На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Реорганизация центрального управления при Петре 1

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?7
 
СОДЕРЖАНИЕ:
 
 
1.        Введение……………………………………………………………….3
2.        Основные этапы образования новой системы центрального управления. Виды коллегий и их функции ……………………………………..5
3.        Правовая основа деятельности коллегий, их структура и порядок принятия решений………………………………………………………...……..10
4.        Заключение………………………………………………………..…..14
5.        Библиография……………………………………………………..…..15
6.        Приложения………………………………………………...…………16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. ВВЕДЕНИЕ.
 
Актуальность темы исследования. Из всех преобразований Петра I значительную роль в развитии и укреплении государственности России, становлении абсолютизма сыграла реорганизация центрального управления. Данная реформа проводилась параллельно с реформой высшего и местного управления, была обусловлена как объективными, так и субъективными факторами.
Объективная действительность свидетельствовала о том, что функции многих приказов, сохранившихся с XVII в., переплетались, методы их работы оставались патриархальными, делопроизводство было неразвито, карьера служилого человека по-прежнему определялась происхождением. Указанные факторы существенно тормозили процесс управления страной в новых условиях, диктуемых Северной войной.
Идеи реорганизации центрального управления своим появлением были также обязаны инициативе царя. За образец создания системы центрального управления Петром была выбрана шведская система. Ее главными особенностями были коллегиальность и камерализм, требовавший разделения функций отдельных звеньев управленческого аппарата, определения круга обязанностей, персональную ответственность чиновников, учет документации.
Государственные преобразования Петра и их значение были и остаются одной из наиболее спорных тем в отечественной истории. Одни историки считают, что царь лишь приспособил иностранную государственную систему под русские условия, другие исходят из полной оригинальности преобразований. Личность Петра также оценивается по-разному. Одни восхищаются им, другие стремятся обвинить в преступных деяниях.
В целом, актуальность предпринятого исследования заключается в необходимости получения объективных знаний о сущности реорганизации центрального управления, проводимой Петром ?.
Степень научной разработанности темы. Исследованию государственного преобразования в период царствования Петра посвящено обширное количество литературы. Среди представителей отечественной истории можно назвать таких как Анисимов Е. В., Буганов В. И., Валишевский К. И., Ерошкин Н. П., Заичкин И. А., Исаев И. А., Ключевский В. О., Мавродин В. И., Павленко Н. И., Панченко А. М., Соловьев. С. М. и другие. Преобразования Петра привлекали внимание и зарубежных авторов, в частности, Ваггер Ханса, Джеймса Крейкрафта, Пола Дюка.
Объектом исследования является содержание государственно-правовой деятельности центральных органов власти и управления страной  в первой четверти XVI?I века. Предмет исследования составляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования центральных государственных органов и связанных с ними правовых институтов.
Автор ставит своей целью на основе комплексного исследования проанализировать особенности реорганизации Петром ? системы центрального управления государством.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1)       определить основные этапы образования новой системы центрального управления;
2)       перечислить виды коллегий и описать их функции;
3)       проанализировать структуру и порядок деятельности коллегий;
4)       дать заключение по итогам проделанной работы, сформулировав основные тезисы.
Исследование проведено с опорой на диалектико-материалистический метод познания. В процессе работы также применялись методы: историзма, логический и сравнительный методы, описание, анализ, синтез, обобщение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух параграфов, заключения, библиографии и приложений.

2. Основные этапы образования новой системы центрального управления. Виды коллегий и их функции.

