На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технология работы с неполной семьей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение                                                                                                            2
Глава 1. Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка
1.1 Неполные семьи, их типы.                                                                        4
1.2 Трудности существования  неполных семей                                           6
Глава 2. Законодательные  основы и правовые особенности мер 
социальной поддержки  неполных семей в РФ                                            12                                                                
Глава 3. Технологии социальной работы с неполной семьей. 
3.1  Понятие технологии социальной работы.                                            17 
3.2  Специфика социальных технологий в социальной работе.               20
3.3 Технология социальной  работы с неполной семьей.                            21
3.4  Взаимодействия социального работника и клиента                          22
Заключение.                                                                                              23
 Список литературы                                                                                        26
                                                                      
 
 
 
 

Введение
   
 В нашем обществе идет процесс изменения общественных отношений, все больше признание получает ценность отдельного человека для общества. Это дает возможность каждому более полно предъявить себя обществу как носителю проблем и обращаться для их разрешения. К числу профессий, отвечающих целям гуманизации нашего общества, относиться профессия социального работника, основным содержанием которой можно обозначить как выявление дискомфортных условий жизнедеятельности конкретного индивида (клиента), объективация в сознании человека его проблем, и поиск способов устранения состояния дискомфорта. Выявление, постановка этих проблем и их решения с помощью государственного служащего – социального работника. Социальный работник – это один из механизмов снижения социальной напряженности в обществе, возможность вскрыть источники дисгармонии интересов государства и общества, с одной стороны, и конкретного человека, с другой.
     Значительное количество проблем человека связанно с его семьей. Семья изучается разными общественными науками: историей, философией, социологией, психологией и другими, которые могут дать социальному работнику богатый материал для осмысления своего места в работе с человеком как с членом семьи.
     Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака, растет детская преступность. Россия вышла на «передовые рубежи» по количеству алкоголиков, наркоманов, и токсикоманов. Такова неполная социально-демографическая характеристика российской семьи- объекта социальной работы в современном обществе.
     В своей курсовой работе я более подробно остановлюсь на проблемах неполной семьи. Неполная семья- это семья состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Наиболее распространены неполные семья состоящие из матери и детей. Существуют неполные семья, где нет не одного из родителей дети живут с бабушками, дедушками и другими родственниками.
     Для написания курсовой работы были использованы такие источники литературы как: учебные пособия, справочники, нормативно-правовые акты и учебники для вузов. На основе Семейного кодекса РФ и Конституции РФ было рассмотрено положение семьи в контексте российского законодательства. Данная курсовая работа состоит из трех глав.
     Цель данной курсовой работы: разобраться в том, что такое неполная семья, каковы ее функции и проблемы, а так же обобщить все имеющиеся данные для представления наиболее точной и полной картины положения неполной семьи в России и состояния ее социальной защиты.
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка.
1.1 Неполные семьи, их типы.
     Неполные семьи - семья без одного из супругов с одним или большим количеством детей: обычно мать и ребенок, редко отец и ребенок. Неполные семьи возникают большей частью после развода и распада полной семьи, реже - по инициативе одиноких женщин или в результате смерти одного из супругов, а иногда при усыновление (удочерение) ребенка одиноким человеком[7].
     В связи с этим различают следующее разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяются материнские и отцовские неполные семья. По количеству поколений в семье различают неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами. Соответственно этому такие неполные семьи называются не типичными, среди них в свою очередь можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи воспитывающие чужих детей на правах опеки.
     Рассмотрим особенности неполной семьи каждого типа:
     1. Осиротевшая неполная семья. Образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека - это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Все зависит от того, какую позицию по отношению к ребенку займет овдовевший родитель, который учиться жить и заботиться о семье один.
     2. Неполная разведенная семья. По мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психологическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода родителей отражаются на психике ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений отца и матери. Тяжелых последствий не бывает только в тех случаях, если развод родителей воспринимается как освобождение от кошмара.
     3. Семья матери-одиночки. Свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. В силу различных обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак.
     Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:
    изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
    распространение добрачных связей,
    изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
    утрата семьей своей производственной функции;
    неподготовленность молодежи к браку;
    завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
    алкоголизм и наркомания.
 
     Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.
 
