На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема формирования волевых качеств личности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Воля и  волевые действия 6
1.2. Теории  воли в отечественной и зарубежной  психологии 12
Глава 2. Волевые качества личности 20
2.1. Волевая  регуляция и волевые качества  личности 20
2.2. Развитие волевых качеств в детском и подростковом возрасте 30
Заключение 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении  действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует  волевого усилия – особого состояния  нервно-психического напряжения, мобилизующего  физические, интеллектуальные и моральные  силы человека. Воля проявляется как  уверенность человека в своих  силах, как решимость совершить  тот поступок, который сам человек  считает целесообразным и необходимым  в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать  решения со знанием дела» .
Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных  ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке .
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые  качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись («легкий мир» – воля не требуется), 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.
Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или  учитель, который бы не стремился  воспитать эти качества у своих  детей. Все мы хотели бы видеть своих  воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремлёнными и пр. Именно эти  качества делают человека свободным  и сознательным субъектом собственной  жизнедеятельности. Именно они позволяют  ставить цели и добиваться своего. Можно полагать, что становление  воли и произвольности является магистральной  линией развития личности ребёнка.
В этом солидарны практически  все классики отечественной психологии. Так, согласно Л. С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое  отличается признаком овладения, и  соответственно развитие личности есть становление способности владеть  собой и своими психическими процессами. Д. Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения — это возникновение произвольных действий и поступков. А. Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л. И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования.
Однако, несмотря на общепризнанную в отечественной психологии фундаментальность  этой проблемы и её несомненную значимость для практики воспитания детей, интерес  к проблеме развития произвольности в детской психологии за последние  десятилетия заметно снизился. Такое  снижение интереса связано, по-видимому, с неопределённостью самих понятий  «воля и произвольность ребёнка». Эти понятия описывают самые  разные явления: произвольные движения, соподчинение мотивов, действия по инструкции, соблюдение моральных норм, целеполагание, моральный выбор, произвольность познавательных процессов, соблюдение правил поведения, действия по образцу, волевые усилия и пр. Остаётся непонятным, что объединяет столь различные феномены, и почему они обозначаются одними терминами. В силу такой неопределённости понятий  проблема формирования воли и произвольности оказалась включённой в другие разделы  психологии — с одной стороны  это развитие познавательных процессов, с другой — становление действий и операций, с третьей — формирование потребностно-мотивационной сферы ребёнка. В результате, задача, поставленная ещё Выготским, — определить своеобразные стадии или ступени, через которые проходит становление свободы воли ребёнка, — остаётся до сих пор нерешённой.
Цель  данной работы – рассмотреть особенности развития волевых качеств.
Объект  исследования – воля и волевые качества.
Предмет исследования – развитие и формирование волевых качеств.
Задачи:
    проанализировать понятия «воля» и «волевые действия»;
    рассмотреть теории воли в отечественной и зарубежной психологии;
    выявить волевые качества личности;
    рассмотреть развитие волевых качеств у подростков.
 

Глава 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ
 
1.1. Воля и волевые  действия
 
Традиционно воля определяется как сознательное регулирование  человеком своего поведения и  деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние  трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
«Воля - это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля – это особая форма активности личности, особый вид организации её поведения, определяемого поставленной ею самой целью» .
Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, – это, прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями.
Возможность произвольно  регулировать действия и психические  процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, также объясняется наличием воли, как и проявление в действиях  человека таких качеств, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость, и  т.п.
Преднамеренное действие осуществляется с помощью саморегуляции.
Саморегуляция преднамеренного действия предполагает произвольный контроль над его планированием и исполнением.
Преднамеренность действия предполагает принятие человеком решения  о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности (т.е. тому, ради чего он действует), и  действие тогда приобретает личностный смысл и выступает для субъекта как цель деятельности.
«Особый вид преднамеренных действий составляют волевые действия. Волевое действие, сохраняя все существенные признаки преднамеренного действия, включает в качестве необходимого условия преодоления трудностей.
То или иное преднамеренное действие может принадлежать и не принадлежать к волевым в зависимости  от того, связано ли оно с преодолением трудностей или нет» .
«Волевая регуляция поведения  и действий является произвольной регуляцией активности человека. Она формируется  и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем самоконтроля личности. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о волевой регуляции исходит от личности, и при регуляции используются личностные средства» .