 
В конце XVII - начале XVIII в. сократилось число приказов, происходил процесс их слияния. Так, в 1677 г. насчитывалось 60, в 1682 г. - 53, в 1684 г. - 38 приказов.[1] Однако нерегламентированность деятельности, отсутствие нормативной базы затрудняли их работу, контроль со стороны высших органов.
Проведению преобразований предшествовала длительная подготовка. Петр пристально изучал государственное устройство западноевропейских государств. За образец им была выбрана шведская система, считавшаяся лучшей в Европе. В начале 1712 года он издает указ об организации нового органа для осуществления внешней торговли, «чтоб оную в лучшее состояние привесть».[2] Орган получает название «коллегия» и создается при участии иностранцев, в Германии и Чехии набирались опытные юристы и чиновники.
В марте 1715 года царь делает заметку о количестве коллегий, но изначально не определяет их обязанности. Позднее он дает Ягужинскому поручение – найти в каждую коллегию по специалисту. Самим коллегиям было поручено подготовить для себя регламенты на основе шведских, соответствующим образом переработав и дополнив их применительно к русским условиям.
Здесь следует акцентировать внимание на вопросе копирования Петром ? западных идей. Автор соглашается с мнением Б.Н. Немцова, который утверждает, что Петр не отличался слепым преклонением перед Западом. Сближение с ним было предпринято лишь ради заимствования технического опыта. [3]
Начало реформы государственного аппарата было положено в конце 1717 – начале 1718 года. Большинство приказов было  ликвидировано, была составлена своеобразная программа предстоящих преобразований: определено число и компетенция коллегий, назначены их президенты, которые обязывались выбрать подручных. Коллегии создавались на базе приказов и являлись их правопреемниками. Они получали указы только от монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они противоречили указам царя.
По указу от 14 декабря 1717 года первоначальная структура нового центрального аппарата включала в себя следующие коллегии: Чужестранных дел; Военных дел; Адмиралтейская; Камер; Штатс-контор; Ревизион; Берг и Мануфактур; Коммерц; Юстиц. Коллегии непосредственно подчинялись Сенату и царю (систему органов высшей и центральной власти см. Приложение № 1). Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления и в совокупности они представляли административный аппарат, исполнявший правительственные решения.
Коллегия иностранных дел имела предшественника – Посольский приказ. В ее компетенцию входило ведать иностранными и посольскими делами, координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Вся деятельность коллегии должна была протекать в глубокой тайне.
Коллегия военных дел заменила множество приказов: Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский. На Военную коллегию возлагалось управление всеми воинскими делами: вооружение, снаряжение, экипировка и обучение регулярной  армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, военная юстиция. Военная коллегия была единственной, куда Петр назначил двух президентов.[4]
Новым учреждением, не имевшим предшественников в XVII веке, являлась Адмиралтейская коллегия. Ее возникновение было связано с превращением России в морскую державу. Адмиралтейская коллегия занималась комплектованием и обучением экипажей кораблей. В ее ведении находились верфи, на которых сооружались корабли, а также военно-морские крепости.
Военная, Адмиралтейская и Коллегия иностранных дел занимали привилегированное положение в системе государственных учреждений. Это объяснялось огромным значением, которое придавал Петр армии, флоту и дипломатии, а также ролью, которую играли в управлении их президенты – первейшие из сподвижников Петра: А. Д. Меньшиков, Ф. М. Апраксин и Г. И. Головкин.
Камер-коллегия занималась сбором налогов. К прямым налогам относилась подушная подать, под косвенными налогами подразумевались поступления от продажи товаров, торговля которыми находилась в монопольном владении государства. Поэтому в ведении Камер-коллегии состояли питейные заведения, а также магазины соли и табака. Кроме того, она  наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.
Штатс-коллегия получила свое наименование от своего назначения – она вела книгу, именуемую генеральным штатом государства. Весь придворный, военный, управленческий, духовный, дипломатический и медицинский контингент был разбит на 15 разрядов, на содержание каждого из них ассигновывалась определенная сумма. Штатс-контор-коллегия ведала расходами государства. Главными статьями расхода были – содержание армии и флота.
Ревизион-коллегия осуществляла контроль над поступлением сборов в бюджет государства и их расходованием. Ежегодно все коллегии и канцелярии посылали в Ревизион-коллегию счетные выписки по составленным ими приходным и расходным книгам. Ревизион-коллегия обладала определенными судебными полномочиями в случаях нарушения расходования средств центральными и местными органами.
Попечение над черной и цветной металлургией осуществляла Берг-коллегия. В ее ведении находились казенные и частные металлургические заводы, рудники. Она выдавала разрешения на постройку заводов, предоставляла промышленникам различные привилегии. В круг обязанностей также входили управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей. Берг-коллегия была объединена с другой – Мануфактур- коллегией и как одно учреждение просуществовало до 1722г.
Права Мануфактур-коллегии распространялись на предприятия и их владельцев в легкой промышленности: парусно-полотняные, суконные, шелковые и другие мануфактуры. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. Как отмечает Исаев И.А. , на Мануфактур-коллегию были также возложены задачи экономи­ческой политики и финансирования. [5]
В сферу деятельности Коммерц-коллегии входила внешняя торговля. Она осуществляла надзор над всеми таможнями, составляла таможенные тарифы и уставы, опекала русских и иноземных купцов, занятых во внешней торговле, поддерживала связи с русскими послами за границей на предмет рыночной конъюнктуры, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением торговых судов.
Новым учреждением была Юстиц-коллегия. Она отобрала судебные функции у многих приказов несудебного профиля. С ее появлением произошла унификация и централизация юстиции. Коллегия руководила губернскими и местными судами, являлась апелляционной инстанцией по отношению к ним, осуществляла судопроизводство по уголовным, гражданским и фискальным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате. Коллегия имела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие, долговые обязательства, акты о продаже вотчин, духовные завещания, доверенности и другим.
В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, которая заменила Поместный приказ. Коллегия разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, ведала делами о наследовании земли, рассматривала жалобы на спорные решения по поместным и вотчинным делам, занималась сыском беглых крестьян, рекрутов.
На правах коллегии существовал Главный магистрат. Его функции как центрального учреждения заключались в организации развития торговли и промышленности в городах и управление посадским населением. Он фактически ведал русскими городами, координировал работу всех магистратов и являвшийся для них апелляционной судебной инстанцией.
В 1721 году на месте Монастырского приказа был образована Духовная коллегия – Синод. Его создание было направлено на подчинение церкви государству. Синод наблюдал за чистотой веры, толкованием церковных догматов, ведал делами о браках, назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Синоду подчинялись все иноверческие церкви.
Малороссийская коллегия была образована в 1722 году с целью защиты малороссийского народа на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала сборами податей на Украине. В последние годы существования основными ее целями была ликвидация самоуправления и прежних органов власти.
Из вышесказанного следует вывод: процесс создания системы коллегий был направлен на централизацию и бюрократизации государственного аппарата. Установление перечня коллегий, определение их прав и обязанностей прошли долгий путь совершенствования. Отличительной чертой коллегий было строгое разграничение функций и сфер деятельности.
3. Правовая основа деятельности коллегий, их структура и порядок принятия решений.
 