1.2 Трудности существования  неполных семей
 
Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым  относятся социально - экономические, педагогические, медицинские и психологические.
Среди проблем неполных семей  в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и  друзей.
Так как, чаще всего, главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее  время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда  или в сферу низкооплачиваемых  бюджетных учреждений. Необходимость  содержания и воспитания ребенка/детей  чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более  оплачиваемой работы или дополнительного  заработка.
В последнее время значительно  сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина - мать, воспитывающая ребенка  без отца, сама должна нести ответственность  за благосостояние своей семьи. Особенную  нужду испытывают неполные семьи, в  которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно - психическом развитии, а тем  более дети-инвалиды. Если ребенок-инвалид  нуждается в постоянном присмотре  и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.
Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют  женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор  и формирование поведения оказывает  материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и  уход за детьми своим главным предназначением  и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время  материальное благополучие и нередко  занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода  за ребенком, и он предоставлен самому себе.
Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически  не имеет достаточно времени для  воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности  матери дети предоставлены сами себе.
Среди проблем неполных семей  особенно остро стоит проблема ее функционирования как института  воспитания и социализации детей. Стоит  полагать, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов Специфический  образ жизни семьи с одним  родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может  явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских  неполных семьях мальчики не видят  примера мужского поведения в  семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного  представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено  отсутствием второго родителя. Это  влияет и на социализацию воспитывающихся  в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых  функциях женщины, жены, матери.
Дети, воспитывающиеся в  монородительских семьях, лишены примера  взаимоотношений мужчины и женщины  в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает  показатель идентификации детей  со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного  воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление  этой составляющей воспитательного  процесса в неполной семье деформируется  в связи с отсутствием одного родителя.
В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам  добавляется отсутствие материнской  ласки, без которой воспитание детей  тоже не может быть полноценным.
В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить  полноценный контроль за ребенком и  в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных  причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина - чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям  достаточного внимания.
Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними  детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие  уровень здоровья детей, приходят к  неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять  функции материального обеспечения  семьи в ущерб традиционно  материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически  значима частота наличия в  неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая  и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращение  к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. [15].
Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере  и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.
Это, во-первых, обида, угнетенность и  чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после  развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве  случаев неполные семьи - это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует[7].
Самая же большая сложность - затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители [6].
Хотя полоролевое поведение  людей в различных культурах  изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется  наиболее явно. Социально-психологический  стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и  признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая  определенность этих ролей может  оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип  требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в  неполной семье (тем более, если она  стала таковой на ранних стадиях  социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца  того, как должны вести себя мужчины  и женщины в различных ролевых  ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) - их неадекватная полоролевая социализация.
Хотя неполных семей, в которых  отец один воспитывает детей, гораздо  меньше, чем неполных семей, в которых  детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой  ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую  семью, чем мать с ребенком. Поэтому  одной из проблем такой семьи  будет формирование отношений между  ребенком (детьми) и новой женой  отца (возможно, с ее детьми).
В настоящее время распространена новая категория неполных семей - неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство - чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности: к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения [10].
Таким образом, можно сказать, что количество неполных семей с  каждым годом увеличивается, растет число разводов и, необходимы конкретные меры по решению проблем такой  слабозащищенной семейной группы, как  неполная семья.
 
