На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование конкурентной среды торгового предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский  ядерный университет «МИФИ»
 
Димитровградский  инженерно-технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ
 
 
Кафедра экономики  и управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ   РАБОТА
 
по дисциплине Организация коммерческой деятельности
 
 
ТЕМА:    Исследование конкурентной среды торгового предприятия
 
 
 
 
 
 
 
 
Студент         гр. КУ-51 Шабалина Светлана Владимировна       (                  )
(группа, фамилия, имя, отчество)
 
Руководитель    Кашкирова Ирина Анатольевна (                   )                                 
 
 
 
 
 
 
 
Димитровград 2011
 


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский  ядерный университет «МИФИ»
 
Димитровградский  инженерно-технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ
 
Кафедра экономики  и управления
 
 
З А Д А Н  И Е
на подготовку курсовой работы студенту
 
Шабалиной Светлане Владимировне
Специальность       080301Коммерция
Тема курсовой работы: Исследование конкурентной среды торгового предприятия
 
Исходные данные к работе:
 
 
 
 
 
 
 
Содержание курсовой работы (перечень подлежащих разработке вопросов)рассмотреть конкурентную среду рассматриваемого магазина, изучит конкурентные силы поставщиков, потребителей и конкурентов. Дать определение конкуренции, изучить её виды и функции.
 
 
 
 
 
Дата выдачи задания ______________
Срок выполнения задания  студентом _________________
Научный руководитель курсовой работы _________________________
(подпись)
Задание принял к исполнению _______________________
(подпись студента)
Р Е Ф Е Р  А Т
 
Шабалина Светлана Владимировна. Исследование конкурентной среды торгового предприятия. Курсовая работа./ Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ. 080111. – Димитровград, 2011. – 44 с.: илл.1, табл. 5.
 
 
 
 
 
Конкуренция, конкурентная среда, сила поставщиков, сила потребителей, сила конкурентов, многоугольник конкурентоспособности, 5 сил Портера, товары-заменители, новые конкуренты.
 
 
 
 
 
В работе рассмотрено определение  конкуренции, её виды и функции. Также  рассмотрены методики оценки сил  поставщиков, конкурентов и потребителей. Мною исследованы 5 сил конкуренции  Портера.
 
Оглавление
Введение 5
1. Понятие конкурентной среды предприятия и её структура. 7
Конкуренция как движущий фактор развития. Понятия, виды и функции. 7
1.2. Конкурентная среда предприятия: понятие и структура. 14
1.2.1. Концепция 5 сил конкуренции. 14
1.3. Развитие конкуренции в торговой сфере. 19
1.3.1. Особенности услуг и торговли. 19
1.3.2. Особенности развития конкуренции в торговле 22
2. Методические основы исследования конкурентной среды торгового предприятия. 32
2.1.Методика оценки силы конкурентов. 32
2.2 Методика оценки конкурентной силы поставщиков и потребителей 36
Заключение 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 44
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
Я решила выбрать эту тему из-за того, что мне представляется интересным рассмотреть конкурентную среду рассматриваемого мной магазина, исследовать конкурентов этого  рынка. Цель моего проекта рассмотреть, изучить конкурентную среду рассматриваемого магазина.
Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и  потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители  могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое  производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка  определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих  в процессе обмена всеобщего эквивалента  стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и  потребителей, характер и структура  отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (competition) .
Конкуренция - это центр  тяжести всей системы рыночного  хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке. Это конкуренция  между производителями. Аналогично определяется конкуренция между  потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций  на рынке компании используют, например , качество изделий, цену, сервисное  обслуживание, ассортимент, условия  поставок и платежей, информацию через  рекламу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие конкурентной среды предприятия и её структура.

Конкуренция как  движущий фактор развития. Понятия, виды и функции.

