На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные направления эмпирических исследований СМИ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Факультет журналистики
Кафедра социологии журналистики
 
 
 
 
 
Реферат на тему:
«Основные направления эмпирических исследований СМИ»
 

 

 

 

Cтудентки 3 курса

д/о, 311 группы

Рябцевой Юлии.
 
 
Преподаватель:
Фомичева И.Д.
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Москва   2011

 
 
«Значение журналистов (или журналистского поля) в социальном мире связано с их фактической монополией на средства производства широкого распространения информации, на доступ к тому, что иногда называют «публичным пространством».
Бурдье П.О. О телевидении и журналистике. М., 2000. С. 64.
 
 
«Социология – это наука, постоянно питаемая конкретной практикой, но одновременно эмпирико-исследовательская и редакционная практика, прочно стоящая на теоретико-концептуальном основании». [1]
На современном этапе развития социологии как науки можно выделить несколько уровней степени обобщения материала: общесоциологический, специальный и эмпирический. Нас интересует именно эмпирический уровень, который основывается на опыте.
Эмпирический уровень представляет из себя сбор и систематизацию данных о конкретных явлениях журналистского процесса, например, деятельности редакций и так далее. Зачастую для этого уровня характерен богатый набор средств, от индивидуальных интервью до операций с большими массивами статистики. Наглядность наблюдениям и выводам социологов, что значительно облегчает донесение информации для широкой аудитории, обеспечивает именно эмпирика. При этом на практике не все эмпирические исследования достоверны. Среди них встречаются недобросовестные или малоквалифицированные организации, поэтому квалифицированному журналисту необходимо учитывать возможные погрешности. Таким образом, «правильное программирование эмпирических операций, равно как истолкование результатов, немыслимо без верных фундаментально-методологических ориентиров»[2].
Существует универсальная структурная модель социальных коммуникаций, которая принадлежит американскому обществоведу Г. Лассуэллу. В ней представлены элементы, каждый из которых может являться объектом социологических исследований. Это такие направления эмпирических исследований, как журналисты(коммуникатор), контент, канал, аудитория, социальные эффекты. Рассмотрим подробнее каждый из них, так как все эти элементы имеют свои специфические особенности, которые необходимо учитывать в исследованиях.
 