Исследования воли в психологии строятся вокруг следующих четырех  феноменов: волевого действия, проблемы выбора мотивов и целей, волевой  регуляции психических состояний, волевых качеств личности.
Рассмотрим проблему волевого действия. Как относительно самостоятельная  область исследования волевое действие, в первую очередь, изучается с  точки зрения имманентно присущих ему  свойств. Не все действия могут быть охарактеризованы как волевые.
В.А.Иванников  подробно рассматривает различные признаки, которые прямо или косвенно относятся к волевому действию. Он, например, выделяет свойство сознательности и целенаправленности действия, которое является необходимым, но не достаточным признаком волевого действия.
Есть целенаправленные действия, которые не обязательно являются волевыми, например, передвижение из одного пункта в другой. Такое действие действительно не сопряжено с  волевым усилием, но при этом является целенаправленным.
Еще одним свойством, которое  может быть присуще волевому действию, является направленность на создание идеальных целей, в ситуации, в  которой отсутствуют актуальные потребности, а также актуализация усилий при наличии препятствия на пути достижения жизненной цели.
Утверждается, что в качестве таких гипотетических признаков  волевого действия выступают – наличие  отдаленной цели или мотива, относительная  независимость действия от текущих  обстоятельств, подчиненность действий устойчивым, постоянным мотивам, которые  противостоят ситуативным мотивам  и проч.
Правда, надо сказать, что  не все из перечисленных категорий  действительно могут претендовать на статус признака. Можно заметить, что многие из них имеют отношение  не к свойствам действия, а к  условиям его возникновения (например, наличие препятствий на пути достижения цели и др.).
Итак, общими признаками волевого действия являются: 1) осознанность, целенаправленность, намеренность действия; 2) необходимость  его совершения; 3) наличие дефицита побуждения/торможения. Следует уточнить, что недостаток побуждения может  возникать в разных по характеру  ситуациях. Недостаток побуждения наблюдается  в ситуации действия без актуальной потребности, либо при слабом социальном мотиве, либо в ситуации борьбы (конкуренции) мотивов.
Соотношение понятий воля и произвольность понимается в психологии по-разному. Одни исследователи считают, что воля – более общее явление, а произвольность – лишь некоторый  ее аспект, например, первая стадия развития волевого качества. Другие исследователи, наоборот, именно произвольность выбирают в качестве базовой категории. При  этом воля понимается как произвольное действие, совершаемое в определенных (трудных) условиях. Встречается и  такая точка зрения, согласно которой  волевая и произвольная регуляция  – два абсолютно разных и независимых  процесса.
Произвольное  действие определяется как нерефлекторное и не инстинктивное действие, в основе которого лежат 1) намерения и план действия, 2) осознание причин поведения, 3) регуляция процесса его осуществления. Одним из признаков произвольного действия является отсутствие пускового сигнала для возникновения или изменения хода деятельности. Этот признак связан с отсутствием вынужденности поведения, что и указывает на его намеренность. Произвольное действие нельзя считать недетерминированным, оно обусловлено актуальной потребностью человека.
Другим признаком произвольного  действия является приобретение индивидом, личностью нового жизненного смысла. Условные рефлексы у животных, привычное  действие, наделенное новым смыслом  у человека, указывают на существенность этого признака произвольного действия. Третьим признаком произвольного  действия является его осознанность.
По сравнению с произвольным действием волевое обладает всеми  чертами произвольного процесса: оно приобретает новый смысл, редко определяется самой ситуацией, развертывается как следствие актуальной социальной необходимости. Отличие волевого действия от произвольного состоит в том, что первое связано с регуляцией смысловых ценностей. Волевая регуляция – последняя стадия в овладении человеком собственными процессами, наивысшим из которых является мотивационный. Волевая регуляция представляет собой произвольную форму мотивационного процесса, направленного на создание социально необходимого действия.
Иначе говоря, волевая регуляция  – одна из форм произвольной регуляции, заключающаяся в создании дополнительного  побуждения на основе произвольной (интринсивной) мотивации, которой является самодетерминация.
Волевые действия, как и  вся психическая деятельность, связаны  с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых  действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели.
Л.Д.Столяренко указывает на то, что волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли . Волевые действия бывают простые и сложные.
К простым относятся те, при которых человек без колебаний  идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет  добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор  цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.
