На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Декларация СССР

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                                                      Содержание
 
 Введение……………………………………………………………………. .2
1.Образование СССР. Декларация и Договор об образовании СССР…….3
2.Разработка и принятие Конституции СССР……………………………....7
3. Вопрос о государственном суверенитете в Конституции………………12
4.Структура и компетенция государственных органов……………………16
 Заключение………………………………………………………………….20
Список использованных источников и литературы…………………...21
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                       Введение
 

30 декабря 1922 было образовано  государство – Союз Советских  Социалистических Республик (СССР). Союз ССР был образован четырьмя  советскими республиками - РСФСР,  УССР, БССР, ЗСФСР, возникшими в  разное время и по-разному и  ставшими первыми его членами.
31 января 1924 II Всероссийский  съезд Советов принял первую  Конституцию СССР. Она провозглашала  объединение трудящихся всех  стран в мировую социалистическую  советскую Республику.
Создание СССР не было одномоментным  актом, а явилось результатом  довольно долговременного, многоэтапного  пути, показавшего сколь сложным  и, вместе с тем, важным было создание государства нового типа.
В представленной контрольной  работе я остановлюсь на основных и ключевых, по моему мнению, причинах, предпосылках, этапах образования СССР.
Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной литературы и источников.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Образование СССР. Декларация и Договор об образовании СССР.
 
После Великой октябрьской  социалистической революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд  автономных и самостоятельных национальных республик. Между советскими республиками установились прочные связи.
Отстаивая завоевания революции, в том числе свою национальную независимость, РСФСР и другие советские  республики ещё в годы гражданской  войны заключили между собой  ряд двусторонних договоров, создав таким образом тесный военно-политический союз. Связи между республиками крепли год от года. Так, по договору, подписанному в ноябре 1920 года, произошло объединение ряда государственных органов РСФСР и Азербайджана в сферах обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. Вслед за тем, в конце 1920 - начале 1921 годов, аналогичные двусторонние договоры с РСФСР были заключены также Украиной, Белоруссией, Арменией и Грузией. Это был важный этап в национально-государственном строительстве.
Для утверждения союза  наций имелись необходимые условия: народы в тесном единстве совершили  революцию, у них была одна цель - социализм.
Важным фактором единства было существование общей Коммунистической партии - РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались правами областных комитетов.
Образование СССР определялось серьезными причинами. Прежде всего необходимо было объединить скудные в то время экономические ресурсы республик для более успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа. Следовало объединить финансы, транспорт, средства связи, осуществлять планирование народного хозяйства в масштабе всей страны. Нужно было учитывать и исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами страны. Необходимо было также ликвидировать вековую отсталость национальных окраин. Объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать и внешнеполитические задачи; и оборонные, и дипломатические. Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.
Вопрос о более тесных взаимоотношениях между республиками был поставлен по инициативе самих  республик. За его создание высказались  представительные органы всех будущих  субъектов федерации.
11 августа 1922 г. Оргбюро  ЦК РКП(б) создало комиссию для подготовки к Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях республик. В сентябре комиссией был рассмотрен и принят проект, предусматривавший включение Белоруссии, Украины, Закавказья в РСФСР в качестве автономных республик, то есть их «автономизации». Проведение его в жизнь означало бы умаление прав союзных с РСФСР советских государств, подчинение их России. Не случайно этот проект вызвал возражения в партийных органах некоторых республик. В учебной литературе по истории отечества утверждается, что автором плана «автономизации» был Сталин. По существу, автором идеи «автономизации» был Д.З. Мануильский, склонный в известной мере к национальному нигилизму. Да и комиссия Оргбюро, коллегиальная, приняла решение в том же духе, причем никто не возражал против этой самой «автономизации». Единственный, кто выступал против решения, был представитель Грузии Б.Мдивани, но он возражал не против вступления союзных республик в состав РСФСР, а добивался, чтобы Грузинская республика входила в объединение самостоятельно, а не в составе Закавказской Федерации, то есть он выступал против Закфедерации, а не образования федеративного объединения всех советских республик. Проект постановления был действительно подготовлен Сталиным, но 23 сентября его единогласно по пункту о форме объединения республик приняла комиссия ЦК. Тем самым он перестал быть плодом личного творчества Сталина, а превратился в документ комиссии.