добросовестная  совершенная конкуренция
Конкуренция – (от лат.Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Существуют и другие определения  конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию  как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного  его пересмотра в рамках таких  правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а  купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому  и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается  в том, что один человек состязается  с другим, особенно при продаже  или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект  рынка.
В литературе, посвященной  данной проблеме, присутствует три  подхода к определению конкуренции.
Первый определяет конкуренцию  как состязательность на рынке. Такой  подход характерен для отечественной  литературы.
Второй подход рассматривает  конкуренцию как элемент рыночного  механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической  теории.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной  теории морфологии рынка.
Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции  как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной  интерпретации, все же определяется как соперничество экономических  субъектов. Вот наиболее типичные определения:
    состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
    состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
    состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
    это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
    соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
    соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей;
Для литературы советского периода характерно отрицательное  отношение к конкуренции в  целом. Конкуренция определяется как  «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа  производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».
В более поздней отечественной  литературе отношение к конкуренции  изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли  поставщики, изготовители продукции  и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей».
В рамках классической экономической  теории конкуренция рассматривается  как неотъемлемый элемент рыночного  механизма. А. Смит трактовал конкуренцию  как поведенческую категорию, когда  индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более  выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.
Конкуренция выступает в  качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества  продавцов и покупателей устанавливается  общая цена на однородные товары и  конкретный вид кривых спроса и предложения. «Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования».
Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как  некое свойство рынка. Такое понимание  возникло в связи с развитием  теории морфологии рынка. В зависимости  от степени совершенства конкуренции  на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых  свойственно определенное поведение  экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости  общих рыночных условий от поведения  отдельных участников рынка.
Понятие конкуренции настолько  многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и  такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает  с другим капиталом. В конкуренции  усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного  производства.
Следствием конкуренции  является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности  хозяйственной деятельности, ускорение  НТП.
Конкуренция относится к  неконтролируемым факторам, которые  воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться  организацией.
Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.
Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению  спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой  продукции, имеют настолько небольшую  часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого  влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов” (“Экономикс”).
Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия  производства и реализации товаров  и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная  цена на данный вид товара, больше прибыли  будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при  избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение  цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким  образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия  производства. Макконнелл отмечает, что  “ в условиях чистой конкуренции  руководствующиеся мотивом прибыли  предприниматели будут производить  каждый товар до той точки, в которой  цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в  условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
В-третьих, конкуренция стимулирует  научно-технический прогресс и повышение  эффективности производства. Так  как конкуренция служит уравнительницей  цен, то можно сделать вывод, что  при рыночном соперничестве будет  побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально  низкой себестоимостью. А для этого  необходимо постоянно обновлять  условия производства, затрачивать  большие капиталовложения на совершенствование  техники. В настоящее время встречается  много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается  их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество  мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную  деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать  этого соперничества и через  некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют  предприятия и становятся полноправными  и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
Конкуренция выполняет в  рыночной экономике следующие функции:
Функция регулирования.
Для того чтобы устоять  в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под  влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации.
Для предпринимателя конкуренция  означает шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые  предлагают лучшую по качеству  продукцию или производят ее  с меньшими производственными  затратами , получают вознаграждение  в виде прибыли ( позитивные  санкции ). Это стимулирует технический  прогресс;
-предприятия, которые  не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают наказание  в виде убытков или вытесняются  с рынка ( негативные санкции  ).
Функция распределения.
Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход  среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным  вкладом. Это отвечает господствующему  в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля.
Конкуренция ограничивает и  контролирует экономическую силу каждого  предприятия. Например, монополист может  назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика в области  конкуренции призвана заботиться о  том, чтобы конкуренция могла  выполнять свои функцию. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности  конкуренции" в качестве целей  политики в области конкуренции  предполагает, что:
- технический прогресс  в отношении изделий и прогрессов  быстро внедряется (инновация под  давлением конкуренции);
- предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (адаптация  под давлением конкуренции).
Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций  конкурентам. В первую очередь это  зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько  динамичен спрос.
 
 

1.2. Конкурентная  среда предприятия: понятие и  структура.

1.2.1. Концепция  5 сил конкуренции.