В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
    осознание цели и стремление достичь ее;
    осознание ряда возможностей достижения цели;
    появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
    борьба мотивов и выбор;
    принятие одной из возможностей в качестве решения;
    осуществление принятого решения.
Этап «осознание цели и  стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов  в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно  для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия.
Борьба мотивов возникает  на данном этапе тогда, когда у  человека есть возможность выбора целей, по крайней мере, очередности их достижения. Борьба мотивов, которая  возникает при осознании целей, – это не структурный компонент  волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие.
Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание  – это существующие идеально (в  голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо – это, прежде всего, знать содержание побудительного стимула.
Поскольку у человека в  любой момент имеются значимые различные  желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих  побуждений, между которыми предстоит  сделать выбор. Эту ситуацию и  называют борьбой мотивов. На этапе  осознания цели и стремления достичь  ее борьба мотивов разрешается выбором  цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.
Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» – это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.
На следующем этапе  возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся  у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного  пути системе ценностей данного  человека.
Этап борьбы мотивов и  выбора оказывается центральным  в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная  с тем, что человек принимает  возможность легкого пути достижения цели (это понимание – один из результатов второго этапа), но в  то же время в силу своих моральных  чувств или принципов не может  его принять. Другие пути являются менее  экономичными (и это тоже человек  понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей  человека.
Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап –  принятие одной из возможностей в  качестве решения. Он характеризуется  спадом напряжения, поскольку разрешается  внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.
Этап осуществления принятого  решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые  усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или  способов его выполнения, поскольку  практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два  следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с  тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие  уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
 
1.2. Теории воли  в отечественной и зарубежной  психологии
Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и т.д. в волевой  регуляции приводило в истории  науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальных процессов (интеллектуалистические теории воли), либо аффективных процессов (эмоциональные теории воли).
Среди наиболее популярных направлений в исследовании проблемы воли выделяются так называемые гетерономные и автономные (или волюнтаристские) теории воли.
Гетерономные  теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам неволевого характера – ассоциативным и интеллектуальным процессам. Так, например, в исследованиях, посвященных запоминанию, устанавливается ассоциативная связь между объектами А и В таким образом, что если я слышу А, то воспроизвожу В. Но естественно выглядит и обратная последовательность, т.е. если В, то А. В первом случае человек действует непроизвольно, а во втором, где действует закон обратимости ассоциаций, произвольно.
Г.Эббингауз приводит пример: ребенок инстинктивно, непроизвольно тянется к пище, устанавливая связь между пищей и насыщением. Обратимость этой связи основана на таком явлении, при котором, почувствовав голод, он будет целенаправленно искать пищу.
Подобный же пример можно  привести из другой области – психологии личности. Так, Эрих Фромм полагал, что когда родители ведут себя агрессивно по отношению к своему ребенку (прибегая к такому механизму «бегства от свободы», как садизм), они нередко оправдывают свое поведение словами: «Я это делаю, потому что тебя люблю». Ребенок устанавливает ассоциативную связь между наказанием и проявлением любви в виде вербального высказывания. Повзрослев, юноша или девушка (по принципу обратимости ассоциаций) будут ждать от своего партнера, сделавшего признание в любви, садистических поступков. Это ожидание будет иметь целенаправленный характер. По Эббингаузу, воля - инстинкт, который возникает на основе обратимости ассоциаций или на основе так называемого «зрячего инстинкта», сознающего свою цель.
Для других гетерономных теорий волевое действие ассоциируется  со сложной комбинацией интеллектуальных психических процессов (И. Гербарт). Предполагается, что сначала возникает импульсивное поведение, затем на его основе актуализируется действие, вырабатываемое на основе привычки, а уже после этого – действие, контролируемое разумом, т.е. волевое действие. Согласно этой точке зрения, каждый поступок является волевым, т.к. каждое действие разумно.
Гетерономные теории имеют  достоинства и недостатки. Их достоинством является включение фактора детерминизма в объяснение воли. Тем самым они  противопоставляют свою точку зрения на возникновение волевых процессов  точке зрения спиритуалистических  теорий, полагающих, что воля есть некая  духовная сила, не поддающаяся никакой  детерминации. Недостатком этих теорий является утверждение, что воля не субстанциональна, не имеет собственного содержания и  актуализируется только в случае необходимости. Гетерономные теории воли не объясняют явлений произвольности действий, феномен внутренней свободы, механизмов образования волевого действия из не-волевого.