Материалы обсуждения проекта  в республиках были пересланы  больному Ленину, результатом чего явилось письмо Владимира Ильича членам Политбюро, где он сформулировал  свою идею образования СССР. В письме, написанном 26 сентября 1922 г., Ленин предлагал  объединить советские республики в  союзное государство, все члены  которого были бы равноправными. Союзные  республики, по мысли В.И. Ленина, оставаясь  суверенными, передавали бы в то же время определенные важнейшие функции  управления в ведение федерации, носящей название Союза Советских  Социалистических Республик. В октябре 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял решение о необходимости объединения советских республик на основе ленинских принципов.
В декабре 1922 г. состоялись съезды Советов Закавказья, Украины, Белоруссии, на которых были приняты постановления  о необходимости создания СССР. После этого собрался X Всероссийский съезд Советов, признавший своевременным объединение четырех независимых республик в Союз Советских Социалистических Республик.
30 декабря 1922 г. в Москве  открылся исторический I съезд Советов  Союза ССР, в котором участвовали  делегаты от Украины, Белоруссии  и Закавказья. Почетным председателем  съезда был единодушно избран  В.И.Ленин, по болезни не имевший возможности присутствовать на нем. Съезд утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанные Конференцией полномочных делегаций объединяющихся республик.
Декларация провозглашала  образование СССР, характеризовала  исторические условия, в которых  происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик.
Договор предполагал создание из РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР одного союзного государства, определял систему  высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений  органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных  отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза.
В Договоре предусматривались  широкие права Союза Советских  Социалистических Республик. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, в том числе и внешнеэкономические, установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров, руководство транспортом и связью, вооруженными силами, утверждение единого государственного бюджета, формирование монетной, денежной и кредитной систем, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов, общих начал землеустройства и землепользования, пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное законодательство, установление основных законов о труде, общих начал народного просвещения. В компетенцию Союза входило и основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев, отмена нарушающих союзный Договор постановлений съездов Советов, центральных исполнительных комитетов и Советов народных комиссаров союзных республик и некоторые другие вопросы.
В Договоре устанавливалось, что утверждение, изменение и  дополнение его могут производиться  исключительно съездом Советов  Союза, т.е. верховным органом государства. Никаких указаний о возможности  отмены, денонсации, аннулирования  Договора в тексте не содержалось.
В этой связи возникает  вопрос о праве выхода республик  из Союза. Такое право гарантируется, однако механизм его реализации в  договоре не прописан и за все время  существования советских конституций  не делалось даже попыток этот вопрос регламентировать, поскольку считалось, что проблемы выхода реально никогда  не возникнет.
Образование СССР увенчало развитие отношений независимых  советских республик, зародившихся еще во время Великой Октябрьской  социалистической революции. Оно означало, что существовавшее, довольно несовершенное по форме, объединение республик теперь превращалось в единое могучее союзное государство.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Разработка и принятие Конституции СССР.
Главной и, по существу, единственной предпосылкой создания Основного закона Союза Советских Социалистических Республик выступает само по себе возникновение этого государства. Любое государство, разумеется, может  обойтись и без Конституции. Примеров тому более чем достаточно не только в прошлом, но и в наше время. Однако если государство может обойтись без Конституции, то все же наличие  ее, несомненно, укрепляет государственный  строй, всю государственную машину, цементирует ее отдельные части  в нечто единое.
Юридическим источником первой Конституции Союза стал Договор  об образовании СССР. Но не следует  отождествлять Договор, утвержденный I съездом Советов Союза, с договором, ставшим частью Основного закона, его главным разделом. Они по содержанию резко отличаются. Еще одним источником Конституции можно считать законодательство его членов до их вступления в СССР. Особое значение имеют, разумеется, законы Российской Федерации, в первую очередь  конституционные. Первая Советская  Конституция - Конституция РСФСР 1918 года - была образцом для всех советских  республик, возникших до образования  СССР. В определенной мере она стала  таковой и для Конституции  Союза.
