На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Причины,виды, и способы покрытия бюджетного дефицита

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Оглавление 
 

 

Введение

     «Бюджетный  сапог тесен всем – даже тем, кто его стачал»
       В.Н. Ленин 

     Проблема  бюджетного дефицита всегда остается актуальной, т.к. каждое государство  составляет бюджет на год или на несколько лет, а также стремиться избежать бюджетного дефицита, который  замедляет развитие государства  из-за недостатка денежных средств, необходимых  для финансирования модернизаций сложившейся системы. На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с проблемой бюджетного дефицита. В те или иные периоды развития государствам приходилось планировать и осуществлять стратегии, необходимые для стабилизации бюджета, выхода из состояния дефицита.
     Однако  следует отметить, что не всегда бюджетный дефицит показывает низкий уровень развития страны, поэтому при его оценке необходимо учитывать причины возникновения и вид бюджетного дефицита, также стоит знать и способы его покрытия, которые важны для восстановления равновесного состояния бюджета и выхода из дефицита.
     При изучении данной темы необходимо научиться  понимать разницу между различными видами дефицита, причинами его возникновения и способами покрытия, т.к. понимая происходящее в экономике, можно понять способы воздействия государства на граждан страны, предприятия и органы муниципального управления. Исходя из общих экономических законов и принципов, научиться прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития, а так же возможные пути предотвращения развития государственного дефицита. 
 

Глава I. Общая характеристика бюджетного дефицита.

1.1. Сущность государственного бюджета и его дефицит.

 
     Государственный бюджет является ведущим звеном государственных  финансов. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций государства и местного самоуправления.
     Бюджет  является одновременно инструментом планирования финансовой деятельности государства  и инструментом контроля, определяющим предельные объёмы и направления  расходования государственных средств, которые одобряются органами законодательной власти и должны соблюдаться исполнительной властью.
     Структура бюджетной системы той или  иной страны зависит прежде всего  от ее государственного устройства. В  странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья - бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.
     Бюджет  – это инструмент, с помощью  которого государство использует налоговые  и другие доходы для выполнения государственных функций. Бюджет является механизмом перераспределения средств в государстве. Чем больше бюджет, тем большая часть созданных в экономике доходов перераспределяется в соответствии с выбранными приоритетами. Однако увеличение бюджета предполагает увеличение налоговой нагрузки на бизнес и население, а чрезмерное увеличение налоговой нагрузки может привести к негативным последствиям – снижению темпов экономического роста, уходу граждан и предприятий от налогов, расширению теневой экономики.
     Наоборот, чем меньше доля бюджета в ВВП, тем большая часть задач решается населением и бизнесом напрямую, без  вмешательства государства. Так, забота о здоровье работников может осуществляться как государством, так и бизнесом и самими работниками. Расходы на образование могут лежать как на государстве, так и на плечах населения, получающего это образование. Благосостояние граждан и частных компаний, с одной стороны, уменьшается от уплаты налогов, а, с другой стороны, увеличивается за счет использования общедоступной инфраструктуры, социальных и других бюджетных услуг.
     Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.
     Бюджет  включает в себя доходы и расходы. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджета, она определяет источники и направления расходования финансовых ресурсов государства.
     Основную  долю доходов бюджета составляют налоговые поступления.
     В общем виде  состав доходов бюджета  может быть представлен в виде схемы (рис. 1.1).
       
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1.1. Источники дохода бюджета государства
     Основные  расходы государства можно разделить  на следующие группы:
     •    расходы на государственное управление;
     • расходы на национальную оборону, обеспечение  правопорядка, правосудие;
     • социальные расходы (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, спорт);
     • финансирование экономики (транспорт, связь, наука, сельское хозяйство и другие отрасли).
     Еще одним направлением государственных  расходов для стран, имеющих государственный  долг, является обслуживание этого долга. В современном мире государственный долг имеет большинство стран.
     Для стран, в которых актуальна проблема территориальных различий, часть  расходов направляется на межбюджетное выравнивание, то есть перераспределение  бюджетных ресурсов для сглаживания таких различий.
     Соотношение основных групп расходов государства  определяется многими факторами: уровнем  социально-экономического развития страны, ее отношениями с другими странами, историческими традициями, использованием той или иной модели регулирования экономики, приоритетами государственной политики.
     Различают три состояния госбюджета:
    нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной;
    дефицитное, когда расходы превышают доходы;
    профицитное, если доходы превышают затраты.
     Более подробно рассмотрим дефицитное состояние государственного бюджета.
     Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета  над его доходами.
     Казалось  бы, что может быть проще –  сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и дело с концом. Однако в реальной жизни расходную часть сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения – на социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ.  Кроме того, хотя существование защищенных статей расходов бюджета и сокращает возможности варьирования фискальной политики, эти расходы часто являются стабилизаторами экономического положения в стране.
     Бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

1.2.Причины бюджетного дефицита.