Промежуточное место между  гетерономными и автономными  теориями воли занимает аффективная  теория воли В. Вундта. Вундт резко  возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов. Он объясняет волю с помощью  понятия аффекта. Самое существенное для возникновения волевого процесса – активность внешнего действия, которое  непосредственно связано с внутренними  переживаниями. В простейшем волевом  акте Вундт выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие. Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние – на изменение других психических  процессов, включая эмоциональные.
Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы:
    мотивационный подход;
    подход свободного выбора;
    регуляционный подход.
Мотивационный подход означает, что воля, так или иначе, объясняется с помощью категорий психологии мотивации. В свою очередь он делится на:
1) теории, которые понимают  волю как сверхчеловеческую, мировую  силу,
2) теории, рассматривающие  волю как начальный момент  мотивации действия и
3) теории, понимающие волю  как способность преодолевать  препятствия.
Воля как мировая сила, воплощенная в человеке, была предметом  исследования Э. Гартмана и А. Шопенгауэра. О шопенгауэровском пессимизме было сказано немало слов. Вот оценка, данная теории А. Шопенгауэра Л.И.Шестовым: «Возьмите хотя бы Шопенгауэра: кажется, в философской литературе мы не найдем никого, кто бы так настойчиво и упорно доказывал бесцельность нашей жизни, но, с другой стороны, я затрудняюсь назвать философа, который сумел бы так заманчиво соблазнять людей таинственной прелестью доступных и недоступных нам миров» .
Шопенгауэр считал, что  сущностью всего является мировая  воля. Она - совершенно иррациональный, слепой, бессознательный, бесцельный и  притом никогда не прекращающийся и  не ослабевающий порыв. Она универсальна и является основанием для всего  существующего: порождает все (путем  процесса объективации) и управляет  всем. Лишь творя мир и глядясь  в него, как в зеркало, она получает возможность осознавать себя, прежде всего в том, что она есть воля к жизни.
Воля, существующая в каждом человеке – просто объективация мировой  воли. Значит, учение о мировой воле является исходным, а учение о человеческой воле – вторичным, производным. Шопенгауэр представляет разные способы избавления от мировой воли. Общим является положение о том, что все способы  реализуются через духовную деятельность (познавательную, эстетическую, нравственную). Оказывается, что познание, эстетическое созерцание способно избавлять от "служения" мировой воле. Большое внимание он уделяет нравственным способам.
Такое же приблизительно понимание  воли как активной силы, обеспечивающей действия человека, было характерно для  Г.И. Челпанова. Он считал, что душа обладает собственной силой совершать  выбор и побуждать действие. В  волевом акте он выделял стремление, желание и усилие; позднее стал связывать волю с борьбой мотивов.
Воля как  начальный момент мотивации действия – предмет исследования разных авторов (Т. Гоббса, Т. Рибо, К. Левина). Общим для всех концепций является положение о том, что воля обладает способностью побуждать действия. Т. Рибо добавлял, что она может не только побуждать к действию, но и тормозить какие-то нежелательные поступки. Отождествление Куртом Левиным побудительной функции воли с квазипотребностью как механизмом побуждения к намеренному действию привело западную психологию к отождествлению мотивации и воли.
Левин различал волевое поведение, осуществляемое при наличии особого  намерения, и полевое поведение, совершаемое в соответствии с  логикой (силами) поля. В понимание  воли Левин вкладывал в основном динамический аспект. Это – внутреннее напряжение, вызванное каким-то незавершенным  действием. Реализация волевого поведения  состоит в том, чтобы снять  напряжение посредством определенных действий – движений в психологической  среде (локомоций и коммуникаций).
Воля как  способность преодолевать препятствия исследовалась в работах Ю. Куля, Х. Хекхаузена, Д.Н. Узнадзе, Н. Аха, Л.С. Выготского. В данном случае воля не совпадает с мотивацией, а актуализируется в трудной ситуации (при наличии препятствий, борьбы мотивов и проч.), такое понимание воли в первую очередь ассоциируется с волевой регуляцией.
Ю. Куль связывает волевую  регуляцию с наличием затруднений  при осуществлении намерений. Он различает намерение и желание (мотивацию). Активная намеренная регуляция  включается в момент возникновения  препятствия или конкурирующих  тенденций на пути желания.
