На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовой Статус кредитных организаций РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное  образовательное  учреждение
среднего  профессионального  образования 
«Дальневосточный государственный гуманитарно-
технический колледж»
(ФГОУ СПО «ДВГГТК») 
 
 
 
 

ОТДЕЛЕНИЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ 
 

ТЕМА: Правовой Статус кредитных организаций РФ  
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА  
 
 

              Исполнитель:
              Горбунов С.М.       
              студент______________3________курса
              группа_________Юм-31 _____________________________
              _____очная________________форма обучения
              Специальность:_____правоведение_____________________________________________________________________
              Руководитель:
              Супранова Е.П.  
               

Владивосток
2011
 

Содержание
Введение                 3-4
1.  Понятие правового статуса кредитных организаций                                 5-8
1.1. Понятие правового статуса кредитных организаций                               5-8
1.2. Уставный капитал кредитных организаций                                             9-10
1.3. Место нахождения кредитных организаций                                          10-11
2.  Классификация кредитных организаций                                                    12
2.1. Банковские                                                                                                   12
2.2. Небанковские                                                                                            13-17
3.  Государственная  регистрация и лицензирование                                    18-21
3.1. Государственная регистрация                                                                  18-21
3.2. Лицензирование Банковских операций                                                  21-22
Заключение                                                                                                       23-24
Список источников                                                                                             25 

Приложения 
26-27 

Введение
     Начать  хотелось с того, что вообще представляет из себя понятие кредитная организация.
     Кредитная организация  – это понятие, которое является, общим для банков и небанковских кредитных организаций. Банк – это только разновидность кредитной организации.
Данное определение кредитной организации закреплено в одной статье Федерального закона, а содержательные признаки понятия кредитной организации содержаться и в этой статье, и в других статьях этого же Федерального закона. Поэтому как бы собрав их в единое целое, можно дать общее понятие кредитной организации. Но начну, естественно, с определения кредитной организации.
В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" (ст. 1) приводится следующее определение кредитной организации: "Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество".1 

Также в данной работе буду рассматривать наиболее важные аспекты регулирования банковской деятельности, основы законодательства регулирующие банковскую деятельность, классификацию кредитных организаций, лицензирование банковских операций.
     Проведу анализ государственной регистрации и лицензирования. Каковы вопросы возникают при появлении кредитных организаций.
     Виды  банковских операций и сделок, которые  могут совершать кредитные организации, четко отграничивающие законодателем.
Цель данной работы – рассмотрение кредитной организации, как участника банковских правоотношений.
Задачи  работы следующие:
    1.Дать общую характеристику кредитной организации;
    2. Рассмотреть виды кредитных организаций;
    3.Рассмотреть вопросы, касающиеся государственной регистрации и лицензирования; 

 
 
