На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Метод наблюдения в психологии развития

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
Современная психология представляет собой разветвленную  систему научных дисциплин, среди  которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением  возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов  и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени  человека.
Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия  психологии развития, поскольку развитие здесь рассматривается всего  лишь как функция или хронологического возраста, или возрастного периода; делает акцент на возрастных особенностях психики.
Психология  развития связана не только с изучением  возрастных этапов человеческого онтогенеза, но рассматривает разнообразные  процессы макро- и микро психического развития вообще, изучает сам процесс психического развития. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.
Психология  развития изучает, прежде всего, генезис, динамику становления образа, мотива, деятельности у детей и у разных народов. Таким образом, выделяются различные стороны психического развития - развитие личности, интеллекта, социальное развитие, которые имеют свои этапы и закономерности, ставшие предметом исследования многих известных психологов – В. Штерна, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.П. Блонского и др.
 
 
    Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже
По мнению Пиаже, процесс развития интеллекта происходит следующим образом: схемы организуются в операции, различные сочетания которых соответствуют качественно различным стадиям когнитивного роста. По мере своего развития люди используют все более сложные схемы для организации информации и понимания внешнего мира.
Согласно  Пиаже, в этом развитии можно выделить четыре дискретных, качественно различных стадии, или периода. Он дал этим периодам следующие названия: сенсомоторная стадия (от рождения до 1,5—2 лет), дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет — иногда ее рассматривают как первую фазу стадии конкретных операций), стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет) и стадия формальных операций (начинающаяся в возрасте 12 лет и старше).
Теория Пиаже: внеречевое аутистическое мышление – эгоцентрические мышление и речь – социализированная речь и логическое мышление.
Ж. Пиаже  исходил из нескольких основных положений. Прежде всего — это вопрос о  взаимоотношении целого и части. Поскольку в мире нет изолированных элементов, и все они либо являются частями более крупного целого, либо сами дробятся на мелкие составляющие, взаимодействия между частями и целым зависят от структуры, в которую они включены. В общей структуре их отношения уравновешены, но состояние равновесия постоянно меняется.
Развитие рассматривается Ж. Пиаже  как эволюция, управляемая потребностью в равновесии. Равновесие он определяет как стабильное состояние открытой системы. Равновесие в статическом, уже осуществленном виде представляет собой адаптацию, приспособление, состояние, при котором каждое воздействие равно противодействию. С динамической точки зрения, равновесие — это тот механизм, который обеспечивает основную функцию психической деятельности — конструирование представления о реальности, обеспечивает связь субъекта и объекта, регулирует их взаимодействие.
Ж. Пиаже считал, что, как любое  развитие, интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, т.е. к установлению логических структур. Логика не вырождена изначально, а развивается постепенно. Что же позволяет субъекту освоить эту логику?
Чтобы познать объекты, субъект  должен действовать с ними, трансформировать их — перемещать, комбинировать, удалять, сближать и т.д. Смысл идеи трансформации  в следующем: граница между субъектом  и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна, поэтому  во всяком действии субъект и объект смешаны.
Чтобы осознать собственные действия, субъект нуждается в объективной  информации. Без построения интеллектуальных инструментов анализа, по Ж. Пиаже, субъект  не различает, что в познании принадлежит  ему самому, что — объекту, а  что — действию преобразования объекта. Источник знания лежит не в объектах самих по себе и не в субъектах, а во взаимодействиях, первоначально  неразделимых между субъектом и  объектами.
Именно поэтому проблема познания не может рассматриваться отдельно от проблемы развития интеллекта. Она  сводится к тому, как субъект способен адекватно познавать объекты, как  он становится способным к объективности.
Объективность не дана субъекту с  самого начала. Для овладения ею необходима серия последовательных конструкций, все более приближающих ребенка к ней. Объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия. Эти структуры — результат конструкции: они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои действия.
Субъект, по Ж. Пиаже, наследственно  наделен приспособительной активностью, с помощью которой он осуществляет структурирование действительности. Интеллект  — частный случай такого структурирования. Характеризуя субъекта деятельности, Ж. Пиаже выделяет его структурные  и функциональные свойства.
Функции — это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Субъекту свойственны две  основные функции: организация и  адаптация. Каждый акт его поведения  организован, т.е. представляет собой  определенную структуру, динамический аспект которой (адаптация) состоит  из равновесия двух процессов —  ассимиляции и аккомодации.