 
Ни одно предприятие не может достичь превосходства  над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам  его продвижения на рынке. Необходим  выбор приоритетов и выработка  стратегии, в наибольшей степени  соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от тактических  действий на рынке стратегия конкуренции  должна быть направлена на обеспечение  преимуществ над конкурентами в  долгосрочной перспективе, оцениваемой  в 3-5 лет.
Конкурентный анализ включает два основных этапа:
– определение главных  конкурентных сил в отрасли;
– формулирование основных вариантов конкурентных стратегий.
Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор Гарвардской школы  бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению главных  сил конкуренции и вариантов  конкурентных стратегий.
Доля рынка, уровень прибыли  фирмы определяются тем, насколько  эффективно компания противодействует следующим конкурентным силам:
- проникающим в отрасль  новым конкурентам, выпускающим  подобные товары;
- угрозе со стороны  товаров-заменителей (субститутов);
- компаниям-конкурентам,  уже закрепившимся на отраслевом  рынке;
- воздействию продавцов  (поставщиков);
- воздействию покупателей  (клиентов).
1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:
- экономия на масштабе  и опыте производства уже обосновавшихся  в отрасли фирм помогает удерживать  издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным  конкурентам;
- дифференциация продуктов  и услуг, то есть опора на  торговые марки, подчеркивающие  уникальность товара и признание  его покупателями (например, трудно  конкурировать с уникальными  свойствами изделий народных  промыслов – Палеха, Гжели.Само  появление многочисленных товаров-подделок  подчеркивает практическую непревзойденность  этих торговых марок);
- потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция  требует крупных первоначальных  инвестиций;
- издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков,  переобучением персонала, научными  и проектными разработками нового  продукта и т.д.;
- необходимость создания  новой системы каналов распределения.  Так, из-за отсутствия хорошо  налаженных каналов распределения  фирма "Эппл" не смогла широко  внедриться со своими персональными  компьютерами на российский рынок;
- политика государства  (правительства), не способствующая  проникновению на рынок, например  установление высоких таможенных  пошлин для иностранных конкурентов  или отсутствие льготных государственных  субсидий для новичков.
2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.
Препятствиями на пути товаров-субститутов  могут стать:
– проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены;
– рекламные атаки на потребителей;
– производство новых, привлекательных  продуктов. Например, ощущая конкуренцию  со стороны изготовителей колбасных  изделий, производители сыра начинают выпуск новых, оригинальных сортов с  разнообразными добавками;
– улучшение качества обслуживания при продаже и распространении  товара.
3. Внутриотраслевая  конкуренция и ее интенсивность. Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
– большое число конкурентов;
– однородность выпускаемых  товаров;
– наличие барьеров снижения издержек, например стабильно высокие  постоянные затраты;
– высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти  из отрасли, не понеся при этом значительных убытков);
– зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей покупателей).
Одним из способов уменьшить  давление внутриотраслевой конкуренции  является использование сравнительных  преимуществ, которыми обладает фирма.
Один из вариантов метода сравнительных преимуществ предложен  российским экономистом А. Юдановым. Он разделил все многообразие конкурентных стратегий фирм, действующих на одном  рынке, на четыре типа, различающихся  характером своей конкурентной стратегии: коммутантов, патиентов, виолентов, эксплерентов. Каждый из них приведен к определенному типу биологического поведения и имеет соответственную аналогию.
Коммутанты (серые мыши) – маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к изменению рыночного спроса фирмы. Часто предлагают товары-имитаторы, товары-подделки. Не привязаны прочно к определенной области деятельности, легко просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой устойчивостью.
Гибкость и приспособляемость  составляют основу конкурентной стратегии. Тип, очень характерный для российского  рынка. Многие российские коммутанты, проводя рекламную кампанию в  средствах массовой информации, даже не называют характер своей деятельности, поскольку готовы использовать любую  новую возможность получения  прибыли.
Патиенты (хитрые лисы) ? узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия – основанные на узкой специализации низкие издержки и высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным типом за счет приватизированных высокоспециализированных предприятий.
Виоленты (слоны, львы) ? гиганты, мощь которых позволяет им осуществлять контроль над рынком, вернее, над его значительной долей. Конкурентная стратегия – низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В российских условиях уязвимы от появления иностранных конкурентов. Протекционистская политика правительства, защищая отечественные фирмы, одновременно подавляет стимулы для повышения качества, снижения издержек российских товаропроизводителей.
Эксплеренты (ласточки, мотыльки) – фирмы, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эффективно действуют как венчурные (рисковые) подразделения крупных фирм или их дочерние организации.
4. Сила воздействия  поставщиков. Фирма конкурирует, то есть ведет экономическую борьбу, не только ссебе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.
Сильные поставщики могут:
- повышать цену на свои  товары;
- снижать качество поставляемых  продуктов и услуг.
Сила поставщиков определяется:
- наличием крупных компаний-поставщиков;
- отсутствием заменителей  поставляемых товаров;
- ситуацией, когда отрасль,  куда осуществляются поставки, –  один из неглавных заказчиков;
- решающим значением поставляемых  товаров в ряду необходимых  экономических ресурсов;
- способностью присоединить  фирму-покупателя путем вертикальной  интеграции.
5. Сила воздействия  покупателя. Конкуренция со стороны покупателей выражается:
- в давлении на цены  в целях их снижения;
- в требованиях более  высокого качества;
- в требованиях лучшего  обслуживания;
- в сталкивании внутриотраслевых  конкурентов друг с другом.
Сила покупателя зависит  от:
- сплоченности и концентрированности  группы потребителей;
- степени важности продукции  для покупателей;
- диапазона ее применения;
- степени однородности  продукции;
- уровня информированности  потребителей;
- других факторов.
Разрабатывая конкретную стратегию, фирмы стремятся найти  и воплотить способ выгодно и  долговременно конкурировать в  своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и  капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех.