    Понятие правового статуса кредитной организации
1.1. Понятие правового статуса кредитной организации НИЖЕ- глава-повтор! 
        Правовой статус кредитных организаций регулируется нормами различных отраслей права:
    в общих аспектах, как правовой статус субъекта предпринимательской деятельности – нормами конституционного права;
    непосредственно, как правовой статус субъекта гражданско-правовых отношений – нормами гражданского права;
    как правовой статус субъекта банковских отношений, то есть субъект взаимоотношений с Банком России, по поводу соблюдения и исполнения
    правил проведения банковских операций - нормами банковского права.
Правовой  статус кредитной организации регулируется конституционным, гражданским и  банковским правом. Конституция РФ устанавливает определенные нормы, которые регулируют основы правового положения юридического лица, которые тем самым являются основами правового положения и кредитной организации. Стало быть, следует различать конституционный, гражданско-правовой, а также – банковский статусы кредитной организации.
Гражданское право регулирует имущественные  и личные неимущественные отношения  кредитной организации.
Во-первых, сюда входит организационно-правовая форма кредитной организации. Правда, как будет показано дальше, ее специфика  применительно к кредитным организациям, а также отношения между кредиторами и должниками, дополнительно регулируются еще и банковскими законами.
Во-вторых, это все те сделки, которые может  заключать кредитная организация  со своими клиентами (договор банковского  вклада, договор банковского счета, договор банковского кредита и другие сделки участником которых может выступать кредитная организация). А затем, на основании этих сделок, кредитная организация проводит ту или иную банковскую операцию, предусмотренную банковским правом. Поэтому между гражданско-правовым статусом и банковским статусом кредитной организации есть взаимосвязь.
В ГК РФ были внесены изменения. Федеральным законом от 8 июля 1999 пункт 3 статьи 87 "Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью" ГК РФ был дополнен абзацем вторым следующего содержания: "Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций", а пункт 5 статьи 90 настоящего Кодекса дополнен абзацем вторым следующего содержания: "Права и обязанности кредиторов кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций". Этим же Федеральным законом пункт 3 статьи 96 ГК РФ дополнен абзацем третьим следующего содержания: "Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. Пункт 1 статьи 101 ГК РФ был дополнен абзацем третьим следующего содержания: "Права и обязанности кредиторов кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций".10
Таким образом, пределы банковского права  расширились. Расширились и права  Банка России в тех случаях, когда  они предусмотрены не его же нормативными актами, а банковскими законами, то есть "законами, регулирующими деятельность кредитных организаций".
Следует различать общий и специальный  правовые статусы кредитных организаций.
Общий правовой статус кредитной организации  – это статус ее обычных условий деятельности. Однако в условиях, когда кредитная организация находится на грани банкротства, к ней могут быть применены меры по предупреждению ее несостоятельности. В этих условиях на основании и в порядке предусмотренными Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" к ней могут быть применены Центральным банком меры ограничивающие права ее участников и органов управления кредитной организацией. Такой правовой статус кредитной организации можно назвать специальным.
Конституция Российской Федерации и другие федеральные законы предусматривают определенные гарантии правового статуса кредитной организации. Например, статьи 8, 34, 35 Конституции РФ предусматривают гарантии против незаконной конкуренции, против монополизации. Важно, чтобы эти гарантии реально действовали в банковской системе.1
Следует различать правовой статус и правовое положение кредитной организации.
Общий правовой статус (правоспособность, права  и обязанности) у всех российских кредитных организаций одинаков.
Правовое  положение у всех разное в зависимости  от того, в какие гражданско–правовые  отношения вступает кредитная организация. Их может быть больше или, наоборот, меньше. Здесь все зависит от предпринимательской  деятельности кредитной организации, от того, насколько эффективен ее банковский бизнес.
Однако  и здесь должны быть созданы соответствующие  гарантии. Смысл их состоит в том, чтобы в экономике страны были созданы одинаковые условия для  предпринимательской деятельности всех субъектов. Для этого закон  должен предусматривать равные условия бизнеса, с одной стороны, и более гибкие формы этого бизнеса – с другой.
Пока  же Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", на наш  взгляд, предусматривает примитивный  набор возможностей для выбора организационно–правовых форм банковского предпринимательства.
Если  анализировать только догму банковского  права, то получается, что банковское законодательство предусматривает  только универсальные банки и  другие кредитные организации. В  ряде случаев закон не содержит признаков такого понятия, как государственный банк, хотя на практике некоторые банки, на наш взгляд, являются государственными. Нет в законодательстве понятий специализированного и регионального банка. В этом смысле набор статусов весьма однообразен.
Такое могло бы подходить к стабильной экономике, но никак не к переходной экономике России.
Учитывая, что в России пока еще существуют проблемы с законностью в банковской системе, как раз было бы полезным использование разнообразных организационно–правовых  форм и видов кредитных организаций. Причем это должны быть не просто экономические или финансовые понятия, а четкие определения, закрепленные в законе. Пока же такой четкости нет. Поэтому банк может, например, называться сберегательным, но ничем, кроме названия, не отличаться от других банков.
В других странах эти вопросы решены однозначно.
Скажем, банковская система Италии предусматривает  государственные банки[   ].
Или, например, посмотрим на банковскую систему  Швейцарии. Это гибкая и разветвленная  система. В ней есть крупные банки, есть частные банкирские дома, есть региональные банки, сберегательные кассы, ссудные кассы. В Швейцарии имеется 29 кантональных банков (так называемые "домашние банки" кантонов, которые работают именно и, прежде всего в кантоне). Все они являются государственными: государство отвечает по их обязательствам, а управление осуществляется с участием местных органов управления. Они универсальны. То же относится и к сберкассам и региональным банкам. Это весьма многочисленная и гетерогенная группа. Часть этих институтов принадлежит государству, а часть организована в форме товариществ. Тем не менее, вне зависимости от формы собственности целевой рынок здесь является локальным. Самая многочисленная (более 1000) – группа ссудных касс, организованная по немецкой системе Райффазена. Кредиты эти кассы выдают только своим членам.
Можно было бы приводить и другие примеры  того, что во многих современных  зарубежных странах существует разветвленная  банковская система и в действующем  законодательстве предусмотрены различные виды банков, а не только их общий правовой статус. 