Вопрос о том, когда  именно началась работа над конституцией, остается спорным. Решения I Всесоюзного  съезда были вполне однозначны: он принял Декларацию и Договор об образовании  СССР, поручив будущему ЦИК Союза  доработать их. Ни о какой Конституции  на съезде, и тем более в его  решениях, сказано не было, а вот  дальше начинаются загадки, порождающие  споры о времени начала работы над проектом Конституции. Образованный съездом ЦИК Союза избрал свой Президиум 10 января 1923 г. Последний, в  свою очередь, создал 6 комиссий, которым  была поручена разработка положений  об отдельных органах власти и  управления Союза. В литературе всю совокупность этих комиссий стали со временем называть просто комиссией, а в документах уже вскоре даже конституционной комиссией. 3 месяца спустя в циркуляре, разосланном ЦИК союзных республик, Президиум ЦИК СССР даже назовет этот орган комиссией ЦИК по выработке Конституции СССР и положений о союзных наркоматах, выбранной на 1-м заседании Президиума ЦИК Союза ССР, хотя съезд-то поручил ЦИК работать над Договором, а не творить Основной закон.
Уже в январе 1923г. в документах начинает появляться слово «Конституция», хотя и между прочим.
Так, 31 января 1923 г. состоялось заседание органа со странным названием: «Подкомиссия для выработки предварительного проекта союзного Договора «Конституции»  и положения о наркоматах СССР». Подкомиссия эта имела свою историю. Она была создана Комиссией при Президиуме ЦИК СССР 13 января 1923 г. в составе Т.В. Сапронова, Д.И. Курского, В.А. Аванесова, Д.З. Мануильского, Б. Мдивани, А.С. Енукидзе для «предварительной подготовки всех материалов и проектов положений о СНК, СТО и наркоматах...». Как видим, ни о какой Конституции здесь речи не шло. Другое дело, что, конечно, вопрос о Совнаркоме и наркоматах, несомненно, конституционный, но в то же время, разумеется, весьма частный. К середине февраля подкомиссия Президиума ЦИК СССР, подготовила первый проект союзной Конституции.
27 апреля 1923 г. Президиум  ЦИК СССР принял постановление  о завершении деятельности всех  ранее сформированных комиссий  по выработке отдельных глав  союзной Конституции и с целью  подготовки окончательного проекта  Конституции образовывает еще  одну, так называемую Расширенную  комиссию.
Трудно сказать, мыслилась  ли эта Комиссия уже прямо как  конституционная, но протокол ее заседания, датированный 8 июня, озаглавлен: «Протокол N 1 расширенной Комиссии по выработке  Конституции Союза Сов. Соц. Республик», хотя вопрос о том, чем будет заниматься Комиссия - Конституцией или Союзным  договором, решался позднее.
Уже при обсуждении порядка  работы Расширенной комиссии сразу  возник вопрос о том, что все-таки нужно создавать - Конституцию или  усовершенствованный Союзный договор?
Это был не праздный вопрос, не простая юридическая тонкость. Конечно, союзное государство может  быть оформлено и конституцией, и  договором. Но если конституция - документ, безусловно, единого, хотя и федеративного  государства, то союзный договор  может существовать и в конфедерации. Во всяком случае, договор всегда при  желании можно истолковать в  конфедеративном смысле.
Спор продолжался долго  и ожесточенно, несколько раз  пытались голосовать, но, в конце  концов, в решении I заседания расширенной  комиссии от 8 июня 1923 г. было записано: «Принять за основу текст, предложенный Комиссией ЦИК СССР, не предрешая  вопроса о наименовании его договором  или Конституцией».
Следующее заседание комиссии состоялось на другой день - 9 июня - но было, очевидно, прервано.
С 9 по 12 июня в Москве проходило  известное IV совещание ЦК РКП с  ответственными работниками национальных республик и областей, в котором, разумеется, участвовали и члены  Комиссии, хотя и не все (на совещании отсутствовали даже такие деятели, как Сапронов, Енукидзе, Курский и некоторые другие).