Х. Хекхаузен выделяет четыре стадии мотивации действия, на которые приходятся разные механизмы – мотивационные и волевые. С первой стадией соотносится мотивация до принятия решения, со второй – волевое усилие, с третьей – осуществление действия, с четвертой – оценка результатов поведения. Мотивация обусловливает выбор действия, а воля – его усиление и инициацию .
Д.Н. Узнадзе соотносит  формирование воли с деятельностью, которая направлена на создание независимых  от актуальных потребностей человека ценностей. Удовлетворение актуальной потребности происходит с помощью  импульсивного поведения. Другой вид  поведения не связан с импульсом  актуальной потребности и называется волевым. Волевое поведение отличается, по Узнадзе, от импульсивного тем, что оно имеет предшествующий акту принятия решения период. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, который так видоизменяет поведение, что последнее становится приемлемым для субъекта .
Преодоление препятствий, согласно Н. Аху, возможно при актуализации волевых процессов. Мотивация и воля не совпадают. Мотивация определяет общую детерминацию действия, а воля усиливает детерминацию. В волевом акте выделяется две стороны: феноменологическая и динамическая.
Феноменологическая включает в себя такие моменты как
1) ощущение напряжения (образный  момент),
2) определение цели действия  и ее соотношение со средствами (предметный),
3) совершение внутреннего  действия (актуальный),
4) переживание трудности,  совершение усилия (момент состояния).
Динамическая сторона  волевого акта заключается в реализации, воплощении мотивированного (волевого) действия.
Л.С. Выготский рассматривает  преодоление препятствий как  один из признаков воли. В качестве механизма усиления побуждения к  действию он определяет операцию введения вспомогательного мотива (средства). Таким  дополнительным мотивом может быть жребий, счет на раз, два, три и др.
В своих ранних работах  Л.С.Выготский объясняет произвольную форму регуляции психических процессов через намеренную организацию внешних стимулов. «Если вы заставляете ребенка часто делать что-нибудь по счету "раз, два, три" , то затем он сам привыкает делать точно так же, как, например, мы делаем, бросаясь в воду. Нередко мы знаем, что нам нужно что-либо сделать, скажем, по примеру У. Джемса, встать с постели, но нам не хочется вставать… И вот в такие моменты предложение к самому себе извне помогает нам встать… и мы незаметно для самих себя находим себя вставшими" .
В более поздних работах  он меняет свой взгляд на волю, используя  понятие смысловых образований  сознания, которые, если в них изменить смысловой акцент, могут усилить/ослабить побуждение к действию. По его мнению, интересна тенденция, которая обнаруживается при выполнении бессмысленных поручений. Она состоит в том, чтобы путем  создания новой ситуации, внесения изменений в психологическое  поле, придти к ее осмыслению.
Мы рассмотрели одно из направлений в исследовании воли – мотивационный подход. Его достоинством было исследование воли как самостоятельного психического феномена, недостатки состоят  в том, что объяснение механизмов возникновения воли не имело определенного  источника: исходили то из телеологических  интерпретаций, то из естественно-научных, то из причинно-следственных.
Подход свободного выбора состоит в соотношении волевых процессов с проблемой осуществления выбора, с ситуацией, в которой нередко оказывается любой человек. И. Кант интересовался вопросом о совместимости, с одной стороны, детерминированности поведения, а с другой – свободы выбора.
Причинность материального мира сопоставлялась им с детерминированностью поведения, а нравственность предполагала свободу выбора. Воля становится свободной при подчинении ее нравственному закону. «Короче говоря, парадокс свободной воли разрешается, а вернее сказать, устраняется в системе Канта очень просто. Стремление Воли к самоуничтожению существует лишь в мире явлений. Но в этом мире нет свободы, нет свободной воли, стало быть, последняя никакой ответственности за этот парадокс нести не может (и он по сути дела оказывается не более чем видимостью). Что же касается того мира, где она обитает, – мира вещей самих в себе, – то в нем властвует "закон долга", категорически препятствующий тому, чтобы одна свободная воля каким бы то ни было образом ограничивала, а тем более уничтожала другую» .
Кроме философской точки  зрения, существует ряд психологических  трактовок воли в русле проблемы свободного выбора. Так, У. Джемс считал, что основная функция воли состоит  в принятии решения о действии при наличии двух или более  идей. В такой ситуации главнейший подвиг воли заключается в направлении  сознания на привлекательный объект. Выбор как одну из функций воли рассматривает и С.Л. Рубинштейн .