Весь приобретенный сенсомоторный  опыт оформляется, по Ж. Пиаже, в схемы  действия. Схема — сенсомоторный  эквивалент понятия. Она позволяет  ребенку экономно и адекватно  действовать с различными объектами  одного и того же класса или же с  различными состояниями одного и  того же объекта. С самого начала ребенок  приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, исследует руками, тащит, ощупывает, схватывает, тянет в рот, двигает  ногами и т.д. Весь этот опыт оформляется  в схемы — наиболее общее, что  сохраняется в действии при его  многократном осуществлении в разных обстоятельствах.
В широком понимании, схема действия — это структура на определенном уровне умственного развития. Структура  — это умственная система или  целостность, чьи принципы активности отличны от принципов активности частей, которые эту структуру  составляют. Структура — саморегулирующаяся система, а новые умственные структуры формируются на основе действия.
В результате взаимодействий со средой в схемы вовлекаются новые  объекты и таким образом ассимилируются ими. Если существующие схемы не охватывают новые типы взаимодействия, то они  пере структурируются, подлаживаются под новое действие, т.е. происходит аккомодация. Иными словами, аккомодация — это пассивное приспособление к среде, а ассимиляция — активное. На этапе аккомодации субъект отображает внутренние связи окружающей среды, на этапе ассимиляции он начинает воздействовать на эти связи в своих целях.
Адаптация, ассимиляция и аккомодация  наследственно закреплены и неизменны, а структуры (в отличие от функций) складываются в онтогенезе и зависят  от опыта ребенка и, следовательно, различны на разных возрастных этапах. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его  качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.
Психическое развитие в понимании  Ж. Пиаже — это смена умственных структур. А поскольку эти структуры  формируются на основе действий субъекта, то Ж. Пиаже пришел к выводу, что  мысль — это сжатая форма действия, внутреннее возникает из внешнего, а обучение должно опережать развитие.
В соответствии с таким пониманием Ж. Пиаже выстроил логику психического развития. Важнейший исходный тезис  для него состоит в том, чтобы  рассматривать ребенка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно собственной  умственной структуре.
В исследованиях детских представлений  о мире и физической причинности  Ж. Пиаже показал, что ребенок  на определенной ступени развития обычно рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т.е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Например, ребенок думает, что луна следует за ним во время прогулок, останавливается, когда он стоит, и бежит за ним, когда он убегает. Ж. Пиаже назвал это явление «реализмом», который мешает рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребенок полагает абсолютно истинным, так как не отделяет своего «Я» от окружающих вещей. До определенного возраста дети не умеют различать субъективный и внешний мир. Ребенок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами и явлениями объективного мира («реализм») и лишь постепенно приходит к различению их друг от друга. Эту закономерность, согласно Ж. Пиаже, можно применить как к содержанию понятий, так и к самым простым восприятиям. На ранних ступенях развития каждое представление о мире переживается ребенком как истинное; мысль о вещи и сами вещи почти не различаются. Но по мере развития интеллекта детские представления продвигаются от реализма к объективности, проходя ряд этапов: партиципации (со причастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека), на которых эгоцентрические отношения между «Я» и миром постепенно редуцируются. Шаг за шагом ребенок начинает занимать позицию, позволяющую ему отличать то, что исходит от субъекта, и видеть отражение внешней реальности в объективных представлениях. Еще одно важное направление развития детской мысли — от реализма к релятивизму: вначале дети верят в существование абсолютных качеств и субстанций, позднее открывают, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны. Мир независимых и спонтанных субстанций уступает место миру отношений. Например, сначала ребенок полагает, что в каждом движущемся предмете есть мотор; в дальнейшем он рассматривает перемещение отдельного тела как функцию от действий внешних тел. Так, движение облаков ребенок начинает объяснять иначе, например, действием ветра. Слова «легкий» и «тяжелый» также теряют абсолютное значение и приобретают значение в зависимости от избранных единиц измерения (предмет легкий для ребенка, но тяжелый для воды). Таким образом, мысль ребенка, сначала не отделяющая субъект от объекта и потому «реалистическая», развивается в трех направлениях: к объективности, реципрокности и релятивности. Неумение производить логическое сложение и умножение приводит к противоречиям, которыми насыщены детские определения понятий. Ж. Пиаже характеризовал противоречие как результат отсутствия равновесия: понятие избавляется от противоречия, когда равновесие достигается. Критерием устойчивого равновесия он считал появление обратимости мысли — такого умственного действия, когда, отправляясь от результатов первого действия, ребенок выполняет умственное действие, симметричное по отношению к нему, и когда эта симметричная операция приводит к исходному состоянию объекта, не видоизменяя его. Каждому умственному действию соответствует симметричное действие, которое позволяет вернуться к отправному пункту.