1.2  Уставный капитал кредитной организации имеет специфику 

         Уставный капитал кредитной организации формируется в соответствии с гражданским правом, однако в силу повышенного уровня публичности кредитной организации, а также и в связи с тем, что она привлекает денежные средства, в том числе работает с денежными средствами вкладчиков, он имеет специфику. Эта специфика состоит в ряде требований, которые касаются размера уставного капитала и способов, порядка его формирования. Дальше будет отдельно рассматриваться вопрос об уставном капитале кредитной организации.
К организационной  структуре кредитной организации  предъявляются специальные требования:  

Я уже говорил о необходимости согласования руководителей кредитной организации и ее филиалов с Центральным банком. Этот вопрос предусмотрен Федеральным законом. В статье 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" перечислены органы управления кредитной организацией. Наряду с этим в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" предусмотрены требования в отношении организации внутреннего контроля. В ч. 4, статьи 24 этого закона сказано, что "кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций". Отчасти этот вопрос регулируется нормативными актами Центрального банка (внутренний контроль).3 

В Инструкции Банка России N 109-И (пункт 13.1) "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" приводится перечень требований, которым должны соответствовать кредитные организации для расширения деятельности путем получения банковских лицензий. В течение последних шести месяцев, предшествующих подаче соответствующего ходатайства в территориальное учреждение Банка России, а также до принятия Банком России соответствующего решения, кредитная организация должна отвечать следующим требованиям. Она должна быть и финансово устойчивой и выполняющей требования о предоставлении информации об участниках и их группах (аффилированных лицах) и не имеющей бюджетной задолженности. Но, что важно применительно к рассматриваемому признаку, – она обязана иметь организационную структуру (включающую службу внутреннего контроля), адекватную масштабам проводимых кредитной организацией операций и принимаемым рискам, а также выполнять квалификационные требования к членам совета директоров (наблюдательного совета) и руководителям кредитной организации. Она обязана соблюдать технические требования, установленные Банком России для осуществления банковских операций.6 

Из всего  этого перечня требований, в данном случае, я акцентировал внимание тех требованиях, которые предъявляются к органам управления кредитной организацией. Они обусловлены сущностью кредитной организации. Ведь ее деятельность сопряжена с риском, в том числе и для клиентов, чьими денежными средствами она располагает, в целях своей предпринимательской деятельности. Поэтому вопросы профессионализма затрагивают не только интересы акционеров, или просто, - участников кредитной организации, но и интересы большого числа ее клиентов. Именно поэтому и предъявляются специальные требования к ее организационной структуре. 