Регуляционный подход соотносит волю не с определенными содержаниями, а с функцией осуществлять контроль, управление и саморегуляцию. М.Я. Басов понимал волю как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Волевое усилие определяется как субъективное выражение волевой регулятивной функции. Воля лишена способности, порождать мыслительные или иные действия, но она их регулирует, обнаруживаясь во внимании. По К. Левину, воля действительно может осуществлять управление аффектами и действиями. Этот факт доказали многие эксперименты, проведенные в его школе .
Исследования регуляции  психических процессов, осуществленные в рамках проблемы воли, породили совершенно самостоятельное направление в  психологии, занимающееся проблемой  саморегуляции личности. Несмотря на тесную связь с волей и волевыми процессами, предметом исследования в этой области психологического знания являются приемы и способы регуляции поведения, состояний и чувств.
 
 

Глава 2. Волевые качества личности
 
2.1. Волевая регуляция  и волевые качества личности
 
В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Психология воли, как уже было сказано, изучает волевые действия, проблему выбора мотивов и целей, волевую регуляцию психических состояний, волевые качества личности.
Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно  принятому по необходимости и  выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.
Механизмами волевой регуляции  являются: механизмы восполнения  дефицита побуждения, совершение волевого усилия и намеренное изменение смысла действий.
Механизмы восполнения  дефицита побуждения состоят в усилении слабой, но социально более значимой мотивации посредством оценки событий и действий, а также представлений о том, какую выгоду может принести достигнутая цель. Усиление побуждения связано с эмоциональной переоценкой ценности на основе действия когнитивных механизмов.
Особое внимание роли интеллектуальных функций в восполнении дефицита побуждения уделяли когнитивные  психологи. С когнитивными механизмами  связана опосредствованность поведения интеллектуальным внутренним планом, который выполняет функцию сознательной регуляции поведения. Усиление мотивационных тенденций происходит за счет мысленного построения будущей ситуации. Предвидение положительных и отрицательных последствий деятельности вызывает эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели. Эти побуждения и выступают дополнительной мотивацией к дефицитарному мотиву.
Необходимость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности  ситуации. Волевое усилие – это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей. Данный механизм волевой регуляции соотносят с различными видами самостимуляции, в частности с ее речевой формой, с фрустрационной толерантностью, с поиском положительных переживаний, связанных с наличием препятствия.
Обычно выделяют четыре формы  самостимуляции:
1) прямая форма в виде  самоприказов, самоободрения и самовнушения,
2) косвенная форма в  виде создания образов, представлений,  связанных с достижением, 
3) абстрактная форма в  виде построения системы рассуждений,  логических обоснований и выводов, 
4) комбинированная форма  как сочетание элементов трех  предыдущих форм .
Намеренное изменение  смысла действий возможно в силу того, что потребность жестко не связана  с мотивом, а мотив не однозначно связан с целями действия. Смысл  деятельности, по А.Н. Леонтьеву, состоит  в отношении мотива к цели. Формирование и развитие побуждения к действию возможно не только благодаря восполнению  дефицита побуждения (с помощью подключения  эмоциональных дополнительных переживаний), но и благодаря изменению смысла деятельности.
Можно вспомнить эксперименты Аниты Карстен (школа К. Левина) на пресыщение. Испытуемые продолжали выполнять задание, не имея инструкции, когда его можно закончить, просто потому, что они изменили смысл деятельности, переформулировали задачу.
Работа со смыслами была предметом логотерапии В. Франкла. Поиск такого смысла либо его переформулировка давали возможность, по собственным наблюдениям В. Франкла, узникам концентрационных лагерей справиться с нечеловеческими трудностями и выжить. «Что действительно было необходимо в этих обстоятельствах, так это изменение нашей установки к жизни. Мы должны были научиться сами и научить отчаявшихся товарищей, что реально значимым является не то, чего мы ожидаем от жизни, но скорее то, чего жизнь ожидает от нас. Мы должны перестать спрашивать о смысле жизни, а вместо этого начать думать о самих себе, как о тех, кому жизнь задает вопросы ежедневно и ежечасно. Наш ответ должен состоять не в разговорах и размышлениях, но в правильных действиях, и жизнь означает, в конечном счете, принятие ответственности за нахождение правильного ответа на ее проблемы и решение задач, которые она постоянно ставит перед каждым индивидом» .