Важно иметь в виду, что, по мнению Ж. Пиаже, в реальном мире обратимость  отсутствует. Лишь интеллектуальные операции делают мир обратимым. Поэтому обратимость  мысли не может возникнуть у ребенка  из наблюдения за явлениями природы. Она возникает из осознания самих  мыслительных операций, которые совершают  логические опыты не над вещами, а над самим собой, чтобы установить, какая система определений дает «наибольшее логическое удовлетворение».
По Ж. Пиаже, для формирования у  ребенка подлинно научного мышления, а не простой совокупности эмпирических знаний, необходим опыт особого рода — логико-математический, направленный на действия и операции, совершаемые  ребенком с реальными предметами.
Согласно гипотезе Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие можно описать в виде группировок, последовательно вытекающих одна из другой, и он начал изучать, как формируются у ребенка логические операции классификации, сериации и т.д.
На основании теории развития, где  основным является стремление структур субъекта к равновесию с реальностью, Ж. Пиаже выдвинул гипотезу о существовании  стадий интеллектуального развития (см. табл.).
Таблица.
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже

Стадии — это ступени или  уровни развития, последовательно меняющие друг друга, причем на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. Ж. Пиаже неоднократно пытался представить развитие интеллекта как последовательность стадий, но лишь в обзорных поздних работах картина развития приобрела определенность и устойчивость.
Процесс интеллектуального развития ребенка, по Ж. Пиаже, состоит из 3 больших  периодов, в течение которых происходит зарождение и становление 3 основных структур: 1) сенсо-моторных структур, т.е. системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно; 2) структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные; 3) структуры формальных операций, связанных с формальной логикой, гипотетико-дедуктивным рассуждением.
Развитие совершается как переход  от низшей стадии к высшей, причем каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. На каждой новой стадии достигается интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.
Порядок следования стадий неизменен, хотя, по Ж. Пиаже, не содержит никакой  наследственной программы. Созревание в случае стадий интеллекта сводится лишь к открытию возможностей развития, и эти возможности нужно еще  реализовать. Было бы неверно, считал Ж. Пиаже, видеть в последовательности стадий продукт врожденной предрешенности, ибо в процессе развития происходит непрерывная конструкция нового.
Возраст, в котором структуры  равновесия появляются, может варьировать  в зависимости от физического  или социального окружения. В условиях свободных взаимоотношений и дискуссий до логические представления быстро заменяются рациональными представлениями, но они сохраняются дольше при отношениях, основанных на авторитете. По Ж. Пиаже, можно наблюдать уменьшение или увеличение среднего хронологического возраста появления той или иной стадии в зависимости от активности самого ребенка, его спонтанного опыта, школьной или культурной среды.
Стадии интеллектуального развития, по Ж. Пиаже, можно рассматривать  как стадии психического развития в  целом, так как развитие всех психических  функций подчинено интеллекту и  определяется им.
Система Ж. Пиаже является одной из наиболее разработанных и распространенных, и исследователи разных стран  предлагают свои варианты ее коррекции  и дополнения.
    Акмеология и геронтология: краткая характеристика наук в контексте психологического развития.
Акмеологию  можно называть наукой, изучающей  успех. В область интересов данной дисциплины входит абсолютно все, что  так или иначе связано с  успехом: становление личность, социальная адаптация, мотивация, деловая коммуникация, преодоление конфликтов, смысл жизни, профессиональное развитие и многое другое. С появлением акмеологии успех  становится официальным предметом  научного рассмотрения, а производство успешных людей ставится на научную  основу.
Под акмеологией  понимают научную дисциплину, изучающую  закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Акмеология изучает развивающегося человека как  индивида, личность, субъекта труда  в процессе высокопрофессиональной деятельности.
Акмеология  рассматривает развитие как постоянное совершенствование человека, а его  жизненный путь – как движение к более совершенным, высшим формам, к лучшим проявлениям человеческой сущности. В рамках данной дисциплины разрабатывается теория достижения наивысших результатов.