    1.3. Место нахождения кредитной организации цвет!
        По ГК РФ (п. 2 ст. 54) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. А государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.10
К помещениям, в которых располагаются кредитные  организации, Федеральный закон "О  банках и банковской деятельности" не предъявляет каких либо требований. Но этот вопрос в определенной мере регулируется Банком России. Начиная  со второй половины 90-х годов, Банк России запретил банкам использовать помещения по договору о совместной деятельности. На данный период вновь создаваемая или расширяющая свою деятельность кредитная организация должна иметь помещение либо на правах собственности, либо на правах аренды.3
В Инструкции Банка России N 109-И (пункт 20.9) предусматривается, что: "Изменение местонахождения (адреса) кредитной организации, не связанное с изменением населенного пункта (названия населенного пункта), не влечет замены лицензии. Решение о государственной регистрации соответствующих изменений, вносимых в устав кредитной организации, принимается территориальным учреждением Банка России, осуществляющим надзор за ее деятельностью. А изменение местонахождения (адреса) кредитной организации, связанное с изменением населенного пункта (названия населенного пункта), влечет необходимость замены лицензии. Решение о государственной регистрации соответствующих изменений, вносимых в устав кредитной организации, принимается Банком России".6 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Классификация кредитных организаций
2.1. Банковские
         В банковском праве России предусмотрена только одна классификация кредитных организаций, созданных по российскому законодательству. Ее критерием являются банковские операции. Федеральный закон все кредитные организации делит на два вида: банки и небанковские кредитные организации (см.: Приложение 1,2 «Классификация кредитных организаций»). 

Банк. "Банк – кредитная организация, которая  имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц". (ч. 2, статьи 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").3 

Здесь надо обратить внимание вот на что: банковские операции осуществляются в совокупности. Это значит, что банком может считаться только такая кредитная организация, которая получила право проводить все из названных в определении операций. Правда, нельзя не отметить, что в Федеральном законе есть противоречие с этой нормой. В статье 36 Федерального закона сказано, что банк вправе привлекать денежные средства физических лиц только спустя два года после его регистрации. Но получается, что в таком случае помимо самого этого противоречия с частью 2 статьи 1 Федерального закона, все банки в этих течение двух лет фактически являются небанковским кредитными организациями, хотя они регистрируются как банки.? 
 
 
 

2.2 Небанковские кредитные  организации
        В части 3 статьи 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее – Федеральный закон) приводится определение небанковской кредитной организации. Там отмечается, что "небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России".3 

Далее я отдельно остановлюсь на этом вопросе и приведу те классификации небанковских кредитных организаций, которые предусмотрены нормативными актами Банка России, а также покажем их специфику.
В ч. 3 ст. 1 Федерального закона дается общее определение небанковской кредитной организации. А что касается ее видов, то они зависят от того, какими банковскими операциями наделяет их Банк России. 

"Небанковская  кредитная организация – кредитная  организация, имеющая право осуществлять  отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России". (Ч. 3 статьи 1 Федерального закона).? 

Во-первых, обращу внимание на то, что в Федеральном законе применительно к закрепленному в нем же понятию небанковских кредитных организаций используется термин "допустимые сочетания банковских операций". О сделках в нем ничего не говорится. Говорится только о банковских операциях, и что их допустимое сочетание устанавливается Банком России. Значит, допустимое сочетание сделок Банк России не вправе. 

Во-вторых, Федеральный закон ничего не говорит  об обязательных резервах для небанковских кредитных организаций. Значит, они  не обязаны их депонировать в Банке России. В этом есть некоторое преимущество этого вида кредитных организаций. Но не только в этом. Они более устойчивы, поскольку их круг операций ограничен. В частности, они не имеют право привлекать банковские вклады физических лиц. 

В-третьих, если посмотрим приложения к Инструкции Банка России N 109-И, то мы там, в типовых формах банковских лицензий, то есть в наборе банковских операций для данного вида кредитных организаций не обнаружим открытие и ведение счетов физических лиц. На наш взгляд, Федеральный закон не дает оснований это запрещать. Договор банковского вклада и договор банковского счета – это разные договоры. Федеральный закон в статье 30, 36 устанавливает режим банковского вклада и соответствующие ограничения. Счет – это совсем другое. Он нужен для расчетов. И мне думается, что можно было бы разрешить небанковским кредитным организациям открывать счета физическим лицам для расчетов.6 

Виды  небанковских кредитных организаций. По действующему на сегодняшний день банковскому праву предусмотрены расчетные РНКО и депозитно-кредитные небанковские кредитные организации. 