Изменение смысла деятельности обычно происходит:
    путем переоценки значимости мотива;
    через изменение роли, позиции человека (вместо подчиненного стать лидером, вместо берущего дарующим, вместо отчаявшегося отчаянным);
    с помощью переформулировки и реализации смысла в области фантазии, воображения.
Волевая регуляция в своих наиболее развитых формах означает подключение незначимого или малозначимого, но обязательного для исполнения действия, к смысловой сфере личности. Волевое действие означает превращение прагматического действия в поступок вследствие его присоединения к моральным мотивам и ценностям.
Проблема волевой регуляции  личности тесно связана с вопросом о волевых качествах человека. Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты.
На личностном уровне –  волевые базовые качества:
    сила воли;
    энергичность;
    настойчивость;
    выдержка.
Сила воли – это внутренняя сила личности. Она проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего  в том, какие препятствия были преодолены с помощью волевых  действий и какие результаты были получены. Именно препятствия являются показателем силы воли.
Выдержка – данное качество позволяет затормозить действия, чувства, мысли, не подходящие в данной ситуации, не нужные в данный момент.
Качества, которые развиваются  несколько позже – вторичные, характерологические:
    решительность;
    смелость;
    самообладание;
    уверенность в себе.
Решительность – умение принимать и претворять в жизнь  быстрые, обоснованные и твердые  решения. Внешне данное качество проявляется  в отсутствии колебаний при принятии решения. Противоположными качествами являются: импульсивность, торопливость при принятии решений, нерешительность.
Сама решительность может  быть различной природы, в зависимости  от роли, которую в ней играют импульсивность и обдуманность. Соотношение импульсивности и обдуманности, порывистости и рассудительности, аффекта и интеллекта имеет фундаментальное значение для волевых качеств личности. Оно, в частности, определяет различную у разных людей внутреннюю природу их решительности. Решительность обусловлена не столько абсолютной, сколько относительной силой импульсов по сравнению с задерживающей силой сознательного контроля. Она связана с темпераментом.
Импульсивный  тип определяется не абсолютной силой импульсов, а господством или преобладанием их над интеллектуальными моментами взвешивания и обдумывания. Рассудительный тип необязательно отличается абсолютной слабостью импульсов, а преобладанием или господством над ними интеллектуального контроля. Решительность у некоторых людей сводится попросту к импульсивности, будучи обусловлена относительной силой импульсов при слабости интеллектуального контроля. Высший тип решительности покоится на наиболее благоприятном, оптимальном соотношении между большой импульсивностью и все же господствующей над ней силой сознательного контроля.
Но так же как решение  не завершает волевого акта, решительность  не является завершающим качеством  воли. В исполнении проявляются весьма существенные волевые качества личности. Прежде всего, здесь играет роль энергия, т.е. та концентрированная сила, которая вносится в действие, учитывая которую говорят об энергичном человеке, и особенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всяческими препятствиями за достижение цели.
Некоторые люди вносят сразу  большой напор в свои действия, но скоро «выдыхаются»; они способны лишь на короткий наскок и очень  быстро сдают. Ценность такой энергии, которая умеет брать препятствия  лишь с налета и спадает, как только встречает противодействие, требующее  длительных усилий, невелика. Подлинно ценным качеством она становится, лишь соединяясь с настойчивостью.
Настойчивость проявляется  в неослабности энергии в течение  длительного периода, невзирая на трудности  и препятствия. Настойчивость наряду с решительностью является особенно существенным свойством воли. Когда, не дифференцируя различных сторон, говорят о сильной воле, то обычно имеют в виду именно эти два свойства – решительность и настойчивость, то, как человек принимает решение и как он его исполняет. И точно так же, когда говорят о слабости воли или безволии, то имеют в виду, прежде всего неумение принять решение и неумение бороться за его исполнение. Поскольку это, в сущности, два различных свойства воли, можно различать два разных типа безволия:
1) нерешительность, т.е.  неумение принять решение, и 
2) отсутствие настойчивости,  т.е. неумение бороться за исполнение  принятого решения.
Такую нерешительность или  ненастойчивость обычно проявляют люди, не способные гореть тем делом, которое они делают, или легко воспламеняющиеся, но быстро охлаждающиеся. Когда порыв, который человек вносит в борьбу за достижение поставленной цели, накален страстью и озарен чувством, он выливается в энтузиазм.
Целеустремленность –  сознательная и активная направленность личности на определенный результат  деятельности. Такой человек точно  знает, чего хочет, куда идет и за что  борется.