Этому совещанию в литературе уделяется обычно большое внимание в плане работы над проектом Конституции. Это, конечно, верно, но лишь отчасти. Совещание  занималось общими проблемами национальной жизни в стране, национальными  отношениями. Правда, в резолюции  совещания содержались важные моменты, которые носили конституционный  характер, - о палатах Центрального исполнительного комитета Союза, о  его Президиуме, о наркоматах. При  этом данные проблемы разбирались даже подробней, чем это потом будет  сделано в Конституции. Однако общих  вопросов Конституции резолюция  не касалась. Тем не менее, совещание, конечно, сыграло значительную роль в деле создания проекта Конституции. Поэтому-то сразу по его окончании, на следующий день, 13 июня Расширенная  комиссия продолжила работу, обсудив, прежде всего, порядок дальнейшей деятельности. По предложению М.В. Фрунзе было решено: «До сессии ЦИКа СССР в комиссии обсудить только проект Конституции (Договора), приступив в первую очередь к  обсуждению вопроса об общесоюзном  бюджете, о Верховном Суде, о союзном  гербе и флаге». Вслед за этим приступили к обсуждению конкретных глав и статей проекта, начав, как  и решили, с вопроса о бюджете.
16 июня состоялось последнее  заседание расширенной комиссии. Текст решения выглядит следующим  образом: «Декларация об образовании  Союза Советских Социалистических  Республик и Договор об образовании  Союза Советских Социалистических  Республик составляют основной  закон (Конституцию) Союза Советских  Социалистических Республик».
Строго говоря, заключительное заседание Комиссии было неправомочным: в нем участвовало 12 членов Комиссии, т.е. чуть меньше половины.
Так или иначе, но судьба документа была решена, он теперь уже  мог безоговорочно именоваться  проектом Конституции, а не Союзного договора. Следовательно, задача Договора этим исчерпывалась, хотя, конечно, он еще в определенных пределах действовал, перестав к тому же быть договором.
16 июня 1923 года работа  Комиссии была закончена принятием  документа в целом.
В конце июня проект Конституции  был рассмотрен Конституционной  комиссией ЦК РКП(б), внесшей в него значительные изменения, преимущественно направленные на усиление единства союзного государства.
Пленум ЦК РКП(б) 26-27 июня 1923 г. заслушал доклад Конституционной комиссии и принял по нему развернутое решение. Поддержав общую идею проекта, Пленум в то же время внес изменения в него, направленные на усиление гарантий суверенитета союзных республик.
В конце июня - начале июля 1923 г. проект Конституции СССР был  обсужден на специальных сессиях  ЦИК союзных республик.
6 июля 1923 г. ЦИК Союза  единогласно утвердил проект  Конституции и немедленно ввел  ее в действие. Тем самым спор  о документе, закрепляющем образование  СССР, был завершен.
Дело оставалось за последним  решающим шагом - торжественным оформлением  исторического события II Всесоюзным съездом Советов. И оно последовало: 31 января 1924 г. с небольшими дополнениями Конституция была утверждена.
Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании  СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик.
Декларация об образовании  СССР содержала изложение сугубо политических, а не юридических аспектов образования СССР. В ней, в частности, подчеркивалось, что в то время  как «в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны», «в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов». Все это объясняло, с точки  зрения авторов Конституции, необходимость  и неизбежность создания и расширения Союза ССР.
Договор состоял из 72 статей и подразделялся на 11 глав:
О предметах ведения верховной  власти СССР
О суверенных правах Союзных  Республик и о Союзном гражданстве
О съезде Советов СССР
О ЦИК СССР
О Президиуме ЦИК СССР
О СНК СССР
О Верховном суде СССР
О народных комиссариатах  СССР
Об ОГПУ
О Союзных Республиках
О гербе, флаге и столице  СССР.
По своему содержанию первая Конституция СССР была весьма своеобразна. В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы  о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах  власти и управления. Все эти вопросы  решались республиканскими конституциями.