Расчетные НКО. Банк России принял инструкцию, которая  называется: "О банковских операциях  и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций...".7 

В этой Инструкции, во-первых, перечисляются те банковские операции, которые вправе проводить небанковская кредитная организация (далее – РНКО). Во-вторых, в ней дублируется перечень сделок, которые перечислены в части третьей статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и которые, по этому Федеральному закону, вправе совершать любые кредитные организации. В-третьих, в ней указаны те банковские операции, которые запрещены для РНКО.6 

В пунктах 1.1-1.5.3 этой Инструкции сказано следующее: 

"РНКО  вправе осуществлять в сочетании следующие банковские операции:
открытие  и ведение банковских счетов юридических  лиц;
осуществление расчетов по поручению юридических  лиц, в том числе банков–корреспондентов, по их банковским счетам;
инкассацию  денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
куплю-продажу  иностранной валюты в безналичной  форме;
осуществление переводов денежных средств по поручению  физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). 

РНКО  могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О  банках и банковской деятельности".6 

РНКО, помимо перечисленных Инструкции банковских операций, вправе осуществлять сделки, перечисленные в части 3 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".6 

В Инструкции говорится, что если иное не предусмотрено  лицензией на осуществление банковских операций, выданной до вступления в  силу настоящей Инструкции, РНКО не вправе осуществлять следующие банковские операции: 

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; 

открытие  и ведение банковских счетов физических лиц; 

осуществление расчетов по поручению физических лиц  по их банковским счетам; 

куплю-продажу  иностранной валюты в наличной форме; 

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 

выдачу  банковских гарантий. 

Как сказано  в этой Инструкции, в целях минимизации  риска, рекомендуется в учредительных  документах НКО предусматривать  исключение деятельности по привлечению  средств физических и юридических  лиц (например, путем выпуска РНКО собственных векселей).7 

Кроме того, в этих же целях, Инструкция рекомендует  предусматривать в учредительных  документах НКО следующее. Должно предусматриваться  размещение денежных средств от своего имени и за свой счет в пределах, установленных обязательными нормативами Инструкции, исключительно: 

– в  долговые обязательства Российской Федерации; 

– в  депозиты в Банке России; 

– в  облигации Банка России; 

– в  кредиты и депозиты, размещенные  в имеющих инвестиционный рейтинг  не ниже "BBB" по классификации иностранного рейтингового агентства "Standard & Poor's" или не ниже аналогичного по классификациям "Fitch Ratings", "Moody's" банках–нерезидентах стран, входящих в группу развитых стран, и в кредитных организациях - резидентах Российской Федерации; 

– в  государственные долговые обязательства  стран из числа группы развитых стран, имеющих инвестиционный рейтинг  не ниже "BBB" по классификации иностранного рейтингового агентства "Standard & Poor's" или не ниже аналогичного по классификациям "Fitch Ratings", "Moody's"; 

Кроме того, рекомендуется указать в  учредительных документах РНКО открытие корреспондентских счетов, помимо корреспондентского счета в Банке России, только в  кредитных организациях нерезидентах отвечающих определенным критериям. Это  значит, что они должны иметь инвестиционный рейтинг не ниже "BBB" по классификации иностранного рейтингового агентства "Standard & Poor's" или не ниже аналогичного по классификациям "Fitch Ratings", "Moody's", банках–нерезидентах стран, входящих в группу развитых стран, и в кредитных организациях - резидентах Российской Федерации. 