       

     Вряд  ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для  разных стран и в разные периоды  развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Но всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой – причиной  бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом. 

     Таким образом причинами бюджетного дефицита могут быть:
    Возникновение чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия). При этом основных источников финансирования обычно становится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода.
    Низкая эффективность общественного производства; высокий удельный вес сбытовых предприятий в их общем количестве.
    Нерациональная структура бюджетных расходов.
    Несовершенство налоговой системы.
    Кризис политической системы государства, а также некомпетентность руководства государства, его неумение держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.
    Большие затраты на удержание силовых структур.
    Предоставление бесплатной помощи другим государствам.
    Невозможность получения долгов от других государств.
    Переход от командно-административной экономики к рыночной.
    Неудовлетворительная работа государственных служб, в компетенцию которых входит сбор налогов и других отчислений.
    Кража денег госбюджета.
    Необходимость совершения в особо больших размерах государственных вкладов (инвестиций) в экономику. В этом случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
    Низкая покупательная способность населения.
 
     На  основе причин бюджетного дефицита можно  сделать вывод, что в условиях динамично развивающейся экономики  с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный  дефицит (конечно, в количественно  допустимых границах) не страшен. Его  не следует излишне драматизировать. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпуска валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 - 3 %.
     Бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается  допустимым, тогда как дефицит  более 20% - критическим.

1.3. Виды бюджетного дефицита.

 
    В мировой  практике различают следующие виды бюджетного дефицита: 
    1. Циклический дефицит госбюджета - результат действия встроенных стабилизаторов. 
    2.  Структурный дефицит госбюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. 
    3. Операционный дефицит госбюджета - общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. 
    4. Первичный дефицит госбюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. 
    5. Квазифискальный дефицит госбюджета - скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства.

       
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики.

     "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический  механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
     Циклический дефицит нередко оценивается  как разность между фактической  величиной бюджетного дефицита и  структурным дефицитом. 
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

     Оценки  структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов  определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
     В переходных экономиках проблема дефицита государственного бюджета еще более  усложняется в связи с тем, что, как правило, широко практикуется манипулирование его размерами - искусственное увеличение или, чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году.
     В переходных экономиках дефицит государственного бюджета определяется в большей  мере текущими мерами государственного регулирования, чем циклическими колебаниями экономики. Только после корректировки текущего бюджетного дефицита с учетом воздействия этих мер и влияния общих экономических колебаний может быть получен характерный для переходных экономик аналог структурного дефицита, который иногда определяется как коренной дефицит бюджета. 
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. 
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

     Нередко объявленный в отчетах бюджетный  дефицит завышается на основе преувеличения  объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.
     Возможны  ситуации, когда номинальный официальный  дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.
     Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции. 
Первичный дефицит государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

     Однако  для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с  объемом денежной массы. 
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства. 
Квазифискальные операции включают, например, следующие: 
- финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; 
- накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка; 
- отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.

1.4.Способы покрытия бюджетного дефицита.

 
     Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов  от всех отраслей и всех сфер хозяйственной  деятельности и одновременно сокращать государственные расходы. При этом могут использоваться разнообразные источники привлечения денежных средств. Классически их три:
    Эмиссия денежных средств (монетизация);
    Увеличение налогообложения;
    Государственные заимствования: внешнее и внутреннее.
 