Глава 2. Законодательные основы и правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в РФ
Семья в  современном обществе представляет собой не только особую социальную группу, но и правовой институт. Как  правовой институт семья представляет собой группу связанных между  собой брачными и родственными отношениями  лиц, которые наделены правами и  обязанностями, соответствующими правовыми  нормами. В российском законодательстве эти права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ, а также рядом специальных законодательных и нормативно-правовых документов.
      К числу основных прав семей относится их право на меры дополнительной социальной поддержки. Неполные семьи, согласно российскому законодательству, обладают различными правами на дополнительные меры социальной поддержки. Объем и специфика этих прав зависит от того, к какому типу неполных семей относится данная конкретная семья. В зависимости от этого семья может обладать большими правами, чем обычные семьи, или, наоборот, может быть лишена этих прав вовсе. Так, дети из неполных семей, ставших таковыми в результате смерти одного из родителей, в соответствии с российскими законами, имеют право на трудовую или социальную пенсию по случаю потери кормильца. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», дети-сироты, в том случае, если их умерший родитель был застрахован, имеют право на получение единовременной страховой выплаты по потере кормильца.
Кроме единовременной страховой выплаты, дети-сироты имеют  право на получение ежемесячной  страховой выплаты вплоть до достижения ими 18-летнего возраста (учащиеся старше 18 лет – до окончания учебы  в учебных заведениях по очной форме, но не более чем до 23 лет). На получение ежемесячной страховой выплаты имеет право также один из родителей, вдова (вдовец) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми вплоть до наступления ими 18-летнего возраста. Если вдова (вдовец) в период ухода за детьми умершего стала нетрудоспособной, то право на получение страховых выплат сохраняется за ней и после окончания ухода за детьми.
Неполные  расширенные семьи, образовавшиеся после потери родителей и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников, согласно пункту 5 статьи 150 Семейного кодекса  РФ, имеют право на получение (опекунами, попечителями) ежемесячно выплачиваемых  денежных средств на содержание ребенка. Порядок и размер этих выплат устанавливается  законами субъекта Российской Федерации.
Основаниями прекращения выплаты денежных средств  на содержание подопечных детей являются:
– достижение подопечным совершеннолетия;
– усыновление ребенка;
– устройство подопечного на полное государственное обеспечение в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в другое аналогичное учреждение;
– передача ребенка в приемную семью, семью патронатного воспитателя, детский дом семейного типа;
– вступление подопечного в брак;
– объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
– освобождение, отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей;
– смена места жительства подопечного на другой субъект РФ;
– признание подопечного, опекуна (попечителя) безвестно отсутствующими или объявление их умершими;
– смерть опекуна (попечителя), подопечного;
– возврат подопечного родителям.
В перечисленных  случаях прекращение выплаты  денежных средств на содержание подопечного  производится на основании распоряжения органа опеки и попечительства, которое  в трехдневный срок направляется в управление социальной защиты.
Следует особо отметить, что действующим  законодательством предусмотрены  дополнительные меры поддержки не только в отношении детей, находящихся  под опекой (попечительством), но также  отдельные льготы для их опекунов (попечителей). Так, в соответствии со статьей 264 Трудового кодекса РФ, гарантии и льготы, предоставляемые  женщинам в связи с материнством, распространяются также в полном объеме на опекунов (попечителей) несовершеннолетних. Например, согласно статье 96 ТК РФ опекуны  детей в возрасте до пяти лет могут  привлекаться к работе в ночное время  только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским  заключением. Опекуны (попечители), имеющие  детей в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), имеют право на установление неполного рабочего дня  или неполной рабочей недели (ст. 93 ТК РФ). Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет опекунам (попечителям) предоставляются дополнительные оплачиваемые выходные дни (ст. 262 ТК РФ).
Особенность правового статуса неполных семей, образовавшихся в результате развода  супругов, заключается в том, что  несовершеннолетний ребенок из такой  семьи обладает правом получать на свое содержание и воспитание алименты. Ребенок, чьи родители до своего расставания  фактически проживали семьей без  официального оформления своих отношений  путем государственной регистрации  брака (так называемый внебрачный союз), также имеет право на алименты в том случае, если отцовство его  родителя является официально установленным  – через добровольное признание  отцовства путем указания в свидетельстве  о рождении ребенка и в паспорте, или – через суд.
По Семейному  кодексу РФ, размер алиментов на несовершеннолетних детей определяется в размере: на одного ребенка –  одной четверти, на двух детей –  одной трети, на трех и более детей  – половины заработка и (или) иного  дохода родителей. Размер этих долей, однако, может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального  или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Право детей на алименты вытекает из того, что, согласно статье 80 Семейного  кодекса РФ, родители во всех обстоятельствах  обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. При этом разводящиеся родители, в соответствии с главой 16 Семейного  кодекса, вправе заключать соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов), т.е. определять свои отношения по этому  вопросу без участия государства. В случае же, если такое соглашение супругами не достигается или  не соблюдается (уклонение родителями (одним из родителей) от уплаты алиментов), алименты взыскиваются в судебном порядке.
Важно обратить внимание на то, что взыскание алиментов  на содержание несовершеннолетнего  ребенка является не столько правом, сколько обязанностью. Алиментная обязанность  у родителей в отношении несовершеннолетних детей возникает независимо от того, являются ли родители дееспособными  или недееспособными, трудоспособными  или нетрудоспособными, совершеннолетними  или несовершеннолетними, а также  независимо от того, нуждаются дети в получении алиментов или  нет.  Поэтому тот из родителей, который взял на себя основную ответственность за дальнейшее воспитание ребенка (как правило, это мать), должен предъявить иск о взыскании алиментов со второго родителя в суд. Если мать этого не делает, то тогда, согласно статье 80 Семейного Кодекса РФ, вместо нее предъявить такой иск должен сделать орган опеки и попечительства.
Таким образом, мать не может отказаться от алиментов, например, из ложного чувства гордости перед бывшим мужем, поскольку это  ущемляет права ее ребенка. Впрочем, такие ситуации вообще возникают  крайне редко. Зато ситуации, когда  отец уклоняется от уплаты алиментов, наоборот, встречаются сплошь и рядом. Статистика по деятельности федеральной  службы судебных приставов (ФССП) показывает, что на сегодня из 18 миллионов  исполнительных производств около 1,5 миллионов (примерно 8,3%) приходится на алиментные обязательства. Уровень  исполнения по этим делам составляет 73%. Остальные 27% решений не исполняются. Из этой статистики явствует, что примерно каждый четвертый отец-алиментщик уклоняется от уплаты алиментов и находится в розыске, а каждая четвертая неполная семья, имеющая право на алименты, их не получает.
Розыск  алиментщиков осуществляется федеральной  службой судебных приставов при  активном содействии МВД и Пенсионного  фонда РФ. В отношении злостных неплательщиков алиментов применяются  уголовно-правовые средства. В Уголовном  кодексе РФ предусмотрена специальная  статья (ст. 157), согласно которой злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
В статье 5 Закона «О занятости населения  в РФ» одинокие родители, воспитывающие  несовершеннолетних детей, упомянуты  как категория граждан, испытывающих трудности в поиске работе (наряду с инвалидами, беженцами и вынужденными переселенцами, многодетными родителями и т.д.). Согласно данной статье закона, в отношении одиноких родителей  несовершеннолетних детей должны осуществляться мероприятия, содействующие их занятости.
Таким образом, одинокие родители являются приоритетным объектом государственной социальной политики в сфере занятости населения. К сожалению, на сегодняшний день в федеральном законодательстве это единственная действенная норма, содержащая признаки особого внимания государства к неполным семьям как  объекту социальной политики.
Глава3.  Технологии социальной работы с неполной семьей. 
3.1  Понятие технологии социальной работы. 
     Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности. 
В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения. 
Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность.  
 
     Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. Характер воздействия, его технологичность определяются той системой операций целенаправленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта – это первый уровень технологического воздействия. 
     Второй уровень технологического воздействия предопределяется тем, что данный социальный объект находится в неразрывной связи с другими социальными объектами, более того - является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения. 
     В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии. 
     Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта. Смысл базовых технологий состоит в: 1) гармонизации индивидуального, личностного и общественного; 2) выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе; 3) развитии творческих способностей и активности социального субъекта. 
     Частные – разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях. 
     Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации. 
     Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий. 
 
     Первая точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направления социальной практики. В число инноваций, согласно данной точке зрения, входят социальные исследования, разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, создание новых методик, технологии выработки критериев оценки эффективности. Инновации включают в себя специальные средства, позволяющие сделать их реальностью. Реализация социальной технологии - это: 1) анализ социальной реальности, социального объекта; 2) разработку социальной технологии изменения объекта; 3) распространение (внедрение) социальной технологии; 4) исследование развития объекта технологического воздействия; 5) оценка полученных результатов в ходе воздействия. 
     Необходимость применения социальных технологий обусловлена тем, что практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого действия, т.е. возможный вариант его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает их. Суть социальной технологии – не в том, что делать, а в том, в какой последовательности. Наконец, согласно данной точке зрения, суть социальных технологий состоит также в том, что необходимо проектировать и прогнозировать не только сами практические действия, но и их возможные последствия. Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики. 
      Вторая точка зрения (Н.С. Данакин) состоит в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Дело в том, что социальные технологии обусловливают протекание социальных процессов, ведь если рассматривать социальные технологии как последовательность операций, то они и есть социальный процесс. Однако отождествление этих понятий было бы неправильным. Суть социальной технологии, согласно данной точке зрения в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, посредством социальных технологий формируется исчерпывающий «реестр» социальных процессов. 
     При анализе социальных процессов их носители – субъекты, а в связи с этим – субъективные и объективные предпосылки. Установлению подлежат и организационные формы социальных процессов. Решение указанных вопросов напрямую ставит проблему необходимости проектирования, так как любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. При этом смысл технологизации социальных процессов состоит в следующем: 
1) формирование процесса,  
2) придание ему целевой направленности;  
3) его оптимизация;  
4) обеспечение его устойчивости;  
5) создание механизма саморегуляции;  
6) обеспечение благоприятных сопутствующих условий для развития. 

3.2  Специфика социальных технологий в социальной работе. 
     Поиск наиболее оптимальной типологизации социальных технологий целесообразно вести не в направлении выделения частных критериев, а по пути усиления самой классификации. В связи с этим, понимая под социальным общественное, правомерно выделить следующие основные виды социальных технологий по сферному признаку: 
1)  правовое обеспечение функционирования общества; 
2)  политическое административно-властное регулирование;
3)  экономическое функционирование общества; 
4)  информационное обеспечение в средствах массовой информации,  по компьютерным связям; 
5)  духовно-культурное развитие. 
Согласно данной классификации технологии социальной работы есть технологии обеспечения социального функционирования всех сфер жизни общества. 
      Под социальной работой как особым видом социального воздействия понимается специфическая деятельность по оптимизации жизнедеятельного существования граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 
     В узком профессиональном смысле под социальной работой понимается вид деятельности, направленный на реализацию комплекса мер, гарантированных государством слабозащищенным и нуждающимся в социальной помощи и поддержке категориям населения.
3.3 Технология социальной работы с не
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.