Небанковские  кредитные организации, осуществляющие депозитные и кредитные операции. Этот вид кредитных организаций предусмотрен Положением Банка России от 21 сентября 2001 г. N 153-П "Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции".5
Небанковские  кредитные организации (НДКО) могут  осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", на основании лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России, в соответствии с требованиями, предусмотренными этим Положением.3 

Регистрация и лицензирование НДКО осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", в порядке, предусмотренном Инструкцией Банка России от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" и иными нормативными актами Банка России.6 

НДКО  вправе осуществлять: привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок); размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет; производить куплю–продажу иностранной валюты в безналичной форме (данную операцию НДКО вправе осуществлять исключительно от своего имени и за свой счет); выдавать банковские гарантии. 

Они могут  осуществлять сделки, разрешенные к осуществлению кредитными организациями в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в том числе с ценными бумагами в соответствии с требованиями федеральных законов).  

НДКО  не разрешается осуществлять операции по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц; осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; производить инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; осуществлять куплю-продажу иностранной валюты в наличной форме; привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы; осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
НДКО  не вправе открывать филиалы и  создавать дочерние организации за рубежом. 
 
 
 
 
 
 

3. Государственная  регистрация и  лицензирование кредитной  организации
    3.1. Государственная регистрация 

        Во многих странах придается большое значение вопросам качества регистрации кредитных организаций. Считается, что банковский надзор начинается с регистрацией нового банка.
В Рекомендациях  Международного комитета по аудиторской  деятельности и Базельского комитета по банковскому надзору "Отношение между органами надзора за банками и внешними аудиторами" (п. 12) говорится: "Высшим правом, на котором основаны полномочия большей части органов надзора, является право выдавать юридическому лицу разрешение или лицензию на осуществление банковской деятельности, а также аннулировать разрешение или лицензию. Для того чтобы удовлетворять требованиям на получение банковской лицензии и получить ее, юридические лица обязаны следовать принципам осмотрительности".
Порядок регистрации кредитных организаций  и лицензирования банковских операций предусмотрен в Главе II Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее – Федеральный закон). Соответственно, Банк России издал по этим вопросам Инструкцию N 109-И, которая, исходя из ее названия, призвана регулировать порядок применения данного Федерального закона.3
В статье 12 "Государственная регистрация кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций" сказано, что кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.11
Решение о государственной регистрации  кредитной организации принимается  Банком России. Внесение в единый государственный  реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
За государственную регистрацию кредитных организаций взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Кредитная организация обязана информировать  Банк России об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации.11
В статье 14 Федерального закона "Документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций":
Для государственной  регистрации кредитной организации  и получения лицензии на осуществление  банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы:
1) заявление  с ходатайством о государственной  регистрации кредитной организации  и выдаче лицензии на осуществление  банковских операций; в заявлении  также указываются сведения об  адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;
2) учредительный  договор (подлинник или нотариально  удостоверенная копия), если его  подписание предусмотрено федеральным  законом;
3) устав  (подлинник или нотариально удостоверенная  копия);
4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей  (участников) кредитной организации,  протокол собрания учредителей  (участников), содержащий решения  об утверждении устава кредитной  организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;
5) документы  об уплате государственной пошлины  и лицензионного сбора;
6) копии  документов о государственной  регистрации учредителей – юридических  лиц, аудиторские заключения о  достоверности их финансовой  отчетности, а также подтверждения  органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
7) документы  (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями – физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;
8) анкеты  кандидатов на должности руководителя  кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:
о наличии  у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с  представлением копии диплома или  заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования – опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
о наличии (отсутствии) судимости.
 