1.3. Развитие  конкуренции в торговой сфере.

1.3.1. Особенности  услуг и торговли.

 
Международный рынок услуг - купля-продажа услуг на мировом  рынке.
Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в  полезном эффекте, способном удовлетворить  ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
Понятие «услуга» имеет широкий  спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные  виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.
Отличия услуг от товаров  в материальной форме в том, что,
во-первых, они невидимы;
во-вторых, не поддаются хранению;
в-третьих, производство и  потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.   -
Этим обусловливаются  особенности международной торговли услугами по сравнению с международной  торговлей товарами.        
 Существует два вида  услуг:
    услуги, которые опосредуются вещно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные);
    услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные).
    специфической отраслью услуг является международный туризм.
 
    К специфическим особенностям международной  торговли услугами относятся:
    регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства;
    отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта;
    услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются;
    производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой (в большинстве стран находятся в полной или частичной государственной собственности), чем сфера материального производства;
    международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами;
    не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления).
 
       Основными формами услуг  для предпринимательства являются:
менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система  передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» (обмен в виде знаний, опыта и  научно-технической информации) и  др.     
 Особенности мировой  торговли услугами   
 Торговля услугами - важная  часть мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах  непосредственно связан с научно-техническим  прогрессом и повышением экономической  эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично растет. На сферу услуг приходится: в США - 73% рабочих мест, в ФРГ - 41, в Италии - 35%.    
 Выделяют следующие  особенности услуг как предмета  торговли:
    отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);
    наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью);
    услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;
    неоднородны или изменчивы по качеству;
    производятся и потребляются одновременно;
    при экспорте-импорте не проходят таможенную границу И не подлежат таможенному оформлению;
    не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.);
    имеют тесную связь с рынком рабочей силы;
    ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;
    имеют специфическую нормативно-правовую базу своегсрегулирования как на национальном, так и на международном уровне.
 
    Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими,  иметь промышленный характер  или удовлетворять личные потребности,  быть квалифицированными или  неквалифицированными и т.д.   
 Разные услуги отличаются  разностью вовлечения в хозяйственный  оборот. Меньше всего вовлечены  услуги, поступающие в личное  потребление (за исключением образования  и здравоохранения).   
 Услуги могут осуществляться  на коммерческой и некоммерческой  основе, а также могут предоставляться  государственными и частными  производителями. Государственный  сектор - суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная  охрана, почта, образовательные учреждения.        
 Частный некоммерческий  сектор - музеи, благотворительные  организации, церковь, больницы.
Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч.
Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК.