Акме (от греч. – вершина, цветущая пора) – высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, когда личность проявляет свою зрелость во всех сферах жизнедеятельности и, прежде всего, в профессиональной деятельности. Под акме подразумевается максимальное развитие способностей и дарований; считается, что акме приходится на период возрастной взрослости, социальной и личностной зрелости человека. Акмеологический подход – базисная обобщающая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и методов научного исследования, позволяющих изучать и решать научные и практические проблемы и задачи в объеме их реального онтологического бытия.
В акмеологии крайне актуальна проблема поиска и  разработки психотехнологий, алгоритмов, позволяющих или, способствующих, помогающих деятельному человеку наиболее полноценно и гармонично состояться в разных сферах его жизнедеятельности. Один из магистральных путей к ее разрешению – рассмотрение человека как активного  субъекта своей жизнедеятельности. Другие исследователи рассматривают «акме», как вершину индивидуального и личного развития человека на этапах жизнедеятельности – детство, юность (ювенология), период взрослого человека (зрелость), период старости (геронтология).
С психологической  точки зрения т акме – это высший для каждого человека уровень  развития его физического здоровья, ума, чувства, воли, взаимодействующих  таким образом, что он добивается наибольшего результата, проявляя себя как индивид, как личность и как  субъект деятельности.
В настоящее  время существует два подхода  к определению предмета:
в широком  понимании – являются процессы, закономерности и механизмы, содействующие  прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким личностно-профессиональным достижениям совершенствования человека как индивида;
в более узком  понимании является поиск закономерностей  саморазвития и самосовершенствования  зрелой личности, самореализации в  разных сферах, самообразования, само коррекции и самоорганизации.
Акмеология  рассматривает не просто человека, а человека – зрелую личность. Если в психологии некоторые исследователи  рассматривают зрелость и взрослость как тождественные понятия, то в  акмеологии эти два понятия имеют  самостоятельный значения.
В более узком  социально-психологическом понимании, предметом акмеологии является поиск  совершенствования и закономерностей  достижения вершин личностью и обществом, с учетом закономерностей и механизмов развития-саморазвития человека на ступени  ранней, средней и поздней взрослости и зрелости.
Данный принцип  является методологической базой устремленности в будущее, пониманием смысла и стратегии  жизни, социального оптимизма, является основанием для выработки целеполагания  личности, мотивации и формирования «акме» в понимании его топологичности.
Так как принцип  вершинности в акмеологии является основополагающим, то данное явление  рассматривается в его развитии и наполнении новым смыслом на разных этапах исторического развития.
Совершенствование рассматривается с акмеологической  точки зрения, когда совершенствование  предполагает линейное восходящее движение от исходной точки развития к точке  наивысшего развития.
На основе понимания символа акме-развития как горы, можно построить модельный  ряд акме-развития различных путей  достижения акме.
Одновершинная модель – классическая модель, которая  позволяет проанализировать путь совершенства достижения конкретного человека в  высшей точке акме как вершине  при достижении конкретного результата.
Многовершинная  модель также является классической моделью, характеризующей достижение множественного результата в жизнедеятельности  человека. Пики совершенства располагаются  на одной линии развития.
Макровершинная модель: среди всей совокупности вершин достижения преобладает одна, главенствующая, которая и является высшим пиком, т.е. высшей точкой развития человека.
Безнизинная модель является переходной моделью, т.к. она является последним этапом классического развития вверх. Она является основой анализа движения вверх через спад, упадок, кризис, т.е. те явления, которые будут характеризоваться преодолением, так называемого низинного этапа развития.
Если пристально присмотреться к их конфигурации, то нетрудно заметить, что одновершинные  модели в обоих случаях совпадают. Многовершинные модели также совпадают, при этом многовершинная модель является частным случаем (фрагментом) макровершинной модели, также как и безнизинная  модель является частным случаем (фрагментом) макровершинной модели. В этой модели имеется несколько «акме», но среди  них есть доминирующая вершина, господствующая над другими. То, что одновершинная  и многовершинная (с равноправными  вершинами) модели являются частными случаями макровершинной модели, достаточно очевидно. Но и безнизинная модель является таким частным случаем, она представляет собой просто восходящую ветвь одновершинной модели, обрывающуюся на вершине. Безнизинная модель не является безвершинной. Иллюзия отсутствия вершины (и, следовательно, «акме») у безнизинной модели связана с ошибочным смешением понятия «акме» как результата деятельности с процессом достижения этого результата.
