На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Финансово-экономическая сущность налога

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 04.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Финансово-экономическая  сущность налога.
 
   1. Введение.
     Среди экономических рычагов,  при помощи которых государство  воздействует на
рыночную  экономику, важное место отводится  налогам. В условиях рыночной
экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве
определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и
вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления  экономикой в
условиях  рынка.
     Устанавливая налоги, субъекты и  объекты налогообложения, налоговые базы,
ставки  налогов, льготы и санкции, изменяя  условия налогообложения, государство
стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует
в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования
налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических
решений. Применение  налогов  является одним  из экономических методов
управления  и обеспечения взаимосвязи общегосударственных  интересов с
коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от
ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -
правовой  формы предприятия. С помощью  налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и
местными  бюджетами, с банками, а также  с вышестоящими организациями. При  помощи
налогов регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение
иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
     В  условиях перехода от административно - директивных методов управления к
экономическим резко возрастают роль и  значение налогов  как регулятора
рыночной  экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного
хозяйства, через налоги государство может  проводить энергичную политику в
развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. 

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом 

Настоящий Кодекс регулирует властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком (налоговым агентом), связанные с исполнением налогового обязательства. 

Сущность  налога. Основные принципы налогообложения.
     Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания
природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое,
хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
     Налоги - это обязательные платежи,  взимаемые государством на основе  закона с
юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для
удовлетворения  общественных потребностей.
     С правовых, юридических позиций  налоги как установленные законодательными
актами  нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством
части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами
Верховного  Совета.
     С экономических позиций налоги  представляют главный инструмент
перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми
органами  в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов
и сфер экономики, которые испытывают потребность  в ресурсах, но не в состоянии
обеспечить  ее из собственных ресурсов.
     Налоговое регулирование доходов  ставит своей основной задачей сосредоточение
в руках  государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения
проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими
перед народом, страной, отраслями в целом.
     Общественное назначение налогов проявляются в их функциях. Их две -
фискальная  и экономическая.
     Фискальная состоит в формировании  денежных доходов государства.  Деньги ему
нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники,
для поддержки  нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег
идет  на образование, здравоохранение.
     Экономическая функция налогов  состоит в воздействии через  налоги на
общественное  воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также
социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть
поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение
налоговых ставок) и контролирующую роль.
     Функции налогов взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает
материальную  основу для осуществления экономической  роли государства, т.е.
экономической функции.
     Элементы налога и способы  его взимания
     Каждый  закон должен конкретизировать  следующие элементы налога:
     1) объект налога - это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие
обложению;
     2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое
лицо;
     3) источник  налога - т.е. доход,  из которого выплачивается налог  (зарплата,
прибыль, доход, дивиденды);
     4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
     5) налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика  от налога.
     В практике большинства государств  получили распространение три  способа
взимания  налогов:
     1) "кадастровый" -  (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект
налога  дифференцирован на группы по  определенному  признаку. Перечень  этих
групп и их признаки заносится в специальные  справочники.  Для каждой группы
установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что
величина  налога не зависит от доходности объекта.
     Примером такого  налога  может   служить  налог на владельцев  транспортных
средств.  Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного
средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или
простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает  доходность объекта
неточно.
     2) на основе декларации
     Декларация - документ,  в котором  плательщик налога приводит расчет  годового
дохода  и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что
выплата налога производится после получения  дохода.
     Примером может служить налог  на прибыль.
     3) y источника
     Этот налог вносится лицом,  выплачивающим доход. Поэтому  оплата налога
производится  до получения дохода налооплатильщиком, причем получатель дохода
получает  его уменьшенным на сyммy налога.
     Например, подоходный налог с  физических лиц.  Этот налог  выплачивается
предприятием  или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до
выплаты, например, заработной платы из нее  вычитается сумма налога и
перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается  работнику. Этот способ
наиболее  распространен в нашей стране.
     Налогообложение относится к  числу давно известных способов регулирования
доходов и источников пополнения государственных  средств. Еще А.Смит
сформулировал четыре основных требования к  налоговой  системе, которые верны и
сегодня:
     1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим
способностям  и силам участвовать  в содержании правительства, т.е.
соответственно  доходу, каким они  пользуются под покровительством государства...
     2. Налог, который  обязывается уплачивать  каждое отдельное  лицо, должен быть
точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа,
-все  это должно быть  ясно и определено  для плательщика  и всякого другого
лица...
     3. Каждый налог  должен взиматься  в то время и  тем способом, когда  и как
плательщику должно быть удобнее  всего платить  его...
     4. Каждый налог  должен быть так  задуман и разработан, чтобы он брал  и
удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству
государства...
     Как видно А.Смит исходил из  следующих принципов налогообложения:
     равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех
налогоплательщиков  правил и норм изъятия налога;
     определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок
налогообложения;
     простата и удобство, понимаемые  в прямом смысле этих слов;
     неотягощенность, т.е. умеренность,  ограниченность налога суммами,  уплата
которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков. 