Стратегическая целеустремленность – умение личности руководствоваться  во всей своей деятельности определенными  принципами и идеалами. То есть существуют твердые идеалы, от которых человек  не отступает.
Оперативная целеустремленность – умение ставить ясные цели для  отдельных действий и не отключаться  от них в процессе исполнения. Люди легко меняют средства достижения цели .
Инициативность – качество, позволяющее человеку начать любое  дело. Очень часто такие люди становятся лидерами. Инициативность основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении.
Самостоятельность – умение не поддаваться влиянию различных  факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основании своих взглядов и убеждений. Такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи.
Качества, связанные с  морально-ценностными ориентациями:
    ответственность;
    дисциплинированность;
    обязательность;
    принципиальность.
Развитие воли происходит в нескольких направлениях:
    преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
    обретение человеком контроля над своим поведением;
    выработка волевых качеств личности;
    человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течении достаточно длительного времени. С этим можно встретиться при отсутствии задатков к определенной деятельности, но через труд человек добивается хороших результатов.
Волевая регуляция личности может быть нарушена, вследствие чего возникает нежелание совершения какой-либо деятельности, либо, наоборот, неумение справиться с импульсивной неконтролируемой активностью .
Наблюдаются следующие виды нарушения волевой регуляции  деятельности:
Апатия (от греч. apatheia – бесстрастие) – отсутствие чувств, а нередко желаний и интересов; при апатии не наблюдается нарушения ориентировки в ситуации, но отсутствует эмоциональная оценка событий. Безразличие вызывают и радостные, и опасные жизненные эпизоды. Апатия, возникшая вследствие отсутствия побудительного импульса, может приводить к абулии.
Абулия (от греч. аbulia – нерешительность) – психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли. В зависимости от вызывающих ее причин, абулия может быть кратковременным, ситуативным или периодически возвращающимся, длительно переживаемым состоянием. Тяжелая абулия – симптом, часто сопровождающий кататоническую форму шизофрении. Нередко абулия возникает при поражениях лобного отдела мозга, ответственного за регуляцию поведения.
Могущество  воли (по К. Ясперсу) обнаруживается в ощущении собственной силы, способности управлять событиями и собой. Как защитный механизм могущество воли может проявляться в виде всемогущего контроля, т.е. ощущения, что другие люди, силы природы, неодушевленные предметы – все подчинено власти человека и находится под его контролем. Например, осадки, политические события, достижения конкретного человека оцениваются как результат собственной деятельности и личного вклада, при этом часто наблюдается обратное, т.е. безволие и бездействие.
Расстройство  контроля над импульсами обнаруживается в неспособности сопротивляться импульсам, побуждениям, искушениям. Подобный вид расстройства может проявляться в различных патологически привычных, ставших побудительными действиях. Примерами таких нарушений являются клептомания, пиромания, трихотилломания.
Клептомания – периодически возникающие у субъекта непреодолимые импульсы украсть предметы, которые ему не нужны для личного пользования и которые не имеют для него материальной ценности. Такие действия сопровождаются возрастающим чувством напряжения, облегчением и удовольствием во время совершения кражи. В психоаналитической литературе называются следующие предполагаемые причины таких поступков: способ восстановления утраченных взаимоотношений с матерью, акт агрессии, защита от страха повреждения, способ получить наказание, способ восстановить и усилить самооценку, реакция на семейную тайну, достижение определенного уровня возбуждения, в том числе и сексуального.
Пиромания – обдуманные и целенаправленные поджоги, совершаемые неоднократно. Так же как и в случае клептомании при пиромании наблюдается возрастание внутреннего напряжения перед совершением поджога, зачарованность огнем, интерес, любопытство или влечение к нему, выраженная радость, удовлетворение, облегчение при виде пожара или участия в нем. Фрейд придавал огню бессознательную значимость, видя в нем символ сексуальности. Тепло, которое распространяется огнем, возбуждает те же самые чувства, которые сопровождают чувство сексуального возбуждения. Другие авторы рассматривают пироманию как патологическое стремление к силе и социальному престижу. Возможно, акт поджога – способ освободиться от накопленной ярости, от фрустрации, обусловленной чувством социального, физического и сексуального унижения. В ряде работ отмечено, что у пироманов часто не бывает дома отца, и их действия связаны с желанием его возвращения как спасителя.
Трихотилломания – пер
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.