На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международная торговля услугами и роль России в ней

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВГОРОДСКИЙ  ФИЛИАЛ
ГОУ ВПО  «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСТИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 
 
 

    
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине «Международные экономические отношения»
на тему: «Международная торговля услугами и роль России в ней» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Работу  выполнила
                    Проверил: доцент 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Великий Новгород
2011 г.
 

 

Содержание 

Введение 3
1.Теоретические  основы международной торговли  услугами 6
1.1. Особенности  международной торговли услугами 6
1.2. Классификации  международной торговли услугами 16
1.3. Регулирование   международной торговли услугами 20
2. Роль  России в международной торговле  услугами 24
2.1. Основные  показатели внешней торговли  России услугами 24
2.2. Россия  на мировом рынке услуг 31
2.3. Основные  страны – партнеры во внешней  торговле услугами 32
Заключение 37
Список  литературы 40 

Введение 

      Сегодня на мировом рынке продаются не только товары, но и услуги. Причем доля услуг в торговле  занимает немалую часть.
      На  данный момент, одной из главных  закономерностей  общественного  развития считается опережающий  рост сферы услуг по сравнению  с материальным производством и  соответственно, расширение ее хозяйственных  позиций. В услугах формируются  такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальный формы накопления, информационные технологии, а так же глобализация хозяйственной  деятельности. Соответственно важнейшее  значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения  в самих отраслях услуг, которые  повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки  для его дальнейшего прогресса.
     Услуги  представляют собой комплекс многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей. В разработанном ЮНТКАД и Мировым банком справочнике «Либерализация международных трансакций с услугами» дается следующее определение услуг: услуги — изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.1
     Нетрудно  видеть, что это чрезвычайно широкое  определение, охватывающее многообразный  круг операций. Поэтому можно различать  понятие услуг в широком и  узком смысле слова. В широком смысле услуги — это комплекс разнообразных видов деятельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.
      Под рынком услуг понимают следующие  виды деятельности:
1) услуги, оказываемые в связи с международной  торговлей. Они включают страхование, транспортные перевозки и т. д.;
2) услуги, которые непосредственно связаны  с обменом технологиями: сотрудничество в технической сфере, капитальное строительство, управленческая деятельность;
3) путешествия  людей, которые включают как  туристические, так и деловые поездки;
4) расходы  в банковской сфере, лизинг, платежи  по доходам на капитал;
5) заработная  плата и социальные расходы  по отношению к иностранным рабочим. 2
      Все вместе это можно назвать выплатами  по некоммерческим сделкам, которые осуществляются между гражданами разных стран и отражаются в платежных балансах.
      Сейчас  появляются все более новые виды международных услуг. На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет более 70% от общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65. Примерно аналогичные тенденции были характерны  для других  структурных показателей многих стран, которые и определили в результате структурные изменения в мировой экономике. Например, в наиболее развитых странах мира доля занятых в сфере услуг составляет более 70% от общей численности занятых в экономике, а доля производственных фондов основных отраслей данной сферы превышает 60-ти процентный уровень. Одновременно, как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг. 3
      Данная  тема считается актуальной, в связи  с постоянным развитием сферы  услуг, и вместе с тем и торговлей  услугами.
      Цель  курсовой работы – проанализировать международную торговлю услугами в  современной экономике.
      Исходя  из цели, должны быть решены следующие  задачи:
    Изучить теоретические основы международной торговли услугами;
    Определить особенности международной торговли услугами;
    Выделить классификации международной торговли услугами;
    Изучить вопрос регулирования международной торговли услугами.
      Предметом исследования является международная  торговля России услугами.
      Объектом  исследования является место и роль торговли услугами для России.
      Информационной базой для написания курсовой работы являлись труды Зверева Ю.М.,  Смитиенко Б.М, Фомичева В.И., журналы «Российский внешнеэкономический вестник», «Вестник ТГУ» и другие источники.
          В ходе выполнения работы были использованы монографический, статистический и аналитический методы исследования.
 