3.2 Лицензирование банковских операций 

       Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения  лицензии, выданной Банком России.
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются  в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.
Реестр  выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в  официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и  дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.11
В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная  организация имеет право, а также  валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Лицензия  на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание  с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
Банк  России вправе предъявить в арбитражный  суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Как уже  говорилось применительно к правоспособности кредитной организации, Федеральным  законом от 27.07.2006, в Федеральном  законе "О банках и банковской деятельности" (статья 13.1) сделано исключение. Суть его в том, что коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией, вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, банковскую операцию (перевод денежных средств без открытия банковского счета) в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги при одновременном соблюдении некоторых условий указанных в этой же статье Федерального закона. Об этих условиях я говорил, когда рассматривали вопрос о правоспособности кредитной организации.3
       
 
       
      Заключение 
      Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли  как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
      Основные признаки, кредитной организации содержаться в ее определении, которое закреплено в статье 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". В них выражена сама сущность кредитной организации, как такой организации, которая привлекает и размещает от своего имени и за свой счет чужие денежные средства. Но помимо сущности у кредитной организации есть и содержание, выраженное некоторыми дополнительными признаками.
      Общий правовой статус кредитной организации  – это статус ее обычных условий  деятельности. Следовательно, в условиях, когда кредитная организация находится на грани краха, к ней могут быть применены меры по предупреждению ее несостоятельности. В этих условиях на основании и в порядке предусмотренными Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" к ней могут быть применены Центральным банком меры ограничивающие права ее участников и органов управления кредитной организацией. Такой правовой статус кредитной организации можно назвать специальным.
Сделаем некоторые выводы проделанному исследованию.
Современное правовое регулирование банковской деятельности Российской Федерации  строится на множестве разноуровневых актов.
       Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
        Под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом.
         Кредитные организации делятся на две группы: банки и небанковские кредитные организации.
          Провел анализ государственной регистрации и лицензирования. Каковы вопросы возникают при появлении кредитных организаций.
     Действующее законодательство разделяет  банковскую деятельность на операции  и сделки. Виды банковских операций  и сделок, которые могут совершать  кредитные организации четко отграничены законодателем.
       
      Выводы  работы базируются на теоретических  материалах ученых–юристов, экономистов и материалах других отраслей научного знания такие законы как ГК РФ, Конституция, и др.подзаконные акты, а также на эмпирических данных, полученных в ходе исследования практики банковской деятельности и деятельности соответствующих органов государственной власти.
 
 
 
 
 
Список  использованной литературы 

    Конституция РФ 1991года (с изм. и доп. от 2011 года) 32 стр.
    Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., от 27.10.2008)72 ст. // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 28 ст. 2790
    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 11.07.2011) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) 87 ст.
    Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изменениями от 18 июля 2011 г.)
    Положение Банка России от 21 сентября 2001 г. N 153-П "Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции" (в ред. Указаний Банка России от 01.12.2003 N 1347-У, от 16.12.2003 N 1354-У).
    Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"// "Вестник Банка России" от 30 апреля 2010 г. N 23(1192)
    Инструкция Банка России от 26.04.2006 N 129-И "О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением"//"Вестник Банка России", N 32, 31.05.2006.
    Банковский портфель-1. - М., 1997
    Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики).Изд.Гарант М, 2007 г. 290 ст.
    Гражданское право. Под ред. Алексеева С.С.(2009, 2-е изд., 528с.)ГК
    Консультант +.Юридическая программа 2010 года
 
Классификация кредитных организаций                                       Приложение 1 

1 Уровень 
 

Центральный Банк РФ Банк  России
Небанковские  кредитно–финансовые  организации
Коммерческие  Банки
 
 
 
 
 
2 Уровень
                А)Страховые компании Б)Внебюджетные фонды
                В)Негосударственные пенсионные фонды
                Г)Финансово–строительные компании
                Д)Ломбарды
                Ж)Сберегательные кассы
                Коммерческие  банки, занимающее особое место (Созданные государством, в уставных капиталах  которых  доля государства более 50%)
                Сбербанк РФ
                Универсальные Банки А)Мост-Банк
                Б)Альфа Банк
                В)Менатеп
                    и  т.д
                Специализированные  Банки А)Ипотечные
                Б)Инновационные
                В)Инвестиционные
                Г)Земельные
                Д)Муниципальные
 
 
 
 
 
 
 
Классификация кредитных организаций                                       Приложение 2 

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России)
 
        2А.Кредитные организации