     Эмиссия денежных средств.
     К эмиссии денежных средств прибегают  достаточно редко из-за высокой вероятности  инфляции.
     Монетизация дефицита государственного бюджета  может не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
     В переходных экономиках монетизация  дефицита государственного бюджета  обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.
     Увеличение налогообложения.
     Данный  способ финансирования бюджетного дефицита является спорным. Действительно, на первый взгляд кажется очевидным, что увеличение налогов - наиболее простой способ сокращения или ликвидации дефицитов федерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые заставляют думать, что возросшие налоги могут вызвать лишь увеличение дефицитов.
     Экономисты  неоклассического направления рассмотрели  данные за двадцатилетний период функционирования американской экономики и пришли к выводу, что на самом деле существует положительная корреляция средних ставок федерального налога (измеренных как процент от личного дохода) и дефицита федерального бюджета (измеренного как процент от ВВП). Другими словами, более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не с меньшими дефицитами.
     Этот  парадокс объясняется тем, что если правительство получает больше финансовых ресурсов, законодатели не только пойдут на расходование всех дополнительных налоговых поступлений, но и потратят «чуть-чуть больше». Авторы считают, что их результаты ставят под серьезное сомнение тезис о том, что рост налогов будет эффективным средством сокращения дефицитов. Они утверждают, что рост налогов может ухудшить, а не облегчить проблему.
     Государственные заимствования: внешние и внутренние.
     Данный  способ покрытия бюджетного дефицита является основным и наиболее распространенным. Различают внешние и внутренние государственные заимствования.
     К внутренним источникам покрытия бюджетного дефицита относятся:
     1)  государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг;
     2)  кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;
     3)  бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
     4)  поступления от продажи государственного имущества (приватизации);
     5)  остатки по государственным запасам и резервам;
     6)  профициты прошлых лет.
     К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:
     1)  государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска государственных ценных бумаг;
     2)  кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, выраженные в иностранной валюте.
     Первый  источник внутреннего финансирования бюджетного дефицита является очень распространенным и включает выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). Этот источник финансирования позволяет быстро и эффективно решать проблемы дефицита бюджета, однако, имеет ряд слабых сторон:
     Во-первых, при его использовании возникает  так называемый эффект вытеснения, означающий перетягивание средств  из частного сектора, которые могли  бы в противном случае использоваться в качестве инвестиций;
     Во-вторых, использование данного способа финансирования бюджетного дефицита накапливает государственный внутренний долг.
     В-третьих, злоупотребление указанным методом  финансирования бюджетного дефицита может  привести к дефолту.
     Эффективность использования второго способа финансирования бюджетного дефицита зависит от мощности кредитной системы государства.
     Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, не являются значительным источником покрытия бюджетного дефицита.
     Приватизация  государственной собственности является важным источником финансирования бюджетного дефицита.
     Наконец, последний источник внутреннего  финансирования дефицита госбюджета возникает  в том случае, если бюджет предыдущего  года был исполнен с профицитом.
     Важным  внешним источником покрытия бюджетного дефицита является выпуск государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. К ним, например, относятся еврооблигации (ценные бумаги, выраженные в валюте европейских государств), ОГВЗ (облигации государственного валютного займа), ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) и др.
     Следует, однако, учитывать, что возможность  прибегать к внешним источникам финансирования бюджетного дефицита во многом связана с политическими  факторами. Кроме того, она зависит  от общей суммы внешнего долга страны и ее способности платить по старым долгам. Следует также заметить, что новые внешние заимствования увеличивают не только основную сумму долга, но и затраты на его обслуживание (выплату процентов).
     Одной из проблем, порождаемых бюджетным  дефицитом – это проблема государственного долга.
     Государственный долг- это общая накопленная сумма  всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые  имели место в стране. Выделяют две составляющие общего государственного долга - внутренний и внешний долг.
     Внутренний  долг - долг государства населению  страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных  облигаций) является само население - государственный  долг является одновременно и общественным активом. Внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей государственных облигаций.
     Внешний долг - задолженность государства  гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга  экономика страны не должна «сама  себе» - выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.
     Экономические последствия государственного долга  следующие:
     1.  необходимостью обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
     2.   долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
     3.    увеличение налогов для оплаты государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;
     4.    когда правительство берет заем на рынке капиталов для рефинансирования или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал и снижению инвестиционной активности;
     5.    рост внешнего долга, безусловно, подрывает международный авторитет страны;
     6.    чисто психологический эффект – с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.
     Таким образом, управление государственным  долгом становится целой наукой, которая включает в себя необходимость обосновать размеры займов, сроки их выпуска, размеры процента по обязательствам казначейства, способ их размещения.

Глава II. Бюджетный дефицит в Российской Федерации.

2.1. Исполнение государственного бюджета в 2009-2010 гг.

 
     На  современном этапе развития Россия испытывает нехватку денежных средств федерального бюджета – бюджетный дефицит. Причиной этому послужил недавний мировой финансовый кризис, из-за которого у большинства стран, в том числе и у России, появилась проблема бюджетного дефицита. С начала 2009 года российская экономика борется с последствиями финансового кризиса. Правительство активно участвует в этой борьбе путем стимулирования экономики, в том числе и с помощью крупных государственных расходов.
     Однако  крупные государственные расходы приводят к увеличению государственного долга и бюджетного дефицита, что негативно сказывается на состоянии экономики страны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.