1.Теоретические  основы международной торговли  услугами 

      Особенности международной торговли услугами
 
      Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых  может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных  на 12 основных разделов:
    Деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг.
    Услуги связи — 25 видов.
    Строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов.
    Дистрибьюторские услуги — 5 видов.
    Общеобразовательные услуги — 5 видов.
    Услуги по защите окружающей среды — 4 вида.
    Финансовые услуги, включая страхование, — 17 видов.
    Услуги по охране здоровья и социальные услуги — 4 вида.
    Туризм и путешествия — 4 вида.
    Услуги в области организации досуга, культуры и спорта — 5 видов.
    Транспортные услуги — 33 вида.
    Прочие услуги. 4
      Наиболее  неоднородным является сектор услуг  для бизнеса, включающий следующие услуги: профессиональные, компьютерные, в сфере исследований и разработок, в сфере оборота недвижимостью, по аренде оборудования без обслуживающего персонала и др.
      К профессиональным услугам относятся: правовые, бухгалтерские, по налоговому консультированию, аудиторские, архитектурные, инженерные, по градостроительному и ландшафтному планированию, услуги медперсонала, стоматологов и ветеринаров, по научно-техническому консультированию.
      Услуги  по аренде оборудования без обслуживающего персонала в зависимости от предмета аренды подразделяются на четыре группы, связанные: с судами, с самолетами, с иным транспортным оборудованием, с иными машинами и оборудованием.
      К прочим услугами для бизнеса относятся  услуги: по аренде оборудования с обслуживающим персоналом, рекламные, по изучению рынка и общественного мнения, по консультированию в сфере управления, по консультированию в сфере сельского хозяйства, охоты, лесничества, рыболовства, по консультированию в сфере добычи полезных ископаемых, посредничество в трудоустройстве, охранные, по ремонту оборудования, издательские, полиграфические, переводческие, упаковочные, по уборке зданий, фотоуслуги, по организации съездов и конференций, по проектированию интерьеров.
      Рассмотрим  некоторые виды деятельности, относящиеся  к торговле услугами: 
      Аренда (от лат. arrendare отдавать внаем) — форма хозяйствования, при которой на основе договора между арендодателем и арендатором последнему передаются в срочное возмездное владение и пользование, различные объекты, необходимые для самостоятельного ведения хозяйства. Предметами аренды могут быть земля и иное недвижимое имущество, машины, оборудование, разнообразные товары длительного пользования.  Различают три вида аренды:
    рентинг (renting) — краткосрочная аренда на срок от нескольких дней до нескольких месяцев. Предметом рейтинга обычно являются туристские товары, транспортные средства;
    хайринг (hiring) — среднесрочная аренда на срок от нескольких месяцев до года. Предметом хайринга обычно являются транспортные средства, дорожно-строительные машины, монтажное оборудование, сельскохозяйственные машины;
    лизинг (leasing) — долгосрочная аренда на срок более одного года. Предметом лизинга обычно является строительно-монтажное, технологическое оборудование.5
      В наши дни информация является таким  же важным фактором производства, как  земля, труд и капитал.
      Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок)система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. 
 Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально–вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу–хау, инженерно–технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

      Основным  источником информации для информационного обслуживания являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
      Поставщиками  информационных продуктов являются:
    центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
    центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
    службы телекоммуникации и передачи данных;
    специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
    коммерческие фирмы;
    информационные брокеры.
      Рынок информационных услуг обычно подразделяется:
    на глобальный;
    на международный (охватывающий группы стран);
    на национальный (телевидение, радиовещание и другие средства массовой информации);
    на региональный (теле- и радиопередачи по определенному региону);
    на локальный (местное радиовещание, местные газеты и журналы);
    на точечный (информационные сети в учебных заведениях, научных учреждениях, библиотеках, музеях и т.п.).
      Наиболее  динамичной частью мирового информационного  рынка является сектор деловой информации, включающий информацию об отдельных  товарных рынках и рынках конкретных стран.
      Еще одним видом услуг на мировом  рынке является реклама.
      Реклама играет значительную роль в международной  торговле, поскольку на мировых товарных рынках сейчас действует большое  количество различных фирм, которым  необходимо рекламировать свою продукцию.  В то же время реклама из придатка к торговле превратилась в самостоятельную, очень прибыльную сферу бизнеса.
      Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.6
      В зависимости от целей различают  следующие виды рекламы:
    первоначальная;
    конкурентная;
    сохранная.
      Первоначальная реклама имеет целью ознакомить заранее установленный круг возможных потребителей с новым для данного рынка товаром или услугами путем сообщения подробных сведений о качестве, цене, способе потребления, месте продажи товара или услуги и т.д. Такая реклама должна убедить потребителя в необходимости купить новый товар или воспользоваться услугой.
      Конкурентная реклама направлена на то, чтобы выделить рекламируемый товар из массы аналогичных товаров, выпускаемых конкурирующими фирмами, показать его отличительные черты и убедить покупателя купить именно этот товар.
      Сохранная реклама имеет целью поддержать спрос на ранее рекламируемый товар, поэтому она носит лишь напоминающий характер. Иногда такая реклама используется как временное воздействие на покупателя для ликвидации излишних запасов товаров на складах производителей или торговцев и сезонной распродажи товаров.
В зависимости  от места проведения различают рекламу  на внутреннем рынке и экспортную, или внешнеэкономическую, рекламу.
      Важным  фактором, определяющим содержание и  направление рекламы, является характер товара или услуги, от которого зависят  не только рекламные средства, но и  масштаб проведения рекламных мероприятий  и необходимые для этого ассигнования.
      К рекламе экспортных товаров предъявляются  особые требования. Она должна быть максимально приспособлена к особенностям экономических, культурных и бытовых условий стран, в которые она направлена.
      Международная торговля как товарами, так и услугами, перемещение людей и движение капитала в настоящее время немыслимы без страхования, которое является неотъемлемой частью международных торговых контрактов. При перевозке грузов или поставке промышленного оборудования, инвестировании или обычной поездке за рубеж требуется защита от рисков, непредвиденных обстоятельств. В связи с этим возникает необходимость формирования специального фонда для покрытия убытков, т.е. страхового фонда.
      К важнейшим особенностям страхования  относятся:
    целевое финансирование и использование средств. Материальный ущерб возмещается лишь в строго оговоренных случаях и пределах. В связи с этим, например, страхование валютного риска в результате включения в контракт различных валютных оговорок не входит в понятие «страхование» в его узком смысле как особого вида экономической деятельности, поскольку при этом не создаются целевые фонды и участниками страхования являются контрагенты по одной торговой операции;
    вероятностный характер, обусловленный тем, что заранее неизвестны ни срок наступления страхового события, ни размер убытков, ни то, чей конкретно материальный интерес и в какой степени оно затронет;
    материальная заинтересованность субъекта страхования в благополучном исходе страхуемого мероприятия. Если же субъект окажется выгодоприобретателем, то финансовое покрытие убытков не должно осуществляться в его пользу.7
      Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и заканчивая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время существуют серьезные качественные различия между товарами и услугами, а также в организации и технике международной торговли ими. В таблице 1 представлены основные показатели, отличающие товары от услуг. 
 