Конституция СССР 1924 г. завершила  оформление принципиально нового государства - Союза Советских Социалистических Республик. Она, по существу, заменила собой Союзный договор, принятый I Всесоюзным съездом Советов. Конституция  СССР признала за союзными республиками право иметь свои Основные законы (ст. 5), ибо Конституция - необходимый  атрибут современного государства, тем более - суверенного. Вместе с  тем Основные законы, уже имевшиеся  в объединившихся республиках, теперь должны были быть изменены исходя из факта  образования СССР, приведены в  соответствие с Конституцией Союза. Эта работа и была проведена в  ближайшие после образования  СССР годы.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Вопрос о государственном суверенитете в Конституции.
 
Прежде чем ответить на данный вопрос следует разобраться  в самом институте государственного суверенитета, его сущности и содержании.
Наиболее четкое определение  суверенитета мы найдем в работе А.Я.Вышинского. Оно было воспроизведено в «Юридическом словаре» 1953г.: «Суверенитет - состояние независимости данной государственной власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границ этого государства».
Говоря о суверенитете, часто употребляют ограничительные  слова - «полный», «вполне» и т.п. С  точки зрения многих современных  авторов, оговорка является неправомерной. Считается, что суверенитет вообще по своей природе не может быть ограничен. И это верно, что же это за независимость, которая является неполной.
Приходится сделать вывод, что суверенитет - понятие весьма условное. Тем не менее, множество  различных движений ведут борьбу именно под знаменем защиты суверенитета или его приобретения.
В этой связи встает вопрос и о суверенитете в рассматриваемой  нами Конституции 1924 г.
Как помним, Украинская Советская  Республика еще в декабре 1917 года провозгласила себя независимой, т.е. суверенной. Однако она тут же ограничила свой суверенитет признанием себя частью Российской Федерации. Что это за независимость, когда государство  само себя называет, как уже отмечалось, частью другого. Что это за независимость, когда его вооруженные силы являются частью армии другого государства, когда это другое государство  содержит его за свой счет, когда  акты другого государства действуют  на территории этого суверена? А  ведь именно так было и во время  гражданской войны и в первые годы после нее.
Здесь не лишним будет вспомнить  совещание Политбюро ЦК КПБ (б) У, проходившее 3 октября 1922 г. Как известно Политбюро Украины высказалось  против плана автономизации, но с  одной важной оговоркой о том, что если ЦК РКП (б) все же признает необходимость вхождения УССР в  состав РСФСР, то не «настаивать на сохранении формальных признаков политической самостоятельности УССР, а определить отношения на основе практической целесообразности».
Следовательно, когда мы говорим о статусе советских  республик, образовавших Советский  Союз, нужно все время помнить, что фактическому положению вещей  не соответствовало их юридическое  оформление. На деле республики не были не только независимыми, но даже и федеративными, членами некой федерации, а походили больше всего на автономные единицы.
Конституция прямо не говорит  о суверенитете Союза. Однако его  наличие вытекает из всего содержания закона. Советский Союз осуществляет важнейшие функции суверенного  государства: внешние сношения, оборону  страны, руководство некоторыми другими  стратегическими объектами (транспорт, связь и т.п.).
А вот суверенитет республик  всячески подчеркивается. Конституция  включает в себя специальную вторую главу «О суверенных правах союзных  республик и о союзном гражданстве». С точки зрения юридической она  совершенно не нужна, поскольку ее содержание вытекает из предыдущих статей Конституции. Здесь подчеркивается право свободного выхода из Союза, неизменяемость территории членов Союза без их согласия, единое союзное гражданство. Характерна сама конструкция соотношения суверенитета Союза и республик. Закон исходит  вроде бы из приоритета суверенных прав членов Союза. Статья 3 говорит, что  «Суверенитет союзных республик  ограничен лишь в пределах, указанных  в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции  Союза. Вне этих пределов каждая союзная  республика осуществляет свою государственную  власть самостоятельно. Союз Советских  Социалистических Республик охраняет суверенные права союзных республик». Таким образом, конструкция выглядит так, что Союзу как бы выделяется некий удел, а основной объем суверенитета сохраняется за республиками. В действительности, конечно, получается не совсем так. Т.е., разумеется, круг компетенции Союза  очерчен исчерпывающе, а права  республик как бы безграничны, но все дело в том, что компетенция  Союза включает в себя громадные  правомочия и к тому же по ключевым вопросам (ст. 1).