1.3.2. Особенности развития конкуренции в торговле

 
Конкуренция в  розничной торговле имеет два основных направления, которые тем не менее связаны друг с другом. Так, владелец предприятия розничного предприятия должен вести борьбу с конкурентами за поставщиков и за потребителей.
В случае борьбы за поставщиков  конкурентными преимуществами могут  быть различные выгоды, которые поставщик  может извлечь из сотрудничества именно с этим предприятием.
В свою очередь, лидирующие позиции по отношению к конкурентам  в борьбе за потребителей будет также  весомым преимуществом и для  поставщика, потому что успех у  клиентов означает больший товарооборот.
В конкуренции за покупателей  имеют значение следующие факторы:
    Ассортимент и выбор товаров
    Расположение торговой точки
    Качество обслуживания клиентов
    Размер торговых наценок
    Методы навигации и расположения товаров
    Площадь торговой площадки
Развитие конкуренции  в розничной торговле также набирает новые высоты в связи с появлением интернет-магазинов, где многие факторы и преимущества теряют своё значение. С другой стороны, в том, что касается розничной торговли через интернет, есть свои нюансы. Например, для потенциального покупателя будет важно, как выглядит дизайн интернет-магазина, как легко его найти в поисковике и т.д. В принципе, можно провести довольно очевидную параллель с характеристиками оффлайновых магазинов, так что по сути конкуренция в интернет-коммерции имеет такую же структуру, как и реальная торговля.
В настоящее время не существует единого определения понятия  «конкуренция». Так, конкуренция - в  повседневном понимании – это  соперничество экономических субъектов  за лучшие условия производства, купли  и продажи товаров. В соответствии с толковым словарем русского языка, конкуренция определяется как соперничество, борьба за достижение больших выгод  и преимуществ. С данным определением можно согласиться только в узком  смысле слова, поскольку определение  конкурентных преимуществ требует  наличие специальной системы  управления ими.
В законодательстве РФ конкуренция  определена  как, состязательность хозяйствующих субъектов, когда  их независимые действия эффективно ограничивают потенциал каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на всеобщие условия товарооборота на соответствующем товаром рынке.
Данное  определение дает возможность характеризовать конкуренцию как экономическую категорию, сущностью которой являются определенные экономические отношения  по поводу  экономического состязания между определенными хозяйствующими субъектами (конкурентами) во время осуществлении ими своей предпринимательской деятельности, осуществляя при этом в своих собственных интересах независимые (конкурентные) действия, которые привлекают покупательский (потребительский) спрос, необходимый для  получения наибольшей суммы прибыли (конкурентные отношения).
Не существует и единого  определения понятия «конкурентоспособности». Возможность множественности трактовок  этого понятия обусловлена различными исходными позициями экономистов.
Изучение различных подходов к определению конкуренции позволило  сделать вывод, что конкуренция  представляет собой легализованную, развитую  форму соперничества за существование и один из эффективнейших механизмов регулирования и отбора в рыночной экономике.
М.Портер рассматривает конкуренцию  как процесс, который находится  в постоянной динамике и развитии,  ландшафт, который постоянно изменяется, в связи с появлением новых товаров, направлений  маркетинга, и новых рыночных участников. По определению Я. Гордона, «конкуренция это не просто состояние ума, а конкурентная борьба требует, чтобы субъект понимал необходимость формировать и постоянно поддерживать собственную конкурентоспособность».
Анализ литературы, посвященной  проблеме конкуренции, позволил сделать  вывод, что в основном имеют место  три основных подхода к пониманию  конкуренции. В первом случае конкуренция  определяется как состязательность на рынке. При втором подходе конкуренция  рассматривается как часть рыночного механизма, которая позволяет сбалансировать спрос и предложение. В третьем варианте конкуренция определяется  как характеристика, позволяющая определить тип отраслевого рынка. С указанными подходами следует согласиться, а использование каждого подхода в каждом конкретном случае определяется исходя из управленческих задач (стратегий).
Под конкуренцией нами понимается соперничество экономических субъектов  в борьбе за лучшие условия производства, купли и продажи товаров, потребления и  предоставления услуг с целью получения наибольших выгод, преимуществ, при общих рыночных, постоянно изменяющихся условиях хозяйствования и поведении отдельных участников рынка.