Таким образом, при анализе классических акмеологических  моделей необходимо подчеркнуть, что  все они являются частным случаем  макровершинной модели, которая характеризуется  принципом восхождения вверх  от одной точки совершенства к  другой, их условно можно назвать  восходящими моделями.
Личность  в своем развитии проходит четыре фазы зрелости:
1) «подготовительная  фаза» – до созревания;
2) «старт»  – начало самостоятельной практической  деятельности;
3) «кульминация»  – социальное акме личности;
4) «финиш»  – окончание продуктивной деятельности.
Важной проблемой  акмеологии является исследование методов  достижения акме. Очевидно, что самоорганизация  индивидуума (как единства индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности) состоит из двух процессов – самоподготовки и самореализации. Самоподготовка означает формирование творческого потенциала индивидуума, а самореализация воплощение этого потенциала в жизни (реализацию этого потенциала).
             Проблема старения за последние десятилетия ХХ века становится все более актуальной для общества. Старость становится длительным и значимым этапом индивидуального развития, изменяя социальные процессы в мировом масштабе и, тем самым, определяет направления социальной политики государств. С каждым годом процент пожилых людей возрастает, что особенно заметно происходит в развитых странах. Данные демографические, а также и социальные изменения, происшедшие в большинстве стран мира во второй половине XX столетия, явились непосредственными причинами стремительного развития геронтологии – науки о старении и старости. Геронтология (от греч. gerontos – старец, старик, logos – учение) раздел биологии и медицины, изучающий нормальный процесс старения человека, его основные проявления и факторы, влияющие на характер, темпы и интенсивность старческих изменений.
Основоположником  геронтологии, как науки, в России и во всем мире считается выдающийся русский ученый-биолог И.И. Мечников (1845-1916), в трудах которого развивались  идеи о долголетии человека и биологии старения, средствах борьбы с преждевременной  старостью.
Основной  задачей современной геронтологии является профилактика преждевременного старения, направленная на сохранение здоровья и активного долголетия людей пожилого и старческого  возраста, а также изучение особенностей старения, связанных с влиянием факторов внешней и внутренней среды.
Чтобы понять сущность геронтологии, прежде всего, необходимо охарактеризовать два ключевых понятия: «старение» и «старость».
Старение  – инволютивный процесс, который  развивается в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия экзогенных и эндогенных факторов, ведущий к недостаточности физиологических функций организма, снижению его резистентности, развитию возрастной патологии. Заключительным этапом процесса старения является старость.
Старость  – закономерно наступающий заключительный период возрастного развития организма  человека. Старость является результатом  нарастающей функциональной недостаточности  организма вследствие внутренних и  внешних воздействий, которым человек  подвергался в процессе своего развития и последующей жизни.
Понятия старение и старость неразрывно связаны с  возрастом и продолжительностью жизни человека. Продолжительность  жизни – временной интервал, начинающийся рождением и заканчивающийся  смертью. Продолжительность жизни  зависит от условий и качества жизни и может варьироваться  у различных поколений.
Для того чтобы  определить, когда начинается процесс  угасания и когда наступает старость, ученые всех времен разграничивали человеческую жизнь на отдельные этапы в  основном по биологическим характеристикам (периодизация возраста). Наиболее простая  и универсальная классификация  включает три основных периода: детство, зрелость,  старость. Обычно к пожилому возрасту относят людей 55-60 лет и  старше.
Однако реально  старение человека далеко не всегда совпадает  с хронологическим (паспортным) возрастом, на котором строится периодизация, поскольку существуют значительные расхождения в индивидуальных сроках возрастных изменений на протяжении нисходящей фазы развития. Признаки старения, биологического «износа» организма  человека могут начать проявляться  уже с 30-35 лет или даже еще раньше. С другой стороны – у некоторых  людей даже в 80-90 лет отмечается настолько  хорошее состояние здоровья, что  это можно назвать «второй молодостью». В пожилом возрасте индивидуальные различия темпов старения особенно велики, они значительно больше, чем в молодости или зрелости, но именно темпы и интенсивность старения определяют продолжительность жизни человека.
