых крупных в стране: 4 восьмицветные и 2 шестицветные печатные машины для печати промышленной упаковки и несколько единиц печатного и отделочного оборудования для изготовления продукции из полиэтилена. 
500
Уралпластик,  Екатеринбург
Основная специализация компании - выпуск продукции на основе многослойных полиэтиленовых и полиамидных пленок. Печать на пленки наносится на 4 машинах Carint, две из которых являются восьмицветными.
480
Готек-Полипак,
Железногорск
Гибкая упаковка с печатью и термоусадочная пленка для блочной упаковки. Печать наносится на пяти флексографских машинах (в основном Bielloni), четыре из которых восьмицветные.
370
Славника,
г.  Переславль-Залесский
Основной специализацией являются сложные ламинаты и пленки для майонеза. Продукция изготавливается на трех машинах W&H: 2 Soloflex и 1 Novoflex.
330
Конфлекс,
г. С. Петербург
Компания в основном работает на рынке полипропиленовой упаковки и ламинатов. Печатное оборудование: единственная в России машина W&H Astraflex и Ofem Columbus (Италия). Конфлекс имеет один из наиболее современных в России отделов допечатной подготовки.
300
Эдас-Пак, 
г. Москва
Основная специализация – упаковка из полипропиленовой пленки и  ламинаты. В настоящий момент компания располагает 3 машинами W&H Soloflex.
220
МКПК, 
г. Москва
Подразделение гибкой упаковки было основано в 1993 году, когда на комбинате было установлено 6 флексопечатных машин W&H Olympia 746 CC. Есть крупные мощности для изготовления упаковки с парафиновым покрытием. 
200
Лиматон-Упаковка,
г. Москва
Основу производственных мощностей составляют две машины Soloflex, однако, в конце 2009 года был реализован проект установки двух машин глубокой печати DCM и Rotomec. Первая машина уже работает в штатном режиме, и это заметно подняло объемы производства.
200
 
Места и объемы в этой таблице распределены с некоторой долей условности, так как существует определенная проблема сравнивать объемы производства (в тоннаже) компаний, которые специализируются на печати по совершенно разным материалам, например, многослойному полиэтилену, парафинированной бумаге или лавсановой пленке 12 мкм. В этом случае практически невозможно сравнить квадратные метры запечатки и тоннаж. Однако с точки зрения позиций компаний на рынке, именно эту расстановку можно признать наиболее приближенной к реальности. 
Наиболее близко от первой десятки по объемам производства и финансовым возможностям для развития находятся компании FG-Packaging (Москва), Данафлекс (Казань), Славич (Переславль-Залесский), R-Print (Новосибирск), Ерматель (Новоси
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.