Сформировать конкурентную среду, а значит, повлиять на развитие торгового обслуживания могут только те торговые субъекты, которые в  результате своего роста и инвестиционной привлекательности способны существенно  усилить факторы их конкурентного  преимущества  за счет вложения в торгово-технологический процесс реальных средств.
Учитывая ситуацию и необходимость  обеспечения рыночной привлекательности, разработка стратегии конкурентоспособности  означает реальные организационно-экономические  возможности «участия» субъектов  в конкурентной борьбе.
Конкурентоспособность –  это свойство объекта, определяемое степенью реального или возможного удовлетворения им потребности по сравнению  с конкурирующими аналогичными объектами, представленными на определенном рынке.
Несколько отлично выглядит определение Д.И.Валигурского, который  определяет конкурентоспособность  как «возможность эффективной предпринимательской  деятельности и ее практической реализации с целью получения прибыли  в рамках конкурентного рынка». Питер Дойль подчеркивает, что «конкурентоспособность предприятия зависит от его способности удовлетворять потребности потребителей лучше, чем это делают его конкуренты».
Ряд авторов предлагают объединить в одно понятие конкурентоспособность  организации и конкурентоспособность  товара, определяя конкурентоспособность  организации как способность  фирмы конкурировать на рынках посредством  обеспечения более высокого качества товаров, доступных цен, создания удобств  для покупателей.
В последнее время все  большее внимание ученых привлекает необходимость учета эффективности  деятельности предприятия при определении  его конкурентоспособности. Так, существуют попытки расширения этого понятия  за счет включения в его структуру  свойств: способность приносить  дополнительную прибыль в краткосрочном  периоде на вложенный капитал  не меньше заданной, превышение полученной прибыли над среднестатической  в соответствующем сегменте бизнеса.
Анализ имеющихся исследований позволил выделить несколько подходов к определению понятия  «конкурентоспособности» и сделать вывод, что даже общее определение понятия «конкурентоспособность» не имеет однозначного трактования.
Конкурентоспособность торговой организации характеризуется как  комплексная качественная  характеристика функционирования торговой организации в конкретных условиях современных рыночных отношений. Важнейшей составляющей этой характеристики  является система конкурентных преимуществ торговой организации, базирующихся на её внутренних ресурсах, которые в своем единстве составляют «потенциал торговой организации».
При этом в качестве основных характеристик потенциала торговой организации выделяются имеющиеся  у торговой организации возможности: наличие современной технологии, оборудования, подготовленного персонала, совокупность необходимых ресурсов (товарно-материальных, финансовых, инновационных и др.), обеспечивающих функционирование и стратегическое развитие организации в условиях конкуренции.     
Обеспечение конкурентоспособности  в своем функционировании использует комплекс средств стратегического менеджмента, инновационного менеджмента, управления операциями и управления персоналом. Конкурентоспособность является концентрированным проявлением превосходства над конкурентами в финансово-экономической, торгово-технологической, информационно-маркетинговой, кадрово-ресурсной, инновационно-стратегической сферах деятельности торговой организации, которое можно измерить системой показателей.
Чем "эффективней" ведет  свою деятельность (по показателю выручка/затраты) участник рынка, тем он конкурентоспособнее. Ни полезность, ни качество продукции  не имеют прямой связи с конкурентоспособностью. Очевидно, что в создании конкурентного преимущества роль учета активов велика.
В качестве ограничений проявления конкурентоспособности  могут выступать финансовые условия рынка, при этом они могут рассматриваться и как элемент конкурентоспособности, а также организация рекламы и расходы на нее, социальные и технологические нормы.
Исследование позволило  сформулировать следующее определение  понятию «конкурентоспособность».Конкурентоспособность - способность субъекта торговли выдержать  сравнение с аналогичными субъектами торговли - конкурентами и наличие  определенных конкурентных преимуществ  перед ними в заданных условиях и  определенный период времени, под воздействием различных внутренних и внешних  факторов. Причем под  конкурентными преимуществами понимаются «эффективность» деятельности,  активы и другие достоинства торгового предприятия, дающие ему эти преимущества над конкурентами.
Процесс формирования и обеспечения конкурентоспособности включает следующие составные элементы: 
- маркетинговый анализ  конкурентной среды; 
- позиционирование торговой  организации; 
- оценка и формирование  конкурентоспособного потенциала  торговой организации; 
- операционный менеджмент (реализация конкурентной стратегии  в инновационном режиме); 