      Таблица 1 Различия товаров и услуг
Товары Услуги
Осязаемы Неосязаемы
Видимы Невидимы
Поддаются хранению Не поддаются  хранению
Торговля  товаром не всегда связана с производством Торговля услугами, как правило, связана с производством
Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за границу без обязательства  об обратном ввозе Экспорт услуги означает оказание услуги нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны
      Именно  в силу неосязаемости и невидимости  большинства услуг торговлю ими  иногда называют невидимым (invisible) экспортом  и импортом. В отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа  на дискете), вполне видимы (модельная  стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного  автоответчика) и далеко не всегда требуют  прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской  карточке).
      Выделяют  следующие особенности торговли услугами:
    регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);
    услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями;
    производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем;
    международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие сферы услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;
    не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот.
      Услуги  в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи  с этим зачастую требуется присутствие  за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре способа международной торговли услугами:
    Трансграничная торговля (cross-border trade), т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например предоставление юридических консультаций из-за границы по телефону (или факсу) либо участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения.
    Потребление за границей (consumption abroad), т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, например выезд за границу на учебу или для лечения.
    Торговое присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence, либо — right of establishment), т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются.
    Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу (presence of natural persons providing services), т.е. ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например приезд из-за границы иностранного архитектора или иностранного персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране.8
      Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним  из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический процесс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.
      Существуют  определенные трудности при статистическом учете объемов предоставляемых  услуг. Трудность подсчета связана  с тем, что, как правило, услуги предоставляются  в комплекте с товарами. Причем, стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто  услуги фигурируют во внутрифирменном  обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку  на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).
      Из  статистического отчета «выпадают» доходы по банковским и страховым  операциям, если они реинвестированы  в той же стране, в которой были получены. В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги» не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной на 40–50%.
      Географическое  распределение торговли услугами, предоставляемых  отдельными странами, отличается крайней  неравномерностью в пользу развитых государств. На мировом рынке услуг в настоящее время доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится более 50% экспорта и импорта услуг. Доля первой пятерки составляет около 40% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится более 35% всего мирового экспорта услуг.
      Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней  торговле услугами, в то время как  некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно–консультационных и строительных услугах, Мексика  на туристических, Сингапур является крупным  финансовым центром. Многие мелкие островные  государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.
      Что касается России, других государств СНГ  и стран Балтии, то хотя они и  обладают потенциальными резервами  для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материальная база также, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей стороны западноевропейские страны высокое качество своих услуг  дополняют применением широкого спектра ограничений на использование  иностранных услуг, в том числе  и из стран СНГ.
      Если  говорить о распределении стоимости  услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый  большой в мире торговый флот принадлежит  Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этой страны. На рынке  грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических  услуг оказывает Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40–50% экспортной выручки.
      Для Турции, Испании и ряда средиземноморских  государств большое значение имеет  экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.9 

      Классификации международной торговли услугами
 
      Существует  и классификация услуг, в соответствии с которой услуги подразделяются на:
    не торгуемые;
    торгуемые.
     Подписание  Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) явилось результатом не только согласования позиций различных стран по вопросам международной торговли услугами, но и появления новых теоретических и практических подходов к пониманию характера международной торговли услугами. Ранее теоретики и практики делили услуги на торгуемые и неторгуемые в международной торговле по принципу так называемого трансграничного обмена услугами, т.е. такого обмена, при котором производитель и потребитель услуги находились по разные стороны таможенной границы, а обмениваемая услуга эту границу пересекала (по аналогии с торговлей «обычными» товарами). Примерами такого рода трансграничного обмена услугами являются почтовые или телекоммуникационные услуги. Те услуги, которые осуществлялись без такого трансграничного обмена, считались неторгуемыми. Однако в ходе подготовки соглашения ГАТС был сформулирован новый подход к международному обмену услугами, в соответствии с которым этот обмен может быть осуществлен следующими основными способами:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.