В отличие от приказов, действовавших на основании прецедента и обычая, коллегии обязаны были руководствоваться четкими   правовыми   нормами и должностными инструкциями. Своеобразным уставом гражданской службы являлся Генеральный регламент 1720 года, который устанавливал общие принципы деятельности бюрократического аппарата, порядок управления, штаты и основы делопроизводства. Кроме него были изданы регламенты каждой коллегии, в которых уточнялись особенности работы именно этого учреждения.
Как отмечают Мунчаев Ш. М. и Устинов В. М., по замыслу Петра регламенты не были просто инструкциями, в них царь, во-первых, стремился перенести военные принципы на сферу государственного управления. [6] Во-вторых, столкнувшись с бюрократической волокитой, Петр пришел к выводу, что максимальная эффективность работы государственного аппарата может быть достигнута только с помощью детальной регламентации деятельности каждого должностного лица и учреждений.
Вслед за Генеральным регламентом принцип бюрократизма в деятельности коллегий развивал принятый в 1722 году «Табель о рангах». Данный закон принципиально изменил порядок прохождения службы. Его принятие было обусловлено стремлением Петра I привлекать на государственную службу способных людей вне зависимости от их происхождения.
Вся государственная служба делилась на три вида: военная (армейская и морская), штатская и придворная (соответствие чинов различных видов служб см. Приложение № 2). Высшим рангом (классом) был первый, низшим – четырнадцатый. С получением 14-го ранга на военной службе или 8-го ранга на штатской присваивалось потомственное дворянство. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.
Приня­тие Табели о рангах закрепило ряд новых обстоятельств, имевших немаловажное значение в реорганизации государственного управления:
1.        В формировании государственного аппарата бюрократическое начало окончательно победило аристократическое. Было определено положение каждого чиновника в иерархической структуре власти. [7]
2.        Уравнивалась военная и гражданская служба: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по служ­бе были аналогичными.
3.        Определяющими для продвижения по службе стали профессиональные качества, личная преданность, вы­слуга.
4.        С помощью принципа личной выслуги, строго огово­ренных условий повышения по лестнице чинов Петр пре­вращал служилых людей в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него.
5.        Подготовка кадров стала осуществлятьс
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.