Для оценки индивидуальных темпов старения используется категория биологического возраста, отражающая степень истинного старения, уровень жизнеспособности и общего здоровья организма. Он определяется как  «совокупность показателей состояния  индивида, по сравнению с соответствующими показателями здоровых людей этого  же возраста данной эпохи, народности, географических и экономических  условий существования». На продолжительность  жизни человека оказывают влияние  экзогенные и эндогенные факторы.
Во второй половине жизни состояние здоровья и жизнеспособность человека в большей  степени зависит от условий среды  и образа жизни, поэтому люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфофункциональному статусу, то есть, биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются  те люди, у которых благоприятный  повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью (большой запас жизненных сил  и отсутствие факторов риска заболеваний).
Основные  критерии оценки биологического возраста при старении – нарушения важнейших  жизненных функций и сужение  диапазона адаптации к внешней  среде, возникновение болезней и  увеличение вероятности смерти, тем  самым снижение продолжительности  предстоящей жизни.
Среди отдельных  разделов психологии развития геронтология является самым «молодым» направлением исследования. Именно сейчас ломаются прежние представления о старости. Все больше дифференцируются два ее аспекта – физический и психологический. Старость – закономерный этап в развитии человека, и все очевиднее становятся возможности удлинения человеческой жизни, в том числе и за счет внутреннего саморазвития самого индивида, выработки его психологической устойчивости против старения.
К числу теоретических  задач психологии развития можно  отнести изучение основных психологических критериев и характеристик детства, юности, взрослости (зрелости), старости как социальных явлений и последовательных состояний общества, исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития в зависимости от культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий, различных видов воспитания и обучения, исследования дифференциально психологических различий (половозрелых и типологических свойств человека), исследования процесса взросления во всей его полноте и многообразных проявлениях.
К числу научно-практических задач, стоящих перед психологией  развития, относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза, организация оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности, а также организация психологической  помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.
    ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОСТИ
Взрослость  – это период онтогенеза, условно  определяющийся возрастными границами 20–55–60 лет и характеризующийся  тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека. В настоящем справочнике принята  следующая классификация: ранняя взрослость – 20–40 лет и средняя взрослость – 40–60 лет. Термин «зрелость» в данной главе используется как синоним  термина «взрослость».
Ряд исследователей, занимающихся проблемами развития и  самопознания, рассматривают взрослость как время непрерывного изменения  и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем  предшествующих периодов – обретения  доверия и автономии, инициативы и трудолюбия.
Выделяют  кризисные переходы на этапе взрослости.
В молодости  человек стремится к достижению социальной зрелости – к выполнению социальных обязанностей и принятию ответственности за собственную  жизнь, свои решения и поступки, и  можно сказать, что задача молодости  – нахождение своего пути в социуме, активное освоение внешнего мира.
В среднем  возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. Здесь и возникает ряд кризисов, называемых кризисами взрослости.
В известном  смысле, качество и оригинальность личного опыта может не беспокоить взрослого, ему просто важно быть услышанным, принятым, оцененным потомками.
Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как: 1) умение брать на себя ответственность, принимать решения; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и "отдавать" индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, рационализм, трезвость в оценках и чувство "сделанности" жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др. За счет этих новоприобретений большинство взрослых людей обретают к середине периода - 40 годам - устойчивость в жизни и уверенность в себе. Но одновременно в этот, казалось бы стабильный, надежный и спланированный взрослый мир прокрадывается сомнение, связанное с оценкой пройденного жизненного пути, с пониманием стабилизации, "сделанности" жизни, переживаниями отсутствия ожиданий новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить (так свойственным детству и юности), переживанием краткости жизни для осуществления всего желаемого и необходимости отказаться от явно недостижимых целей. Взрослость, несмотря на кажущуюся устойчивость, такой же противоречивый период, как и другие.
Взрослый  человек одновременно переживает и  чувство стабильности и душевное смятение по поводу того, действительно  ли он верно понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Особенно острым становится это противоречие в случае негативных оценок, данных самой личностью своей предшествующей жизни и необходимости выработать новую жизненную стратегию. Взрослость дает возможность человеку еще, еще и еще раз "сделать жизнь" по собственному усмотрению, развернуть ее в ту сторону, которую человек считает целесообразной. Одновременно в задачи взрослости входит совладание, преодоление переживания того, что жизнь уже не во всем реализовалась так, как хотелось, как виделось в предыдущих возрастах, и соз
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.