Коммуникаторы
 
Обычно под коммуникаторами в СМИ мы имеем в виду журналистов. Существует организованная деятельность по производству контента. Говоря о журналистах, мы учитываем их поведение и объективные характеристики, такие как опыт работы и этапы карьеры, образование и повышение квалификации и так далее. Все эти показатели дают нам картину, из чего складывается поведение или мнение журналиста. Что касается субъективных фактов, то чаще всего говорят о профессиональном сознании журналистов, то есть срез особых характеристик, систему взглядов и навыков, которые присущи не одному журналисту как индивиду, а всему журналистскому сообществу.
Также журналисты могут быть изучены по продуктам их деятельности, а именно контенту СМИ. Зачастую здесь применяются методики опроса, эксперимента, наблюдения и другие.
Можно выделить ряд элементов эмпирического изучения субъективного
мира журналистов.
В первую очередь, это ролевое профессиональное сознание: это то, чем представляется для журналиста его место и назначение в журналистике, важность журналистики в современном обществе, каково его собственное мнение относительно его профессиональных обязанностей и журналистской этики;
Также имеет место и понимание значимости СМИ для современного общественного сообщества, специфика его трудовой деятельности в подготовке материалов;
Очевидно, что стоит учитывать также мнение о читательской аудитории, а также ее интересы и потребности, взгляды и знания, что в свою очередь влияет на характер подачи информации и методы изложения. Например, журналист, который стремится стать известным для широкой аудитории необходимо уметь писать простым, доступным массам языком.
Если мы судим о том, что уровень специалиста зависит от его образования, то необходимо уделять особое внимание этому вопросу. В первую очередь о самосовершенствовании должен заботиться сам журналист.
Журналистская деятельность может рассматриваться на нескольких уровнях – индивидуальном, групповом и индустриальном. На индивидуальном уровне социологи изучают характеристики отдельно взятых журналистов. Каждый журналиста в индивидуальном порядке опрашивается, определяется его личная роль в журналистском процессе. Важно, чтобы он понимал всю ответственность перед читателями за свою журналистскую деятельность.
На корпоративном уровне описываются характеристики, которые относятся к деятельности медиаорганизации – издательского дома, информационного агентства и так далее. Обычно информация, необходимая для исследования труднодоступна, так как не все работодатели хотят, чтобы внутрекорпоративная информация разглашалась. Это и мнение работников об атмосфере в коллективе, и распределение нагрузки между сотрудниками. Такие сведения обычно находятся вне широкого распространения.
Ни индустриальном уровне изучают весь круг журналистов в общем. Здесь свои особенности существуют, исходя из специфики ситуации в стране. Например, часто журналистская модель в авторитарной стране отличается от подобной модели в либеральном государстве.
Для России в этом вопросе характерна дифферецированность положения журналистов в крупных городах и более мелких. Отсюда закономерно, что и показатели в разных городах будут отличаться.
Также необходимо учесть «вопрос о взаимоотношениях СМИ и их контрагентов – тех, кто является противоположной стороной отношений».[3] В общем виде имеют в виду трех контрагентах – обществе, власти и бизнесе. Перед каждым из них журналист несет ответственность, поэтому должен учитывать их мнение в ходе своей деятельности. Социологи исследуют взаимоотношения журналиста со всеми этими контрагентами.
Некоторые социологи рассматриваются также отношения журналистов к своей аудитории. Американские авторы Дж. Вебстер и П. Фейлен считают, что все многообразие подходов в журналистике к аудитории в ХХ веке можно свести к трем концепциям:
        1) аудитория как мишень пропагандистского воздействия. Этот был характерен для первой трети прошлого столетия, но удерживался в тоталитарных обществах намного позднее;
        2) аудитория как потребитель информации и развлечений, преследующая цель удовлетворения своих разнообразных потребностей и интересов. Ее поведение характеризуется  объективными (пол, возраст, образование, род занятий, семейное положение, место жительства) и субъективными факторами, которые важно учитывать для  успешного продвижения информационных продуктов, в особенности рекламы. Этот
Подход и сегодня является актуальным.
        3) аудитория как товар, продаваемый рекламодателям в обмен на оплату
ими места и времени в каналах массовой информации, поскольку величина
аудитории в целом и целевых групп (рейтинг) напрямую определяют расценки на
рекламу. Данная модель применяется на практике в последние десятилетия, помогая
выявить рейтинговые показатели и факторы, способствующих их росту.
Сегодня большинство журналистов не стремятся к общению с аудиторией, предпочитая ограничиваться лишь вещанием для нее. Они не хотят взаимодействовать, выбирая вариант информирования без обратной связи. Это приводит к тому, что аудитория не воспринимает СМИ и отчуждается от них.
Что касается отношений с властью, то сегодня мы видим, что журналисты не имеют полную свободу для самовыражения, вынуждены учитывать мнение власти в своей работе. Доходит до того, что журналистам могут давать указания на тот счет, какие события освещать, а какие нет. Так, общество недополучает информацию, а журналисту приходится ограничиваться теми возможностями, которые ему оставляет власть.
В отношениях СМИ и бизнеса видна тенденция сотрудничества. Теперь, чтобы продвинуть свой бизнес, возможно использовать СМИ. Необходимо учитывать, что для многих граждан СМИ остается надежным источником информации, на который можно свободно опираться.  Если бизнес и СМИ сотрудничает, то покупатель получает информацию, которая подтолкнет его к совершению определенной покупки, мотивирует выглядеть надлежащим образом, то есть по сути навяжет ему определенное мнение. С другой стороны, если говорить о журналистах, которые хотят писать правду в своих статьях, рассказывать о внутренних отношениях в мире бизнеса, то для них многая информация о компаниях находится в закрытом доступе. Так, многие сотрудники компаний говорят, что они не уполномочены общаться с прессой, а руководство и вовсе не отвечает на задаваемые им вопросы.
Существуют также и непрофессиональные коммуникаторы, которые также участвуют в создании контента. Ими могут быть посетители форумов, зрители , слушатели и так далее.
Для исследования коммуникаторов обычно применяют методы опроса и контент-анализа.
 
Контент
 
Данный  элемент коммуникации занимает особое место, это ядро, вокруг которого строятся отношения между участниками процесса коммуникации. Исследования контента бывают качественными и количественными.
Особый метод исследования больших совокупностей документов, относящихся к массовой информации, – это контент-анализ. Этот количественный метод выявляет  статистические закономерности, которые отражают особенности потока информации, проходящей по конкретным каналам.
 