- интерактивный маркетинг:  персонал, процессы обслуживания, физическая среда обслуживания; 
- разработка и выбор  конкурентной стратегии; 
- мониторинг конкурентной  среды; 
- бенчмаркинг: сравнительный  анализ деятельности торговой  организации и основных конкурентов; 
- обеспечение необходимого  для поддержания конкурентных  преимуществ соотношения нововведений и стабилизационных мероприятий.
Отличительной особенностью этого процесса является, во-первых, выделение товара как ключевого фактора, с которым связаны проблемы ценовой конкуренции, что требует соответствующей стратегии товарного ассортимента; во-вторых, применение инструментария интерактивного маркетинга.
На наш взгляд, в качестве ключевого фактора следует выделять не товар, а поведение потребителя. При этом охарактеризовать поведение  потребителя можно по структуре  чека, а затем по полученным результатам  разрабатывать товарный ассортимент. По структуре чека может быть оценена  «работа» торговых площадей, эффективность  мерчандайзинга, ассортимент и ценовая  политика, выделены группы покупателей  и анализ покупательских корзин (состав чеков различных групп покупателей). Кроме того, именно по чекам можно  оценить наиболее часто встречающиеся  позиции в чеках (наиболее крупные  чеки, чеки различных групп покупателей, чеки в какое-либо время суток), выделить совместно покупаемые товары.
Для адаптации деятельности торгового предприятия к особенностям спроса необходимо формировать  товарные категории, исходя из мотивации потребителя. Все товары одной категории удовлетворяют одну и ту же потребность, а индивидуальные предпочтения покупателей направлены на брэнды  и разновидности товаров. При таком подходе к группировке товарных категорий, розничный торговец получает возможность удовлетворять потребности индивидуального потребителя, быстрее реагирует на изменения вкусов и желаний, а существующие связи  между товарами одной категории представляют наиболее благоприятные возможности для эффективного управления.
Продавец, который по-настоящему разбирается в реакции потребителей на разнообразные характеристики товара, рекламные аргументы цены и т.п., будет обладать большим преимуществом  перед конкурентами. На решение покупателя при выборе товара большое влияние  оказывают факторы социального, личного, культурного, психологического  и финансового характера. В большинстве случаев это те факторы, которые со стороны продавца не поддаются контролю, но их непременно следует учитывать.
Эффективность управления торговыми  сетями, в том числе и ассортиментом, непосредственно связана с умением  договориться с лучшими поставщиками и производителями, четким выделением своих целевых групп потребителей, выбором наиболее востребованного  потребителями формата и товарных групп, оптимальным подбором системы  показателей для анализа экономической  эффективности категорий и внедрением алгоритмов принятия решений на ее основе, предложением потребителям такого выбора товаров, который наилучшим  образом удовлетворит их постоянно  изменяющиеся потребности.
В секторе розничной торговли с начала 2000-х гг. происходит стремительное  изменение конкурентной ситуации, связанное  с вторжением на российский рынок  глобальных сетевых операторов. Отечественным  операторам приходится интенсивно мобилизовыватьресурсы  и вырабатывать новые деловые  стратегии для поддержания конкурентоспособности. При этом они демонстрируют высокие  способности к структурному и  институциональному изоморфизму, заимствуя  организационные формы и технологии продаж у глобальных ритейлеров до того, как они утвердились на российском рынке.
В современных рыночных условиях, которые характеризуются наличием конкуренции среди участников рынка, достаточно уведомленных и разборчивых потребителей, завоевание конкурентоспособности в торговле имеет все большее значение и становится важнейшим фактором успеха.
 
Анализируя ситуацию в  сфере торговли, можно смело утверждать, что на данный момент времени конкуренция  здесь развита в достаточно неплохой степени. В первую очередь это  объясняется особенностями отрасли. Здесь наряду с малыми предприятиями (небольшие магазины, киоски) имеются  предприятия достаточно крупные (гипермаркеты, оптовая торговля). То есть количество конкурентов достаточно велико. И  у каждого из них имеются свои преимущества: географические, ценовые, качественные. При этом заметно, что  количество предприятий торговли увеличивается  с каждым годом. Это вполне понятно, ведь открытие подобного предприятия  требует меньших затрат времени  и день, чем какое либо высокотехнологичное  производство. Увеличение числа предприятий  приводит к усилению конкуренции. Именно поэтому мы все чаще замечаем, что  предприятия начинают вести продуманную  маркетинговую политику, пытаясь  покорить клиента. Никого уже не удивишь  рекламой на кажд
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.