Например, к компетенции  Союза было отнесено руководство  не только отдельными отраслями народного  хозяйства, но и хозяйством вообще (п. «з» ст. 1). Конституция относила к  ведению Союза руководство транспортом  и связью. Также к ведению Союза  были отнесены организация и руководство  вооруженными силами, исторически сложившееся  к этому времени. Как помним, процесс  объединения вооруженных сил  советских республик начался  еще во время гражданской войны. Серьезное внимание в Конституции  уделяется компетенции Союза  в области финансов. Прежде всего, это касается бюджета, который мыслится как единый, но включает в себя бюджеты  союзных республик. Такое положение  сложилось на практике еще в 1919 году, когда бюджеты союзных республик  включались в бюджет Российской Федерации. В пункте «п» содержится положение, знаменующее собой уже разграничение  компетенции между Союзом и республиками. Он предполагает создание по некоторым  отраслям права лишь основ законодательства в Союзе, относя, очевидно, конкретизацию  к сфере деятельности республики. Этот пункт реализовался уже в 20-х годах. В октябре 1924 г. были изданы Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик, другие общесоюзные акты. Важные общесоюзные законы были изданы также в области судоустройства - «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик» 1924 г., «Об изменении основ судоустройства Союза ССР и союзных республик ввиду ликвидации округов» 1930 г.
Помимо прав союзных республик  в главе отмечены и некоторые  обязанности членов Союза: например, необходимость внесения изменений  в конституции республик в  соответствии со ст. 5.
В то же время можно заметить, что права республик были достаточны для того, чтобы они могли иметь  необходимую самостоятельность  в руководстве своими внутренними  делами. Например, наряду с общесоюзными налогами республики были вправе учреждать  и свои, правда только с разрешения общесоюзных органов. Некоторое  внимание на союзные республики обращается в п. «п», говорящем о законодательстве. Он оставляет за Союзом определение  основ законодательства, «установление  основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза». Следовательно, издание надлежащих кодексов остается в компетенции республик. То же относится  и к трудовому законодательству.
Конституция исходит из того, что все субъекты федеративных отношений, союзные республики - равноправны, вне  зависимости от величины их территории, количества населения и пр. Все  они находятся в равной связи  с Союзом. Принцип равноправия  членов федерации отличает Советский  Союз. Создателей Советского Союза  не смутило то обстоятельство, что  его члены были неравноценны по территории и количеству населения, а также  то, что между ними имеются и  другие различия. Из 4-х союзных республик  две являлись унитарными государствами, а две - сложными. При том из этих сложных, которые именовались федеративными - РСФСР и ЗСФСР - только одна являлась настоящей федерацией, Закавказская, и классической федерацией. Что же касается России, то она, как уже говорилось, была с самого начала государством с автономными образованиями. В год утверждения Конституции Союза таковой же стала и Украина, поскольку в ее составе была сформирована Молдавская АССР, тогда еще только в пределах левобережья Днестра. Такая разнородность формы государственного единства всех членов Союза также не повлияла на их равноправие.
Законодатель считает  необходимым подчеркнуть некоторые  суверенные права республик, особенно в силу их чрезвычайной важности. Сюда относится уже упоминавшееся право свободного выхода из Союза. Многие говорили о фиктивности ст. 4 в том смысле, что право выхода только провозглашается, а реально никто не позволит его осуществить. История Советского Союза показала несостоятельность этого утверждения. За 70 лет существования СССР просто никому не приходила в голову необходимость выхода из него, поскольку не было никаких причин к этому. Вот если бы какая-нибудь республика поставила этот вопрос, а ей отказали, тогда действительно право выхода оказалось бы фиктивным. Но таких случаев не было!
Таким образом, Конституция, не давая определение понятия  суверенитета, практически решает проблему разделения суверенных прав между Союзом и республиками, притом достаточно гармонично. Союз наделяется правами, обеспечивающими его функционирование как могучей единой державы, но республики сохраняют за собой все необходимое  для их успешного развития в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.