Канал
 
Это направления в эмпирических исследованиях связано с тем, что разные каналы социальных коммуникаций влияют на ее содержание, поведение участников и социальные эффекты.
Регулярность выпуска контента является важной характеристикой СМИ. Также стоит учитывать то, что сегодня СМИ доставляются на дом к потребителю, то есть информацию можно получить их телевизора, радио и Интернета, не выходя на улицу. Это значительно сокращает время потребителя и помогает быстрее проинформировать его.
       
Аудитория
 
Это одно из наиболее важных направлений эмпирических исследований СМИ.
«На теоретическом уровне социологии СМИ аудиторию обозначают как множество людей, рассматриваемых в качестве потребителей (получателей, пользователей) массовой информации из разных каналов ее распространения».[4]
Стоит выяснить, кого мы считаем слушателем, зрителем и читателем. Обычно к читателям относят людей, которые изучал конкретное издание не менее 3 минут. Слушатели и зрители – это те, кто смотрели определенный канал или слушал одну частоту радио не менее 5 минут. К людям, которые пользовались Интернетом, причисляют тех, кто посещал Сеть не менее 1 раза за полугодие.
Также различают и понятия, связанные с аудиторией. Потенциальная аудитория – это та группа людей, которая возможно станет пользователем СМИ и имеет возможности для этого. Целевая аудитория – группа людей, на которую рассчитан конкретный продукт СМИ. Реальная аудитория – количество людей, которые регулярно пользуются конкретным источником СМИ.
В исследовании аудитории мы также обращаемся к таким понятиям, как охват, рейтинг, регулярность, способ получении СМИ, интересы и мотивы.
Все СМИ рассчитаны на большие группы людей. Что позволяет просчитывать специфику каждого СМИ. Поскольку информация поступает регулярно, то и потребители привыкают к определенному ритму жизни, привыкают раз в месяц покупать определенное издание, например. Сегодня все меньшее количество людей подписывается на издания, большинство предпочитает покупать их. В связи с этим изданиям необходимо подстраиваться под аудиторию, чтобы оставаться актуальными и не терять читателей. Также в условиях глобализации и развития технологий многие институты СМИ начинают отмирать. В современном мире постоянно уменьшается количество людей, которые предпочитают печатные издания, поэтому многие газеты и журналы размещают свои электронные версии в Интернете. Телевидение и радио также теряют свою аудиторию, им на смену приходит Интернет, где всю необходимую информацию можно найти более оперативно. Важно также следить за тем, чтобы у аудитории не пропадало доверие к СМИ. Если читатель не доверяет изданию, он в лучшем случае выберет другое, в худшем – перестанет читать газеты вовсе, предпочтет другой канал СМИ.
        
Эффекты
 
«В современной социологии СМИ эффектом принято называть любой результат отдельного акта коммуникации, деятельности одного или системы каналов за какой-либо период».[5]
Необходимо отличать эффекты от эффективности, которое сопоставляет совпадение достигнутого эффекта с поставленной задачей.
Социальные эффекты, или так называемые результаты использования СМИ, – наиболее трудный объект для эмпирического изучения.
Различают три вида эффектов: познавательные (когнитивные), которые выражаются в степени информированности аудитории,  оценочные (валюативные), выраженные в формировании, изменении или укреплении в сознании аудитории позиций, а также поведенческие, описывающие поступки людей.
Эффекты разделяют на немедленные и отложенные. Немедленные обычно бывают следствием разовой агитации.
Эффекты образуются исходя из множества факторов, поэтому сложно выделить среди них главный.
Оценка эффектов и эффективности СМИ зависит от того, каковы взаимоотношения СМИ и аудитории, а также от учета их общей функции.
Современные тенденции таковы, что людям становится интересно не только получать информацию. Но и производить ее. Отсюда популярность социальных сетей, форумов. Каждый хочет поделиться своим мнением, быть социально активным, что гораздо проще сделать при помощи Интернета. Многие социологические исследования показывают, как меняется информационное общество. Люди предпочитают электронные СМИ печатным, что влечет к изменениям в самой структуре СМИ, так как для нормального функци
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.