Прямые  налоги - налоги, которые непосредственно связаны с результатом
хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости
имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны
платежеспособности.
     Преимущество прямых налогов  состоит в том, что их легче  приспособить к
определенным  условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общим
смыслом - платежеспособности. К числу прямых  налогов относятся: подоходный
налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и
пользование которыми служат основанием для обложения.
     Прямые налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело
обстоит с налогами на землю  и  на  другую недвижимость: они включаются в
арендную  и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
     Косвенные налоги - это налоги, которые являются надбавкой к цене или
определяются  в зависимости от размера добавленной  стоимости, оборота или продаж
товаров, работ, услуг.
     Косвенные налоги вытекают из  хозяйственных актов и оборотов, финансовых
операций (налог на добавленную стоимость -  НДС, таможенная пошлина, налог на
операции  с ценными бумагами и др. налоги.).
     Косвенные налоги  переносятся  на конечного потребителя в  зависимости от
степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими  налогами.
Чем  менее  эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на
потребителя. Чем  менее  эластично предложение,  тем меньшая часть налога
перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В
долгосрочном  плане эластичность предложения растет, и на потребителя
перекладывается все большая часть косвенных  налогов.
     Косвенные налоги называют еще  безусловными, потому что они  ни связаны
непосредственно с доходом налогоплательщика  и взимаются вне зависимости  от
конечных  результатов деятельности, получения прибыли.
     В случае высокой эластичности  спроса увеличение косвенных  налогов  может
привести  к сокращению потребления, а при  высокой  эластичности  предложения -
к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или
перелив капитала в другие сферы деятельности. Прямые налоги распространяются на
стадии  производства и реализации продукции, а косвенные - большей степени
регулируют  процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что
прямые  налоги - это налоги на доходы, а косвенные на расходы, что они в большей
мере  относятся к стадии потребления  в условиях равновесной экономики.
 
  Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ
выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется
общественное  назначение данной экономической категории  как инструмента
стоимостного  распределения доходов. Отсюда возникает  главная распределительная
функция налогов, выражающая их сущность как  особого централизованного
(фискального)  инструмента распределительных отношений.
     Посредством фискальной функции  реализуется главное общественное  назначение
налогов -  формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в
бюджетной системе и внебюджетных фондах и  необходимых для осуществления
собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе
стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в
крупнейшего экономического субъекта.
     Другая функция налогов как  экономической категории состоит в том, что
появляется  возможность количественного отражения  налоговых поступлений и их
сопоставления с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря
контрольной функции оценивается эффективность  налогового механизма,
обеспечивается  контроль за движением финансовых ресурсов, появляется
необходимость внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику.
Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной
мере  зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики
(юридические  и физические лица) своевременно  и в полном объеме уплачивали
установленные законодательством налоги.
     Эта функция налогово-финансовых  отношений проявляется лишь в  условиях
действия  распределительной функции.
     Распределительная функция налогов обладает рядом свойств (регулирующее,
стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих  многогранность ее роли в
воспроизводственном процессе.
     Экономическая функция налогов  состоит в воздействии через  налоги на
общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также
социально-экономические  процессы в обществе. Функции налогов  взаимосвязаны.
Рост  налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции,
создает материальную возможность для осуществления экономической роли
государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в
результате  экономического регулирования ускорение  развития и роста дохода
производства  позволяет государству получить больше средств.
     Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению
фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции
создает благоприятную социально-экономическую  атмосферу для выполнения других
функций налогов. И, наконец, в случае если государственная система
многоуровневая, налоги должны быть разделены по уровням  изъятия: федеральный,
республиканский, муниципальный (местный). В рационально  построенной системе
налогообложения налоги используются как инструмент экономической и структурной
политики, уровень налогового бремени устанавливается  в зависимости от
конкретных  задач государственного регулирования  и особенной экономической
ситуации.
     4 Роль и функции налоговой  системы. Налоги и налоговая  ставка как инструменты
государственного регулирования.
     В рыночной экономике налоги  выполняют столь важную роль, что можно с
уверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной,  четко действующей налоговой
системы, отвечающей условиям развития общественного  производства, эффективная
рыночная  экономика невозможна.
     В чем же конкретно состоит  роль налогов в рыночной  экономике,  какие функции
они выполняют  в хозяйственном механизме?
     Отвечая на эти вопросы,  обычно  начинают с того, что налогам  принадлежит
решающая  роль  в  формировании  доходной  части государственного бюджета. Это,
конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов:
государственный бюджет можно сформировать и без  них.  Хотя бы с помощью
экономических нормативов
     отчислений от  прибыли  в  бюджет,  применявшихся в нашей стране ряд лет. На
первое  место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся
на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция  налогов -
регулирующая.
     Рыночная экономика  в  развитых  странах  - это регулируемая экономика. Споры
по этому  поводу,  которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить
себе  эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире,  не
регyлирyемyю  государством, невозможно.  Иное дело - как она регyлирyется,
какими  способами, в каких формах и т.д.  Здесь,  как говорят, возможны
варианты. Но каковы бы ни были эти формы и  методы,  центральное место в  самой
системе регулирования принадлежит налогам.
     Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях:
     - регулирование  рыночных,  товарно-денежных  отношений.  Оно состоит главным
образом в определении "правил  игры",  то  есть разработка законов, нормативных
актов, определяющих взаимоотношения действующих  на рынке лиц,  прежде всего
предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы,
постановления, инструкции государственных органов, регyлирyющие взаимоотношение
товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков,  товарных и
фондовых  бирж, а также бирж труда, торговых домов,  устанавливающие порядок
проведения  аукционов, ярмарок, правила обращения  ценных бумаг и т.п. Это
направление государственного  регулирования  рынка  непосредственно с
     налогами не связано;
     - регулирование развития народного хозяйства,  общественного производства в
условиях,  когда основным  объективным  экономическим законом,  действующим  в
обществе,  является закон стоимости. Здесь  речь идет  главным  образом  о
финансово-экономических  методах   воздействия  государства  на  интересы
людей,
     предпринимателей с целью направления  их деятельности в  нужном, выгодном
обществу  направлении.
     В условиях рынка отмирают  или,  по крайней мере,  сводятся  к минимyмy методы
административного подчинения предпринимателей.
 


     Таким образом,  развитие рыночной  экономики регyлирyется
финансово-экономическими методами  -  путем применения отлаженной системы
налогообложения,  маневрирования  ссудным  капиталом  и процентными ставками,
выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок и
осуществления  народнохозяйственных программ и т.п.  Центральное место в этом
комплексе экономических методов занимают налоги.
     Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия
налогообложения,  вводя одни и отменяя  другие  налоги, государство создает
условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,
способствует  решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является
способствование  развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его.  Формы
такой поддержки разнообразны: создание специальных  фондов  финансирования
малых предприятий, льготное кредитование  их  деятельности  и  т.п.   Но
главное средство оказания  содействия  малому бизнесу - особые льготные

условия налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.